Предзаказы я, конечно, не люблю, но в отсутствии альтернатив иногда приходиться пользоваться этим сомнительным сервисом. Почему сомнительным? Об этом и статья, точнее, лишь про один аспект предзаказа - сроки.
Ввязался я как-то давно в предзаказ локализации Warhammer Fantasy Role Play 4 редакции, исключительно из любви к Вархаммеру - и да и книжка красивая, чего бы и не приобрести. Я, конечно, осознавал, что это лотерея и когда книжка приедет - неизвестно, а заявленные сроки зачастую полная чушь, но я и не торопился, книга мне срочно не нужна - приедет когда приедет, и ладно.
Однако произошедшее далее открыло совершенно мрачные глубины российского предзаказа. Несчастный WFRP задержался не то, что на несколько месяцев - а на целый год и 3 месяца! Обратите внимание: это не время ожидания получения игры от момента оплаты, это задержка между заявленным и реальным сроком доставки. Сам срок общий срок ожидания составил один год и 8 месяцев.
Стало интересно - норма ли это в российском предзаказе, или какое-то дикое отклонение. Я случайным образом потыкал по разным предзаказам разных издателей и надо сказать - скорее норма. Невозможно найти предзказ, который бы не опоздал хотя бы на 1-2 месяца, а вообще задержки в полгода - дело обычное. Возникает вопрос: если изначально понятно, что срок будет сдвинут, почему хотя бы не поставить какую-то дату с запасом, зачем каждый раз обманывать? Ну ладно, морально-этические нормы в российском бизнесе традиционно довольно низки, и такая мелочь как введение потребителя в заблуждение мало кого беспокоит (наборот, скорее найдутся добровольные защитники).
Ниже небольшое исследование для иллюстрации. Надо сказать, что разные издатели по-разному оформляют свои предзаказы, и у некоторых очень сложно восстановить историю. Самые скрытные, наверное, Crowd Games - у них страница предзаказа зачищается, из нее потом нельзя узнать ни заявленных, ни реальных сроков, а жалобы пользователей хранятся в закрытой группе ВК. Разве что по новостям на Тесере можно что-то понять, но и там они стараются сам срок не указывать, только рекламную информацию. Но Crowd и не самые страшные, главная дичь российского предзаказа обитает в ролевом сегменте, а именно среди Студии 101 и Пандоры Бокс.
Продукт | Издатель | Заявленная дата выхода | Реальная дата выхода | Задержка сроков выхода |
Gloomhaven | Hobby World | Ноябрь 2018 | Декабрь 2018 | 1 месяц |
Pathfinder | Hobby World | Июнь 2017 | Август 2017 | 1 месяц |
Battletech | Hobby World | Май 2020 | Октябрь 2020 | 5 месяцев |
Зов Ктулху | Hobby World | Июнь 2020 | Декабрь 2020 | 6 месяцев |
Pathfinder 2 | Hobby World | Ноябрь 2020 | Еще не готов | больше 6 месяцев |
WFRP starter | Студия 101 | Декабрь 2019 | Октябрь 2020 | 11 месяцев |
WFRP core | Студия 101 | Февраль 2020 | Май 2021 | 1 год и 3 месяца |
Вампиры: Маскарад | Студия 101 | Октябрь 2019 | Февраль 2020 | 4 месяца |
Клинки во тьме | Студия 101 | Май 2019 | Октябрь 2019 | 5 месяцев |
Неизвестные Армии | Пандора Бокс | Сентябрь 2020 | Январь 2021 | 4 месяца |
Звёздный путь | Пандора Бокс | Февраль 2020 | Еще не готов | Больше 1 года 3 месяцев |
Приключения в Средиземье | Пандора Бокс | Сентябрь 2020 | Апрель 2021 | 7 месяцев |
Undaunted | Гага | Сентябрь 2020 | Декабрь 2020 | 2 месяца |
Ни Шагу Назад | Гага | Март 2020 | Июнь 2020 | 3 месяца |
Root | Crowd | Апрель 2019 | Июнь 2019 | 2 месяца |
Как сами издатели объясняют срывы сроков? О, это отдельная тема. Подписываясь на предзаказ, мы подписываетесь на нескончаемый поток новостей по проекту, с кучей самых разных объяснений, но всегда невнятных. Можно и комментарии пользователей почитать - тоже поучительное занятие.
Некоторые издатели еще прячут самые неприятные для них новости, и они доступны только для тех, кто уже вписался. Таким образом, пока вы не отдали деньги - всю полноту информации по аналогичным проектам вы, скорее всего, не увидите (зато увидите много рекламных статей о начале нового проекта, за ними далеко ходить не надо - вся Тесера ими щедро усыпана, например). Про коммуникацию с пользователями надо еще сказать, что чем ближе площадка к телу издателя, тем он грубее себя ведет (ну и конечно, отношение к вам отличается в зависимости от того, отдали вы уже деньги или нет). В частности, в ВК группе Студии 101 за попытки что-то узнать про проект годовой давности вам могут прилететь баны.
Как Студия объясняла впечатляющую задержку Вархаммера? Да по-разному. Меняли переводчиков, согласовываем с правообладателем, все актуальные новости актуальны, не создавайте токсичную атмосферу в чате, можете вернуть деньги (но не 100%). По-большому счету они не объяснили ее никак (приведенные объяснения на год задержки явно не тянут).
Вот такие грустные дела. Выводы простые - не доверяйте срокам предзаказов (никогда), особенно не доверяйте Студии и Пандоре. Да и вообще ролевые предзаказы, похоже, проклятые. Помните, что узнавать новости про проекту вам придется, бегая по пабликам, комментам и прочим мутным местам - напрямую вы получите только унылую отписку. Никогда не планируйте предзаказ в подарок, к какой-то дате - это тщетно. Что тут еще сказать? Переживем и эпоху предзаказов, наверное :-)
кхм, тут наши издатели оригинальностью не блещут, как сравнительно давний пользователь кикстартера, могу сказать, что там задержка в год еще в доковидные времена была нормой...
одну игру года 4 ждал, в итоге оказалась какашкой, так что бывает, бывает...
Как давний пользователь кикстартера могу сказать, что норма это задержка в 3 месяца. Все что больше - косяк организатора. Задержка по объективным причинам у меня была 2 или 3 раза, (например, в одном из проектов организатор внезапно умер от сердечного приступа) остальное - либо изначально нереальные сроки, либо неорганизованность создателя.
Ну так сроки всегда нереальные, о том и речь, так же как и заявленная минимальная сумма сборов, иногда ее раз в 5, а то и 10 занижают.
Задержка всего в 3 месяца разве что у маленьких проектов бывает.
А сейчас вообще транспортный коллапс, так что все еще хуже.
Так что с задержками надо просто смириться, это то, с чем вы негласно соглашаетесь, вкладываясь в любой предзаказ или проект на стадии разработки. Правда, не все это понимают...
Наконец-то шайку отечественных локализаторов вывели на чистую воду, обманы со сроками предзаказов вскрыты. Надеюсь теперь люди которые вписываются в предзаказы просто пойдут и купят игру в магазине (ах да, ничего они не купят, а будут также ждать пока игра придет с задержкой, а в магазине им будут озвучивать тоже самое касательно сроков)
Но самое забавное это святая вера в умышленное сокрытие сроков. Если запустить предзаказ не сегодня, а через несколько месяцев, то условный Мир Хобби обанкротится без миллиона на сборе с очередной НРИ. Бедняги, выживают на пределе возможностей.
Можно вас спросить, как пользователя, который зарегался ради того, чтобы откомментить в этой теме https://tesera.ru/user/Ifikl/thought/1071459/ - вы как-нибудь связаны с любыми российскими издателями? Сотрудник, или там сотрудники-близкие знакомые? Просто интересно.
А с чего вы взяли, что специально для этого зарегистрировался?)) насколько помню на тот момент у меня уже было несколько сотен дней на Тесере. А насчет вашего вопроса:я никак не связан с нашими издателями
Большинство вписываются в предзаказ из за цены и удобной оплаты (в виде рассрочек), а "бунт" из за срыва сроков не поднимают, по одной простой причине, у нас нет никаких рычагов давление. Ну отменим мы предзаказ, получим назад деньги, а что дальше? Игры то все равно нет, мы же не можем ее купить у другого издателя, а потом тыкая пальцем ехидно насмехаться мол "...не успели уложиться в сроки, вот поэтому я купил ее у других, ихихих...". А когда игра выйдет, все равно придется нести деньги этим "наглым обманщикам" только теперь еще больше, и кто в итоге в дураках .-.
Мне кажется, что любой, кто делает предзаказ не впервые, соглашается на сделку "экономия в цене//пара лишних месяцев" осознанно
на пару лет)
строгого режима
Угу, на пять
Так игру в любом случае придется ждать, и тому кто заплатил на предзаказе и тому кто нет, просто в первом случае вступает этика бизнес отношений между продавцом и покупателем, которая в данном случае лишь подначивает бесполезные холивары
>Ну отменим мы предзаказ, получим назад деньги, а что дальше? Игры то все равно нет, мы же не можем ее купить у другого издателя
Можете, просто на другом языке, если речь идет о локализации.
Это вариант не для 100% игроков и покупателей, но он есть.
Я лично им пользовался, и перестал терять аппетит из-за разгильдяйства HW. =3
Общий то посыл не в том, играть по правилам издателя или нет. А в том, что издатели пользуясь своим положением умышленно лукавят и недоговаривают о сроках. Тут вопрос в этике общения со своими клиентами. И по поводу многих издательств у постоянных игроков уже давно сложилось определённое мнение.
Какие у вас есть основания считать неточные сроки умышленными?
Был такой человек К.Маркс - он в своей книжке КапиталЪ об этом самом пишет.
В таблице дневника 15 случаев нарушения срока поставки игр с предзаказов за почти четыре года. Если бы это были все случаи из... А сколько их всего было предзаказов за 3-4 года? Около 70-100? То по мне, это было бы вполне хорошей работой. Ну если в среднем, а не отдельно по локализаторам рассматривать. Интересно было бы узнать более полную статистику.
Умышленно? Серьезно?) Я знатно поржал)
Коммерческая структура УМЫШЛЕННО несёт финансовые потери)
И каким же это образом, скрывая при старте предзаказов реальные сроки, они несут финансовые потери?
Если компания заранее знает, что игра будет издана через год, но, чтобы увеличить количество сделанных заказов, объявляет, что всё будет готово уже через полгода, - где тут финансовые потери? Обман потребителей вижу, причём умышленный, финансовых потерь - не вижу.
«Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью».
Да к тому же репутационный риск подчас обходится дороже финансового. Особенно в небольшом сообществе.
Именно поэтому 90% предзаказов приводят к репутационным потерям из-за срывов сроков? )))
Про глупость я написал в первую очередь, мне интересно понять логику фразы про финансовые потери из-за сознательного указания неверного срока предзаказов (если она, конечно, есть).
Сомневаюсь что продажи резко подниматься если будет указанно что игра прийдёт через 5 месяцев, а не через 7. Если конечно с какие нибудь праздники не выпадает. И то делать предзаказ в качестве подарка - ух как не советую ))
О да... Теперь уже научен горьким опытом.
Это проблема выбора и отсутствия конкуренции как таковой в сфере настолок. Вот если бы одну игру выпускали бы разные издатели - то я вас уверяю качество и сроки были бы на другом уровне, была бы борьба за клиента, а не то что имеем сейчас.
Нет список локализованных игр сократился бы до минимума, как например в детском мире тоже настольные игры продаются монополия 5 видов уно 5 в до клуедо ну ещё парочку, нет смысла вкладываться в производство и локализацию игры, чтобы она на складе годами лежала. потому как еще 5 производителей тоже её привезли по 20000 тираже.
А разве такого не бывает, что после предзаказа игра есть далеко не во всех магазинах. Ну например в Москве есть в нескольких и в Питере есть, а в Рязани нет и доставки нет потому как она не на центральном складе, а просто по 1-2 по магазинам разбросаны.
Именно поэтому я придерживаюсь старой доброй формулы: Товар-деньги-товар.
Все много поговорили, повкладывали наперед. Подождал... и вот оно на сайте любимого магазина - заказал и купил, причем наложенным платежом.
Ничем не рискуешь, а плюшки потом еще и продаются отдельно.
Злободневную тему затронули. Автор идет в ногу со временем.
А... Вот еще, мне равнодушно, если кто со мной не согласен. Отвечать не буду.