Игромеханическая часть в "Дилемме короля" очень слабая, а нарративная составляющая очень посредственная. Нет вовлеченности в происходящие события в игре. Играть на очки просто скучно, торги тоже не впечатляют. Тут даже между игроками обсуждать особо нечего: "мне выгодно по тайной цели качать вот эти треки в такое положение. а мне вот эти треки в такое". Полнейшее разочарование. В игре нет ни крутых военных конфликтов, ни крестьянских восстаний, ни выстраивания дипломатических отношений с другими странами, ни политических интриг. Дилеммы какие-то "беззубые".
Источник https://nastol.io/the_kings_dilemma/reviews/111616
Вы играете за советников короля. В начале партии выбираете себе один из двенадцати местных знатных домов, у каждого свои тайные цели. Каждую партию вы будете еще получать тайную роль на одну игру, которая завязана на определенном положении ресурсов королевства на трекерах. Глобально вам, например, важно, чтобы страна двигалась в сторону научного развития, но в конкретной партии для вас может быть выгодно, чтобы все ресурсы были чем меньше, тем лучше. Вернемся к игровому процессу.
Партия состоит из раундов-дилемм — каждый раунд вы вытягиваете доступную карточку, происходит какое-то событие и совет короля должен решить какое решение принять. Решение влияет на ресурсы в королевстве, еще может двинуть дальше сюжет или событие настолько глобальное, что придется наклеить наклейку вехи — символ того, что об этом событии будут помнить еще долго. Каждое изменение положения ресурсов на шкале также двигает и трекер стабильности в государстве
Тут кстати интересно, игрок, который поставил больше всего влияния на решение принимает на себя все ответственность за последствия — подписывает вехи, карточки сюжета и получает за это бонусы или штрафы.
Собственно кроме жетонов влияния у игроков есть еще монеты, которые глобально никак не используются: да, вы можете заключать в любой момент сделки, выкупать голоса друг друга, подкупать и всякое такое, но прям глобальных причин делать это было не очень много.
В общем, дилеммы разыгрываются пока трекер стабильности не достигнет одного из полюсов (тогда в стране происходит переворот) либо пока король не умирает естественной смертью. После этого подсчитываются очки, раздаются бонусы и начинается новая партия, где в совете уже состоит якобы наш потомок.
С концовкой кампании тоже забавно, все партии мы получали за победы короны, которые делились на белые и черные, но про то как они будут учитываться в конце в правилах написано не было. Было написано, что об этом будет сказано позднее. И наклеив шестую наклейку, завершающую сюжетные ветки в игре авторы нам рассказали о том, что происходит дальше. В детали входить не буду, но финал компании представил собой еще по сути отдельную мини-партию по другим механикам. В рамках нее было относительно легко победить лидеров или даже выбыть из игры навсегда. Например, из-за очень странного моего решения мой дом не дожил до финального подсчета очков. И ребята считались на четверых.
Что в игре не так:
Удовольствие от процесса в этой игре как ни в одной другой зависит от атмосферы за столом и от других игроков. У нас было несколько прям конфликтов и поэтому играть комфортно было не всегда. Не все детально прописано в правилах, поэтому какие-то вещи мы дополнительно гуглили на BGG. Да и такая тематика, что за столом само собой иногда появляется напряжение — цели то у всех разные. Поэтому в этой игре очень важно уметь держать себя в руках и уважать других игроков за столом, ведь игра провоцирует на столкновения, не ведитесь на них как велись мы.
Механически игра простовата и, в целом, вы скорее двигаете ползунки в угоду себе, чем решаете судьбу целой страны.
Еще в игре были суперстранные дилеммы, которые иногда заставляли фейспалмить, но таких было немного, поэтому на нарратив особо не поругаешься, разве что чуть-чуть.
Вообще, когда я покупал коробку, я думал, что это игра на переговоры. На деле оказалось, что у каждого есть свои скрытые и открытые цели и убедить друг друга проголосовать как выгодно именно тебе получается крайне редко. Я пробовал раздавать монеты направо и налево за выгодные для меня решения, но в итоге оставался и без победных очков и без монет)
В итоге получается, что в совете короля каждый у себя на уме. Да, каждый раунд из пяти игроков кто-то стабильно пасовал, а трое-четверо остальных бились своим влиянием за выгодное им решение. В отзывах писалось, что союзник в одной дилемме может быть для тебя врагом в другой, у нас же с большего получалось, что кооперирование во время голосование было плюс-минус по одной и той же схеме, поэтому эту часть игры не прочувствовал. Игра вроде как стимулировала на обсуждение последствий дилемм, на социальный отыгрыш, но не все в партии хотели «играть вслух», что не добавляло удовольствия.
(Если говорить про схожести — то игровой процесс чем-то похож на Нью-Анджелес. Только управлять нужно средневековым королевством).
Отдельно можно коснуться сюжета. В игре есть глобальный сюжет, но он разделен на шесть подсюжетов, из которых складывается целостная картинка. По началу кажется, что происходят в королевстве какие-то случайные события, на которые ты влияешь, но позже оказывается, что все хитро переплетено и взаимосвязано.
Внутри шести сюжетных веток спрятаны 12 личных целей фракций. И понять, какая из веток ведет к закрытию конкретно твоей цели сложно. Хотя и награда за выполнение и чисто символическая, я, например, очень был рад, когда понял, какая сюжетная ветка — моя и когда победил в последнем голосовании, где определялась судьба важной для меня цели.
Если быть честным, то сюжет местами диковат с не самыми комфортными историями, свойственным средневековью, но сама глобальная мысль мне очень понравилась. Круто, что все оказалось взаимосвязанным.
Впечатления после прохождения:
Частично я уже поделился впечатлениями в большом тексте выше, но если кратко резюмировать, то:
Скорее понравилось как красиво в итоге сложился паззл сюжета, понравились временные события и то, как детально была проработана вселенная. Было целых три вау-момента для меня по ходу кампании, что довольно круто для легаси.
Не понравилась кор-мехника, потому что вместо решения дилемм мы занимались движением ползунков в ту сторону, в которую выгодно.
Уже была анонсирована Дилемма Королевы, в которой недостатки этой версии игры должны быть пофикшены. Решил, что куплю и попробую организовать прохождение так, чтобы всем было по кайфу.
Кому игру можно посоветовать: Ну, в целом, любителям Нью-Анджелеса, Мертвого сезона, Батлстар Галактики вполне игра может зайти. Кому-то больше, кому-то меньше. В семейном кругу она тоже может неплохо играться, но нужно помнить, что там есть моменты 18+. Тем, кто может в ролевые отыгрыши игра должна отлично зайти, если называть друг друга сударь и месье, больше вживаясь в роль и отыгрывая свой дом может получиться забавно. Но это одна из тех игр, где, чтобы получать удовольствие нужно еще правильно организовать процесс, иначе получится безвкусная конфета.
Источник https://ferstagerov.wordpress.com/2022/06/01/топ-игр-кампаний-в-которые-я-играл-2021/
После окончания игры не могу не написать отзыв. Блеск! Смаковали долго. Когда собрались во второй раз, на кураже интереса сыграли две партии и сразу ввели правило: одна встреча – одна партия. Так в фокусе остаётся каждая ситуация, поскольку исключается вариант: если этого запорим – не страшно, тут же начнём с другим монархом. Понимание, что на этом на сегодня «всё» заставляет читать, думать и анализировать. Второе правило: это игра на пятерых. Она так задумана и сбалансирована. Число игроков должно быть нечётным, а трое – слишком мало. Особенно пятеро важны для концовки – расчёт вариантов становится потрясающим. Мы, наверное, час формировали планы, публично клялись, расходились по комнатам, собирались, опять планы и клятвы, расходились другим составом. На наш взгляд, они не докрутили с концовкой. Во время партии мы долго до этого разбирали речь короля-пророка (не помню, какая наклейка из ключевых), где он сказал, что останется один из тёмных или легендарный из светлых. Когда обсуждали в концовке предположили, что на последней карте будет написано так: если побеждают тёмные, то все, кто «спасовал» уничтожаются, а из примкнувших к тёмным остаётся только один с наибольшим числом алчности. При победе светлых, спасовавшие не имеют право на власть (т.е. их клан продолжает существование, но к управлению больше не допускается). Исходя из этого спланировали битву. А у авторов вон как. Ещё о нашем правиле про деньги. Их однозначно нужно задействовать. После первой партии решили, что «расчёты аналитиков» (пиктограммы на лицевой стороне карты, о том что произойдёт) - роскошь. Слишком большая подсказка в понимании ситуации. Просто текст многих дилемм построен так, что если просто читать, создаётся впечатление: если А, то В. Но на самом деле А и В зачастую не связаны. А должно быть: если А, то С. И вот это «С» и нужно понять, чтобы правильно решить дилемму. «Расчёт аналитиков» сразу даёт колоссальную подсказку, что А и В не связаны, что дело в другом. Поэтому за них нужно платить. Играли в двух вариантах. Когда с нами был шестой (который с интересом участвовал в наших рассуждениях), карты брал и читал он. В этом случае первый отчёт аналитиков стоил 4 миллиона, второй – 8 миллионов, третий – 16 миллионов. Информация передавалась тому, кто платил (если 8 монет внесли по согласованию двое, то карта показывалась только им). Если играли без «ведущего», то возможность зачитать карту разыгрывалась на аукционе со стартовой ценой в 2 миллиона (заплативший уже знал прогноз). Владельцы «расчёта аналитиков» могли, конечно, им поделиться (безвозмездно или за плату с кем-то, со всеми), и, конечно, могли дезинформировать. И, да, получение «расчёта аналитиков» контрится половинной суммой. Т.е. один заказал «расчёт» за 4 миллиона, а другой положил 2 миллиона (6 миллионов вышли из игры) – и информация никуда не ушла. Плюсом там, где шла оплата очками влияния (войны, восстания, наёмные убийства и др.) ещё и оплачивали деньгами. Стало интереснее, чем просто оплатить при голосовании сэкономленный жетон влияния миллионами судье. Дилеммы интересные. Никогда до конца не понимаешь насколько ситуация «выстрелит». Когда «обожглись» на первых «простых решениях», поневоле стали читать, вникать и просчитывать. На всё на это наслаивается отыгрыш личных интересов. Всё это на фоне разворачивающегося (сюжета) изменения понимания того, что происходит. Примерно на 60% игры, когда у нас были теории о том, что происходит и планы, как этому противодействовать, один из нас сказал, что прочитал, что будет продолжение с названием «Дилемма королевы». Ох, что тут началось и сколько же ему сказали на тему «убийцы дворецкого»;). В общем, игра стоит каждого вложенного в неё часа. Пожалуй, на моей памяти это первая игра, когда бы на следующий день после партии я пил чай, крепко задумавшись о правильности решений, которые я проводил (в настольной игре)!
Спасибо большое за отзыв и идею с отчётом аналитиков - тоже планируем сейчас начать кампанию, есть 2 вопроса к вам: 1. Игра держит состав и на шестерых - отлоденная карта просто замешиваетсч обратно перед третьим выбирающим, и так сохраняется тайна кто что выбрал для всех Будет ли игра вшестером лучше, чем впятером (типа игроков больше, но количество чётное)? 2. Половина суммы за отчёт аналитиков сбрасывала аукцион в 0 и он проводился заново,только деньги люди все равно платили? Это связано с тем, что в игре деньги особо больше ни для чего не нужны с какого-то момента?
1.На мой взгляд игра держит баланс между «глобальными» решениями и отыгрышем личных интересов. Под интересы заточены роль, показатели, замыслы – их можно отыгрывать и вчетвером. Но приходит момент принятия ключевых решений. И вот тут, как правило, люди до этого вкладывались в разное и потому разбиваются парами. И нечётный – ну, очень нужен. А так, в каждой избушке – свои погремушки. Может быть у Вас и при чётном составе будет отлично. 2.Да, после первой партии мы поняли, что деньги особо не нужны и требуется решение, чтобы они «заиграли». Случай с контригрой против отчёта редкий. У нас была пара случаев, когда человек видел, что остальные «фишку не рубят», не понимают, что происходит. И когда мы купили отчёт, он сказал, что оплачивает дезу. Мы пообсуждали, и согласились, что такое имеет место быть: что если кто-то хочет играть против всех (разово или постоянно) – имеет право. А дальше сошлись на ценнике в половину от стоимости информации. Не думаю, что кто-то будет этим часто пользоваться, но у нас пару раз было, и я написал. И нет, заново ничего не проводится. Мы оплатили «отчет», контригрок оплатил дезу и дальше решение принимали без подсказки.
Сам процесс в целом интересный и приятный, особенно если у вас компашка истинных "дипломатов". НО! Финал абсолютный пшик, который практически никак не связан с принимаемыми вами решениями по ходу партии. Какие бы вы решения не приняли - финал один. И самый главный вопрос не дающий мне покоя - ну нафига надо было делить короны на чёрные и белые? Ну это вообще нигде не сыграло, всегда считалась только их сумма. Было бы логично в финале в зависимости от победившей стороны учитывать только чёрные или только белые короны, тогда хоть какой то смысл был. В общем играйте, но если вы как и я не любите когда фильм / книга / финальный сезон сериала кончается какой-то непонятной ляповатой фигнёй и оставляет больше вопросов, чем даёт ответов - то может после окончания игры появиться довольно сильное разочарование.
Я ждал эту игру, я надеялся на нее, я хотел ее любить и мечтал о том что она подарит хороший ролевой опыт и историю... Но... Как ни печально - но я вынужден присоединится к когорте тех кто критикует эту игру. Даже как то добавить мало чего есть, все уже ниже описано - и про сюжеты, выходящие в пшик, и про то что поняв как работает игра сразу ломается ролеплей в угоду победам, и то что под конец становится скучно и очевидно к чему все идет, и хочется уже побыстрее выйти к финалу а не заниматься пустыми голосованиями. Скажу лишь что надуманными выглядят пренезии касаемо "повесточки" - увидеть ее там можно разве что если вы зашоренный черносотенец, который из своей кельи выходит раз в год чтобы сжечь ведьму на праздник, а так - особо и нет ее как то.
Я выскажу тут претензии к концовке, чего тут не делали, так что сразу скажу - спойлеры спойлеры. Вот концовка пожалуй - то что разочаровало больше всего. Да, идея с лабиринтом довольно прикольная, но финальная "битва" это такй пшик лютый, аж обидно, не говоря уже о том, что во первых если все вы не отыгрываете полных мудаков то скорее всего у "сил добра" изначально будет лютый перевес и у "зла" надежды на победу почти нет (причем я вскрыл все конверты и посмотрел все концовки - и концовок дающих до задницы очков добру куда больше чем злу, у некоторых сюжетов вообще нет плохих концовок) - приводит к тому что игрок, оторвавшийся очков на 5-7 может в конце тупо пасануть, выбрать опции на набор максимальных очков и выиграть не участвуя ни в какой битве и не рискуя. Подсчет финальный - полная херота, за какой ты играл дом - не влияет ни на что, так же как и закрашивание галочек на ширме, кроме двух основных параметров. Да что говорить, они даже текст почти один и тот же вставили что за силы света что за силы тьмы, отличия в паре предложений, и прочесть такую фигню после всех наигранных часов было огромным разочарованием. Чем больше я думаю об этой игре, тем большее раздражение и даже ненависть она у меня вызывает (а до того прям активно ненавидел я лишь одну настолку, "this war of mine") - так что я предпочитаю просто не думать.
Постараюсь не спойлерить. Одно из самых больших разочарований 2021 года. Игра подкупила своей оригинальностью. Играли полной группой в 5 игроков. Прошли за 18 партий. Ну, сразу, по цене: в игре только картонные компоненты, но они хорошего качества. Я считаю, что цена завышена где-то на 20%, но это не критично, если бы не было остальных минусов. Выбор своего дома - совершенная лотерея. Не зная как работает игра, оценить будущие впечатления по ширме почти невозможно. Более того, персональная цель дома настолько абстрактно сформулирована, что каким-то образом целенаправленно идти к ней в игре нет никакой возможности. Просто, если повезёт, вы её выполните, если нет, то нет. Механики игры сначала очень радуют. Первые пяток партий увлекательны, разнообразны и полны впечатлений. Потом начинаешь понимать как работает эта "математика" и игра сразу теряет для игроков часть функционала и конфликта. Ближе к концу сюжета идёт уже не игра, а выставление галочек на ширму. Это грустно, но, опять же, не самая большая проблема этой игры. А самой большой проблемой я считаю сценарий. Ну мало того, что он насквозь конъюнктурный, повесточка там сквозит во всём, так ко всему прочему, он совершенно несбалансирован. Будут очень крупные события, результатом которых окажется пшик и довольно банальные сюжеты, длящиеся несколько партий. Основной игровой конфликт так криво завязан на роли, что просто не понимаешь, чего же на самом деле авторы хотели вложить в тех или иных персонажей. Все сюжетные повороты, даже те, которые позиционируются как важные, на самом деле не сильно влияют на концовку. Да, в игре есть несколько оригинальных и интересных реализаций, включая концовку. Да, художник просто умница, нелепая история проиллюстрирована на "отлично". Но я совсем не рекомендую тратить время и деньги на эту игру.
А всё в кучу: тут и феминизм, и сциентизм, и даже кусочек в защиту эвтаназии завезли, не считая социализма, но там вообще вся игра про это. Хорошо хоть ЛГБТ почти не светится.
Ну, то есть, у игры всё очень плохо с сюжетом и вообще всем, что связано с нарративной составляющей и горе авторы на почве полнейшей безыдейности ничего лучше не придумали кроме как понавтыкать туда и сюда невпопад современные мейнстримные тренды в игру про фентезийное средневековье, а вы видите проблему только в скрепах?)))
Доиграли за 22 партии, к концу уже устали и слегка мучались. Повесточка, кингмейкинг, многословность. В общем не понравилось. А еще в конце у нас два игрока набрали одинаковое количество очков. И второму было как то обидно проигрывать такую длинную игру просто по номеру на планшете фракции. А другого способа определить победителя мы не нашли. Да, честно говорят и "чести" быть победителем особо не хотелось :) В общем не рекомендую. Хотя возможно просто не умею играть в такие игры. З.Ы. Пандемия понравилась. Первая чуть больше, чем вторая. Чартерстоун - нет. Мой город - хороший.
Имеет ли смысл переигрывать игру и соответственно заморачиваться с легаси-компонентами? Или же игра реально одноразовая и желания вернуться к ней не возникает?
Это потребует ну очень сильно запарится с компонентами + в моменты сюжетного выбора вам придется целенаправленно делать не те выборы, что вам выгодны в партии, а те что нужны чтобы сюжет пошел в другую сторону. Такое себе, короче. Как по мне, если важен сюжет - то можно будет просто вскрыть непрочитанные конверты и прочитать что вы пропустили.
Ну во первых - не клеить никакие наклейки, а значит - каждый раз записывать где какое и чьи вехи лежат а также каждый раз записывать в каком конверте какие карточки лежат. Такое себе
Игра не такая одноразовая как какие-нибудь детективы, которые даже при желании второй раз нельзя пройти. Дилемму Короля можно играть повторно. Да сюжет вы будете знать, но это не помешает вам отыгрывать механику игры. Честно говоря, мы и в первый раз примерно с середины компании уже больше отыгрывали механику чем историю. То есть рассуждали в стиле: «так я получу наклейку и подвину ресурс, а так получу жетончики, а как это повлияет на сюжет дело десятое».
Повторно играть можно, но ненужно. При таком изобилии настольных игр на повторное прохождение компании нет ни времени ни желания. Да и собрать пять человек на первое прохождение нам было не просто. Механика игры Ок, но не то чтобы нам она уж особо была интересна. Сообщение о разработке второй части «Дилемма Королевы» мы встретили без особого энтузиазма.
Если вы всё таки желаете сохранить компоненты игры, то “запариваться” не надо, всё делается просто:
1. Карты из конвертов — они все пронумерованы: номер конверта + номер внутри конверта, тут ничего записывать не надо.
2. Сюжетные карты — наклеил маленький жёлтый стикер и подписал. Если боитесь, что стикер потеряется, то положите сюжетную карту со стикером в протектор, так точно не потеряется.
3. Наклейки вех — две пачки маленьких стрикеров желтых и, например, розовых это всё что вам надо. Записывать на них текст с наклейки не надо, всё равно его никто второй раз не читает, (или запишите номер вехи, если хотите вернуться к тексту). Достаточно символ нарисовать и подписаться.
4. Ширмы игроков — или на листочек, или просто распечатайте копию для каждого.
Насколько я помню других «легаси» элементов в коробке нет.
вероятность того, что вы захотите переиграть игру как мне кажется близка к нулю. После завершения кампании есть чувство завершенности - вы узнали историю такой, какой узнали
а механики игры не такие, чтобы из-за них переигрывать
Подскажите пожалуйста в таблице подсчета баллов есть строка «Тайный замысел» (который представляет сумму очков за местоположение ресурсов и за место по количеству монет) и строка «Монеты» (которая судя по примеру таблицы подсчета на стр.33 правил должна считаться по примеру подсчета щитов власти) или же в тайный замысел надо писать только очки за ресурсы а очки за монеты из карты писать в графу монеты? И второй вопрос по поводу сюжетного достижения. если человек открывает конверт и подписывает верхнюю карту, а на обратной стороне есть ключик и написано сюжетное достижение, то это достижение того человека, который подписал карту (но у того кто подписал карту другое сюжетное написано, а рядом сидит человек у которого прописано сюжетное именно то что на карте, но не он ее подписал, то он не отмечает у себя его)? то есть предположим что другой человек вытащил карту, подписал а на ней мое сюжетное достижение а не его, то я отмечаю его у себя? не смотря на то что карта не моя?
В тайный замысел-только за ресурсы. За монеты пишется отдельно, просто в зависимости от тайного замысла монеты дадут разное число очков. По сюжетному достижению, если я вас правильно понял - все равно отмечаете на своей ширме что оно выполнено.
Я приобрел Reigns boardgame на кикстартаре. Это все таки другая игра, более казуальная, с простыми правилами. В ней нет сюжета как такового. Их объединяет только то, что там тоже есть король и советники. При этом игроки по очереди берут на себя роль короля.
Reigns: The Council - это патигейм на общение и фантазию по мотивам известной цифровой игры. Как выше написал Shelygin, с "Дилеммой" их действительно объединяет лишь наличие короля и советников.
Не нашел в правилах ничего, что бы это запрещало Жетон судьи может остаться с предыдущих голосований, если никто его не заберет. А правила по передаче жетона судьи, если к тебе пришел жетон лидера, нет
Кажется, что это одна из самых потрясающих игр, в которые мне довелось сыграть! Действительно важно каждому игроку вжиться в свою роль и представить себя советником короля, чтобы получить максимально возможное количество впечатлений. Сама механика игры довольно простая, тем не менее, периодически мы вели жаркие споры по поводу выхода из очередной дилеммы, припоминая друг другу грехи прошлых поколений династии. Время от времени кто-то пытался продвинуть совершенно абсурдные решения для собственной выгоды, пытаясь убедить остальных (красноречием и, конечно, золотом) в том, что это единственно верный вариант, который принесет королевству благо. Очень понравилась подача сюжета на картах небольшими отрывками: с одной стороны мы всё сильнее погружались в мир Дилеммы Короля и видели последствия когда-то принятых решений, с другой - никто не успевал устать от чтения текста и, как следствие, никто не отвлекался. Мы играли 3 дня в среднем по 8 часов с короткими перерывами, так как были сильно ограничены во времени на прохождение. Я боялась, что это будет слишком утомительно, но время пролетало незаметно. Немного разочаровала система начисления победных очков, однако общее впечатление от игры это не испортило.
ДЛЯ ТЕХ КТО НЕ ЗАКОНЧИЛ (БЕЗ СЮЖЕТНЫХ СПОЙЛЕРОВ) В игре, на наш взгляд, не очень понятно описаны правила окончания партии, и нам это сильно смазало концовку, мы немного не так поняли и действовали очень буквально. Так что всем кто еще не доиграл или собирается играть: в финале, прочтите сначала все карты правил (их около 8), а уже потом разыгрывайте все действия, как на них написано.
Закончили кампанию на пятерых — 16 партий по ~75 минут. Осторожно, далее есть недоспойлер.
Слабое понимание происходящего в первой партии-двух сменилось жаркой борьбой за личные цели и развитие сюжета в середине кампании. Немного провисли 1-2 партии перед последней — глобально в королевстве уже всё произошло, но триггер конца кампании ещё не наступил (ещё взбесила механика окончания одной из сюжетных веток, очень выбивается по ритму от всего остального процесса). Экспозиция последней партии также немного затянута, но в целом концовка сделана интересно — классные mindgames, где даже аутсайдеры кампании получили свой шанс.
С радостью бы сыграл во что-то подобное в другом сеттинге.
Игромеханическая часть в "Дилемме короля" очень слабая, а нарративная составляющая очень посредственная. Нет вовлеченности в происходящие события в игре. Играть на очки просто скучно, торги тоже не впечатляют. Тут даже между игроками обсуждать особо нечего: "мне выгодно по тайной цели качать вот эти треки в такое положение. а мне вот эти треки в такое". Полнейшее разочарование. В игре нет ни крутых военных конфликтов, ни крестьянских восстаний, ни выстраивания дипломатических отношений с другими странами, ни политических интриг. Дилеммы какие-то "беззубые".
Источник https://nastol.io/the_kings_dilemma/reviews/111616
Ага, только стоит она новая... Ужс) Еще и одноразовая)
Про что игра:
Вы играете за советников короля. В начале партии выбираете себе один из двенадцати местных знатных домов, у каждого свои тайные цели. Каждую партию вы будете еще получать тайную роль на одну игру, которая завязана на определенном положении ресурсов королевства на трекерах. Глобально вам, например, важно, чтобы страна двигалась в сторону научного развития, но в конкретной партии для вас может быть выгодно, чтобы все ресурсы были чем меньше, тем лучше. Вернемся к игровому процессу.
Партия состоит из раундов-дилемм — каждый раунд вы вытягиваете доступную карточку, происходит какое-то событие и совет короля должен решить какое решение принять. Решение влияет на ресурсы в королевстве, еще может двинуть дальше сюжет или событие настолько глобальное, что придется наклеить наклейку вехи — символ того, что об этом событии будут помнить еще долго. Каждое изменение положения ресурсов на шкале также двигает и трекер стабильности в государстве
Тут кстати интересно, игрок, который поставил больше всего влияния на решение принимает на себя все ответственность за последствия — подписывает вехи, карточки сюжета и получает за это бонусы или штрафы.
Собственно кроме жетонов влияния у игроков есть еще монеты, которые глобально никак не используются: да, вы можете заключать в любой момент сделки, выкупать голоса друг друга, подкупать и всякое такое, но прям глобальных причин делать это было не очень много.
В общем, дилеммы разыгрываются пока трекер стабильности не достигнет одного из полюсов (тогда в стране происходит переворот) либо пока король не умирает естественной смертью. После этого подсчитываются очки, раздаются бонусы и начинается новая партия, где в совете уже состоит якобы наш потомок.
С концовкой кампании тоже забавно, все партии мы получали за победы короны, которые делились на белые и черные, но про то как они будут учитываться в конце в правилах написано не было. Было написано, что об этом будет сказано позднее. И наклеив шестую наклейку, завершающую сюжетные ветки в игре авторы нам рассказали о том, что происходит дальше. В детали входить не буду, но финал компании представил собой еще по сути отдельную мини-партию по другим механикам. В рамках нее было относительно легко победить лидеров или даже выбыть из игры навсегда. Например, из-за очень странного моего решения мой дом не дожил до финального подсчета очков. И ребята считались на четверых.
Что в игре не так:
Удовольствие от процесса в этой игре как ни в одной другой зависит от атмосферы за столом и от других игроков. У нас было несколько прям конфликтов и поэтому играть комфортно было не всегда. Не все детально прописано в правилах, поэтому какие-то вещи мы дополнительно гуглили на BGG. Да и такая тематика, что за столом само собой иногда появляется напряжение — цели то у всех разные. Поэтому в этой игре очень важно уметь держать себя в руках и уважать других игроков за столом, ведь игра провоцирует на столкновения, не ведитесь на них как велись мы.
Механически игра простовата и, в целом, вы скорее двигаете ползунки в угоду себе, чем решаете судьбу целой страны.
Еще в игре были суперстранные дилеммы, которые иногда заставляли фейспалмить, но таких было немного, поэтому на нарратив особо не поругаешься, разве что чуть-чуть.
Вообще, когда я покупал коробку, я думал, что это игра на переговоры. На деле оказалось, что у каждого есть свои скрытые и открытые цели и убедить друг друга проголосовать как выгодно именно тебе получается крайне редко. Я пробовал раздавать монеты направо и налево за выгодные для меня решения, но в итоге оставался и без победных очков и без монет)
В итоге получается, что в совете короля каждый у себя на уме. Да, каждый раунд из пяти игроков кто-то стабильно пасовал, а трое-четверо остальных бились своим влиянием за выгодное им решение. В отзывах писалось, что союзник в одной дилемме может быть для тебя врагом в другой, у нас же с большего получалось, что кооперирование во время голосование было плюс-минус по одной и той же схеме, поэтому эту часть игры не прочувствовал. Игра вроде как стимулировала на обсуждение последствий дилемм, на социальный отыгрыш, но не все в партии хотели «играть вслух», что не добавляло удовольствия.
(Если говорить про схожести — то игровой процесс чем-то похож на Нью-Анджелес. Только управлять нужно средневековым королевством).
Отдельно можно коснуться сюжета. В игре есть глобальный сюжет, но он разделен на шесть подсюжетов, из которых складывается целостная картинка. По началу кажется, что происходят в королевстве какие-то случайные события, на которые ты влияешь, но позже оказывается, что все хитро переплетено и взаимосвязано.
Внутри шести сюжетных веток спрятаны 12 личных целей фракций. И понять, какая из веток ведет к закрытию конкретно твоей цели сложно. Хотя и награда за выполнение и чисто символическая, я, например, очень был рад, когда понял, какая сюжетная ветка — моя и когда победил в последнем голосовании, где определялась судьба важной для меня цели.
Если быть честным, то сюжет местами диковат с не самыми комфортными историями, свойственным средневековью, но сама глобальная мысль мне очень понравилась. Круто, что все оказалось взаимосвязанным.
Впечатления после прохождения:
Частично я уже поделился впечатлениями в большом тексте выше, но если кратко резюмировать, то:
Скорее понравилось как красиво в итоге сложился паззл сюжета, понравились временные события и то, как детально была проработана вселенная. Было целых три вау-момента для меня по ходу кампании, что довольно круто для легаси.
Не понравилась кор-мехника, потому что вместо решения дилемм мы занимались движением ползунков в ту сторону, в которую выгодно.
Уже была анонсирована Дилемма Королевы, в которой недостатки этой версии игры должны быть пофикшены. Решил, что куплю и попробую организовать прохождение так, чтобы всем было по кайфу.
Кому игру можно посоветовать: Ну, в целом, любителям Нью-Анджелеса, Мертвого сезона, Батлстар Галактики вполне игра может зайти. Кому-то больше, кому-то меньше. В семейном кругу она тоже может неплохо играться, но нужно помнить, что там есть моменты 18+. Тем, кто может в ролевые отыгрыши игра должна отлично зайти, если называть друг друга сударь и месье, больше вживаясь в роль и отыгрывая свой дом может получиться забавно. Но это одна из тех игр, где, чтобы получать удовольствие нужно еще правильно организовать процесс, иначе получится безвкусная конфета.
Источник https://ferstagerov.wordpress.com/2022/06/01/топ-игр-кампаний-в-которые-я-играл-2021/
Как думаете быть или не быть локализации Дилеммы королевы?
После окончания игры не могу не написать отзыв. Блеск! Смаковали долго. Когда собрались во второй раз, на кураже интереса сыграли две партии и сразу ввели правило: одна встреча – одна партия. Так в фокусе остаётся каждая ситуация, поскольку исключается вариант: если этого запорим – не страшно, тут же начнём с другим монархом. Понимание, что на этом на сегодня «всё» заставляет читать, думать и анализировать.
Второе правило: это игра на пятерых. Она так задумана и сбалансирована. Число игроков должно быть нечётным, а трое – слишком мало. Особенно пятеро важны для концовки – расчёт вариантов становится потрясающим. Мы, наверное, час формировали планы, публично клялись, расходились по комнатам, собирались, опять планы и клятвы, расходились другим составом.
На наш взгляд, они не докрутили с концовкой. Во время партии мы долго до этого разбирали речь короля-пророка (не помню, какая наклейка из ключевых), где он сказал, что останется один из тёмных или легендарный из светлых. Когда обсуждали в концовке предположили, что на последней карте будет написано так: если побеждают тёмные, то все, кто «спасовал» уничтожаются, а из примкнувших к тёмным остаётся только один с наибольшим числом алчности. При победе светлых, спасовавшие не имеют право на власть (т.е. их клан продолжает существование, но к управлению больше не допускается). Исходя из этого спланировали битву. А у авторов вон как.
Ещё о нашем правиле про деньги. Их однозначно нужно задействовать. После первой партии решили, что «расчёты аналитиков» (пиктограммы на лицевой стороне карты, о том что произойдёт) - роскошь. Слишком большая подсказка в понимании ситуации. Просто текст многих дилемм построен так, что если просто читать, создаётся впечатление: если А, то В. Но на самом деле А и В зачастую не связаны. А должно быть: если А, то С. И вот это «С» и нужно понять, чтобы правильно решить дилемму. «Расчёт аналитиков» сразу даёт колоссальную подсказку, что А и В не связаны, что дело в другом. Поэтому за них нужно платить. Играли в двух вариантах. Когда с нами был шестой (который с интересом участвовал в наших рассуждениях), карты брал и читал он. В этом случае первый отчёт аналитиков стоил 4 миллиона, второй – 8 миллионов, третий – 16 миллионов. Информация передавалась тому, кто платил (если 8 монет внесли по согласованию двое, то карта показывалась только им). Если играли без «ведущего», то возможность зачитать карту разыгрывалась на аукционе со стартовой ценой в 2 миллиона (заплативший уже знал прогноз). Владельцы «расчёта аналитиков» могли, конечно, им поделиться (безвозмездно или за плату с кем-то, со всеми), и, конечно, могли дезинформировать. И, да, получение «расчёта аналитиков» контрится половинной суммой. Т.е. один заказал «расчёт» за 4 миллиона, а другой положил 2 миллиона (6 миллионов вышли из игры) – и информация никуда не ушла.
Плюсом там, где шла оплата очками влияния (войны, восстания, наёмные убийства и др.) ещё и оплачивали деньгами.
Стало интереснее, чем просто оплатить при голосовании сэкономленный жетон влияния миллионами судье.
Дилеммы интересные. Никогда до конца не понимаешь насколько ситуация «выстрелит». Когда «обожглись» на первых «простых решениях», поневоле стали читать, вникать и просчитывать. На всё на это наслаивается отыгрыш личных интересов. Всё это на фоне разворачивающегося (сюжета) изменения понимания того, что происходит.
Примерно на 60% игры, когда у нас были теории о том, что происходит и планы, как этому противодействовать, один из нас сказал, что прочитал, что будет продолжение с названием «Дилемма королевы». Ох, что тут началось и сколько же ему сказали на тему «убийцы дворецкого»;).
В общем, игра стоит каждого вложенного в неё часа. Пожалуй, на моей памяти это первая игра, когда бы на следующий день после партии я пил чай, крепко задумавшись о правильности решений, которые я проводил (в настольной игре)!
Спасибо большое за отзыв и идею с отчётом аналитиков - тоже планируем сейчас начать кампанию, есть 2 вопроса к вам:
1. Игра держит состав и на шестерых - отлоденная карта просто замешиваетсч обратно перед третьим выбирающим, и так сохраняется тайна кто что выбрал для всех
Будет ли игра вшестером лучше, чем впятером (типа игроков больше, но количество чётное)?
2. Половина суммы за отчёт аналитиков сбрасывала аукцион в 0 и он проводился заново,только деньги люди все равно платили? Это связано с тем, что в игре деньги особо больше ни для чего не нужны с какого-то момента?
1.На мой взгляд игра держит баланс между «глобальными» решениями и отыгрышем личных интересов. Под интересы заточены роль, показатели, замыслы – их можно отыгрывать и вчетвером. Но приходит момент принятия ключевых решений. И вот тут, как правило, люди до этого вкладывались в разное и потому разбиваются парами. И нечётный – ну, очень нужен. А так, в каждой избушке – свои погремушки. Может быть у Вас и при чётном составе будет отлично.
2.Да, после первой партии мы поняли, что деньги особо не нужны и требуется решение, чтобы они «заиграли». Случай с контригрой против отчёта редкий. У нас была пара случаев, когда человек видел, что остальные «фишку не рубят», не понимают, что происходит. И когда мы купили отчёт, он сказал, что оплачивает дезу. Мы пообсуждали, и согласились, что такое имеет место быть: что если кто-то хочет играть против всех (разово или постоянно) – имеет право. А дальше сошлись на ценнике в половину от стоимости информации. Не думаю, что кто-то будет этим часто пользоваться, но у нас пару раз было, и я написал. И нет, заново ничего не проводится. Мы оплатили «отчет», контригрок оплатил дезу и дальше решение принимали без подсказки.
Восхитительный сюжет, отличная тема, простая в освоении, быстрая игра, привлекательная со всех сторон.
https://t.me/s/desertwitch/1289
Одна из самых серых, блеклых и безвкусных игр, что я пробовал за последние несколько лет.
Сам процесс в целом интересный и приятный, особенно если у вас компашка истинных "дипломатов". НО! Финал абсолютный пшик, который практически никак не связан с принимаемыми вами решениями по ходу партии. Какие бы вы решения не приняли - финал один. И самый главный вопрос не дающий мне покоя - ну нафига надо было делить короны на чёрные и белые? Ну это вообще нигде не сыграло, всегда считалась только их сумма. Было бы логично в финале в зависимости от победившей стороны учитывать только чёрные или только белые короны, тогда хоть какой то смысл был. В общем играйте, но если вы как и я не любите когда фильм / книга / финальный сезон сериала кончается какой-то непонятной ляповатой фигнёй и оставляет больше вопросов, чем даёт ответов - то может после окончания игры появиться довольно сильное разочарование.
Есть информация что за сценарий и где его взять?
Я ждал эту игру, я надеялся на нее, я хотел ее любить и мечтал о том что она подарит хороший ролевой опыт и историю...
Но...
Как ни печально - но я вынужден присоединится к когорте тех кто критикует эту игру.
Даже как то добавить мало чего есть, все уже ниже описано - и про сюжеты, выходящие в пшик, и про то что поняв как работает игра сразу ломается ролеплей в угоду победам, и то что под конец становится скучно и очевидно к чему все идет, и хочется уже побыстрее выйти к финалу а не заниматься пустыми голосованиями.
Скажу лишь что надуманными выглядят пренезии касаемо "повесточки" - увидеть ее там можно разве что если вы зашоренный черносотенец, который из своей кельи выходит раз в год чтобы сжечь ведьму на праздник, а так - особо и нет ее как то.
Я выскажу тут претензии к концовке, чего тут не делали, так что сразу скажу - спойлеры спойлеры.
Вот концовка пожалуй - то что разочаровало больше всего. Да, идея с лабиринтом довольно прикольная, но финальная "битва" это такй пшик лютый, аж обидно, не говоря уже о том, что во первых если все вы не отыгрываете полных мудаков то скорее всего у "сил добра" изначально будет лютый перевес и у "зла" надежды на победу почти нет (причем я вскрыл все конверты и посмотрел все концовки - и концовок дающих до задницы очков добру куда больше чем злу, у некоторых сюжетов вообще нет плохих концовок) - приводит к тому что игрок, оторвавшийся очков на 5-7 может в конце тупо пасануть, выбрать опции на набор максимальных очков и выиграть не участвуя ни в какой битве и не рискуя. Подсчет финальный - полная херота, за какой ты играл дом - не влияет ни на что, так же как и закрашивание галочек на ширме, кроме двух основных параметров.
Да что говорить, они даже текст почти один и тот же вставили что за силы света что за силы тьмы, отличия в паре предложений, и прочесть такую фигню после всех наигранных часов было огромным разочарованием.
Чем больше я думаю об этой игре, тем большее раздражение и даже ненависть она у меня вызывает (а до того прям активно ненавидел я лишь одну настолку, "this war of mine") - так что я предпочитаю просто не думать.
Об игре красноречиво говорит обложка: Facepalm просто.
7.9 BGG говорит об обратном
Всем привет. Собираемся проходить кампанию вчетвером. Не сильно ли это нарушит механики из-за того, что неполный состав?
Просветите, пож-та.
Постараюсь не спойлерить.
Одно из самых больших разочарований 2021 года. Игра подкупила своей оригинальностью. Играли полной группой в 5 игроков. Прошли за 18 партий.
Ну, сразу, по цене: в игре только картонные компоненты, но они хорошего качества. Я считаю, что цена завышена где-то на 20%, но это не критично, если бы не было остальных минусов.
Выбор своего дома - совершенная лотерея. Не зная как работает игра, оценить будущие впечатления по ширме почти невозможно. Более того, персональная цель дома настолько абстрактно сформулирована, что каким-то образом целенаправленно идти к ней в игре нет никакой возможности. Просто, если повезёт, вы её выполните, если нет, то нет.
Механики игры сначала очень радуют. Первые пяток партий увлекательны, разнообразны и полны впечатлений. Потом начинаешь понимать как работает эта "математика" и игра сразу теряет для игроков часть функционала и конфликта. Ближе к концу сюжета идёт уже не игра, а выставление галочек на ширму. Это грустно, но, опять же, не самая большая проблема этой игры.
А самой большой проблемой я считаю сценарий. Ну мало того, что он насквозь конъюнктурный, повесточка там сквозит во всём, так ко всему прочему, он совершенно несбалансирован. Будут очень крупные события, результатом которых окажется пшик и довольно банальные сюжеты, длящиеся несколько партий. Основной игровой конфликт так криво завязан на роли, что просто не понимаешь, чего же на самом деле авторы хотели вложить в тех или иных персонажей. Все сюжетные повороты, даже те, которые позиционируются как важные, на самом деле не сильно влияют на концовку.
Да, в игре есть несколько оригинальных и интересных реализаций, включая концовку. Да, художник просто умница, нелепая история проиллюстрирована на "отлично". Но я совсем не рекомендую тратить время и деньги на эту игру.
>Ну мало того, что он насквозь конъюнктурный, повесточка там сквозит во всём
А в каком плане?
А всё в кучу: тут и феминизм, и сциентизм, и даже кусочек в защиту эвтаназии завезли, не считая социализма, но там вообще вся игра про это. Хорошо хоть ЛГБТ почти не светится.
Ох бида-бида, это же расшатает наши скрепы, какой ужас, сжечь игру за феминизм, сциентизм и социализм!
сжигать за сциентизм вообще давняя традиция... придержимся!
Так и я о том, что "Дилемма" сделана так, что в этом случае игрок не построит свою "исламскую республику", а тупо проиграет и всё.
Назвать вещи своими именами, о ужас!
Достаточно просто её не покупать и мои скрепы будут целы.
Судя по тому, как вы бегаете по темам, чтобы строчить однотипные комментарии, надрыв уже начался. Помажьте вазелином.
Не, ну сжечь не сжечь, но информация действительно может повлиять на покупку кем-то игры. Об этом, мне кажется, тоже стоит сказать
Ну, то есть, у игры всё очень плохо с сюжетом и вообще всем, что связано с нарративной составляющей и горе авторы на почве полнейшей безыдейности ничего лучше не придумали кроме как понавтыкать туда и сюда невпопад современные мейнстримные тренды в игру про фентезийное средневековье, а вы видите проблему только в скрепах?)))
Т.е. после игры возникает желание пороться М+М и записаться в феминистки? Действительно страшная игра.
Доиграли за 22 партии, к концу уже устали и слегка мучались. Повесточка, кингмейкинг, многословность. В общем не понравилось. А еще в конце у нас два игрока набрали одинаковое количество очков. И второму было как то обидно проигрывать такую длинную игру просто по номеру на планшете фракции. А другого способа определить победителя мы не нашли. Да, честно говорят и "чести" быть победителем особо не хотелось :)
В общем не рекомендую. Хотя возможно просто не умею играть в такие игры.
З.Ы. Пандемия понравилась. Первая чуть больше, чем вторая. Чартерстоун - нет. Мой город - хороший.
Вопрос к тем, кто прошел игру:
Имеет ли смысл переигрывать игру и соответственно заморачиваться с легаси-компонентами? Или же игра реально одноразовая и желания вернуться к ней не возникает?
Это потребует ну очень сильно запарится с компонентами + в моменты сюжетного выбора вам придется целенаправленно делать не те выборы, что вам выгодны в партии, а те что нужны чтобы сюжет пошел в другую сторону. Такое себе, короче. Как по мне, если важен сюжет - то можно будет просто вскрыть непрочитанные конверты и прочитать что вы пропустили.
С компонентами не особо запариваться, но как справедливо отметили, переигрывать будет так себе, а вот для перепродажи сойдет.
Ну во первых - не клеить никакие наклейки, а значит - каждый раз записывать где какое и чьи вехи лежат а также каждый раз записывать в каком конверте какие карточки лежат. Такое себе
для последующей перепродажи - вполне реально. Для переигровки - не стоит, просто тупо больше не захочется.
Игра не такая одноразовая как какие-нибудь детективы, которые даже при желании второй раз нельзя пройти. Дилемму Короля можно играть повторно. Да сюжет вы будете знать, но это не помешает вам отыгрывать механику игры. Честно говоря, мы и в первый раз примерно с середины компании уже больше отыгрывали механику чем историю. То есть рассуждали в стиле: «так я получу наклейку и подвину ресурс, а так получу жетончики, а как это повлияет на сюжет дело десятое».
Повторно играть можно, но ненужно. При таком изобилии настольных игр на повторное прохождение компании нет ни времени ни желания. Да и собрать пять человек на первое прохождение нам было не просто. Механика игры Ок, но не то чтобы нам она уж особо была интересна. Сообщение о разработке второй части «Дилемма Королевы» мы встретили без особого энтузиазма.
Если вы всё таки желаете сохранить компоненты игры, то “запариваться” не надо, всё делается просто:
1. Карты из конвертов — они все пронумерованы: номер конверта + номер внутри конверта, тут ничего записывать не надо.
2. Сюжетные карты — наклеил маленький жёлтый стикер и подписал. Если боитесь, что стикер потеряется, то положите сюжетную карту со стикером в протектор, так точно не потеряется.
3. Наклейки вех — две пачки маленьких стрикеров желтых и, например, розовых это всё что вам надо. Записывать на них текст с наклейки не надо, всё равно его никто второй раз не читает, (или запишите номер вехи, если хотите вернуться к тексту). Достаточно символ нарисовать и подписаться.
4. Ширмы игроков — или на листочек, или просто распечатайте копию для каждого.
Насколько я помню других «легаси» элементов в коробке нет.
Мы проходили и все элементы портили.
вероятность того, что вы захотите переиграть игру как мне кажется близка к нулю. После завершения кампании есть чувство завершенности - вы узнали историю такой, какой узнали
а механики игры не такие, чтобы из-за них переигрывать
Подскажите пожалуйста в таблице подсчета баллов есть строка «Тайный замысел» (который представляет сумму очков за местоположение ресурсов и за место по количеству монет) и строка «Монеты» (которая судя по примеру таблицы подсчета на стр.33 правил должна считаться по примеру подсчета щитов власти) или же в тайный замысел надо писать только очки за ресурсы а очки за монеты из карты писать в графу монеты?
И второй вопрос по поводу сюжетного достижения. если человек открывает конверт и подписывает верхнюю карту, а на обратной стороне есть ключик и написано сюжетное достижение, то это достижение того человека, который подписал карту (но у того кто подписал карту другое сюжетное написано, а рядом сидит человек у которого прописано сюжетное именно то что на карте, но не он ее подписал, то он не отмечает у себя его)?
то есть предположим что другой человек вытащил карту, подписал а на ней мое сюжетное достижение а не его, то я отмечаю его у себя? не смотря на то что карта не моя?
В тайный замысел-только за ресурсы. За монеты пишется отдельно, просто в зависимости от тайного замысла монеты дадут разное число очков.
По сюжетному достижению, если я вас правильно понял - все равно отмечаете на своей ширме что оно выполнено.
Всем привет, подскажите есть ли нечто похожее на дилемму? Очень уж зашла! Рекомендации на сайте видел
мне кажется Oath: Chronicles of Empire and Exile будет похожа (хотя игра конечно другая)
Reigns. Но это компьютерная/мобильная игра.
А еще недавно на кикстартере вроде была настольная Reigns boardgame или как то так.
Я приобрел Reigns boardgame на кикстартаре. Это все таки другая игра, более казуальная, с простыми правилами. В ней нет сюжета как такового. Их объединяет только то, что там тоже есть король и советники. При этом игроки по очереди берут на себя роль короля.
Reigns: The Council - это патигейм на общение и фантазию по мотивам известной цифровой игры. Как выше написал Shelygin, с "Дилеммой" их действительно объединяет лишь наличие короля и советников.
Мне понравился seafall, но он менее сюжетный и более евровый.
Всем доброго вечера!
Вопрос - может ли игрок имеющий жетон судьи одновременно иметь жетон лидера или это взаимоисключающие свойства ?
Не нашел в правилах ничего, что бы это запрещало
Жетон судьи может остаться с предыдущих голосований, если никто его не заберет. А правила по передаче жетона судьи, если к тебе пришел жетон лидера, нет
Кажется, что это одна из самых потрясающих игр, в которые мне довелось сыграть! Действительно важно каждому игроку вжиться в свою роль и представить себя советником короля, чтобы получить максимально возможное количество впечатлений. Сама механика игры довольно простая, тем не менее, периодически мы вели жаркие споры по поводу выхода из очередной дилеммы, припоминая друг другу грехи прошлых поколений династии. Время от времени кто-то пытался продвинуть совершенно абсурдные решения для собственной выгоды, пытаясь убедить остальных (красноречием и, конечно, золотом) в том, что это единственно верный вариант, который принесет королевству благо.
Очень понравилась подача сюжета на картах небольшими отрывками: с одной стороны мы всё сильнее погружались в мир Дилеммы Короля и видели последствия когда-то принятых решений, с другой - никто не успевал устать от чтения текста и, как следствие, никто не отвлекался. Мы играли 3 дня в среднем по 8 часов с короткими перерывами, так как были сильно ограничены во времени на прохождение. Я боялась, что это будет слишком утомительно, но время пролетало незаметно. Немного разочаровала система начисления победных очков, однако общее впечатление от игры это не испортило.
ДЛЯ ТЕХ КТО НЕ ЗАКОНЧИЛ (БЕЗ СЮЖЕТНЫХ СПОЙЛЕРОВ) В игре, на наш взгляд, не очень понятно описаны правила окончания партии, и нам это сильно смазало концовку, мы немного не так поняли и действовали очень буквально. Так что всем кто еще не доиграл или собирается играть: в финале, прочтите сначала все карты правил (их около 8), а уже потом разыгрывайте все действия, как на них написано.
Закончили кампанию на пятерых — 16 партий по ~75 минут.
Осторожно, далее есть недоспойлер.
Слабое понимание происходящего в первой партии-двух сменилось жаркой борьбой за личные цели и развитие сюжета в середине кампании. Немного провисли 1-2 партии перед последней — глобально в королевстве уже всё произошло, но триггер конца кампании ещё не наступил (ещё взбесила механика окончания одной из сюжетных веток, очень выбивается по ритму от всего остального процесса).
Экспозиция последней партии также немного затянута, но в целом концовка сделана интересно — классные mindgames, где даже аутсайдеры кампании получили свой шанс.
С радостью бы сыграл во что-то подобное в другом сеттинге.