| «Сезоны» возвращаются! | |
| Вместе с дополнениями «Заколдованное королевство» и «Дорога судьбы» | |
| Две необычные игры на любой случай | |
| Друзья, а у нас уже вовсю продаются две небольшие и весьма необычные игры | |
| Башня анонсов | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Lord of Loot | |
| Кооперативное семейное приключение с героями, монстрами и магией. | |
| Идут сборы на Threshold | |
| Настольная версия MMORPG. | |
| игры |
Путь героя
|
| персоны |
Кит Матейка
|
| компании |
Thunderworks Games
|
| Дата: | 11 мая 2020 |
![]() |
| 8.7863 |
![]() |
- |
Ровно за пару дней до карантина мне завезли коробку с Roll Player-ом, которую я уже давненько очень хотел попробовать, но как-то неактивно, так что пропустил и релиз игры (четыре года назад, блин), и локализацию, и не поучаствовал во всеобщем «срочно покупайстве». Сама идея с игрой в расстановку кубиков по планшету понравилась ещё с распиаренной «Саграды», со всеми этими радужными фотками и бликами света на гранях прозрачных кубов. Процесс в Sagrada понравился, однако «прокачка» характеристик персонажа в виде наброса характеристик привлекала гораздо больше, но как-то так получилось, что об игре, вышедшей на год раньше, узналось позже. Вот что реклама животворящая делает.
Но благо настолки товар не портящийся, и наконец «Путь героя» оценён и заигран, так сказать. Сегодня посмотрим, что в нём хорошего, как оно играется (хотя это, наверное, все и так уже знают), а также будем оглядываться через плечо на «Саграду».

Игроки, бросая каждый ход стандартные шестигранники разных цветов, стараются к концу партии «прокачать» все шесть характеристик своего персонажа «на максимум». И как бы бестолково это ни звучало на первый взгляд, но это гениальный «сюжет» для подобной настолки. Вот что мы делаем в той же «Саграде»? Создаём какие-то витражи в каком-то там дворце или хз где. Абстрактно и незапоминающеся, как в большинстве немецких евро каких-нибудь про торговлю и славу/влияние.
Здесь же автор подошёл к теме весьма творчески и круто вплёл классическое создание персонажей из ролевых игр в сам процесс. Он превратил интересное многим действо генерации не просто в накидывание и запись характеристик, а в увлекательные манипуляции, в которые входят не только броски, но и операции с рынком предметов, навыков, талантов, приобретаемых для вашего альтер-эго. Плюс всё это приправлено соревновательным элементом.
Геймдизайнер взял и оторвал один из важных приятных кусков любой ролёвки, дав игрокам прочувствовать его на всю катушку посредством несложной, но приятной механики.

Планшеты персонажей, с выемками под кубики и со всей важной информацией:

Несколько колод карт, представляющих собой навыки, таланты, предметы, мировоззрение, историю и прочие атрибуты любого уважающего себя персонажа той же D&D:

Карточки рынка: предметы, таланты (черты), навыки.

Карточки предысторий персонажей, которые дают вам личное задание на партию, ну, и развлекают художественным текстом.

Карточки мировоззрения и очерёдности хода.
Большая гора приятных увесистых крупных кубов и мешочек к ним:

Золотые монетки и махонькие кубики-маркеры:

Идея игры проста — заполнить свой планшет к концу партии так, чтобы набрать максимум очков. И если в «Саграде» случаются ситуации, что вы недозаполняете свой витраж, так как кубик/и поставить невозможно по правилам, в «Пути героя» сердце перфекциониста может быть спокойным — здесь планшет игрока всегда заполняется к концу партии. Этот маленький нюанс, по сути, ни на что не влияет, но многие люди любят завершать «строительство», потому лично наблюдал некоторых, которые заявляли, что игра лучше только поэтому.
Итак, в ход каждого игрока швыряются кубы, на один больше, чем участников партии. После чего по очереди все выбирают себе кубик и впихивают в слот на своём планшете. Впихивать можно почти куда угодно, а смыслом является набор правильной суммы к концу партии в каждом ряду. Сумма эта определяется классом вашего персонажа, карточка которого также выдаётся каждому в начала игры. Идея заключается в том, чтобы максимально идеально заполнить все ряды.

Но это было бы слишком просто для хорошей игры, поэтому есть ещё несколько дополнительных условий. Первое — это карта вашей предыстории, также выдающаяся в начале партии каждому игроку случайно. На ней описан небольшой сюжетец для вашего персонажа и показана цветовая схема расположения кубов, прийти к которой в идеале вы должны к концу игры. То есть это является дополнительной задачей.
Второе: когда вы выставляет куб в какую-то линию на планшете, то можете применить свойство этой линии. Линии в «Пути героя» — это его характеристики (сила, ловкость и прочие), и каждой соответствует особое действие. Например, при вкладывании кубика в силу можно перевернуть любой куб на своём планшете на противоположную сторону. При вкладывании в интеллект можно перебросить любой куб. И т. д.

Третье — это карточки. Они делятся на несколько типов: оружие, броня, навыки, таланты. Всем этим можно обвешать своего персонажа (раз в ход — одна карта с рынка, формирующегося каждый ход из N+1 карт, где N — это количество игроков), заплатив денежек, которые время от времени можно получить (например, ничего не приобретая в свой ход, а просто пассивно «зарабатывая»). Все карты — это, по сути, возможность заработать дополнительные очки. Каждый тип по-своему интересен:

Причём навыки связаны ещё с одной механикой — мировоззрением. Мировоззрение — карточка, выдаваемая каждому персонажу в начала партии. Делится на 9 клеточек (3х3), по которым ползает кубик, «склоняя» вас в одну или другую сторону. В зависимости от его положения в конце партии также даются (или отнимаются) дополнительные победные очки. И вот навыки-то и двигают этот кубик, когда применяются, поэтому «доброму» персонажу лучше использовать навыки, подталкивающие его на светлую сторону, и наоборот.
В сухом остатке: каждый ход бросок кубов по количеству игроков + 1, каждый игрок выбирает по одному кубику + покупает / не покупает карту с рынка –> следующий ход. В конце партии подсчитываем очки за «правильно» собранные числа под характеристики, цвета за историю персонажа, бонусы от брони, мировоззрения и талантов.

Прокаченный в навыки герой. Из пяти карт навыков получился эдакий джойстик, гоняющий ползунок мировоззрения в любую сторону.
Неплохие и даже хорошие, и сейчас буду рассказывать почему, ибо игра вызвала позитивные эмоции, но… недосказанные немного. Идея для кидания кубов просто идеальная в настолке. Игроки соревнуются в создании своего персонажа для партии, подбирая ему экипировку, умения, навыки, раскидывая статы. У кого это получается лучше, тот и становится самым классным героем. А Roll Player — это ещё и одно из гениальнейших названий для игры, как по мне. Тут вам и суть процесса, и отсылка к ролёвкам. Жаль, в русском переводе название потеряло этот момент, ну, да ладно, главное не в этом.

Чем мне понравился «Путь героя»? Как ни странно, по большей части не самим геймплеем, а подачей. Конечно, игровыми механиками тоже, но особенно приятно, когда настолки после партии вызывают что-то большее, чем: «У Васи 11, у Маши 12 очков, давай следующую партию». Здесь же у нас после каждой партии постоянно идёт обсуждение и «хвастовство» своим героем. Вот, мол, какой у меня классный получился «Безумный маг-кладоискатель… хафлинг» или «Драчливый эльф-маньяк… монах». Вот эти никак не привязанные к механикам названия чрезвычайно хорошо влияют на атмосферу игры. Довольно смешно это представлять, ну, и ничего не значащий в игровом плане текст на картах истории персонажа отлично даёт повеселиться.
Может быть, странно добавлять очки игре за то, что она вызывает хиханьки, но это именно та коробка, в которую помимо геймплея положили ещё одну неотъемлемую часть хорошей игры, без которой она была бы просто… ещё одной «Саградой» (?). Вот реально чего не хватает в «Саграде», так это хоть какой-то привязки к теме. Да, она номинально есть и, вроде как, даже подходит под все эти вставления разноцветных стёкол в витраж, но… В общем, что я хочу сказать — тема в Roll Player настолько круто привязана к механике, что вызывает восхищение. Единственное «но», что оно может не вызывать столько позитивных эмоций у тех, кто не играл в ролёвки, но тут не могу точно сказать. Вроде, я и с такими играл, и всё равно благодаря механике коробка вызывает неподдельный, чисто спортивный интерес.
Очень уж много факторов в ней положительных слилось. Тут и здоровские увесистые кубы большие разных цветов радуют глаз. Тут и сами механики весьма разнообразные и сплетены добротно: броски кубов, их верчение за счёт разных свойств; возможность докупать способности, которые могут повлиять на ваши действия; сбор сетов (покупка брони); выбор задач себе на партию (покупка талантов). Каждый находит, что ему нравится делать больше всего.

Неплохо прокаченный драконид в полном кольчужном сете брони. По-моему, в той партии он не выиграл, но красиво.
Ну, и сама механика, наряду с Саградовской, доставляет. Каждая по-своему уникальна, но в «Пути героя» мне больше понравилось то, что возможностей развития у игрока гораздо больше. Хочешь, в броню качайся. Хочешь, в идеальное распределение статов упарывайся, докупая оружие под это. Хочешь, юзай как безумный навыки, гоняя ползунок по карточке мировоззрения туда-сюда и получая за это плюшки. Причём, что добавляет масла в огонь интереса — у каждого персонажа есть какая-либо классовая особенность, которую можно грамотно использовать. В общем, наворочено отлично.
А вот теперь мы подошли к моменту, почему настолка оставляет после партии недосказанность, как я выразился выше. Начну с того, что вовсе не ожидал, как многие, что вот сейчас прокачается мой герой и как пойдёт, как пойдёт наваливать всем. Нет, я чётко осознавал, что это просто бросательство кубов в прикольном антураже, завершающееся банальным подсчётом победных баллов. И получил ровно то, чего ожидал: много бросков (возможностей порадоваться / опечалиться), ещё больше выборов что делать и какие штуки покупать на рынке под своего персонажа. Игра даёт именно то, что обещает — вы катаете шестигранники, расставляете их по планшету, с высокой вероятностью сразу раскладываете вторую партию, так как длится одна на троих участников меньше часа. Полное удовлетворение, казалось бы.

И-и — да, но… хочется продолжать. Не из-за того, что мне механически чего-то не хватает, не из-за того, что игра обрывается в неподходящий момент — тут всё в порядке, — а из-за того, что… даже не знаю, как сказать, свой персонаж что ли становится близким. Просто моя «Бродячая эльфийка-варварша, по совместительству аристократка» (да, вот такие безумно дикие «классы» здесь получаются =) и это ржачно) желает продолжать докупать к своим кожаным штанам и кольчужному шлему дополнительные приблуды и приобретать новые навыки.
Я не знаю, что там добавили в дополнениях, даже не смотрел ещё, так как в базу начал играть буквально пару месяцев назад, поэтому мне её хватает одной. Вернее, я знаю, что там как раз есть продолжение игры — после прокачки идут сражения с монстрами (или как-то так). Наверное, это круто, и подобное продолжение довольно логично, но лично мне хватало базовых механик, только хотелось бы… того же самого, но ещё навороченнее. Хочу кольца, амулеты, проклятья, заклинания, всякие приблуды, присущие фэнтези-RPG.

В общем, идея прокачки героя без всяких зарабатываний опыта пришлась мне по душе. Это как будто из какой-то игры нам показывают только моменты, когда герой получает Level Up, и игроку дают возможность распределить полученные очки опыта и денежки на новую экипировку.
Да, тут всё не совсем так, как в «больших» играх, но позиционируя себя в качестве настолки — а не очередной «убей 100 часов на прохожение кампании» — Roll Player прекрасно справляется с задачей дать ощущения от «прокачки» героя, не сильно отнимая время у участников партии. Как сказал выше, мне обычно вторую партию хочется всегда разложить, чтобы ещё раз прочувствовать эти самые левел-апы, благо небольшая продолжительность игры позволяет это. Скажу даже по секрету — на карантине я и в соло гонял коробку, зарабатывая все эти ранги:

Интересная, мало где применяемая механика сбора «поля» из кубов, идеально (подчёркиваю) вписавшаяся в геймплей тема, разные способы набора очков, чуточку отличающиеся возможности у игроков, куча всяких микромеханик, запряжённых в одну упряжку — всё отлично. Минусом могу назвать разве что «несытность» Roll Player. Знаете, есть настолки, которые обрываются, и игроки фрустрируют, когда не могут завершить чего-то, когда не хватает ходов/ресурсов или ещё чего. Так вот это не про сегодняшнюю коробку — здесь без обрывов, игрок успевает полностью прокачаться, получить удовлетворение, однако… качать героя хочется дальше, очень уж увлекательно набрасывать и подгонять его характеристики, получать новые задания (черты) и возможности. Хайлевела контента хочется, в контексте игры, вот.