-AdRiver-
Tyros92 написал 15 минут назад к игре Путь героя. Бесы и фамильяры: # Опыт получается при устранении прислужников
Dobry_Kapitan написал 22 минуты назад к игре Raiders of Scythia: # Автор, где-то отвечал, что картинки это собирательный образ кочевника,...
Guyver написал 25 минут назад к игре А если ли шанс набрать хотя бы 1000 подписчиков?: # Простите, что долго не отвечал. Но. Естественно Диабла примитив кончен...
Exxento написал час назад к игре The Builders: Middle Ages: # Бросить в коробульку дайс - порядок хода определять и отмечать количес...
Exxento написал час назад к игре The Builders: Middle Ages: # Похожа, но больше на Пряности, тоже собираешь "команду рабочих" и выпо...
Итоги курса «Создание образовательных настольных игр»
Подходит к концу курс по разработке образовательных настольных игр от Гильдии ра...
С миру по нитке [04.12.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки — «Ужас А...
Голосуем кошельком [03.12.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
Открыт предзаказ на «Столкновение цивилизаций. Монументальное издание»
База и два дополнения в одной коробке.
С миру по нитке [02.12.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Банда м...

Ksedih

Обзор игры «Контейнер»

10 ноября 2020

Информация

добавить
игры Контейнер. Юбилейное издание
Container
персоны Thomas Ewert
компании Crowd Games
Mercury Games
Дата: 10 ноября 2020
Оценка пользователей
9.1274
-

Пару недель назад достана была с полки юбилейная версия «Контейнера». Игра старая, но относительно недавно переизданная. Уже, наверное, забыли про такую? А вот чего-то захотелось про неё вспомнить — поиграли на прошлых и этих выходных серию партий разным составом. Освежили впечатления, так сказать, и теперь спешу делиться ими с общественностью, пока они опять не смылись временем. На самом деле про настолку мало вспоминают по причине того, что она очень специфическая. Можно даже смело сказать, что единственная в своём роде.

 

Я за последний год не раз подступался и писал про «экономические» игры, обозванные так мною за ощущения, которые они дарят, по сути своей являясь просто евро. С «Контейнером» условность в виде «я так чувствую» можно смело отбросить, ведь это в прямом смысле экономическая игра, основанная только лишь на торгово-рыночном взаимодействии игроков. Это та самая игра, которая могла бы обозначаться «это как «Монополия», только лучше», если бы «Монополия» подпадала под определение современных настольных игр.

 

 

 

 

О чём это?

 

 

Настолка «Контейнер» про... контейнеры. Название максимально точно отображает то, что вы найдёте в коробке. Ну, на самом деле внутри мы найдём прям-таки симулятор торговли, но если говорить о «сюжете», то надпись на коробке максимально честна. Каждый игрок является владельцем собственного острова с заводами и портом со здоровенным грузовым кораблём. Наша цель — производить контейнеры, продавать контейнеры, покупать контейнеры, перепродавать контейнеры, загружать контейнеры, разгружать контейнеры…

 

Цель всех этих контейнерных манипуляций заключается в одном единственном — заработать максимально много денег, больше, чем ваши соперники. Тот, кто сможет подстроиться под рынок лучше остальных, станет контейнером — тьфу, победителем.

 

 

 

 

Что в коробке?

 

 

Тот случай, когда совершенно неважно качество компонентов, а важна лишь суть, математическая модель и идея игры, но авторы решили сделать всё красиво. Настолько, что даже немного офигеваешь от такой идеи — контейнеры и корабли игроков выполнены из глины (!?). Берёшь в руки такой корабль (тяжёлый) и сразу понимаешь — издание необычное.

 

 

 

 

Вообще юбилейные издания игр — это отдельная песня, и обычно они действительно представляют собой что-то весьма интересное. Вспомним ту же Ticket to Ride с уникальными вагончиками для каждого цвета. Тут тоже всё солидно, но мне, как не большому любителю необязательных украшательств, сложновато оценивать нужность и ненужность. По-моему, все эти юбилейки чисто для фанатов. Поэтому я покажу вам компоненты игры, вы ими полюбуетесь, сами оцените насколько это круто, а я тем временем перейду к более интересным частям обзора.

 

Планшеты, семь штук:

 

 

 

Планшеты игроков, на которых располагаются заводы и склады, а также все принадлежащие игрокам контейнеры.

 

 

 

Два общих планшета: инвестиционного банка и иностранного острова.

 

 

Сами контейнеры, выполенные из глины пяти цветов. Так как они глиняные, то могут расколоться, поэтому издатель заботливо упаковал КАЖДЫЙ контейнер в отдельный зиплок, а потом запихал их все в один большой =)

 

 

 

 

 

 

Куча карточек денег, кредитов, ценности контейнеров и аукциона:

 

 

 

Денежки разного номинала.

 

 

 

 

И ещё гора деревянных компонентов — заводы разных цветов и здания складов:

 

 

 

Заводы производят контейнеры различных цветов.

 

 

 

Портовые склады, где будут храниться наши контейнеры.

 

 

Как в это играть?

 

 

Исключительный случай — правила этой игры хочется рассказать, так как такие вы вряд ли где-то ещё встретите. Сразу стоит упомянуть, что в этой коробке у нас имеется дополнение «Инвестиционный банк» — и это замечательно, так как без него играть совершенно не рекомендую. Игра и в голом виде полноценна, но банк добавляет ей дополнительных возможностей, от которых попросту глупо отказываться, урезая себе контент.

 

Вообще, как заявлял когда-то автор игры, «Контейнер» был издан в 2007 году в сильно, сильно, очень сильно урезанном варианте. Изначально там была куча наворотов и дополнительных экономических механик, но издатель справедливо (на тот момент) предположил, что оно никому в таком виде не нужно, и выпустил в мир тот самый «Контейнер», который теперь всем известен.

 

 

 

 

Дополнение же «Инвестиционный банк» уже вложено в коробку юбилейного издания и на сегодняшний день оно совершенно не кажется ни лишним, ни тяжеловесным, а только — как бы сейчас сказали — отрезанной частью полноценной игры. В общем, я рад, что издана новая коробка была именно в таком виде, и очень интересно было бы посмотреть, какую же ещё кучу механики отрезали от игры 13 лет назад издатели, и каким же должен быть «настоящий» «Контейнер».

 

Но это лирика и предмет для исследования, сейчас же давайте перейдём к достаточно несложным правилам. Итак, у каждого игрока имеется планшет своего острова, на нём есть две зоны: со слотами под фабрики и со слотами под склады.

 

 

 

 

В свой ход игрок выполняет до двух действий, выбирая из списка, и так по кругу:

 

1. Построить портовый склад или завод.

 

Нужны они для хранения и производства контейнеров. Чем больше контейнеров у вас на складах, тем более гибко вы можете манипулировать их ценами. К тому же в конце игры контейнеры в портовых складах приносят очки. Так что склады — полезные домики. А заводы — способ заработать на производстве.

 

 

 

 

2. Произвести товары, они же контейнеры — да, в игре нет всяких «пшено», «стекло», «сталь» и чего угодно подобного, здесь просто контейнеры разных цветов с чем-то. Чтобы не отвлекаться от расчётов и грузоперевозочного бизнеса, так сказать.

 

При производстве вы платите одну банкноту соседу справа и производите соответствующих вашим заводам цветов контейнеры, выставляя их на своих заводские склады (место на них ограничено). 

 

«Почему монетка платится соседу?» — спросите вы. А я вам отвечу: «Потому что в игре деньги берутся не из ниоткуда, их масса оборачивается между игроками, и если деньги выводятся из игры (например, посредством строительства завода или склада), то взять их больше неоткуда, они лишь изредка, при определённых условиях, вводятся банком обратно (субсидии).

 

Именно эта фишка с ограниченным пулом денежной массы создаёт настоящую экономику в «Контейнере». Игроки могут сами регулировать объём денег и их входящие / выходящие потоки внутри каждой отдельной партии.

 

 

 

 

3. Купить контейнеры и отвезти их себе в порт.

 

Покупаются контейнеры исключительно у противников с заводских складов, опять-таки создавая таким образом оборот денежной массы. То есть какой-то игрок производит, а какой-то покупает произведённое. А так как контейнеры и заводы, их производящие, бывают разных цветов, а разным игрокам нужны разные контейнеры, то создаётся здоровый круговорот контейнеров в природе.

 

4. Но на покупке произведённых контейнеров экономическая цепочка не заканчивается. Купленные у противника контейнеры отправляются в ваш порт, на склады, где уже ваш противник, приплыв свои корабликом к вам в гости, сможет купить их по установленной вами цене.

 

Кстати, я ж не сказал, что цену на продажу любых своих контейнеров вы определяете сами — в ограниченном ценовом диапазоне, однако он легко позволяет манипулировать ситуацией на игровом рынке. Кто-то может слишком завысить цену на определённого цвета контейнеры, тогда вы можете снизить цену на свои такие же, и все бросятся покупать у вас.

 

Так вот, в порту другого игрока можно затариться контейнерами, погрузив их на свою баржу. Мы платим денежку продавцу, а сами отправляемся выполнять четвёртое основное действие…

 

 

 

 

5. Отгрузка товаров на иностранный остров. 

 

Это и является конечной целью в игре — отгрузить как можно больше контейнеров на свой склад на иностранном острове, где при финальном подсчёте они продадутся по самым высоким ценам (а цель игры — заработать как можно больше денег).

 

Причём эта отгрузка осуществляется очень интересным способом — в момент прибытия корабля за весь привезённый товар проводится аукцион. И поставщик груза имеет право забрать самую высокую ставку себе в карман. К тому же она удвоится банком (субсидируется — таким образом денежная масса прибывает в игру извне).

 

 

 

 

Впечатления

 

 

В общем, к чему я вообще правила пересказывал? К тому, что они достаточно необычны, и если объяснять более коротко и понятно, то в «Контейнере» происходит следующее: строим заводы -> производит там контейнеры -> продаём их в портовые склады -> из порта везём на иностранный остров продавать.

 

На самом деле всё очень просто и улавливается интуитивно после нескольких ходов, так как каждый понимает хотя бы примерно, как работают торгово-рыночные отношения. Немного может озадачивать то, что производя на своих заводах контейнеры, вы не можете ими пользоваться, а только продавать другими игрокам. Но это сподвигает создавать настоящую цепочку производства-потребления, в которой каждый игрок может выступать в нескольких ролях, таких как производитель, торговец и потребитель. А это и есть цель игры — дать поучаствовать игрокам в полном цикле экономических процессов.

 

 

 

 

Совсем не сразу приходит понимание (ко мне, по крайней мере), что в игре важно занять какую-то нишу, будь то производство или перепродажа контейнеров. Потому что денег достаточно мало и заниматься всем не так выгодно, как может показаться — по крайней мере в первой половине игры. Для начала нужно нарастить капитал, коего в начале партии у игроков совсем немного.

 

Выбрав нишу, нужно выяснить, какие контейнеры кому нужны, ведь каждому игроку вначале тайно выдаётся случайная карта ценности контейнеров, по которой определяется цена их продажи в конце партии со складов иностранного острова. Поэтому соперники в партии стараются набрать как можно больше контейнеров «своего» цвета (тут, правда, тоже не всё так просто — есть правило монополии, но это нюансы). А купить их можно только в портах оппонентов. Чувствуете, насколько здесь тесное взаимодействие? На нём построено абсолютно всё в «Контейнере».

 

 

 

 

В игре ощущается настоящее развитие — поначалу у вас есть три копейки, на которые еле-еле покупаются контейнеры и делаются отгрузки, но со временем, при правильной ценовой политике, обороты растут — и вы начинаете ворочать многотонными баржами. Однако есть одно «но». Оно большое и очень нестандартное: если игроки действуют, прямо скажем, тупо, то они в прямом смысле обрушат экономику игры и будут влачить нищенское существование, пытаясь выбраться из канавы. Изначально нужно хотя бы немного «сечь в экономике», чтобы не превратить ситуацию в партии в ад.

 

Чем больше игроков участвуют в партии, тем сложнее сделать какую-то дичь, так как более адекватные товарищи (торгующие и производящие логично) нивелируют погрешности «неэкономистов».

 

 

 

 

В принципе, всё не так страшно как звучит, а чтобы совсем «обезопасить» партию бестолковых игроков, в коробке юбилейного издания имеется дополнение «Инвестиционный банк». Это дополнительный планшет банка, у которого тоже имеется наличность и склады с грузами. За них банк проводит аукционы, вводя в игру ещё один аспект — торги. Подробно останавливаться не буду, только скажу, что с этим модулем играть попросту интереснее. Банк чаще вбрасывает в игру наличность, которую дополнительно можно распределить между игроками, если правильно торговать с брокерами банковскими. К тому же инвестиционный банк делает партии на малое количество игроков (троих, например, что является минимумом для игры в «Контейнер») более интересными и насыщенными.

 

Эта игра определённо не для всех. Сказал бы, что она для тех, кто сечёт фишку в экономике и любит манипулировать цифрама-ценами, но это не совсем так. В таком случае «Контейнер» был бы не игрой, а просто бездушной симуляцией рынка. В какой-то мере это так и есть, но в него действительно интересно играть даже тем, кто в магазине сдачу с трудом считает. Поначалу, как сейчас помню, когда вы только начинаете въезжать в правила, вы путаетесь и не понимаете, на какую отметку выставлять свои цены, а главное, почему так надо делать. Более опытный игрок (или просто экономист) подловит вас, облапошит на разнице цен и просто выиграет. Это вы обнаружите при финальном подсчёте.

 

 

 

 

В «Контейнере» очень интересно наблюдать, как меняются партии в одной и той же компании, которая начинает обучаться играть и впоследствие неоднократно раскладывает коробку. Как к каждому приходит более глубокое понимание экономических процессов в игре, как все начинают ПРАВИЛЬНО выстраивать ценовую политику и играть на потребностях противников, как учатся продавать по выгодным ценам, генерировать прибыль и впоследствии вкладывать её в развитие.

 

Поначалу неясно, что в настолке, на самом деле, ловко объединены три экономических мини-игры: производство, покупка/продажа и отгрузка на иностранный остров. Все они очень тесно переплетены, но достаточно ловко играть в одну, чтобы быть на коне в этом маленьком экономическом мирке грузовых кораблей, заполненных контейнерами.

 

 

 

 

В игре чрезвычайно много свободы действий, она фактически неограничена. Лишь здравым смыслом и вашими конкурентами на рынке контейнеров. Экономику полностью регулируют игроки, что позволяет интересно манипулировать ценами, но — с другой стороны — когда игра только осваивается новичками — с экономикой творится такая дичь... Как будто в государстве третьего мира. Все нищенствуют и влезают в кредиты неподъёмные (да, тут ещё и кредиты можно брать).

 

С каждой же новой партией становится всё интереснее, вы обучаетесь, понимаете, как работает ценообразование. По-моему, «Контейнер» можно использовать в качестве приложения к учебнику экономики, чтобы наглядно показать, как оно всё работает.

 

 

 

 

Итог

 

 

Итак, «Контейнер» — это нестандартная стандартная настольная игра про настоящую экономику. Если, например, вы восхищались какой-нибудь Hanabi за неординарный подход к геймдизайну, или той же Ascending Empires за ещё более странное скрещивание двух «игровых школ», то «Контейнер»... может вас не удивить.

 

Он настолько обыденно настолочный, что даже поражаешься в первых партиях, как это ты слил все деньги и сидишь в банкротах — игра ж простая как три копейки! Но за этой показной простотой и кроется вся необычная оригинальность настолки. Такой живой экономики вы, пожалуй, не встретите больше нигде. Пробовать обязательно всем труъ-настольщиком, просто потому что это игра-легенда практически. Некоторые из вас потом не оторвутся. Я же написал обзор по горячим следам после «вспоминательных» партий, такая игра заслуживает как минимум ещё одного упоминания, вдруг кто про неё не слышал.

 

Будет ли «Контейнер» появляться у вас на столе настолько часто, насколько должна любая хорошая игра — вопрос открытый, так как под коробку реально нужна компания, которая сможет оправиться после первой партии, когда поймёт, что деньги / риски / прибыль считать никто за столом не умеет. А без этого тут никак.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Yarovit написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Похоже мы "неэкономисты", играл в трёх разных компаниях,игра визуально очень нравится, всегда:
Все все продают по самой дешёвой цене (1 и 2),т.к. денег ни у кого нет, и если кто-то выставляет на ступень выше цену, то у него просто не покупают,зачем на поле деления с дорогущей ценой за штуку мы не поняли.
Все в кредитах и денег в игре нет (да, немного легче если играть с домом)
Понять какой цвет кому нужен сложно, ведь фишка игры в том, о чем не написано в обзоре, что контейнеры, которых в конце игры всех больше, в подсчёте не учитываются, короче приходится скупать и ненужное тоже.
Что мы делаем не так?

Nelud написал полмесяца назад: #

>> играл в трёх разных компаниях

По одной партии в каждой?

Filipousis написал полмесяца назад: #

Вчера сыграл впервые, и ваше описание вполне подходит под нашу игру. Однако, я был единственный, кто старался не снижать цены, в итоге победа была за мной. Мое мнение, что в конечном итоге все зависит от игроков, они могут поддаться на демпинг (первый инстинкт,), а могут например игрнорировать демпингующего или опустошать его полки, но свои цены держать на уровне. В ситуации когда все кроме тебя снижают цены, кажется что у тебя не остается выбора, но иногда можно пересидеть в "доставках, скупая дешевые товары.

ReadyGun написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Так заинтересовала в своё время, что сделал игру сам. Легко объясняется. Дети тоже играли легко. Со взрослыми была неприятная ситуация, когда один из игроков , чувствуя что проигрывает мне, сделал баснословную ставку за товар третьего игрока, исход игры был предрешён

Razorvi_KapbITo написал полмесяца назад: #

ReadyGun, вы на 3-х играли?

Люди бывают разные, весь вопрос как это воспринимается в совокупности всех факторов - https://tesera.ru/game/Dungeon-Raiders/comments/#post1595514

Если игрушка быстрая и задорная, то это одно. А если нет... Игрок настолько не хотел отдавать вам победу?

Michael написал полмесяца назад: #

Это большой минус Конейнера, что он очень просто ломается при любой неэффективной ставке.

Думаю, что открытый аукцион на острове должен решить проблему.

Nikolja1990 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Прочитал... Ну не знаю. По мне так FCM все равно экономичнее и топовее...

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Есть нюанс – "Контейнер" проще раз эдак в пять =) Ты можешь купить контейнер, а можешь продать. Всё остальное навороты, которые фактически не усложняют два этих действия ни на йоту. А так, уверен, есть какие-нибудь "особо экономические игры", где потребуется инженерный калькулятор.

Nikolja1990 написал полмесяца назад: #

Возможно тут слабая эмуляция макроэкономики и поиска своих ниш, а в магната борьба за клиентов и ценовые войны. Мне ближе к народу интереснее)))

slflycat написал полмесяца назад: #

"Потому что в игре деньги берутся не ниоткуда, их масса оборачивается между игроками и если деньги выводятся из игры (например, посредством строительства завода или склада), то взять их больше неоткуда"

Это бы инфу да в уши воротилам сегодняшнего капитализма, полностью построенному на кредитовании и финансовых "махинациях", т.е. берущихся из неоткуда денег :)

vitamin написал полмесяца назад: # скрыть ответы
Мнение

Отличная игра! Для нас в ней один недостаток - люди, которые могли бы скоротать время за настолочкой.
Менее чем 4-ом за нее садиться
смысла нет.

Статья отличная!

Ksedih написал полмесяца назад: #

Впятером идеальный состав, вчетвером тоже норм, втроём казалось бы плохо, но если совершенно точно все трое умеют играть, да с "Инвестиционным банком", то норм. Можно, если очень хочется.

rrv2005 написал полмесяца назад: #

Нормально играется в троём и даже хорошо. Только надо, чтобы все имели одинаковый уровень. Но это ив 4-5 игроков проявляется - игра не дружелюбная к новичкам.