-AdRiver-
stanislavlucky написал 22 минуты назад к игре Troyes: # Отличная игра, оставляющая приятное послевкусие от партии. Очень кризи...
Slim_Slam_Snaga написал полчаса назад к игре Crusader Kings - The Board Game: # Это понятно, но зачем тогда рисовать карту Европы и все это привязыват...
Slim_Slam_Snaga написал полчаса назад к игре Crusader Kings - The Board Game: # Лет 10 не играл в игры на компе, не увлекают больше
Gorthauers написал полчаса назад к игре Crusader Kings - The Board Game: # Здесь бэк - скорее моделирование средневековых феодально-политических ...
Pirx написал полчаса назад к игре Crusader Kings - The Board Game: # Из показанного есть ощущение, что от оригинальных механик остались тол...
С миру по нитке [18.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки интернет-...
Открыт предзаказ на «По щелчку! Мёртвый сезон»
Настала пора готовиться к новому зомби-апокалипсису. Разминайте пальцы, они вам ...
Портал в мир приключений [17.05.2018]
Что сейчас происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуск...
С миру по нитке [17.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда»: в прода...
С миру по нитке [16.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World: в пр...

Ksedih

Обзор Lorenzo il Magnifico с дополнением

Сразу с допом, ибо без него в коробке не труъ-ренессанс, 13 мая 2018

Информация

добавить
игры Lorenzo il Magnifico: Houses of Renaissance
Lorenzo il Magnifico
персоны Flaminia Brasini
Virginio Gigli
Simone Luciani
компании Cranio Creations
Дата: 13 мая 2018
Оценка пользователей
8.9976
-

Сегодня у нас на столе Lorenzo il Magnifico, последняя из опробованных мной игр с именем Simone Luciani на коробке. Вышла пару лет назад (2016), но самое важное, что в 2017 обзавелась дополнением, без которого настолку теперь не воспринимаю вообще. Досталась игра мне в одной коробке с кое-как упиханным в неё допом, но поначалу, чтобы, так сказать, опробовать все возможности, играл в неё без расширенных правил. И в таком варианте совершенно не хотелось её раскладывать часто, хоть и сыграл в базу не один и не два раза.

 

Больше всего, как и в любой игре от Саймона, к коробке манили механики. По описанию казалось очень интересным расширение своих земель, производственных мощностей и активация всего этого механизма. Однако на деле всё оказалось не совсем таким, как ощущалось при прочтении правил. Но обо всём по порядку. И чтобы передать свои ощущения от настолки более полно, в обзоре рассмотрю базовую коробку и дополнение Lorenzo il Magnifico: Houses of Renaissance, сравнив их геймплей.

 

 

О чём это?

 

Как почти в любом евро, тема вторична. Игра повествует об очередной борьбе за власть. Подробности мне лично всегда малоинтересны, так как всё сводится к «стань самым влиятельным мужиком», то есть собери больше всех победных очков, что совсем уже не весело и не то чтобы не тематично, но малопривлекательно. Очень немного настолок действительно умеют заинтересовать антуражем, обыгрывая его механически или просто цепляя оригинальностью подхода к истории или геймплею. А всё это европейское средневековье… Вот интересно, кого-то по-настоящему захватывает тема какого-то евро про «поменяй синий куб на красный» в антураже средневековья, разве они не сливаются все в одно сплошное «очередные монахи/пшеница»?

 

Но как бы то ни было, в Lorenzo il Magnifico нам придётся снова соревноваться с соперниками в том, у кого больше. Больше всего: дерева, камня, веры, военной мощи и прочих ресурсов, конвертируемых в победные очки. Нам же интересно — увлекателен ли механизм этого процесса, управляемый игроком?

 

Что в коробке?

 

Планшеты личных владений, на которых будут располагаться купленные вами карты — территории, строения, люди.

 

 

Фишки ресурсов: дерево, камень, слуги. Плюс куча фишек и маркеров игроков.

 

 

 

Золото. Картонное, правда, но золото.

 

 

Под сотню карт развития, среди которых земли, строения, персонажи и походы.

 

 

Карты лидеров — 20 штук. 

 

 

Три больших кубика.

 

 

Жетоны анафемы.

 

 

И игровое поле.

 

 

Как в это играть?

 

Итак, основа и базис игры зиждется на активации общих слотов действий на игровом поле четырьмя разноцветными рабочими, которые имеются в наличии у каждого игрока. Ходим по очереди по кругу, выставляя по одному рабочему. То есть классическое «кто займёт выгодный слот первым».

 

Оригинальность же Lorenzo il Magnifico заключается в том, что каждый раунд (а их всего шесть) сила рабочих изменяется случайным образом от единицы до шестёрки, что влияет на возможность выполнить какое-либо действие. Значения эти одинаковы для всех игроков — три шестигранника в начале раунда определяют силу каждого из трёх рабочих. Естественно, как во многих подобных играх, значения кубиков можно подкручивать с помощью специальной валюты; здесь это слуги.

 

 

Слоты действий на игровом поле условно можно поделить на три вида — получение ресурсов, покупка новых карт (построек, территорий, найм важных людей), активация производственных мощностей уже принадлежащих вам карт. И если первое просто и понятно — поставили рабочего, получили пачку ресурсов...

 

Ставим в один из четырёх слотов, получаем: 5 монет, либо 5 слуг, либо 3 атаки + 2 монеты, либо 2 привилегии (свиток). Единица на кубике, указанная под слотами, означает, что сюда можно ставить кубик с минимальным значением (от единицы).

 

... То вот второе и третье более интересно. Чтобы купить новую карту для своих владений, нужно отправить одну из своих фишек в какую-нибудь из башен:

 

Башни, в каждой по 4 слота под карты. Чем выше лежит карта, тем большее значение на кубике должно у вас быть, чтобы встать в соответствующий слот.

 

Они бывают четырёх видов: в зелёной покупаются новые земли, в синей нанимаются персонажи, в жёлтой можно прикупить новое здание, в фиолетовой вписаться в авантюру-поход.

 

Каждый тип карт действует по своему: земли приносят доход, здания позволяют конвертировать ресурсы, люди предоставляют пассивные бонусы, походы — это просто быстрый заработок.

 

 

Если в какой-то башне уже есть делегация, то чтобы отправиться туда, нужно платить денежку в банк, а это накладно. Кроме того, в башню одного цвета можно прийти максимум два раза за раунд и то только с помощью своего «нейтрального» помощника, который специально для этого и нужен.

 

Также можно активировать свои производственные карты, для этого на общем поле есть два слота — активация зданий и активация земель. Чем больше значение на кубе, тем больше зданий задействуется на вашем планшете. Можно одним кубом хоть все активировать, главное их там настроить побольше, ну, и слот активации успеть занять.

 

Один слот для активации добычи и один для активации производства. Если нужный слот занят, можно использовать большой слот, но при этом значение куба будет со штрафом -3.

 

Собственно, таким образом и играем шесть раундов. Плюс, всякие нюансы, типа в конце каждого чётного раунда нужно платить верой церкви, чтобы она не наложила на вас какой-либо штраф, действующий до конца игры (жетоны анафемы). Похоже на милость/немилость императора из Grand Austria Hotel, только в Lorenzo il Magnifico десятину церкви можно благополучно игнорировать (и таким образом набирать больше очков на вере), если вы уверены, что минус к добыче чего-то или ещё какой штраф (они выпадают совершенно случайно в начале партии) не помешает вашему продвижению к славе.

 

На левом жетоне добрая церковь запретит нам строить здания — вернее, будет минусовать кубик в жёлтой башне на 4. Правый жетон наложит на нас анафему в виде «Получаешь дерево или камень с какой-то карты или рынка? Получи на 1 меньше», лишив нас солидного притока ресурсов. И это до конца партии. Так что с церковью лучше дружить.

 

Впечатления

 

Ощущается вся игра на уровне стандартных миплплейсментов — мы ставим своего человечка куда-то, что-то получаем, затем, через круг, повторяем. Никаких особых шагов влево-вправо. Настоящим же изюмом является то, что на фоне всех этих манипуляций каждый игрок, помимо того, что пытается правильно рассчитать тайминг и порядок действий с максимальной для себя выгодой (займут же нужные места гады-оппоненты), имеет на руках четыре карты лидеров, которые драфтятся перед партией. Они разнообразят подход к развитию.

 

То есть вот есть у вас на руках лидер (Bartolomeo Colleoni), который для ввода в игру требует, чтобы на столе были 4 зелёные и 2 фиолетовые карты, вы и станете развиваться в том направлении, тратя золото на посещение зелёной башни, дабы побыстрее выложить на стол своего лидера и начать получать с него хороший профит.

 

Стоит выложить этого мужика на стол,

как вы начнёте получать каждый ход по 4 очка.

А всего-то для этого надо пойти

по определённому вектору развития.

 

Другими словами, карты лидеров на руках задают вектор развития, так как без них вы бы просто болтались в проруби как… ну, то есть, не знали бы, чем себя занять, строя всё подряд, так как очки со всего можно нагрести примерно поровну (это я очень условно, конечно), а бонус лидера позволяет скорректировать стратегию и направить усилия в нужное русло.

 

Общий же интерес игры заключается в «прокачке» своих владений. Например, в любимой «Путешествия Марко Поло» игрок оптимизирует свои действия, стараясь правильно выстроить логистику и приток нужных ресурсов на выполнение заказов, решает сиюминутные задачи и старается выполнить генеральный план по путешествию в нужные города — никакой вам прокачки; в Lorenzo il Magnifico мы стремимся построить, «накачать» некий движок, запустив который пару-тройку раз за игру, получим основной доход и приток очков.

 

 

Выглядит это так: расширяем владения карточками земель, с которых стараемся собрать побольше дани. Потом преобразуем собранные ресурсы в ПО и прочие полезности через отстроенные здания (возводимые на те же ресурсы). Дособираем очки походами-авантюрами. Ну, и на церкви можно собрать больше 30 очков за партию, а это 30+ % финального счёта.

 

В целом, стандартный такой евро-гейм с миплплейсментом в основе и со своими интересными нюансами. По мне, выезжающий вовсе не на оригинальности определения силы рабочих, а на возможности развиваться иначе, чем ваши оппоненты. То есть, конечно же, вы все стремитесь к одному и тому же и одними и теми же способами, но различные лидеры на руках как бы направляют вас и придают уникальности вашим возможностям и целям в игре. Что очень подкупает в подобных играх.

 

Кроме того, общий приятный фон создаётся за счёт классической фишки «собери пачку ресурсов и прокрути её через здания, чтобы получить ещё больше ресурсов и очков». Но это и так известно всем евро-менялам синего на красный куб. Тешит, тешит это накопительскую жилку в душах настольщиков. Набиваем сундуки золотом, а склады камнем и деревом, чтобы потом приумножить его и ка-а-ак поменять на 20 очков.  

 

 

Однако вся хорошесть Lorenzo il Magnifico для меня разбилась о какую-то… стандартность игрового процесса. Раскладывая базовую коробку в очередной раз, никак не мог заценить, чем же она так цепляет сотни игроков по миру. Ровная такая евро-стратегия с планированием и превалированием опыта над удачей, что особенно заметно после нескольких партий, когда изучаются карты, их возможности и связки.

 

К сожалению, не следил за судьбой игры с самого-самого начала, поэтому не знаю, пришла ли к ней слава после выпущенного допа или же до. Вполне допускаю, что у меня механизм недопонимания в голове включился, и только после десятой партии (в прямом смысле, как было с «Отелем «Австрия») я бы осознал, почему оно так круто, и стал бы большим любителем разложить игрушку. Но нет, в коробке был упихан ещё и доп, поэтому после пяти партий в базу решил сразу перейти к дополнению. И вот там игра заиграла совсем другими красками. Ладно, пусть не красками, но количество оттенков стало больше.  

 

 

Что в допе?

 

В расширении игры Lorenzo il Magnifico: Houses of Renaissance нас ждут:

 

Новые карты лидеров, 20 штук, что фактически удваивает количество этих самых лидеров в игре. Этот набор расширяет доступные вариации-раскладки на руке в начале партии, плюс, вводит некоторые новые условия, типа «иметь не больше 1 золота в запасе» или «не больше такого-то количества земель».

 

 

Новые карточки-строения / персонажи / земли / походы, которые, однако, не замешиваются в старые колоды, а вводятся в игру наряду с новой механикой — пятой башней.

 

 

Это такая башня, которая присобачивается к игровому полю сбоку и несёт ту же самую функцию, что и остальные, только имеет свою собственную колоду карт, в ней могут попасться все цвета-типы — и персонажи, и строения, и земли, и походы. Вместе с башней вводится плашка для динамического изменения цен в старых четырёх башнях, которая от раунда к раунду скачет и изменяет силу рабочих, необходимую для попадания в определённый слот.

 

 

Дополнительный ресурс, я называю его «замочек». Эдакая валюта, которая используется некоторыми карточками из дополнения, но имеет ценность и сама по себе — на оборотной стороне нарисованы случайные ресурсы, которые можно получить за сброс «замочка».

 

 

Плюс, по мелочи: тройка новых анафем, компоненты для пятого игрока. Но самое важное и то, что делает Lorenzo il Magnifico гораздо лучше, это плашки домов, дающие каждому игроку особое свойство на всю партию.

 

 

Впечатления от игры с дополнением

 

Начать стоит с банальности — всего стало больше, что не может быть не круто. Постройки и лидеры — это просто прекрасно, разнообразия много не бывает. И если лидеров и в базе предостаточно, то построек всего по 8 на каждые два раунда и они из раза в раз повторяются. Понятное дело, что это претензия уровня «в «Гавре здания» всегда одинаковые» — но очень уж не люблю подобные системы рельсовые, когда совершенно точно известно, что выйдет на поле в следующем раунде. В «Лоренцо» не совсем так, ведь известен только каждый чётный раунд, но привкус какой-то заскриптованности остаётся. Благо первый, третий и пятый раунды рандомизированы.

 

С Lorenzo il Magnifico: Houses of Renaissance в старых четырёх башнях ничего нового не появляется, но вот пятая башенка позволяет увидеть необычные земли, здания, персонажей и походы. Причём каждую партию они выкладываются случайно — в каждой колоде эпохи (первой, второй и третьей) для пятой башни по 16 карточек, так что игрок даже каждый чётный раунд предсказать не сможет, придётся адаптироваться на ходу, ведь неизвестно, что на этапе сетапа было засунуто в колоду. Это очень здорово, и почему авторы и в базе не сделали что-то подобное, непонятно. Разве что сложно было придумать столько разных карт и сбалансировать всё это.

 

 

Второе, что радует в дополнении — новый «случайный» ресурс. Хорошо это тем, что чуть больше рандома в ровные евро-расчёты никогда не идёт настолке во вред, повышает тонус игрока и разнообразие партий. К тому же и тут авторы ловко извернулись (как с картами лидеров ещё в базе, которые можно применять в качестве привилегии за сброс, если вам совсем уж не нужны его свойства) — замочки применяются посредством некоторых карт и как отдельный вид валюты, а не только преобразуются в то, что бог послал на оборотной стороне.

 

Третье и то, что считаю главной фишкой Lorenzo il Magnifico: Houses of Renaissance — плашки домов. Десять разных, с позволения сказать, фракций, со своими возможностями и стратегией — это то, чего, по-моему, так не хватало игре. Представьте только, что мы теперь не просто совершаем одни и те же действия, что и противник, скорректированные условиями, диктуемыми лидерами на руках (на которых можно и не обращать внимания, если захотеть) — мы теперь имеем особое свойство своего дома и можем его активно использовать с самого начала игры. Причём свойства эти довольно различны и небезынтересны.

 

 

Один дом опирается на строительство зданий: дерево и камень, ушедшие на постройку, можно вернуть всего за одну привилегию (свиток) одним действием. Строим-строим, а потом — хлобысть! — закрома забиты деревом и камнем. Второй усиленно добывает на своих землях ресурсы: при каждом приобретении новых угодий активирует действие «собрать урожай». У третьего дома есть дополнительный рабочий, который не имеет цвета, что позволяет ему бродить по башням как вздумается и, как следствие, даёт игроку возможность приобретать до трёх карт из башни в раунд, если очень захочется.

 

Расклад с домами настолько приятнее базовой «безликой» версии, что если сравнивать с какими-то популярными играми, то дополнение к Lorenzo il Magnifico, словно корпорации для «Покорения Марса», где можно играть без них, но зачем это нужно и кто так делает, остаётся загадкой.

 

 

Замочки, постройки, лидеры, дома — вроде бы по отдельности мелочи (кроме домов), но в целом преобразуют картину игры ощутимо, делая из «пробовал — сойдёт» вполне себе «почему б не сыграть». Если не верить моим ощущениям, то, глянув рейтинг на BGG, можно в этом убедиться: 7,8 против 8,3 — полбалла очень, очень ощутимый перевес. Встречал людей, кому и база зашла на отлично, но... тогда ещё не было дополнения, а я в то время не играл в коробку. Сейчас же даже и не советую пробовать — возможно, как и мне, испортит впечатление. 

 

Итог

 

Lorenzo il Magnifico не стала для меня откровением или лучшей евроигрой, лишь очередной, но она представляет собой действительно крепкое евро со своим оригинальным подходом к процессу партии. Играя в базовую версию, разумом я понимал, почему она завоевала сердца сотен игроков, но прочувствовать — именно ощутить — лично всю прелесть так до конца и не смог. Не удержался и добавил расширение. И вот в таком варианте она расцвела.

 

 

Лично по моему мнению, дополнение необходимо настолке как воздух. Раскладывать базу — это как… как играть преконами Magic на турнире, играть в Season без драфта и только тридцаткой карт для новичков,  без корпораций в «Покорение Марса». Можно и, вроде бы, небезынтересно — механики-то интересные игровые никуда не деваются, — но, расширив возможности, к прежнему «урезанному» варианту уже не вернёшься никогда.

 

Расширение добычи, постройка инфраструктуры, улучшение пассивок — всё есть в коробке. Правда, это евро-евро, а не трэш, так что тем, кто крутить и менять кубы туда-сюда не любит, стоит воздержаться. А вот любителям игр от Лучиани и — только сейчас в голову пришли — Imperial Settlers очень понравится. На «Поселенцев» Lorenzo il Magnifico похожа накопительством-потребительством через карты. Не в таких масштабах, а гораздо более кризисно, но похоже.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Pandem написал 5 дней назад: #

Хороший обзор, написан легко и с юмором.

Warlord1 написал 5 дней назад: #

Прочитал обзор и испугался :)

la_venteuse написала 6 дней назад: # скрыть ответы

Еще раз убедилась, что не зря заказала игру. Спасибо за обзор.

Diamond76 написал 6 дней назад: # скрыть ответы

Да, обзор убеждает, что был сделан правильный выбор)

Dimon80 написал 6 дней назад: #

Полностью согласен с этим утверждением. Играл базу понравилась, прочитал про доп и решил что с ним игра должна быть интересней. Вложился и не жалею.

la_venteuse написала 6 дней назад: #

Да, не смотря на кусачую цену))

tikitavy написал 6 дней назад: #

Спасибо за обзор!