-AdRiver-
Desert_witch написал 5 минут назад к игре АДМИРАЛ: эпоха парусных сражений: # Я уже прямо вижу, как администратор приходит сюда и происходит что-то ...
bookeat написал 6 минут назад к игре АДМИРАЛ: эпоха парусных сражений: # Там ещё Lama в банде, а главарь - Author
MAV написал 9 минут назад к игре Игротека 16 августа: # Впринципе в Битве героев неплохие счетчики, возможно стоит такие же сд...
Imago написал 10 минут назад к игре АДМИРАЛ: эпоха парусных сражений: # Ох уж эти обиженные разработчики, на то что нам не разглядеть творения...
MoonFire написал 15 минут назад к игре Мрачная гавань: # Да, повышали именно уровень монстров и урон от ловушек на +1 (часто и ...
С миру по нитке [21.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games возьм...
На экранах [21.08.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [20.08.2018]
В этом выпуске: перевод анонса игры Discover: Lands Unknown, второе превью игры ...
Юбилейное издание Pandemic
Специальное издание базовой игры Pandemic («Пандемия») в честь 10-летия. Новое о...
С миру по нитке [17.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games прист...

Ksedih

Обзор настольной игры Lewis & Clark

17 февраля 2016

Информация

добавить
игры Lewis & Clark
персоны Седрик Шабусси
компании Ludonaute
Дата: 17 февраля 2016
Оценка пользователей
9.1480
-

Сегодня игра из продуктивного 2013 года, когда на рынок вышло немало достойных настолок. Не знаю, уж почему год был таким успешным. Наверное, звёзды так сложились в небе, и гороскоп вышел удачный для любителей картона (глубокая аналитика, не правда ли?).

 

Lewis & Clark — игра, за которой в предрелизный период следили сотни настольщиков. Очень она была красива, необычна и качественно подана. Такой остаётся и по сей день. Но картинки, фоточки и даже правила — это одно. Совсем другое — и самое важное, надо заметить, — получаемые от игры удовольствие и впечатления.

 

 

О чём это? И кто такие Льюис с Кларком?  

 

Преподнесена игра в плане темы просто превосходно. Ни в одной другой настолке подобного не встречал. Зачин исторический: в самом начале XIX века американцы осваивали свои приобретённые у французов земли, Томас Джефферсон (президент США) отправляет исследовательскую экспедицию в новые владения для поиска прямого водного пути к океану. Возглавляют её те самые Льюис с Кларком из американской армии.

 

Участники партии выступают в роли предводителей экспедиции — правда, каждый своей личной, с собственной командой. Так что в контексте настолки Льюис и Кларк будут соревноваться друг с другом: чья же толпа исследователей быстрее доберётся на каноэ до океана, ведь изображены знаковые персонажи на картах различных цветов, принадлежащих разным игрокам.

 

 

Особый же интерес представляет оформление игры. Не только потому, что из-за одних великолепных иллюстраций некоторые покупают коробку, но и благодаря проработке исторической составляющей. Многие из 84 карт в Lewis & Clark представляют собой реально существовавших персонажей. По заверениям автора, были перелопачены тонны материала, чтобы подобрать нужные персоналии под действия каждой карточки, но не для всех это удалось.

 

В конце правил даже есть коротенькие исторические сноски по каждому из действующих лиц-карт. Отличный подход. Для варгеймеров, конечно, не подойдёт, но обыкновенным людям будет небезынтересно узнать, что какой-нибудь Пьер Крузат говорил на трёх языках, ловко общался жестами и таскал с собой в экспедиции скрипку.

 

 

Что в коробке?

 

Наполнение порадует любого «семейного» игрока, любящего красочность и благодать. Каждый, взглянувший на поле, сразу вспоминает Stone Age. Очень похоже по общему духу... приятности. На игровом поле изображён — назовём это парой слов, — быт индейцев в диких пока ещё землях Луизианы. «Победный трек» (почему в скобках, объясню позже) представлен рекой, протекающей с юго-востока на северо-запад.

 

84 карты действий-персонажей:

 

 

Гора деревянных ресурсов шести типов (+индейцы) в виде шестиугольников. В промо-комплекте и во второй редакции игры в коробке шли наклейки с изображением ресурсов, которые можно присобачить на эти деревяшки. На любителя — вроде, и так можно понять, что дерево коричневое, камень серый, а мясо красное.

 

 

Маркеры игроков:

 

 

Планшеты игроков, представляющие собой «склады» ресурсов и показывающие загруженность экспедиции, влияющую на скорость продвижения по реке:

 

 

12 плашек дополнительных лодок, которые можно прихватить с собой по пути для большей грузоподъёмности:

 

 

И, конечно же, игровое поле (всякие карты-подсказки и жетончики-мультипликаторы ресурсов внимания не стоят):

 

 

Как играть?


Уникально. Lewis & Clark — одна из оригинальных настольных игр, с необычной, впечатляющей с первого взгляда механикой. Как сказал Зордок о своей первой партии в неё: «Что-то невероятное! Я сбежал по ступеням, схватил первых попавшихся гиков и стал им рассказывать, отчаянно жестикулируя, что в это, блин, стоит сыграть, ну давайте же!»

 

Начать стоит с того, что здесь мы меняем ресурсы на другие ресурсы, а потом на очки, как и в сотнях других игр. Вроде бы. На самом же деле в этой настолке приевшаяся обычность хитро замаскирована несколькими диковинными элементами.

 

 

Например, трек очков здесь — та самая река по центру поля, разбитая на деления-очки, — вовсе как бы и не подсчитывает ваши ПО. Она является дорожкой, по которой бегут ваши скауты к своей цели, причём на разных участках местность меняется с реки на горы и обратно, и на разных участках потребуются разные ресурсы для их преодоления. Цель — пересечь первым финишную черту, словно в гонке.

 

 

Просто? Да не тут-то было — ведь вы продвигаетесь вперёд, оплачивая движение камнями / деревом / мехом и прочим, но избыток этого же добра будет откатывать вашего скаута назад. Всё потому, что хранятся ресурсы в слотах ваших планшетов-лодок, которые чем больше загружены, тем дальше тянут экспедицию назад по треку-реке. Нужно выгадывать подходящий момент для рывка по течению, когда каноэ не сильно забиты скарбом, то есть тратить ресурсы на движение так, чтобы в запасе их оставался самый минимум.  

 

 

Второй интересный элемент Lewis & Clark — это хэндбилдинг. У каждого в начале игры на руках имеется шесть карт-персонажей-действий (получить дерево / еду / камень / шкуры / индейцев, продвинуться по реке за ресурсы). В свой ход можно:

 

а) послать мипла-индейца в деревню, чтобы получить / обменять какой-то ресурс или прикупить улучшение экспедиции (лодки). Прямо как в Stone Age, только без кубиков.

 

б) разыграть карту с руки и поиметь с неё уникальный профит, часто лучший, чем от действия в деревне. Причём в игре интересный подход к розыгрышу карт: они выступают не только в качестве действий, но и активатором другого действия. То есть для того, чтобы разыграть любую карту, вы должны «активировать» её второй картой, подложив под первую. Экзотически. И интересно в плане принятия решений для игрока.

 

 

Так вот, к начальным шести картам (у всех они одинаковые, кстати) можно докупать новые, более мощные и уникальные — всего их 54, и выпадают они случайным образом из колоды на протяжении всей партии, по пять штук на выбор одновременно. Постепенно можно собрать себе руку из различных персонажей с разнообразными возможностями. Только чем больше рука, тем медленнее экспедиция, поэтому предусмотрены варианты «очистки» руки от балласта. Часть игры основана на правильном построении своей команды, вот почему я назвал это хэнбилдингом.  

 

 

Чередуя между собой действия, игроки потихоньку отправляют индейцев в деревню, разыгрывают карты, получая за это ресурсы, обменивая их на что-то более полезное, докупают новых персонажей, которые делают всё вышеописанное эффективней. Потом тратят добытое непосильным трудом на плавание по реке — и снова по кругу. Чья экспедиция первой прибудет к финишной черте — океану, — тот и молодец.

 

 

В целом, нюансов, за которые можно полюбить Lewis & Clark, в коробке предостаточно, механики работают отлично и интересно. Тут и активация действий по несколько раз с помощью «мощных» карт и миплов-индейцев. И возможность апгрейдить свой флот каноэ, чтобы везти больше ресурсов без штрафов. И различные вариации передвижения по «треку очков», доступные купившим нужного персонажа: можно и лодками плыть, и камнями оплачивать движение, и индейцами, и чем угодно ещё, даже за счёт впереди плывущих противников можно двигаться.

 

Плюс, есть специальные накладки на реку, чтобы изменить её «проходимость» в каждой отдельной партии: на каких-то участках можно возвести горы, а что-то залить водой — приоритеты развития своей команды немного изменятся.   

 

    

 

Впечатления

 

А теперь о плохом. Интерес к игре стремительно падает буквально через партию-две, и тому есть пара причин. Первая: фишка с развитием своей команды-руки поначалу кажется очень интересной. Ровно до тех пор, пока за всеми вариантами развития ты не обнаруживаешь простую истину: бери больше, кидай дальше. В игре это выглядит как «взять карту (-ы) движения за какой-то ресурс + закачку этого ресурса».

 

Хэнбилдинг закончен, далее вам предстоит просто разыгрывать эти карты в, грубо говоря, зацикленном порядке. Удаётся добиться этого быстро или нет, не имеет значения, важно то, что построение своей руки в игре очень условно. Это... разочаровывает что ли. Ждёшь от предложенного многообразия персонажей чего-то большего, билдинга ждёшь, а по факту получаешь билет на «крутую вечеринку», где собрались одни школьницы, которые «круто» в глаза не видели.

 

 

Вторая причина потери интереса к игре — в Lewis & Clark превышена операционная нагрузка на человека. Почему?

 

Во-первых, вариантов действий очень много, причём просчитать всё не то чтобы невозможно, просто все эти расчёты, кажется, совершенно здесь не нужны. Надо смотреть, каких персонажей можно и стоит ли покупать; надо продумать последовательность разыгрывания действий (причём она может поменяться в зависимости от ходов сопартийцев); нужно считать, сколько ресурсов уместится в лодках так, чтобы не тормозить экспедицию; и, наконец, количество получаемых ресурсов с карт-действий постоянно меняется, всё время приходится вглядываться в игровую область перед каждым из противников (ваша добыча зависит от выложенных у них в сумме карт), чтобы понимать и правильно планировать, что вы будете добывать и будете ли. 

 

 

Казалось бы, это прекрасно, столько наворотов, какая комплексная настолка! Но ощущения продолжают на протяжении каждой партии настаивать, что это лишь иллюзия. И им веришь. Помните: берёте карту-двигатель и карту-ресурс к ней, циклите их. Тем более карты весьма неравноценны: есть пустышки практически, а есть имбы, присутствуют и такие, которые отлично работают в партии на пятерых, но бесполезны при двух игроках. Хотя впятером авторы сами не советуют в это играть О_о

 

Такая вот гонка по реке, с греблей подбираемыми по пути брёвнами. Эдакий Stone Age для любителей сложностей и проблем. Вот только сложности эти вызывают много лишней головной боли на ровном месте, как правильно выразился SSS в карточке игры. Её действительно слишком много: Lewis & Clark заморочена там, где необходимо быть простой.

 

 

Во-вторых, пусть бы была велика операционная нагрузка — это не проблема для многих настолок, примеров можно вспомнить массу, — но взамен коробка должна что-то давать. В данном случае игрок, конечно, получает несколько необычных механик для развлечения, но в итоге он просто — давайте продолжим аналогию со Stone Age — строит хижины. Платит сколько-то дерева и камня — получает хижину и несколько очков. Да, нестандартным способом, да, изощрённо подсчитывая получаемые для этого ресурсы, но... Великий космос! На хрена ж это было всё городить?! Именно такой вопрос постоянно звучит где-то внутри вашей головы после очередной партии.

 

Факт: игру не хочется и нельзя называть плохой, она хороша. В неё вложено много сил, она умело сделана, прекрасно работает, да просто смотреть на неё доставляет удовольствие. Однако. Те самые впечатления и эмоции, за которыми мы постоянно гонимся, здесь глушатся самим автором, создавшим вроде как маленький шедевр. Многообразие персонажей, вариации их действий, куча способов сходить — поначалу почти восторг, потом почти разочарование. Странное ощущение от диссонанса ожиданий с реальностью, словно вот-вот получишь то, что так желал, но игра тебя обламывает и говорит: «Ничего ты тут не поймаешь, иди ищи в другом месте». Внутренняя гармония игры нарушена, хотя снаружи ничего так смотрится.

 

Когда я пытался разложить перед первой партией ресурсы ровными штабелями в общий пул, Aganov заявил, что я неправ, и надо делать как на картинке. Так и повелось.

 

Зачем в это играть?


Пробовать стоит, наверное, всем. А вот как оценить градус удовольствия, выдаваемого Lewis & Clark, изо всех сил пытающейся каждый раз доказать: «Не-не-не, я смогу выдавить из себя красоты! Сыграй в меня ещё партию!», —решать придётся каждому для себя. Мне же достаточно личного и мнения трёх похожих на меня гиков. И они удручающе схожи.

 

Но чтобы не заканчивать на пессимистичной ноте, давайте плюсов накидаю игре. Собственное восприятие работает не по принципу: «Он мне так сказал, я верю, игра шлак». Не верьте никому, всегда проверяйте всё лично, ведь обман присущ практичным людям, а вдруг мне просто настолько понравилась настолка, что я не хочу, чтобы в неё играл кто-то ещё, потому и пишу тут всякие гадости, убивая в вас желание пробовать? =)

 

 

Итак, плюсы:

 

 Отличное оформление. Великолепные иллюстрации, особенно общая картина на игровом поле. Компоненты на уровне: картонные тайлы толстые шикарные, деревяшки солидные, карты лён, всё как положено. Тут стоит упомянуть поле первой редакции игры, которое шло с браком — фото прикреплю внизу. Будете покупать, берите квадратную (вторая редакция), а не прямоугольную коробку (первая редакция).

 

 Действительно необычная механика, на неё как минимум стоит взглянуть. Карты активируют другие карты с различной силой, которую при желании можно увеличивать миплами — такое не каждый день встретишь. Ну, и какой-никакой хэндбилдинг, всё-таки интересно создавать в каждой партии другую команду, отличную от предыдущей.

 

 Классно замаскированный антуражем под реку трек победных очков. Приятно «плыть», а не «получать очередные 3 ПО». Причём он изменяемый: можете как угодно варьировать участки пути, хоть всё водой залейте, хоть через каждую клетку ставьте горы, чтобы бедные исследователи постоянно тащили на себе лодки (время партии затянется, ходов потребуется больше).

 

 Есть соло-режим, где можно посоревноваться с ботом, выступающим в роли таймера. Он плывёт по реке каждый ход на одну клетку, и за отведённое время игрок должен успеть обогнать поганца и финишировать первым.   

 

 

Вроде всё. Плюсы хорошие, кому-то Lewis & Clark точно придётся по вкусу. Но мне, честно, хочется её ругать, только не знаю, как это сделать обоснованно, ведь здесь есть все элементы хорошей настолки. 13 партий + пачка соло-прохождений, во время которых я люто невзлюбил этот кусок картона, дали возможность написать данный негативно окрашенный текст. Но это лишь мои переживания, которые не могу вам навязывать, поэтому заценте сами (советую чужую коробку =)), что это за зверь такой, попробуйте пару раскладок, сравните две свои партии.  

 

P.S. Забавно было прочитать три абзаца, которые я записал в блокноте несколько недель назад, после партии в Lewis & Clark, пока ехал вечером на электричке домой — много восторгов, много доводов «за». Такой смешной.

свернуть все темы
DmitriyP написал 2 года назад: # скрыть ответы

Моя коробка меня дожидается, сыграю - прокомментирую. А пока, думаю, игра просто не соответствует требованиям именно автора, его личным критериям, которые у всех разные.

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

О чём статья.

TON14 написал 2 года назад: # скрыть ответы

"шли наклейки с изображением ресурсов" - это для дальтоников =) и почему все про них забывают ='(

Мне кажется тебе не понравилось что карты не разнообразны и их нельзя комбинировать, к сожалению нету прям списка действия что есть на картах(или я не внимательно читал\уже забыл).

Поэтому Вангую: взять ресур,поменять ресурс,движение за ресур на Х клеток по реке\горе за Y ресурсов ,увеличить лимит ресурсов. ЕСли это так, то карты почти не комбятся от этого и уныние игра вызывает.Карты на руке есть,а толку мало...

igelkott написал 2 года назад: #

Да, про дальтонизм часто забываешь. Я как-то объяснял РфтГ человеку с дальтонизмом. Когда об этом узнал, у меня сильно поубавился энтузиазм.

evgen_wassup написал 2 года назад: # скрыть ответы

Вот это огромнейшее спасибо товарищу Ksedih вкупе с медалью "за чистку чужих вишлистов" (без сарказма). Игра была в топе-10 хотелок, а теперь даже как-то улетела оттуда в небытие, сменившись более интересными и достойными экземплярами.

DJem написал 2 года назад: #

Не торопитесь покупать, скоро до более интересных и достойных экземпляров Ksedih доберется - вычистит ваш вишлист до белого. Завязывайте с играми ;)

terjul написала 2 года назад: #

Хмм...это всё же из тех игр, в которые нужно для начала сыграть самому, а потом уж выкидывать из хотелок ))
Правда с полем они накосячили прилично. Даже заменённое поле начало расслаиваться.

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Пробовать всё равно надо. L&C - один из экземпляров, которые необходимо испытать на себе, ибо недурён. Вот только может приложить как меня, Зордока и Снагу. А может и нет.

evgen_wassup написал 2 года назад: #

Ну, одно дело - поиграть. Если предложат - никогда не откажусь, а другое - покупать в коллекцию. С нынешним курсом каждая позиция, вылетающая из вишлиста (и удешевляющая его общую сстоимость)- на вес золота. Поэтому собственно и благодарю)

sandman_83 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Здравствуйте! У меня вопрос по тексту: "...В игре это выглядит как «взять карту/ы движения за какой-то ресурс + закачку этого ресурса..."
А разве в RftG не так?
Странно то, что нечто, так импонирующее нам в одних играх, может служить камнем преткновения в других.
Мне нравятся обе, более того, есть и практически неигранная Era с допом, есть Поселенцы.
И мне кажется, что за минусом условной темы, это очень похожие игры, где именно делаешь ставку на ресурс и гонишься за ним до победного.
На то они и гонки, что менять стратегию посреди игры стоит победы. И уж если прогадал, то можешь к середине партии сдаваться - противник убегает вперёд бешеными скачками.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

Абсолютно разные игры.
Как сегодня писали уже, в течение игры в ЛиК игрок покупает 3-5 карт, которые друг на друга не влияют (нет фича эффектов, которые срабатывают у одной карты при розыгрыше другой, и так далее).
Сколько игрок прокручивает в Эре, постоянно находясь в поиске идеальной комба, избавляясь от ненужных и использованных карт?

sandman_83 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Про NE я не скажу, я в ней не эксперт, просто достаю иногда с полки с целью полюбоваться.
А RftG - прямо так, как написал автор - вышел на цикл производство/потребление и ходи по кругу до конца игры.
Претензия была, как я понял не в способе игры, а в узконаправленной стратегии.
Тут весь вопрос, как эту стратегию нащупать, да таким образом, чтобы и тебе она хорошо играла, и оппонентам не давала бонусов.

Alxndr1978 написал 2 года назад: # скрыть ответы

В rftg для выхода на эффективный цикл производства- потребления двух карт маловато, и трех часто тоже. А с допами победить тупо за счет такого цикла вообще мало шансов

sandman_83 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Меня как-то чел побил с 2-мя картами, ближе к середине игры 3-ю выложил.
построил сразу 2-й синий мир с потреблением и начал клепать производство/потребление. Через 5 ходов игра закончилась.
Но это скорее исключение, чем правило. Ну совсем карты не шли тогда.
Просто к слову вспомнилось.

Alxndr1978 написал 2 года назад: #

Всяко бывает, конечно. Но это не имба, просто в этот раз прокатило

Alxndr1978 написал 2 года назад: #

Ну и я правильно понимаю, что вы вдвоем играли, с заявлением 2 действий за раз?

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ага-ага, получение ресурсов, карты, дающие бонус за выложенные карты (чувака с движением по горам за серые карты помнишь?), карты, повторно активирующие действия выложенных карт. Ваще пасьянс "Косынка"

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

А то, ваще пасьянс))))
Ну ты ж понимаешь о чем я и что я ценю в играх.
Вроде хардкор, любимые механики и так далее, но...

Надо будет у тебя взять и попробовать в соло режим

sandman_83 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Есть 10 типов людей: одному нравится ЛиК, другому - нет.
Первый в определённой особенности видит изящество и красоту, второй - в той же ситуации - скуку и раздражение.
Так что здесь, наверное, никто никого не убедит, да оно и не нужно.

knaff написал 2 года назад: # скрыть ответы

"Есть 10 типов людей: одному нравится ЛиК, другому - нет."
._О

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Программисты шутят?

knaff написал 2 года назад: #

Сам такой!

Ogro написал 2 года назад: #

Ух ты. С точкой я ещё такой смайл не встречал.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: #

Вкусовщина. Согласен.
Да и автор не говорит, что игра плохая, речь не о том.

Ksedih написал 2 года назад: #

Никак Снага не может донести до вас, что о разных вещах толкуем. Не получилось, в общем, у меня раскрыть мысль в статье. =( Если интересно, можно в скайпе поговорить, писать руки отвалятся - новая статья получится.

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Как же ж ты в Mage Knight играешь, если в ЛиК уже перегруз?
Насчет имба-персонажей и пустышек - ваще мимо. Просто есть очевидные, а есть более subtle.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

колосс, который тоже интересен с точки зрения механик и только

GingerBreadMan написал 2 года назад: # скрыть ответы

Многие находят в ней атмосферу приключения, ощущение настоящего развития перса, его прокачку и т.д. Кроме того, МК интересен в плане геймплея как отличным кооперативом, так и соревновательными сценариями, которые довольно разнообразны.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

А где там кооп?)))))

GingerBreadMan написал 2 года назад: #

1. Распределение между игроками игровых ресурсов: кубиков маны, карт продвинутых действий, карт юнитов, карт заклинаний, 2. Распределение между игроками игровых возможностей: кто пойдет мочить того или иного врага, кто куда пойдет и т.д.
3. Совместный штурм городов, лагеря Волкэйра, лагерей фракций элементалистов и некромантов из последнего допа.
4. Командные варианты сценариев ONE ТО RETURN и CONQUER AND HOLD это сферический кооп в вакууме для каждой из команд.

Ksedih написал 2 года назад: #

О, про Mage Knight будет отдельная статья. Ты же слышал вживую что я о ней говорил =)

terjul написала 2 года назад: # скрыть ответы

Одна из любимых игр. Теперь боюсь раскладывать, вдруг разочаруюсь!

Ksedih написал 2 года назад: #

Любимое нельзя сделать для кого-то нелюбимым, просто сказав, что оно плохое. Так что раскладывайте смело.