![]() |
Заканчиваются сборы на Village Attacks: Grim Dynasty |
Монстры обороняют замок от орд крестьян - теперь и в древнекитайском сеттинге. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Ozob: A Cyberpunk Board Game |
Данжен кроулер про борьбу с киберпанковой антиутопией. | |
![]() |
С миру по нитке [27.03.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa продолжае... | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Avatar: Journey of Aang |
Семейный кооператив на основе популярного мультсериала. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на DANTE: Inferno |
Битвы с боссами в мрачном сеттинге "Божественной комедии" Данте. |
персоны |
Иван Туловский
Михаил Акулов Юрий Тапилин Юрий Ямщиков Антон Сковородин Роман Шамолин Дмитрий Павлов Константин Комаров |
события |
ИгроКон
|
Дата: | 11 ноября 2019 |
![]() |
9.0969 |
![]() |
- |
В этом году пройдёт очередной «Игрокон»! На этот раз «Игрокон» будет проводиться не в Гостином дворе, а в Сокольниках — 16 и 17 ноября. Не перепутайте. :)
Как и в 2018-м, я решил задать по 3 вопроса издателям, но в этом году подключил к ответам ещё 2 человека. До кого смог дотянуться в мессенджерах, кто успел и смог найти время быстро ответить — все тут. Поехали.
— Чем порадует «Звезда» на «Игроконе-2019»?
— Помимо горячих новинок — «Поселенцы: Наброски империй», «Азул. Витражи Синтры», «Путь лепестка», «Голубая лагуна» и «Гонконг во тьме» — у нас будут демо-столы с новинками 2020 года: «Азул. Летний дворец», «Эра. Средневековье» и «Прет-а-порте». Можно будет уже сейчас поиграть и решить для себя вопрос о покупке этих игр в следующем году.
— Удивился отличному (скажу прямо — возросшему!) качеству игры «Путь лепестка», которую сделали целиком в России. И поэтому не могу не спросить. Что произошло с производством? Теперь нас всегда будет радовать такое качество новинок от «Звезды»?
— Начну с того, что мы всегда старались использовать лучших российских подрядчиков, которые за разумные деньги делали нам компоненты для настолок. Никто не стоит на месте и, естественно, что с развитием рынка выросли и требования к качеству. Поэтому нашим поставщикам тоже пришлось вырасти.) «Путь лепестка» задал нам новый уровень стандартов, но останавливаться рано, планку Ludofact уже видно, но она пока ещё далеко.
— Представь. Перед тобой стоит задача — выбрать худшего посетителя «Игрокона». Опиши этого человека?
— Дурацкий вопрос, но отвечу: самый худший посетитель — это который мог прийти, но не пришёл, потому что ему было лень)
— На «Игроконе» будет много посетителей с детьми. «Эврикус» выпускает много игр для детей. Назови топ-3 твоих личных рекомендаций детям. Пускай будет по одной топовой игре в следующих категориях: «дети 3–5 лет», «дети 5–7 лет», «дети 7+ лет».
— Действительно, мы уделяем особое внимание к линейке детских игр, особенно, для самых маленьких. В России выпускается не так много хороших детских игр, мы хотим это поправить. :)
«Паутинка» — наш безусловный топ. Это отличная игра для детей от трёх лет. Игра сочетает в себе всё самое хорошее, чтобы родители с детьми отлично провели время.
Второе и третье место я бы не делил. «Тройная чепуха» от Жени Кац — отличная игра для деток, которые только учатся читать. А «Слово не воробей» — простая и понятная игра для детей, в которой необходимо проявить фантазию и сообразительность.
— В прошлом году открыл для себя на вашем стенде «Королевские хроники». Что посоветуешь в первую очередь попробовать условному гику, который играл в сотни игр и которого сложно удивить?
— Безусловно, «Цербер»! Игра, которая открывается постепенно и партии в которую не повторяются. За условной кооперативкой на карточном движке скрывается пати-игра для гиков. Тут нет скрытых целей или изначального предателя, вам предстоит выяснить кто есть кто, благодаря своим действиям во время партии.
«Цербер», на первый взгляд, прост и в него легко выигрывать, но, попробовав с разными людьми, вы узнаёте о себе и них много нового. ;) Игра без плана на победу, в ней есть и доля свободы для эгоиста, и командный дух, и интриги с предательством.
Я всем желаю попробовать эту оригинальную игру и получить море фана именно от игрового процесса!
— Неожиданный вопрос. Вот ты был на многих «Игроконах». Скажи, какая компания помимо своей тебе больше всего импонирует? От оформления стендов до каких-то активностей. О ком ты можешь сказать: вот они молодцы, вот они крутые?!
— Все, кто участвуют в «Игроконе», уже большие молодцы и достойны хороших оценок. Конечно, у «Мира хобби» самые большие площадки, много разных активностей и классный магазинчик. С ними сложно конкурировать. )
Я бы отметил не издательство, а именно активность. Аукцион — это моя самая любимая движуха на «Игроконе». Штука не для всех, но мегаувлекательная для понимающих. Интересно, что будет на аукционе в этом году.
— Рома, распиши ситуацию по новинкам Lavka Games. Какие можно будет попробовать на «Игроконе», какие купить?
— Из новинок можно будет попробовать «Крылья» с «Эпохами», а также ряд наших собственных игр: «Тортуга 2199», «Кроманьонцы», «Прорисунки», «Карманный детектив», а также ранее неанонсированный «Амулет».
Здесь мог бы быть рендер «Амулета», но Миша Лойко заплатил больше...
— А вот такой сугубо практический вопрос: какие игры из вашего каталога скоро станут раритетом в магазинах и с большой долей вероятности печататься снова не будут? Если рассматривать настольные игры с такой позиции — что купить на «Игроконе»?
— Точно не будем перепечатывать «Этнос», «Братьев по оружию» с дополнением, «Чартерстоун», «Красную таверну» и «Рейкхольт». Потому если что-то из данного ассортимента интересует, то велком!
— Приоткрой дверь во внутреннюю кухню издательства при подготовке к «Игрокону». Речь про сложности в подготовке к фестивалю, проходящему в Москве (вы же из Питера).
— Да если честно, сильных сложностей нет, просто классическая предвыставочная суета. В принципе всё стандартно — набрать людей, футболки сделать, скатерти, ну и продумать логистику туда-обратно. Самый серьезный вызов — это успеть подготовить прототип «Амулета» к выставке.
— Антон, вы уже пару лет точно выпускаете некоторые игры аккурат к «Игрокону» (особенно отличились в 2017-м). Какие новинки в этом году можно будет купить/попробовать на стенде «Гаги»?
— В этом году новинки даже немного опередили «Игрокон» и вышли за пару недель до него. :) Я говорю про «Тролля и дракона» и «Мини-ферму». Обе игры, как мне кажется, идеально подходят под формат мероприятия и будут интересны не столько матёрым гикам (хотя, возможно, и им тоже), сколько широкой аудитории. Не стоит забывать, что одна из миссий «Игрокона» (в том виде, в котором её вижу я) — популяризация настольных игр.
Однако и гиков порадуем. Правда не релизами, а возможностью поиграть в прототипы новинок. Мы привезём «Остров кошек». Как раз в это время уже должна идти кампания, и поиграв, люди смогут решить, вкладываться или нет.
Ещё на нашем стенде будет прототип нового дополнения к «Стальной арене» под названием «Высокое напряжение». Так что будем рады тем, кто захочет опробовать его в деле и поделиться обоснованной критикой. :)
— Варгейм «Ни шагу назад» был продан весь по предзаказам. Поздравляю. Напиши, каково твоё отношение к этому факту (будет ли увеличен тираж?!) и какое будущее у варгеймов в России (и конкретно в издательстве GaGa Games)?
— Спасибо! Отношение, естественно, строго-положительное. Знаешь, мне повезло локализовать почти все любимые игры. И хотя мой путь в серьёзных настолках начался с амиритреша (первым был «Ужас Аркхэма», на тот момент уже локализованный), до варгеймов я дошёл, как ни странно, через «Сквозь века» (ещё первую редакцию) и «Войну Кольца». И очень рад, что обе игры удалось выпустить в России именно нам. А теперь вот и варгеймы. :)
Конечно, предзаказ на «Ни шагу назад» был экспериментом, и никакой уверенности в его успехе не было. Но тот уровень поддержки, который нам оказало настольное комьюнити — это просто что-то с чем-то! Тираж мы собираемся немного увеличить, чтобы игра попала и в розницу.
Будущее варгеймов в России творят сами настольщики. «Ни шагу назад» — отличный тому пример. Если бы предзаказ провалился, мы бы, пожалуй, не решились продолжать. Но получив такие результаты и сумасшедшую поддержку, мы, конечно же, планируем к выпуску новые военно-исторические игры. На 99 % следующей будет настоящий исполин жанра от GMT — Paths of Glory.
— Опиши общими чертами идеальную настольную игру! Представь, что её пока нет в природе, но вот-вот изобретут.
— Совершенству нет предела. В тот момент, когда выйдет абсолютно идеальная настольная игра, рынок настолок исчезнет или будет монополизирован этой игрой, потому что исчезнет стимул для конкуренции и развития.
Но если мыслить в более приземлённых категориях, то это что-то инновационное по механике, при этом способное увлечь как бородатых гиков, так и людей, мало знакомых с настольными играми, на трендовую тематику, с высококлассным оформлением, низкой себестоимостью и, как следствие, высокой маржинальностью, ну и так далее. :)
— В этом году «Правильные игры» анонсировали издание Among the Stars. Игра хорошая, хоть и старая. С чего вдруг?
— В этом году мы выпускаем две локализации. Мощный еврогейм Calimala, в русском издании получившая название «Флорентийский купец». И базовую игру в проверенной временем серии Among the Stars — «Среди звезд».
«Почему?» — хороший вопрос. :) Многие годы мы специализировались на издании только игр российских авторов. Но всё когда-то меняется. И нам интересно попробовать свои силы в локализации небольшого количества иностранных игр для расширения собственной линейки настолок. Именно «Среди звезд» мы выбрали, как интересную серию про космос с большим количеством дополнений. Т. е. игру, которая имеет большой потенциал в издании.
Следующей нашей локализацией будет очень успешный проект с Kickstarter (более 12 000 бэкеров) Oceans от наших американских партнёров — компании NSG.
— Какие свои игры вы до сих пор периодически перепечатываете? Так сказать, хиты на все времена.
— Главный наш хит, evergreen (т. е. вечнозелёный) — это серия «Эволюция». Первое издание вышло весной 2010 года, и с тех пор базовая игра и все дополнения переиздаются каждый год. С 2016 года в линейку добавилась американская версия от компании NSG. В следующем году мы будем отмечать юбилей серии — 10 лет издания в России.
А ещё более «долгая» серия — это «Зельеварение». Базовая игра и дополнения издаются уже более 15 лет. И скоро любителей серии ждут сюрпризы.
Также каждый год мы переиздаём «Загадку Леонардо», «Шляпу», «Варенье», «Я твоя понимай 2».
— Почему «Правильные игры» так редко что-то издают сейчас?
— Ну это скорее тенденция предыдущих двух лет. За это время совместно с компанией GBA мы развернули успешное лазерное производство игронайзеров и аксессуаров для настолок. Получили признание нашей продукции среди российских и зарубежных настольщиков. Освоились в новом для нас направлении и теперь снова готовы вплотную заняться настольными проектами.
В этом году мы уже издали 3 новых игры: «Эволюция. Биология для начинающих» (отличная адаптация известной серии для самых маленьких), Calimala, «Гравитация» с дополнением «Свежая кровь». И два дополнения: «Эволюция. Естественный отбор. Климат» и «Эволюция. Трава и грибы».
И 2020 год будет для нас юбилейным. Сейчас мы готовим новую игру в серии «Эволюция». И обновление серии «Зельеварение».
На «Игроконе» будет авторская зона. Я решил задать три вопроса представителю от авторов.
— Юра, каждый год на фестивале есть авторская зона, где авторы показывают свои игры издателям и просто интересующимся. Какие игры в этом году ты посоветуешь посмотреть (исходя из своего вкуса)? Едут ли в Москву потенциальные хиты?
— Могу посоветовать посмотреть «Цветочные поляны» Нади Пенкрат и «Grande: Империя цирк», в разработке которой я принимал участие.
Наверняка, на авторской игротеке будет много других годных игр, но я в них пока не играл или играл под другим названием. :)
— В 2018 году ты, кажется, установил российский рекорд изданных игр. На «Игроконе» можно было купить 4 твои новинки (ещё и от разных издательств). Что в этом году будет от тебя?
— Будет первое дело «Карманного детектива» и будет прототип второго допа к «Стальной арене» (напечатать тираж так и не успели). Остальные проекты пока на разных стадиях издания — это процесс небыстрый, растянутый на месяцы, а порой и годы.
Во втором дополнении появятся новые роботы, каждый из которых будет со своим свойством и комплектом мин (базовая четвёрка получила свои свойства и мины в «Арсенале»). Можно будет играть впятером и вшестером. Будет возможность выбрать режим «Царь горы», а также сыграть с новой механикой зарядов. И, конечно же, появятся новые модули — оружие, броня, асимметричные поворотные и ходовые части. Модули из второго допа, как правило, немного мощнее, но при этом и сложнее в применении.
— Ты один из самых успешных, издаваемых и авторитетных авторов в РФ. Можешь ли ты сейчас в теории уйти с основной работы и заниматься исключительно разработкой настолок? С какими сложностями ты столкнёшься?
— Уже с весны мой основной источник дохода — разработка игр. Но к этому я шёл несколько лет, набирая опыт и обрастая связями. Делать такое с нуля было бы слишком опрометчиво — ниша настолок всё ещё очень узкая, и без связей и определённой известности в ней сложно зарабатывать. Ну, и навыки тоже важны — то, что новичок будет делать год и сделает криво, опытный автор может сделать хорошо и, отложив все другие дела, за пару-тройку недель.
При этом значительная часть моего дохода связана с играми и игровыми проектами, которые не найти на «Игроконе». Есть подвижки в сторону «авторских» игр, но пока больше денег я получаю за счёт заказных. Часто заказывают компании: им нужны игры для пиара или подарка клиентам. Обращаются и люди, которым я помогаю реализовать их настольные мечты в разумный срок и так, чтобы игра была интересна не только их друзьям.
Впрочем, заказы бывают разные — бывает, что я помогаю начинающим издателям выйти на рынок с проектами, которые они хотят воплотить. И тогда часто на коробке с игрой можно найти моё имя, а сама игра продаётся в настольных магазинах.
«Игрокон» посещает множество пишущей и снимающей прессы. Ещё 3 вопроса я задал человеку, который много лет активно ведёт блог по настольным играм и постоянно посещает «Игрокон», хотя живёт далеко не в Москве.
— Сколько «Игроконов» ты посетил? Можешь по памяти перечислить? И чем запомнился каждый?
— Все, начиная с самого первого в 2013 году. И даже на один больше, потому что в начале 2013-го был ещё фестиваль настольных игр в «Тишинке», но он ещё не назывался «Игроконом».
2013. Запомнилась масштабная презентация игры World of Tanks: Rush, кулуарные уговоры руководства Hobby World выпустить Quattro, абстрактную игру Александра Ушана (увы, не уговорил) и несбывшиеся планы Сергея Голубкина выпускать видеопередачу о настольных играх. Первый выпуск снимали прямо на «Игроконе», но в итоге так ничего и не вышло.
2014. «Игроконов» было аж три, зимой и осенью в Москве и ещё весной в Питере. Зимний запомнился первым внедрением квеста «собери найлейки на разных стендах», эвакуацией из-за пожарной тревоги и награждением отечественных разработчиков премиями за самые перспективные проекты.
Питерский «Игрокон» — это знакомство с Александром Горшечниковым (сайт «Две фишки») и Андреем Столяровым (Random_Phobosis), страшная игрушка про собаку, у которой из пасти надо таскать кости, а потом она внезапно гавкает, пугая до смерти.
Осенний «Игрокон» запомнился покупкой свежевыпущенных «Окошек» у Алексея Юшина («Недомино»), а также первым тиражом «Находки для шпиона». Плюс, первый раз на входе была очередь!
2015. «Игроконов» снова было два, зимой и осенью. Зимний был в Сокольниках и там впервые появился косплей и сцена. И сразу возник вопрос: «А надо ли?» Время расставило всё по своим местам, теперь это неотъемлемая часть фестиваля, но сцену стараются делать несколько в удалении, чтобы постоянный повышенный шум не мешал наслаждаться играми.
На осенний «Игрокон» мы отправились крупным самарским десантом (человек 15). Именно там я впервые сыграл в Quartermaster General и ещё увидел два интересных прототипа компанейских игр «Ангелы и демоны» и «Дело вкуса». В первой игре надо было сочинять забавные истории, а во второй выбирать одну из двух альтернатив на карточках. Жаль, ни одна пока до издания не добралась. И, конечно же, знакомство с Хагеном Темерязевым, пилотом «Аэробуса А320» и автором игры «Взлёт разрешён». И ещё турнир по «Звёздным империям», в котором не удалось пройти отборочный тур.
2016. Гостиный двор! Это так круто, огромное светлое помещение, да ещё и в центре Москвы. Кажется, лучше «Игрокон» уже не сделать! И впервые аукцион, где продавали б/у игры.
2017. Снова Гостиный двор! Играем в новые варианты «Находки для шпиона» с Александром Ушаном. Первое знакомство с «Кодовыми именами. Дуэт». И так и не оправдавшая надежд «Последняя пятница».
2018. Вход на фестиваль стал платным, и это хорошо. Хоть не так много людей, а то всё битком, за стол не присесть. Приехал Бруно Файдутти! Гигантские «Декодер» и «Смартфон». И отвёз Михаилу Акулову одну из первых своих настольных игр — «Сумерки империи» (русская версия начала нулевых годов), чтобы сравнивали её с четвёртым изданием.
— Какой у тебя план на этот «Игрокон»? Что планируешь увидеть и во что поиграть?
— Хочется посмотреть новинки издателей, интересна новая карточная «Солнечная долина» от Hobby World, «Зомби в школе» от «Игроведа» (первая детская игра с механикой наследия!), и здорово, если GaGa Games покажет хотя бы английский No Retreat!, который «Ни шагу назад!». Ещё хочу попробовать одну зарубежную новинку, Undaunted: Normandy, которую все очень вкусно описывают как смесь A Few Acres of Snow и Memoir ’44. Ну и, конечно же, повидаться и пообщаться со всеми старыми знакомыми, пообщаться в неформальной обстановке. Ах, да, ещё в обязательном порядке прочту спецвыпуск «Мира фантастики» об «Игроконе»!
— Если бы тебя назначили ответственным за «Игрокон», что бы ты добавил или что изменил? (Ну, помимо турнира по «Генералам».)
— У меня есть давнее предложение сделать на «Игроконе» дискуссионную площадку, где выступали бы представители индустрии с докладами. Нечто подобное было раньше.
Тот же Hobby World делал выступления о своих успехах и презентации собственных проектов; например, можно вспомнить большую конференцию по World of Tanks: Rush, когда-то слово немного предоставляли и блогерам. Сегодня, возможно, такой формат неактуален и малоинтересен, он привлечёт явно меньшую аудиторию, чем сцена и косплей, но я бы хотел его внедрить.
В этом направлении подвижки уже есть, в этот раз будет целая секция «Лекторий» с отдельной программой.
Когда фантазия о вопросах про «Игрокон» у меня иссякла, я решил задать всего один, но главный вопрос организаторам, чтобы подвести итог интервью.
— Михаил, почему в этот раз Сокольники, а не Гостиный двор?
— Тут секрета нет. Выставка растёт, застройка занимает всё больше и больше времени, а маркетинговые команды у всех небольшие, и заниматься в ночь застройкой, а потом ещё 2 дня подряд отработать этими же командами физически невозможно, поэтому приходиться брать аренду на третий день, только под застройку, и брать ту площадку, у которой есть 3 дня, свободных от других выставок!
— Всем спасибо за ответы! До встречи на «Игроконе»!