-AdRiver-
TVP написала 2 часа назад к игре Маракайбо: # А причем тут сроки предзаказа и условия получения промо-набора? Предза...
inda написал 4 часа назад к игре Паранормальный детектив: # Проблема-то не в игре, а в подходе к ней. Согласен, игра не предоставл...
Koin написал 4 часа назад к игре Детектив. Игра о современном расследовании: По естественным причинам: # Теперь хоть стало понятно, что в продажу оно не поступало. Не хочется ...
sakedas написал 4 часа назад к игре Маракайбо: # Отвечу сам себе: Заказывая игру до 15 ноября 2020, вы автоматически по...
kosfiz написал 5 часов назад к игре CloudAge: # Возможно в ближайшие несколько дней и узнаем: spiel же, хоть и digital...
С миру по нитке [20.10.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Крылья:...
Calico — локализация
Calico будет выпущена компанией Crowd Games на русском языке.
Обзорная башня [20.10.2020]
В этом выпуске: обзор игры Glen More II, сравнение 2-го и 3-го изданий «Ужаса Ар...
Голосуем кошельком [15.10.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Сундук войны» и дополнение «Дворянство» уже в России!
Локализуем один из лучших абстрактов по версии сайта BoardGameGeek: бегбилдинг, ...

Vavilonov

Welcome to the Jungle

08 февраля 2020

Вавилонов М.

Обзор дополнения «Ужас Аркхэма.

Карточная игра: Забытая эпоха»

 

Welcome to the Jungle

 

В 1925 году я приехал в Оклахому для исследования легенд о змеях, а вернулся оттуда, испытывая перед змеями страх, который останется со мной до конца жизни. Я понимаю всю бессмысленность этого страха, так как наверняка существуют естественные объяснения всему, что я видел и слышал, но, тем не менее, он полностью овладел мною. Я не был бы столь сильно потрясён этим, если бы случившемуся не соответствовало древнее поверье. Будучи этнологом — специалистом по американским индейским племенам, — я привык относиться скептически к разнообразным экстравагантным мифам, хотя знаю, что белые люди могут попасть под влияние краснокожих, когда в жизни сталкиваются с тем, что напоминает причудливые выдумки. Но я не могу забыть того, что видел собственными глазами в кошмарном доме для душевнобольных в Гатри.

 

 «Проклятье Йига»

Г. Ф. Лавкрафт, З. Бишоп

 

 

Я уже не раз признавался в любви к карточной версии «Ужаса Аркхэма»; для меня это эталонная игра, идеально сочетающая основы старшей версии с наработками в жанре кооперативных LCG («живая карточная игра»), приправленная соусом из иных миров авторской кухни Г. Ф. Лавкрафта. Одним из главных достоинств карточного УА является неповторимость каждого нового сценария; удивительно, что всё вроде и строится на основе убийства монстров и сбора улик, но каждый раз этот процесс выворачивается под совершенно новым, зачастую неожиданным углом. За прошедшие полтора года моя страсть, как и запал разработчиков серии, не погасла; а совсем недавно на русском языке вышло третье большое дополнение, открывающее очередной цикл — «Ужас Аркхэма. Карточная игра: Забытая эпоха». На данный момент я успел пройти все вышедшие на русском языке сценарии, а также добрую часть кампании «Забытой эпохи» на языке оригинала, о нововведениях которой и пойдёт речь в этом обзоре. В статье могут содержаться незначительные спойлеры нового дополнения, а также предыдущих циклов, а особо опасные места я буду отмечать специальным предупреждением. Если вы совершенно не знакомы с серией карточного «Ужаса Аркхэма», то рекомендую ознакомиться с обзором (без спойлеров) базовой коробки с игрой.

 

 

 

Внутри этого огромного чемодана хранятся: базовая версия игры, два полных цикла, два отдельных сценария и базовая коробка цикла «Забытая эпоха»; увы, но скоро и он станет мал.

 

В серии Arkham Files мне всегда нравилась атмосфера, создаваемая главным оппонентом — Древним, — а различия между ними всё больше подчеркивались от игры к игре. Во второй редакции УА различные Древние вводили лишь некоторые дополнительные правила, затем, в «Древнем ужасе», каждый имел собственные условия победы, отдельные колоды контактов, набор монстров и так далее. Наконец, в карточном УА, история и атмосфера каждого из Древних доведена если не до абсолюта, то подобралась очень близко к нему. При прохождении любой из кампаний карточного УА перед игроками выстаивается полноценная история с вменяемым началом и разветвлённой концовкой, а последствия принятых решений, как и результат прохождения сценария непременно скажется в будущем. [Спойлеры к предыдущим дополнениям:] Например, в «Наследии Данвича» перед игроками ставится непростая задача закончить начатое героями рассказа «Ужаса Данвича», где героям предстоит посетить многие памятные места, встретить знакомых персонажей и, в конце концов, бросить вызов самому Йог-Сототу прямо в его царстве. Пожалуй, это дополнение по духу наиболее близко к творчеству самого Лавкрафта: сельские культы, полумёртвые деревни, богопротивные ритуалы. Схоже и при этом абсолютно иным образом выстроен цикл «Путь в Каркозу»; теперь нам предстоит отправиться за кулисы театральной жизни, посетить светские приёмы, побывать в Париже и его катакомбах, и всё только ради того, чтобы в попасть в чертоги призрачной Каркозы, на встречу с Королём в Жёлтом. [Конец спойлеров.]

 

 

Как и любое дополнение, «Забытая эпоха» привносит новые карты сыщиков, по четыре на каждый класс; многие из них несут новые механики, которые будут развиваться в последующих выпусках.

 

На этот же раз игрокам придётся отправиться в опасное путешествие в сердце джунглей, при этом опасность будут представлять не только привычные сыщикам монстры и культисты, но и смертельно опасная местная фауна и даже хитроумные ловушки с засадами аборигенов. Раз дополнение посвящено путешествиям, механику перемещения по джунглям завезли. В большинстве сценариев цикла игрокам придётся самостоятельно разведывать и добавлять в игру новые локации, чтобы достичь желаемой цели. С помощью действия «разведка» игрок обращается к одноимённой колоде, состоящей из карт локаций и напастей, а там, как и в настоящем путешествии, может повезти, а может и нет. Игрок открывает верхнюю карту колоды разведки и, если она оказывается локацией, то вы присоединяете её к игровому полю и перемещаете туда своего сыщика, но всегда имеется вероятность вытащить карту напасти, например, свернуть на опасную тропинку и угодить, к примеру, в яму с кольями. А кто сказал, что путешествие в первобытных джунглях будет лёгкой прогулкой?

 

 

Отдельных сыщиков можно обнаружить только в новеллах.

 

Важнейшим нововведением любого из циклов карточного УА являются новые действующие лица, которым и предстоит бросить вызов новым опасностям. «Забытая эпоха» также не стала исключением и предоставила игрокам пять новых сыщиков. Новые герои, как обычно, колоритные и каждый со своей тактикой и особенностями. Возьмём, к примеру, Лео Андерсона — ветерана войны, лидерские качества которого воодушевляют сторонников идти за ним в самые опасные уголки земли. Лео очень эффективно взаимодействует с союзниками и при правильном подходе сможет вести за собой небольшую армию верных головорезов. Беглец Кальвин Райт, на первый взгляд, не может похвастаться выдающимися способностями, однако каждое ранение делает его значительно сильнее, а новый представитель класса мистиков — отец Матео — и вовсе показался мне одним из сильнейших магов в игре. В общем, новые сыщики не подкачали; также не стоит забывать и о новичках, которых постепенно добавляют в новеллах, а ведь каждый новый сыщик — это возможность построить новую колоду с уникальным геймплеем… Так что найти время, чтобы изучить каждого из персонажей, не так-то просто. Иногда просто зависаешь на arkhamdb, изучая творчество в искусстве колодостроения игроков со всего мира, и удивляешься разнообразию тактик и подходов.

 

 

Встречайте новых героев!

 

Одним из главных открытий «Забытой эпохи», в моём случае, стало достаточно сильное изменение «меты» игры. Раньше наиболее эффективной связкой были сильный боец и активный сборщик улик. Многофункциональные персонажи оставались на подхвате, либо были заточены для соло-прохождения, а вот сыщики, специализирующиеся на «уходе» от монстров, никак не могли отыскать себе место, ведь в большинстве случаев супостата куда эффективнее быстро убить, нежели обездвижить. [Незначительные спойлеры к «Забытой эпохе»:] Отныне проклятье «бесполезности» снято! Дело в том, что в «Забытой эпохе» далеко не каждого противника следует убивать. В игре появилась новая механика «возмездия»; теперь за победу над монстрами можно получить не только победные очки, но и очки расплаты, которые символизируют внимание и враждебность Отца Змей к сыщикам, а этого, поверьте, лучше избегать. Тут на арену и выходят «ловкачи», основной задачей которых является не убийство, а обезоруживание противника. В общем, если планируете отправиться в путешествие по полным опасностей джунглям, то не забудьте взять с собой «выжившего» или «ловкача», который с лёгкостью обездвижит тварь; и да, будьте аккуратны со змеями и местными жителями — всё-таки это их земля… [Конец спойлеров.]

 

 

Издатель положил в коробку с «Забытой эпохой» толстую стопку исправленных карт, среди которых можно найти нового сыщика, а также альтернативную уникальную карту для Роланда (хранитель из базы).

 

Я решил взять небольшое интервью у создателя паблика «Arkham Horror LCG \ «Ужас Аркхэма: Карточная игра» — крупнейшего сообщества в России, посвящённого понятно какой игре, — а главное у большого поклонника карточного УА Василием Гудковым.

 

  1. — Привет! Огромное спасибо за развитие русского сообщества любителей карточного «Ужаса Аркхэма». Расскажи, как сам пришёл к игре? Как давно играешь? При каких обстоятельствах родилась мысль создать группу о карточном УА?

 

— Привет. Играю в игру с момента релиза базового набора. К игре приобщился очень просто: хороший знакомый познакомил с настольными играми и первой моей LCG (ЖКИ) — Аndroid: Netrunner. В дальнейшем я всё больше проникался LCG, интересовался, какие игры в этом жанре были, есть и планируются к изданию. Застал кончину предыдущего проекта в жанре LCG по мифам Г. Ф. Лавкрафта — Call of Cthulhu: The Card Game. До выхода карточного УА развивал группу по своей любимой карточной игре Warhammer 40.000 Conquest: The Card Game, организовал турниры по ней, однако игру в итоге закрыли, после чего в душе образовалась пустота. К счастью, в скором времени анонсировали карточный УА, который и заполнил освободившееся место. К тому же в своё время я играл в «Ужас Аркхэма. Второе издание».

 

  1. — Кстати, о сообществе. Знаю, что вы проводите крутые ивенты, зачастую требующие не только редких сценариев, но и большое количество человек. Расскажи о таких встречах, а также как так вышло, что в игру для 4-х игроков может в рамках одной партии играть намного больше участников?

 

— Сами эти сценарии не редкие и вполне обычные. Продаются в коробочках, как и все, но выходят с большой задержкой в розницу. Для игры несколькими группами требуется набор для каждой группы. На сегодняшний день таких сценариев всего два: The Labyrinths of Lunacy, для партии в который мы дважды собирались в Москве, и The Blob That Ate Everything, до которого мы пока не добрались. На самом деле никакой особой хитрости в этих сценариях нет, а игроки всё ещё находятся в группах до 4-х сыщиков, лишь косвенно взаимодействуя с остальными группами. Два игрока из разных групп не встретятся в какой-либо локации никогда. Однако такой сценарий предоставляет уникальный опыт, словами который не передать. Возможно, в The Blob That Ate Everything что-то изменили, но он ещё не вышел в рознице.

 

  1. — Ты наверняка слышал, что на русском языке вышло очередное Deluxe-дополнение «Забытая эпоха»; я даже начинал его прохождение в твоей компании, но завершить путешествие в сердце смертоносных джунглей мне только предстоит. Расскажи о своих впечатлениях от полного прохождения сценария?

 

— Во-первых, мне понравилась сложность, а также некоторое улучшение слабых сторон игры. На мой взгляд, лучшая сторона «Забытой эпохи» — техническая. Распечатав базовую коробку цикла и засев за первые два сценария, мы очень долго не могли их осилить с положительным результатом, хотя до этого обычно играли на сложном и иногда на экстремальном уровне сложности. Оказалось, что мы просто не были готовы к тому, что преподнесёт нам очередной цикл. Благодаря этому мы поняли, что старые тактики, которыми легко проходятся «Данвич» и «Каркоза», не работают эффективно как раньше, и нужно вырабатывать новые стратегии прохождения. По итогу мы стали играть лучше.

 

Некоторые сценарии «Забытой эпохи» оказались похожи друг на друга, что, безусловно, является минусом цикла. Возможно, мне так показалось из-за общей тематики и декораций. Я не большой фанат джунглей, но сценарии было интересно играть. Активно следил за сюжетом и строил свои догадки, что же нас ждёт в будущем. Я знаю, что многим не понравилась введённая в кампании цикла механика «припасов», но я её воспринял в целом положительно.

 

 

  1. — Продолжая беседу о «Забытой эпохе», расскажи, как изменилась игра в этом цикле? Есть ли кардинальные изменения тактики игры, к чему готовиться тем, кто только планирует освоить это дополнение?

 

— Игра изменилась однозначно в лучшую сторону. Один из самых слабых аспектов игры, а именно уход от монстров, стал значительно полезнее. Начиная именно с «Забытой эпохи», в команде стал частым гостем сыщик, способный хорошо уклоняться, ведь отныне игра это поощряет. Безусловно, вы всё ещё можете играть по старинке, без ловкого сыщика, однако его помощь сделает прохождение сценария значительно комфортнее. Ещё я хочу предупредить игроков о том, что сценарии стали ощутимо сложнее, а последствия порою могут оказать важное влияние на дальнейшее развитие кампании.

 

Если решитесь играть на высокой сложности, то магам может пригодиться новая механика «запечатывания» жетонов хаоса. Конечно, у мистиков и раньше были возможности повлиять на рандом, но теперь они могут не только сами успешно пройти проверку, но и помочь остальной команде, убрав опасный жетон хаоса из мешка. Практически в каждом сценарии есть жетон, способный разрушить даже самые далеко идущие планы, а его «запечатывание» оградит сыщиков от неприятного сюрприза в самый ответственный момент.

 

  1. — Я знаю, что ты в своей любви к карточному УА ушёл значительно дальше локализованных дополнений. Приоткрой завесу тайны, не потеряли разработчики темп? Продолжают ли удивлять новые сценарии?

 

— Продолжают, и ещё как! В основном, конечно, за счёт новых механик. Недаром карточный УА занимает 21-е место в общем зачёте настольных игр по версии BGG и первое место в категории «кастомизация». Каждый сценарий разработчики стараются сделать уникальным, но, к сожалению, без спойлеров не обойтись, поэтому не стану портить впечатления. Естественно, не обошлось и без переосмысления старых сценарных ходов, но, готов дать слово, менее интересно от этого не стало.

 

Также разработчики продолжают удивлять не только сценариями, но и новыми картами сыщиков, создавая всё новые комбинации и типы. В современных дополнениях выходят карты для искателей способных, не сбрасывая, держать по 16 карт в руке, и это не предел.

 

  1. — Что ж, учитывая твой опыт, какой сценарий выделишь в качестве любимого? Какое дополнение? Насколько хороши Return-дополнения, скажешь о них пару слов?

 

— Если брать «Забытую эпоху», то это безусловно пятое дополнение цикла — «Глубины Йота», — а также первое — «Нити Судьбы». «Глубины Йота» является, по сути, бесконечным сценарием сложность которого постоянно растёт. «Нити Судьбы»... Да вы сами его скоро опробуете, благо локализация выйдет в ближайшее время. Если рассматривать все вышедшие сценарии, то я не готов выделить какого-то одного фаворита. Все по-своему хороши. «Return...» отлично меняют старые циклы, внося разнообразие и изменения, однако не всегда получается отлично. Тот же «Мискатоникский музей» из «Наследия Данвича» (прим. авт. — один из любимых сценариев в данном цикле), несмотря на усложнение, к сожалению, всё ещё кажется очень простым и скучным.

 

Спасибо за интересную беседу!

 

 

Начало опасного путешествия.

 

Подытоживая статью, хочу отметить, что разработчики ни на секунду не опустили планку качества и продолжают удивлять от сценария к сценарию. Если вам понравились предыдущие циклы, то насчёт «Забытой эпохи» можете не переживать — она вас так же не разочарует. В случае, если вы ещё только раздумываете о том, чтобы только опробовать карточный «Ужас Аркхэма» (впрочем, довольно необычно в таком случае читать обзор дополнения, ну да ладно), то я вам могу только позавидовать. Игра живёт и не перестает развиваться, на языке оригинала почти закончен пятый сюжетный цикл, вышло множество самостоятельных сценариев, некоторые из которых рассчитаны на совместную игру сразу нескольких команд сыщиков! Очень надеюсь, что в скором времени до локализации дойдут и Return-дополнения, которые обновляют старые сюжетные циклы, позволяя по-новому взглянуть на, казалось бы, знакомые сценарии. В общем, серия растёт и развивается, ежедневно расширяя армию поклонников, и надеюсь, что вам, как и мне, карточный «Ужас Аркхэма» доставит не меньше потрясающих партий!

 

Всем удачных партий и успехов на кубах!

 

Вавилонов М. (название кликабельно.)

 

К слову, в настоящее время, в группе я участвую в феврочеллендже от OMGames; каждый день выходят новые заметки о настольных играх — подписывайся!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы