| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
Об игре «Покорение Марса» уже сказано много. В основном про то, что игра — хорошее евро на драфт и построение движка, что будет у неё хорошая локализация и приятная цена, но одному, на мой взгляд, важному пункту не было уделено должного внимания. Имя этому пункту — научная достоверность. Ведь «Покорение Марса» позиционируется как серьёзная игра с, как модно сейчас говорить, научным «бэкграундом». Насколько это соответствует истине? Может, перед нами обычная фантастика, без любимой приставки «научная»? Для этого мы посмотрим на некоторые карты из колоды «планетарных проектов» и проследим путь до первоисточников. Последних, к слову, будет не много, ведь интерес к Марсу у человечества накатывает волнами, и часто у этих волн весьма персонифицированный источник. Например, информационные волны последних лет накатывают на нас во многом благодаря Илону Маску и проекту SpaceX.
SpaceX сейчас у всех на слуху, что неудивительно: грамотные пиарщики, острые актуальные темы, стиль и харизма. Действительно, ведь если по тебе уже прошлись сценаристы South Park, то ты достиг серьёзных вершин в медиапространстве.

South Park S20E09
Да и твиттер SpaceX полон концепт-артов далёкого будущего компании, которые так и просятся на карты игры «Покорение Марса».

Справа — концепт-арт из твиттера SpaceX. Слева — один из самых дорогих проектов в игре.
Улетаем с Земли, прилетаем на Марс.

Но до Маска были и другие. Сам термин, ещё чуждый для нашего уха — терраформирование — был впервые использован в произведении Джека Уильямсона «Орбита столкновения», опубликованном в 1942 году в журнале Astounding Science Fiction.
В произведении «Фермер в небе» Роберта Хайнлайна, вышедшем в свет в 1950 году, рассказывается, как Ганимед трансформируется в сельскохозяйственное поселение. Этот роман можно назвать знаковым, ведь там понятие «терраформирование» впервые представляется с серьёзной и научной точки зрения, а не просто как фантазия.

Первым массовым популяризатором идеи покорения Марса среди учёных был Карл Саган. В статье, опубликованной в журнале Science в 1961 году, Саган предложил использовать методы планетарной инженерии для трансформации Венеры. Тогда ещё не было получено точных данных о химическом составе Венерианской атмосферы, поэтому многие рассматривали именно Венеру кандидатом на колонизацию номер 1.
Методы покорения Венеры включали засев атмосферы Венеры водорослями, которые могли бы преобразовывать воду, азот и диоксид углерода в органические компоненты и уменьшить нарастающий парниковый эффект Венеры.

Позже, в 1973 году, Саган опубликовал статью в журнале Icarus под названием «Планетарная инженерия на Марсе», в которой предложил два сценария трансформации Марса. Они включали перевозку материала с низким альбедо, например, чёрной краски или пыли, на полярные шапки, чтобы те поглощали больше тепла, растаяли и превратили планету в более похожую по условиям на Землю.

В 1976 в NASA был рассмотрен вопрос планетарной инженерии через биологию в исследовании «Об обитаемости Марса: подход к планетарному экосинтезу». В исследовании был сделан вывод, что фотосинтезирующие организмы, таяние полярных льдов, а также введение парниковых газов может быть использовано для создания более тёплой, богатой кислородом и озоном атмосферы. Первое заседание конференции на тему «планетарного моделирования» или «терраформирования» было организовано в том же году.

В 1982 году планетолог Кристофер Маккей написал «Терраформирование Марса», работу в журнале Британского межпланетного общества. Впервые слово «терраформирование» использовалось в заголовке печатной статьи и с тех пор стало расхожим термином.
За ней последовало «Озеленение Марса» Джеймса Лавлока и Майкла Аллаби в 1984 году. В этой книге впервые описали новаторский метод утепления Марса за счёт добавления хлорфторуглеродов в атмосферу с целью вызвать глобальное потепление.
По всем исследованиям можно сделать основной вывод, что Марсу потребуется мощное преобразование, чтобы люди могли жить на его поверхности. Во-первых, атмосферу придётся кардинально уплотнить, а её состав — изменить. В настоящее время атмосфера Марса состоит на 96 % из углекислого газа, на 1,93 % из аргона и на 1,89 % из азота, а давление воздуха эквивалентно всего 1 % от земного на уровне моря. Атмосферу Марса можно уплотнить, а планету нагреть, бомбардируя её полярные регионы метеорами. Введение летучих элементов, аммиака и метана поможет сгустить атмосферу и вызвать потепление. Оба вещества можно добыть на ледяных лунах внешней Солнечной системы — Ганимед, Каллисто, Титан. И тоже доставить на поверхность с помощью метеоритных ударов.

После столкновения с поверхностью аммиачный лёд сублимирует и распадётся на водород и азот — водород взаимодействует с углекислым газом с образованием воды и графита, а азот выступит буферным газом. Метан между тем сыграет роль парникового газа, который усилит дальнейшее глобальное потепление. Столкновения также поднимут тонны пыли в воздух, которая будет способствовать дальнейшему потеплению.
Помимо этого, Марсу недостаёт магнитосферы, а это значит, что его поверхность получает намного больше излучения, чем мы на Земле. Считается, что когда-то у Марса была магнитосфера и её исчезновение привело к тому, что солнечный ветер унёс с собой атмосферу Марса. По этой причине, собственно, Марс стал холодным и сухим местом.

Другие предложения включают строительство орбитальных зеркал, которые будут размещены близ полюсов, и направления прямого света на поверхность, чтобы вызвать цикл потепления, таяния полярных шапок и высвобождения их углекислого газа.

Как вы уже догадались, я так и не смог найти описанного в научно-популярной публицистике проекта, который не был отражён в колоде проектов игры «Покорение Марса». И это я прошёлся только по верхушкам — по ТОП-10 самых очевидных, которые у всех на слуху. А ведь в колоде этих проектов 208! 208 проектов, Карл! (Имеется в виду Карл Саган, конечно же.)
Для примера, есть проект Mohole. Странно, но о подобном проекте в контексте Марса я никогда не слышал, что неудивительно. Этот проект — мем «сайнс-гиков» — попытка достичь поверхности Мохоровичича (нижняя граница земной коры) глубоководным бурением в 1961–1966 годах (проект не увенчался успехом). Название происходит от английского hole и первых букв фамилии хорватского учёного Андрея Мохоровичича. Короче, эта игра гарантирует любому любопытному игроку увлекательное время в «Википедии».

А на десерт такой факт, что самый дорогой проект в игре открыто и даже с вызовом говорит нам: «Дополнениям БЫТЬ!».

Автор: Padmasambhava.
Использованы материалы статьи «THE DEFINITIVE GUIDE TO TERRAFORMING»
(http://www.universetoday.com/127311/guide-to-terraforming/).
Русское издание игры на «Бумстартере»:
https://boomstarter.ru/projects/571405/pokorenie_marsa_lokalizatsiya_mirovogo_bestsellera.