![]() |
Предзаказ на настольную игру «Космобаза» |
От «Лавки игр». | |
![]() |
Фирменный магазин Crowd Games в Москве! |
У нас большая радость: мы открыли в Москве небольшой фирменный магазин. Теперь в... | |
![]() |
Голосуем кошельком [08.04.2021] |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
![]() |
Обзорная башня [07.04.2021] |
В этом выпуске: статья про фракции ролевой игры по «Дюне» на примере Бене Гессер... | |
![]() |
С миру по нитке [05.04.2021] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки: «Судный ... |
игры |
Контейнер. Юбилейное издание
Container |
персоны |
Thomas Ewert
|
компании |
Crowd Games
Mercury Games |
Дата: | 10 ноября 2020 |
![]() |
9.1478 |
![]() |
- |
Пару недель назад достана была с полки юбилейная версия «Контейнера». Игра старая, но относительно недавно переизданная. Уже, наверное, забыли про такую? А вот чего-то захотелось про неё вспомнить — поиграли на прошлых и этих выходных серию партий разным составом. Освежили впечатления, так сказать, и теперь спешу делиться ими с общественностью, пока они опять не смылись временем. На самом деле про настолку мало вспоминают по причине того, что она очень специфическая. Можно даже смело сказать, что единственная в своём роде.
Я за последний год не раз подступался и писал про «экономические» игры, обозванные так мною за ощущения, которые они дарят, по сути своей являясь просто евро. С «Контейнером» условность в виде «я так чувствую» можно смело отбросить, ведь это в прямом смысле экономическая игра, основанная только лишь на торгово-рыночном взаимодействии игроков. Это та самая игра, которая могла бы обозначаться «это как «Монополия», только лучше», если бы «Монополия» подпадала под определение современных настольных игр.
Настолка «Контейнер» про... контейнеры. Название максимально точно отображает то, что вы найдёте в коробке. Ну, на самом деле внутри мы найдём прям-таки симулятор торговли, но если говорить о «сюжете», то надпись на коробке максимально честна. Каждый игрок является владельцем собственного острова с заводами и портом со здоровенным грузовым кораблём. Наша цель — производить контейнеры, продавать контейнеры, покупать контейнеры, перепродавать контейнеры, загружать контейнеры, разгружать контейнеры…
Цель всех этих контейнерных манипуляций заключается в одном единственном — заработать максимально много денег, больше, чем ваши соперники. Тот, кто сможет подстроиться под рынок лучше остальных, станет контейнером — тьфу, победителем.
Тот случай, когда совершенно неважно качество компонентов, а важна лишь суть, математическая модель и идея игры, но авторы решили сделать всё красиво. Настолько, что даже немного офигеваешь от такой идеи — контейнеры и корабли игроков выполнены из глины (!?). Берёшь в руки такой корабль (тяжёлый) и сразу понимаешь — издание необычное.
Вообще юбилейные издания игр — это отдельная песня, и обычно они действительно представляют собой что-то весьма интересное. Вспомним ту же Ticket to Ride с уникальными вагончиками для каждого цвета. Тут тоже всё солидно, но мне, как не большому любителю необязательных украшательств, сложновато оценивать нужность и ненужность. По-моему, все эти юбилейки чисто для фанатов. Поэтому я покажу вам компоненты игры, вы ими полюбуетесь, сами оцените насколько это круто, а я тем временем перейду к более интересным частям обзора.
Планшеты, семь штук:
Планшеты игроков, на которых располагаются заводы и склады, а также все принадлежащие игрокам контейнеры.
Два общих планшета: инвестиционного банка и иностранного острова.
Сами контейнеры, выполенные из глины пяти цветов. Так как они глиняные, то могут расколоться, поэтому издатель заботливо упаковал КАЖДЫЙ контейнер в отдельный зиплок, а потом запихал их все в один большой =)
Куча карточек денег, кредитов, ценности контейнеров и аукциона:
Денежки разного номинала.
И ещё гора деревянных компонентов — заводы разных цветов и здания складов:
Заводы производят контейнеры различных цветов.
Портовые склады, где будут храниться наши контейнеры.
Исключительный случай — правила этой игры хочется рассказать, так как такие вы вряд ли где-то ещё встретите. Сразу стоит упомянуть, что в этой коробке у нас имеется дополнение «Инвестиционный банк» — и это замечательно, так как без него играть совершенно не рекомендую. Игра и в голом виде полноценна, но банк добавляет ей дополнительных возможностей, от которых попросту глупо отказываться, урезая себе контент.
Вообще, как заявлял когда-то автор игры, «Контейнер» был издан в 2007 году в сильно, сильно, очень сильно урезанном варианте. Изначально там была куча наворотов и дополнительных экономических механик, но издатель справедливо (на тот момент) предположил, что оно никому в таком виде не нужно, и выпустил в мир тот самый «Контейнер», который теперь всем известен.
Дополнение же «Инвестиционный банк» уже вложено в коробку юбилейного издания и на сегодняшний день оно совершенно не кажется ни лишним, ни тяжеловесным, а только — как бы сейчас сказали — отрезанной частью полноценной игры. В общем, я рад, что издана новая коробка была именно в таком виде, и очень интересно было бы посмотреть, какую же ещё кучу механики отрезали от игры 13 лет назад издатели, и каким же должен быть «настоящий» «Контейнер».
Но это лирика и предмет для исследования, сейчас же давайте перейдём к достаточно несложным правилам. Итак, у каждого игрока имеется планшет своего острова, на нём есть две зоны: со слотами под фабрики и со слотами под склады.
В свой ход игрок выполняет до двух действий, выбирая из списка, и так по кругу:
1. Построить портовый склад или завод.
Нужны они для хранения и производства контейнеров. Чем больше контейнеров у вас на складах, тем более гибко вы можете манипулировать их ценами. К тому же в конце игры контейнеры в портовых складах приносят очки. Так что склады — полезные домики. А заводы — способ заработать на производстве.
2. Произвести товары, они же контейнеры — да, в игре нет всяких «пшено», «стекло», «сталь» и чего угодно подобного, здесь просто контейнеры разных цветов с чем-то. Чтобы не отвлекаться от расчётов и грузоперевозочного бизнеса, так сказать.
При производстве вы платите одну банкноту соседу справа и производите соответствующих вашим заводам цветов контейнеры, выставляя их на своих заводские склады (место на них ограничено).
«Почему монетка платится соседу?» — спросите вы. А я вам отвечу: «Потому что в игре деньги берутся не из ниоткуда, их масса оборачивается между игроками, и если деньги выводятся из игры (например, посредством строительства завода или склада), то взять их больше неоткуда, они лишь изредка, при определённых условиях, вводятся банком обратно (субсидии).
Именно эта фишка с ограниченным пулом денежной массы создаёт настоящую экономику в «Контейнере». Игроки могут сами регулировать объём денег и их входящие / выходящие потоки внутри каждой отдельной партии.
3. Купить контейнеры и отвезти их себе в порт.
Покупаются контейнеры исключительно у противников с заводских складов, опять-таки создавая таким образом оборот денежной массы. То есть какой-то игрок производит, а какой-то покупает произведённое. А так как контейнеры и заводы, их производящие, бывают разных цветов, а разным игрокам нужны разные контейнеры, то создаётся здоровый круговорот контейнеров в природе.
4. Но на покупке произведённых контейнеров экономическая цепочка не заканчивается. Купленные у противника контейнеры отправляются в ваш порт, на склады, где уже ваш противник, приплыв свои корабликом к вам в гости, сможет купить их по установленной вами цене.
Кстати, я ж не сказал, что цену на продажу любых своих контейнеров вы определяете сами — в ограниченном ценовом диапазоне, однако он легко позволяет манипулировать ситуацией на игровом рынке. Кто-то может слишком завысить цену на определённого цвета контейнеры, тогда вы можете снизить цену на свои такие же, и все бросятся покупать у вас.
Так вот, в порту другого игрока можно затариться контейнерами, погрузив их на свою баржу. Мы платим денежку продавцу, а сами отправляемся выполнять четвёртое основное действие…
5. Отгрузка товаров на иностранный остров.
Это и является конечной целью в игре — отгрузить как можно больше контейнеров на свой склад на иностранном острове, где при финальном подсчёте они продадутся по самым высоким ценам (а цель игры — заработать как можно больше денег).
Причём эта отгрузка осуществляется очень интересным способом — в момент прибытия корабля за весь привезённый товар проводится аукцион. И поставщик груза имеет право забрать самую высокую ставку себе в карман. К тому же она удвоится банком (субсидируется — таким образом денежная масса прибывает в игру извне).
В общем, к чему я вообще правила пересказывал? К тому, что они достаточно необычны, и если объяснять более коротко и понятно, то в «Контейнере» происходит следующее: строим заводы -> производит там контейнеры -> продаём их в портовые склады -> из порта везём на иностранный остров продавать.
На самом деле всё очень просто и улавливается интуитивно после нескольких ходов, так как каждый понимает хотя бы примерно, как работают торгово-рыночные отношения. Немного может озадачивать то, что производя на своих заводах контейнеры, вы не можете ими пользоваться, а только продавать другими игрокам. Но это сподвигает создавать настоящую цепочку производства-потребления, в которой каждый игрок может выступать в нескольких ролях, таких как производитель, торговец и потребитель. А это и есть цель игры — дать поучаствовать игрокам в полном цикле экономических процессов.
Совсем не сразу приходит понимание (ко мне, по крайней мере), что в игре важно занять какую-то нишу, будь то производство или перепродажа контейнеров. Потому что денег достаточно мало и заниматься всем не так выгодно, как может показаться — по крайней мере в первой половине игры. Для начала нужно нарастить капитал, коего в начале партии у игроков совсем немного.
Выбрав нишу, нужно выяснить, какие контейнеры кому нужны, ведь каждому игроку вначале тайно выдаётся случайная карта ценности контейнеров, по которой определяется цена их продажи в конце партии со складов иностранного острова. Поэтому соперники в партии стараются набрать как можно больше контейнеров «своего» цвета (тут, правда, тоже не всё так просто — есть правило монополии, но это нюансы). А купить их можно только в портах оппонентов. Чувствуете, насколько здесь тесное взаимодействие? На нём построено абсолютно всё в «Контейнере».
В игре ощущается настоящее развитие — поначалу у вас есть три копейки, на которые еле-еле покупаются контейнеры и делаются отгрузки, но со временем, при правильной ценовой политике, обороты растут — и вы начинаете ворочать многотонными баржами. Однако есть одно «но». Оно большое и очень нестандартное: если игроки действуют, прямо скажем, тупо, то они в прямом смысле обрушат экономику игры и будут влачить нищенское существование, пытаясь выбраться из канавы. Изначально нужно хотя бы немного «сечь в экономике», чтобы не превратить ситуацию в партии в ад.
Чем больше игроков участвуют в партии, тем сложнее сделать какую-то дичь, так как более адекватные товарищи (торгующие и производящие логично) нивелируют погрешности «неэкономистов».
В принципе, всё не так страшно как звучит, а чтобы совсем «обезопасить» партию бестолковых игроков, в коробке юбилейного издания имеется дополнение «Инвестиционный банк». Это дополнительный планшет банка, у которого тоже имеется наличность и склады с грузами. За них банк проводит аукционы, вводя в игру ещё один аспект — торги. Подробно останавливаться не буду, только скажу, что с этим модулем играть попросту интереснее. Банк чаще вбрасывает в игру наличность, которую дополнительно можно распределить между игроками, если правильно торговать с брокерами банковскими. К тому же инвестиционный банк делает партии на малое количество игроков (троих, например, что является минимумом для игры в «Контейнер») более интересными и насыщенными.
Эта игра определённо не для всех. Сказал бы, что она для тех, кто сечёт фишку в экономике и любит манипулировать цифрама-ценами, но это не совсем так. В таком случае «Контейнер» был бы не игрой, а просто бездушной симуляцией рынка. В какой-то мере это так и есть, но в него действительно интересно играть даже тем, кто в магазине сдачу с трудом считает. Поначалу, как сейчас помню, когда вы только начинаете въезжать в правила, вы путаетесь и не понимаете, на какую отметку выставлять свои цены, а главное, почему так надо делать. Более опытный игрок (или просто экономист) подловит вас, облапошит на разнице цен и просто выиграет. Это вы обнаружите при финальном подсчёте.
В «Контейнере» очень интересно наблюдать, как меняются партии в одной и той же компании, которая начинает обучаться играть и впоследствие неоднократно раскладывает коробку. Как к каждому приходит более глубокое понимание экономических процессов в игре, как все начинают ПРАВИЛЬНО выстраивать ценовую политику и играть на потребностях противников, как учатся продавать по выгодным ценам, генерировать прибыль и впоследствии вкладывать её в развитие.
Поначалу неясно, что в настолке, на самом деле, ловко объединены три экономических мини-игры: производство, покупка/продажа и отгрузка на иностранный остров. Все они очень тесно переплетены, но достаточно ловко играть в одну, чтобы быть на коне в этом маленьком экономическом мирке грузовых кораблей, заполненных контейнерами.
В игре чрезвычайно много свободы действий, она фактически неограничена. Лишь здравым смыслом и вашими конкурентами на рынке контейнеров. Экономику полностью регулируют игроки, что позволяет интересно манипулировать ценами, но — с другой стороны — когда игра только осваивается новичками — с экономикой творится такая дичь... Как будто в государстве третьего мира. Все нищенствуют и влезают в кредиты неподъёмные (да, тут ещё и кредиты можно брать).
С каждой же новой партией становится всё интереснее, вы обучаетесь, понимаете, как работает ценообразование. По-моему, «Контейнер» можно использовать в качестве приложения к учебнику экономики, чтобы наглядно показать, как оно всё работает.
Итак, «Контейнер» — это нестандартная стандартная настольная игра про настоящую экономику. Если, например, вы восхищались какой-нибудь Hanabi за неординарный подход к геймдизайну, или той же Ascending Empires за ещё более странное скрещивание двух «игровых школ», то «Контейнер»... может вас не удивить.
Он настолько обыденно настолочный, что даже поражаешься в первых партиях, как это ты слил все деньги и сидишь в банкротах — игра ж простая как три копейки! Но за этой показной простотой и кроется вся необычная оригинальность настолки. Такой живой экономики вы, пожалуй, не встретите больше нигде. Пробовать обязательно всем труъ-настольщиком, просто потому что это игра-легенда практически. Некоторые из вас потом не оторвутся. Я же написал обзор по горячим следам после «вспоминательных» партий, такая игра заслуживает как минимум ещё одного упоминания, вдруг кто про неё не слышал.
Будет ли «Контейнер» появляться у вас на столе настолько часто, насколько должна любая хорошая игра — вопрос открытый, так как под коробку реально нужна компания, которая сможет оправиться после первой партии, когда поймёт, что деньги / риски / прибыль считать никто за столом не умеет. А без этого тут никак.