-AdRiver-
Leks написал 29 минут назад к игре Новые корпорации. Эксперимент №1.: # Даже лор не прописан. Плохие корпорации. Неофициальные от Лавки тоже в...
GeniusGray написал полчаса назад к новости «Владыки Эллады» на CrowdRepublic: # Традиционно для русского ютуба - летсплей с ошибками :) За выполненные...
wergg написал полчаса назад к статье «Раритеты»: Marco Polo Expedition (2004): # Напоминает свеженькую дорогу на эль дорадо. Покупай карты, сбрасывай к...
w_holeman написал час назад к игре Агентство «ВРЕМЯ». Пророчество о драконах: # "Под маской"
ldmonster написал час назад к новости Может ли смерть умереть?: # Интересно, те кто вложились в Planet Apocalypse , жалеют, что не приде...
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...
Предзаказ на дополнения к «Кромешной тьме»
Ещё 4 дополнения для поклонников игры «Кромешная тьма». 
С миру по нитке [13.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпус...

NskGamer

Сравнение колодостроительных игр

Dominion, Thunderstone и Ascension, 17 января 2011

Информация

добавить
игры Ascension: Chronicle of the Godslayer
Громовой Камень
Доминион
Дата: 17 января 2011
Оценка пользователей
9.5547
-

Колостроительные игры

 

Колодостроительное трио

 

В последние годы колодостроительная механика пользуется безусловным успехом, и среди соответствующих игр наиболее известны три — «Доминион» (Dominion), «Громовой Камень» (Thunderstone) и «Возвышение: хроники богоборца» (Ascension: Chronicle of the Godslayer). Идея сравнить их между собой буквально витает в воздухе, и именно такому сравнению будет посвящена данная статья.

 

Условимся сразу: сравнивать будем только базовые коробки. Хотя, конечно, информация о наличии и количестве дополнений полезна, и она тоже будет приведена.

 

Как сравнивать? А примерно так, как мы в обычных условиях и знакомимся с играми. То есть сначала мы узнаём об игре общую информацию — когда вышла, жанр, сеттинг, успех в сообществе настольщиков и т.п. Затем, получив в своё распоряжение заветную коробку, осматриваем её со всех сторон, открываем и изучаем компоненты. Подробно читаем правила (и иногда прикидываем, как лучше рассказать их друзьям, с которыми предстоит играть). Наконец, играется первая партия, по которой уже формируются конкретные впечатления...


Вот в таком порядке и будем обсуждать. Поехали.

 

Общую информацию выяснить нетрудно. Первым из трёх вышел «Доминион» в 2008 году (издательство Rio Grande Games), снискал шумный успех и кучу наград (среди них Spiel des Jahres ’09 и Meeples Choice ’08); без него двух остальных игр точно не было бы. Разработчики смогли очень удачно задействовать некоторые идеи коллекционных карточных игр и создать вариант, в котором эти идеи стали доступны игрокам без необходимости постоянной траты денег на развитие и прокачку колод. В 2009 был выпущен «Громовой Камень» (издательство Alderac Entertainment Group), а в 2010 группа про-игроков Magic the Gathering под впечатлением от того же «Доминиона» предложила свою версию колодостроительной механики, которую и реализовала в виде «Возвышения».

 

На данный момент «Доминион» успел обзавестись четырьмя дополнениями, «Громовой Камень» — тремя (одно ещё не появилось в продаже, но уже, что называется, на пути к прилавкам), «Возвышение» же пока дополнений не имеет, но это и неудивительно — игра вышла-то лишь в августе 2010.

 

Успех «Доминиона», как уже говорилось, был шумным: в нынешней табели о рангах BGG он занимает восьмую строчку (одно из его дополнений — седьмую) и в декабре 2010 появилась его российская локализация. Успехи «Громового Камня» и «Возвышения» будут поскромнее, но для подражаний очень даже ничего — 133-ья и 286-ая позиции соответственно (в последнем случае опять же не забываем, что в продаже игра около полугода).

 

В общем, по мнению сообщества настольщиков, все три игры получились довольно удачными и вполне заслуживают знакомства. Начнём знакомиться.

 

Если взять коробки в руки, то они окажутся довольно увесистыми, причём у «Доминиона» и «Громового Камня» они по весу и габаритам практически идентичны. Тут же на коробке присутствует и объяснение: внутри содержится порядка 500 карт. Коробка «Возвышения» имеет несколько другие пропорции (хотя почти такой же объём), и карт внутри тоже меньше — «всего-то» две сотни.

 

Игровые легенды обещают нам три совершенно разных сюжета. В случае «Доминиона» это развитие заштатного крохотного королевства во влиятельное царство-государство (этакий симулятор Петра I), «Громовой Камень» повествует о борьбе нескольких партий приключенцев с монстрами за могучий артефакт, ну а «Возвышение» представляет собой историю героев-богоборцев, защищающих родной мир от возвращения падшего бога.

 

Забегая несколько вперёд, отметим, что лучше всего легенда отработана в «Громовом Камне». Она прописана очень тщательно, и в правилах воплощены буквально мельчайшие её детали. «Возвышение» в этом смысле является крепким середнячком (всё вполне адекватно и на своём месте, но каких-то особых находок нет)... а вот в «Доминионе» легенда притянута буквально за уши.

 

Все три игры обещаны достаточно быстрыми, с продолжительностью партии не больше часа (у «Доминиона» и «Возвышения» даже меньше, порядка 30-40 минут). Это действительно так — правда, подготовка к партии может быть достаточно долгой, но об этом ниже.

 

По составу игроков «Доминион» и «Возвышение» рассчитаны на 2-4 человека, а «Громовой Камень» на 2-5 человек. Впоследствии более близкое знакомство позволяет уточнить: «Доминион» отлично играется любым составом в пределах заявленного;  «Возвышение» лучшего всего идёт втроём или вчетвером; «Громовой Камень» хорош для двоих-троих, плюс имеет очень хороший соло-режим.

 

Dominion

 

Внутреннее убранство «Доминиона»

 

Начинать распаковку игр лучше всего с «Доминиона». Внутри ждёт очень приятный сюрприз: коробка содержит пластиковый вкладыш с множеством подписанных ячеек для карт, который позволяет хранить всё очень аккуратно и при необходимости моментально находить требуемое. Сразу можно увидеть, что карты делятся на множество групп, которые крайне не рекомендуется смешивать между собой.

 

Ascension: Chronicle of the Godslayer

 

Внутреннее убранство «Возвышения»

 

«Возвышение» такой изысканностью не балует, однако здесь и не нужно большого количества индивидуальных ячеек: для четырёх стартовых колод всё предусмотрено, а остальные карты вполне комфортно хранятся большими группами. Зато в коробке можно найти шикарные каунтеры, выполненные в виде кристаллов из акрила — ими очень приятно пользоваться, причём не только для «родной» игры. Ещё здесь имеется игровое поле... необходимости в котором, в общем-то, нет (разве что для одной-двух первых партий).

 

Thunderstone

 

Внутреннее убранство «Громового камня»

 

А вот коробка «Громового Камня» разочаровывает: здешние карты организованы точно как в «Доминионе», но вкладыш примитивен и предлагает лишь несколько здоровенных ячеек, в которые придётся совать карты толстыми пачками. Разделять их придётся чуть более широкими картонками, и при этом совершенно не видно, где какие карты находятся.

 

Игровые карты

Карты «Возвышения», «Доминиона» и «Громового камня»

 

Зато сами карты в «Громовом камне» просто шикарны и из всех трёх игр могут похвастаться самыми лучшими иллюстрациями, выполненными в классических традициях фэнтэзи — за это следует поблагодарить художника Джейсона Энгла, сделавшего всю работу по оформлению.

 

Издатели «Доминиона» поступили по-другому и раздали оформление игры нескольким рисовальщикам. Нельзя сказать, чтобы это сильно пошло на пользу — некоторая разнородность стилей чувствуется — но в общем придраться трудно, хотя отдельные иллюстрации выглядят как-то лубочно (в дополнениях к игре этот «бригадный подряд» ни к чему хорошему не приведёт: там уже появляются карты, выглядящие откровенно вульгарно...).

 

Если же говорить о «Возвышении»... хм, по части оформления эта игра идёт, что называется, вне конкурса. Рисовавший карты Эрик Сэби проделал это в очень своеобразной и местами явно стёбной манере — она отлично сочетается с ироничностью художественного текста (а его стóит почитать!) — но сама по себе может и отпугнуть.

 

Во всех трёх случаях коробки нормально вмещают карты, одетые в протекторы. «Возвышение» и «Громовой Камень» имеют преимущество над «Доминионом»: размер их карт соответствует стандартным протекторам, а вот для «Доминиона» придётся искать специальные — более узкие и длинные.

 

Идём дальше и приступаем к изучению правил. По части их изящности и прозрачности всем другим играм сто очков вперёд даст «Доминион»... что, в принципе, и неудивительно, учитывая его первичность. Но чтобы рассуждать дальше, нам придётся вкратце обсудить идею колодостроительной механики.

 

В отличие от традиционных карточных игр, здесь каждый участник располагает своей собственной колодой карт, которую ему предстоит собрать и доказать её превосходство над чужими колодами по игровым правилам. В отличие от коллекционных карточных игр, здесь для собирания колоды не нужно бегать по магазинам и меняться с другими энтузиастами: весь набор карт для колодостроения содержится в той сáмой большой коробке; это во-первых. А во-вторых, здесь составление колоды и игра ею совмещены, и приходится делать всё одновременно.

 

Расплачиваться за набирание карт в колоду нужно не настоящими деньгами и не обменами, а некими игровыми единицами. Чтобы процесс мог начаться, каждый участник вступает в игру со стартовой колодой, предоставляющей ему базовый минимум. По мере развития эти карты из-за своей примитивности могут стать лишними и даже вредными, и к ним могут добавляться другие вредные карты — например, из-за деятельности соперников. Баланс колоды необходимо поддерживать, и это часть искусства.

 

Наконец, здоровенная пачка карт из игровой коробки может быть доступна для колодостроения по-разному: целиком или выборкой; с произвольным, случайным или каким-то специфическим доступом к их приобретению.

 

Сказавши это, приступим к рассмотрению механик всех трёх игр.

 

В «Доминионе» из множества лежащих в коробке типов карт на каждую партию выбирается десять. Они доступны все разом и в любой момент — разумеется, те из них, которые ещё не разобраны. На игрока в каждый ход наложены чёткие ограничения: можно сыграть только одну карту действия и купить в свою колоду только одну карту — дополнительные действия и покупки добавляются только особыми картами, которые сами по себе ещё нужно купить. Победные очки даются опять-таки особыми картами, но во время игры эти победные карты бесполезны. Все карты денег и победных очков обязательно участвуют во всех партиях.

 

Правила «Громового Камня» более затейливы, что объясняется сложной легендой и тщательностью её отработки. На каждом ходу у партии приключенцев есть выбор, куда пойти: в деревню снаряжаться или в пещеру сражаться. В деревне срабатывают деревенские эффекты (все!), и на все образовавшиеся в итоге деньги можно сделать покупку — как и в «Доминионе», по умолчанию одну-единственную. В пещере срабатывают пещерные эффекты (все!), и получившаяся в итоге сила атаки обращается против выбранного монстра.  Убитые монстры поступают в игровую колоду, и практически все они дают победные очки, причём многие карты монстров небесполезны по ходу игры. Подмножество карт, доступных для покупки, выбирается случайно в начале партии (а несколько доступны всегда), равно как и подмножество обитающих в пещере монстров. Из всех пещерных монстров единовременно доступны для убиения лишь три, «выходящие» также случайно. Деревенские же карты доступны все разом, с некоторыми ограничениями по уровню героев (уровни и левел-ап представляют собой отдельную систему).

 

Кристаллы победных очков

 

«Возвышение». Кристаллы победных очков

 

«Возвышение» построено более близко к коллекционным игровым системам. Здесь играются все эффекты, покупки совершаются в любом количестве на все доступные деньги, монстров можно убивать в любых количествах на всю доступную боевую мощь. Доступны все карты игрового набора: три типа в любой момент, а остальные большой пачкой, из которой выходят по шесть штук. Вредных карт нет как таковых, убитые монстры выходят из игры, а очки за них отсчитываются теми самыми замечательными кристаллами.

 

Итак, «Доминион» прост и строг, «Возвышение» бесшабашно, а «Громовой Камень» атмосферен. Но из чтения правил вытекает и ещё кое-что. Каждая игра имеет свой процесс подготовки — сетап — и во всех трёх этот процесс сильно отличается.

 

Самый простой и быстрый сетап в «Возвышении»: нужно всего лишь вручить каждому стартовую колоду, положить карты трёх обязательных типов, а все остальные карты перетасовать. Предлагаемое игровое поле несколько упрощает эту раскладку, хотя и без него можно прекрасно обойтись.

 

«Доминион» сложнее. Здесь обязательных типов карт семь, и из них ещё нужно набрать стартовые колоды. Тасовать ничего не нужно, а нужно случайно выбрать 10 типов карт из доступных 25 и выложить на стол соответствующие стопочки. Причём количество карт в некоторых стопочках будет зависеть от числа игроков. Нетрудно догадаться, что по окончании партии придётся все отыгранные карты тщательно рассортировывать.

 

«Громовой камень» ещё сложнее. Помимо тех же действий, что в «Доминионе», придётся карты героев отсортировать по возрастанию уровня, да ещё героев с монстрами выбирать отдельно, да ещё собрать колоду монстров. Да ещё поди отыщи все нужные карты — в такой-то коробке! Минут на десять такая подготовка может затянуться запросто. Ну и тоже отсортировать в конце. Правда, тут и партии будут подольше, чем в «Доминионе» и «Возвышении», так что длинный сетап особых протестов не вызывает.

 

Всё вышесказанное в полной мере относится и к вхождению в правила. Самое длинное — в «Громовом Камне» (что логично при тщательной реализации сравнительно сложной легенды). Самое короткое — в «Возвышении»... а в «Доминионе» нечто среднее. Ну, в последнем случае самым главным является объяснение новичкам ограничений (одно действие, одна покупка, указанные на картах монеты не поступают в колоду, а дают разовую скидку)...

 

Но правила правилами, а есть три важнейших момента, которые нельзя выяснить, не сыграв хоть одну партию по-настоящему. Имя им — рандом (влияние фактора случайности), даунтайм (время ожидания своего хода) и взаимодействие.

 

Самой безрандомной игрой из всех трёх однозначно является «Доминион». Здесь каждый игрок имеет дело лишь с рандомом своей собственной колоды. Все карты, доступные для её пополнения, доступны постоянно и без каких-либо ограничений (помимо двух очевидных: стоимость и общее количество). Есть, конечно, случайность выбора карточного подмножества, но это не считается: действует-то на всех игроков одновременно и абсолютно одинаково.

 

Самая рандомная игра — «Возвышение». Тут почти все карты поступают в «средний ряд» (игровая зона, откуда их можно приобретать) случайно. Можно даже иногда слышать мнение, что «игра играет игроком», но это не совсем так. В действительности начальные раунды и выбранная тактика пополнения колоды базовыми картами (наращивание покупательной и боевой мощи) во многом предопределяют возможности и тактику последующих действий. А играть лучше всего втроём или вчетвером, тогда «средний ряд» будет прокручиваться интенсивней и даст игрокам побольше выбора. Да ещё в игре очень своеобразное взаимодействие, о чём буквально через несколько абзацев.

 

«Громовой Камень» в смысле случайности крайне необычен. В принципе, всё очень похоже на «Доминион». Но! С одной стороны, по пришедшим на руку картам вполне однозначно определяется следующий ход. С другой же стороны, порядок пещерных монстров (карт, которые дают главные победные очки) совершенно случаен, и очередь этих монстров состоит из трёх карт. Что иногда здорово раздражает! Представьте, на руке у вас герои-оружие-заклинания, которыми можно кого угодно вынести, а в пещере тусуется какая-то мелочь. Натурально, из неё выбирается кто поинтереснее и выносится с полпинка. После чего вылезает какой-нибудь здоровенный и ценный монстр, но вам-то он уже точно не достанется: пока ещё дойдёт следующий ход, его радостно угробит кто-то другой... Это самая неоднозначная особенность игры — и самая важная, которую следует осознать, прежде чем принимать решение о её покупке.

 

Про аспект взаимодействия игроков можно написать целый трактат — и как его не реализуй, всё равно найдутся недовольные. Кто-то хочет сильного и непосредственного влияния на соперников, а кто-то категорически предпочитает чистое соревнование, и чтобы ему не мешали. И между этими двумя крайностями есть ещё великое множество промежуточных вариантов.

 

Ну так вот. «Доминион» уникален тем, что в его рамках можно реализовать любое из предпочтений. В наборе есть карты, обеспечивающие взаимодействие, и их не так уж мало (7 видов из 25), равно как и есть карты без взаимодействия, коих довольно много. Если у вас имеется какое-то конкретное пожелание, то достаточно выбрать игровое подмножество (10 видов карт, напоминаю) с его учётом, и все дела.

 

В «Громовом Камне» взаимодействие стремится к нулю, его почти и нет. Единственный эффект заставляет оппонентов сбросить по карте, да и умеют это лишь три героя, причём отнюдь не первого уровня. Так что любителям мешать, пакостить и толкаться однозначно придётся остановить выбор на чём-то другом.

 

«Возвышение» здесь является середнячком. Взаимодействие есть, и его заметно побольше, чем в «Громовом Камне», но несколько поменьше, чем может быть в «Доминионе». Интересной особенностью здешнего взаимодействия является возможность изгонять карты из «среднего ряда», лишая оппонентов возможности их приобретения и тем самым доставляя им некоторое количество ненависти.

 

Осталось поговорить про даунтайм... который, кстати сказать, связан с тем же взаимодействием. Представьте себе, что в двух играх вам приходится ждать своего хода совершенно одинаково по времени. Но если в одной вы знаете, что оппоненты могут вам напакостить (или сыграть что-то, требующее ваших ответных действий), а в другой их действия совершенно независимы — первая игра субъективно покажется вам более динамичной, ведь правда?

 

Это в точности относится к «Громовому Камню». Отсутствие взаимодействия чисто психологически удлиняет ходы оппонентов (которые здесь и так не особо динамичны, ибо требуют некоторых арифметических расчётов), и в ожидании своего хода приходится скучать (как уже говорилось, с картами на руке очень быстро становится очевидным, чего делать в грядущий ход). Поэтому играть лучше вдвоём или втроём.

 

А «Доминион» и «Возвышение» в смысле даунтайма примерно одинаковы: он есть, но его немного, и партии протекают достаточно бодро.

 

Ну что — удалось мне описать различные аспекты трёх игр в сравнении между собой? Если не совсем, то я попробую сделать ещё одно. Постараюсь охарактеризовать обозреваемые игры ровно в трёх словах каждую. Возможно, такая характеристика кому-то покажется более ёмкой… итак:

 

  • «Доминион» — академичная, многоликая, абстрактная.
  • «Громовой Камень» — атмосферная, красивая, неоднозначная.
  • «Возвышение» — стёбная, бесшабашная, динамичная.

 

Выбирайте на свой вкус!

свернуть все темы
alexirons написал полгода назад: #
Доминион vs Громовой Камень

Сыграл в Доминион почти 3000 партий только в онлайне, на момент закрытия клиента makingfun был 21-й в мировом рейтинге и могу сказать, что рандом в Доминионе выше чем в Громовом камне! В Доминионе возможны 5 типов колод, как быстрые так и медленные. Какую выбрать, зависит от конкретного расклада, но конкретный расклад может оказаться настолько простым, что новичок, сыгравший 3-5 партий может выиграть у чемпиона мира... Например играется база и на столе сады с мастерскими, или на столе ведьма без возможности сноса карт на свалку. У новичка старт 5/2, у чемпиона мира 4/3. Исход по сути решен. Кто-то скажет играй с допами? Поверьте, там тоже выпадают простые расклады. Утешает лишь то, что большинство раскладов все же ориентированы на глубокое понимание игры и умение стоить долгосрочную колоду и лишь, меньший % раскладов оказывается простым.
В Громовом камне такой халявы нет. сильный игрок будет побеждать у слабого 100 партий из 100, ну может 99... Потому что в Громовом камне нужно медленно, но верно строить долгосрочную колоду. Колоды, захламленные монстрами на ранней стадии игры = верный путь к поражению. В то время как, в Доминионе ранний раш провинций может принести победу, особенно если играть втроем или вчетвером. Все это потому, что в Доминионе дистанция до финиша меньше, чем в Громовом камне. Поэтому в Громовой камень можно отлично сыграть не только вдвоем, но и втроем и даже вчетвером! Доминион на троих - семейная игра, а на четверых - семейная в еще большей степени.
Что касается сильной руки в Громовом камне, в ситуации когда в подземелье слабые монстры... Во-первых никто вас не торопит заходить туда, есть важные дела которые можно сделать в деревне, например купить карту, которая усилит колоду + сделать апгрейд герою! А, герои 3-го уровня, кроме того что очень сильны, еще и приносят победные очки! Во-вторых есть некоторые герои, например Эльф-Архимаг, которые перед боем могут заменить монстра в подземелье. То есть, имеет смысл заходить в подземелье с таким героем, а не дергаться раньше времени, пока его нет в руке. Это лишь один из многочисленных примеров как выйти из патовой ситуации. Так что, терпенья в Громовом камне и еще раз терпенья!

Gloryhunter написал 5 лет назад: #

Очень много читал про долгий сет-ап и большой даунтайм в "Громокамне"..
На двоих-троих даунтайм почти нулевой (исключая, может быть, первую,ознакомительную партию) - все действия могут быть спланированы в ход соперников, а сила атаки/света считается за 2 секунды.
А сет-ап...только у меня он занимает не более 4-5 минут? Или это долго ?)

solovlad написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Хотел узнать какую колодостроительные игру Вы бы посоветовали для соло режима кроме Thunderstone, есть ли такие? Спасибо.

muryskin написал 5 лет назад: # скрыть ответы

колодостроительная игра строго на 1 человека - Friday.
и вроде бы можно в Ascension соло играть, но не уверен, насколько это интересно.

_GrAnd_ написал 5 лет назад: #

+1
Пожалуй, Пятница - единственная играбельная колодостроительная СОЛОигра.

denis13 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

в дополнениях Race for the Galaxy есть соло-режим.
Ascension: Storm of Souls тоже может играться в одиночку.

zuzubun написал 5 лет назад: #

RftG - не колодостроительная игра.

ZavKaf написал 5 лет назад: #

Resident Evil DBG
Star Trek DBG
Rune Age

Все три поддерживают solo режим из коробки :)

Хотя на мой взгляд для соло лучше подойдут Nightfall и Ascension для планшета.

Nelud написал 5 лет назад: #

Rune Age. Там есть парочка соло-сценариев.

solovlad написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Большое спасибо за комментарии по поводу соло режима.

british написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Lord of the rings LCG. И колодостроительна, и в сольном режиме отлично играется.

oranged написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Тут речь об играх, колоды в которых составляются во время игры.

british написал 5 лет назад: #

мне показалось, что человеку более важен соло-режим, чем строгое соответствие формату))

magnitt написал 6 лет назад: #

С большим опозданием прочел эту статью и хочу выразить огромное восхищение автором! Очень здорово все расписано!

DrNik написал 7 лет назад: #

Отличная статья!

Пока не дочитал до конца уже почти собирался подыскать себе копию Thunderstone где-нибудь на ебее, а оказалось, что это совсем не то, что хочется. Абыдна.

Доминион отпугивает своей академичностью - нам нравятся игры с атмосферой, а банальное складирование карточек и подсчёт очков никому не интересно.

В Ascension надо будет попробовать.