Предзаказ на «Петлю трагедии» | |
Дедуктивная сценарная игра с петлями времени в формате «1 против всех» | |
Предзаказ на «Хаос в Старом Свете» | |
Фанатская печать классического ареа контроля. | |
Предзаказ на Forbidden Stars + Forgotten Worlds + Forsaken Voids | |
Фанатская печать эпической космической стратегии и больших допов к ней. | |
Начинается «Обольщение» | |
Борьба за репутацию поместья и знатных гостей в викторианской Англии. | |
С миру по нитке [10.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе В... |
В закромах «Тесеры» есть много интересных материалов. И вот как-то в очередной раз наткнувшись на вот этот и вот тот циклы статей, я подумал, что вот наши авторы пока, вроде, ничего подобного не написали (да и эти переводные статьи недавние «тесеровцы» вряд ли читали). В то же время, мнение наших авторов и сообщества нередко отличается от «мирового мнения» (сравнить хотя бы топ-100 «Тесеры» и BGG). В общем, я решил спросить у наших «настольных журналистов», не хотят ли они написать что-то подобное, и кое-кто сказал, что хочет, а кто-то даже, что очень хочет.
Вот и вся предыстория предполагаемой серии статей. Формат же будет такой: раз в месяц будет публиковаться материал, посвящённый очередному году (сначала с 2000 до 2015 или 2016, затем, возможно, обратно, «вглубь веков»). В каждой статье каждый автор будет выбирать три игры данного года, которые он считает не только исторически важными, но и до сих пор не утратившими актуальность. Кроме того, для справки я буду приводить информацию о том, как представлены игры этого года в топе BGG и «Тесеры».
Авторы цикла статей в основном известны по своим статьям на «Тесере» и «Настолкомании» — Андрей Аганов (Aganov), Алексей Пивоваров (Ksedih), Дмитрий Клюйков (MoriQuessir), Павел Медведев (Slim_Slam_Snaga) — и как авторы блогов «Настольные игры в Беларуси» (Александр Шерстук / Scafandr) и «Блог жёлтого мипла» (Алексей Тихонов / Alt).
А теперь об играх, на монтажном столе 2000 год, последний год прошлого века!
Список первых 10 игр в топе BGG выглядит так (в скобках место в общём зачете на момент составления статьи и автор):
The Princes of Florence (#80, Вольфганг Крамер, Рихард и Дженс Кристофер Улрих) — вторая, согласно топу BGG, игра Крамера после El Grande, выпущенной пятью годами ранее, также в соавторстве с Ричардом Улрихом.
Carcassone (#120, Клаус-Юрген Реде) — дебют Клауса-Юргена Реде, позже отметившегося Downfall of Pompeii и ещё десятком игр, не вошедших даже в топ-1000 на BGG. И, конечно же, многими десятками дополнений и вариаций на тему «Каркассона».
Battle Line (#140, Райнер Книция) — достойное продолжение триумфальной трилогии предыдущих трёх лет («Тигр и Евфрат», «Ра», «Самурай»). Более того, в этом году Книция активно работает с варгеймерским издательством GMT, издав у них аж четыре игры за один год, но именно эта игра добилась должного успеха. В дальнейшем GMT продолжает временами выпускать хорошие не-варгеймы: Dominant Species, Urban Sprawl и др.
Taj Mahal (#211, Райнер Книция) — снова Книция, в этом году он выпустил 16 игр.
Citadels (#249, Бруно Файдутти) — один из первых больших успехов Файдутти, до 2015 вообще была по мнению BGG лучшей игрой автора. И, кстати, редкая игра, у которой он является единоличным автором.
Web of Power (#378, Михаэль Шахт) — игра, кажется, почти или вовсе неизвестная у нас, а вот BGG считает её лучшей игрой Шахта, которого в России больше знают по всевозможным «Колоретто», «Зоолоретто», «Мондо» и пр.
Star Wars: The Queen's Gambit (#389, Роб Давио, Алан Роч, Крейг ван Несс) — тоже неизвестная у нас игра, кстати, дебют нашумевшего в прошлом году (и собирающегося нашуметь в этом) Роба Давио.
La Citta (#415, Герд Фенхель) и Blokus (#419, Бернард Тавициан) — авторы этих игр больше ничем существенным не отметились, ни в этом году, ни до или после.
Dream Factory (#428, Райнер Книция) — «И на пятом Стенька Разин, Стенька Разин — на шестом», — как поётся. Тремя строчками ниже тоже он, с довольно свежей для евро на тот момент идеей кооперативной игры (локализованная у нас игра «Властелин колец»). «Это ж надо так напиться, чтоб на всех челнах стоять»... Что до Dream Factory, некоторое сходство с ней можно найти у отечественного «Голливуда», в силу чего приобрела у нас некоторую популярность, по крайней мере на словах.
В топе-50 «Тесеры» этот год, надо сказать, тоже не представлен.
Когда приняли решение разбирать игры, начиная с 2000 года, я немного испугался, т.к. не был уверен, что смогу набрать 3 игры. Но потом удивился, потому что эти 3 игры я выбрал довольно легко. И даже ещё было из чего выбрать! Так что не так страшны олдскульные игры, как это кажется на первый взгляд. Актуальных игр среди них хватает!
№3. Cartagena
Мне очень интересно, отметят ли эту игру мои коллеги по писательскому цеху. Но на третье место актуальных игр я выбрал «Картахену», которая рассказывает о побеге пиратов из тюрьмы.
Я очень люблю показывать эту игру новичкам, потому что у неё очень простые правила (играешь карту с символом с руки и передвигаешь свою фигурку пирата на ближайший соответствующий символ на треке), она недолгая, на картах нет текста, и, что важно, после первой партии меня просят сыграть ещё раз. Мне кажется, что это отличная игра для новичков. В «Картахене» есть ещё отличный элемент взаимодействия между игроками, ведь во время движения вы можете «перепрыгивать» чужих пиратов, тем самым оказываясь ближе к спасательной шлюпке. Поэтому игрок не только ищет самый выгодный символ для него, но и держит в уме ближайшие ходы соперников, которым ты можешь случайно помочь.
Три-четыре года назад издательство Hobby World выпускало игру на русском языке, но судя по тому, что её теперь нигде не достать (разве что очень сильно повезёт), продажи у игры были не очень хорошие. И мне это не очень понятно, потому что мне кажется, что эта игра совершенно не потеряла актуальности. Наверное, единственное, чего не хватает в игре, по моему мнению, так это настраиваемой сложности, чтобы опытные игроки, которым быстро игра может приесться, могли наставить в игре разных условий и потом стараться справиться с ними. Мне кажется, что время совершенно никак на игре не отразилось.
№2. Citadels
Очень сложно было выбрать между двумя играми — какую поставить на первое место, а какую на второе. Дело в том, что игра, которую я всё же определил первой, действительно является и мегапопулярной, и не устаревшей морально. Но вот чаще я играю в «Цитадели», т.к. эта игра веселее и хитрее в плане геймплея.
Почему «Цитадели» классные? Потому что в этой настолке есть место и логике, и блефу. Все игроки занимаются строительством — они обустраивают свой город. Берут карты построек, тратят на них монеты и получают бонусы от выложенных на стол карт. Есть ли в этом что-то новое и необычное? Нет. Но каким образом игроки манипулируют действия — это просто сказка. В игре есть ровно 8 ролей, из которых на ход нужно выбрать одну и потом воспользоваться её способностью. Проблема в том, что совершенно не факт, что вам придётся выбирать себе роль из полного набора ролей, ведь роли передаются по кругу и вам может достаться совсем не то, что вы хотели. Прелесть этой игры в том, что вам всегда нужно надеяться на удачу и стараться извлекать максимальную прибыль из сложившейся ситуации. Это такая умная и стратегическая «Мафия», в которой игровой процесс весел и имеет просчёт и логику.
По моему мнению, «Цитадели» — это лучшая игра Бруно Файдутти, которая должна быть в коллекции любого уважающего себя настольщика. Разве что вы боитесь грабежа и убийств — тогда лучше играйте в ту игру, что у меня на первом месте. Там просто строят.
№1. Carcassonne
Что-то мне подсказывает, что эта игра точно будет если не у 100 % моих коллег, то у 90 % точно. На самом деле это действительно хит, который, наверное, из хита по геймплею потихоньку превратился в хит продаж, но это никак не умаляет достоинств игры.
Вот уже больше 10 лет я встречаю настольные игры, в которых нужно из вытягиваемых из стопки тайлов или карточек сообща собирать поле, получая за это очки, и практически у всех этих игр есть косяки. А в «Каркассоне» этих косяков нету, потому что это очень выверенная, очень правильная и очень вылизанная до блеска игра.
В этой игре тоже простые правила, как и в «Картахене» («Цитадели» всё-таки чуть более мозголомны и не сразу доходят новичкам), что я считаю несомненным атрибутом всех успешных и модных хитовых игр. Время показало, что в тренде те игры, которые быстро объясняются и весело играются. Сейчас практически никто не хочет обкладываться многостраничными рулбуками и страдать от непонимания нюансов механики. Что в «Каркассоне» сложного-то? Бери тайл из кучи, стыкуй его с тайлами, лежащими на столе, формируй область, клади на поле или собирай с поля миплы и получай очки. Игроку не нужно выбирать, какой тайл сыграть с руки, потому что у него только один тайл, что сильно упрощает задачу. Игроку несложно выбрать те места, куда можно присоединить свой тайлик. Правила чётко регулируют размещение миплов на поле, поэтому никаких разногласий быть не может. Из многих сыгранных мною партий я ещё ни разу не натыкался на сложные ситуации, в которых правила бы противоречили тому, что творится на поле.
Это действительно классная для гейтвея игра, которой не грозит в ближайшее время устареть и быть выброшенной на свалку истории. Пока я не видел такую игру, разработчики которой утверждали бы, что они взяли за основу «Каркассон», натыкали в него разных модных драфтов, кубиков и минек, в результате чего получилось нечто шедевральное, после чего сам «Каркассон» может спокойно идти спать. Пока такой игры нету. Может быть, разве что, в каком-нибудь 2025 году придумывают 3D-Carcassonne, в котором есть интерактивное игровое поле и можно будет самому вместе с миплом полежать на нём и полюбоваться небом, пока другие игроки делают ход. Но это пока что из области фантастики.
Из невошедшего в список: вполне работоспособна игра Battle Line, которая легко поддаётся редизайну, чтобы в 2016 году выглядеть более нарядно. Разве когда-нибудь игры с элементом покера подводили? Всё, что нужно этой игре, это просто сменить тему, т.к. войнушки нынче не совсем в моде.
Постараюсь осветить военную сторону вопроса о самых знаковых настольных играх года.
№1. Battle Cry
Главная игра года — Battle Cry. Именно с неё началось знаменитое «трёхсекционное» путешествие Ричарда Борга по различным историческим периодам. У американских производителей военных игр есть негласное правило: делай игру про Battle of the Bulge или Гражданскую войну — не прогадаешь. Ричард Борг (Richard Borg) выбрал второй вариант и не прогадал.
Battle Cry (одна из известнейших книг про американскую гражданку из цикла Оксфордской истории США называется Battle Cry of Freedom, у нас издавалась под названием «Боевой клич свободы»; вполне возможно, что игра названа «по мотивам») дала жизнь целой плеяде игр, в которых поле боя поделено на три секции, а активация боевых частей осуществляется карточками, привязанными к той или иной секции.
Благодаря Battle Cry сегодня мы можем поучаствовать в захватывающих дух сражениях наполеоновской эпохи, античности, Первой мировой (также готовится игра про войну за независимость США), и всё это за один-полтора часа!
№2. Simple Great Battles of History
На второе место я бы поставил книгу правил Simple Great Battles of History, выпущенную компанией GMT Games. Great Battles of History — это серия тактических военных игр, посвящённых, преимущественно, античным сражениям (есть и средневековые исключения). Правила серии учитывают огромное множество деталей боевых столкновений древних (и не только) армий.
До 2000 года прикоснуться к столь подробному моделированию мог лишь довольно ограниченный круг людей, которых не испугаешь десятками страниц правил с кучей мелкий деталей и утомительным микроменеджментом игровых компонентов. Но благодаря усилиям Ричарда Берга и Марка Германа (Richard Berg, Mark Herman, авторы серии) вышла книга упрощённых правил для системы, увеличив круг потенциальных античных полководцев за счёт упразднения наиболее неудобных игровых механик и уменьшения времени на партию.
Тем не менее не стоит недооценивать Simple GBoH — правила стали проще, но отнюдь не стали простыми.
№3. Ukraine ’43
На третьем месте игра Марка Симонитча (Mark Simonitch) Ukraine ’43. Игра посвящена советскому наступлению в районе Харькова после провала немецкой «Цитадели» и является основоположником оперативной серии Марка, в которой впоследствии вышли Normandy ’44, France ’40, Ardennes ’44 —военные игры с отличным балансом между уровнем сложности правил и «играбельностью».
Игра актуальна до сих пор и была переиздана в 2015 году с упрощёнными правилами, призванными ускорить игровой процесс.
Плотно играть в настолки я начал всего 7 лет назад, так что мне довелось познакомиться только с небольшим числом игр 2000 года. Эти тайтлы, несомненно, известны, хотя я всё-таки считаю, что удивлю многих своим выбором бронзового призёра.
№1. «Каркассон»
Не скажу, что мне нравится эта игра. Хотя я не играл в неё лет 6, надо попробовать ещё разок! :) Однако, вне зависимости от моего отношения к ней, игра продаётся до сих пор, а следовательно, не потеряла за 16 лет своей актуальности. Игра Клауса-Юргена Реде популяризировала механику выкладывания тайлов и нащупала идеальный баланс между сложностью правил и глубиной. Возможно, не такой, какой подходит для опытных застольных стратегов, но такой, за который проголосуют несколько более широкие массы казуальных игроков.
Но не одними казуалами мир полнится. Кто-то мне рассказывал о суперхардкорных матчах в«Каркассон», когда игроки знают и помнят наизусть все тайлы, а следовательно могут себе представить, что ещё осталось в «куче» и, исходя из этого знания, оптимизировать свою игру. Если есть такие люди, для которых «Каркассон» стал, фактически, спортом, то о чём тут ещё говорить?!
№2. «Цитадели»
Лучшая игра Файдутти. Здесь изящная механика выбора ролей и, одновременно, очерёдности хода, встретилась впервые. Прибавляем отличный арт и тематику и получаем хорошую забаву, которая и сегодня отлично чувствует себя на столе в компании игроков. Главное, чтобы их было хотя четверо... А вспомните, как качественно были изданы «Цитадели» на русском! Карты-лён, деревянная корона, монеты-таблетки жёлтого с разводами пластика — красота!
№3...
С точки зрения исторической ценности здесь должна была быть «Картахена» со своим сильно усовершенствованным «кинь-двинь» или «Принцы Флоренции», как пример добротной аукционной евростратегии. Но я рискну поставить сюда игру Meuterer («Мятежник»), созданную Марселем-Андре Меркле.
История, как известно, идёт по спирали, и это пример компактной и глубокой игры из прошлого её витка. Маленькая коробочка со стопкой карт и буклетик правил — вот и всё, что требовалось для четверых игроков на ближайший час. Игроки получали ПО за проданные с корабля товары. Однако продать можно было только тот вид товара, который покупает конкретный остров. На какой же остров плыть кораблю, решал капитан.
Игроки в процессе раунда игры, исходя из ситуации на столе, выбирали себе роли. В зависимости от товаров на руке и планов капитана на дальнейший вояж, игрок мог встать на сторону капитана, став старпомом (капитан делился с ним ПО в обмен на защиту), или выбрать мятежника или его помощника, чтобы сместить капитана и направить корабль к другому острову. Можно было также сохранять нейтралитет с помощью ещё пары ролей, чей бонус был в количестве очков при продаже товаров или увеличенной руке.
Эту игру вряд ли помнят многие, но она для меня стала первой игрой с прямым противостоянием групп игроков. Это потом уже появилась «семейная» (ха-ха!) «За бортом», а тогда удачная комбинация «перетягивания каната», обмена товаров на ПО и выбора роли в крошечной коробочке довольно часто появлялась на наших столах. И то, что я помню эту игру до сих пор, уже многое значит.
Такие статьи, лично для меня, это всегда «один взгляд назад», возможность обернуться, разглядеть моменты, попробовать поймать тот песок, что вечно меж пальцев... 2000 год — это же так близко, это мои институтские годы, начало увлечения Magic the Gathering, весь этот миллениум и начало новой эпохи в России.
Шестнадцать лет! Чёрт побери, вы только вдумайтесь!!! Много ли на «Тесере» людей, что в те годы интересовались настолками и ждали выхода очередной новинки, как сейчас? Полагаю, единицы.
Ради интереса заглянул, что у нас происходило в культурной жизни в те годы. «Красота по-американски», «Парни не плачут» (я уже тогда был прожжёным куреманом и не смог пройти мимо фильма с таким названием), «Всё о моей матери», «Танцующая в темноте». У Алексея Учителя выходит совершенно великолепный «Дневник его жены». Из каждой палатки звучит Земфира с её П.М.М.Л, на «эстраде» появляется коллектив со странным названием «Виа Гра», Боно сотоварищи выдают очередной альбом, который лично мне запомнился клипом на Beautiful Day — CDG, самолёты и драйв, хорошо! Не стало Дюши Романова, Юры Хоя, как не вспомнить уход Олега Ефремова, Алекса Гиннеса, Вячеслава Котёночкина и многих других. Жизнь, как она есть.
Однако к теме. Память уже не та, и относительно 2000 года смог вспомнить лишь «Каркассон» и «Цитадели», а что ещё? Честно отсмотрел 14 страниц на BGG и составил шорт-лист. Вот он: Carcassonne, Citadels, The Princes of Florence, Battle Line, Blokus, Dream Factory, Cartagena, Web of Power, Babel, Hera and Zeus, Meuterer, Orcz, Terminator CCG. Из этого списка нам нужно лишь троих. Приступим!
№1. «Каркассон»
По первому номеру дискуссии не должно быть в принципе, так как «Каркассон», несмотря на все эти 100 500 дополнений, абсолютный хит и гениальная игра. По прошествию времени могу точно сказать, что только этой игре я могу поставить честные 10 баллов — универсальная настолка и для гиков, и для семьи. Идеально и для турниров, и посиделок с ребёнком. Классика, хит, крутизна.
№2. «Цитадели»
«Цитадели» как-то прошли мимо меня, играть и сейчас не горю желанием, но об игре писали, пишут и продолжают играть. Ставлю на второе место в силу заслуг, а не личной симпатии. Так правильно, и я так думаю!
№3...
Насчет третьего места пришлось подумать.
— В Orcz я играл, и достаточно долго, несмотря на совершенно нелепый миспринт локализации. Мне кажется, игра до сих пор не потеряла актуальности, но рука не поднялась поставить её на пьедестал.
— Есть ощущение, что многие выделят Battle Line, но так как не оригинал (Schotten Totten вышел годом ранее), то и извините.
— «Князья Флоренции» тоже весьма неплоха и дедушка любимого ныне «Пэчворка», но чего-то не хватает.
— «Терминатора» я пробовал, но ничего конкретного и не вспомню, наверно, очередная ККИ на исходе золотого века...
— «Геру и Зевса» (автора помните?) мне показывал Пётр Тюленев (тот самый, о котором есть статья на «Вики», ха-ха) — ничего так, но не зацепило.
— «Блокус», «Фабрика Грёз» от мейстера Книции, не могу, не просите.
— К своему стыду не играл в Web of Power, Zordok вроде как-то писал о римейке, по правилам очень даже и совершенно моё. Если бы играл, то назло всем дал бы «бронзу», а так...
На третьем месте у меня будет «Картахена» от Лео Коловини (рекомендую, к слову, подписаться на его твиттер — пишет регулярно). Игра, как писал Valenox на «Тесере», «одна из лучших игр всех времён и народов, проста в объяснении и вечна по играбельности». Хорошая тема, не самое плохое оформление и, действительно, большая реиграбельность. Заслуженно.
Предполагалось, что двухтысячный год начнётся с техноапокалипсиса: компьютеры по всему миру, увидев состоящие из одних нулей время и дату, должны были осознать себя свободной независимой личностью и то ли отключить всю электронику к чертям, то ли объявить восстание машин и направить Шварценеггера в прошлое, чтобы он убил мать Пажитнова. Однако тамагочи так и не вырвались из клеток к вящему неудовольствию журналистов, а одному предусмотрительному главе государства, объявившему накануне о своей отставке, чтобы воевать со Скайнетом пришлось уже преемнику, оставалось только кусать от досады локти.
В двухтысячном году было много всего — как, впрочем, и в любом другом году. Телеэкраны пели, напевали и разговаривали голосами Бритни Спирс, Эминема и Николая Фоменко; в кино отгремели «Гладиатор», «Реквием по мечте» (Lux Aeterna ещё долго звучала из каждого утюга) и «Побег из курятника»; психика миллионов подростков была надломлена компьютерными играми Counter Strike, Sims и Deus Ex.
А вот настольных игр практически не было: люди начинали играть в Settlers of Catan, но им было некуда развиваться, потому что Puerto Rico и Arkham Horror от FFG ещё не придумали, вот они и тосковали, кидая снова и снова две игральные кости.
К тому же, в двухтысячном году ещё не открыли Главную Тайну Геймдизайна: чем больше в игре жетонов, фишек, колод карт и механик, тем она глубже и интереснее. Как известно, сперва это Знание получили америтрэшеры, но свет его был слишком ярок для их слабых умов, и они отреклись от Истины. Слава Силе, что сейчас это осознали еврогеймеры, и теперь евро с каждым годом становятся всё навороченнее и комплекснее, то есть лучше.
Однако, что-то всё же выходило и в то далёкое смутное время, и кое-что из этих реликтов интересно и актуально по сию пору.
№3. Battle Line
Главное, что объединяет все выбранные игры — их элегантный минимализм. Как в музыке Филиппа Гласса и Майкла Наймана, из кажущейся простоты рождаются удивительные гармония и глубина. По моему глубокому убеждению, именно в этом и состоит истинный гений геймдизайна, когда из горстки фишек и стопки карт рождаются противостояние, дилеммы и саспенс.
Ну а некоронованный король игрового минимализма — это доктор Райнер Книция, и в 90-х – начале нулевых он находился на пике формы. Его magnum opus — «Тигр и Евфрат» вышла в 1997 году, закрепив за ним репутацию одного из самых одарённых геймдизайнеров поколения, а в 1999 году увидела свет замечательная игра Schotten Totten (непереводимая игра слов, какое-то немецкое ругательство). Schotten Totten была удивительна в своей простоте: замешивается колода карт, в колоде шесть мастей, каждая масть состоит из карт номиналом от единицы до девятки, игроки получают несколько карт на руки и разыгрывают их по одной, собирая «покерные» сеты.
И уже в двухтысячном году игру переиздало варгеймерское издательство GMT под названием Battle Line, внеся одно существенное изменение: появилась дополнительная мини-колода из десяти карт, которые могут менять правила для отдельных сетов, могут разыгрываться как джокер и вообще делать разные интересные штуки. Небольшое добавление к отличной игре, сделавшее её выдающейся. Появилась дополнительная дилемма — из какой колоды добирать карту. Партии стали острее из-за возможности внезапно поменять правила.
Эти дополнительные карты оказались настолько хороши и уместны, что с 2004 года их добавили и в саму Schotten Totten. А Battle Line прекрасна. Уже после пары ходов в первой ознакомительной партии хочется схватиться за голову: игра постоянно держит играющего на краешке стула, любое действие — это сложный выбор с последствиями, даже простой добор карт заставляет принимать важное решение, а оппонент и вовсе превращается в Смерть-шахматиста из «Седьмой печати» Бергмана.
Почему игра актуальна: есть игры, которые играются в год выхода и затем благополучно забываются, потому что не цепляют, выходят лучшие воплощения их механик, и всё такое прочее. Battle Line подобное забвение не грозит: она настолько базовая, изначальная, основная — как наскальный рисунок, как колесо, — что находится вне времени. Её должны изучать все геймдизайнеры как пример того, что можно сделать с помощью пары колод игральных карт и маркера. Её даже не портит страшненькое фирменное оформление от GMT, навевающее воспоминания о временах распечаток на дешёвых матричных принтерах (варгеймерам оно, конечно, ничего, они к нему привычные, а нормальных людей отпугивает — обратите внимание на переиздание Schotten Totten, выходящее в этом году).
Battle Line великолепна, и выше в топе она не оказалась только потому, что строго дуэльные игры продолжительностью полчаса — не самая востребованная сегодня категория настолок.
№2. «Цитадели»
Существует популярное заблуждение, что «Колонизаторы» — это игра-гейтвей, проводник в мир настолок. Чёрта с два. Настоящий гейтвей должен не просто не отпугивать неофитов, но ещё и демонстрировать всё лучшее, чему научились геймдизайнеры со времен «Монополии», а также служить трамплином к пониманию более комплексных игр. «Колонизаторам» самим требуется подтяжка лица дополнениями, и ничему ценному с механической точки зрения они никого не научат.
А вот «Цитадели» Бруно Файдутти — это почти эталонный гейтвей. Минимум правил, основной принцип усваивается на лету («царь, царевич...»), при этом в игре как в трейлере фильма отражено то, за что люди любят современные настольные игры: красочное оформление, хитро выстроенное взаимодействие игроков, «социальная дедукция», быстрые раунды. И после «Цитаделей» легче понять «Пуэрто Рико» или «Борьбу за галактику».
Почему игра актуальна: всё вышеперечисленное было проверено на собственной шкуре. Я как-то взял «Цитадели» в отпуск, и игра, что называется, «пошла» и у ненастольщиков, и у людей, пробовавших в жизни вещи послаще морковки. У неё хорошее послевкусие — сразу же после партии хочется повторить, она была выпущена на русском языке (сейчас локализация почти закончилась в магазинах — это немой упрёк «Миру хобби»), она работает с самым разным числом игроков, и — самое главное — я не могу с ходу назвать альтернативу. И даже не уверен, что она есть. То есть, конечно, есть прекрасные несложные игры, есть неглупые патигеймы и «семейки», но чего-то схожего по сочетанию «простота-красота-гейтвейность-увлекательность», да чтобы всё умещалось в колоду карт и пригоршню необязательных жетонов, извините, не встречалось. Такие игры не устаревают.
№1. «Каркассон»
Да, всё настолько банально. Но поскольку пан igelkott поставил задачу назвать игры, которые актуальны и интересны в настоящее время, то в своё оправдание могу только сказать, что совершенно искренне так считаю. Разве что Battle Line можно было бы заменить на книциевскую же Lord of the Rings, если мне когда-нибудь удастся в неё сыграть.
А «Каркассон»... «Каркассон» — это моя поздняя любовь. Я распробовал игру уже после Forbidden Stars, «Терры Мистики» и прочих Through the Ages. И «Каркассон» прекрасен вне зависимости от опыта в настольных играх.
Почему игра актуальна? Вам нравится разглядывать средневековые карты и гравюры? Такие, с миллионом мелких деталей и подробностей? «Каркассон» — это такая карта-мозаика, но в которой нет единственного правильного порядка расположения частей. Как камушки в калейдоскопе — каждый раз новый узор. И после первой партии испытываешь удивительное чувство удовлетворения от акта созидания, разглядывая получившийся причудливый мирок с нелепыми приткнувшимися друг к другу городками и кольцевыми дорогами.
Но игра на этом не заканчивается. Нет, она только начинается — и растёт вместе с игроками. Забавно читать в отчётах, как кто-то играет в «Каркассон» с супругой, потому что ей не нравятся агрессивные игры, а рандом и строительство городков успокаивают. И это тоже правда — так действительно можно играть.
А ещё можно запустить цифровую версию со «сложным» компьютерным соперником или сыграть со сложным живым соперником, и понять, насколько злым, агрессивным и просчитываемым может быть «Каркассон». Когда каждый ход должен если не приносить очки, то не давать их набрать сопернику, а в идеале ещё запарывать ему игру, блокируя миплов. Когда знаешь наизусть количество тайлов каждого типа. И это тоже правда — так можно и нужно играть.
А самое удивительное, что и альтернативы нет: на звание «убийцы «Каркассона» претендуют только новые «Каркассоны» — теперь с банановым вкусом. Но не ведитесь на новые коробки и «Королевские подарки», все эти дополнения и прикрученные проволочкой дополнительные механики могут быть хороши, но простая база самой первой версии совершенно самодостаточна и гениальна.
Задание по созданию личного топа-3 актуальных сейчас и одновременно знаковых игр определённого года — не такое сложное, ведь почти всё хорошее, что выходило, можно с лёгкостью отследить в рейтинге BGG. Поэтому вероломно сойду с тропы техзадачи и, выделив для проформы три игры, расскажу ещё о нескольких, на мой взгляд, интересных, по тем или иным причинам, экземплярах.
№1. «Каркассон»
В топе первое место, несомненно, достаётся Carcassonne, здравствующему уже более 15 лет. Игра выдержала кучу переизданий и перелицовок, заработала пачку премий и по сей день является играбельной несложной в освоении настолкой для всех, попутно — неглупой, с простой и интересной сегодня механикой. Многие последователи применяют подобный каркассоновскому гениальный механизм тайлоукладывания, с подгоном частей картинок друг к другу, на манер пазла.
Ставя игру на первое место, прежде всего руководствуюсь её сегодняшней доступностью как во всём мире, так и у нас в России, а также банальной интересностью. Простая, без затей, но с нюансами и возможностью роста мастерства игроков для совсем несемейных сражений. А множество дополнений с вариациями правил всегда смогут подогреть интерес поклонников. Прекрасный пример игры, ставшей на наших с вами глазах классикой.
№2. «Блокус»
Второе место отдаю Blokus, в который в России поигрывали почти с самого момента выхода. Многим сегодняшним настольщикам было в районе двадцати, и любая современная коробка казалась чудом, а уж с такими отличными пластиковыми компонентами — подавно. И плевать, что это просто абстракт — она нравилась многим тогда, нравится и сейчас. Есть что-то притягательное в прилаживании разнообразных разноцветных фигурок друг к другу на поле.
Игра живее всех живых до сих пор и востребована в компаниях современных игроков. Пораскинуть мозгами, как и куда на поле выкладывать цветные тетрисообразные фигурки, сегодня может любой желающий, соизволящий дойти до магазина настолок. Правда, рекомендуется Blokus к покупке строго любителям жанра, остальные, наверное, попросту ничего в нём не найдут.
№3. «Цитадели»
На третье место водворю Citadels, игру, которую отчётливо не люблю, но, на мой взгляд, она единственная оставшаяся из двухтысячников попадает под критерии «актуальность сегодня» и «историческая важность». Важность её, скорее, в том, что, благодаря «Миру хобби», у нас в России она стала известна. Актуальность — по тем же причинам: игра доступна и сейчас, к тому же пользуется определённой популярностью.
Попробовать эту... карточную пати-стратегию с фирменным выбором ролей от Файдутти можно посоветовать любому причастному к движению настолкоманов, так как за годы увлечения реакция на игровой процесс этой коробки мною наблюдалась совершенно различная — от «вау, это же прекрасно, просто быстро и умно!» до «давайте сожжём её и забудем?» Без понятия, как это комментировать, знаю только, что рейтинг игры высок, мне она не нравится, а свои новые преданные поклонники у неё совершенно точно найдутся.
Взглянув же более непредвзято, можно отметить интересные составляющие элементы Citadels: выборочное строительство необходимых для победы карт-кварталов за монетки, копящиеся посредством взаимодействия персонажей с различными способностями, роли которых принимают на себя игроки каждый ход. Настолка с почерком автора, такую стоит добавить в копилку впечатлений
Ладно, с «официальной» частью разобрались, перейдём к необязательной.
В 2000 году вышла Twilight Imperium 2ed.! Коробка с этой игрой была куплена нами, студентами первого курса, в складчину, чтобы бессонными ночами быть заигранной до затёртого состояния. Куча картона, море разнокалиберных миниатюр, множество шестиугольных тайлов, из которых создавалось поле — всё прекрасно, но. Сегодня в этого монстра, при наличии третьей редакции, играть совершенно точно не стоит. Настолько всё вылизано в современной версии, что я лично с ужасом вспоминаю все эти записывания на бумажках доходов с планет и возможности постройки бесконечных флотов. Веха в истории серии, но в топ ни под какими предлогами не пролазит.
Cosmic Encounter — улучшенная версия необычной и странной, инновационной и разнообразной, по-своему гениальной настолки конца семидесятых. Сыграв в Cosmic Encounter, вы закроете брешь в образовании настольщика, узнав «как оно ещё бывает», а может быть, даже влюбитесь в эту особенную игру. Однако новая версия от FFG, которая выйдет 8 лет спустя, закрывает необходимость пробовать это старьё, как и в случае с вышеупомянутой Twilight Imperium.
Cartagena и Orcz — простенькие игрушки, локализованные в России на заре становления сегодняшних наших игровых компаний-гигантов. И если с первой всё понятно — признанный маленький хит, то вторую хочется вспомнить отчасти от ностальгии по старым-добрым временам, отчасти из-за понравившейся не встретившейся больше нигде механики совместного нападения игроками на замки «картонного» противника и ударов друг другу в спину.
Lost Patrol вспомнил из-за выпущенной совсем недавно второй редакции. Игра от Games Workshop, «Вархаммер», миниатюрки, кубы. Думаю, объяснять много не надо. Интересным является тот факт, что во времена становления настольного рунета в первую редакцию этой игрушки, в пнп-варианте, отыграли многие. Почему она была у нас столь популярна — если слово применимо к паре десятков активных тогда настольщиков — не берусь сказать, не помню. Наверное, случайно кто-то нашёл материалы для распечатки — и понеслась, тогда играли во всё, до чего можно было дотянуться. Хотя, стоит признать, своя прелесть в постепенно случайно генерируемой карте есть — может, не совсем банальная на тот момент находка и поддерживала жизнь в игрушке.
Остались The Princes of Florence, тоже в своё время кое-как обсуждаемая в рунете коробка, однако, лично я не могу сказать ничего конкретного по её поводу, так как не играл, хотя она в топе-100 BGG. Упущеньице. Евро — на своём планшете строим всякое, делаем ставки на приобретение нужного. Наверное, круто, и, наверное, должно быть в топе-3 здесь. Проверьте сами. =)
Ещё есть одна из лучших игр Книции — Battle Line, — но это римейк, и автор-математик настолько специфический и плохо перевариваемый некоторыми, что советовать боязно. Колода карт с цифрами, покерные комбинации. Если подобное довольно полное описание игры вас не спугнуло, то смело можете брать коробку — прекрасная дуэльная настолка.
Послесловие составителя. На самом деле, я удивлён. Я совсем не ожидал такого почти полного единодушия по поводу «Каркассона». С другой стороны, я уверен, что если бы статья была посвящена 1995-му, «Колонизаторам» не удалось бы добиться такого же успеха, дело тут не только в уважении к «старикам». И уж совсем мне в голову не могло прийти, что у большинства авторов «Цитадели» попадут на второе место (да, я из тех, кто непрочь сжечь и забыть эту коробку). Пока что напрашивается вывод, что простые игрушки более живучие. Впрочем, 2000 год — это ещё только заря «настольного Золотого века», и продолжение следует...