С пятницей, работяги. Давайте сегодня по крупнячку пройдёмся, по гробиками и ящичкам от FFG и одному… эмм – чемодану от Сэнди Петерсена.
***
Отыграли очередную пару раз в Forbidden Stars. Оба последовательно показали то, что и в теории очевидно – в подобных напичканных нюансами настолках навык решает. Мало просто знать правила и различные аспекты механик, необходимо выстроить в голове общую концепцию и принцип управления своими войсками. Понимать как всё в коммплексе работает, какие преимущества у юнитов той или иной расы, чем они лучше других и, следовательно, как ими эффективней действовать.
На личном опыте проследил, как непонимание банального момента «сможет ли мой элитный пехотинец побороть вражеского» с каждой партией превращается в точный расчёт «когда и какой приказ играть в зависимости от того, какой игрок сидит за вами по часовой стрелке». Время на игру так же сокращается пропорционально набираемому опыту. Если поначалу из-за моих попыток не запутаться в стопках карточек партии проходили за 4 часа, то последние были завершены за ~3 и 1,5 соответственно. Полуторачасовое рашевое сражение вышло особенно эффектным, о нём немного и расскажу.
Космос разложили так, что агрессивная активность началась с самого первого хода. Моих эльдар, невинно пристроившихся возле двух своих целей, заблаговременно, ещё до начала партии, отрезали варп-штормами от цивилизованной галактики.
Благородство эльфов известно всем, поэтому, получив такую подлянку от сопартийцев, решил пассивно пакостить в ответ, возведя бастион на планете с целью космодесанта, находящейся под ударом. Попутно перебросил туда, через расовый телепорт, подкрепление в виде элитного отряда пехоты.
Сражение вышло о-очень напряжённым, укрепления проявили себя во всей красе, но в итоге, синяя десантура победила по морали, ровно на одну единицу! Жёлтым парням пришлось отступить, оставив форт врагам.
Далее пришлось бодаться с орками, ведь их цель находилась в эльдаской родной локации, к тому же в прямой доступности – даже флот не потребовалось зелёномордым подключать, чтобы добраться до моей планеты. Однако удалось отстреляться от них, проредив их ряды и отбросив обратно.
Вся проблема в бою с орками заключается в невозможности как-то спланировать сражение, потому что их тактика – безумная резня и хаос на поле боя. Постоянные «перебрось все вот эти кубы», «а теперь – вот эти» не дают ничего понять в круговороте битвы, приходится действовать наугад и надеяться, что не заденет шальной пулей.
К началу третьего раунда счёт по целям составлял 2-2-1-0. Синий Космодесант эффективно наладил логистику, распределив свои космические корабли таким образом, что наземные войска смогли добраться почти до любой из своих целей на карте. Как-то противостоять этому не представлялось возможным, однако, уже в конце раунда, положение резко изменилось: 3-2-2-3, и эльдар не на последнем месте, а даже в топе!
Удалось, благодаря количественно большому эльфийскому флоту (у нас 6 кораблей против 3-х у остальных рас), быстро добраться через огромную пустоту космоса до одной из своих целей; вторая оказалась под боком, на той планете орков, с которой они совершали высадку к нам, своеобразный паритет по целям существовал, перелмленный в итоге жёлтым успешным походом в гости к зеленокожим соседям; третья же цель добыта с задворков галактики при помощи расовой способности «Варп-врата», закинувшей элитный отряд эльдарской пехоты прямиком на целевую планету. Обожаю этих читеров, способных вылезать из ниоткуда там, где их быть не должно.
Финальный четвёртый раунд был самым интересным. Оркам по событию выпала чудесная халява, случайно забросившая их отряд на планету с их третьей целью, однако четвёртую, которую они намеревались отнять у космодесанта силой, отрезало варп-штормом, что похоронило надежду на победу зеленокожих.
Империя людей так же оказалась отрезанной штормами от участка космоса с «бесплатной» четвёртой целью и им пришлось весь раунд изворачиваться, чтобы хитрым способом попытаться высадить дроп-поды с десантом на удалённую планету, но и этот план в итоге провалился.
Шанс на 4 очко у эльдар был прекрасным – опять таки расовым телепортом заслать элиту в помощь скаутам и выбить людской космодесант со своей целевой планеты. Но эльфийское командование, видимо, на радостях от предчувствия победы, напилось и перепутало жетон приказов, не дав поддержки наступающим, вместо этого заказав на заводах новомодный танк О_о. Но, как оказалось, это было и неважно, потому что…
Хитрые хаоситы ловко прыгнули всеми доступными силами на планету с красной целью, неотвратимо выбив оттуда защитников. И вторым неожиданным приказом просто-напросто послали вербовщика в нейтральный мир по соседству, окрасив его население в свои цвета и заработав этим последнее, победное очко.
Итог: 3-4-3-3. Партия, завершившаяся на четвёртом ходу из восьми, была настолько напряжённая и насыщенная, настолько «впритык», порадовала и даже восхитила игроков настолько, что по завершении все друг друга чуть ли не поздравляли с участием в таком красивом противостоянии.
Прям, ах, и сплошные эмоции. Мне, как возможному претенденту на победу, но жестоко протупившему с последней цепочкой приказов в итоговом раунде, даже не обидно, так как по тайбрейкеру (количеству захваченных миров) всё равно бы проигрывал, только с четвёркой на табло, вместо тройки.
Очень конфликтная, напряжённая Forbidden Stars порадует всех любителей боевых стратегий. С каждой партией убеждаюсь, что FFG не только может, как раньше, но делает это в каждой коробке по-новому и в отдельных моментах всё лучше.
Впечатления от системе сражений - очень здоровская. Кубики бросаются всего один раз в начале боя и служат предустанавливающим фактором в завязке битвы, который задаёт ей тон, и от которого вы отталкиваетесь для выбора карты в каждом из трёх раундов. Поначалу кажется сложновато, но потом, научившись быстро распознавать складывающуюся ситуацию (значения кубов и их следствия), вы очень быстро сможете понимать как действовать и принимать правильные решения.
Почему-то радует ещё такая мелочь, как система перемещения по секторам-клеткам космоса к целевым планетам. Очень понятная и вносящая огромный тактический и стратегический элемент ещё при генерации карты космоса. Ну, и варп-штормы сюда же – простой и гениальный способ отрезать ключевые участки карты, выстраивать себе безопасные проходы к нужным мирам и вообще всячески изгаляться над планами врагов.
***
Ещё за отчётный период приключились три сражения в мире вархамера на Терре, прямо под стенами дворца Императора всея человечества. Уже далеко не новый гроб от FFG Horus Heresy показал себя в довольно неплохом свете. Хоть я и слил все три партии подряд и даже крыл коробку последними словами, на следующий после игр день понял, что всё не так плохо и играть в подобные тяжести надо на свежую голову, а не после 4 часов сна.
Собственно, в чём соль – дуэльная стратегия по одному из ключевых сражение в мире вахи: космодесант Хоруса штурмует дворец Императора. На большой карте, разбитой на сектора, распределены бойцы Империума, с неба падают дроп-поды с десантом Хоруса, который пытается занять четыре космопорта, разбросанных по углам игрового поля. Задача игрока-Императора – помешать хаосу выполнить свою цель, продержавшись продолжительное время под натиском прибывающих вражеских сил, либо же убить Хоруса.
Механика игры основана на отдаче приказов с помощью карт действий. Их целая колода у каждого игрока: перемещения отрядов между секторами, перестрелки с соседствующими врагами, высадки новых десантников и прочее подобное. Управляя всем этим, разыгрывая карточки с руки и выкладывая в специальные слоты на поле, каждый из оппонентов пытается перетянуть одеяло битвы на себя, стремясь к своим целям (как уже сказал выше – либо убить Хоруса/Императора, либо захватить/не дать захватить 4 космопорта).
Очередная оригинальная карточная система, со своими нюансами, и тут выставляет разработчиков FFG, как умелых и изобретательных товарищей, способных не только выдумывать новое, но и здорово интерпретировать старое. Хотя на сегодняшний день здешние механизмы могут показаться несколько громоздким и неуклюжими, однако, простота взаимодействия в Horus Heresy и общая несложная концепция позволят играть просто и непринуждённо.
Но. Одно большое но заключается в том, что прежде, чем понять, что и как тут надо правильно делать, придётся сыграть хотя бы пару партий вслепую, чтобы немного уяснить и уложить в голове происходящее. Правила не дают понимания после прочтения. Вы усвоите общие механики, но что делать на поле совершенно непонятно до конца как минимум первой партии.
Что ещё стоит отметить? Конечно же, 3D-фортификации, которые встраиваются в игровое поле в начале партии. Вроде красиво, но, честно говоря, не всегда удобно впихивать несколько фигурок внутрь пластиковых стен. Сделано, понятное дело, для пущей эффектности. Добиться её добились, но, по мне, лучше б чего поудобнее придумали, чем привнесение красоты в ущерб эргономике.
В общем-то, больше пока ничего не имею конкретного сказать, уж тем более по течению самих партий. В первой меня выбили со всех ключевых точек-космопортов, даже опомниться не успел и понять, что происходит. Во второй кое-как отбиваться начал, но в итоге орбитальными ударами накрыли мои элитные отряды пехоты и дожгли подоспевшие враги. В третьей усадили управлять Хорусом. Подумал: «Ну, ладно, сейчас с космическими бомбардировщиками и элитой хаоситских войск смогу задавить стражей дворца и охрану космопортов». Мдя, наивно было полагать, что с первой попытки смогу понять, как управлять доступными ресурсами с другой стороны баррикад.
Еле-еле захватил три из четырёх портов, потом у меня не только один отбили, так ещё Император самолично, со своей гвардией, прилетел к моему протагонисту и пристрелил его О_о Печальный опыт. Поругавшись на коробку и собрав многочисленные компоненты, пошёл спать. На следующий день остро захотелось отыграться в ещё как минимум трёх партиях – должен же счёт сравнять. А если хочется раскладывать коробку снова, о чём это говорит? Правильно, о том, что ругать её не стоило.
Вся игра посвящена одному сражению и разнообразить происходящее предлагается не только немного отличающимися случайными сетапами, но и сценариями, которые даны в количестве шести штук. В общем, фанатам бэка вахи точно должно понравиться. Любителям варгеймов на карточных движках тоже должно зайти.
Сами битвы основаны также на картах – в начале сражения подсчитывается сила армий (это единый параметр у всех юнитов) и в соответствии с ней каждой стороной тянется соответствующее количество боевых карт. На карточках напечатан урон и 0+ щитов, поглощающих его. Бросаемся картами, атакуя/защищаясь, и пытаемся выжечь вражеские отряды. Некоторые дают бонусы определённым типам войск, которые в остальном ничем друг от друга не отличаются.
Есть ещё герои-лидеры, добавляющие какие-нибудь бонусы, если находятся в локации, где идёт сражение – типа, потянуть больше карт, заменить слабые карты новыми и т.д. В целом, можно сказать, что бои в Horus Heresy не являются основным элементом. Главное тут правильная стратегия по дислокации и перемещению войск по карте. Битвы – неотъемлемая, но довольно примитивная (в отличии о FS) часть геймплея (хотя не менее от этого увлекательная, надо признать).
***
А напоследок поговорим о кошмаре, явившемся из бездонной бездны кикстартера – Cthulhu Wars. Поле представляет собой здоровенную карту Земли, разбитой на регионы, каждый игрок управляет одой из четырёх фракций (Ктулху, Шаб-Ниггурат и прочий местный зверинец), которые борются за контроль над планетой.
Выставляя на поле миниатюрки приспешников своего бога (самого его тоже можно выставить за большую цену), игроки пытаются захватить власть над как можно большим количеством территорий, дабы возводить на них порталы-врата, дающие победные очки. Чем больше врат контролируется, тем быстрее капают очки в копилку. Кто быстрее других наберёт нужную сумму, тот и молодец. Ресурс в игре один и тратится на всё – на инициирование битвы, на перемещение, на покупку новых юнитов.
Игра про контроль территорий и рископодобные бои со швырянием кубов на «попал-не попал». У каждой фракции свои особые юниты, со спецсвойствами. Например, одни кидают много кубов и могут телепортироваться в любую начавшуюся на карте битву, другие умеют быстро перемещаться по карте, затрачивая на это минимум ресурсов (передвижения воинов в игре требуют немалых затрат), третьи выводят из боя врагов до фактического его начала и т.д.
В общем-то это всё. Двигаемся по карте, покупаем бойцов, кидаем кубы в бою, пытаясь получить пятёрки-шестёрки. Интерес вызывают, однако, свойства каждой фракции, которые открываются по мере течения партии. Но, лично для меня, общая простецкая картина в целом перекрывает приятные нюансы. Мало того, что однообразно и очень уж веет Риском, так и про какой либо баланс говорить в таком трэше не приходится. Не в том смысле, что фракции не равны или подобное, а в том, что проблема снежного кома здесь проявляется как нельзя лучше.
Другими словами, получается так, что разгромивший вас в бою игрок, лишает вас не только большой суммы ресурсов, сам при этом не теряя ничего, но и в то время, пока вы восстанавливаетесь, продолжает набирать силу, увеличивая ещё больше разрыв. Понятное дело, что нужно набраться опыта в настолке, чтобы понимать, как не допускать подобных ситуаций, но сама суть переломных моментов партии (кто накидает больше шестёрок на кубах) убивает всё желание разбираться и раскладывать это снова.
Приятным бонусом коробки, конечно же, являются миниатюры. Они прямо таки чудовищного размера и выглядят… в общем, просто крупно они выглядят, вот и всё, что про них можно сказать. Если подобный фетиш вас привлекает, то в коллекции такой уникальный экземпляр было бы неплохо иметь.
В целом же, сложно советовать/не советовать испытывать на себе Cthulhu Wars. По мне, так это трэш трэшем в худшем понимании этого слова. С другой стороны, толпа народа с BGG оценивает настолку высоко. Однако, зная влияние кикстартера на мозг, подтвердить сей высокий балл, можно только личным опытом. Но, если ваши вкусы совпадают с моими, то слушайте – когда вам предложат сыграть в это, бегите, бегите, как будто за вами гонится сам Ктулху.
А ещё обладаю такой тайной информацией – в нашей компании владелец коробки срочно ищет покупателя на это сундук с кучей минек.
Ктулху Варс - отличная игра, очень глубокая и стратежная. Автору явно не зашла - но сравнивать с Риском - очень перебор.
>Ктулху Варс
>>очень глубокая и стратежная
Спасибо, посмеялся)))
Каждому свое. Если вы не увидели глубины и стратегии - это не значит, что таковых там не имеется.
Это обоюдоострое мнение, потому что если вы увидели в игре глубину и стратегию - это не означает, что они там есть. Понятно, что каждому своё, но ведь нужно стараться оценивать вещи объективно. Мне вот, например, нравятся многие фильмы из 90-ых, хотя объективно я понимаю, что некоторые из них являются настоящим говном. Просто ностальгия, атмосфера, детские впечатления и всё такое. Поэтому чисто для себя могу признаться, что они мне нравятся, но при этом не забываю подмечать, что на самом деле фильмы фуфельные, и лишь по абсолютно субъективным причинам у меня имеется к ним интерес.
Именно поэтому я не написал "это не так!" - а написал, что каждому свое.
Играл в эту игру много раз, с игроками разного уровня опытности - и каждый раз было очень круто, стратежно и интересно.
Но кому то может и не пойти -поэтому в нашем хобби и тысячи настолок, а не одна, от которой счастливы все ))
И много вы видели на Тесере объективных критических отзывов о Cthulhu Wars? Я вот пока не видел ни одного. Критики все как-то не утруждаются аргументами, а выдают что-нибудь типа "примитив" или "клон Риска" - и все.
Вот и адекватное мнение по Ктулхам, ему как-то больше верится. Кседих, сыграй пож в Kingdom Death: Monster и спусти всех на землю :Р
Интересно просто, почему все адекватными считают негативные обзоры, а положительные сразу фанбойство и вкусовщина? :))
Я так не считаю, написал про конкретный случай ;)
Вопрос скорее общий, не к тебе лично. Тут и ещё один такой комментарий есть, про объективность :))
У меня свой критерий объективности, честно. Я просто смотрю, сколько раз в год я достал ту или иную коробку. И если из 5-6ти игр в месяц 3-4 это КМА, значит для меня это отличная игра. А если X-wing стоит на полке и радует миньками уже больше года, но поле с тех пор не расстилалось ни разу, то вот он и ответ.
Это критический обзор, а не негативный;))
Как ни назови, но если про игру скажешь плохо, то ты объективен и молодец, а если похвалишь, то фанбой и тебе веры нет :))
Потому что проще понять (и объяснить), как игра работает, и сложнее - почему она не работает. Это грубо-грубо.
Просто большинство обзоров (того же Брюгге) это некая "похвала Сергию" без какой-либо критики. Поэтому и хочется чего-то иного, чем патока.
Брюгге (похоже, все разговоры на Тесере ведут в Брюгге :)) всё-таки особый случай. Большинство вложили деньги и ждали игру, а кому-то издатель прислал, ну как после этого ругать. Я в магазине купила, кстати, и немного поругала игру в своей заметке :)
Кстати, вы меня навели на одну интересную мысль, спасибо!
Тоже самое и с Ктулху Варс, как можно плохо об игре на которую потратил 150$
Из хваливших игру тесеровцев ни у кого ее в наличии нет.
Подмена понятий.
Ценится не "негативный отзыв", а критический. Аналитика и рассуждения всегда интересней голых эмоций. В этом плане комментарии "пля, вотэта игруля, ништяк, пойду остальные сожгу!" такое же фанбойство, как "ну и гамно, мусор для идиотов!" хейтерство.
От Кседыха можно найти и позитивные критические отзывы, что ситать так же интересно, как и негативные.
А вот если сравнить фанбойское "Ааа, игра века, я 18 лет ждал!" и негативный критический обзор - ясно дело, что сравнение будет не в пользу первого, но вовсе не из-за знака, как ты пытаешься это выставить.
Поверь мне, выставить я ничего не пытаюсь, для этого здесь есть ты ;)
У меня, наоборот, сложилось впечатление, что на Тесере приветствуются только положительные обзоры. Отрицательные активно питаются виртуальными ногами, даже если они разумно аргументированы. Самые частые комментарии: "Не нравится, не играй", "Ежики плакали, кололись...", "Вы не способны понять эту игру", можно еще на личности перейти. Например, недавний обзор Nouvelle на Брюгге то же ;) По своим дневникам знаю, что стоит что-то критическое написать об игре, так сразу слетаются рьяные фанаты ;)
Если критический обзор встречают благосклонно, то либо он действительно очень хорош, либо автор - большой тесеровский авторитет ;)
Думаю, вы попали в яблочко :)
О Брюгге чувак написал фигню, он ожидал шахматы, а не кризис менеджмент, в котором, о ужас, есть некоторый уровень рандома. Там вся "аналитика" - это нытье про то, что не пришла карта нужного цвета, и все пытались критика переубедить, но безуспешно
Вы тоже попали в яблочко!
если бы это был только один чувак. а то их было несколько, все сказали примерно одно и то же, а аргументы практически всех фанатов игры свелись к "да вы просто не поняли как играть".
Еще некоторые очень любят писать, мол, критикуешь игру, значит, тебя в нее надрали)
О да. Предыдущие твои посты здесь я писал.
Тут скорее именно речь о конкретном случае. Я понимаю о чем Владимир говорит. Мне тоже сомнительна немного была игра, основным преимуществом которой в обзорах называли: "клевые миньки". Складывалось впечатление, что игра только Вау-эффектом и берет. Вот хотя бы кто-то поругал за механику, не особо обращая на оформление...
У Кикстартерских проектов , я смотрю, это вообще общая черта
В основном Кикстартеровские игры действительно, ИМХО, сырые, не допиленные. Основной их задачей заявить о себе как - ВАУ!!! и нарубить бабла
Так Ктулху Варс я сказал ВАУ!!! - какие они большие. Оказалось, что миниатюры неважно отлиты - щели в склейке, стыки форм заостренные, где то клей, вообще оплытостей много, нет такой четкости как, например, в Blood Rage. Но играя, говорю - КРУТО! Так что не утешайте себя тем, что все только из-за минек говорят, что она классная.
Интересно, что серые Великие Древние (инди) сделаны более качественно - особенно Гатанотоа, Йиг и Абхот.
Это да, я заметил, и они поменьше. Видимо по другим технологиям отлиты.
Хорошо, если так. Я не против, если хороших игр будет больше :)
Потому что плохих игр в мире больше, чем хороших ^^
Согласен, Ктулху простая как 5 копеек, треш адовый. Для новичков сойдет, но не всякий новичок купит игру про ктулху за 200 баксов)
Специально искать встречи с ней точно не буду, только если случайно где удастся.
это я!
Так интересно читать о сыгранных партиях не из своих отчетов :)
Спасибо, круто порубились! С нетерпением жду повторения Forbidden Rush-а в Твери! :)
Кстати, с отзывом на Ктулху совершенно не согласен.
Посмотрим, как ты "запоешь", когда в нее выиграешь :) Только партия должна быть строго на 4-х.
Т.е. проигрыш всё-таки имел место быть?.. Интереееесненько.
Это единственная партия, в кот я не принимал участие. Так что это догадка.
Потрясающий отчет! Сегодня обязательно FS разложим!
Вперёд. Следите за Хаосом и его культистами - внезапно приходят и крестят всех.
Следите за всеми и помните, это игра про набрать цели, а не убить юнитов:))
Орки VS Хаос, 4 мегаэпичных сражений за 8 раундов игры и....ничья.НИЧЬЯ! ... А что делать если никто не забрал ни одной цели?
При равном количестве жетонов целей действуют тайбрейкеры:
1. Побеждает тот, у кого больше под контролем планет.
2. Побеждает тот, у кого больше юнитов на поле.
За 8 раундов ни одной цели? О_о Даже не верится, что такое вообще может случиться.