ZhekaGreen написал час назад к игре Древний ужас: # Действительно - что то я не доглядел, перешел посмотрел: да так и есть...
fonfrost написал полтора часа назад к игре Dune: War for Arrakis: # Отменили локализацию из-за проблем с владельцем лицензии, также и с Ки...
IrinaShinko написала 2 часа назад к новости Список грядущих локализаций: # это востребованный доп, Лавка такое не пропускает, видно не от Лавки э...
IrinaShinko написала 2 часа назад к новости Список грядущих локализаций: # Экономикус, Правильные игры, Космодром предлагают свои разработки, цел...
IrinaShinko написала 2 часа назад к новости Список грядущих локализаций: # Почему?
Обзорная башня [20.02.2024]
В этом выпуске: статьи об играх «Кросмастер Арена», «Кросмастер Бласт» и «Домини...
С миру по нитке [20.02.2024]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Оригами АСТ» вес...
С миру по нитке [19.02.2024]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Путь ле...
Список грядущих локализаций
Готовящиеся локализации настольных игр.
Женский топ — 2024 / Голосование
Пора готовиться к Женскому топу!

Spencer

Очень много букв про 7 Wonders

А точнее, более 10,6 тысячи слов об игре «7 чудес»..., Органайзер, коллекция, дополнения, пнп. Вот это точно лонгрид, 05 августа 2023

[Прим. ред. — «Причешу» статью как-нибудь потом, задним числом. Решил, что не имею морального права и дальше держать её в черновиках, но в ближайшие дни явно не смогу заняться ею.]

 

 

 

 

Карты Эпох: 313 (вместо 148 в базовой игре);

 

В том числе карты гильдий: 25 (вместо 10 в базовой игре);

 

Карты Лидеров: 93 (вместо 36 в дополнении Лидеры);

 

Прочие карты, не считая карт выбора Чудес света: 119 (вместо 2 в базовой игре);

 

Полей Чудеса света: 170 (вместо 7 в базовой игре);

 

Габаритные размеры: 608мм*345мм*146мм (вместо 297*297*76 базовой игры);

 

Вес коробки с игрой: 17,5 кг (вместо 1,1 кг базовой игры);

 

Ну и теперь, когда мне, как я надеюсь, удалось вас заинтересовать, я вас приветствую…

 

 

 

 

Приветствую всех вас, открывших данную статейку и решивших посвятить некую часть своего свободного времени на прочтение сего словоблудия. Хочу поведать вам историю моих тёплых чувств к одной игре, название которой, собственно говоря, вынесено в заголовок этой статьи. Частично я уже затрагивал часть истории вот в ЭТОЙ статейке, если захотите – почитайте её, вдруг пропустили, к тому же я буду нередко на неё ссылаться или просто не захочу повторяться. К слову, если вы всё же решите её прочитать, то сделайте это прямо сейчас, перед тем, как вы продолжите прочтение этой статьи. Последовательность повествования, всё такое. Тут, можно сказать, некий сиквел, который должен был быть приквелом.

 

 

Расскажу я о своей коллекции дополнений для игры 7 Чудес (она же 7 Wonders), о процессе их изготовления, организации хранения всех компонентов и трудностях, с которыми я столкнулся в процессе. Ну и вкратце, а может и не вкратце, выскажусь о каждом из дополнений, мало ли кому захочется напечатать их и себе. Текста получилось приличное количество, поэтому разделю всё это на несколько разделов. Если вам что-то будет малоинтересно, можете пропускать, хотя я не рекомендую, поскольку целостность истории в этом случае пострадает.

 

 

 

 

 

1. Начало коллекции

 

2. Процесс создания ПНП

 

3. Перевод правил дополнений

 

4. Обзор дополнений

 

5. Разработка и производство органайзера

 

6. Устройство органайзера

 

 

 

 

С чего бы начать? Наверное, с начала и начну. С того момента, когда у меня только появилась коробка 7 Чудес. Было это, наверное, уже лет под 5, а то и 6 назад, и была это любовь с первого взгляда, с первой партии. В ней для меня оказалось идеальным всё. Тема, стиль, механика, лаконичность правил, арты, реиграбельность и прочее. Знаю, что многие любят исключительно базовую игру и терпеть не могут дополнений, но я точно не из таких. В чистой базе мне не хватает большего взаимодействия с другими игроками, и не только с соседями, а со всеми; а также небольшого «злого» сумбура или рандома. Достаточно быстро были приобретены дополнения Лидеры и Города, которые отлично вписались и дополнили базу. Особенно пришлись по душе Города. Вот чего мне не хватало, то Города и добавляют: то самое взаимодействие и тот самый злой рандомный сумбур. Постепенно коллекция пополнилась разного рода промками и WonderPack’ом, а позже AnnivarsaryPack’ом, Армадой, Вавилонской башней, металлическими монетками, ArtPack’ом и прочим. В общем всё, что выходило официально (разве что кроме одной промки Лидера с альтернативным артом (Phryne, изображение ниже), рано или поздно у меня в коллекции появилось.

 

 

Но если взглянуть на вкладку «Дополнения» на странице 7Wonders на BGG, то там к сегодняшнему дню уже накопилось 28 позиций, различной степени весомости. По факту их чуть меньше, последние в списке в учёт брать не буду, они скорее для второй реакции и что они делают в первой мне не до конца понятно. Так вот загорелся я идеей расширить коллекцию при помощи неофициальных дополнений. На самом деле загорелся я ещё тогда, когда в коллекции были только Лидеры и Города, этого мне не хватало и именно поэтому мне и хотелось больше контента. Начиналось всё размеренно, с самых популярных Sailors, Ruins и Myths, а закончилось такими дремучими допами, которые ещё нужно умудриться найти. У одного из последних дополнений, напечатанного мной, нет не только странички на BGG, но даже английских правил, приходилось возиться с французскими, но об этом позже. Сразу оговорюсь, что откровенный шлак всё же я отмёл и не стал печатать, как, например, Чудеса света по вселенной Властелина колец или предельно упоротых Лидеров, которые явно проседали и по качеству исполнения, и по балансу.

 

 

 

 

Кстати, вспомнилось, в то время в Польше проводили сборы на печать в типографии некоторых дополнений каким-то небольшим тиражом, хотел даже вписаться в это дело, но как-то не задалось, а потом и рукой махнулось. Заделал уже себе сам. Да и, как я понимаю, качество и сам способ изготовления ничем от моего не отличались.

 

 

 

 

 

Ну и, собственно говоря, сперва я затрону именно сам процесс изготовления фанатских дополнений, может быть эта информация кому-нибудь да пригодится. Поскольку большинство дополнений состоят из колоды карт, нескольких полей Чудес света и горсти жетонов, то самый простой и очевидный способ печати – двусторонняя на плотной бумаге, но… Но, если в основной игре планшеты и жетоны толщиной 2мм, то тоненькие, как карты, планшеты Чудес света из неофициальных дополнений в этом случае смотрелись бы как минимум инородно. А я перед собой поставил цель сделать ПНП максимально качественно и приближенно к оригиналу. Поэтому выбор пал на переплётный картон толщиной 2мм (на самом деле там около 1,7мм и это тоже сыграло злую шутку со мной, в плане лишних затрат), и самоклеящуюся плёнку. Плёнка выходила дороже, нежели самоклеящаяся бумага, и в разы дороже обычной бумаги, зато по качеству устраивала меня целиком и полностью. Вырезаем по контуру изображения, потом наклеиваем их с двух сторон на картон, и аккуратно под линейку подрезаем канцелярским ножом картон и излишки самоклейки, если таковые имеются из-за криворукости, и получаем годный планшет Чуда света. Все жетоны я делал по тому же принципу, а они-то более мелкие нежели планшеты. Достаточно кропотливая это работка. И нож также лучше иметь добротный, чтобы лезвие в нём не шаталось и не гуляло туда-сюда.

 

 

Второй загвоздкой при печати фанатских дополнений стала цветопередача. Разнотоном рубашек карт грешили и официальные дополнения, но тут уж ничего не поделаешь, так что уже говорить о печати в простеньких полиграфиях, которыми утыканы углы зданий возле универов условного Мухосранска. И поскольку так уж получилось, что разные принтеры выдают разную картинку (в плане цветопередачи), настройки печати разные бывают, да и сами файлы от разных авторов отличаются и по цвету, и по качеству, то при печати рубашки карт Эпох превратились бы в 50 оттенков коричневого, синего и фиолетового. Именно поэтому двусторонняя печать для изготовления большинства карт меня не устраивала (держим в голове упор на качество). И коль уж я затронул двустороннюю печать, то сразу скажу, что её главный минус лично для меня состоял в том, что идеально совместить два изображения было крайне сложно, поэтому и применял я её лишь для печати нескольких типов карт, которые не замешивались в основные колоды.

 

 

 

Взвесив все за и против, я решил использовать самоклейку и при изготовлении карт Эпох и карт Лидеров. Однако помимо самой плёнки, нужна была ещё и основа, на которую эта плёнка будет наклеиваться. Поэтому пришлось прикупить доноров: ещё одну коробку базы и коробку Лидеров (на самом деле даже 2 коробки Лидеров, но не будем об этом косяке). Толщина плёнки составляет 80 мкм, и когда наклеиваешь её поверх карты-донора, то изменение в толщине особо не чувствуется и на игровой процесс не влияет.

 

Само по себе наклеивание – тот ещё геморрой. Вырезать карту идеально ровно и по размеру получалось крайне редко, ровным счетом, как и наклеить самоклейку на карту-донора. Достаточно легко скривить или сделать складку (попытка оторвать плёнку приводила к её деформации или повреждению карты), всё запороть, а тогда и самоклейка, и карта-донор отправлялись на помойку (с планшетами Чудес света такое тоже частенько бывало). Идеально наклеить получалось крайне редко, небольшое смещение всё равно в той или иной степени имело место быть, и белые торцы самоклейки портили вид, но это правилось чёрным маркером, поскольку края карт в первой редакции чёрные, а не разноцветные как во второй.

 

Также из-за того, что лезвие ножа не всегда было идеально острым, то при нарезании у некоторой части карт бахромились края, отлетала краска (это больше касается двусторонней печати), и в этом случае тоже выручал чёрный маркер. Да, этот способ не идеальный, но по итогу две карты в протекторах, обычную и наклеенную, было очень сложно отличить друг от друга, ибо протекторы нивелировали и толщину карты, и некоторые огрехи в оформлении.

 

Понятное дело, что высококачественная двусторонняя печать на профессиональном оборудовании с подбором цвета и подгонкой смещения была бы явно лучше, но меня и так очень даже устраивал получившийся результат.

 

 

Пара слов о стоимости и доступности. Четыре-пять лет назад данная самоклейка стоила хоть и дорого, но в пределах разумного. Нынче, из-за всем известных печальных событий, мало того, что цена на данную самоклейку взлетела раза в 3, так ещё и найти её весьма проблематично. Но это так, ремарка…

 

 

 

 

Хочется ещё на одном нюансе задержать ваше внимание. Перевод правил. Его попросту не было. Из неофициальных дополнений вроде только Sailors и Ruins имели буклет русских правил на Тесере, поэтому пришлось взвалить на себя и эту ношу. Переводчик из меня такой себе, в программах редактирования пдф тоже не сильно разбирался, да и инструментарий хромал, так что поначалу всё весьма печально было. Перевел я для себя и сверстал как мог буклетики для всех дополнений. Где-то приходись из двух буклетов склеивать один, где-то я объединял сразу несколько дополнений, включая официальные WonderPack и промки. Кое какие правила залил на Тесеру, если карточки игр были, кое какие так и покоятся с миром у меня на жёстком диске.

 

Сейчас на многие буклеты без слёз я и взглянуть не могу, ибо в них имеются все возможные огрехи: и кривой перевод, и смещение текста, и слетевшие шрифты, да и просто общий стиль перевода не выдержан. Тогда меня это устраивало, сейчас подумываю переделать некоторые буклетики, если запал не угаснет. Самым толковым получился перевод буклета правил для дополнения Армада. Дополнение хоть и официальное, но перевод Стиля жизни просто в вордовском документе был каким-то несерьезным что ли. Хотелось распечатать красивый буклетик. Хотя, к слову, когда я переводил правила дополнений для второй редакции (читаем СТАТЬЮ), то понял, что и этот перевод для Армады первой редакции тоже имел кучу косяков. Ну может только два последних дополнения получили более или менее нормальные буклеты в плане оформления, хотя и там я тоже заменил шрифты на те, которые используются в буклетах правил второй редакции.

 

 

 

 

 

Теперь хочу вкратце пробежаться по каждому дополнению, так сказать небольшое описание и впечатления, а таковые конечно имеются. Начну с официальных и буду планомерно погружаться в самую бездну неофициальных.

 

Но перед этим ещё несколько небольших ремарочек. Создатели игры не рекомендуют добавлять в игру одновременно больше двух дополнения и это правда, поверьте мне, сыгравшему партию сразу с девятью дополнениями одновременно. В принципе все официальные дополнения можно раскладывать одновременно, они не конфликтуют, просто мозг начинает перегружаться. А вот с неофициальными дополнениями все немного хуже))) Некоторые механики плюс-минус повторяют официальные, некоторые недостаточно точно описаны и их взаимодействие друг с другом отдается на откуп игрокам. Также я встречал 4 вариации на тему торговли (и войны) с другими игроками, и явно в игре можно использовать только одну из них, игнорируя остальные. Поэтому добавить всё, всё, всё в одну игру просто физически невозможно, но я старался.

 

 

Не обошлось без повторения названий. Всякие пирамиды майя и инков присутствуют чуть ли не в каждом втором дополнении. Условных Вавилонских башен или Пекина я, наверное, штуки по 4 встречал. Это не сильно критично, но просто стоит помнить откуда для игры было взято то или иное Чудо света. Одинаковые названия карт Эпох также имеют место быть, но и с этим у меня не было каких-то особых затруднений. А вот с Лидерами все печальнее. Помимо названий совпадают также и арты, что вносит ещё больше разброда и шатания, и опять же условного Аттилы существует штук 5-6 различной степени паршивости и с различными же эффектами. Народ развлекался с Лидерами, как только мог. Ну и отдельно стоят 2 варианта оформления карт выбора Чудес света, кому-то захотелось изменить дизайн, но на этом не буду заострять внимание.

 

 

 

Также хочу упомянуть иконографику. Поскольку неофициальные дополнения создавались, как ни странно, фанатами, то никакого отношения к автору или издателю они не имели и все вводимые механики требовали новой иконографики, которую авторы придумывали сами, пытаясь подогнать под существующие символы, что не всегда получалось органично. Ещё хуже, когда для одного и того же эффекта разные авторы придумывали разные символы (привет заморозке карт в руке, защитным щитам и «отсутствию» чего-либо) или использовали одно и то же название для разных механик (привет золотым щитам и Вторжению). А бывало и наоборот, что для одного и того же символа, разные авторы использовали разное обозначение (привет половинке щита). А если впоследствии выходило официальное дополнение, которое тоже вводило фанатскую механику, то тут неразбериха становилась ещё большей.

 

 

Ну а вот теперь поехали!

 

1. Cities, они же Города

 

Добавляет в колоду каждой эпохи чёрные карты по количеству игроков в партии (да здравствует рандом). Эти карты обладают более сильными и разнообразными эффектами, но и стоят обычно дороже, нежели аналогичные карты Эпох, а встречаются на них как старые символы, которые присутствовали на других картах совершенно различных цветов, так и абсолютно новые. Игра стала более конфликтной и более злой. Теперь стало возможным лишать других игроков монет или победных очков, загоняя их в долги, покупать ресурсы у соседей ещё дешевле, вплоть до нуля, получать дополнительные жетоны победы в войне, копировать научные символы у соседей или даже пропускать фазу разрешения военных конфликтов в конце эпохи. Выпущенный к семилетию игры AnniversaryPack добавил 15 карт с новыми эффектами, которые ещё больше разнообразили партии при игре с этим дополнением.

 

Считаю это дополнение обязательными и даже при игре с новичками включаю его с первой или второй партии.

 

 

2. Leaders, они же Лидеры

 

Добавляют в игру новую колоду карт Лидеров, выбор которых на игру (по 4 карты для каждого игрока) происходит до начала первой эпохи. Затем перед каждой эпохой все игроки разыгрывают по одному Лидеру, который так или иначе влияет на игру и стратегию игрока. Лидеры обладают различными эффектами: некоторые приносят разовый бонус, некоторые постоянный, некоторые бонус, который срабатывает в конце игры или при соблюдении определенных условий. У этого дополнения также имеется AnniversaryPack в честь семилетия игры и полдесятка промок.

 

Приятное дополнение, которое может как оказаться очень полезным, если и Лидеров под стратегию правильно подобрать, и другие игроки тебе не будут мешать воплотить твои замыслы в жизнь, так и полностью бесполезным, если всё пошло не по плану… В моем личном топе стоит ниже Городов и даже ниже Армады.

 

 

3. Armada, она же Армада

 

Собственно говоря самое крупное и самое последнее официальное дополнение, если не считать дополнение Edifice для второй редакции, которое по сути является переработанным модулем Великие проекты из дополнения Вавилонская башня для первой. Привносит в игру новые планшеты с четырьмя треками-кораблями, куда мы, разыгрывая карту определенного цвета, можем слить излишки ресурсов, чтобы получить ништяки и плюшки. Также дополнение вводит глобальную войну на море, для чего теперь мы меряемся ещё и синими щитами, помимо красных. А вторжение (или абордаж) позволяет разрешать дополнительные военные конфликты с игроками, не являющимися вашими непосредственными соседями (механика частично позаимствована из неофициального дополнения Sailors). Также на треках можно получить новый тип карт – Острова, которые тоже приносят приятные бонусы, но насколько они будут приятны конкретно вам в текущей ситуации, тут опять же на всё воля святого рандома.

 

Второе по любви дополнение из числа официальных. Выводит игру на новый уровень. Новичкам не рекомендую, им бы так с ресурсами разобраться, а тут нужно следить за гораздо большим количеством вещей.

 

 

4. Babel, он же Вавилон

 

Считается самым неудачным из официальных дополнений. Имеет два больших модуля, которые можно использовать как отдельно, так и вместе. Первый представляет собой Великие проекты, вписываясь в строительство которых (как и в Армаде, розыгрыш карты определенного цвета + выплата дополнительной стоимости), можно или же получить плюшку, если к концу эпохи этот великий проект будет достроен, или же не словить штраф, если всё же проект достроен не будет. Минорненько, минорненько. В большинстве случаев бонусы не такие прям уж сильные, штрафы не такие прям уж страшные. Как я уже писал выше, не так давно этот модуль получил новую жизнь в виде дополнения Edifice для второй редакции.

 

 

В отличии от второго модуля – Вавилонской башни. Её почему-то переиздавать не захотели. Тут мы поимеем возможность строить в центре стола условную башню из тайлов. Тайлы эти, как и карты Лидеров, мы выбираем перед началом партии (по три штуки на брата), а на них, в свою очередь, изображено какое-то свойство, которое начинает работать только тогда, когда мы этот тайл выложим на стол. Это свойство может быть, как положительным, так и отрицательным, и, в отличии от Лидеров, оно работает на всех игроков, изменяя правила игры на то время, пока оно активно (пока не будет накрыто сверху другим тайлом).

 

Очень сложный доп, в котором помимо того, что нужно держать в голове все ресурсы у себя и у соседей, символы на картах и прочее, так ещё и следить за постоянно меняющимися правилами самой игры. Крайне не рекомендую новичкам и даже середнячкам. Но мне в целом нравится подстраиваться под изменяющиеся правила в любой игре, поэтому Вавилонская башня мне норм.

 

 

5. WonderPack, промки Catan и Siracusa, ArtPack

 

 Первые три позиции - шесть официальных Чудес света, которые в целом созданы для привнесения разнообразия в игровые партии. Новые уникальные эффекты прилагаются. Нормально, приемлемо, больше ничего сказать про них не могу. Разве что Катан прям чет достаточно сложный в плане его свойства, редко получалось им воспользоваться, хотя, как мы увидим дальше в фанатских дополнениях, на самом деле это даже не цветочки в плане замороченности эффектов. ArtPack же просто содержит 7 стандартных Чудес света из базы с изменённым артом. Для самых отъявленных ценителей или тех, кто затёр базовые планшеты до дыр. Сначала я вообще не хотел брать это дополнение, но оно попалось мне на глаза по приятной цене, и я приобрёл его, так сказать, для полноты коллекции.

 

 

Теперь неофициальные. Условно разделим их на паки полей Чудес света и полноценные дополнения, которые привносят новые механики, карты и прочее. В основном файлики валялись на страницах дополнений на BGG, но также очень полезными в плане контента оказались вот эти два сайтика: https://gusandco.net и https://corrojeux.wordpress.com. И нельзя не упомянуть двух авторов: Shima и Corro. Из-под их руки вышло большинство неофициальных дополнений. Грандиозный и качественный труд. Снимаю шляпу!

 

Немного путало и добавляло сложности при поиске дополнений то, что порой встречались РАЗНЫЕ паки ОДИНАКОВЫХ Чудес света. Чаще всего это были две версии одного и того же пака, одна более старая, другая чуть посвежее. И нужно было вычленить правильную версию, а всякий мусор отсеять.

 

 

Пожалуй, я не буду особо привязываться очередности выхода дополнений, а начну именно с паков Чудес света, постепенно понижая градус значимости каждого последующего (по моему мнению), потом перейду на полноценные дополнения, чтобы с ними вознестись на вершину фанатского творчества, а в конце рухнуть на самое дно. Вот такие вот американские горки.

 

6. LostWonders и LostWonders2

 

Два пака из почти четырёх десятков новых Чудес света. LostWonders, к тому же, условно разделен на несколько групп: древние Чудеса, мифические, игровые и прочие. Фантазия авторов данных планшетов не ограничилась перетасовыванием стандартных эффектов (победные очки, монеты, щиты и прочее) по разным ярусам Чудес света, а выдала несколько достаточно шедевральных, на мой взгляд, свойств. Чего только стоит возможность взять посередине партии все свои пожитки и переместиться в другое место за столом, тем самым сменив соседей. Другое Чудо света позволяет просто исчезать для остальных игроков. Вас как будто не существует. С вами нельзя торговать, воевать, распространять любые эффекты. Ровным счётом, и вы не можете делать тоже самое. Иногда бывает очень полезно, хотя бывает и наоборот. Помимо этого, появились свойства, которые вынуждали уничтожать построенные карты; половина щита, дающая преимущество при ничьей; копирование карт и даже Чудес света целиком; положительные эффекты для всех игроков (получение монет, сброс негативных жетонов и прочее).

 

 

В LostWonders2 авторы оторвались ещё больше. Можно было менять направление передачи карт, запрещать другим игрокам строить по цепочке или разыгрывать карту в последнем раунде эпохи. Можно было разрешать судьбу ничьей между другими игроками, подкинуть троянского коня сопернику или просто получить 0,5 пива себе на стол. «Игровые» Чудеса света забавно завязаны на механиках настольных игр, которые послужили вдохновителем на их создание (например, Цитадели, Келюс, Доминион). Тут рассказывать сложно, тут проще самому посмотреть. 

 

Приятные дополнения, некоторые механики или эффекты из которых позже появились и в официальных дополнениях, в той же Вавилонской башне, правда часто с другой иконографикой, что является, наверное, единственным существенным минусом, но об этом я уже упоминал.

 

 

7. GameWonders

 

Ещё один пак полей Чудес света, на этот раз базирующийся на сказочных мирах из компьютерных игр. Опять же ничего кардинально нового данные планшеты не привносят, разве что только разнообразие. Имелась пара-тройка новых эффектов, как то: щиты, которые предназначены только для защиты, а не нападения, возможность посмотреть карты в руке у соперника или возможность обменять построенную карту с картой из сброса, смотрелись достаточно легковесно по сравнению эффектами из других дополнений. Но с другой стороны это не так уж и плохо, поскольку игру это дополнение не перегружало, можно использовать с любыми другими дополнениями без ограничений.

 

 

8. Безымянные WonderPack’и

 

Несколько наборов Чудес света от фанатов. Какие-то имели авторство, какие-то нет. Официально на БГГ не фигурируют, просто выцепливал где-то понравившиеся и печатал их. Самые крупные паки были за авторством Benehime и DisForDefeat. Правила я сбил в один буклет, куда также включил официальные промо и WonderPack, а также Cupertino – уникальное полуофициальное Чудо света, которое было разработано специально для приложения на iOS. Авторы этих наборов Чудес особо не стали заморачиваться по выдумыванию новых свойств, использовали в основном старые. Даже в пример по памяти особо привести нечего))) Много повторов названий, баланс на откуп авторам. Скорее всего часть из этих планшетов в улучшенном виде перекочевало в более совершенные LostWonders, но и сами по себе выглядят они вполне себе играбельными.

 

 

9. Empires, они же Империи

 

Вроде как достаточно проработанное, хоть и не сильно привлёкшее меня (в плане новых механик) дополнение. Основные нововведения, которые предлагает автор, можно разделить на несколько небольших модулей.

 

1. Новые Чудеса света, некоторые из которых являются второй версией планшетов из базы (так и написано Рим II), с минимумом новых эффектов, самый значимый из которых – Агрессия. Если вы разыграли данный эффект, то в конце эпохи вы сражаетесь со своим соседом ДВАЖДЫ. В связке с остальными воинственными дополнениями может к концу игры неплохо так накидать победных очков за войну.

2. Карты Империй. Вариант игры, где Чудеса света и Лидеры подготавливаются специальным образом, согласно выбранной карты Империи, и уже из них игроки выбирают себе что-то на игру. Ну такооое.

3. Рынок Соломона – вариация на тему торговли, где игроки разыгрывают серые и коричневые карты не в свою игровую область, а в под специальный планшет, помещенный в центре стола. С этого планшета можно покупать любой ресурс, а его стоимость зависит от дальности расположения. Хорошо контрит момент, когда игроку оказывается недоступен какой-то ресурс, потому что ни игрок, ни его соседи его не производят или производят в недостаточном количестве. За розыгрыш карт под поле Соломона игроки, к слову, получают бонусы в виде победных очков. В целом использовать можно.

4. Новый режим для двух игроков, где каждый игрок берет себе сразу 2 планшета Чудес света. Не знаю, не играл, ничего сказать не могу.

5. Новые Лидеры, карты Городов (почему-то) и гильдий прилагаются (почему-то ужасного качества, что печалит, пытаюсь править в фотошопе).

 

В целом дополнение довольно слабое, на мой взгляд.

 

 

10. Myths, они же Мифы

 

Перед самым сладеньким хочется упомянуть это дополнение. Оно привносит в игру новую колоду - карты Мифов (Богов), которые очень похожи на Лидеров по своей механике. Единственная разница заключается в том, что карты Мифа нужно каждый раз выбирать заново перед каждой новой эпохой и разыгрываются они не в начале эпохи, а в её течение, тогда, когда это удобно и выгодно игроку. Карта Мифа разделена на несколько горизонтальных строк (от 1 до 3), где каждая строка имеет свой эффект и стоимость, зависящие от текущей эпохи. Дополнение достаточно сильно «утяжеляет» игру, особенно если играешь ещё и с Лидерами. Лишний круг драфта перед каждой эпохой скорее отталкивает, нежели привлекает.

 

Свойства на картах разнообразные, но, как и с Лидерами, достаточно ситуативные, хотя и позволяют порой переломить ход развития событий (например, в последнем раунде разыграть карту, которая дает 3 щита, когда соперник уверен с своем военном превосходстве). Бывает, правда, встречаются и достаточно сильные, уникальные, а может даже и сломанные способности, как например: собрать все карты на руках игроков, перетасовать и раздать заново; возможность строить в своем городе одинаковые карты; возможность строить по цепочке, отталкиваясь от карт соседей и прочее. От этой ситуативности и разброса в силе эффектов спасает то, что у игрока на руке 3 карты, а разыгрывает он только одну.

 

Я понимаю, что в целом сделано это дополнение вполне себе добротно, но всё же не сильно его жалую. Переусложнено, как по мне. Также хочется выделить то, что если все вышеописанные неофициальные дополнения не были связаны друг с другом, то тут эта связь начинает прослеживаться. Например, Чудеса света из Мифов также включены и в дополнение LostWonders, а карты Мифов встречаются в других дополнениях, которые выйдут позже. 

 

 

11. Sailors, они же Моряки

 

Хронологически первое большое неофициальное дополнение. Оно же первое из квадрологии дополнений за авторством Corro (были там у него ещё небольшие «типа промки» из одиночных лидеров и Чудес, но основной его труд - это Моряки и следующие 3 дополнения дальше по тексту), оно же самое минорное из всех в плане привнесения новых механик. За основу была взята модель дополнения Города, т.е. в игру добавляются карты нового цвета (оранжевые), которые замешиваются в основные колоды эпох по тому же принципу, что и черные карты. Среди механик самыми крупными являются морская торговля ресурсами с оранжевых карт и Вторжение, когда можно повоевать не только с соседями. Как я уже говорил, эта механика будет позже использована в официальном дополнении Армада, хоть и в слегка измененном виде. Ну а морская торговля тоже проста, как пробка: любой игрок может купить ресурс с вашей оранжевой карты за 3 монеты, независимо от того является он вашим соседом или нет. Всё остальное в плане механик осталось без изменений. Пара-тройка гильдий, Лидеров, Чудес света, свойства которых завязаны на оранжевых картах и морской торговле, прилагается. Как и с Мифами, эффекты, ссылающиеся на оранжевые карты, встречаются и в будущих дополнениях этого автора. В общем все простенько, но со вкусом.

 

 

12. Ruins, они же Руины

 

Второе от Corro и одно из самых кайфовых, как по мне, дополнений, ибо оно заставляется вас страдать! Не так страдать, как это делают Города или Армада (потеря монет, глобальная война), а страдать по-настоящему. Всё это из-за того, что теперь в начале игры города игроков пребывают в состоянии руин. Символизируют эти разрушения три карты, которые игроки выбирают драфтом в самом начале игры (перед выбором Лидеров, Мифов и прочего), и на которых изображены всякого рода негативные эффекты. Сила и противность каждой конкретной карты варьируется в зависимости от ситуации. От одного негативного эффекта можно избавиться розыгрышем одной лишней карты, а другой эффект будет преследовать вас всю игру. А бывает так, что негативный эффект вроде очень сильный и неприятный, но вы выбрали другую стратегию на игру и этот эффект вас вообще никак не коснётся в течение всей партии.

 

Парочка негативных эффектов для примера: вам всегда нужен 1 дополнительный ресурс для постройки ярусов чуда света, вы получаете штраф в победных очках, если у вас в конце игры не будет определенного набора ресурсов или карт; в случае ничьей вы всегда проигрываете в войне (привет иконографике половинки щита); вы не можете строить тот или иной ярус Чуда света; вы теряете монеты или победные очки при розыгрыше карт определенного цвета или определенных символов и др. Присутствует также механика Реконструкции, которая позволяет обратить во благо почти что любой негативный эффект. Если вы теряли победные очки за несобранный сет, то сейчас вы их получите, если этот сет соберете. Если теряли монеты при каком-то условии, то сейчас будете их получать и т.д. Опять же стандартный набор из Лидеров, Гильдий, Чудес света, а также карт Мифов, присутствует.

 

Кстати Чудеса света из этого дополнения особенно злые. Они вынуждают соседей брать дополнительные карты Руин или даже разрушают уже построенные ярусы Чудес света у соседей. А в связке с Городами и Армадой страдаешь особенно жестко. В общем шикарное дополнение.

 

 

13. Collection, она же Коллекция

 

Я не хотел отделять это дополнение от квадрологии, поэтому не стал упоминать его, когда перечислял «паки Чудес света», хотя это по сути набор из 50-ти новых Чудес света. Пятьдесят!!! Хоть сперва и может показаться, что автор оторвался по полной, но на проверку все чудеса оказываются довольно гармоничными, сбалансированными и ни одно из них критично не выделяется. Разумеется, стоит выделить то, что почти все из этих Чудес света не имеют базового ресурса со старта, зато у них есть какое-то уникальное и неповторяющееся свойство. Оно может даже динамически изменяться в зависимости от текущей эпохи. Если что, автор рекомендует разбавлять Чудеса из этого дополнения другими Чудесами, у которых есть какой-то базовый ресурс, чтобы не было дефицита этих самых ресурсов в течение игры. Свойства базовых сил и ярусов хоть и не такие дикие, как встречались в LostWonders, но тоже имеют место быть очень интересные экземпляры. Например, можно раз в эпоху перевернуть планшет и играть на другой стороне; возводя ярус Чуда света можно подкладывать карты боком, стоить, правда, это будет дороже, но и бонус будет пожирнее; можно поменяться картами с другим игроком; получить победные очки за тот или иной сет карт и другие более легковесные или менее уникальные эффекты, но зато органично вписывающие, за что это дополнение и ценно.

 

Отдельно хочется упомянуть два Чуда света. Первое – это ZEÚGMA (В), где вы начинаете игру с уже построенными ярусами, которые уже приносят вам какие-то бонусы со старта. Но эти ярусы будут постепенно разрушаться, а вы соответственно терять бонусы. Шикарный старт и полная бесполезность Чуда света в конце игры. Весьма необычно. А второе – CORROPOLIS – квинтэссенция трудов автора, город, названный в его честь, с уникальными и одновременно универсальными эффектами. Жетон Коррополиса позволяет скопировать базовый ресурс (да вроде, как и силу тоже) с планшета другого игрока или же может бесплатно возвести любой ярус Чуда света.

 

Честно, я так до конца и не разобрался как работает это Чудо света, может кто более толковый сможет помочь понять, как оно работает, поскольку слишком много нюансов и вопросов лично для меня всё же остаётся без ответа… Например, нужно ли использовать жетон Коррополиса сразу или можно попридержать и воспользоваться им в более подходящий момент. Или, если играешь за ZEÚGMA (В), а тебе каким-то образом разрушают твой 2-й ярус Чуда света, то в конце Второй эпохи должен ли ты разрушать ещё один ярус (1-й) или я просто игнорируешь это действие… В общем, как я уже говорил, всё на откуп игрокам…

 

Ну а так очень и очень достойная работа.

 

 

14. Frontiers, они же Границы

 

Последнее на данный момент неофициальное дополнение как от Corro, так и в целом. Выпустил он его уже после того, как я напечатал все остальные дополнения (кроме ещё одного, но об этом отдельно в п.15), благо оно содержит мало компонентов и вносить изменения в органайзер не требовалось (об этом тоже чуть ниже). Автор захотел ещё больше увеличить взаимодействие между соседями, поэтому ввёл в игру новые небольшие планшеты границ, которые размещаются между игроками. Под эти планшеты можно разыгрывать карты и эффект с этих карт будут получать оба игрока-соседа, а вот бонус с самой границы будет получать только тот, кто закинул под границу больше карт. И сам бонус с границы тем лучше, чем больше перевес в количестве карт. Ну и разумеется другой игрок может лишать вас бонуса, также подкидывая карты на границу.

 

Такое вот перетягивание каната. Вроде и бонусы получаешь с границы, но и соседу карты подкидываешь, с которых он тоже получает выгоду. Дополнение приносит с собой очень много нюансов в плане взаимодействия с другими дополнениями и конкретными картами, а также вопросов, которые так и останутся без ответов. Но с другой стороны уровень взаимодействия с соседями в этом дополнении выходит на новый уровень, оценить который я вам в целом рекомендую. Благо автор озаботился тем, что это дополнение вполне себе подходит и для второй редакции.

 

 

15. Towers, они же Башни

 

Узко известное в ещё более узких кругах, а другими словами «хрен где найдешь его», дополнение. Как пишет сам автор, ему хотелось сделать «больше, выше, сильнее» и первое, что бросается в глаза – это Чудеса света. Он развернул их и поставил вертикально. Я встречал уже одно такое Чудо света, но механически оно ничем не отличалось от остальных. Тут же каждое чудо света имело по 5 ярусов плюс «фундамент» на одной из сторон. Увеличенное количество ярусов требовало балансировки путем увеличения количества карт, и он добавил карты нового цвета – бирюзовые, которые не относились к какому-то конкретному типу, а содержали в себе механики всех остальных цветов. Там встречаются и щиты, и монеты, и победные очки, и даже новый ресурс и научный символ. Имеется и заморская торговля с одним «не соседом», и заморская война, наподобие Вторжения из Армады или Моряков. Есть механика сопряжения, когда вы получаете дополнительный бонус, если разыграли обе карты из пары. В целом нововведения в плане карт просто расширяют игру, делая её больше, толще, жирнее.

 

Также автор встроил в свое дополнение ещё одно мини-дополнение Фундаменты. Оно представляет собой отдельную колоду карт, которая содержит те самые фундаменты. В начале игры вы подкладываете одну такую карту под специальный ярус на планшете, получаете некий постоянный бонус, а в процессе игры будете определённым образом возводя ярусы своего Чуда света, её пододвигать, терять монеты и получать (но не всегда) за это достаточно спорный бонус. Порой кажется, что затраты не окупаются и выглядят это всё скорее, как усложнение для игроков, нежели что-то облегчающее игровой процесс. Сами Чудеса света (Башни) достаточно интересные, новых свойств тут тоже хватает. Золотые щиты, украшения, восстановления карт из-под ярусов Чуда света прочее. И под науку заточенные Чудеса есть, и под войну, и под торговлю, и др. На любой взыскательный вкус, как говорится. И внешне всё было сделано на очень приличном уровне, и на первый взгляд по поводу оформления не прикопаешься.

 

На первый взгляд…

 

 

Башни заслуживают ещё пары абзацев, ибо это дополнение - моя персональная боль и хочется выговорится. Это было последнее из освоенных мною дополнений, хоть оно и не самое последнее в плане появления на свет, как минимум официальная Армада была позже. Я наткнулся на него давно (страницы на БГГ нет), когда ещё подбирал и печатал основную часть пнп-шек, но в силу обстоятельств был вынужден его пропустить. Обстоятельствами этими являлись в первую очередь правила только на французском языке, которые ещё и невозможно было редактировать теми программами, которые я в ту пору использовал. Жалко, но тут ничего не поделаешь.

 

И вот, когда я уже спроектировал органайзер (терпение, терпение, осталось уже совсем немного) и даже сварганил кое-какой прототип, вполне себе годный, я снова наткнулся на это дополнение и, о, боги, теперь мне удалось открыть правила для редактирования, пусть даже на французском, но, как говорится, Гугл в помощь. Тогда-то я и решил включить его в свою коллекцию, а значит нужно перекраивать и органайзер, ведь Чудеса света и карты нужно было куда-то всовывать, тут как с Границами не получится.

 

 

И вот в ожидании появления в более-менее свободном доступе самоклейки, когда я уже переделал и довёл до ума органайзер, а также перевёл правила этого дополнения, я решил пойти дальше. А конкретнее не только перевести правила, но и карты с французского языка переделать на русский. И первой загвоздкой на этом пути стал шрифт. Possum Saltare NF – шрифт, который используется на картах и, в немного модифицированном виде, для написания самих названий дополнений. Этот шрифт существует только на латинице, и по началу мне он был нужен только для обозначения названий на разделителях для карт и чудес света. Сейчас же, для перевода карт, нужна была кириллица. Стиль жизни при локализации заморачиваться не стал и просто заменил этот шрифт на другой, мне же хотелось добиться полного сходства, и я решил пойти по более тяжелому пути. Частично я уже делал некоторые русские буквы для логотипов дополнений второй редакции, поэтому наработки были, и я, посидев какое-то время в Кореле, набросал весь русский алфавит, таким, каким его себе представлял. Хочу заострить ваше внимание на том, что все буквы, которые вы видите на скрине снизу – это не шрифт, а векторная графика, и соответственно каждая буква была нарисована вручную. Вручную же выставлялось и положение каждой буквы в слове, вплоть до тысячной доли миллиметра. Расстояние между буквами, пробелы между словами, а также само положение слов на карте – всё это также выставлялось вручную. Глаза вылезали на лоб, когда я сидел и всё это выравнивал. Даже не попиксельно, а до десятой доли пикселя.

 

 

 

Необходимо было вычистить каждую карту от латинских букв, затем удлинить или уменьшить область для текста (серая полоска), поскольку длина английских слов не совпадала с русскими вариантами. Кстати, даже в оригинале длина «серой полоски» могла очень разительно отличаться от длины самой надписи, что странно и выглядит халтурно. Я же длину полоски на каждой карте подгонял под длину названия этой карты. Отдельная сложность состояла в «подсказках» и «стоимости» строительства по цепочке. Там область для текста накладывалась на изображение, а вычищать каждое изображение вручную то ещё занятие… Также изначально я не заметил, что дизайн карт оказался кривым: текст на картах был в 1,5 раза меньше, чем нужно, а увидел я это только после распечатки и, дабы успокоить внутреннего перфекциониста, пришлось переделывать полностью всю зону с названиями карт полностью с нуля, и, соответственно, перепечатывать все карты заново. Иконки ресурсов со стоимости строительства также оказались меньше чем в оригинале, но всего процентов на 10, и это не так сильно бросается в глаза, как надписи, поэтому их я трогать не стал.

 

 

Ещё в процессе работы над переводом и тем более в процессе редактирования карт, начали появляться подводные камни и чем глубже я погружался в этот омут, тем меньше и наполнение этого дополнения, и качество его исполнения мне нравилось. В процессе этого погружения выяснилось, что вышеупомянутый кривоватый дизайн карт - это лишь вершина айсберга. Как я уже отмечал раньше, некоторые эффекты из этого дополнения копируют оные из Моряков и Армады, а взаимодействие этих схожих механик между собой никак не оговаривается. Ладно Армады в то время ещё не существовало, но Моряки то уже были. Работа многих новых механик, как, например, восстановление карты, использованной для строительства яруса Чуда света, также нуждалась в уточнениях, а получить ответы было негде. Да и к новому ресурсу у меня были вопросы. Например, как работают те свойства, которые приносили любой ресурс или давали скидку на покупку любого ресурса? Новый научный символ в ту же корзину.

 

 

В дополнение ко всему вышеперечисленному, у меня закрались сомнения по поводу схемы добавления карт в колоду, правильно ли всё рассчитал автор. Ведь тут карты добавляются по принципу из базовой игры, а не из дополнения Города/Армада/Моряки. Есть значки 3+, 4+ и т.д., и в целом всё работало, пока ты не натыкался на значок 8+. Автор добавил по 2 карты 8+ в каждую эпоху и решил, что сбалансировал игру на 8 игроков. То, что в базовой игре нет карт 8+ его, наверное, не смутило. Вообще конечно очень сомнительно, что я буду играть в 7 Чудес ввосьмером, но по факту карт для полноценной игры на 8 человек с этим дополнением не хватает, а надежда на то, что хоть часть этого дополнения окажется более-менее стоящее окончательно улетучивается.

 

 

Последней каплей стала цветопередача. Понятное дело, что разные мониторы передают цвета по-разному и при печати будет получаться чуть иной цвет, нежели мы видим на экране, но тут история веселее. Принтер, там, где я печатал, наотрез отказывался воспринимать бирюзовый цвет и выдавал вместо него исключительнейше синий, который практически ничем не отличался от синего цвета на картах базовой игры. Пока я нашёл более-менее удобоваримый вариант для себя, была испробована куча настроек печати и цветовых профилей фотошопа. Иногда получалось даже так, что в тени цвет был один, а на свету другой, в реале один, а на фото другой и прочее. Целая куча бракованных листов и испорченных нервов прилагается. Например, на фото ниже 2 разных цвета…

 

 

Так вот этот самый удобоваримый вариант печати просто желтил карту, превращая её из синей в зеленовато-синюю, при этом желтился и весь остальной арт на карте, что не могло не печалить. Я уже 100 раз пожалел, что откопал это дополнение и то, что правила тогда открылись мне для редактирования, я считал уже скорее проклятьем, нежели удачей. Вся эта желтизна карт мне не нравилась, и хотелось просто забить на это дополнение, но органайзер был уже сделан и обратной дороги не было…

 

Поэтому я в очередной, четвёртый или пятый по счёту, раз переделал и перепечатал все карты, на этот раз заменив цвет карт более зелёным оттенком, что потянуло за собой ещё одну кучу брака и листов-пробников с подбором цвета (50 оттенков зелёного, ей богу), переделку всех остальных карт из этого дополнения, а также планшетов Чудес света и даже буклета правил... И вот, наконец, получилось так, как это и должно было изначально выглядеть. Только вот зачем всё это и для чего, я уже и не знаю…

 

 

 

Спасибо, что дали выговорится. Подытоживать не хочется, хочется забыть. Перейдём лучше к органайзеру.

 

Хотя всё же давайте я вместо итога вот такую табличку тут обрисую. Исключительно моё мнение по кайфовости дополнений, от мастхэва до откровенно слабого продукта. Разумеется, с фанатскими дополнениями наиграно гораздо меньше партий, нежели с официальными, и, возможно, после большего количества партий мнение изменится, но пока так. И да, качество дополнения лучше всего оценивать, играя только с ним одним, тогда акцентируешь внимание исключительно на нём и ни на что больше не отвлекаешься. Этого я не делал, а играл постоянно сразу с несколькими дополнениями, не стремясь к получению чистого опыта от игры с тем или иным дополнением. Возможно, даже Башни, при таком подходе, заиграют новыми красками.

 

 

 

 

 

Ну и наконец-то мы добрались до самого сладкого. До того, ради чего вся эта статейка и писалась. Органайзер, он же биг-бокс.

 

 

В тексте ниже я опишу функционал органайзера и затрону проблемы и нюансы, с которыми я столкнулся во время его проектирования и изготовления. Для этого вернемся во времени немного назад. Как я уже упоминал чуть выше, когда неофициальные дополнения только начинали накапливаться, я понял, что ни в какую коробку это всё добро не поместится и нужно будет пилить отдельный биг-бокс. Опыта в проектировании на тот момент у меня совершенно не было, это был первый проект, скажем так. И, разумеется, всё постигалось путем проб и ошибок. Подбор материала, подгонка размеров и прочее шли очень туго, инструментарий знатно хромал, одну коробочку мог рисовать по несколько дней, а то и недель. Подводила и техника, постоянно выкидывая фортели. Например, два одинаковых элемента мне могли порезать по-разному: то сначала не было зазора между деталями, то потом он резко появлялся, хотя я ничего не менял в данном месте…

 

 

Работа продвигалась ооооооооооооочень медленно. Теперь то я понимаю, что первоначальные файлы были собраны действительно очень криво, и скорее всего их, как могли, допиливали операторы станка, поэтому и выходил такой разнобой… В общем решил я набить руку на других проектах, можно вот ТУТ с ними ознакомиться. Там всё продвигалось тоже неспешно, а потом я и вовсе переключился на органайзер для 7 Чудес второй редакции, который также отнял очень много времени, сил и средств. Зато закончив с этим органайзером у меня уже было достаточно опыта и наработок для моего долгостроя, но с другой стороны это привело к тому, что файлы четырёхлетней давности не годились для переделки и пришлось всё рисовать заново…

 

 

 

Как органайзер будет выглядеть, как будут располагаться в нём те или иные элементы и прочее, уже давно в виде идеи висело у меня в голове и по сути эта первоначальная планировка и сохранилась до самого конца, изменяясь лишь в размерах по мере добавления тех или иных дополнений. Изначально планировалось использовать для изготовления фанеру 3мм, были даже порезаны и склеены картотека для карт и коробейки для жетонов. Но позже я пришел к мысли, что фанеру будет слишком сильно перекашивать на деталях большой длины… и я остановил свой выбор на ХДФ 3мм. Правда и тут есть нюансы… Весьма большие, я вам скажу. Дело в том, что заявленная толщина в 3 мм не всегда бывает именно 3,0мм. Часто встречается 3,2мм, а в случае с ламинированным ХДФ, то вплоть до 3,4мм. Казалось бы, это не такая большая погрешность, но на практике получаются очень сильные расхождения, зазоры и выступы. А если учесть, что некоторые детали склеивались в два слоя, то там эти 0,4мм складывались и превращались уже в 0,8мм. Я чертил в КОМПАСе и из-за таких просчётов с толщиной материала приходилось вручную перекраивать эскизы всех коробок. Повторюсь. Вручную переделывать ВСЕ эскизы ВСЕХ деталей!!! А это оооочень большой кусок работы. Просто огромный. Бывало даже так, что сначала я делал под 3,0мм, потом переделывал всё под 3,2мм, после чего находил другой материал и снова переделывал под 3,0мм, потому что изначальные эскизы под 3,0мм уже устаревали и не годились.

 

 

Описывать пошагово процесс разработки я не буду, скажу только, что размеры биг-бокса, как вы уже и так могли понять, перекраивались бессчётное количество раз, ровным счетом, как и размеры каждого отдельного модуля. Помимо одной запоротой чистовой крышки, было сделано 2 недопрототипа-картотеки, 1 полноценный прототип, со всеми коробками (точнее это должен был быть чистовой вариант, но потом я наткнулся на злополучные Башни), а сколько было пробных коробочек для карт и жетонов я уж и сосчитать не смогу.

 

 

Прежде чем перейдём непосредственно к устройству и функционалу органайзера, хотелось бы обозначать некоторые проблемы и трудности, с которыми я столкнулся при его изготовлении. Для этого давайте сперва выделим отдельные модули, из которых состоит органайзер:

 

A – Модуль для военных жетонов;

 

B – Модуль для карт островов;

 

C – Модуль для Монет и жетонов Долгов;

 

D – Модуль для кораблей и жетонов неофициальных дополнений;

 

E – Модуль для компонентов дополнения Babel;

 

F – Модуль для карт;

 

G – Нижняя часть коробки со встроенной картотекой;

 

H – Крышка коробки.

 

 

Более конкретно по каждому модулю пробегусь чуть ниже, а пока проблемки:

 

0. Текст, шрифт. Для гравировок названий на крышке и на разделителях (планшетов и карт) нужны были буквы, но они у меня уже были, о чём я уже распинался выше и повторяться не стану. Поэтому хоть это и было проблемой, но проблемой это не было, просто хотелось как-то упомянуть этот момент.

 

1. Внешний вид, дизайн, материал. Как я уже писал в предыдущей статейке, я считаю первую редакцию более ламповой, душевной какой-то, в то время как вторая всем своим видом указывает на некую элитарность. Черный цвет с золотыми буквами смотрится дорого-богато, фольгированные карты и прочий минимализм в деталях тоже очень приятен глазу, и, в процессе проектирования органайзера для второй реакции, я проникся её дизайном и решил использовать его в разработке дизайна крышки биг-бокса первой редакции. Весь этот минимализм оформления оказался очень удобен с практической точки зрения. А после некоторых раздумий было решено ещё и изначально выбранный ламинированный ХДФ (ЛХДФ) цвета венге перекрасить в чёрный, чтобы достигнуть полного сходства. 

 

 

2. Разделители для картотеки Чудес света. Тоже весьма болезненная тема в плане подбора и проектирования. Даже сейчас, когда всё уже готово, я понимаю, как можно было сделать лучше, но это нужно перекраивать весь органайзер, а он увы по большей части не разборный. Первым нюансом стал материал и способ нанесения на него надписи. Перебрав несколько вариантов, от гравировки до термопечати, я остановился на УФ-печати на плашках из белого акрила. Дорогое удовольствие и не каждая местная конторка имеет оборудование для этого дела. Первоначальная версия получилась в трёх вариациях из-за разнотона в чёрном цвете, а, как вы помните, хочется, чтобы всё было идеально, поэтому разделители были перепечатаны заново...

 

 

Переделывались они в том числе и из-за второго нюанса, который вытекал из первого. Акрил сам по себе довольно хрупкий, а ось вращения разделителей была мной спроектирована очень тонкой и если случайно не туда или не так нажать, то можно было легко эти усики отломать. Вот именно тут я понимаю, что зону А нужно было делать меньше, а зону В больше. При переделывании разделителей я чуть это исправил, но не сказать, чтобы кардинально, поэтому уже как есть, так есть... Полностью переделать разделители не получится, как я сказал это затрагивает и другую часть органайзера, которая идёт неразъёмно с корпусом, да и третий раз изменять дизайн разделителей уже реально чрезмерно.

 

 

Третий нюанс с разделителями – установить их внутри картотеки. Первоначальная версия картотеки предполагала абсолютную неразборность её конструкции и всегда был риск случайного повреждения разделителя во время эксплуатации, и в этом случае заменить разделитель на новый было бы невозможно, что меня очень напрягало. Были мысли просверлить в торце разделителей тонкие отверстия и на пружинах вставить тонкие металлические стержни в качестве оси вращения, или использовать магниты, чтобы иметь возможность извлечения разделителя при необходимости, но сверлить акрил, ослабляя его стенки – это глупейшая затея… По итогу последней переработкой органайзера стала именно чуть изменённая стенка картотеки, в которую был добавлен жёлоб для движения разделителей. Не всё получилось так, как я задумывал, но в целом всё встало на свои места и сейчас есть возможность извлечь разделитель без повреждения как разделителя, так и самой коробки.

 

 

3. Ещё одной занозой в заднице стали перемычки. А точнее их расстановка и удаление при переделке эскиза. Что это такое и с чем его едят? Для более точного распила и просто удобства транспортировки многие производители органайзеров делают некое подобие литников, обычно формата А4, где детали держатся за счет очень тонких недопиленных перемычек (к слову мои литники были 620 на 360 мм, а это даже больше, чем формат А2). Я не знаю в каких программах профессионалы своего дела работают и как они расставляют эти перемычки, но у меня это дело занимало очень много времени. На каждую деталь копипастой понакидать от пары до полусотни перемычек, а после удалить лишнее и всё это вручную – это половина беды. Вторая половина – когда нужно было переделывать деталь, а то и весь проект (помним про толщину трёхмиллиметрового ХДФ от 3,0мм до 3,4мм), и приходилось удалять все перемычки, восстанавливая целостность линии, после чего переделывать деталь и расставлять эти перемычки по новой. Это дело конечно очень затратное в плане сил и времени. Разве что буквы вручную выставлять меня изматывало больше.

 

 

 

4. Не меньшей по значимости занозой стало то, что оказывается не все йогурты одинаково полезны. Ну точнее не все станки пилят одинаково. И дело даже не в том, у кого какая мощность лазера или сила обдува, или что там ещё. Оказалось, что и калибровка весьма прилично отличается, и что когда режешь деталь длиной, к примеру, 500мм на двух разных станках, то это вовсе не означает, что обе эти детали получатся одинаковыми и равными 500мм... Оказалось, что разбежка может быть весьма существенной, вплоть до потери 1мм на каждые 20см.

 

На фото ниже показан пример, когда одну и ту же деталь пилили на трёх разных станках. А если станок, на котором печаталась основная часть деталей, оказывался недоступен, то приходилось ждать по месяцу, а то и два, а то и три, пока этот доступ снова появлялся… Ну или изгаляться с масштабированием, прибегая к методу подбора и научного тыка. Вывод: если уже пилите органайзер, то пилите его в одном, а не разных местах.

 

 

 

5. Ну и самый большой и животрепещущий вопрос, где всё это добро порезать, желательно качественно и недорого, и с учётом того, что ещё и не каждый станок потянет такие размеры. Я даже не представляю сколько денег ушло на резку всех вариантов элементов органайзера и допиливаний «брака» или «косяков», и я сейчас не беру в расчёт печать самих дополнений, краску и прочие расходники. Исключительно элементы органайзера и биг-бокса. Поэтому в этом пункте просто будут слова благодарности всем причастным за помощь в резке, печати, консультациях и в особенности за «уши».

 

Всех поимённо называть не буду, всё равно эти имена вам ничего не скажут, но всё же выделю отдельно Александра, который несколько раз брался резать мои детали бесплатно, а там были огромные куски ХДФ, поскольку я закидывал в файлы детали с запасом, учитывая возможный брак; Наталью, которая также несчётное количество раз выручала меня с резкой и печатью, в том числе тех самых акриловых разделителей; а также Сергея из Korob_it и Илью из MightyBox за консультации (не сочтите за рекламу, просто слова благодарности). В общем ещё раз всем вам огромнейшее спасибо.

 

И несколько 3D-моделек, чтобы заполнить пустующее пространство под текстом.

 

 

 

 

Давайте с нюансами разработки и производства пока закончим, хотя в следующем разделе я всё же их в паре мест затрону.

 

 

 

 

Ну и, наконец-то, непосредственное устройство и функционал органайзера. Погнали без воды, думается её и так уже много было, а вы и так уже устали читать весь этот словесный поток сознания. Простите, это всё копилось во мне очень много лет)

 

A – Модуль для военных жетонов

 

Разделен на несколько секций, в каждой из которых отдельно хранятся жетоны военных конфликтов, разделённые по ценности, жетоны морских конфликтов из Армады, а также жетоны Агрессии, Вторжения, Дипломатии и прочие, относящиеся к военной стороне игры. В центре сделан специальный перепад высот, чтобы уместить 1 буклет для подсчета ПО.

 

 

B – Модуль для карт островов

 

Небольшой модуль, вмещающий 3 колоды карт островов. Ничего особенного тут тоже нет, разве что по периметру имеются специальные «ножки», которые немного приподнимают всю конструкцию над столом, из-за чего брать карты становится удобнее. Также эти «ножки» предназначены для стыковки и дополнительной фиксации модуля B с модулем С, превращая первый в своеобразную крышку, которая препятствует разбрасыванию компонентов модуля С по коробке. Вряд ли я когда-либо буду наклонять или переворачивать эту огромную коробку, но всё же.

 

 

C – Модуль для Монет и жетонов Долгов

 

Собственно тут хранятся жетоны Долгов и монеты. Самая простая конструкция на 2 отсека и, как я писал выше, сверху данный модуль накрывается модулем В, для чего имеются специальные пазы по периметру. Монетки, кстати, металлические. Металл, металл, люблю металл. И да, у меня 2 комплекта металлических монет для игры 7 Чудес. Для первой редакции и для второй. Люблю 7 Чудес.

 

 

 

D – Модуль для кораблей и жетонов неофициальных дополнений

 

Здесь я расположил кораблики из Армады и всякие жетончики, в основном из дополнения Collection. Кстати жетоны из других дополнений я тоже слегка переделывал, подгоняя под общую стилистику. Имеется небольшая крышечка, которую можно открывать сверху, а можно подцепливать сбоку, для чего предусмотрены небольшие зазоры.

 

 

E – Модуль для компонентов дополнения Babel

 

Это очень громоздкое, в плане компонентов, дополнение. В модуле отдельно хранятся тайлы башни и каждый тип жетонов. Нарезал тут кучу выемок и отверстий, чтобы было легче извлекать нужный жетон, а не колупаться с ним часами, пытаясь подцепить ногтем, если он упал на дно небольшого отсека, но и так, чтобы все компоненты находились на своих местах, а не переваливались из одного отсека в другой. В секцию с крышкой я засунул картонные монеты, жалко было их выкидывать.

 

 

F – Модуль для карт

 

Вмещает в себя все имеющиеся в игре карты, причем сразу с запасом на протекторы. Обычные Мэйдеи, не премиум. Пантеоны тоже вряд ли потянет. С большего все карты разделены по дополнениям или, если это необходимо, по типам. Лидеры к Лидерам и т.д. Каждый отсек имеет название, выгравированное на лицевой стороне разделителя и сбоку, на специальной выемке. Некоторые отсеки дополнительно разделены на меньшие отсеки прозрачными акриловыми перегородками без названий. Также, скорее для полноты коллекции, нежели необходимости ради, распечатал и карты выбора Чудес света. Больше о нем сказать особо нечего.

 

 

 

G – Нижняя часть коробки со встроенной картотекой

 

 

Как я уже упоминал выше, когда описывал проблему с картотекой (1) – это самый геморройный, в плане переделок, элемент, поэтому повторяться не буду, а просто перейдём функционалу. В заполненном состоянии все планшеты в картотеке располагаются под небольшим углом к поверхности, что позволяет уменьшить общую высоту, хоть это и увеличивает длину коробки, но с другой стороны такое расположение элементарно удобнее при пролистывании и поиске нужного планшета. Наклон обеспечивается специальным выступом (2), в который упираются планшеты.

 

 

Также этот наклон планшетов ограничивается специальным пазом (3) на боковой стенке коробки, куда входит часть акрилового разделителя. С правой стороны разделители фиксируются стенкой-перемычкой (4), в которой также сделан специальный жёлоб для размещения на своих местах разделителей, с возможностью их, хоть и со скрипом, но извлечения. Завершает «содержимое» нижней части коробки специальный отсек (5) для полей Портов. Можно было его отсюда убрать, чем уменьшить длину на 2 см, но я руководствовался принципом «то, что будет использоваться чаще, то должно быть ближе под рукой», поэтому как есть, так есть.

 

 

Компоновка: параллельно картотеке располагаем модуль с картами (6), а оставшееся пространство заполняем модулями для жетонов. Порядок расположения не сильно важен, но если придерживаться вышеупомянутого мной принципа, то на самое дно лучше ставить модуль E, наверх В+С+D и ещё выше А.

 

 

С внешней стороны – ламинированный ХДФ, выкрашенный в черный цвет. Также немного доработал напильником (снял фаску) и покрасил верхние края внутренней части коробки, для более легкого закрывания крышки. Дополнительно имеются также декоративные вставки, которые в виде неких рамок или уголков стилистически обрамляют коробку. Эти вставки выкрашены золотой краской. Как и буквы в ещё одной декоративной вставке (с названием игры). Но все нюансы по поводу букв я опишу уже в следующем пункте, ибо там этих самых букв используется гораздо больше.

 

 

H – Крышка коробки

 

А вот это, как несложно догадаться, самый геморройный в плане окраски, элемент.

 

 

Первое, что бросается в глаза – это название. Изначально оно было чуть другое, но об этом позже. Итак, название. Шикарные золотые буквы на черном фоне - это прям по кайфу. Отбросив несколько не устроивших меня вариантов, по типу гравировки, я остановился на самом простом варианте. Вырезаем буквы в основе крышки, красим отдельно буквы золотой краской и вклеиваем их обратно. Но есть нюанс. Он вытекает из технологии резки, возможно характеристик лазера или ещё чего-то, но суть в том, что внешняя часть вырезанной детали всегда будет уже чем, внутренняя. Приблизительно я это изобразил на изображении ниже:

 

Разница видна невооруженным взглядом. Если окрашиваешь те же буквы, которые вырезались в крышке, то получается слишком большой зазор и смотрится это, скажем так, не сильно эффектно. И да, со временем во все эти щели скорее всего начала бы забиваться пыль, что испортило бы внешний вид. Поэтому приходилось вырезать 2 комплекта букв: первые в самой крышке, а вторые те, которые будут окрашиваться, и именно их приходилось отзеркаливать, чтобы использовать внутреннюю сторону как внешнюю. В этом случае зазор нивелировался и становился практически незаметным.

 

 

Вообще с буквами было много возни. Сложно сосчитать сколько я перепробовал вариантов и способов окрашивания. ЛХДФ просто краской; ЛХДФ зашкурить и краской; краской, поверх лаком (лаки трёх видов); краска, лак, краска; краска, зашкурить, краска; один слой; два слоя; три слоя; и т.д. и т.п. По итогу остановился на варианте из простого, не ламинированного, ХДФ, который при окраске прокрашивается неоднородно, что создает некий эффект металлической кристаллической решётки. К слову, для того, чтобы буквы и прочие лёгкие элементы не разлетались при окрашивании, я наклеивал их на малярную ленту.

 

 

И пара слов о рабочем процессе. Крышка, как и дно, двуслойная, поэтому всё ниженаписанное можно применять к обоим этим элементам коробки. Внешняя часть крышки сделана из ЛХДФ, внутренняя из обычного. Сначала собиралась внутренняя часть, после чего ножом подрезались лишние выступающие элементы, которые могли негативно сказаться на плотности прилегания внешней части. Хоть и проектировалось всё с запасом, но увы на практике получалось как получалось. Внутренняя часть также имела специальные выступы для лучшей стыковки с внешними деталями, в которых в свою очередь имелись отверстия. В крышке этих отверстий делал меньше, чем в дне, дабы покрасивее смотрелось.

 

 

По покраске тоже всё достаточно просто. Все ламинированные компоненты я предварительно минимально зачищал наждачной бумагой, чтобы убрать излишнюю текстуру дерева, после отдельно каждую деталь покрывал краской в 3-4 слоя, склеивал всё воедино, снова минимально зачищал и покрывал финальным слоем краски.

 

 

 

Ну и при склеивании главной ошибкой стало то, что я наносил клей бездумно на всю поверхность внутренней части, и когда прикладывал внешнюю, то на открытых участках (отверстия для букв или рамок) оставался и засыхал клей. Этот засохший клей невозможно было вдавить и получалось что буквы или рамки выпирали над поверхностью крышки. Приходилось или выскабливать засохший клей, или подрезать внутренние части рамок или букв, чтобы буквы встали на свои места как положено, не выпирали и не были сильно утоплены. А отверстия порой бывали очень маленькие (1мм) и извлекать оттуда засохший клей это та ещё задачкой. Впоследствии эти места я или предусмотрительно обходил стороной, или вовремя очищал от ещё не засохшего клея.

 

 

Почему впоследствии? Ну потому что получилось так, что я сделал 3 полноценные чистовые крышки (хотя материалов было порезано на все пять), две из которых ушли в утиль. Первая по причине изменения дизайна и ошибок в разработке (пресловутые 3 миллиметра), а со второй всё гораздо веселее или, скорее, печальнее. По непонятным мне до сих пор причинам, при финальном окрашивании после сборки, в некоторых местах под краской начинала пузыриться ламинация. Скорее всего это происходило из-за чрезмерного употребления наждачкой, когда ламинация истиралась до чистого ХДФ и под неё попадала краска. Эта вздувшаяся ламинация убила мою основную крышку и пришлось оставить дублирующую.

 

Да, как вы могли уже догадаться, я хотел сделать 2 крышки. Одна, так сказать именная, для себя, а вторая нейтральная, для того случая, если когда-нибудь будет необходимость продать эту коллекцию. Надеюсь до такого не дойдёт, но жизнь штука непредсказуемая. Так вот, в силу обстоятельств, крышка осталась только одна. Очень и очень обидно. Возможно я сделаю-таки вторую крышку, но как скоро это будет, да и будет ли вообще, я не знаю.

 

 

Ну и разумеется крышка это не только ценный мех, но ещё и место, куда можно уместить то, что не уместилось в нижнюю часть коробки. То, что по моим соображениям, будет использоваться реже всего, а это в основном правила. Поэтому внутри крышки появилась специальная область, куда все правила, а также ещё некоторые крупные компоненты из нескольких дополнений, и разместились.

 

 

Эта область разделена на 2 условных отсека и, дабы всё содержимое из неё не вываливалось при перевороте, сверху прикрываем его крышкой на магнитах. Изначально магниты были больше и сильнее, и планировалось снимать крышку сдвигая ее, а не отрывая, но это был просчёт, потому как сдвигать её оказалось неудобно, а никакой клей не мог удержать магниты на своих местах и их попросту вырывало. Пришлось делать из ХДФ специальные шайбочки-вставки, запрессовывать в них магниты меньшего диаметра и вклеивать всё это на свои места. К слову держат эти магниты превосходно, зря я изначально такие жирные магниты брал (на самом деле какие были у меня, под то и проектировал, дабы лишний раз не тратиться).

 

 

 

Ну и как же оно открывается? По бокам сделаны специальные вырезы, формирующие с аналогичными вырезами в нижней части коробки, некое подобие ручек. Всё просто и минималистично.

 

 

Ну и на этом я, наверное, закончу свой рассказ. Надеюсь, не сильно я вас утомил)

 

 

 

 

Не знаю сколько людей дочитало до этого момента, но всем вам большое спасибо за то, что уделили часть своего времени на прочтение сего текста. Надеюсь вам было интересно, а может быть даже где-то и познавательно. Что касается каких-то моих мыслей по поводу данного органайзера, то это конечно был очень большой проект, хотя, казалось бы, что тут делать. Реальной работы на пару недель, может месяц, но в том случае, когда всё найдено, собрано воедино, разработано и прочее. Как обычно, многое упиралось во время, в первую очередь свободное. Подбор материалов, переделка даже не по десятому, а по сотому разу эскизов и самих деталей, допилы, допилы, допилы. Даже этот текст я начал писать ещё в ноябре 2022 года… Вот только малая часть файлов с переделками:

 

 

Ну и финансовая составляющая. Очень дорогой проект получился. Берёте цены на материалы, резку, полиграфию, доноров и прочее, и смело умножаете на 10, а то и на 20. Элементарно сейчас распечатать 2 листа самоклейки формата А3 стоит порядка 10 долларов (я из Беларуси, поэтому приведем к общему знаменателю). Докинем сюда лист переплетного картона и получим 3 планшета Чудес света. У меня их порядка 150-ти (пнп). Сколько обошлись мне только планшеты, без учёта брака, не так сложно сосчитать, что уж говорить обо всём остальном. Поэтому желание съэкономить было очень сильным и порой приходилось ждать по несколько месяцев более приемлемых, в плане растрат, вариантов.

 

 

 

 

Плюсы понятны – получилось масштабно, внушительно, красиво, ну и, разумеется, всё в одном месте и на своих местах.

 

Из минусов могу отметить самый значительный – хрупкость ЛХДФ. На коробке ооочень легко оставить скол неаккуратным движением, особенно в местах стыка двух деталей. Также картотека получилась не совсем идеальной, теперь я уже понимаю, как ее довести до ума, но об этом я уже писал, повторяться не буду и переделывать тоже не буду)) Также к минусам можно причислить маркость, она же пачкучесть. Немного потаскаешь и уже вся поверхность в отпечатках пальцев.

 

 

 

Габариты и вес тоже запишу в минусы. Размеры получились слегка нестандартные, больше даже, чем полная коллекция древнего ужаса, поэтому пока даже не знаю где буду хранить эту коробку. Ну а вес? С полной загрузкой вышло 17,5 кг. Внушительно для настолочки и практически нетранспортабельно.

 

 

Мысли. Ну или планы. Пока я тут писал и доводил всё до ума, уже успели выйти дополнение Edifice для второй редакции и отдельная коробка Архитекторов, упрощенной версии основной игры. Edifice я уже раздобыл, поэтому хочется попробовать-таки Архитекторов. Именно попробовать, а не покупать, поскольку на покупку пока совсем не тянет, уж слишком простой кажется игра. А может и возьму, ибо у знакомых коробки нет, а, как говорится, дети подрастают. Ну а касательно этой коллекции, есть мысли по поводу того, чтобы поправить некоторые буклеты правил, переклепать на русский язык карты некоторых дополнений (хотя конечно в этом смысла мало, названия по сути никакой особо важной роли не несут), может даже сфотошопить с десяток новых карт Лидеров или Руин, завязанных на вышедших позже дополнениях (Армада и Вавилонская башня, как минимум), сварганить «правильную» крышку. Что из этого будет доведено до конца, а что нет – покажет жизнь, но карты дополнения Руины я уже переводить начал))

 

 

Ещё раз всем спасибо. И читавшим, и помогавшим, и Антуану Боза, и авторам дополнений, и Стилю жизни вместе с Репосами)) В общем всем. Ну и вдогонку парочка фотографий партии с одновременным использованием максимально возможного количества дополнений, не конфликтующих друг с другом. К базовой игре замешаны Города, Лидеры, Армада, Вавилонская башня с Великими проектами, Моряки, Руины, Мифы, Границы и Башни с Фундаментами. Не делайте так никогда. Да и я вряд ли повторю этот опыт. Мозг просто вытекал через уши во время партии))

 

 

 

Ну и невероятно приятным бонусом для меня оказался вот этот комментарий))

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Reddas написал полгода назад: #

Мне тоже нравилась игра и в своё время смог напечатать доп Sailors (даже выложил перевод на теперь) и чуть кривовато Ruins, но сыграть в них так в итоге и не смог.
Про печатать пака с чудесами даже не думал. Как по мне, это надо играть много-много партий, чтобы попробовать все чудеса, чтоб они наскучили, а иногда хочется повторить с тем или иным чудом сыграть ещё раз.
Но желание автора иметь всё и сразу понимаю. Игра необыкновенна по своей красоте и динамике, ставшая уже нестареющей классикой, хотя на основной механике драфта уже сделано очень много игр. Мне также очень нравится не издававшаяся у нас Nevermore, однако найти её сейчас ой как непросто(

Timmy87 написал полгода назад: #

nice

kirkot написал полгода назад: # скрыть ответы
Так сколько денег-то?

при вашей скрупулезности - наверняка знаете с точностью до рубля.

Spencer написал полгода назад: #

Нет, честно даже не могу предположить. Очень много проб, брака, переделок, доделок, проб печати, перепечатываний и прочего, и прочего, и прочего... Плюс доноры по рыночной цене барахолки, плюс переплетный картон и самоклейка, плюс лакокрасочные материалы... Одной лишь краски баллонов 10 я сюда всадил... Протекторы, наждачка, малярка, лезвия и прочие мелкие расходники даже в учёт не беру...
Просто нереально всё упомнить и сосчитать. Ну и это всё не за раз печаталось и изготовлялось, а растягивалось на несколько лет, поэтому траты не ощущались критичными.

First446 написал полгода назад: # скрыть ответы
Любовь

Без любви к игре, здоровой (или нездоровой;) занудности, и кайфа от процесса - такого результата не достигнешь.
Тут и время не на часы и денег не на зарплату.
Проект ошеломляющий и достойный восхищения! Респект автору.
Спасибо за труд и занимательную статью!
Неиссякаемого вам наслаждения от партий.

Spencer написал полгода назад: #

Спасибо и вам за ваши слова и пожелания))

opcksheff написал полгода назад: # скрыть ответы

Это потрясающе, это титанический труд и однозначно заслуживает восхищения.
Но на протяжении всей статьи меня не отпускал вопрос "Нахрена, а главное, зачем?". Среди этих фанатских дополнений действительно настолько много бредового, конфликтующего и запутывающего, что можно с уверенностью сказать - никто в это играть всерьёз не будет.
Но главное, что автор получил удовольствие от процесса.

Spencer написал полгода назад: #

Да, тут именно больше процесс. Себя я тоже ловил на мысли "зачем и для чего", но когда уже начал, то хочешь довести всё до конца, причем не халтурного, а такого, чтобы не стыдно было людям показать.
Фанатские допы, понятное дело, будут уступать в качестве и проработанности официальным, но если играть исключительно с 1-2 дополнением за раз, то они вполне себе могут вносить разнообразие в партии.

Reddas написал полгода назад: #

Так никто ж не заставляет во все допы сразу играть ;-)