-AdRiver-
ivankostikov87 написал 2 минуты назад к игре Карты Конфликта Сборник ваших тупых идей: # дружок, придумай свое УГ, судя по твоим комментам у тебя отлично получ...
Kureshendo написал полчаса назад к новости С миру по нитке [15.06.2018]: # Я с небольшим опозданием, но все же выполняю, что обещал. Небольш...
AndreKis написал полчаса назад к игре Clans of Caledonia: # продать еще раз или купить еще раз можно (но второй раз цена уже друга...
BepToJIeT написал полчаса назад к мысли на тему Заметки начинающего настольщика, ч. 2: # Т.е., из перечисленных в посте игр сыграно только в "Экивоки" и "Сигги...
scafandr написал час назад к мысли на тему Про закрытие Android:Netrunner, Warhammer 40K: Conquest...: # У меня со всеми ЖКИшками всегда одно и то же происходит - покупаю стар...
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...
«Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic
Стартовал предзаказ на русскую версию Mythos Tales.
Первый Национальный турнир по «Кросмастеру»
Этого события русскоговорящие игроки в «Кросмастер» ждали больше 3 лет.
Пролог покорения Марса
«Лавка игр» открыла предзаказы на «Покорение Марса. Пролог»

Mistichka

Фидхелл — игра богов

07 февраля 2017

Информация

добавить
игры Иниш
Дата: 07 февраля 2017
Оценка пользователей
9.2442
-
 

И тогда повелел король расставить перед Самилданахом

доски для игры в фидхелл, и всякий раз тот выигрывал,

сделав Кро Луга.

«Битва Маг Туиред»

 

Настольная игра — это всегда абстракция. Лишь только сила нашего воображения оживляет кубики и фишки на поле, превращая их в воинов и рабочих. Как писал Йохан Хейзинга в своём великом труде «Человек Играющий»: «Игра всегда понарошку, и в тоже время ничего серьёзней игры не существует…». Лучшие из игр за всей своей видимой абстракцией не только развлекают, но и могут принести новые знания.

 

Поэтому о некоторых играх, за которыми стоит нехилый исторический и мифологический бэкграунд, хочется рассказать поподробнее. Inis, игра, которая привлекла внимание игроков и прессы на прошедшей в 2016 году выставке в Эссене, относится к разряду именно таких игр. Она рассказывает о противоборстве кельтских племён за контроль над Ирландией.

 

Даже если не вдаваться в подробную статистику, то первыми на ум среди излюбленных игроделами исторических эпох и народов придут античная Греция и Рим, ну и, конечно, викинги. А вот кельты как-то всё это время находились не у дел, в тени других легендарных воителей. И очень зря, кельтская мифология вполне себе может тягаться по своему размаху и со скандинавским, и с римским эпосом. Из всего кельтского наследия наибольшее представление мы имеем о мифологии Ирландии. Удивительно то, что сохранились языческие предания благодаря христианским монахам. Ирландия крестилась очень рано, даже по европейским меркам. Святой Патрик принёс христианство на остров в IV веке. И последующие четыре столетия стали для Ирландии золотым веком, — в который и была записана большая часть мифологического наследия.

 

Книжники в монастырях вместо того, чтобы навсегда порвать с языческим прошлым, занялись его переосмыслением. Так, предводитель первого племени, прибывшего в Ирландию, носил имя Партолон. Имя абсолютно не кельтское и является видоизменённым вариантом имени Варфоломей, а прибыли эти варфоломейцы в Ирландию сразу после Великого потопа. Таким образом, библейские мотивы тесно переплелись с самобытной мифологией кельтов.

 

Дизайнеры Inis при создании игры задались идеей вместить в одну коробку сразу всю эту мифологию. Как это им удалось? Карты Эпоса, которые входят в общий карточный пул, являющийся игровым движком, носят название различных ирландских богов и героев, а также мифических событий. Одно из них занимает центральное место во всём ирландском эпосе — Битва Маг Туиред.

 

 

Изумрудный остров был заселён не сразу, прежде чем там появились предки современных жителей, четыре народа владели этой землёй. И четвёртым народом, решившим заселить ирландские земли, стало племя детей богини Дану, они прибыли на остров с Севера Мира, но здесь их вовсе не ждали с распростёртыми руками. Племя Фир Болг не имело никакого желания расставаться с ирландскими владениями. Тогда и случилась первая битва при Маг Туиред.

 

Маг Туиред в ирландском языке значит Долина Столбов. Но что подразумевалось под столбами, сейчас трудно сказать. Возможно, это культовое место, в котором находилось нечто вроде Стоунхенджа или стояли древние каирны (погребальные насыпи). По другой версии, столбы — это непосредственно воины. В тексте саги говорится, что когда люди Фир Болг увидели входящих в долину воинов Дану с поднятыми щитами и копьями, то сказали: «Вот идут они, подобно столпам войны». В любом случае название долины говорит о его сакральном значении, как места великой битвы, для каждого кельта.

 

О первой битве Маг Туиред мы знаем мало, кроме того, что Фир Болг были разгромлены, племя детей богини Дану стало править островом (Inis по-ирландски значит остров), а король Нуаду в битве лишился руки. Отрубил её герой из племени Фир Болг — Сренг. В знак уважения к его доблести, после решающей битвы именно ему племена богини Дану великодушно предложили выбрать область, где могли бы поселиться Фир Болг, и таким образом разделили Ирландию.

 

Лишение конечности и стало одним из важных следствий для второй битвы Маг Туиред, о которой и пойдёт подробный рассказ. 

 

 

По преданию, увечный король не мог править племенем, и потому Нуаду пришлось покинуть трон, а его место занял Брес, который происходил из племени фоморов — враждебной силы, олицетворяющей хаос и тёмные силы природы. Новоиспечённый правитель Ирландии тут же обложил свой народ непомерной данью и королём оказался плохим. Терпеть произвол ирландцы не стали и прогнали Бреса, а на престол снова воссел Нуаду. Бог-врачеватель Диан Кехт сделал для короля руку из чистого серебра, и с тех пор тот носил имя Нуаду Среброрукий.

 

 

В это время Брес сбегает в земли фоморов, где просит помощи отца в захвате власти. Тот посылает его к одному из королей фоморов Балору, — ужасному великану, имевшему только один глаз, взгляд которого мог уничтожить целую армию. Балор соглашается напасть на Ирландию, и огромное войско отправляется к её берегам.

 

 

Племя детей богини Дану готовится к битве с фоморами, когда среди них появляется юноша по имени Луг. Он настолько искусен в каждом ремесле, что Нуаду уступает ему место вождя. Именно с Лугом в этой саге связан эпизод с упоминанием настольной игры кельтов — фидхелла. И именно благодаря этому эпизоду мы можем назвать дату битвы Маг Туиред, и даже получить некоторое представление об игре.

 

 

В дальнейшем Луг возглавляет войско детей богини Дану в битве с фоморами. Многие герои гибнут в этой битве. Так погибает Нуаду и король фоморов Эйохад. Центральным же событием саги становится поединок Луга со своим дедом Балором. Балор просит своих прислужников поднять ему веко (именно так, прямо как у Гоголя), и в этот момент Луг бросает в него камень с такой силой, что глаз выходит с обратной стороны черепа и поражает самих фоморов, выжившие из них обращаются в бегство, а племя богини Дану празднует победу.

 

 

Сам этот поединок имеет явные параллели с другим известным поединком из Ветхого Завета — сражением Давида и Голиафа. Библейский герой поражает противника так же, как и Луг — с помощью пращи. Голиаф, как и Балор, является великаном, а Давид в свою очередь, как и Луг, становится царём своего народа. Вот такие общие сюжеты в древних эпосах.

 

После битвы при Маг Туиред дети богини Дану живут в мире и спокойствии вплоть до появления у берегов острова сыновей Миля, предков современных жителей Ирландии. На этот раз племя Дану проигрывает и навсегда уходит в невидимую тайную Ирландию, куда до этого они же изгнали фоморов. Кончается мифический век, и начинается век героев Кухулина и Финна.

 

В заключение хотелось бы рассказать ещё несколько слов о фидхелле и о том, как он связан с историчностью саги. В тексте эпоса говорится, что Луг одерживает победу в каждой партии, сделав Кро Луга. Примерный перевод этой фразы означает «ограждение, окружение». Можно сделать вывод, что игра была похожа на скандинавский Хнефтафл, известный на Руси, как тавлеи (в сериале «Викинги» можно иногда увидеть героев за партией в Хнефтафл). Эта игра в своё время была не менее популярна, чем шахматы. И хотя точные правила игры утрачены, энтузиасты восстановили их примерный свод, так что в Шотландии сейчас даже проводится мировой турнир по Хнефтафлу.

 

Играют в фидхелл/хнефтафл на поле 7x7, 9x9 или 11x11 клеток. В центре поля на клетке Тару, обозначающей царское место, помещается король. Короля окружают стражники, их количество может варьироваться от двух до четырёх фигур с каждой из сторон в зависимости от размера поля. Фигуры противника размещаются по краям доски, на каждую фигуру стражника приходится две фигуры противника. Задачи игроков асимметричны: чёрные (те, что в центре) должны вывести своего короля за пределы поля; это возможно, если королевская фигура достигнет одной из четырёх угловых клеток. Белые же должны окружить короля. Окружить фигуру можно, зажав её с двух сторон, в случае короля — с четырёх сторон, при этом центральная и угловая клетки также могут служить для окружения, так как являются непроходимыми для других фигур, кроме короля. Все фигуры в игре движутся, как шахматная ладья. Это один из возможных вариантов правил, наверняка существовали и другие варианты игры. Так, в случае с этими правилами, окружение королевской шашки с четырёх сторон — очень сложная стратегическая задача, и поэтому игра за белых в разы труднее. Для исправления этого дисбаланса в игру вносят поправки, согласно которым короля можно окружать так же, как и любую другую фигуру. Асимметрия в балансе требует и своеобразной тактики, отличной от шахматной. Если в шахматной партии мы не торопимся разменивать фигуры, то фидхелл, напротив, требует того, чтобы шашки на доске вели себя, как истинные берсерки — жертвуя собой, освобождали пространство для движения короля.

 

 

Что же касается историчности, то далее в саге можно прочесть, что именно Луг и является создателем фидхелла, и что до разрушения Трои этой игры не знали, а Троя была разрушена в одно время, что и битва Маг Туиред. Здесь кельтская сага делает отсылку к главному эпосу Древней Греции — Илиаде. Дело в том, что древнегреческая игра петтейя, которая стала родоначальницей всех европейских игр шашечного типа, согласно легенде, была создана героем Паламедом во время осады Трои, чтобы развлечь себя в долгие скучные дни без битв. А согласно историческим исследованиям, разрушение Трои произошло примерно в 12 веке до н.э. Так что вполне возможно, что за ирландской легендой скрывается не только сказка и вымысел, но и мифологическое описание борьбы кельтских племён бронзового века.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Sigizmund написал год назад: # скрыть ответы

Спасибо: интересно и познавательно! Но в плане усвояемости и параллелей с Инишем, как мне кажется, предыдущая статья (про Дагду) была более удачной.

Lavkaigr написал год назад: #

каждый автор по своему преподносит материал, скоро вообще "роман" опубликуем

Kapellan написал год назад: # скрыть ответы

Пробыл человек на портале всего 4 дня, а уже забабахал [нерекламный] материал про Иниш.. С картинками, с указанием выставок и наград. Дотошный какой человек.

Majo написала год назад: #

Ну, то что про выставки рассказывают и картинки учат вставлять только после года, проведенного на Тесере, это понятно.
А вот [нерекламный] заговор вы раскрыли, круто!
Правда, не то чтобы его кто-то скрывал...
https://vk.com/lavkaigr?w=wall-8375786_6292
http://tesera.ru/article/926196/comments/#post927316
https://vk.com/lavkaigr?w=wall-8375786_7595

Lavkaigr написал год назад: # скрыть ответы

Не ищите черную кошку в темной комнате.
Всё очень просто. У нас есть писательский клуб на принципах самоорганизации. Это сообщество людей, которые откликнулись на призыв Лавки Игр повысить атмосферу в наших играх, написав статьи по бэкграунду.
Я здесь мы просто публикуем.
Группа вот
https://vk.com/our_writers
А автором, Павлом, вы можете там лично пообщаться. Он скромный, даже авторство своё не указал:)

Kapellan написал год назад: # скрыть ответы

Видимо у меня профессиональная деформация:(
Не видя до/после статьи указаний "Опубликовано в рамках конкурса/призыва/на правах рекламы" я считаю сообщение скрытой рекламой, которая, как известно, незаконна. На самом деле всё оказалось по-другому - позитивный человек зарегался на портале и написал позитивный материал про отличную игру для других позитивных людей. Сорри за непонимание.

Lavkaigr написал год назад: #

ничего страшного, главное,чтобы интересно читать было. чтобы не зря, так сказать.

Curtis_Truffle написал год назад: #

осспаде, ды даже если это скрытая реклама, это отличный контент! автору одобрение, прочел с удовольствием

ExplodingSun написал год назад: #

Спасибо за текст, познавательно.

Сравните два комментария, какое разное восприятие у людей:
-Пробыл человек на портале всего 4 дня, а уже забабахал [нерекламный] материал про Иниш.. С картинками, с указанием выставок и наград. Дотошный какой человек.
-Отличное начало пребывания на Тесере!
Хорошо, что есть люди с восприятием как у Gelo

Gelo написал год назад: #

Отличное начало пребывания на Тесере!