Siar написал полтора часа назад к статье Лучшие игры на скрытые перемещения: # А Чужая планета?
Siar написал полтора часа назад к статье Впечатления от «Эпохи легенд» и «Последнего рыцаря»: # Тут и ослика можно сьесть?(
Razorvi_KapbITo написал 3 часа назад к статье Максимум Апокалипсис: # Мне нравится 🤷‍♂️ Хороший несложный кооп. Из плюсов: 🎲Куча персонаже...
hash666 написал 3 часа назад к игре Keyflower: # вот как вариант можно попроботь такое правило что если ты улучшил тайл...
ZXCVB1234 написал 3 часа назад к мысли на тему Некоторые игры за февраль-март 2024: # Однако ответ на то почему автора в гугле забанили и он не смог найти в...
Обзорная башня [23.04.2024]
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г.
С миру по нитке [23.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а...
С миру по нитке [22.04.2024]
О том, что происходит с сайтом и на рынке.
С миру по нитке [18.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В предзаказе: «Д...
С миру по нитке [17.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: RollinGames изда...

Siar

«Цивилизация» Сержа Лаже («Наше море»)

23 апреля 2021

Информация

добавить
игры Mare Nostrum: Mythology Expansion
Mare Nostrum
Дата: 23 апреля 2021
Источник: boardgamegeek.com
Оценка пользователей
8.8244
-

 

 

Mare Nostrum («Наше море» / «Цивилизация» Сержа Лаже) — стратегическая игра, в которой древние цивилизации (Рим, Вавилон, Карфаген, Греция, Египет) борются за власть над Средиземноморьем. Для этого они производят солдат и корабли (а с дополнением и монстров), строят рынки и основывают города, чтобы производить больше ресурсов.

 

 

 

 

Победу нации приносит покупка героев и/или чудес света. Они представлены картами, которые дают владельцу какой-то особый бонус. По стандартным правилам побеждает тот, кто первым купил суммарно 4 героя и/или чуда света. Альтернативный путь к победе — соорудить пирамиды: это тоже чудо света, самое дорогое в игре.

 

 

 

 

Каждый раунд начинается с фазы торговли. Нации собирают все доступные ресурсы (беря карточки товаров и денег, в зависимости от количества соответствующих строений), потом начинают меняться. Обладатель титула главного торговца выбирает, сколько карт будет выставлено на торговлю, и все нации обязаны выставить соответствующее количество ресурсов. Процесс торговли напоминает салочки: один игрок выбирает себе ресурс у другого игрока, затем тот игрок тоже выбирает себе ресурс, и т. д. Торговля продолжается до тех пор, пока карты товаров не заканчиваются.

 

 

 

 

Такой свободы переговоров, как в «Катане», нет. Возможны лишь переговоры в духе: «Если заберёшь у меня этот товар, то я в ответ заберу у тебя». Получается весьма интересный менеджмент руки: нужно стараться планировать наперёд, какие ресурсы добыть, в то же время обращая внимание на то, какие ресурсы стараются собрать другие игроки.

 

 

 

После того как все набрали груды свежеприобретённых богатств, наступает пора расстаться с ними в фазу строительства. В этой фазе нации строят войска, постройки и покупают героев и чудеса света.

 

В фазу строительства приходится принимать нелёгкие решения, которые могут вылиться в победу или поражение. С одной стороны, для роста экономики нужны новые здания. С другой стороны, для их обороны нужны войска. С третьей, для победы не обойтись без героев и чудес света. Поддерживать баланс между всем этим тяжело.

 

При игре с дополнением также можно принести жертвы богам, чтобы получить на один ход бонус. Как по мне, они не стоят затраченного игроками на выбор богов времени.

 

Потом начинается самое интересное — фаза военных действий: сухопутные и морские сражения. Боёвка простая: каждый участник битвы бросает столько кубиков, сколько у него юнитов. Суммарный результат делится на 5 (округление вниз). Итоговая цифра = сколько воинов погибло у противника. К примеру, если ваши три солдата выбросили 3, 4 и 5 — сумма 12, — то противник потерял двоих солдат.

 

 

 

 

Я считаю сражения очень увлекательной частью игры. Бои простые, но не скучные благодаря существованию спецюнитов и пассивных способностей. Если игнорировать войска, вы быстро нарастите экономику, но будете очень уязвимы к грабежам и вторжениям. Если сосредоточиться на завоеваниях, могут возникнуть проблемы с доходом, хотя потенциально можно получить большую выгоду от захвата построенных другими зданий.

 

 

 

 

После несложного расчёта исхода боя вам предоставляется интересный выбор (если у противника никого не осталось):

  • Аннексировать территорию, что полезнее в долгосрочной перспективе, однако требует оплаты аннексии + противник ещё успеет получить со зданий один доход.
  • Или оккупировать здания: территория по-прежнему принадлежит противнику, зато ваша экономика сразу же поднимается.
  • Или же снести одно из его зданий: выгода сравнительно невелика, но противник существенно страдает.

В общем, интересный выбор между краткосрочной и долгосрочной выгодой.

 

 

 

 

Мне особенно нравится, как в Mare Nostrum разрешается порядок хода. Его определяет один из игроков, а именно обладатель соответствующего титула в каждой из фаз. Чтобы получить титул, нужно добиться определённых достижений: иметь больше всего войск, больше всего городов и храмов или же рынков и караванов.

 

А заполучение этих титулов имеет далеко идущие стратегические последствия. К примеру, определяя порядок строительства, вы получаете возможность построить себе последние здания соответствующего типа (у всех игроков общий лимит зданий). Или же, напротив, предоставить противникам первый ход, посмотреть, что они построят, и соответственно отреагировать. Опытный игрок обратит внимание даже на конфликты наций в другом конце карты и постарается установить такой порядок хода, чтобы они занимались дорогостоящей гонкой воорудений.

 

По тем же причинам очень важно и фаново грамотно распоряжаться определением очерёдности ходов в фазе военных действий. Устроить всё так, чтобы ваши враги покалечили друг друга, а потом атаковать последним и отобрать все их богатства.

 

Мне нравятся игры на менеджмент ресурсов в сочетании с прямым конфликтом, а в основе Mare Nostrum именно менеджмент ресурсов. Они необходимы для героев и чудес света, т. е. для победы. Войска нужны лишь затем, чтобы усиливать и оборонять свою экономику или вредить вражеской. Нападение ради нападения — это, конечно, весело, но к успеху не приведёт.

 

Реиграбельности способствуют уникальные возможности наций. Во-первых, у каждой нации есть свой особый герой, поощряющий определённый стиль игры. Во-вторых, с дополнением у каждой нации появляется своё мифическое чудовище: это самые сильные юниты в игре, причём со спецспособностями. Кроме того, нации всё больше различаются по мере покупки героев и чудес света, которые дают особые возможности. Таким образом можно создавать интересные и эффективные сочетания; простор для стратегических решений есть. Каждая нация играется по-своему, со своими сильными и слабыми сторонами.

 

Сбалансированны ли эти возможности? По большей части да. Частично баланс правит дополнение, частично игроки сами балансируют игру. Кроме того, постоянные победы одной нации затруднительны из-за тенденции «всем бить лидера».

 

В целом игра оставляет очень приятные ощущения. Напряжение велико, решения непросты и интересны, а эмоциональная отдача очень радует. Скучать за столом не приходится.

 

 

 

 

Несмотря на все эти похвалы, я не могу оценить Mare Nostrum на 10 баллов из 10. Хотя у нас бывали великолепные, практически идеальные партии, слабость игры в том, что такие партии случаются далеко не каждый раз. Чтобы получить эпический опыт, нужно, чтобы сошлось множество факторов.

 

Во-первых, дополнение считайте что обязательно. Оно фиксит множество проблем и шлифует базу, прекрасно дополняя её. Хотя, конечно, новичкам освоиться сложнее из-за новых правил, да и ценник выходит выше, особенно учитывая, что игра больше не производится.

 

Ещё с дополнением можно играть составом до 6 участников. База официально поддерживает 3–5, но я никогда не рассматривал всерьёз игру с 3 участниками. Играть с 4 больше не сяду, скорее всего. 5 участников — отличный вариант, но в идеале лучше именно 6; так потенциал Mare Nostrum раскрывается по полной. Чем меньше участников, тем меньше конфликта, толкотни и драмы, а также взаимодействия множества способностей наций.

 

Во-вторых, чем опытнее игроки — причём желательно, чтобы все были одинаково опытны, — тем более интересные выходят партии. Если участники не знакомы с уникальными возможностями каждой нации, их мифическими чудовищами и картами героев и чудес света, то множество интересных возможностей и стратегий испаряются.

 

В-третьих, идеальная партия в Mare Nostrum должна играться по эпическим правилам, которые опять-таки требуют дополнения. По эпическим правилами пирамиды стоят 13 вместо 12, а героев для победы требуется 5 вместо 4. Как по мне, играть следует так и только так. В противном случае игра оборвётся на самом интересном и напряжённом месте. Во время партии в Mare Nostrum, как и в хорошей книге, напряжение должно нарастать постепенно. Вначале нации растут и развиваются, начинают сталкиваться на границах. Их экономики растут, появляется возможность производить большие армий. Покупаются герои/чудеса света = ставки становятся всё выше. Если играть по стандартным правилам, всё закончится слишком рано. В одной из наших партий все нации готовились к войне, и вот-вот должно было грянуть эпичное побоище... как вдруг кто-то купил пирамиды — и всё закончилось. Даже победитель был разочарован профуканным потенциалом. С тех пор мы играли только по эпическим правилам. Их очевидный минус — увеличенная продолжительность партий.

 

Итак, самое сложное в Mare Nostrum — это добиться подходящих условий для замечательной партии. Маятник качается между «посредственной унылой партией» и «шикарным времяпровождением». Но если звёзды таки сойдутся, то ваши усилия более чем окупятся, и вы ничуть не пожалеете о потраченном времени.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Norg222 написал 3 года назад: # скрыть ответы

Не в качестве упрека, а токма любопытства ради -
Есть ли ответ на вопрос: почему эта версия может быть актуальна при наличии более сбалансированной и с явно улучшенным дизайном новой Mare Nostrum: Empires ?

wergg написал 3 года назад: # скрыть ответы

Стоимостью с 1000 рэ на барахолке?

Norg222 написал 3 года назад: #

Если дело действительно только в этом, то немного грустно, но... "вы держитесь" (

Siar написал 3 года назад: # скрыть ответы

Судя по отзывам, разница в плане геймплея не так уж и велика. А оформление - дело вкуса... как по мне, новая версия смотрится хуже

Nelud написал 3 года назад: # скрыть ответы

Да, разница не большая. Но дьявол в деталях. Новая версия реально играется лучше.

Galbatorix написал 2 года назад: #

Согласен с мнением что новая версия лучше.
Я люблю старую, сам играл в неё задолго до серьезного увлечения хобби и был владельцем.
Но для меня новая лучше во всем, она лучше оформлением, качеством компонентов и геймплеем, взять хотя бы кубики которые не обычные с гранями 1-6, а с 3-6 кто говорит уже о том что 2 бойца при любом раскладе убьют как минимум одного врага, что делает бои более просчитываемые, но не убирает рандом в боях, а лишь ослабевает его влияние. Это сделано изящно и со смыслом. И таких мелких, но важных изменений тут много.

Mae написал 2 года назад: #

Игровое поле в старой и новой версиях имеет разную структуру. В новой меньше областей, за счет чего больше контактности и конфликтности (из-за войн и более важной дипломатии).

Также в новой версии +2 способа победить, что тоже увеличивает конфликтность между игроками.

deleted64678984313459 написал 2 года назад: #
Аплодирую

Прекрасная статья. Почти сам сыграл, но играть теперь будет проще и ньюансы стали ясны!

Sacranik написал 2 года назад: #

Спасибо за хорошую, теплую и справедливую статью.

Shitovik написал 2 года назад: #

Наща первая настольная игра, локализованная, без допа. Около года стабильно в неё играли. Как первая любовь... Любим её!

away написал 2 года назад: #

Старую редакцию не играл, но новая - очень годная.Жаль, допа не найти(