| С миру по предзаказу (06.12-25.12) | |
| Предзаказы игр за последние недели. | |
| Идут сборы на Ikusa Samurai Swords - 40th Anniversary Edition | |
| Переиздание классики про феодальные войны в Японии XVI века. | |
| Идут сборы на Raas: A Dance of Love | |
| Соревновательная игра про индийские танцы. | |
| Дополнения к «Изнанке» — новые грани мира Междугорья | |
| Мир «Изнанки» растёт — и уже скоро вы сможете заглянуть в его самые тёмные, стра... | |
| Грядет «Грозовой Рубеж» Сумерек Империи | |
| О масштабном новом дополнении к еще более масштабной 4х стратегии. | |
| игры |
Прет-а-Порте
|
| персоны |
Игнаций Тшевичек
|
| компании |
Portal Games
|
| Дата: | 16 марта 2020 |
![]() |
| 9.3276 |
![]() |
- |
Pret-a-Porte — игра, примечательная для меня двумя пунктами. Первый: про неё в своё время много рассказывал Slim_Slam_Snaga, хвалил и даже обзор написал восемь лет назад, здесь, на «Тесере», на вторую тогда ещё редакцию (читать здесь). Второй пункт: настолка с совсем необычной тематикой, а именно про дома моды, которые отшивают коллекции одежды и возят их на показы, чтобы получить побольше наград и, следовательно, продать подороже.
Больше всего к пробе игры склонили лестные комментарии SSS и третья редакция игры. «Третья» в названии обычно косвенно означает, что под крышкой скрывается что-то как минимум неплохое и проработанное. Так что поводов пройти мимо вообще нет. А ещё её автор Игнаций Тшевичек. Комбо? Кажется, да. Было решено во что бы то ни стало основательно поиграть в коробку и выдать вердикт польской настолке.

Каждый игрок становится главой одного из модных домов и на протяжении игрового года, то есть двенадцати раундов-месяцев, старается привести его к успеху. Выражается это в победных очках и наличности, накапливающихся к финалу партии. Заниматься придётся закупкой тканей, разработкой новых дизайнов одежды, наймом персонала, покупкой помещений, контрактами со специалистами и прочей бухгалтерией, в итоге приводящими к закономерному финалу — богатству и успеху (в большей или меньшей степени).
Причём, что совсем неочевидно и незаметно невооружённым глазом, игра не просто какое-то там очередное евро, а чуть ли не экономический симулятор, о чём удаётся узнать, лишь сыграв лично. Об этом мы тоже поговорим ниже. Редко удаётся встретить настолки подобного типа, да ещё и играбельные. Первое, что лично мне приходит в голову — это «Энергосеть», где игроки так же управляют своими финансами, вкладывая их в закупку сырья и постройку новых станций и подключая всё новые и новые жилые области к своей энергосети. Эдакая микроэкономика в настолке. Или знаменитая Food Chain Magnate. Подобный жанр весьма (а иногда не очень, но довольно уловимо) отличается от обычного евро. Понимаю, что стоило бы его как-то более конкретно определить, ведь для многих это просто евро, но сейчас пока опустим это разделение и перейдём к Pret-a-Porte.

Наполнение сочное. В плане качества даже самый заядлый искатель заусенцев на жетонах сможет прикопаться разве что к крышке коробки, которая даже на мой взгляд хлипковата. Отчасти потому, что сама начинка довольно тяжёлая и на её фоне крышка кажется тонкой что ли. А, может быть, и правда потому, что она тоньше обычного.
Во-первых, бросается в глаза органайзер: он пластиковый, двухуровневый, с отделениями под каждый отдельный тип компонентов. И, кроме того, на дне отделений есть обозначения, что куда класть. Модно, в общем; и удобно — вот такие органайзеры я ещё со времён Small World-а одобряю, лёгкие и полезные по-умолчанию.

Во-вторых, в коробке лежит благодарственный листочек за поддержку игры на Kicksarter-е. Это забавно, и немного, наверное, грустно для обладателей версии с этой краудфандинговой площадки. Не знаю, какие были эксклюзивы в их версии, но хорошего органайзера и десяти промо-карточек со стилями одежды в моей русской коробке мне более чем достаточно.

Промо-карточки
В-третьих, всё остальное. Игровое поле, на котором располагаются стандартный трек очков, маркер раундов и слоты под выкладывание всех карточек, задействованных в игре:


Карточки стилей одежды, зданий, помощников и контрактов в количестве ~140 штук:

Деревяшки-маркеры игроков и ресурсов-тканей:


Планшеты игроков:

Куча всевозможных жетонов:


И самое, по мне, приятное — толстые картонные тайлы денежек в виде пластиковых карт:

Я очень люблю бумажные деньги в настолках, которые почему-то многие не переваривают. Ну, это те, которые как в «Монополии». Такие ещё в той же «Энергосети» встречались и в Coal Baron, например. Повсеместные монетки меня радуют куда меньше: есть в бумажных деньгах какая-то настоящесть и приятная шуршавость для руки. Но «пластиковые» карточки в Pret-a-Porte оказались настолько крутыми, что смогли пошатнуть эту любовь. Их также очень приятно получать, разменивать и вообще совершать с ними всяческие операции. Зачётные жетончики, в общем; и не такие мелкие, как какие-нибудь обыкновенные монетки, а толстенькие и прямоугольно-крупные.
У игрока есть планшет, который нужен по большей части для удобства, начальный капитал в 40 единиц денежек и пара карт эскизов. С этим богатством он должен вывести свой дом моды в лидеры индустрии. Для этого используются обычные три деревянных диска действий. Их каждый раунд игроки по очереди отправляют на игровое поле, чтобы занять какой-то слот-действие, в результате чего каждый выполнит по три действия за раунд.

Стандартно занимаются выгодные местечки и создаётся толкотня-конкуренция. Сразу нюанс, бросившийся в глаза с первых партий: слотов для дисков действий в игре на двоих и троих игроков одинаковое количество, в результате чего конкуренции в дуэлях заметно меньше. Поэтому лично советую играть ОТ троих человек, тогда начинается самая жара, вдвоём же игроки чувствуют себя куда как вольготнее.
Так вот, действия в Pret-a-Porte вроде как стандартные, как и в других евро: получить ресурсы (ткани) для пошива одежды, получить карточки эскизы одежды, нанять персонал / построить здания / заключить контракты. Всё это — наращивание мощи своей компании. Заключается оно обычно в получении каких-то бонусов при определённых действиях. Но есть одно большое отличие от остальных подобных настолок, кроющееся в механике получения очков и очерёдности раундов.

Каждые два раунда происходит закупка / получение игроками всяких условных «ресурсов», а вот каждый третий раунд — это так называемый показ мод. Именно в 3-м, 6-м, 9-м и 12-м раундах мы будем не только получать очки, но и деньги, на которые закупается всё остальное. То есть на каждые два раунда у нас есть очень ограниченный бюджет, который необходимо грамотно распределить, чтобы дожить до третьего раунда. И вот когда мы дожили, то начинаем молиться, чтобы коллекция нашей одежды оказалась лучше, чем у других игроков, ведь тот, кто покажет лучший результат, заслужит больше медалек и, следовательно, выгоднее продаст свою одежду.
Из вышесказанного можно было бы предположить, что в Pret-a-Porte есть проблема «снежного кома», когда доминирующий игрок за счёт одной эффективной продажи станет набирать и дальше обороты с каждым раундом, оставляя позади неудачников. Но это не совсем так. Во-первых, грамотные игроки не дадут оторваться соперникам далеко, а во-вторых, в игре есть офигенная механика кредитов и ссуд.

Вы же хотите показать лучшие модели платьев? Хотите. Вот только денег на лучшее обычно нужно столько, что… больше, чем на плохое. Поэтому можно взять кредитик, а потом ещё один… Ну, да, придётся выплачивать проценты, но и руки у вас развязываются — покупка более дорогих тканей, найм дорогих сотрудников и аренда зданий окупится… должна окупиться. Система кредитования в игре очень прикольная и классно поддерживает экономическую модель.
Сами показы проходят по интересной системе: есть четыре категории, в которых соревнуются наряды — качество, тренды, количество и разрекламированность. Награду можно получить в одной или нескольких из этих категорий, причём от показа к показу приоритеты могут сильно меняться (условия задаются специальными плашками). Солидная часть игры строится на понимании игроками того, за что нужно бороться на данном отрезке партии и какими способами. То есть игра хоть по большей части про тактику; но небольшое место стратегическим планам в ней тоже присутствует.

Чем качественнее ткани закупает игрок, тем выше шанс получить соответствующий приз, чем больше вкладывается в пиар через специальных сотрудников, тем… ну, вы поняли. И отдавать чему-то приоритет нужно в зависимости от того, какой показ намечен ближайшим, а до какого ещё ждать и ждать.
Спустя двенадцать раундов (четыре выставки), игроки подсчитывают собранные победные очки и добавляют к ним накопленные финансы. Победителем становится самый многоденежноочковый.

Опыт игры в Pret-a-Porte оказался для меня весьма оригинальным, а я повидал немало настолочек. Конечно, я не могу сказать, что эта коробка что-то из ряда вон выходящее, однако то, что она очень самобытна, это подтвердить могу смело. Во-первых, экономика тут чрезвычайно порадовала. Доселе, мне кажется, не встречал подобного: «Тратим последние копейки пару раундов и выплачиваем сотрудникам зарплату, беря ссуду в банке, чтобы потом заработать скопом кучу денег, которые раздадим по долгам и будем тратить в следующие два раунда, опять-таки до копейки и даже кредитик новый возьмём». Эта настоящая живая система финансов ощущается по-особенному в игре.
Экономика, пожалуй, и есть самая привлекательная часть игры. В игре приходится сталкиваться с суровой действительностью, а не как в обычных евро, где вы меняете красное на белое, которое берётся ниоткуда и превращается в ПО. И даже не как в кризисных настолках, когда вам чего-то жёстко не хватает: в Pret-a-Porte у вас есть стартовый капитал, который необходимо распределить и вложить максимально эффективным способом, дабы впоследствии (не сразу) получить хоть какой-то профит. И так на протяжении четырёх итераций, со всё возрастающим выхлопом (в идеале). Наращивать мощь своей компании дело приятное и, что важно, увлекательное.

Тут же могу отметить минус для некоторых игроков. Так как настолка являет собой, в некотором смысле, симулятор производственной компании, на стратегические подсчёты и бухгалтерию отводится приличное количество времени, и это должно вас увлекать. Здесь, конечно, не сухие цифры, а очень даже в игровой форме подано, но всё равно, сидя за подсчётами зарплат своих сотрудников на следующий месяц, чувствуешь себя настоящим управляющим с его проблемами свести дебет с кредитом. Лично я не встретил в своей компании тех, кого это оттолкнуло (хотя теоретически очень даже могло), но моё дело предупредить.

Что ещё прикольного? Найм полезнейших сотрудников и покупка зданий. Затраты на эти цели постепенно складываются в солидные суммы, но тот выхлоп, который они дают в итоге, радует душу, и ты прямо чуть ли не каждый раунд ощущаешь приносимую активами пользу. Очень приятное ощущение. Особенно когда какая-нибудь нанятая топ-модель приносит тебе на конкурсе победу в своей категории — это ПО, это прибыль, это кайф. Странно такое говорить про настольную игру, но прямо смахиваешь пот со лба и радуешься, подсчитывая заработанные денежки, ощущая, что это сделал ты сам, правильно проинвестировав, сделал верные вложение в сотрудников, обогнав соперников на поворотах.

Элемент соревнования на показах мод тоже ощущается очень напряжённым. Казалось бы, что тут такого — ну, сравниваются показатели платьев коллекции каждого игрока друг с другом, число с числом, у кого больше, тот и молодец. Но вот чтобы превзойти соперника на единичку в одном из четырёх параметров (качество, количество, реклама, тренд), приходится лезть из шкуры вон. И — самый главный пункт — награды солидные, а получают их только первые места практически; ну, немножечко перепадает вторым. Конкуренция прямо на грани.

Дух соревнования силён, однако, давайте отмечу тут и минус. Если сталкиваются несколько игроков, готовых биться до последнего вздоха, у них есть все возможности для точных расчётов на весь раунд, в результате чего залипать они могут надолго. Честно, время партии порой подзатягивается, и игра старается выжать вас как лимон. Но большое «но» заключается в том, что это затягивание, как в случае с какой-нибудь Through the Ages, окупается. Нет, вы не строите эпическое государство, но строите свою маленькую экономическую империю, созданную собственными руками. В масштабах всего одной компании, с достижениями всего на нескольких показах мод (читай, в нескольких раундах), но пройденный путь и полученные награды (в виде прибыли) вы ощутите как нечто по-настоящему заслуженное. Приятное чувство.

В целом, обычная евроигра Pret-a-Porte подарила мне, как игроку, действительно новые ощущения, неведомые для других настолок. Маленькие уникальные механики: зарплаты своим сотрудникам / оплата содержания зданий, заставляющие вас подумать прежде, чем покупать полезные карты — здесь нельзя скупать всё полезное, что душе угодно; нужно думать, окупятся ли оплачиваемые каждый ход нужные приобретения. Кредиты с ссудами вообще показались гениальными. Вам всегда не хватает денег на «всё самое крутое», поэтому стоит задуматься о получении финансирования, но стоит ли итоговая расплата того… тут нужно думать. Количество денег и действий ограничены, правильное балансирование того и другого относительно друг друга является главным вопросом для игроков.

В общем, в Pret-a-Porte вы не только строите свой движок-компанию, но и пытаетесь сделать её прибыльной, а не убыточной. И когда это удаётся, очков эдак на 300 с лишним — ух! В общем, впечатления от этой евро-коробки у меня самые положительные и, что самое главное, освежающие для меня жанр. И тут, наверное, пришло время поговорить об этом самом жанре. Я назвал его экономическим, к которому отнёс во вступлении «Энергосеть» и Food Chain Magnate. Чем же он отличается от простого евро? Наверное, правильно выстроенной экономической моделью или чем-то таким же умным, но так как я не экономист и что это такое, представляю слабо, то дам определение простого настольщика.

Итак, в каждой подобной игре — и в Pret-a-Porte, в частности — вы, в отличие от обычных евро-коробок, не только строите свой движок или перегоняете одни ресурсы в другие, а потом в победные очки, но и стараетесь обеспечить этот самый движок «смазочным материалом», назовём это так. Тут как бы два уровня настройки: игроки обязаны не просто выбирать путь развития и подлаживать под него отдельные детали (карты, например), способные приносить тем или иным способом ПО, но также нужно понимать, что карты работать не будут, если не обеспечить их достаточным игровым ресурсом (хотя в любой экономической игре подобного толка ресурс один — деньги). Вот и здесь рабочие требуют зарплату, кредиты — выплаты по процентам, и решения, стоит ли нанимать первых и брать вторые, целиком лежат на игроке.

Pret-a-Porte — очень напряжённая коробка-симулятор бизнеса, где игрок постоянно считает расходы и предполагаемые доходы, за которые придётся бороться с противниками. Бухгалтеры и любители экономических стратегий игру оценят. Здесь всё время присутствует плотное взаимодействие на уровне наблюдения друг за другом и попытках обойти на поворотах: «Он вырывается в трендах, а я пошью качественнее, а потом за счёт своей специализации на штанах вырвусь вперёд и по трендам».
Тема хорошо работает — нет ни отторжения, ни каких-то вопросов к логике, всё чётко и по делу вплетено в канву механик настолки. Игнаций хорош, что тут ещё сказать. Умеет делать оригинальные игры. Не сложные, не заумные, в самый раз.
