-AdRiver-
Ifikl написал 10 минут назад к новости «Тесера»: что нового?: # Достаточно сделать как на нормальных форумах - дату последнего посещен...
Ifikl написал 11 минут назад к новости «Тесера»: что нового?: # И как так вот выборочны сделать, для конкретных пользователей? Тесеры ...
Ifikl написал 14 минут назад к новости «Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic: # Да, я про коробки, но и так набрали. Так что понятно, что 9 глава буде...
Ifikl написал 16 минут назад к новости «Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic: # Чтобы хайпа было больше, чем хейта. Хейтерам надо теперь собраться, по...
Ifikl написал 17 минут назад к новости «Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic: # Ктулхудайс же!
С миру по нитке [19.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games выпуст...
На экранах [19.06.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
«Тесера»: что нового?
Мы работаем над улучшением движка и интерфейса сайта.
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...

ZoRDoK

Путеводитель по Dominion

21 февраля 2011

Помните историю о том, как один человек поменял зубочистку на дом? Не сразу, конечно, а постепенно — через сайт обменов — шило на мыло, мыло на шило, таким путём, постепенно совершая выгодные для себя обмены, находя по дешёвке редкие вещи, меняя на дорогие, но менее нужные новому хозяину, он создал из пустоты себе новую жизнь.

 

Если в двух словах, то игра Dominion про то, как поменять зубочистку на королевство.

 

А если не в двух словах

 

Если не в двух, то перед нами немного абстрактная игра с темой псевдо-средневековья. Забудьте всякую рекламную лабуду про королей, провинции и придворных. Вы играете в карты, которые вам приносят другие карты. Вы открываете, набираете, отдаёте, мешаете, сбрасываете и покупаете... карты, карты, карты. Цель игры — имея несколько монет и пару зелёных карт, получить в конце игры победные очки числом, большим, чем у соперников.

 

 

«Деньги» в игре не отдаются за карты, а «демонстрируются», затем вы получаете себе нужную, а свои монеты оставляете в колоде. Суть процесса — собрать на первоначальный капитал вспомогательные карты, которые бы дали вам заветные 8 монет для покупки карт победы. Все полученные карты идут в вашу персональную колоду, которую вы постоянно перемешиваете, пополняете, берёте из неё карты и даже сокращаете.

 

 

Но главная фишка игры даже не в составлении колоды. Вспомогательные карты лежат перед вами на столе не в единичном экземпляре, а в мини-колодах по 10 штук. Их могут покупать все. И сами эти мини-колоды игроки выбирают перед каждой игрой, что делает все партии действительно разными (не формально, как это часто бывает в других играх).

 

История игры

 

Игра была создана в октябре 2006 года, называлась Spirit Warriors II, имела фентезийную систему и всё причитающееся. Карты использовались для прокачки героя — например, нанести 2 повреждения за каждый символ атаки. Позже Ваккарино решил, что проще использовать карты «нанеси 2 повреждения» без всяких сносок на параметры героя, но как тогда быть с прокачкой? И тут — эврика — давайте сделаем колоду, которую игрок будет пополнять такими вот новыми картами. Ваккарино решил опробовать механику без монстров и подземелий, так и родился «Доминион» — абстрактная карточная игра от американского автора.

 

 

По словам Ваккарино, кроме MTG, на игру повлияли Cosmic Encounter, WizWar, а также Filthy Rich и «Колонизаторы».

 

Автор игры

 

Программист и игрок в MTG. Не любит политические игры (где нужно объединяться против другого игрока), ему нравится «Каркассон: Охотники и Собиратели». Его любимые авторы — Райнер Книция и Ричард Гарфилд (автор «Магии»). Очень и очень осторожен с именами в интервью — никакой рекламы, только и без того известные персоналии и названия.

 

 

Он существует?

 

Автором игры значится Donald X. Vaccarino, которого многие (в том числе и я) до сих пор считают вымышленным персонажем. Сначала об авторе было ничего не известно — пустой профайл на BGG, никаких данных по гуглю. Игроки заподозрили неладное и стали строить предположения, что Дональда не существует, а игру разработала команда более известных дизайнеров. Через какое-то время Джей Таммельсон, владелец издательства Rio Grande Games, опубликовал фотоснимок человека средних лет на фоне природы. Народ не верил. Ещё больше было недоверия, когда на получении SdJ, главной премии в области настольных игр, присутствовал не сам автор, а команда «девелоперов» игры — Дейл Ю, Валери Путмен, а также издатель немецкой версии Бёрн Брюнхоффер (автор, известный своими мистификациями и вымышленными личностями).

 

 

Позже слухи немного развеяли, представив игрокам человека с лицом Дональда на выставке Spiel в Эссене и несколько фотографий с ним. Однако, внезапно обнаружившаяся личная дружба автора с крупными разработчиками, агрессивный стиль общения на BGG, избегание видео-интервью при такой популярности проекта Dominion весьма настораживает. Отсутствие других игр — хотя Ваккарино мог на волне популярности издать что-нибудь, что точно бы заметили — говорит в пользу конспирологической теории. Всё это странно, но правду мы если и узнаем, то не раньше конца 2012 года, когда закончится выпуск основной серии дополнений к игре.

 

 

Мы ненавидим Dominion

 

На BGG огромное число людей поставило игре 1 балл или оценку менее 5 (такие оценки заслуживают только оооочень плохие игры). Основные причины — зависть и снобизм. Главными ненавистниками из более-менее известных людей можно назвать Найджела Бакла, который так и не смог издать свою нашумевшую Alien Ascendancy (космическую игру по мотивам 4Х-стратегии Ascendancy), и Брайана Робсона, с треском провалившего свою первую игру (Namibia) на последней выставке в Эссене. Но основным недоброжелателем, на удивление, является знаковая фигура — Ханно Гирке, автор большинства дополнений к «Агриколе» и «Бонанзе», а также сооснователь немецкого издательства Lookout Games, подарившего миру «Агриколу», Le Havre, Merkator и многие другие хардкорные экономические игры. К нему присоединился в своей оценке и основатель Clever Mojo Games, порадовавшей нас в этом году игрушкой Alien Frontiers.

 

 

Не воодушевились игрой: разработчик Magnum Sal, автор Sumeria, создатель нашумевшей игры про вино — Vinhos. Не в восторге также и Сет Джаффе, создавший Eminent Domaine, игру, которая должна была покорить сердца любителей декбилдинга, но пока этого не сделала, да и скорее всего не сделает (см ниже).

 

 

К этому пантеону ненавистников можно прибавить и Бруно Файдутти, автора «Цитаделей» и Isla Dorada. Он отказался включать игру в свою идеальную библиотеку (хотя там полно просто мусорных позиций, не говоря уже о проходных играх его друзей), зато в пику издателям добавил первое коммерчески успешное подражание — игру Thunderstone.


 

Мифы и разоблачения

 

  1. Это инновация — дек-билдинг (построение колоды)!
    Да, инновация, но суть инновации в том, что построение колоды перенесено из мета-игры (MtG) в рамки самой игры.

  2. Мало интерактива.
    Дональд не любит политические игры и игры, в которых нужно выбирать из соперников, кому напакостить. Поэтому все атаки идут на всех же соперников или определяются местоположением игрока. Такое положение дел не устраивает небольшую часть америтрешеров, которым вынь да положь Cosmic Encounter.



  3. Это сложная игра/стратегия/гики/правила/бла-бла-бла...
    Нет, это самая что ни на есть gateway-игра, то есть, для завлечения в мир настолок. Проверено — она идёт на ура с игроками любого уровня подготовки. Многие продавцы от страха зачем-то говорят, что игра сложна, и советуют начать с «Манчкина» или «Цитаделей». Но «Доминион» проще, чем «Цитадели» для понимания, и значительно проще в восприятии стратегии игры, чем «Манчкин».

  4. Там только карты! Я хочу игру с полем.
    Многие карточные интересные игры обзаводились полем только потому, что у некоторых игроков есть предрассудок — если в игре только карты, то это филлер с простенькой математической моделью. Например Ra или Saint-Petersburg. «Доминион» сломал эти представления, хотя мог бы включить формальную подложку для 10 карт королевств, денег, победных очков и проклятий.

     

  5. Слишком много шуму, популярности — наверняка эта попса мне не понравится.
    Снобизм чистой воды. В настолках нет такой схемы, как в современной киноиндустрии, где каждый месяц выходит 3-4 посредственных голливудских фильма, которые крутятся почти во всех кинотеатрах мира. Или литературе, с вечными дамскими романами и мягкими обложками. BGG — это глас народа, и пати-геймы, имеющие миллионные продажи, там не в чести. Эти игры имеют по 40 голосов и плетутся в конце рейтинга. «Доминион» — действительно отличная игра, знаковая, её стоит попробовать каждому.

     

 

Дополнения

 

Всего, по словам Джея Таммельсона, будет выпущено 8 дополнений в основной серии и внесерийные, если будет спрос. На данный момент (начало 2011) вышло четыре дополнения и одно анонсировано. Давайте посмотрим, что вас ждёт в заветных коробках.

 

Dominion: Intrigue

 

Первое дополнение выпустили как отдельную игру. В коробке, размером с базу, есть деньги и победные очки. Но, на самом деле, Интрига самостоятельно не играется, отдельно я пробовать её не рекомендую, и тем более с неё начинать.

 

 

Базовая версия очень проста, она хоть и захватывает, но вариантов развития своей колоды в ней всего три. Это базовые стратегии, используемые и в дополнениях. Для того, чтобы игра была популярна не только у гиков, но и у простых казуальных ребят, издатели убрали все сложные карты во второе дополнение.

 

В базе стратегий три — это «большие деньги», когда вы по-минимому покупаете карты королевств, сосредотачиваясь на деньгах; «цепочка» — обычно связка карт, дающих +2 действия, и карт, позволяющих набрать в руку 2-3 карты; «chapel-стратегия» — построена на оптимизации колоды путём выкидывания стартовой руки и замены её хорошими картами. Вокруг них построены стратегии опытных игроков, которые используют атакующие карты, определяют, например, покупать ли им Сады (Gardens) вместо Провинций, и выбирают какие-то дополнительные действия.

 

Основная фишка дополнения — смешанные карты (например, деньги-победные очки, или победные очки-действия). Но Интрига запоминается не ими, а своими заковыристыми текстами. Самой бесполезной картой считается Wishing Well — Колодец Желаний. Нет такой стратегии, в которой бы карта была эффективней любой другой за 3 монеты. Самой эффективной — Saboteur.

 

 

Также дополнение вводит возможность играть впятером или вшестером, но я не рекомендую этого делать, игра сильно затягивается. Лучше разложить две партии рядом друг с другом.

 

В Интриге огромное число самостоятельных карт, действия которых описаны текстом. Чаще всего эти карты либо создают стратегии в связке друг с другом, либо сами являются ключевыми. Много карт атаки и взаимодействий. Если «Доминион» вам показался слишком простым, но понравился — покупайте «Интригу». Если всё устраивает и так, но хочется новых карт — начните со следующего дополнения.

 

Dominion: Seaside

 

Дополнение вышло аккурат к Эссену 2009 и было с удовольствием встречено фанатами базы, которые нашли «Интригу» слишком «навороченной». Основная изюминка — «длительные» карты, которые действуют на следующий ход. В дополнении повторяются базовые карты, но в более дорогом варианте и с пролонгированным действием, т. к. эти карты дают бонус в текущий и в следующий ход.

 

 

Для поклонников «Интриги» есть самостоятельные карты. Также «Приморье» впервые вводит металлические жетоны, которые используются некоторыми картами. В целом — самое простое из дополнений, рекомендуется к покупке первым после базы.

 

 

Слабая карта — Pearl Diver, которая ничего не делает. Ничего плохого и ничего хорошего. Самая сильная карта — Pirate's Ship. Я никогда не играю с Пиратским Кораблём, потому что он превращает «Доминион» в совершенно другую игру. Довольно весело на пару раз, но не более.

 

Dominion: Alchemy

 

В данный момент считается самым неудачным дополнением. По словам издателя было выпущено по просьбе офлайновых ритейлеров, т.к. «покупатели не понимают, как это дополнение может быть размером с базовую игру». Содержит в два раза меньше карточек (а вот стоит меньше не в два), чем в других дополнениях.

 

 

Изменений в нём очень много. Вводит новый тип «сокровища» — бутылочку. Часть карт из дополнения требует её для покупки. Бутылочки потом болтаются в колоде без дела, а сами карты в дополнении настолько мощные, что идея их не использовать — это плохая идея. Ещё одним минусом является невозможность поиграть картами чисто из этого дополнения или смешать рандомайз с общей колодой — необходимо играть 3-5 карт, либо не играть в «Алхимию» вообще.

 

Многие карты из дополнения заставляют пересчитывать свою колоду или перебирать её практически всю и не раз, что сильно затягивает игру. Дополнение содержит много новых стратегических связок, наподобие «Интриги», но вводит их не элегантно.

 

 

Самая слабая карта — University. Но вообще слабых (откровенно) тут нет. Какая карта является самой сильной, спорный вопрос. Некоторые считают такой дорогую Possession, другие — Философский Камень.

 

Dominion: Prosperity

 

Вышедшее совсем недавно дополнение, основной идеей которого являются дорогие карты и способы их получения. Дополнение вносит новые победные очки — колонии, — дающие 10 очков за 11 монет, и новые деньги — платину, — дающие 5 монет за 9 монет. Помимо этого в дополнении много карт, стоимость которых превышает стандартную планку в 5 монет.

 

 

Дополнение получилось удачным. Оно отлично играется само по себе и в составе предыдущих. В игре много денег, действий, много всего — несколько карт «трешат» колоду, так что излюбленная «chapel-стратегия» здесь является ядром для развития. За счёт треша процесс ускоряется, и получается, что накопить нужное число денег на Колонию даже проще, чем в базе на Провинцию. Многие карты королевств являются деньгами, которые работают в фазу покупки — и работают сразу все, как в Thunderstone.

 

 

В принципе, дополнение не сложное, но покупать его следует после всех остальных, потому что многие карты требуют хорошего понимания смысла игровых фаз (например, in play во время покупки карт).

 

Самой слабой картой можно признать Trade Route. Самой сильной можно назвать King's Court.

 

Предшественники

 

Самыми известными предшественниками были: MtG (коллекционная игра, суть которой была зачастую не в самом процессе, а в подготовке своей колоды заранее, до игры, из купленных в магазине карт), Saint Petersburg (полностью карточная игра? в которой вы создавали свой «движок», покупая различные карты — часть которых даёт деньги, часть — победные очки, часть — новые возможности и действия) и Race for the Galaxy (карточная реинкарнация Puerto Rico, позволяющая «строить» как свою руку, так и свой движок из карт).

 

 

Эпигонство и подражания

 

Разумеется, такая удачная игра (продано более миллиона экземпляров) не могла остаться без попыток продать то же самое, но в новой упаковке. В Японии фирмой-локализатором Arclight (что-то вроде нашего «Смарта») были выпущены несколько игр с идентичной механикой и всем прочим, но несколько изменёнными цифрами. Самой известной была Tanto Cuore. Разумеется, всё это в стиле Аниме/Фан-сервис: вместо провинций у нас горничные, а вместо покупок — соблазнения.

 

 

В Америке мода делать «Доминион» на чипах из-под покера привела к разработке целой игры — Puzzle Strike, которая в начале была просто «Доминионом», но с другим артом (арт из игры строжайше защищается до сих пор), а затем получила несколько изменений в механике и зажила своей жизнью.

 

 

Первой попыткой выпустить игру со сбором колоды стала Arcana. Причём, ощущения от этой неудачной игры такие, как будто она либо разрабатывалась на скорую руку для ковки «горячего железа», либо механика сбора колоды была той самой пятой ногой, которую пришили к простенькой абстрактной карточной игре.

 

 

Переосмысления

 

Первым коммерчески успешным применением механики сбора колоды стал Thunderstone. Игра была выпущена AEG, конторой, до этого специализировавшейся на ККИ и ролевых играх. «Громокамень» уже оброс дополнениями и сейчас переведён на несколько языков, в том числе и на немецкий. Забегая вперёд, скажу, что большинство попыток переделать «Доминион» на новый лад почему-то имеют фентезийную тематику и рассчитаны на фанатов ККИ и америтреша. В Thunderstone мы получили отдельную зону битвы с монстрами и зону привычных покупок. Сброс в «треш» с руки доступен всегда, сохранилось создание игрового поля из колод. К сожалению, колода монстров — обычная колода, а ля «Манчкин» — не самое удачное решение. Общее упрощение и обеднение стратегий (зачастую в раскладе присутствует одна верная, остальные проигрышные) не вывели игру в список лучших.

 

 

Вторая попытка — Ascension. Авторы вообще убрали выборные колоды, оставив только дек-билдинг. По словами Дональда это решение рассматривал и он, но отказался из-за катастрофически случайного прихода карт. Увы, игра не получилась удачной и держится на плаву только за счёт моды на дек-билдинг.

 

Ещё одной попыткой стала ирушка Heroes of Graxia, от Petroglyph, более известного, как издателя видеоигр. Игра провалилась, по отзывам игравших — механика сломана, это упрощённый микс между Thunderstone и Runebound, каждая карточка содержит кучу цифр, значков и текста. В общем, недостаток опыта в настольных играх не позволил отхватить кусок лакомого пирога.

 

 

Последними двумя на сегодняшний день являются игры Eminent Domain и NightFall.

 

Eminent Domain будет продаваться по той же схеме, что и Alien Frontiers, т.е. через набор денег для стартового тиража по предзаказам. Но боюсь, после негативных отзывов они могут и не собрать аудиторию. Дело в том, что тестеры вовсю ругают игру за её решаемость (solvable). В ней нет чего-либо, генерирующего каждый раз новую игру, другими словами — она не реиграбельна. Нет стартовых 10 колод, как в «Доминионе», нет стартового мира и стартовой руки, определяющих возможные тактические решения, как в Race for the Galaxy. Похоже, зря злопыхает Сет Джаффе, не суждено ему будет переплюнуть идеал.

 

NightFall — игра в вампирской тематике, пока что главный претендент на роль «убийцы «Доминиона», выйдет от уже известной нам по Thunderstone фирмы AEG. И первые отзывы говорят нам, что это реальный претендент. Смотрите сами: стартовые карты для покупки не просто выбираются из рандомайза, а распределяются драфтом (7 Wonders); затем — долгие цепочки теперь не будут прерогативой одного игрока — в цветовой цепочке карт участвует весь стол, по кругу (UNO); атака игроков будет проходить с помощью карт-персонажей, а не карт-событий, и это позволит как увеличить взаимодействие, так и, например, сбросить ненужных подданных (Imperial); цель игры — не набрать каких-то там очков, а просто выжить в боях, что куда более тематично, чем зелёные карты провинций.

 

 

Что такое «Доминион», и почему именно он?

 

«Доминион» — это хит, ключевая игра последних лет. Мостик между простыми и сложными играми, сравнимый с «Катаном» или той же MtG. Любая игра со сбором колоды сразу подпадает под прицел игроков, её ждут, разбирают по косточкам, покупают и хвалят (даже если не за что). По версии BGG это самая играемая из всех настолок уже пару лет. «Доминион» — это деньги, о трате которых вы не пожалеете. Игра может появляться на столе чаще, чем Домино или Шахматы, и не надоесть. Каждый раз это происходит по-разному — снова и снова нужно думать, глядя на поле из карт, как же начать, что покупать, а что лучше избегать. Тактические решения зависят от стратегии, а её построение, ваше лидирование, победа или поражение в игре — целиком от вас. 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
kurennoyd написал полтора года назад: #

Хорошая статья и отличная игра. Единственное, что всегда смущало - это ценовая категория игры. Слишком цена завышена.

Ksedih написал 7 лет назад: # скрыть ответы
вопрос

А Тронный Зал можно зациклить?

Nelud написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Насколько я помню, Тронный зал нельзя играть на Тронный зал.

Rusval написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Прочитайте в правилах описание карт, там написано, что тронный зал можно использовать на тронный зал, это даёт возможность использовать две карты по два раза.

dipFireWorker написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А в чем будет разница по сравнению с просто применением двух тронных залов на разные действия. Смысл их циклить?

Xneg написал 6 лет назад: #

Смысл есть, когда у вас два тронных зала, еще две карты действия и всего одно действие.

smilek написал 7 лет назад: # скрыть ответы

А мне Интрига как раз и без базы очень нравится. Базовый скучноватый заведомо известными стратегиями. Интрига тоже этим грешит, но появляется немного вариаций и взаимодействия побольше.
Думаю, его "скрестить" с Процветанием и получить для сеья оптимальный "доминонабор".

Oldman написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Вот всегда думал, что стратегии те же..... реализации другие.

smilek написал 7 лет назад: # скрыть ответы

неперводимая игра слов ;)..
Не знаю, как Вам, а мне база приелась, особенно после онлайн-игр с товарищами из зарубежья.
Одинаковая там выигрышная тактика почти всегда. Выбора там мало, а в Интриге появляется. Вся партия почти всегда известна заранее, когда видишь карты "набора".

Oldman написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Впринципе, и в Интригах в некоторых рандомных раскладах сразу видна уберлиния, но даже в базе все эти генеральные стратегии ломаются пускай не на раз, но на "ииии, взяли" бывает частенько. Хотя с допами оно веселее, безспорно, иначе в чем смысл дополнений.

korzhik написал 7 лет назад: # скрыть ответы

в дуэли стратегии более прозрачны и более "рабочи", т.е. предсказуемы
в игре вчетвером все СОВСЕМ НЕ ТАК - поэтому появляется куча разных нюансов и вариантов

smilek написал 7 лет назад: #

Согласен, что втроем и вчетвером больше непредсказуемости, так же как и с тем, что есть исключения, конечно.
Но вчетвером для меня Доминион обычно слишком долго - не нравится мне вдруг появляющийся тугой даунтайм :(.
В любом случае игра однозначно хороша :).

Steve написал 7 лет назад: #
Завистники :)

Не соглашусь с тем, что низкие оценки поставили по большей части из зависти. Есть категория людей, которые на дух не переносят "инновационную" механику построения колоды в процессе игры.

snowbody написал 7 лет назад: # скрыть ответы
Прочел с интересом

Вот что мне нравится в Славиных статьях, так это то, что среди кучи уже известных фактов то и дело проскакивают какие-то интересные фактики.

Mazz_O написал 7 лет назад: #

Редко читаю от корки до корки, но Славины текста почему то исключение.

Спасибо за статью.