С миру по нитке (Зарубежье) [12.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Гвинт в физич... | |
Предзаказ на «Нуклеум» | |
Евро стратегия в необычном сеттинге ядерного 19 века. | |
Предзаказ на «Judgement: Бессмертные воины» | |
Фэнтезийная скирмиш-арена. | |
Предзаказ на «Петлю трагедии» | |
Дедуктивная сценарная игра с петлями времени в формате «1 против всех» | |
Начинается «Обольщение» | |
Борьба за репутацию поместья и знатных гостей в викторианской Англии. |
игры |
The Princes of Florence
Adel Verpflichtet Rum & Pirates Notre Dame Macao In the Year of the Dragon Constantinopolis Пуэрто-Рико Genoa Chinatown Taj Mahal Ра |
компании |
Ravensburger Spieleverlag GmbH
Alea |
Дата: | 20 сентября 2010 |
9.6346 |
- |
Alea: Big Box — одна из самых известных серий настольных игр, наряду с Silver Line от FFG и Bookshelf Game Series от Gryphon Games. Многие игроки считают именно серию от Alea поворотным событием в мире настольных игр, а не пресловутый выход «Колонизаторов». Давайте посмотрим, почему же так получилось.
Alea — это не фирма, как считают многие, видя синий логотип рядом со значками Ravensburger, Rio Grande Games или даже Z-Man. Alea — это подразделение старейшей немецкой компании по производству настольных и прочих игрушек Ravensburger. Его история началась в 1996 году, когда упомянутая компания купила небольшого издателя пазлов FX Schmid. Директор маленькой компании, поглощённой гигантом игровой индустрии, не стал расстраиваться, а предложил руководству создать новый проект на базе купленного подразделения. «Зачем нам делать пазлы, когда их намного лучше и успешнее выпускает Ravensburger?» — сказал он позже в интервью. В Германии у других издательств уже вышли и приобрели популярность «Колонизаторы» (Kosmos), «Тигр и Евфрат» и «Эль Гранде» (Hans im Glück), но у «Равенсбургера» не было достойного ответа. Руководство дало добро, и так появилась Alea — марка, под которой было решено выпускать авторские игры европейских мастеров.
Всего у Alea три серии — большие коробки (по сравнению с играми FFG их сложно называть большими, но такова традиция), средние и маленькие. И хотя среди игр последних двух серий есть замечательные экспонаты, весь игровой мир следит именно за большой серией, так как она часто и определяет моду в настольной индустрии. Все игры каждой серии имеют номер на обложке и рейтинг сложности, который стал прототипом параметра «вес» на BGG.
Первые игры (кроме Chinatown) были основаны на модной в конце 90-х механике аукциона. Ra, Taj Mahal и Princes of Florence — в разных обложках, с различными добавочными элементами, — они превращали покер в нечто новое, добавляли в игру психологию, без внесения хаоса и сумятицы торговой механики. Некоторые из игр заявлены от двух игроков, но истинная сущность аукциона раскрывается именно от трёх и, по традиции, до пяти участников.
Chinatown («Китайский квартал») малоизвестного дизайнера Карстена Хартвига была второй игрой серии. Игра на обмен, сплошной, постоянный и чистый обмен всем и всего, и, если вам не нравится обмен, то эта игра будет для вас невыносимой скукой. «Чайнатаун» имеет низкий уровень сложности — 2 (по десятибалльной шкале), и это одна из двух игр, которые отказалась локализовывать Rio Grande... чем тут же воспользовались ребята из Z-Man Games, но проект вышел непопулярным. Высокая цена и неоднозначная оценка игры не позволили стать ей экономически успешным проектом, и даже при том, что печать давно прекращена, экземпляры есть в каждом магазине и продаются с большими скидками.
Следующая игра вызвала неприятное удивление фанатов серии — переиздание, да ещё и Клауса Тойбера, да ещё и игры, которую подхватил американский издатель Avalon Hill. Механика у неё тоже очень странная — игроки одновременно выбирают поле на карте, затем торгуются за предметы старины, обкрадывают друг друга и создают выставки, получая за всё это очки. Hoity Toity (или Hali Gali) известна у нас под названием «Благородство Обязывает» с лёгкой руки «Игроведа» (локализации игры не было).
А следом два мощных аккорда — Genoa и Puerto Rico. Два гиганта, фактически создавших индустрию так называемых «игр для гиков», то есть сложных, почти несемейных развлечений, интересных взрослым игрокам. С этого момента настольные игры начинают занимать и развивать плоскость, доселе принадлежавшую одним варгеймам — умы взрослых игроков и стратегов.
Рюдигер Дорн, автор Genoa («Генуэзких купцов»), известен настольщикам в первую очередь как разработчик, игры которого всегда имеют множество стратегий и путей получения заветных очков победы. Часто его игры также имеют переплетающиеся механики, костяк которых слишком очевиден под любой темой, и «Генуя» — не исключение. Игра эта довольно уникальная — после броска двух восьмигранных кубиков определяется клетка на пересечении координат, с неё текущий игрок делает 5 ходов на соседние клетки, в которых и выполняет действия, причём может выполнить лишь одно, а остальные должен... продать другим игрокам — в этом соль игры. Кроме того, у нас здесь есть три вида заданий-квестов (очень сильно напоминающих задания в компьютерных RPG), возможность завладевать зданиями, куча товаров (а именно — 8 видов), бонусные возможности и многочисленные источники очков. Главный минус игры — высокая длительность, но она была воистину уникальным проектом.
Вслед вышел шедевр, который позволил продолжать серию и поныне. Игра номер один по версии BGG, которая занимает это место уже много лет, освободив его лишь раз на год в пользу «Агриколы», произведение игрового искусства, стоящее на стыке семейных развлечений и «гик-геймов» — «Пуэрто Рико». По признанию директора Alea это единственная игра, которая действительно была коммерчески успешна. Дело в том, что высокие рейтинги на BGG и количество владельцев на том же ресурсе ничего в данной отрасли не значат, поэтому и предыдущие, и последующие проекты издательства хоть и входят в сотню лучших игр, продаются лишь в специализированных магазинах или на крупных порталах. «Пуэрто Рико» продаётся везде. Оно переиздавалось множество раз, и его всегда можно купить в оригинальной коробке. Описывать игру не имеет смысла, и, если вам интересна эта статья, скорее всего в неё вы уже играли. Много проектов и тогда, и сейчас черпают своё вдохновение из этой игры 2002 года — например, вышедшая недавно Constantinopolis является бледным и неумелым подражанием, попыткой FFG занять эту нишу.
Первые семь игр признаны эталоном современного «еврогейма». После их выхода в большой серии пошёл разброд и шатание. Игры стали выходить раз в год и становились всё хуже и хуже. В 2003 году вышла игра про разведение мамонтов от Алана Муна; тогда он ещё не стал хитовым гейм-дизайнером, выпустившим «Билет на Поезд» (это событие было на год позже), но имел за душой несколько удачных проектов («Сан Марко» и «Юнион Пасифик» — прообраз игры Ticket to Ride). Игра «Пятое авеню» на постройку зданий от никому не известного гейм-дизайнера. «Ром и Пираты» — слишком простая и слишком зависимая от случая (много кубиков). Любители серии были не в восторге. После этой троицы компания задумалась и взяла год передышки, занимаясь другими сериями, где выходили занятные проекты.
В 2007 году было решено продолжить сотрудничество с начинающим дизайнером Штефаном Фелдом. Пусть его «Ром и Пираты» были неоднозначно восприняты публикой, но, по уверениям директора, у неё нашлись свои поклонники. И решение было принято верное.
Последующие годы вплоть до нынешнего проходят под светом звезды этого талантливого (и самого любимого мной) автора. Некоторые игроки в шутку предлагают переименовать Alea в feldspiel, потому что все последующие игры делал для серии именно он. Они известны и нашим игрокам.
В 2007 году вышел «Нотр Дам», игра на час, в которой мы выставляем рабочих на поля нашего района и получаем различные игровые компоненты, применяем их, и, в конечном счёте, добываем победные очки. Основная изюминка игр Фелда — кризисный менеджмент: всегда есть некий параметр, который нужно «спасать», иначе ваша игра моментально станет банальным ожиданием конца партии. Ничего особенного в игре не было, но она идёт действительно всего час, играется и на двоих, и на пятерых одинаково напряжённо, в ней есть любимый многими менеджмент ресурсов, «драфт» карт и контролируемая игроками случайность.
Следующая высота — игра «В Год Дракона», которая довела кризисный менеджмент до апогея. Любая ошибка, просчёт, недальновидность в игре оборачиваются руинами собственных замыслов. Реиграбельность огромная, стратегий тоже множество, зависимость игроков от действий других не маленькая, и игра не вырождается в пасьянс (чем грешил «Нотр Дам»), а тематика отдаёт чёрным юмором и отлично уживается с механикой. Игру очень сложно представить в другой оболочке — разве что в какой-нибудь фантастической.
«Макао» — новинка, которая пока только раскручивается, но рискует стать одной из тем для разговоров в 2011 году. Она уверенно подбирается к сотне лучших игр и, скорее всего, попадёт туда через пару месяцев. Игра задала новую моду, подхватив неиспользованную другими находку авторов «Кингсбурга» и «Каменного Века» — новое грамотное использование кубиков. Я могу припомнить ещё как минимум три новинки, которые только ждут своего издания и содержат схожие механики — это Troyes, Alien Frontier и Lords of Vegas.
Итак, вы бросаете кубики, выбираете из выпавших два значения и берёте столько же кубиков нужного цвета, выставив на специальное личное «колесо времени». Проще говоря, чем больше кубиков вы получите, тем позже сможете их использовать. Кубики вы обмениваете на товары, товары либо развозите по колониям с помощью корабликов, либо обмениваете на различные карты преференции, которых всего пять на выбор. В коробке же их 100, потому каждая игра будет уникальной не только из-за выбранных стратегий. Многие фанаты серии считают, что «Макао» входит в тройку лучших её игр (наравне с «Пуэрто Рико» и «Генуей»).
Что же до сегодняшнего дня, к выставке в Эссене анонсирована следующая игра «Большой Серии Алея». Не стало сюрпризом и то, что автором её будет Штефан Фелд. Называется проект «Бургундия», своей странички на BGG пока не имеет, будет содержать похожий механизм с кубиками, как и «Макао», и не будет (на сей раз) иметь кризисный параметр. Кубиками каждый раунд определяются действия, из которых можно выбрать нужные (или наименее бесполезные); снова есть случайные карты, позволяющие сгладить (или контролировать) случайное невезение на кубиках. У игры рейтинг 5 по шкале сложности, а это обещает нам нешуточные стратегические ходы и манёвры.
Закончить статью хочу опровержением слухов, будто Alea продана другому немецкому издательству, о чём написано в «Википедии». Не верьте — не продана. Этот слух появился благодаря испорченному телефону наподобие недавней шумихи вокруг игры Small World. Alea была и будет подразделением Ravensburger, которое не прекратит радовать своих поклонников отменными, сложными и интересными играми.