Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
игры |
Mare Nostrum: Mythology Expansion
Mare Nostrum |
Дата: | 23 апреля 2021 |
Источник: | boardgamegeek.com |
8.8244 |
- |
Mare Nostrum («Наше море» / «Цивилизация» Сержа Лаже) — стратегическая игра, в которой древние цивилизации (Рим, Вавилон, Карфаген, Греция, Египет) борются за власть над Средиземноморьем. Для этого они производят солдат и корабли (а с дополнением и монстров), строят рынки и основывают города, чтобы производить больше ресурсов.
Победу нации приносит покупка героев и/или чудес света. Они представлены картами, которые дают владельцу какой-то особый бонус. По стандартным правилам побеждает тот, кто первым купил суммарно 4 героя и/или чуда света. Альтернативный путь к победе — соорудить пирамиды: это тоже чудо света, самое дорогое в игре.
Каждый раунд начинается с фазы торговли. Нации собирают все доступные ресурсы (беря карточки товаров и денег, в зависимости от количества соответствующих строений), потом начинают меняться. Обладатель титула главного торговца выбирает, сколько карт будет выставлено на торговлю, и все нации обязаны выставить соответствующее количество ресурсов. Процесс торговли напоминает салочки: один игрок выбирает себе ресурс у другого игрока, затем тот игрок тоже выбирает себе ресурс, и т. д. Торговля продолжается до тех пор, пока карты товаров не заканчиваются.
Такой свободы переговоров, как в «Катане», нет. Возможны лишь переговоры в духе: «Если заберёшь у меня этот товар, то я в ответ заберу у тебя». Получается весьма интересный менеджмент руки: нужно стараться планировать наперёд, какие ресурсы добыть, в то же время обращая внимание на то, какие ресурсы стараются собрать другие игроки.
После того как все набрали груды свежеприобретённых богатств, наступает пора расстаться с ними в фазу строительства. В этой фазе нации строят войска, постройки и покупают героев и чудеса света.
В фазу строительства приходится принимать нелёгкие решения, которые могут вылиться в победу или поражение. С одной стороны, для роста экономики нужны новые здания. С другой стороны, для их обороны нужны войска. С третьей, для победы не обойтись без героев и чудес света. Поддерживать баланс между всем этим тяжело.
При игре с дополнением также можно принести жертвы богам, чтобы получить на один ход бонус. Как по мне, они не стоят затраченного игроками на выбор богов времени.
Потом начинается самое интересное — фаза военных действий: сухопутные и морские сражения. Боёвка простая: каждый участник битвы бросает столько кубиков, сколько у него юнитов. Суммарный результат делится на 5 (округление вниз). Итоговая цифра = сколько воинов погибло у противника. К примеру, если ваши три солдата выбросили 3, 4 и 5 — сумма 12, — то противник потерял двоих солдат.
Я считаю сражения очень увлекательной частью игры. Бои простые, но не скучные благодаря существованию спецюнитов и пассивных способностей. Если игнорировать войска, вы быстро нарастите экономику, но будете очень уязвимы к грабежам и вторжениям. Если сосредоточиться на завоеваниях, могут возникнуть проблемы с доходом, хотя потенциально можно получить большую выгоду от захвата построенных другими зданий.
После несложного расчёта исхода боя вам предоставляется интересный выбор (если у противника никого не осталось):
В общем, интересный выбор между краткосрочной и долгосрочной выгодой.
Мне особенно нравится, как в Mare Nostrum разрешается порядок хода. Его определяет один из игроков, а именно обладатель соответствующего титула в каждой из фаз. Чтобы получить титул, нужно добиться определённых достижений: иметь больше всего войск, больше всего городов и храмов или же рынков и караванов.
А заполучение этих титулов имеет далеко идущие стратегические последствия. К примеру, определяя порядок строительства, вы получаете возможность построить себе последние здания соответствующего типа (у всех игроков общий лимит зданий). Или же, напротив, предоставить противникам первый ход, посмотреть, что они построят, и соответственно отреагировать. Опытный игрок обратит внимание даже на конфликты наций в другом конце карты и постарается установить такой порядок хода, чтобы они занимались дорогостоящей гонкой воорудений.
По тем же причинам очень важно и фаново грамотно распоряжаться определением очерёдности ходов в фазе военных действий. Устроить всё так, чтобы ваши враги покалечили друг друга, а потом атаковать последним и отобрать все их богатства.
Мне нравятся игры на менеджмент ресурсов в сочетании с прямым конфликтом, а в основе Mare Nostrum именно менеджмент ресурсов. Они необходимы для героев и чудес света, т. е. для победы. Войска нужны лишь затем, чтобы усиливать и оборонять свою экономику или вредить вражеской. Нападение ради нападения — это, конечно, весело, но к успеху не приведёт.
Реиграбельности способствуют уникальные возможности наций. Во-первых, у каждой нации есть свой особый герой, поощряющий определённый стиль игры. Во-вторых, с дополнением у каждой нации появляется своё мифическое чудовище: это самые сильные юниты в игре, причём со спецспособностями. Кроме того, нации всё больше различаются по мере покупки героев и чудес света, которые дают особые возможности. Таким образом можно создавать интересные и эффективные сочетания; простор для стратегических решений есть. Каждая нация играется по-своему, со своими сильными и слабыми сторонами.
Сбалансированны ли эти возможности? По большей части да. Частично баланс правит дополнение, частично игроки сами балансируют игру. Кроме того, постоянные победы одной нации затруднительны из-за тенденции «всем бить лидера».
В целом игра оставляет очень приятные ощущения. Напряжение велико, решения непросты и интересны, а эмоциональная отдача очень радует. Скучать за столом не приходится.
Несмотря на все эти похвалы, я не могу оценить Mare Nostrum на 10 баллов из 10. Хотя у нас бывали великолепные, практически идеальные партии, слабость игры в том, что такие партии случаются далеко не каждый раз. Чтобы получить эпический опыт, нужно, чтобы сошлось множество факторов.
Во-первых, дополнение считайте что обязательно. Оно фиксит множество проблем и шлифует базу, прекрасно дополняя её. Хотя, конечно, новичкам освоиться сложнее из-за новых правил, да и ценник выходит выше, особенно учитывая, что игра больше не производится.
Ещё с дополнением можно играть составом до 6 участников. База официально поддерживает 3–5, но я никогда не рассматривал всерьёз игру с 3 участниками. Играть с 4 больше не сяду, скорее всего. 5 участников — отличный вариант, но в идеале лучше именно 6; так потенциал Mare Nostrum раскрывается по полной. Чем меньше участников, тем меньше конфликта, толкотни и драмы, а также взаимодействия множества способностей наций.
Во-вторых, чем опытнее игроки — причём желательно, чтобы все были одинаково опытны, — тем более интересные выходят партии. Если участники не знакомы с уникальными возможностями каждой нации, их мифическими чудовищами и картами героев и чудес света, то множество интересных возможностей и стратегий испаряются.
В-третьих, идеальная партия в Mare Nostrum должна играться по эпическим правилам, которые опять-таки требуют дополнения. По эпическим правилами пирамиды стоят 13 вместо 12, а героев для победы требуется 5 вместо 4. Как по мне, играть следует так и только так. В противном случае игра оборвётся на самом интересном и напряжённом месте. Во время партии в Mare Nostrum, как и в хорошей книге, напряжение должно нарастать постепенно. Вначале нации растут и развиваются, начинают сталкиваться на границах. Их экономики растут, появляется возможность производить большие армий. Покупаются герои/чудеса света = ставки становятся всё выше. Если играть по стандартным правилам, всё закончится слишком рано. В одной из наших партий все нации готовились к войне, и вот-вот должно было грянуть эпичное побоище... как вдруг кто-то купил пирамиды — и всё закончилось. Даже победитель был разочарован профуканным потенциалом. С тех пор мы играли только по эпическим правилам. Их очевидный минус — увеличенная продолжительность партий.
Итак, самое сложное в Mare Nostrum — это добиться подходящих условий для замечательной партии. Маятник качается между «посредственной унылой партией» и «шикарным времяпровождением». Но если звёзды таки сойдутся, то ваши усилия более чем окупятся, и вы ничуть не пожалеете о потраченном времени.