-AdRiver-
tkis написал полчаса назад к игре "Хоббит" - ничья на троих: # я кстати через boardgamer.ru недавно сюда попал, кроме устаревшего лет...
tkis написал полчаса назад к мысли на тему Игрокон 2019: # :) сюда бы к Швабам такой неудачный маркетинг, стояли бы очередью и за...
snowbody написал полчаса назад к новости Открыт предзаказ на «Вальхаллу»!: # Выглядит красиво и забавно. Хотелось бы ещё, чтобы не было хоть местам...
tkis написал полчаса назад к игре "Хоббит" - ничья на троих: # эмоциональное развитие умения проигрывать и видеть в такой ситуации не...
Levran написал полчаса назад к игре ПроРисунки: # Большое спасибо Артёму, игра великолепна. Попробовали её на Игроконе20...
Предзаказ на Остров Кошек стартовал
Игра с котиками, которая покорила Кикстартер.
С миру по нитке [18.11.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» отк...
С миру по нитке [15.11.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games вернул...
Не опять, а снова — «Рыцарь-маг»!
«Лавка игр» открыла мини-кампанию по второму тиражу игры.
Открыт предзаказ на «Вальхаллу»!
Эпическая карточно-кубическая битва викингов «Вальхалла» уже на сайте Crowd Game...

Ksedih

Обзор Nusfjord

02 октября 2018

Информация

добавить
игры Нусфьорд
персоны Уве Розенберг
Дата: 02 октября 2018
Оценка пользователей
8.7379
-

Не являясь большим поклонником творчества Уве Розенберга, тем не менее не могу не признать его талант и огромный вклад в настолкостроение. Один из именитейших и узнаваемых авторов. Слишком много у него хороших игр, покоривших сердца тысяч и тысяч игроков по всему миру. Мне же до прошлого месяца из его творений откровенно нравились лишь две игры — Agricola и At the Gates of Loyang. В сентябре 2018 список пополнился ещё одной свеженькой игрушкой — Nusfjord (2017).

 

Почему не люблю его игры и благодаря чему новинка попала в лично мою «тройку лучших игр Уве», ниже и расскажу. Слово «лучшие» как-то громко звучит, давайте лучше заменим на «любимые», а то ж у него и «Гавр», и «Пэчворки» всякие, обожаемые многими.

 

 

О чём это?

 

Игра про рыбаков, вылавливающих селёдку, и про развитие своей рыболовецкой компании. На личном планшете-деревне строим разные здания, которые дают бонусы за всякое, и пытаемся продать рыбы на большее количество монет, чем остальные. Как-то так. У кого больше денежек на конец партии — они же победные очки, — тот и молодец.

 

Привязка, как водится, условна, но посмотреть на картиночки с лодками и заливами приятно. Если темя для вас обязательна, то она тут не чувствуется. Зато завезли дельную механику и насыщенный геймплей про развитие деревеньки. 

 

 

Что в коробке?

 

Куча деревяшек: рыба и древесина — основные ресурсы, которые будем добывать и проводить с ними операции. Рыба в основном нужна для получения денег, дерево — для постройки зданий.

 

 

Игровое поле и планшеты игроков для управления своими рыболовецкими компаниями.

 

 

Куча картонок: тут вам и леса, и лодки разных размеров для ловли рыбы, и монеты.

 

 

 

 

Кстати, не знаю, какие будут в русской версии Nusfjord-а монеты, но в заграничной единички совсем уж маленькие, еле пальцем подцепляются. На игру не влияет, понятное дело, так как ресурс не частый, но удивился, когда впервые достал их.

 

Несколько картонок для каждого игрока: пять акции вашей компании, маркеры действий и бочка, куда складываются ресурсы.

 

 

Куча карт, поделённых на две категории: старейшины (18 штук) и здания (132 штуки).

 

 

Кстати, карты — это главная фишка в играх Розенберга, именно благодаря им получается комбинировать, крутить и перекручивать цепочки ресурсов разными способами, почему и интересно раскладывать его настолки.

 

Плюс, ещё куча всякого вспомогательного картона, типа маркера первого игрока, тайлы раундов под разное количество игроков и прочее.

 

 

Как в это играть?

 

Партия длится 7 раундов, в каждом из которых игрок выполнит ровно 3 действия, итого — 21 действие за всю игру. Именно их выбор и последовательность определит, кто лучше смог подстроиться под текущую на столе ситуацию.

 

Раунд начинается с ловли рыбы — в начале игры у игроков одинаковый улов, который впоследствии можно будет увеличить за счёт постройки большего количества лодок или благодаря каким-то зданиям (тут у Уве, как всегда, разнообразие путей развития). Затем начинается походовое занятие слотов действий на общем игровом поле по классическому принципу «кто успел, тот и съел». Можно строить, создавать лодки, заселить в свою деревню одного из доступных старейшин, добывать дерево, сажать лес, продавать/покупать акции компаний (кстати, потом расскажу про эту интересную тему), перетаскивать рыбу на склад, чтоб не портилась, продавать рыбу жителям (получать очки).

 

 

В общем, как обычно у Розенберга, куча доступных действий, принцип работы и связанность которых придётся для начала осознать. Но в целом, всё что мы делаем — это оптимизируем круговорот ресурсов в природе, стараясь создать как можно более эффективные цепочки взаимодействия различных карточек.   

 

У игрока есть планшет с клеточками под застройку зданиями, дающими всякие разное, начиная от пассивных бонусов за определённые действия и заканчивая мгновенными бонусами. Строения дают победные очки: некоторые просто определённое количество, некоторые в конце партии за какие-то косвенные достижения игрока (например, за собранную древесину).

 

Старейшины — второй тип карт. Они позволяют получить на свой планшет жителя, которого придётся подкармливать рыбой в начале каждого раунда, но зато он позволит совершать новое, уникальное действие лично вам.

 

 

Собственно, делаем по три действия в раунд, по кругу. После того, как всего сходили три раза, раунд завершается, и следующий начинается с ловли рыба. После 7-ми раундов подсчитываем победные очки, выдающиеся за лодки (чем больше и лучше у вас лодки, тем выше итоговое значение ПО), плюсуем добытые по ходу партии монеты, сюда же добавляем очки за выпущенные и выкупленные вами акции, а также за здания.

 

Впечатления

 

Что ж, добрались до самого интересного. Начну с того, почему большинство игр Уве мне не по душе, и перейду к преимуществам Nusfjord-а относительно остальных настолок автора. Это личное мнение, спорить ни с кем не собираюсь — своим «я щитаю» с армией поклонников и рейтингами не повоюешь. Больше всего в настолках Розенберга мне не нравится некая заскриптованность. В его коробках часто встречается такая тема: есть некая последовательность важных элементов игры, проявляющихся на определённом этапе партии — те же плашки зданий выходят по заранее прописанной схеме, — и игроки должны подстраиваться под неё.

 

 

Казалось бы, что тут плохого? А плохо тут то, что последовательность эта никогда не меняется, превращаясь в скрипт. Разнообразие вводится за счёт отличающихся от партии к партии действий других игроков. Но часто, раскладывая настолку с одними и теми же сопартийцами, вы попросту станете свидетелем идентичных «дебютов» и «миттельшпилей».

 

Если задуматься, то про многие игры можно сказать нечто похожее, но лишь в играх Уве этот концепт работает довольно топорно (по-моему) из-за излишней прямолинейности и продуманности. Удивительно, что отличная математическая выверенность настолок автора их же и губит в моих глазах.

 

 

Другое дело с Nusfjord. Здесь, как и в любимых Agricola и At the Gates of Loyang, присутствует и намешано столько элементов, взаимодействующих друг с другом — причём, что самое главное, их сочетание и разнообразие подкрепляется случайностью выпадения на игровое поле, — что игра превращается в более классическое евро, пусть и похожее на другие, но с неизменно узнаваемым авторским стилем. А не это ли признак хорошей игры? Быть тем, что совершенно точно нравится многим, оставляя при этом свои особые фишки при себе.

 

Но довольно пространных слов, более конкретные примеры лучше. Каждая партия в Nusfjord отличается от другой благодаря случайно выходящим из колоды зданиям. Садясь за стол, вы не можете быть уверены, на чём вы сыграете сегодня — всё будет зависеть от выпавших карт. Будут это старейшины или какая-нибудь комба на лесопилках. Построите ли огромный рыболовецкий флот или удастся обойдись вообще одной лодкой, благодаря всё тем же зданиям.

 

 

Вся фишка в том, что вы знаете, какие карты есть в колоде, но вот в какой момент игры они выпадут и удастся ли построить мощную комбинацию из зданий, да ещё и прокрутить её побольше раз, тут на всё воля случая. Другое дело, что целью в партии является его обуздание. Увидев какие-нибудь хранилища (Supply Storage) в доступных для постройки картах, вы должны понимать, что вам как-то придётся увеличивать количество лесов на своём планшете, иначе они бессмысленны — есть ли в предложении здания, взаимодействующие с лесами?

 

И вот эти поиски «правильной» комбинации, ожидание необходимой постройки в последующем раунде, внезапные прозрения при выкладывании новых карт, типа: «О! Вот этот сарай прекрасно комбится с моей цепочкой действий!» — увлекательная часть каждой партии.

 

 

Мало того, в Nusfjord ещё и старейшины есть. Мужики, которые позволяют совершать какие-то хитрые действия, если вы поселите их у себя в деревне. Действия обычно какие-то оригинальные, на чём можно строить стратегию, опять-таки подобрав под них нужные здания с правильными действиями. Помню партию, где специально забрал постройку себе на планшет просто ради того, чтобы не дать её сидящему следующим оппоненту, так как к его старейшине она подходила слишком идеально, а мне вот была ни к селу ни к городу.

 

Настолка попала бы в мой личный топ-3 игр от Уве Розенберга и после нескольких партий, только благодаря разнообразным вариациям, описанным выше. Однако у неё нашёлся ещё один козырь, которым решила добить. Колода зданий делится на три уровня-этапа: начиная с первого, с простенькими зданиями, выходящими в первые раунды игры, и заканчивая третьим, где находятся здания, часто дающие победные очки за что-то сделанное во время партии (упоминал выше) — и их надо учитывать. Собственно, эта фишка большинства знаменитых настолок Уве.

 

Так вот, таких колод в коробке три, в каждой по 43 карточки. То есть партии мало того, что отличаются, благодаря рандомному выходу карточек из колоды, так ещё и перед игрой можно под свой вкус выбрать колоду. Или вообще случайным образом. А ещё все блоки, на которые делится колода, можно как угодно сочетать друг с другом (в правилах есть об этом). Вариантов море.

 

 

В принципе, думаю, всем понятно, почему Nusfjord мне так зашёл. Своим разнообразием он очень похож на Agricola с её профессиями и всякими пристройками различными. Про At the Gates of Loyang вообще молчу, там даже минимально фирменными скриптами не пахнет, можно уйти в разные варианты «развития», что перекочевало в некоторой степени и сюда. При этом во всех этих трёх играх Розенберга чётко прослеживается его рука. Те, кто много играл в его коробки, знают, что продуманность и просчитанность его творений и стали причиной популярности у игроков. Тут то же самое, поэтому очень должно зайти любителям автора. Не любителям, таким, как я, настолке тоже есть что предложить — кажется, что это середина между суровостью «Агриколы» и уникальностью «Врат Лояна».

 

 

Из уникальных механик в Nusfjord можно выделить, помимо интересных мелких нюансов по активации старейшин и кормёжки рыбой, выпуск акций своей компании. У каждого их пять штук, держателем двух из которых с начала партии является сам игрок, и с которых он получает каждый ход дивиденды в виде рыбы. Остальные три — это минусовые очки в конце игры в том случае, если вы не выпустите их на рынок. За выпуск полагается награда в монетах, однако, как только ценные бумажки оказываются на общем планшете, их может купить любой участник партии, в том числе и вы.

 

Купивший бумаги, получает не только по одному очку за штуку в конце игры, но и в начале раунда потребует с компании, выпустившей акцию, дивиденды вылавливаемой рыбой. Выпускать акции вы будете, ведь они приносят 3 очка (в контексте настолки это много), но нужно быть готовым, что уйдут они к противнику, который пожелает присосаться к вашему улову.

 

 

Довольно опосредованное взаимодействие, которое по факту вынужденное, но на уровне ощущений прикольное. Вам за ценные бумаги платят монетами, но акционерам нужно выдавать часть добываемой рыбы. Очень приятно протягивать руку в начале раунда в сторону оппонента со словами: «Мне нужна твоя рыба».

 

Итог

 

Nusfjord — хорошее средней тяжести евро, с узнаваемым игровым процессом от Уве Розенберга. Причём любителям чего-то более классического — автора всё же отношу к категории довольно оригинальных — здесь точно есть во что поиграть. С опаской подходил к настолке, узрев имя немца на коробке, но под крышкой оказалось прекрасное наполнение и, что самое главное, разнообразие. Три колоды, из которых лишь одна используется в партии, сильно порадовали. Разнообразия хватит надолго.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
w_holeman написал год назад: # скрыть ответы

Да, про заскриптованность очень верно сказано. Особенно в Агриколе это чувствуется. Но вот в той же «Во славу Одина» этого нет. Почти все действия доступны сразу, а интересное сочетание мипплплецсмента с механикой Пэчворка даёт классные ощущения от игры. Если сравнивать с Одином, то Nusfjord вам как?

Ksedih написал год назад: #

Про Агриколу да, "фишка" Уве во всей красе, но там есть профессии, которые, мягко говоря, всё вытягивают на очень высокий уровень.

perec написал год назад: # скрыть ответы

Как раз "Один" очень заскриптован, а например "Гавр" совсем нет.

Под "заскриптованностью" вы, судя по всему, понимаете отсутствие права на ошибку. Это лечится более углубленным изучением игры.

w_holeman написал год назад: # скрыть ответы

И в чем заскриптованность Одина?

perec написал год назад: # скрыть ответы

Способов выиграть там примерно полторы штуки. Да, очень много тактического маневра и пространства для странных экспериментов, но если хочется играть всерьез, то путь к победе практически всегда один.

(Но на самом деле игра при этом очень хорошая, достается с полки чуть ли ни чаще всех остальных.)

Можно сравнить с "Гавром", там как раз одно и то же делать нельзя -- раскладка каждый раз очень разная и для каждой своя победная стратегия. (Для других тупо просто не хватит времени для осуществления.)

sputnik1818 написал год назад: # скрыть ответы

Так какой способ выиграть в Одина? Не тот, что половина из полторы, а именно полноценный способ гарантированной победы?

perec написал год назад: # скрыть ответы

Читайте внимательнее, я ничего не говорил про "гарантированную победу".

sputnik1818 написал год назад: #

"Способов выиграть там примерно полторы штуки. Да, очень много тактического маневра и пространства для странных экспериментов, но если хочется играть всерьез, то путь к победе практически всегда один. "
Что тут читать? Какой способ?

BiskviT написал год назад: # скрыть ответы

Прочитали. Дима Спутник прав! Поделитесь секретом? Тоже хочется узнать этот великий способ! А то больше 10-ка партий за плечами, а так и не нашел того "одного единственного" способа.

w_holeman написал год назад: #

Вот да, тоже сколько раз играл, каждый раз выигрывал по-разному.

perec написал год назад: #

В "Одине" не все действия одинаково полезны. Если хочется много очков, то нет смысла делать упор на что-то, кроме драккаров, набегов и переселения. Это не значит, что нельзя собрать много очков другими способами, но они по-любому сложнее и рискованнее.

(Это не делает игру плохой, кстати -- скорее наоборот, интереснее выигрывать сложными способами.)

И это не я придумал, посмотрите на дополнение. В нем действия перебалансировали иначе, так, чтобы охота и животноводство стали очевидно сильнее.

Carboxed написал год назад: #

Смените стол и оппонентов. Выигрышных комбинаций станет на порядок больше.

Berik_ts написал год назад: # скрыть ответы

Нашел опечатку "Если темя для вас обязательна"

Ksedih написал год назад: #

К сожалению, не имею права редактирования. Но всё равно огромное спасибо за вычитывание.

sola написал год назад: # скрыть ответы

Кседих опять продал мне коробку... ненавижу)))

Ksedih написал год назад: #

Ну, если вкусы совпадают, то промахов должно быть минимум, так что, если попадал раньше, то, надеюсь, понравится и Nusfjord. Хотя я в любом случае стараюсь игру попробовать перед покупкой, особенно после тех нескольких случаев, когда решался быть "по картинке".