-AdRiver-
Wulkuw написал 6 минут назад к игре Cyclades: # Посыл понятен, спорить не буду. Степень фана растет с количеством игро...
UAnonim написал 15 минут назад к игре Рейдеры Великих пустошей: # Автор :)
sputnik1818 написал полчаса назад к игре Рейдеры Великих пустошей: # Похожая на всех и не похожая ни на кого. На 15 разных игр похожа!? Кто...
wergg написал полчаса назад к игре Cyclades: # втроем играется никак. Выходят 2 бога из 4 плюс аполлон. Регулярно буд...
ForLorn написал полчаса назад к мысли на тему Escape Plan (План Побега) на KickStarter: # Здорово, спасибо за наводку. Было бы ещё круто, если бы игроки не ле...
«Бестиарий Сигиллума. Коллекционное издание»
На CrowdRepublic стартовал сбор средств на коллекционное издание «Бестиария Сиги...
Портал в мир приключений [19.07.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
Голосуем кошельком [18.07.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...

Ksedih

Запускание фейерверков — вот это настоящий кооператив

23 февраля 2016

Информация

добавить
игры Ханаби
персоны Антуан Боза
Дата: 23 февраля 2016
Оценка пользователей
8.5767
-

От обсуждений кооперативных игр у меня сводит скулы — такая это кислятина. Как будто снова америтрешеры заливают песню в уши еврогеймерам о том, почему шесть часов бросания горстей кубов в TI — это прекрасно и захватывает дух; а те, в свою очередь, описывают интересность решения двухчасовой никому не нужной задачи в Terra Mystica. Или, например, кто-то без задней мысли упомянет про варгейм Memoir ’44, тут же понабегут сами знаете кто, заливая ленту потоками... комментариев о правых и виноватых. Вяло и старо. Как вечные возгласы новоприбывших в настольную страну: «А мне локализация не нужна, там переводить нечего, МХ тупые, я молодец».

 

Подобное переливание из пустого в порожнее страшно утомляет. Но сколь бы не были бессмысленны споры, конца и края их не суждено увидеть никому. Так устроена жизнь. Поэтому твёрдою рукою смело открою старую кастрюлю со щами и покормлю вас кислятинкой. Ну, и на фоне рассуждений о кооперативных настолках, попутно слеплю обзор Hanabi.

 

 

Рассмотреть этот мелкий филлерок решил не потому, что он заслуживает какого-то пристального внимания — мелочь она и есть мелочь, и те, кому подобный сегмент игр не интересен, могут смело проходить мимо. Обзор родился сам собой по причине исключительности Hanabi лично для меня — это первая сыгранная за карьеру настольщика коробка, которая имеет в полной мере право называться кооперативной. Почему? Давайте разбираться.

 

Для любого игрока кооперация в настольной игре подразумевает под собой совместные действия участников партии. Лично ВЫ принимаете решения, ВЫ двигаете свою фигурку по полю, ВЫ помогаете команде добиться успеха в уничтожении сил зла/спасении своей шкуры. Странно только то, что зачастую всего этого нет ни в одной из называющихся «кооперативными» игр. О_о «Как же так?» — возникает резонный вопрос. И здесь я в очередной раз начну рассказывать о своём, для кого-то странном, видении жанра кооперативных настолок.

 

 

В кооперативной игре продвижение к единой для всех участников партии цели подразумевает под собой, прежде всего, принятие верных решений ради победы над математическим механизмом коробки. Как действовать тому или иному персонажу в данной ситуации? Тратить ли какой-то ресурс сейчас или отложить до худшей ситуации? Куда и кому перемещаться? Обсуждается всё это совместно, приводится к исполнению тоже.

 

Вот только всем понятно, что это мог бы сделать и один человек/люди, лучше других понимающий ситуацию в игре. За всех подумать, за всех принять решения и за всех походить — и прошло бы всё как по маслу, независимо от того, что там неправильно насоветовали остальные игроки. Это синдром лидера — и тут я вовсе не имею в виду, что кто-то громче орёт, а то, что кто-то в прямом смысле яснее видит объективно выгодный ход и может предметно его объяснить.

 

Все доводы «против» сводятся к следующему:

 

  • «Чтобы не было лидера, надо давать всем участвовать в обсуждении!»
  • «Если кто-то не хочет участвовать в обсуждении, сам дурак, не играйте с такими!»

 

 

Однако эти советы не берут в расчёт того, что в так называемых «кооперативных» играх зачастую есть один-два правильных хода в конкретный момент партии. Но дело даже не в их количестве, сколько в очевидности. Каждый адекватный игрок будет сушить важные участки острова в Forbidden Island; именно зелёного монаха в Ghost Stories, если есть возможность, пошлют разбираться с толстым призраком; персонажа с максимальным шансом выкинуть «6» заставят сражаться с некромантом в Darkest Night.

 

Эти решения верны. Но, к сожалению, чтобы принять их, по факту вам не нужны напарники, вы прекрасно справитесь без них. Недаром в каждой кооперативной игре есть соло-режим. Yggdrasil, Pandemic, Defenders of the Realm — всё в одну кучу. Псевдо-кооперативы. Головоломки.

 

 

И до недавнего времени мне представлялось, что всё совсем плохо с жанром. Но оказалось, есть игры, где нужны настоящие командные действия, совершаемые каждым отдельным участником партии, а не вяло оправдываемым «сверхразумом». Чуть более года назад товарищ под ником JPall под одной из статей на «Настолкомании» предложил мне попробовать несколько настолок из «настоящих» кооперативов. Среди них первой в списке стояла Hanabi. О ней же ещё раньше, в июле 2012, у себя в блоге рассказывала Njuse4ka — сколько радости доставила эта маленькая коробочка компании. Они оба были правы, игра весьма недурна, хороша и, наверное, даже отлична. Так что давайте уже перейдём к обзору что ли.

 

Что в коробке?

 

Это мелкий филлер. Коробка с содержимым легко запихивается в карман. Да что тут говорить, можно даже самолично по-быстрому сварганить 50–60 карточек (смотря в какой вариант будете играть) с разноцветными цифрами и наслаждаться игрой:

 

 

А также найти замену десятку жетонов, необходимых для игры (возьмите пуговицы, как говорится):

 

 

Как играть?

 

Цель — выложить в пять стопок карты по возрастанию, с единицы до пятёрки. Каждая стопка — отдельный цвет. В свой ход можно пополнить одну из стопок картой из руки, после чего взять из колоды новую — важно только, что карты можно выкладывать лишь по возрастанию, то есть сначала единицу, потом двойку того же цвета и т.д. Также можно сбросить карту с руки и потянуть новую. Проблема заключается в том, что руку вы свою не видите (держите рубашкой к себе, лицом к своим напарникам), следовательно, и карту, которой делаете ход, тоже. О_о

 

 

Вот тут-то и выступают на первый план ваши коллеги и та самая кооперация, так как ещё одним действием, доступным игрокам, является подсказка сопартийцу. Вы можете ткнуть пальцем в конкретные карточки сидящего рядом товарища и сказать: «Вот эти синие». Или: «Вот эти две карты — единицы». Ориентируясь на подбрасываемые подобным образом друг другу «улики», игроки должны постараться заполнить все пять стопок картами с 1 до 5.

 

Количество подсказок ограничено, но подлежит восстановлению путём того самого сбрасывания ненужных карт с руки (подавляющее большинство из них специально для этого дублируется в колоде). Вот и все правила. Вы либо делаете ход, либо сбрасываете лишнее с руки, либо даёте подсказку товарищу. И стараетесь правильно пристроить как можно больше карт в ряды до того, как закончится колода.

 

Впечатления

 

Отличные. После 40+ партий (Hanabi играется буквально за 15 минут) могу сказать, что это лучший (и пока единственный настоящий) кооператив из опробованных. Тут, конечно, свою роль играет радость от осознания того, что жанр существует в том виде, в котором задумывался — для этого и появилась данная статья, поделиться восторгом нуба. В игре каждый игрок действительно старается помочь напарникам своими подсказками, и на его решение не могу повлиять неигровыми способами, всё целиком зависит лично от вас. То же самое делает каждый участник партии, вместе с вами и, тем не менее, независимо от вас.

 

 

В Hanabi вы ждёте помощи от товарища, надеетесь на верное решение, которое зреет в его голове. Потом сами рассуждаете и прикидываете, как максимально эффективно помочь следующему члену команды, да так, чтобы данная подсказка привела не только к правильным выводам, но и дала больше манёвров другим участникам партии. Настоящие совместные действия как они есть. Никто не может указывать другому, как походить лучше, ибо сам не видит всех карт, поэтому напрямую зависит от вас, как и вы от него.

 

Механизм скрытой информации отлично подходит кооперативным играм. Он даёт каждому игроку возможности влиять на процесс, позволяя быть винтиком команды в прямом смысле слова, а не тыкающей по кнопкам телефона частью интерьера, периодически подтверждающей: «Ага, бью этого. Чё ж тут ещё делать?» Каждый из сопартийцев вовлечён в процесс, независимо от опыта и умения, ведь его ход не менее важен, чем ход любого другого игрока — все полагаются друг на друга.

 

 

У Hanabi, правда, есть и несколько «минусов». Хотя, по факту, это фичи, а не баги, но, по наблюдениям, кого-то может напрягать:

 

Во-первых, не все сразу приучиваются держать карты от себя лицом, по привычке разворачивая их «как надо». Проходит это довольно быстро, надо просто самую малость контролировать себя, а не быть рефлекторной машиной.


Во-вторых, это игра, задействующая память. Например, подсказали вам, что вот эти вот карты у вас — пятёрки, а вот эти две — синие. Пока вы думаете, как и что подсказать напарникам, пытаетесь проследить за их действиями и уловить ход их мыслей — уже позабудете, что же сами держите в руках, каких улик накидали товарищи. Здесь есть хитрость, которую можно применить для облегчения процесса, дабы опираться в игре лишь на логику и исключить из уравнения память — можно «записывать» подсказанные карты, хотя некоторые категорически против такого нечестного способа ведения партии.

  

В-третьих, могут иметь место неочевидные подсказки, выдаваемые случайно, какими-либо оброненными словами или действиями игроков. Такие своеобразные читы, от которых, конечно же, лучше избавиться, научиться вовремя затыкать себе рот, если хотите играть по правилам. Но это для некоторых вовсе не является проблемой — Нюсечкина компания самый кайф и ловила от процесса борьбы с искушениями (держите ссылочку что ли).

 

 

В игре действительно, на чём сделала акцент Нюся, есть место даже смеху, продлевающему жизнь. Особенно поначалу, с незнакомыми партнёрами, подсказки которых непонятны, как и ваши для них. И то и дело раздаются восклицания, типа: «Да я же специально показал эту двойку, думал, ты поймёшь, что её надо СКИНУТЬ! Ааа!»

 

В меру эмоций, в меру риска, в меру логики и стратегии — очень гармонично, пусть и куце. Такой он, кооперативный филлер под названием Hanabi.

 

 

Зачем в это играть?

 

Если вам нужен хороший филлер — это Hanabi. На двоих, троих, четверых — не имеет значения. Если хочется прямого взаимодействия в созидательных целях — лепите фейерверки. Тут нет сложных решений, присутствует только простая логика и надежда на то, что вы с приятелем хорошо понимаете друг друга. А иногда стоит просто уповать на совпадение интуиции друг друга, но это уже высший уровень пилотажа.

 

Тут легко условиться об определённых знаках при подаче игровых сигналов и сделать игру проще, а можно этого не делать и бороться с механикой жёстко по-честному, стремясь к заветным двадцати пяти очкам (или тридцати, если играть с дополнительным шестым цветом для повышения сложности). 

 

Hanabi безумно проста, даже примитивна, но она же запредельно кооперативна.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
VolchyaKoshka написала год назад: #

Никогда не думала, что среди филлеров могут встречаться кооперативы.
Отличный обзор! Захотелось срочно приобрести игру)

BigWetTits написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор! Игра заинтересовала.

Я только не согласен с фразами в духе "Настоящий кооператив/ненастоящий кооператив".

Кооперация (лат. cooperatio) — форма организации деятельности, при которой определённое количество людей или предприятий совместно участвует, либо в одном и том же их общем процессе, или же в различных, но связанных между собой процессах деятельности.

Копаете грядку впятером - это кооперация. Но грядку можно и одному вскопать.

BigWetTits написал 2 года назад: # скрыть ответы

Соответственно, наличие лидера не делает игру менее кооперативной.

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Всё те же щи. Мы говорим о совсем разных вещах.

BigWetTits написал 2 года назад: #

Я просто о том, что согласно определению кооперации, все кооперативные игры - кооперативные. Но есть из них игры со скрытой информацией, которые вам нравятся больше. Но это не делает другие игры ненастоящими кооперативами. Я не говорю, что сам в восторге от синдрома альфа-самца. Я просто о том, что согласно всем формальным признакам кооперативные игры являются настоящими кооперативными.

boozy написал 2 года назад: # скрыть ответы

Абсолютно согласен.
Уже тыщу раз собсно обсуждалось, что проблема лидера в коопах это не проблема игры. Это проблема игроков.

Невозможность играть соло не делает игру сразу по умолчанию самой кооперативной в мире. Такой бред ещё ж придумать нужно было ))

Denlerien написал 2 года назад: #

Ну, с формулировкой я не согласен, но именно в Феерверках (Ханаби) нет возможности думать за других. Да, можно сжульничать и подсказать какую карту сыграть, но подсказать какую подсказку дать не выйдет (при игре вдвоем по крайне мере).

Уровень взаимодействия тут выше, требуется бОльшая слаженность игроков, чем, скажем, в Пандемии, запретных острове/пустыне и подобным - там можно обсудить и спланировать, тут требуется своими действиями указать, что делать дальше.

Например, игроки А, Б, В. Игроку Б дана подсказка на синюю карту (3-ка, но он об этом не знает, подсказка далась не только что а была дана ранее вместе с другими синими, например, с единицей), у игрока В (после него) есть синяя четрвёрка. Тогда игрок А (перед Б) даёт подсказку игроку В на синюю карту. Игрок Б видит, что подсказка дана на синюю четвёрку, которую тот сыграть не может, отсюда он может сделать вывод, что у него синяя тройка, т.к. только в случае если он сыграет эту карту ход игрока В станет допустимым.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

Не согласен. Elder Signs и иже с ними это командная игра (если так можно выразиться). Команда может быть представлена одним игроком или несколькими.
Кооперативная игра это та в которой игрок в принципе не может играть за нескольких персов.

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Не. Кооперативная та, в которой тебе нужна помощь других игроков, предметно, а не номинально.

fonfrost написал 2 года назад: # скрыть ответы

Так а разве это не одно и то же? Скажем в Warfighter: The Tactical Special Forces Card Game если берешь определенную миссию рассчитанную на большое количество бойцов, то ее из-за специфики игры соло пройти не реально, ибо мозг закипит, если попробуешь отыграть действия сразу за 3 - 4 игроков имея на руках сразу 3-4 руки карт этих виртуальных персонажей. Причем в этой игре и альфа игрок, тобишь номинальный командир, нужен (хотя мы играли и на этом уровне принятия решений коллегиально, но логика отображаемых событий явно подталкивает, к обратному) что бы общий стратегический вектор задавать, иначе группа превратится в неуправляемое пушечное мясо. А тактические решения уже ложатся на плечи конкретных игроков, ибо номинанальный командир просто не в состоянии заглянуть во все карты на руках, просчитать все модификаторы и спецсвойства вооружения и оборудования и т.д. Т.е. участники для комфортной игры должны сами решать какие им именно действия выполнять, какие карты выгодно сыграть для грамотного взаимодействия и т.д. Т.е. из-за сложности управления сразу кучей персонажей получается реальная кооперация между участниками.

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Уже который день у меня идёт активное обсуждение по поводу кооперативов с несколькими товарищами. Аспект повышенной сложности - это действительно один из вариантов решения проблемы лидера. То есть, один человек попросту физически не должен успеть и смочь всё просчитать.

Описанный вариант в Warfighter: The Tactical Special Forces Card Game звучит интересно. Куча карт и модификаторов, за которыми попросту не уследить. Но в действительности, пока что мы плаваем на уровне "Командная vs. кооперативная. Как сместить акцент сторону второй?" Запредельная сложность принятия решений - вариант.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

Как я понял, здесь речь идёт о том, что информации очень много и поэтому я кооператив.
То есть, если один игрок осилит такой объём информации, то уже и не кооператив?

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Нууу, условно говоря, да. =)

К параллельно похожему выводу мы уже пришли относительно Ханаби. Чем она отличается от называемых мною недокооперативами игр? Да тем, что в ней попросту напрямую запрещено правилами разглашать информацию. Только на этом строится вся интересность процесса. Убираем правило - игра разрушена. То же самое с теми самыми обычными кооп играми: вообще запрещаем в GS разговаривать, и вот вы уже ждёте от товарища его варианта решения проблемы, грозно сверкая на него глазами.

Только всё это условности в любом случае. Вы всегда страстно хотите подсказать правильный ход. В Hanabi это суть игры и оно же запрещено правилами, что и вызывает эмоции, но никто не мешает вам нарушать это правило и тупо вслух рассказывать сопартийцу все цифры и цвета его карт. Только от этого игра полностью и бесповоротно ломается, а обычные коопы нет. В этом самая мякоть и замечательность Hanabi.

fonfrost написал 2 года назад: # скрыть ответы

Кстати, вопрос. А ты играл в Шестеренки войны (там по правилам нельзя говорить и показывать свои карты), и The Lord of the Rings LCG?

Ksedih написал 2 года назад: #

И в Шестерёнки, и в LotR LCG играл. По геймплею: Шестерёнки куда не шло ещё, швырятельство кубиков и куча карт действий очень оживляют всё действо; Властелин тоже интересен, но в качестве ККИ прежде всего. Если же вернуться кооперативной составляющей, то в Шестерёнках она показалась интереснее реализованной - карты не знаешь других игроков, вариантов их не так уж мало, ну и все эти протаскивания за собой товарища забавны. Но опять же, ни в одной, ни в другой кооператива уровня Hanabi нет, хотя количество вариантов действий в Шестернях действительно дают полноценное ощущение самостоятельности. Возможно, этого и достаточно.

И да, я понял о каком уровне ты говорил, приводя в пример кооперативы с картами и кучей инфы (если оно соответствует GoW). И правда, если сравнивать Шестерёнки с тем же Death Angel, где как бы тоже карточный движок, то становится понятно, что во втором из-за определённости действий на руках всё очень уныло, а в первой наоборот бодро, каждый действует сам, только предполагая что смогут сделать другие. Пусть и всегда ясно, что каждый может и подвигаться, и пострелять, какое-никакое ощущение всё равно остаётся.

fonfrost написал 2 года назад: # скрыть ответы

Из той же оперы Тени Бримстоуна, причем там по мимо описанных выше проблем сложности управления (после пары уровней прокачки, кучи имеющихся предметов, одежды, оружия, абгрейдов, благословений перед приключением в церкви/прививок и т.д. и т.п. в своем то персонаже перестаешь ориентироваться), еще вполне предметная кооперация добавляется из-за запредельного разнообразия просто на уровне механистической части. Для комфортной игры необходимо чтобы кто-то рулил "миллионом видов" жетонов (XP, бабки, жетоны различных видов повреждений и состояний и т.д.), кто-то рулил подбором выкладыванием тайлов местности (ибо тут карта генерируется случайным образом по мере исследования), кто-то занимается монстрами, кто-то оперирует почти 40 колодами различных карт и кучей таблиц с различными событиями и создает с помощью них атмосферу и общий нарратив.

Есть опять же настольные РПГ, там уж точно полная кооперация внутри партии.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

В настольных РПГ ровно тоже самое - лидер и подмена кооператива командной игрой

fonfrost написал 2 года назад: #

Так в сложных настольных рпг как раз тоже невозможно отыгрывать сразу за нескольких героев.

Вот комповых играх сейчас сплошь и рядом в играх разных жанров представлены кооп. режимы. Можно, скажем, в шутер сразу за двоих сыграть? Наверное, если очень сильно извратиться, можно, но не нужно.
В общем эта тема вполне экстраполируется и на кооперативные настолки. Если в игре, направленной на достижение общей цели, любым способом поставлен барьер на безболезненное управление несколькими "объектами", это полноценный кооп в понимании Ksedih....

Freewalkr написал 2 года назад: # скрыть ответы
Правильные кооперативки

Согласен с автором насчет псевдокооперативности, по сути пасьянсности, многих настолок. Но мне хотелось бы знать его мнение: какие кооперативки Вы считаете настоящими, командными играми?

Ksedih написал 2 года назад: #

Играл в десяток кооперативов, но настоящий попался пока один. Так что ничего подсказать не могу. По мере изменения ситуации буду делиться, так как тема небезынтересная.

З.ы. Это что касается сабжевой темы. А вообще мне больше всего нравится Darkest Might, так как там сплошной рандом, и оптимальных ходов нет, приходится полагаться в основном на удачу. Но подходит такое, понятное дело, не всем.

hotice написал 2 года назад: #

Вот про пасьянсность очень интересное и точное замечание.

AndreyZ написал 2 года назад: # скрыть ответы

Года 4 знаю про Hanabi и всё откладывал опробование, теперь решено - надо срочно брать! :) Спасибо за обзор!

"...Среди них первой в списке стояла Hanabi"
А ещё что было в том списке?

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

1. Say bye to the villains
2. Sentinels of the multiverse
3. Space alert
4. An Alien deck building game

Ничего не пробовал, но насчёт Space alert верю, так как понимаю как решена проблема "обсуждений", просто и гениально - ограничением времени, за которое надо успеть переделать свои дела.

Aganov написал 2 года назад: #

1. В сейбае есть очень искусственное ограничение социалки через запрет называть конкретные карты и цифры. Зато в игре выдающийся нарратив.

2. Стражей пробовал в цифре - по-моему, несусветная гадость с тошнотным артом а-ля "я мангака с девиантарта".

3. Не знаю, но Хватил божественен.

4. В игре великолепно обыграны сценарии, кооп решаемый, режим с предателем по слухам неиграбельный. Как кооп Shadowrun: Crossfire интереснее.

igelkott написал 2 года назад: #

Иногда так хочется как-то пришить такую кооперативность какой-нибудь нормальной игре, но что-то пока не замечал ничего подобного:(
А у Ханаби есть еще пара плюсов - она очень хорошо подстраивается под компанию - одним головоломка, другим развеселый пати-гейм. Второе - очень важный для гейтвэев момент - она удивляет, новичков сразу двумя вещами - что кооператив и тем, естественно, как надо карты держать.