| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
      | игры | 
  
    Space Race: The Card Game
     | 
          
| персоны | 
  
    Dalibor Krch
     Marek Loskot  | 
          
| компании | 
  
    Boardcubator
     | 
          
| Дата: | 15 августа 2018 | 
![]()  | 
	  
| 9.3759 | 
![]()  | 
            - | 
Одним из самых больших удовольствий в мире настольных игр является знакомство с новыми неизвестными коробочками. Когда ты новичок в хобби, тебе интересно всё подряд, ведёшься на каждую цветастую обложку. Чуть погодя начинаешь прислушиваться к мнениям бывалых, просить советов, со временем формируется свой вкус, в итоге же наступает пресыщение. А после этого наступает самый, пожалуй, интересный период, когда ты уже сам бывалый настольщик, с огромным опытом, опробовавший сотни коробок, а почти все настолки у тебя попадают в категорию «это уже было».
Именно с такого момента новинки интересуют постольку-поскольку, а особо привлекательными становятся проекты, спрятанные за кричащей мишурой рекламы. Они, как и распиаренные игры, могут быть мусором, но могут оказаться и стоящей вещицей, про которую со временем узнаёт всё больше и больше народу; они даже зарабатывают достойный рейтинг BGG, оказываясь в первых пяти сотнях топа, но часто эти коробочки так и остаются в безвестности, в коллекциях любителей попробовать что-то андеграундное.
Сегодня хочется рассказать про одну подобную игрушку Space Race, прошлого года выпуска (2017). Для меня она привлекательна сразу по нескольким пунктам: мелкая необычная коробка — раз, оформление — два, она карточная с необычными механиками и смахивает на RftG — три. Причём последний пункт наиболее интересен. Похожий антураж и отчасти геймплейная составляющая ничуть не умаляют достоинства игры, а наоборот превозносят её, так как она по-настоящему оригинальна.

Времена холодной войны. Каждый игрок выступает в роли управляющего космической программой одной из фракций, он развивает своё агентство, пытаясь обойти конкурентов и стать самым-самым крутым в вопросе запуска человека в межзвёздное пространство. На протяжении игры мы будем строить шаттлы, тренировать пилотов, исследовать кометы и заниматься подготовкой космических проектов (на самом деле нет — мы выложим несколько карточек на стол, а потом посчитаем, сколько они дадут очков в конце партии).
В целом игра очень похожа на RftG в изменённом антураже, тут у нас не какие-то галактические федерации, осваивающие новые планеты, а США и Россия, тренирующие гагариных и армстронгов. Суть же одна — выкладываем карточки, пытаясь увязать их в длинную максимально эффективную работающую комбинацию по набору победных очков.
Коробочка небольшая, необычной формы — чуть ли не куб. В ней скрываются ~150 карт стандартного размера и правила. Вот и всё наполнение. Делятся эти карты условно на два больших типа:

— 48 карт управления, по 12 на игрока. Это аналог семи карт выбора фаз в RftG:

— Игровые карты, 84 штуки, которые делятся на 4 внутриигровых типа:

Необычнее, чем казалось, и проще, чем воображалось. Space Race — игра без штампов, тут, конечно, применяются стандартные приёмы геймдизайна, но оригинальности также завезено.
Есть общее игровое поле (оно же космос), на котором прямо с начала партии лежит несколько случайных карт из общей колоды. Они бывают четырёх типов: «пропаганда» (подкласс — лидеры), «технологии», «космические программы» и «прорывы в исследованиях».
У нас в руке 12 карт контроля (идентичные у всех игроков), делящихся на четыре типа, соответствующих игровым карточкам. Каждую можно разыграть один раз за игру, по одной в раунд. В партии семь раундов, итого разыгрывается 7 из 12-ти карт. Каждая позволяет взять карту определённого типа из космоса и выложить в свою игровую зону (агентство). Теперь эта карта в агентстве принесёт нам очки в конце партии и будет давать бонус по ходу.
Помимо позволения взять какую-то карту из космоса, карта контроля также запускает соответствующие способности на уже выложенных картах в вашем агентстве. Они могут быть самыми различными, типа «добери столько-то карт в руку» или «выложи из руки карты в свою лабораторию», и множество-множество других. Все они каким-либо образом перемещают карты из одной игровой зоны в другую, либо дают всяческие пассивные плюсы.

Вся партия — это семь ходов последовательных расширений агентств игроков за счёт новых карточек и активаций всяких абилок уже выложенных. Целью игры является набор победных очков, которые получаются как с выложенных карточек в агентство (на каждой из них своё значение ПО), так и с карт в лаборатории, являющейся этаким личным сбросом игрока, но не бесполезным, а приносящим ПО в зависимости от количества в нём карт.
Вся соль Space Race заключается во взаимодействии способностей всего выложенного на столе. Тут даже описывать нечего, так как с первой же партии станет понятно, как работает этот механизм. Но попробую:
Вот вы выбираете карту контроля «Технологии» и забираете из космоса какую-нибудь ISS, позволяющую копировать способности карт лидеров в любой лаборатории или в космосе. Теперь у вас много возможностей. Правда, только в том случае, если лидеры имеются в соответствующих зонах.

Во второй ход выбираете карту контроля «Космическая программа» и берёте Sputnik 1, теперь у вас есть возможность вытянуть какую-нибудь карту пропаганды из сброса и выложить в своё агентство, но только в том случае, если вы выбираете в качестве своего действия на раунд карту контроля «Пропаганда» и в сброс к вам уже как-то попало что-то нужное.

По мере ходов синергии ширятся, забрасывая вас возможностями, комбами и очками. Благо в партии всего 7 раундов, так что сверхдлинных цепочек не получится. Они довольно коротенькие и понятные.
В конце партии считаем очки: все написанные циферки на картах в агентстве складываются с количеством карт в вашей лаборатории и добавляются ПО за мажорити по отдельному типу карт «прорывы в исследованиях». Счёт 35—29—31. Вы молодец, победили.

Знаете, вот эти все «новые» игры, новизна которых заключается лишь в том, что они выпущены в нынешнем году? Сбор сетов, расставление рабочих, обмен ресурсов на очки? Такого продукта выходит каждый год вагон и маленькая тележка, только покрашено всё в другие цвета. Да, бывают исключения и их не так уж мало, именно их и называют хорошими настолками, в которые впоследствии все будут играть. Но всё равно «это уже было в Симпсонах».
По-настоящему же оригинальных коробочек всегда мало. И Space Race из их числа. Отчасти поэтому впечатления весьма положительные — всегда приятно разбираться и играться с новыми механиками, с такими, которых не видел доселе. Для объевшихся картоном за годы своего увлечения настольщиков подобные игрушки — изысканный десерт. Он может быть не всегда по вкусу, но, тем не менее, интересным и не набившим оскомину.
В игре пришлось именно разбираться первые несколько партий. Нет, правила были предельно понятны, пусть некоторые мелкие нюансы и запомнились за несколько заходов, но самое привлекательное и будоражащее ощущение получалось от игры в процессе освоения базисов. В настолке всё не… не совсем обычно. Например, чтобы выложить карту к себе в агентство (это ваша игровая зона, в которой и будут учитываться очки в конце партии), вам нужно разыграть определённую карточку контроля с руки (если вы почитатель RftG, читайте как карточку фазы), после чего вы забираете из общей игровой зоны (космоса) нужную карту.

При этом у вас на руке тоже имеется несколько карт (до 7-ми максимум набрать можно), но, разрывая шаблон, игра говорит нам, что выложить в агентство их нельзя, потому что в агентство карты попадают только из космоса. Зачем же вам нужны эти карты на руках? Для того, чтобы что-то ими оплачивать? Нет. Они нужны, чтобы выложить их в общую зону — откуда их любой может забрать — и только после этого перевести в своё агентство, причём это всего один из способов, карта может и по-другому пройти путь от руки до вашей игровой зоны.
Таких маленьких нюансов не то чтобы много, но какую-никакую свежесть Space Race определённо вносит в стандартные шаблоны, уложенные в голове настольщика обычного штабелями текстов из рулбуков.
Что особенно интересно: все, с кем раскладывал настолку, для того, чтобы обучить их правилам, после одной-двух-трёх партий говорили, что игра «Ну, так себе». Самому казалось точно так же, но забрасывать коробку, после того как только-только прикоснулся к геймплею, не привык, поэтому продолжал накручивать счётчик матчей. К тому же что-то внутри говорило, что игра-то цепляет и раскрывается всё больше и больше.

И правда, по мере того, как механика и паттерны Space Race укладывались стройными строками в голове, рождались общие стратегии (это, конечно, сильно сказано) и тактики, понимание — что, зачем и как надо делать, дабы приблизиться к максимальному счёту и победе. Вырабатывался навык, с которым приходит удовольствие.
Те, кто отыграл более 5–7 партий со мной, тоже втягивались и наслаждались короткими партиями в этот, можно сказать, филлер. Тут стоит отметить, что формат настолки, в которой мы зачастую принимаем одно решение в раунд, и которая длится всего 7 раундов, располагает к нескольким партиям подряд. Ведь вроде вы сделали и это, и то, и вон то, и… а игра-то уже закончилась, а ведь могло бы пойти чуть лучше, если бы выложил сначала вон ту карту…
Space Race с каждой партией провоцирует. Заманивает погоняться с оппонентом ещё разок, попробовав сыграть вот эдак. С RftG сравниваю не ради красного словца, ведь на обеих этих коробках слово race в названии не зря. В SR вы соперничаете, не только меряясь очками в конце партии, но и по ходу игры: кто схватит первым карту со стола, кто будет первым в освоении красных карт и получит за них ПО, кто сможет перехитрить противника, выложив карту с руки в космос, замаскировав её «мусором», а потом заграбастав в своё агентство?

Соперничество ощущается, особо на это влияют красные карты, конечно, которые по мажорити дают очки — авторы постарались, но помимо него в игре есть и любимое нами построение движка. Он довольно несложен, но, благодаря нюансам механики, заставляет выстраивать в голове небольшие комбы, дабы срубить лишнее очко-другое и затащить таким образом партию в свою пользу.
Вся прелесть игры заключается в различных создающихся комбинациях, рождающихся от партии к партии и зависящих от выпавших на стол и в руку карт. В одной вы можете набрать более половины своей итоговой суммы победных очков на космических проектах (красных картах), в другой — развив своё агентство ПО эдак на 20, а в третьей — накидав в лабораторию ту же двадцатку карт.
Да, всё вышеперечисленное не сильно ощущается, как какие-то различные пути развития, но в конце партии приятно, подсчитывая очки, думать, что в этот раз сыграл по-другому. Есть чувство удовлетворения и довольства от ловко провёрнутой операции по манипуляции с картонками.

В итоге Space Race получилась приятной игрушкой с умными необычными механиками. Прекрасно масштабируется на 2–4 человека. Постоянно вызывает желание разложить её быстренько ещё разок в погоне за возможностью крутануть какую-нибудь интересную комбу и пойти дальше заниматься своими делами.
Игра из тех коробок, в которых не важна глубина и сложность стратегий, ибо их по определению не может быть в пятнадцатиминутной партии. Она из того сорта настолок, в которых многое зависит от рисунка стола: в зависимости от выпавших в пул карт, картина партии совершенно изменится. Общие паттерны остаются всегда — нужно следить за гонкой по красным карточкам, пассивки какие-то взять, — но сочетания и комбинации карт всё время выходят оригинальными. Вот вы Базз Олдрин, способный пользоваться одноразовыми действиями по два раза в ход и соответственно выстраивающий тактику; а вот вы Стивен Хокинг, чистящий космос и складывающий карты оттуда к себе в лабораторию в виде очков.

Создание маленьких комб и синергий — кредо Space Race. Всего семь ходов и много вариантов развития. Можно выстроить несколько карт из разных категорий, чтобы затем бомбануть серию из однотипных ходов, но максимально выкачивающих какую-то фазу; а можно, наоборот, играть фазы поочерёдно, захватывая побольше бонусов с ранее выложенных карт. Механика реально необычная и оттого привлекательная.
К ярким впечатлениям от Space Race отнесу и «воу, что это за арт такой совковый?» при вскрытии коробки. Насколько ярки впечатления, настолько тусклы изображения на картах. Не в том смысле, что непримечательны и серы, а в смысле — они ретро, как будто из 80-х достали. И это, по мне, очень и очень круто. Авторы явно пытались создать антураж не только кусочком описательного текста в правилах, что, мол, события происходят во времена холодной войны, но и визионерскими способами. Мало того, что они весьма характерны, так ещё и деталям уделено много внимания.

Например, все карты контроля различаются не только рубашкой, где у космонавтов различные нашивки (Россия, США, Евросоюз) и отражаются в шлемах различные «космические достижения», но и лицевая сторона индивидуальна. У каждой из двенадцати карт контроля свой немного изменённый рисунок. Допустим, возьмём три карты пропаганды: мало того, что они отличаются деталями в плане разных цветов пиджака, волос, кожи, так ещё и газета в руках пожилого человека у каждого своя, с текстом на своём языке. И это ещё не всё, посмотрите в окно вагона: на фоне разные здания: вот вам церкви с «луковками», а вот небоскрёбы американские.
Вроде бы бессмысленная мелочь, но насколько же приятная и заставляющая уважать авторов с их подходом к делу. Благодаря этому веришь, что в игру вкладывались не только силы, но и частичка души. И, скорее всего, к геймплейному вопросу подход был не менее основательный.
Даже взлетающие ракеты, мало того, что на каждой из трёх карточек контроля на различных этапах взлёта, так они ещё и у каждой фракции различаются по форме! Уж не знаю, чего это меня так прёт от таких мелочных деталей, но это обалденно.
Кстати, на BGG нашёл дополнение под названием Space Race: Interkosmos. Там добавляется возможность играть впятером (карты контроля Китая добавили), новые карточки, понятное дело, механики взаимодействия с картами контроля и ачивки, за которые даются плюшки тем, кто достиг каких-то условий в своём агентстве. Попробовал бы.
Советую не всем. Если вы пока что на ступени эволюции настольщика «играю пару лет», то лучше остановиться на чём-то более стандартном. Space Race мало того, что зайдёт не всем, в неё ещё и «въезжать» нужно — не потому, что правила сложные, а потому, что она немножечко необычна и по вкусу придётся не всем. Добротный, но специфический продукт. Хотя, с другой стороны, почему бы не пробовать что-то оригинальное сразу?
Если же вы пресыщенный гик, то попробовать стоит: хороших филлеров с необычной механикой не сказать что много на полках магазинов — хотя, наверное, и не мало, просто найти их все одному человеку не под силу, а эта игра именно такая. Быстрая, гоночная, антуражно-красивая, оригинальная. Никаких сборов сетов, обменов ресурсов, накоплений — просто хитро выкладываем карты и активируем в нужный момент.
Если любите RftG, New Era и прочие «вот тебе набор карт, собери из них рабочую конструкцию лучше, чем у противника», Space Race должна приглянуться. Оригинально. Интересно. Не стоит, конечно, ждать от игры чего-то невероятного, ибо это всё же больше филлер, но очень приятно было найти в столь маленькой коробочке без подогретых ожиданий настолько незаезженный геймплей. Возможно, именно подобного мы все ждали от Jump Drive. Повторюсь, многим, с кем пробовал, игрушка не очень заходит, есть у неё свой... аромат специфический, но часть претензий частенько касалась стиля оформления, слишком необычного в настолках (Feudum сразу вспомнил).