animehome написал 5 секунд назад к игре Mythwind: # Насколько я понял, в игре есть сюжет и вполне определённый финал.
New-Yorker написал 2 часа назад к игре Age of Conan: # По мне - так отсутствие красивого поля с его заменой на какой-то пазл ...
bg01cc написал 2 часа назад к игре Ascension (четвертое издание): # Но человеку, который не играл в обе и хочет выбрать что-то одно - каж...
evgeniymakeup написал 2 часа назад к игре Age of Conan: # А чем это плох ужас Аркхема 3, очень атомосыерная и моя любимая игра, ...
Eugenius2 написал 3 часа назад к игре Воины Сакуры: # А, чуть не забыл. Ещё сам список критериев может плохо отражать оценк...
С миру по нитке [09.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Интересные ано...
С миру по нитке [05.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов...
Идут сборы на Risk of Rain: The Board Game
Выживание и побег с полной монстров неизведанной планеты.
Идут сборы на Assassin's Creed: Animus
Новая часть франшизы про ассасинов, теперь и на столе.
С миру по нитке [29.08.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Интересные и н...

Siar

Brass. Викторианский стиль или бессмертная классика

11 августа 2025

Информация

добавить
игры Brass: Бирмингем
компании Crowd Games
Roxley Games
Lord of Boards
Дата: 11 августа 2025
Источник: Board game community
Оценка пользователей
6.6932
-

Обзор от Board Game Community

 

Автор: Евгений Гурин (BGC Красноярск), редактор — Алина Коваль (BGC Минск)

Статьи, стримы, фото и отчеты с игровых вечеров здесь: BoardGameCommunity

 

Все мы сейчас крутимся в колесе жизни. Нам чего-то не хватает, и мы стараемся восполнить дефицит этого чего-то, чем бы это ни было. Внимание, товар или просто способ провернуть дельце. : ) А знаете на что это похоже?


В Викторианской Англии всё обстояло точно так же. Та самая эпоха, в которой происходило становление легендарной Британии (ныне современной Англии) индустриальной, жестокой и очаровательной. Так в чём же её секрет? Та «крамола», культ которой обсуждают ныне практически все?

 

Бесценная мелочь

 

Именно так я и вижу её. Стильной, мрачной, комфортной.

 

Медяки. Это буквально мелочь, которая не позволяла работникам умереть с голоду. Вы же в курсе, что те времена были тяжёлыми? Мы помним только короткий промежуток времени, но тогда промышленный рост и изобретение парового двигателя сломали представление о действительности бессчётному множеству людей. Представьте, что в один момент все ваши знания о мире перестают что-либо значить. Земля вращается в другую сторону, станок делает работу за вас, а конкурент запатентовал технологию, которая опередит своё время на век, что по тем временам — на вечность (да, с патентами очень сложная история). То же и с Brass — это зубодробительное сочетание экономики и современного дизайна. Это отнюдь не очередное евро, готовьтесь!

 

Да, общая механика — это классика. Играем карту, строим предприятие там, где допустимо (и, конечно, выгодно). Но денег всегда не хватает, ведь банки в те дни не давали кредиты так просто, а давали кредиты очень, очень плохие люди, и их было больно отдавать (часто в прямом смысле этого слова); конкуренты перехватывают ценные активы и источники, берут деньги, кажется порой, из-под земли... А ты строишь, претворяя в жизнь свою стратегию, и вроде бы все хорошо... Но! Твои предприятия не принесут прибыли, пока не выработают ресурсы. А правда того времени такова, что если твоя продукция не востребована — она не нужна никому. Это сейчас рынок наводнён специфическими товарами, и ниши крайне редко пустуют. В те времена спросом пользовалось то, что помогало банально выжить. Железо везли через всю страну, чтобы выполнить заказ (чаще на лошадях — этот транспорт стоило дёшево). Другое дело — каналы. И тем более — железные дороги, которые сами по себе стоили целое состояние, но в дальнейшем становились основным источником обогащения. И этот факт нашёл самое непосредственное отображение в игре. Пути принесут вам немалую прибыль, но ими ещё нужно грамотно распорядиться!

 

Вам придётся лавировать между соперниками, выставляя свои предприятия (тем самым вкладываясь в отрасли, которые, очень может быть, уже удачно освоили ваши конкуренты); вовремя обращаться к банку (поскольку на самом деле вы жертвуете не так уж и многим, что не отменяет того, что этой опцией стоит пользоваться в высшей степени аккуратно!); планировать свою экспансию (просчет действий конкурентов здесь жизненно важен!). Вы почувствуете себя предпринимателем, даже если в первый раз пробуете эту игру (а если нет — совершенствуйте навык!). Лишним это определенно не станет, по меньшей мере в Brass. : )

 

Рынок — жизненно важная артерия. Почувствуйте её пульс.

 

И как и в названии, всё кроется именно в мелочах. Вовремя воспользоваться ситуацией (когда рынок насыщен нужным товаром), или воткнуть кость в горло сопернику в виде конкурирующей фабрики — это путь к победе. Но тут раскрывается главная изюминка игры — оппозиция ведь тоже не дремлет. В те времена баланс был очень зыбким. Не существовало того медиапространства, которое привычно нашему обществу (и допускающего превентивные меры) —только промышленный шпионаж. И эта деталь блестяще отражена в игре. Да, вы можете пойти другим путем, но это будет долго, далеко, да и не всегда выгодно. Очень часто вам приходится искать свой путь — и это правда бесценно! Однозначно проигрышных стратегий в игре нет — есть опции, которые здорово сработают, если правильно разыграть все карты. Да, конкуренты скорее всего будут мешать, но вы ведь сможете позаботиться об этом?

 

Мы не стали разбирать основную механику по мелочам (я люблю так выражаться, да, но — всегда лучше самим попробовать, ведь ваши впечатления наверняка будут намного ярче), но заострим внимание вот на чём. В игре есть основные ресурсы: уголь и железо. В те времена — действительно основа прогресса. Поезд или пароход не поедет без угля, а станки не собрать без железа. Это сырьё, и его ценность, по сравнению с окончательной продукцией, невысока, но всё же сырьё необходимо.

Прибыль — одна из самых главных тонкостей, которую удалось передать авторам, и она же одна из главных скрипок. 

Вторая — пути. Недолговечные водные (в истории это тоже так), и железнодорожные (они, как известно, изменили всю мировую экономику) — ими нельзя пренебрегать, в этом история беспощадна. 

Ну и третья скрипка — прогресс. Вовремя усовершенствовать предприятия — глоток воздуха в безумном водовороте того времени (помните об этом, пользуйтесь, не перегибайте, и у вас всё получится). Технически вся игра разбита на две эпохи, которые вам придётся переживать практически с нуля. Трудно быть готовым к тому, что в середине игры вам придется начинать все сначала; и тут главное — не забывать что ваши конкуренты в той же ситуации; а еще лучше — максимально выгодно этим воспользоваться. ; )

 

Пережитки прогресса

 

Ржаво-мрачная Викторианская Англия. По сути, такой она и была.

 

На самом деле, вся стратегия зависит от версии игры, которую вы предпочли. Ланкашир — классическая во всех смыслах. У вас меньше вариантов, но они более очевидны, если вы играли в оригинал. А вот в Бирмингеме механика сильно меняется. Не в своей сути, но в разнообразии. Больше фабрик, механика с пивом (в те времена вода была отравлена химикатами разнообразных производств, и практически единственным вариантом оставалось, как ни странно, пиво), а также карта, не ограниченная морем. Эта мелочь ломает стратегию кардинально, но это дело принципа. Ветеранам классики тяжело даются перемены...

 

Остановимся подробнее. Мы одновременно получили сразу два издания — Ланкашир и Бирмингем. По сути: два Английских города-индустриальных центра, но и два разных мира. Первый, извините за аллегорию, классический. Со всеми традициями и недостатками, любовью и почитанием, он хорош и проверен неумолимым временем. Второй — новаторский, бесконечный как мысль, оживлённый идеями и разнообразный.

 

Если играете в новую — забудьте старые стратегии. Они — мёртвый груз, который моментально утянет вас на дно. Здесь нужен свежий взгляд.


Нет однозначно выигрышных стратегий, но в то же время ощущение гонки присутствует как и в оригинале. Только здесь гонка не остановится, когда кто-то один захватит верфи. Здесь борьба продолжится до свистка — того самого, который отправлял измождённых рабочих домой (хотя у вас, всего-то-навсего, закончатся все карты). Как мне кажется, игра тонко передаёт нюансы сотрудничества, когда, может и не всегда по своей воле, вы вынуждены предоставлять ресурсы другим. Да, вы получаете выгоду (а где-то наоборот, больше теряете), но именно вы определяете стратегию и предвидите ходы оппонентов. Переиграть их на этом поприще — бесценно. И в этом вся игра. Роскошная, непримиримая, олдскульно-хардкорная. Это не аттракцион, но серьезная стратегия, которая, тем не менее, доставляет массу удовольствия, как свершение чего-то поистине стоящего и настоящего. Именно за это её стоит ценить.

 

Если правильно расставить акценты, покерные фишки изрядно добавят атмосферы

 

Как оценить необъятное?

 

Друзья, есть вещи, которые определяют все. Brass — как раз из таких. Она не оставит ни одного шанса, если вы недостаточно крепки, не умеете держать удар и, тем более, отвечать на него. Она бесконечна и бесценна, как вклад в развитие игр, и эталон, с которым предстоит сравнивать всё остальное. Хотя нет, не всё. Многие пошли своей дорогой. Но всё же, где бы вы ни были и в какой уголок настольной вселенной вас не занесло — не услышать о ней вы не сможете. Она великолепна в своем мрачноватом величии. Бессмертная классика на настольные века. Настоящая Викторианская Королевна!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
KittenLS написал полмесяца назад: #

У меня есть в коллекции весь джентельменский евро набор из Брасс Бирмингем, Нуклеум, Арк Нова, Сети, Лиссабон, Гайя, Маракайбо, Тераформинг Марс и вот все эти игры играются по разному ни одна другую не заменит. Брасс при всем при этом уже достаточно старый но и сейчас в 25ом играется свежо за счет лаконичости и вариативности плюс очень сильно все играется от игроков.

Avalanch написал месяц назад: # скрыть ответы

Я понимаю что наполнение сайта и всё такое. Но какой смысл тянуть обзор 18 года в 25, на игру в которую все желающие из комьюнити сайта уже сыграли не по одному разу и обсудили со всех сторон?

SfTes написал месяц назад: # скрыть ответы

Прям все-все?

Avalanch написал полмесяца назад: #

Я и мои друзья - да, значит все. *сарказм*

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Помнится раньше почти под каждым предзаказом были комментарии "да кому это надо, все кто хотел уже купили". Потом видимо поняли как глупо выглядят, и прекратили.

Avalanch написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Есть разница между актуальным и не актуальным. Если на рынке нет распечатанных коробок, то новый предзаказ актуальный. А с обзорами так не работает, те что уже в карточке они никуда не исчезли. Если бы он был просто новонаписанный я бы не бухтел, захотел человек написать обзор на старую игру и ладно, но это *копия старого обзора*.

Siar написал полмесяца назад: #

Ах да, за несколько лет игра же резко поменялась и он устарел (нет)

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Тем более тут обзор не совсем стандартный, а с историческими отсылками.

amberLord написал месяц назад: #

Да, отличнейший обзор!

Da2dy написал месяц назад: # скрыть ответы

Согласен, восприятие(а значит и обзор) образца 18 года может быть уже не так актуально в 25. Ведь с тех пор вышла гора отличных евро и не менее "бессмертных на настольные века", а кто-то уже даже успел 2ыми редакциями обзавестись.

bg01cc написал месяц назад: # скрыть ответы

А можете назвать парочку "убийц Брасса"?
По мне так, ни Нуклеум, ни Ниппон - с этой задачей не справляются: Брасс все еще остается отличным (и лаконичным, если говорить о Ланкашире) евро.

Da2dy написал месяц назад: #

Вроде никто не говорит, что Брасс убит. Просто с момента его выхода не менее отличных евро сильно прибавилось. Да и вполне подходящие примеры альтернатив вы сами привели.

Bopper написал месяц назад: # скрыть ответы

я сам не игрок в брасс (хотя Ланкашир мне и очень нравится и я продавал его с болью в сердце), но вот мой друг говорит, что Нуклеум отлично заменяет брасс и во многом его привосходит.

Короче накинул на вентилятор)

ZXCVB1234 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Врют - нуклеум самый обычный, средний по палате ефрос с сильно срезанными острыми углами, что Брасс и выделяет до сих пор

Avalanch написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А Брасс не еврос со срезанными углами?

ZXCVB1234 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Нет, конечно, это весьма "открытая", даром, что контактная, игра, где для победы требуется делать нечто внятное, а не просто "что-то", дающее очки+тут и взаимодействие намного более острое, а не как в Нуклеуме, где все сравнения с Брассом и Плотиной на 80% маркетинговая замануха для узников разума, которая прибита к абсолютно проходной штуке маркетологами.

Avalanch написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Пока из написанного я увидел только то что в Брасе тебе тема кажется лучше сделанной, а в тех играх она тобой не чувствуется. Но это, извиняюсь, не делает из евры не евру.

ZXCVB1234 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Во-первых, я про тему ничего не писал.
Во-вторых, в каких "тех", я тут только в контексте сравнений с нуклеумом влез.

Avalanch написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Тогда я вообще не понял что стоит за словами открытая, контактная и "нечто внятное" и почему всего этого нет в Нуклеме или Плотине.

bg01cc написал полмесяца назад: #

Потому что Плотина - не "открытая":
https://tesera.ru/new/nukleum/comments/#post2427560

ZXCVB1234 написал полмесяца назад: #

В Плотине есть, Нуклеум обычный поинтсалат с жиденьким взаимодействием на карте.

rusa47 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Сходу - Арк-Нова и Сети.

rusa47 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Это я про убийц Брасса)

bg01cc написал полмесяца назад: #

SETI - может быть.
Ark Nova - вообще нет.

rusa47 написал полмесяца назад: #

Это я про убийц Брасса)

vadmedz написал полмесяца назад: #

Так про наполнение сайта и не стоит забывать! Представим себе, что вы эту статью в ленте пропускаете глазами (типа уже не актуальная для вас информация). Остальные игроки, кто уже играл в эту игру, делают также.

Но в карточку игры эта статья попадает! И все, кто интересуется приобретением данной игрушки, могут зайти в карточку и прочитать ВСЕ РЕЛЕВАНТНЫЕ СТАТЬИ. Не важно от какого они года.

Поэтому то, что делает Сиар - это прям огромный вклад в развитии сайта (если мы говорим о сайте как о неком аналоге BGG, типа игрового агрегатора).

Duncan_Isidor написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Давайте будем честны- единственная причина, по которой покупают Брасс - фишки.
А так-то плотина лучше, нуклеум, кланы каледонии… да почти все лучше

Igber написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Тогда уж надо быть совсем честными - если нужны фишки, то лучше за те же деньги, что стоит игра, купить огромный набор фишек, а не урезанный комплект

Duncan_Isidor написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Зачем?

Igber написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Затем, что если нужны фишки, то надо покупать фишки, а не игру

Avalanch написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А если игра - приятный бонус к фишкам?

Igber написал полмесяца назад: #

Если сама игра не нужна (а при тезисе, что игру берут только ради фишек, игра явно не нужна), то она не приятный бонус, а лишний хлам на полке

bg01cc написал полмесяца назад: # скрыть ответы

У меня ритейл-версия Ланкашира, без покерных фишек.
Когда появился ретираж - даже не стал менять.
Игра и без них - отличная.

Нуклеум не показался лучше - какая-то оверкомплексная игра, и совсем другая.
Плотина прекрасна, но более кризисна и дает иные ощущения.
Кланы Каледонии хороши, но тоже работают совершенно иначе.

Duncan_Isidor написал полмесяца назад: # скрыть ответы

« ритейл-версия Ланкашира, без покерных фишек»

Звучит как жизненная неудача

bg01cc написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Звучит как осознанный выбор и отсутствие признаков FOMO и хомяка.

Duncan_Isidor написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Кстати, а почему не Бирмингем?

bg01cc написал полмесяца назад: #

Ланк - понятный и лаконичный, проверенный годами, получивший переиздание с небольшими балансными правками, а также полноценное дуэльное поле.

Бирм - дополнительный набор различных накрученных сверху Ланка механик (а часть старых - еще и отрезана), не всегда с ходу интуитивных и логичных, результат коллективного творчества нескольких авторов, пожелавших улучшить и без того отличную игру.

Имхо, конечно же.

Еще где-то находил замечательный отзыв, дословно не помню уже, но суть примерно такая: "Если я пришел с работы уставший посреди недели, но хочу быстро и ненапряжно поиграть в Брасс - я возьму Ланк; но если у меня впереди свободный выходной, и я готов потратить несколько часов и поскрипеть мозгами - я возьму Бирм".

Wordbearer написал полмесяца назад: #

Играл в оба, не согласен с мнением автора статьи - Ланкашир просто логичнее. В Бирмингеме вообще очумел от зданий, которые просто строятся и не приносят никаких товаров, додумайте сами, что называется. Пиво вообще сова на глобусе, притянули за уши просто

wergg написал месяц назад: #

Это не обзор, это эссе.