Предупреждаю сразу: отзыв уровня "играл в нелюбимый жанр, не разобрался в тонкостях, и разбираться желания нет". Поэтому пост долго мариновался в отложке, а потом решил вообще не публиковать, ибо не видел особого смысла. Играли полным столом на шестерых по продвинутым правилам, если что, как деды завещали. Я за Императора.
+ Атмосфера и тематика хорошо переданы, здесь возразить нечего. Крутая асимметрия и интриги-скандалы.
- Правила старого америтрэша. Вот тебе куча правил, раскиданных по закоулочкам, минимум подсказок и иконографики. Как решать спорные ситуации либо выдумывай сам, либо читай многостраничные факи
- Рандом-рандомом погоняет, даром что без кубиков. И в картах, и в тайных предателях, и в сочетаниях карт. Человек слева всю игру получал только яд и полные пустышки.
- И при этом всем игра не развивается вообще никак. Ни победных очков, ни построек, ни движка. Это то, что я больше всего не люблю. Просто беспорядочное мордобитие по кругу. То, что ты героически держал крепость 4 раунда, тебе не дает ничего вообще, кроме потерь. Выиграй хоть кучу боев, а решающий будет все равно последний, где ты всосал. Меня это обламывает прям вообще, особенно в сочетании с длительностью партии. Кингмейкинг и всекалово.
+ Драма, прикольные ситуации и шутейки присутствуют, особенно из-за асимметрии.
- Играли 5 часов. Первую половину было достаточно весело, потом все тягомотнее и тягомотнее.
По итогу раз в изредка можно было бы играть, но, вроде как, оно того не стоит. В Сумерках империи и то сохраняются победные очки с первых раундов. Если не сохраняется ничего, какой смысл играть столько времени, а не сразу начать с последней четверти игры?
На девятом раунде побеждал союз Гильдия-Атрейдесы, но под всеобщее улюлюканье победили Бене Гессерит, открыв пророчество "Атрейдесы, 9 ход". Уверен, что ради такой драмы и играют в Дюну, только вот незадача: я к этому времени уже досиживал в телефоне, потому что был разбит в ноль.
Пытался смотреть видео, где играют "правильно", и там получается, что нужно подкупать Атрейдесов только ради информации, чтобы банально потянуть карту хотя бы не "говно без палочки". Само-собой, эти переговоры никак не структурированы, а баланс и атмосфера за столом полностью отдаются на совесть игроков. Ненавижу такой дизайн. Выдающейся уникальности и исторической значимости данной нетленки отрицать не могу, но играть в это особо не тянет. Нафталиновый динозавр для фанатиков ОСОБОГО опыта, 6-/10.
Попробовал Дюну: прикольно, что в ней много дипломатии и договорняков (механики тоде этому способствуют), много механик, позволяющих самим игрокам создавать интересные события на поле.
Само поле показалось пустоватым: как будто выпавших ресурсов и бури маловато для выборов куда сходить. Бои показались замудрёнными поначалу, зато в них всегда много выбора и можно победить использовав разные силы, смотря что у тебя накопилось. Время партии затяжное, часов ~5-7. Хотелось бы что-то такое играть в половину меньше времени, а так приятная игра. На 7 из 10.
Залил файл где попытался затронуть все тонкости и нюансы фракций и их взаимодействия друг с другом исходя из общения на БГГ форумах и чтения всех правил. Найдёте ошибки или неточности - пишите!
Почётный пенсионер настолкостроения, дайте старику спокойно уйти на покой! Удалось сыграть в данный раритет. Простые и логичные правила. Такие же простые компоненты в виде жетонов войск, лидеров и пары стопок карт для создания "движухи". Как типичный контроль территории обладает скучнейшим полем, где 80% территории не отвечает ни за что и нафиг не никому не нужно! Интересные локации и точки соприкосновения ограничены исключительно городами. Во-первых: контроль городов - первостепенная задача для победы в игре. Во-вторых: высадка в городах обходится в 1 спайс вместо 2-х за высадку на планету. Отсюда и типичная картина вечной зарубы в городах. Высадился, выбежал из города в ближайший выброс - собрать спайс. Далее подрался, собрал спайс. Далее приполз червь и/или накрыло бурей и смыло всех добытчиков и остатки спайса. И опять по новой. Игра максимально скучная и однообразная! Хочется похвалить за оригинальные задумки, очень тонкую и правильную передачу атмосферы Дюны, но сам игровой процесс - очень унылый и однообразный. Далее тезисно пройдусь по плюсам. 1) 6 фракций со своими яркими и выразительными чертами, отлично передают лор мира, создают интересную асимметрию. Повелевающий голос у Бене Гессерит, сбор спайса с торгов Императором, сбор спайса за высадку Космической гильдией, оседлость и бонусы аборигенов-Фрименов и пр. Все сделано с любовью к первоисточнику и отлично передаёт атмосферу Дюны. 2) Двойное деление планеты на сектора (для воздействия бури) и разделение на области (для передвижения войск). Может как запутать и создать спорные ситуации, т.к. часть области может быть подвержена бури и заходить в сектор со смывом войска, а другая часть - будет соседним сектором и все прекрасно выживут. Буря накладывает ограничения на передвижения и высадку и добавляет интересного интерактива на карте. 3) Ограниченный запас войск и необходимость воскрешать жетоны войск и лидеров за бабки (спайс), рассчитывать силы в партии. 4) Качественный аукцион. Добротный, обычный аукцион за карточки. 5) Возможность заключать союзы с совместной победой. 6) Предатели и крысы. Каждый игрок получает небольшой набор лидеров всех участвующих в партии фракций. При этом, можно выявить своих - надёжных ребят и взять одного вражеского лидера. При сражении с участием этого лидера весь бой автоматически сливается при розыгрыше карты предателя. Далее жёстко пройдусь по отрицательным моментам, за которые, по моему мнению данная Дюна не достойна внимания в 2022 году. 1) Необходимость играть большим составом для соблюдения внутреннего баланса между фракция и обеспечения интересной и добротой асимметрии. Без фракционок тактически игра пуста. 2) При большом составе приготовьтесь к гигантским потерям во времени. + присоединяется нехилый даунтайм. Лечится опытом, но слабо. 3) Общая затянутость партии. Особенно это ощущается за Фрименов с их фракционной победой по недопущению захвата городов... Мы играли пятеро 6 раундов 5 часов. При этом эмоциональный выхлоп был ниже "удовлетворительного". А если бы игра затянулась!? Да я лучше в Сумерки за это время сыграю и соберу неповторимый букет эмоций! Хочется интриг, подстав - Спартак, Коза Ностра. Хочется внутреннего напряжения и игр разума - Иниш, Рокуган. Да куча игр лучше этого динозавра! 4) Тонкая колода интриг, наполовину наполненная мусором. Играете большим составом - за пару раундов прокрутить колоду как нечего делать. При этом, есть 2 стандартные типа карт на устранение: силой и в крысу - ядом, и 2 противодействия: щит и антидот. И на этих 2 вариантах даржится часть боя и игры разума. Треть колоды - откровенный никчёмный мусор: пустые карты "осел", "Ла-ла-ла" и прочие. Чтобы и торговаться было веселее и абилку Атрейдесов с разведкой оправдать... Последняя треть - переломные карты в единичном экземпляре. Охота за ними может стать целью, а обладание сильно переломить партию. Карты из рахряда: переместить бурю по своей воде до 10 клеток, взорвать ядерку вблизи Аракиса и отключить защиту центральных городов от бури, воскресить бесплатно лидера или 5 войск и т.д. 5) Унылый бой из которого нельзя отступить, в котором если ты не сыграл карту убийства чужого лидера он убегает, в котором победитель убивает поставленные отряды, в котором есть возможность блефа, но нет смысла ей пользоваться и всегда лучше сражаться в полную силу. Бой в виде ставок: жетоны войск по 1 + жетон лидера с циферкой и вероятностью предательства +по 1 карте оружия и анти-оружия. 6) Механика высадки. Что за тупость: высадка в занятый город. Оборона, зенитки и ПВО - не, не слышали. Высадка в город по рублю, а в пустыне - по 2 за воина. А на фига вообще переплачивать и высаживаться в пустыне!? И вся пустыня - лишь точки генерации спайса. Добыл и валить обратно в защищённый город. Отсюда и тупость всего игрового процесса: если умело генерировать деньги в фазу ставок и на добыче спайса - можно просто упарываться огромными высадками в города с последующим сражением. Маневры, тактика, блеф, отступления - не, не слышал. 7) Имбовость некоторых союзов. Связки фракционок и возможность совместной победы создаёт предпосылки к скорейшему объединению. При игре нечетным составом всегда останется один отчепенец в качестве дежурной ж... 8) Неинтересны лидеры в виде циферок. В той же "Игре престолов" карты после боя всегда уходят + сильно влияют на положение. В этой игре - это просто цифра, так ещё и не сбрасывается, если его не прикончили спец картой., что обесценивает кагорту лидеров и делает бои более однообразными. По итогу могу с уважением сказать, что игра неплохая, но никуда не годится в конкуренцию современники. Возможно, благодаря этой игре мы имеем сейчас все упомянутые: Игру престолов, Сумерки и прочие игры. Спасибо. Спасибо за атмосферу и уважение к первоисточнику. Дюна: Империя - далеко до этой Дюны в этом отношении. Но играть в эту игру я больше не хочу.
надо играть строго вшестером и по продвинутым правилам. а судя по тексту - играли по начальным. тогда никаких орд воинов и массовых сражений - просто не хватит спайса на поддержку и их размажут как колода интриг истощается за пару раундов - для меня загадка. полным составом она обновляется на раунде седьмом. и мусор тут не совсем мусор - например для Бене Гессерит они становятся сильнейшей картой. но если не играть по продвинутым правилам об этом конечно не узнать. механика боя как раз интересная и позволяет при наличии боевых абилок и некотором просчете выносить казалось бы превосходящие силы. разные способности лидеров появляются во втором допе. но я пока не пробовал - наиграться бы так. вообще игра в которую играют под 50 лет и интерес не стихает - это о чем то да говорит. не чета всяким нынешнем однодневкам о которых - через год и забудут. в общем для меня это топ1 и видимо ещё надолго - ничего даже рядом стоящего на горизонте не видно
так же я в корне не согласен с позицией что долгая игра (а Дюна долга это факт) - это плохо. по моему всё как раз наоборот в отличную игру и поиграть подольше хочется. а не чих-пых ну погнали в следующую чтотамунасвынесловтопы
Вы правы: играли по упрощенке. Претензии к однообразным фракция я не выдвигал. С интересной асимметрией в игре все отлично. Спайса хватает с лихвой. Космогильдия собирает его за высадку с остальных, Атрейдесы на рекетирстве, Император - на ставках. Любой союз одной из этих фракций с другой ударной создаёт закрытую экономику и деньги просто ходят по кругу. Колода интриг. По 1 карте на игрока, я правильно понял? Сколько там карт в колоде? Разделите на 5 или 6. Мы вообще без Бени играли. Для нас всех это был просто мусор. Про длительность партии - вырвали из контекста. Я предупредил читателей, что игра долгая и это стоит брать во внимание. Я также сказал что она сильно проигрывает многим современным контролям территории в соотношении: эмоции к хатраченному времени. Тираны, Сумерки, Иниш - многие годы не уходят из ТОПов и на однодневки не тянут. 50 лет - достопочтенный возраст для настолки и даже сейчас она играется хорошо. Но развитие не стоит на месте... Мои любимые строки из Онегина: По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут... Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время, И наши внуки в добрый час Из мира вытеснят и нас!
Всем, кого тянет этот динозавр, я советую лучше катнуть в Root. В три раза быстрее, нужно 4 игрока, а не 6. Бодро, современно, оптимизированно, суть- та же.
Ну при условии что если кто-то из опытных играет на бродяге, сразу понятно кто победит игра превращается в уничтожение бродяги.и больше похожа на кооператив) Если играть без них очень даже классно.
Неуместный на тесере- это ты. Не преследуй меня по всем веткам и не отвечай на мои посты. Иди пожалуйся в администрацию, попроси меня забанить. Меня от тебя уже тошнит
Отзыв все еще актуален. Не стал бы трогать эту игру и в 2024, даже на предзаказе от замечательной Лавки. Это же надо такую окаменелость откапать, реанимировать пытаться!?
Верно, игря - шляпа. Ей на полку к Монополии и Дипломатии. Всем интересующимся, НАСТОЯТЕЛЬНО рекоммендую не покупать, а попробовать сыграть в TTS, у друга, сделать прокси. Иначе можно мощно так пожалеть потраченных средств.
Кто Вас так жестко вздрючил в Дюну 2019, что теперь Вы ходите по всем темам, где пишут об этой игре, и буквально гадите?! Что случилось то? Вы мне казались вполне вменяемым...
1-3) На вкус и цвет. 4) Мусорных карт в базе всего 5 из 33-х. Как вы умудрились прокрутить колоду за пару раундов — это отдельный вопрос. 5) А в ИП убегают отряды, если их не окружить или не пробить мечами, и что? Бой нормальный, смысл в блефе есть. 6) Щиты? Не, не слышали (хотя тут не одно обоснование для высадки в города можно придумать). Уж определитесь, хвалите вы игру за тематичность или ругаете. Вообще, на подобные придирки к игровым механикам можно посоветовать только пойти в реконструкторы. В пустыне вы высаживаетесь, чтобы накопить войска. Что, зачем, как и почему я вам вряд ли объясню, ведь вы сыграли одну партию и считаете, что поняли игру. Я не скажу, что тут сложная тактика и манёвры. Всё относительно просто, но они есть.
Да, ещё добавлю, что в онлайне игру можете оценить на этом сайте: https://treachery.online/. Полноценная цифровая версия со всем контентом, хороший интерфейс, автоматизированный игровой процесс, есть боты.
Друзья, думаю, что сама «Классическая Дюна» в представлении не нуждается; всем известно, что это эпическая игра на 4-6 (лучше 6) человек с союзами, предательством, войной, подкупами, червями и пряностью туда-сюда. В общем, игра 7.9 на БГГ с 9к+ голосов и огромной армией фанатом, один человек нам сейчас написал, говорит, что 150+ партий уже отыграл:)
Но, разумеется, у многих вопрос – а где взять то еще 3-5 человек? На самом деле набрать народ не большая проблема, было бы желание – достаточно съездить на любой настольный кемп в вашем регионе и вот вам куча потенциальных игроков (имеется в виду, что познакомиться с ними там, а потом уже играть дома или в кафе). Но остается еще вопрос времени – ведь на эпичную глобальность нужно найти время не меньше, чем на глобальную эпичность, вечером после работы в такое играть непросто.
Поэтому, друзья, мы предложим вам в кампании еще и «Новую Дюну», еще известная как «Фильмодюна». Причем предложим и комбонабор из оных!
Почему мы предлагаем и ту и ту? И не мешают ли они друг другу? Сыграв в обе, смею утверждать, что они не только не мешают друг другу, а гармонично дополняют.
Ибо «Новая Дюна» играется за час и рассчитана на 2-4 человек. Причем авторы говорят, что она лучше продается в США, а вот в восточной Европе больше берут «Классическую».
Почему рейтинг на БГГ у первой 7.9, а у второй 6.8? Думаю, что причина простая – фанаты кинулись играть в новую, а она всё-таки другая по ощущениям – в ней нет союзов и эпика, что нравится любителям «классики», но зато она быстрая, динамичная и с упором на бои, а не переговоры, хотя они там тоже имеются. Так же плюс «Фильмодюны» - то, что она создает на порядок больше всяких смешных ситуаций – то вам ядерный взрыв, то перебежчики, то вот небольшая армия скуфов-Харконенов сносит этих заносчивых Атрейдесов, то черви со штормами говорят «привет, Андрей!». В общем, более боевитая боевитость делает своё грязное, но веселое дело)
Поэтому беря обе игры вы закроете себе любой состав и временной фактор. А также "Фильмодюна" хороша, что можно начинать с нее и таким образом подсаживать потом народ на "Классику" :)
Вообще не оч честно позиционировать новую Дюну, как урезанную старую. Это просто ареаконтрол по мотивам, ну ни больше-ни меньше, вот и всё. Если с этой призмы смотреть, то и сравнивать надо с другими представителями жанра.
стопроцентов. как "урезанная" Дюна это никакущая игра. а как самостоятельная - вполне себе норм. я её иногда использую чтобы подготовить к заманиванию в классическую ФДюну.
Добавил обновлённый перевод правил. - Поправил найденные ошибки. - Дополнил информацию из FAQ от ноября 2020 года, там, где это имело было логично вставить. - Исправил неточности перевода (в частности, про условия победы Фрименов).
НАСТАВНИКИ: Куда бы другие игроки не производили высадку своих отрядов, вы бесплатно можете высадить 1 наставника на ту же территорию (вместо «Полярной впадины»). [b]При этом можно перевернуть своих бойцов, находящихся на этой территории, на сторону с наставниками.[/b]
както плохо написано. может создастся впечатление что если у БГ в области файтеры и туда высаживается кто-то - то можно перевернуть их на наставников и высадить туда наставника
В правилах тем временем наоборот всё написано. в общем ошибок ещё видимо много осталось
ADVISORS: Whenever any other faction ships forces to Dune from off-planet, you may ship for free one advisor from your reserves into that same territory (instead of the Polar Sink). Advisors in this territory CANNOT flip to fighters during this turn unless no other forces exist in the territory.
Не согласен, что тут ошибка. Если правильно помню, то тут уточнение из FAQ. Когда соперник вторгается на территорию с бойцами Бене Гессерит, то игрок за них решает, становятся они наставниками или нет. Тут именно этот случай. Если другой игрок высаживается на территорию, на которой есть бойцы Бене Гессерит, игрок за последних может сделать их наставниками, чтобы избежать сражения.
да. но высадить наставника он туда НЕ может - высаживать можно только тех кто там уже в области есть. а там файтеры. и то что при входе другой фракции они перевернутся - ничего не меняет.
вот из последнего FAQa (ноябрь 2020): What happens if the BG wants to ship advisors or fighters into a territory where there are the opposite type? Answer: It can’t be done. The BG forces in a territory have to be of the same type.
PS. я не знаю когда мне удастся прорваться сквозь ошибку БД и опубликовать коммент но я буду стараться!
Это можно трактовать по разному и зависит от того, как относится к задаче курицы и яйца. Какое свойство применяется вначале: ВТОРЖЕНИЯ (по которому бойцы становятся наставниками) или НАСТАВНИКИ (по которому мы можем высадится с другим игроком). В данном комментарии, скорее всего, идёт речь про их ход в фазу ВЫСАДКА И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, поскольку высаживать бойцов по свойству наставников мы не можем. И только GF9 могут рассудить, что верно.
Переиздание игры 1979 года, позволяющей пережить события одноименного произведения Френка Герберта. Сам костяк игры не то чтобы сильно изменился, это всё ещё та самая старая игра, возраст которой довольно сильно ощущается, однако это до сих пор очень тематичная штука которая отлично работает если все за столом "в теме".
Основная цель - первым захватить определенное количество городов (в зависимости от выбранного режима игры) В игре есть 6 асимметричных фракций со своими особенностями, некоторые из которых ещё и обладают своими особыми условиями победы. Местную боевку на "боевых дисках" в дальнейшем позаимствовал себе Стегмайер для своего Серпа. Есть возможность заключать альянсы с другими игроками. Довольно необычно здесь реализованы торги за карты, поскольку выкупаются они на аукционе взакрытую, то есть до самого последнего момента ты не знаешь что же тебе достанется (но знает зато одна из фракций, игрок за которую таким образом может разводить остальных на покупку бесполезных карт за дорого, например).
Сыграть удалось всего несколько раз, потому что игра довольно долгая и требует определенную подготовку, не говоря о необходимости собрать 5-6 игроков, но для меня эмоции от партии полностью окупали любые трудности, хотя сама игра в итоге мало кому из моих товарищей зашла.
Из игр на контроль территорий мне удалось пробовал только Корни, Кемет и Дюну. Корни оказались слишком сумбурными, а Кемет не понравился из-за сеттинга и отсутствия дипломатии – тупо мочилово, причём побеждает в нём именно тот, кто успеет купить нужные (лучшие) тайлы. В Дюне же есть и дипломатия, и возможность побороться за карты в аукционе (только Атрейдесы будут знать, за что борьба), и не просчитываемые бои, да ещё и без кубов. И всё это приправлено асимметричностью, которая гармонично вплетена в существующий геймплей и не вызывает раздражения.
Лавка - красавчики, а вот игра - морально устарела. Странный выбор локализации. Ставлю, что возьмут фанаты и будет она пылиться на полке - в лучшем случае. Провальный проект.
Ну учитывайте «неразборчивость лектората» (играть не буду, но всё равно куплю) и подачу материала Романа (аля отечественного Стогмайера, вон как Амулет преподносили - порционные посты про локации!, интригующий лор (на деле абсолютно беспонтовая вещь в игре), но и в пустоте нашли зацепочку (мне конечно «кринжово» такое видеть, но наверно на кого-то оказывает впечатление и желание вписаться в предзаказ). А уж Великие дома Дюны и олдскул - тут безграничный полёт фантизии на мотивирующие к покупке посты.)) PS. Я сам впишусь например.
Джек Рида (Jack Reda) на своём ютуб канале заанонсил новый доп Ecaz and Moritani. Там просто пушка сколько много нового контента. Домашние планеты, карточки альянсов для тех, кто не в альянсе, 2 новые фракции ассасинов, и прч
Всём привет. Подскажите где можно купить качественную пнп версию. Хан тактамыш (по-моему так зовут) заказы не выполняет так как находится на Украине и есть проблемы с ценой, логистикой.
Обновились памятки фракций на русском языке: теперь в них 6 фракций из базы + по 2 фракции из обоих дополнений (Иксианцы, Тлейлаксу, КООАМ и Ричез): https://tesera.ru/images/items/2139856/Dune%202019%20Faction%20Sheets.pdf
Добавил первую версию перевода правил на русский язык версии 2019 года. Дизайн постарался оставить тот же, что и в официальной версии. Переведено всё, кроме синопсиса.
Спасибо! Очень крутой перевод, а главное, что книжку не отличить от оригинала! Отдал в типографию, а то у нас за столом почти никто не читает на английском, а моментов много спорных случается, т.е. всегда нужны правила под рукой...
Из правил: "Exceptions Storm: No player may ship into a sector in storm." Т.е.нельзя высаживаться в сектор с Бурей. Но это правило не касается Фрименов, которые могут это сделать, потеряв половину отрядов (Продвинутые способности).
Да, если это города Арракин и Карфаг, а карта Атомное орижие не разыграна. Нет, для остальных цитаделей. Исключение для высадки Фримена в сиетч Табр, т.к резерв фримена находиться на дюне в пределах 2 территорий, а положение бури не имеет значения для высадки фримена
1. Откуда взята информация о том, что в Арракин и Карфаг можно высаживаться, когда они находятся по действием бури? Есть упоминания только о Imperial Basin. И то, оно касается только потерь. 2. По поводу Сиетча Табр тоже непонятно. В правилах не нашёл эту информацию. Можешь подсказать?
В правилах GF9 вообще много чего не дописали. Для решения проблем, ответов на которых нет в самих правилах,официальном FAQ я давно использую разъяснения к правилам применяемых на чемпионате. http://www.boardgamers.org/wbc19/previews/dun.html
Предупреждаю сразу: отзыв уровня "играл в нелюбимый жанр, не разобрался в тонкостях, и разбираться желания нет". Поэтому пост долго мариновался в отложке, а потом решил вообще не публиковать, ибо не видел особого смысла. Играли полным столом на шестерых по продвинутым правилам, если что, как деды завещали. Я за Императора.
+ Атмосфера и тематика хорошо переданы, здесь возразить нечего. Крутая асимметрия и интриги-скандалы.
- Правила старого америтрэша. Вот тебе куча правил, раскиданных по закоулочкам, минимум подсказок и иконографики. Как решать спорные ситуации либо выдумывай сам, либо читай многостраничные факи
- Рандом-рандомом погоняет, даром что без кубиков. И в картах, и в тайных предателях, и в сочетаниях карт. Человек слева всю игру получал только яд и полные пустышки.
- И при этом всем игра не развивается вообще никак. Ни победных очков, ни построек, ни движка. Это то, что я больше всего не люблю. Просто беспорядочное мордобитие по кругу. То, что ты героически держал крепость 4 раунда, тебе не дает ничего вообще, кроме потерь. Выиграй хоть кучу боев, а решающий будет все равно последний, где ты всосал. Меня это обламывает прям вообще, особенно в сочетании с длительностью партии. Кингмейкинг и всекалово.
+ Драма, прикольные ситуации и шутейки присутствуют, особенно из-за асимметрии.
- Играли 5 часов. Первую половину было достаточно весело, потом все тягомотнее и тягомотнее.
По итогу раз в изредка можно было бы играть, но, вроде как, оно того не стоит. В Сумерках империи и то сохраняются победные очки с первых раундов. Если не сохраняется ничего, какой смысл играть столько времени, а не сразу начать с последней четверти игры?
На девятом раунде побеждал союз Гильдия-Атрейдесы, но под всеобщее улюлюканье победили Бене Гессерит, открыв пророчество "Атрейдесы, 9 ход". Уверен, что ради такой драмы и играют в Дюну, только вот незадача: я к этому времени уже досиживал в телефоне, потому что был разбит в ноль.
Пытался смотреть видео, где играют "правильно", и там получается, что нужно подкупать Атрейдесов только ради информации, чтобы банально потянуть карту хотя бы не "говно без палочки". Само-собой, эти переговоры никак не структурированы, а баланс и атмосфера за столом полностью отдаются на совесть игроков. Ненавижу такой дизайн. Выдающейся уникальности и исторической значимости данной нетленки отрицать не могу, но играть в это особо не тянет. Нафталиновый динозавр для фанатиков ОСОБОГО опыта, 6-/10.
Источник https://vk.com/wall-206209405_670
Попробовал Дюну: прикольно, что в ней много дипломатии и договорняков (механики тоде этому способствуют), много механик, позволяющих самим игрокам создавать интересные события на поле.
Само поле показалось пустоватым: как будто выпавших ресурсов и бури маловато для выборов куда сходить. Бои показались замудрёнными поначалу, зато в них всегда много выбора и можно победить использовав разные силы, смотря что у тебя накопилось. Время партии затяжное, часов ~5-7. Хотелось бы что-то такое играть в половину меньше времени, а так приятная игра. На 7 из 10.
Источник https://nastol.io/dune_2/reviews/294365
Подскажите, пожалуйста, когда будет в наличии локализация, а то не могу нигде найти сроков предзаказа
Вроде бы лето 25ого обещали, не?
Залил файл где попытался затронуть все тонкости и нюансы фракций и их взаимодействия друг с другом исходя из общения на БГГ форумах и чтения всех правил.
Найдёте ошибки или неточности - пишите!
Почётный пенсионер настолкостроения, дайте старику спокойно уйти на покой! Удалось сыграть в данный раритет. Простые и логичные правила. Такие же простые компоненты в виде жетонов войск, лидеров и пары стопок карт для создания "движухи". Как типичный контроль территории обладает скучнейшим полем, где 80% территории не отвечает ни за что и нафиг не никому не нужно! Интересные локации и точки соприкосновения ограничены исключительно городами. Во-первых: контроль городов - первостепенная задача для победы в игре. Во-вторых: высадка в городах обходится в 1 спайс вместо 2-х за высадку на планету. Отсюда и типичная картина вечной зарубы в городах. Высадился, выбежал из города в ближайший выброс - собрать спайс. Далее подрался, собрал спайс. Далее приполз червь и/или накрыло бурей и смыло всех добытчиков и остатки спайса. И опять по новой. Игра максимально скучная и однообразная!
Хочется похвалить за оригинальные задумки, очень тонкую и правильную передачу атмосферы Дюны, но сам игровой процесс - очень унылый и однообразный.
Далее тезисно пройдусь по плюсам.
1) 6 фракций со своими яркими и выразительными чертами, отлично передают лор мира, создают интересную асимметрию. Повелевающий голос у Бене Гессерит, сбор спайса с торгов Императором, сбор спайса за высадку Космической гильдией, оседлость и бонусы аборигенов-Фрименов и пр. Все сделано с любовью к первоисточнику и отлично передаёт атмосферу Дюны.
2) Двойное деление планеты на сектора (для воздействия бури) и разделение на области (для передвижения войск). Может как запутать и создать спорные ситуации, т.к. часть области может быть подвержена бури и заходить в сектор со смывом войска, а другая часть - будет соседним сектором и все прекрасно выживут. Буря накладывает ограничения на передвижения и высадку и добавляет интересного интерактива на карте.
3) Ограниченный запас войск и необходимость воскрешать жетоны войск и лидеров за бабки (спайс), рассчитывать силы в партии.
4) Качественный аукцион. Добротный, обычный аукцион за карточки.
5) Возможность заключать союзы с совместной победой.
6) Предатели и крысы. Каждый игрок получает небольшой набор лидеров всех участвующих в партии фракций. При этом, можно выявить своих - надёжных ребят и взять одного вражеского лидера. При сражении с участием этого лидера весь бой автоматически сливается при розыгрыше карты предателя.
Далее жёстко пройдусь по отрицательным моментам, за которые, по моему мнению данная Дюна не достойна внимания в 2022 году.
1) Необходимость играть большим составом для соблюдения внутреннего баланса между фракция и обеспечения интересной и добротой асимметрии. Без фракционок тактически игра пуста.
2) При большом составе приготовьтесь к гигантским потерям во времени. + присоединяется нехилый даунтайм. Лечится опытом, но слабо.
3) Общая затянутость партии. Особенно это ощущается за Фрименов с их фракционной победой по недопущению захвата городов... Мы играли пятеро 6 раундов 5 часов. При этом эмоциональный выхлоп был ниже "удовлетворительного". А если бы игра затянулась!? Да я лучше в Сумерки за это время сыграю и соберу неповторимый букет эмоций! Хочется интриг, подстав - Спартак, Коза Ностра. Хочется внутреннего напряжения и игр разума - Иниш, Рокуган. Да куча игр лучше этого динозавра!
4) Тонкая колода интриг, наполовину наполненная мусором. Играете большим составом - за пару раундов прокрутить колоду как нечего делать. При этом, есть 2 стандартные типа карт на устранение: силой и в крысу - ядом, и 2 противодействия: щит и антидот. И на этих 2 вариантах даржится часть боя и игры разума. Треть колоды - откровенный никчёмный мусор: пустые карты "осел", "Ла-ла-ла" и прочие. Чтобы и торговаться было веселее и абилку Атрейдесов с разведкой оправдать... Последняя треть - переломные карты в единичном экземпляре. Охота за ними может стать целью, а обладание сильно переломить партию. Карты из рахряда: переместить бурю по своей воде до 10 клеток, взорвать ядерку вблизи Аракиса и отключить защиту центральных городов от бури, воскресить бесплатно лидера или 5 войск и т.д.
5) Унылый бой из которого нельзя отступить, в котором если ты не сыграл карту убийства чужого лидера он убегает, в котором победитель убивает поставленные отряды, в котором есть возможность блефа, но нет смысла ей пользоваться и всегда лучше сражаться в полную силу. Бой в виде ставок: жетоны войск по 1 + жетон лидера с циферкой и вероятностью предательства +по 1 карте оружия и анти-оружия.
6) Механика высадки. Что за тупость: высадка в занятый город. Оборона, зенитки и ПВО - не, не слышали. Высадка в город по рублю, а в пустыне - по 2 за воина. А на фига вообще переплачивать и высаживаться в пустыне!? И вся пустыня - лишь точки генерации спайса. Добыл и валить обратно в защищённый город. Отсюда и тупость всего игрового процесса: если умело генерировать деньги в фазу ставок и на добыче спайса - можно просто упарываться огромными высадками в города с последующим сражением. Маневры, тактика, блеф, отступления - не, не слышал.
7) Имбовость некоторых союзов. Связки фракционок и возможность совместной победы создаёт предпосылки к скорейшему объединению. При игре нечетным составом всегда останется один отчепенец в качестве дежурной ж...
8) Неинтересны лидеры в виде циферок. В той же "Игре престолов" карты после боя всегда уходят + сильно влияют на положение. В этой игре - это просто цифра, так ещё и не сбрасывается, если его не прикончили спец картой., что обесценивает кагорту лидеров и делает бои более однообразными.
По итогу могу с уважением сказать, что игра неплохая, но никуда не годится в конкуренцию современники. Возможно, благодаря этой игре мы имеем сейчас все упомянутые: Игру престолов, Сумерки и прочие игры. Спасибо. Спасибо за атмосферу и уважение к первоисточнику. Дюна: Империя - далеко до этой Дюны в этом отношении. Но играть в эту игру я больше не хочу.
надо играть строго вшестером и по продвинутым правилам.
а судя по тексту - играли по начальным.
тогда никаких орд воинов и массовых сражений - просто не хватит спайса на поддержку и их размажут
как колода интриг истощается за пару раундов - для меня загадка. полным составом она обновляется на раунде седьмом. и мусор тут не совсем мусор - например для Бене Гессерит они становятся сильнейшей картой. но если не играть по продвинутым правилам об этом конечно не узнать.
механика боя как раз интересная и позволяет при наличии боевых абилок и некотором просчете выносить казалось бы превосходящие силы.
разные способности лидеров появляются во втором допе. но я пока не пробовал - наиграться бы так.
вообще игра в которую играют под 50 лет и интерес не стихает - это о чем то да говорит. не чета всяким нынешнем однодневкам о которых - через год и забудут.
в общем для меня это топ1 и видимо ещё надолго - ничего даже рядом стоящего на горизонте не видно
так же я в корне не согласен с позицией что долгая игра (а Дюна долга это факт) - это плохо. по моему всё как раз наоборот в отличную игру и поиграть подольше хочется. а не чих-пых ну погнали в следующую чтотамунасвынесловтопы
Вы правы: играли по упрощенке. Претензии к однообразным фракция я не выдвигал. С интересной асимметрией в игре все отлично.
Спайса хватает с лихвой. Космогильдия собирает его за высадку с остальных, Атрейдесы на рекетирстве, Император - на ставках. Любой союз одной из этих фракций с другой ударной создаёт закрытую экономику и деньги просто ходят по кругу.
Колода интриг. По 1 карте на игрока, я правильно понял? Сколько там карт в колоде? Разделите на 5 или 6.
Мы вообще без Бени играли. Для нас всех это был просто мусор.
Про длительность партии - вырвали из контекста. Я предупредил читателей, что игра долгая и это стоит брать во внимание. Я также сказал что она сильно проигрывает многим современным контролям территории в соотношении: эмоции к хатраченному времени. Тираны, Сумерки, Иниш - многие годы не уходят из ТОПов и на однодневки не тянут. 50 лет - достопочтенный возраст для настолки и даже сейчас она играется хорошо. Но развитие не стоит на месте... Мои любимые строки из Онегина:
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
Всем, кого тянет этот динозавр, я советую лучше катнуть в Root. В три раза быстрее, нужно 4 игрока, а не 6. Бодро, современно, оптимизированно, суть- та же.
Ну при условии что если кто-то из опытных играет на бродяге, сразу понятно кто победит игра превращается в уничтожение бродяги.и больше похожа на кооператив) Если играть без них очень даже классно.
Пасибо за неуместный и непрошенный совет, но есть люди которые выбирают и играют в игры не по механике (По которой рут тоже не топ игра) а за тему
Неуместный на тесере- это ты. Не преследуй меня по всем веткам и не отвечай на мои посты. Иди пожалуйся в администрацию, попроси меня забанить. Меня от тебя уже тошнит
Желаю прогулки такой же долгой, как размер твоего самомнения.
Все слишком притянуто. Игра пока еще дает много форы текущим играм на контроль территорий. Многие минусы перечисленные - плюсы.
Просто не ваша игра
Отзыв все еще актуален. Не стал бы трогать эту игру и в 2024, даже на предзаказе от замечательной Лавки. Это же надо такую окаменелость откапать, реанимировать пытаться!?
Верно, игря - шляпа. Ей на полку к Монополии и Дипломатии. Всем интересующимся, НАСТОЯТЕЛЬНО рекоммендую не покупать, а попробовать сыграть в TTS, у друга, сделать прокси. Иначе можно мощно так пожалеть потраченных средств.
Кто Вас так жестко вздрючил в Дюну 2019, что теперь Вы ходите по всем темам, где пишут об этой игре, и буквально гадите?!
Что случилось то?
Вы мне казались вполне вменяемым...
1-3) На вкус и цвет.
4) Мусорных карт в базе всего 5 из 33-х. Как вы умудрились прокрутить колоду за пару раундов — это отдельный вопрос.
5) А в ИП убегают отряды, если их не окружить или не пробить мечами, и что? Бой нормальный, смысл в блефе есть.
6) Щиты? Не, не слышали (хотя тут не одно обоснование для высадки в города можно придумать). Уж определитесь, хвалите вы игру за тематичность или ругаете. Вообще, на подобные придирки к игровым механикам можно посоветовать только пойти в реконструкторы. В пустыне вы высаживаетесь, чтобы накопить войска. Что, зачем, как и почему я вам вряд ли объясню, ведь вы сыграли одну партию и считаете, что поняли игру. Я не скажу, что тут сложная тактика и манёвры. Всё относительно просто, но они есть.
Да, ещё добавлю, что в онлайне игру можете оценить на этом сайте: https://treachery.online/. Полноценная цифровая версия со всем контентом, хороший интерфейс, автоматизированный игровой процесс, есть боты.
Друзья, думаю, что сама «Классическая Дюна» в представлении не нуждается; всем известно, что это эпическая игра на 4-6 (лучше 6) человек с союзами, предательством, войной, подкупами, червями и пряностью туда-сюда.
В общем, игра 7.9 на БГГ с 9к+ голосов и огромной армией фанатом, один человек нам сейчас написал, говорит, что 150+ партий уже отыграл:)
Но, разумеется, у многих вопрос – а где взять то еще 3-5 человек? На самом деле набрать народ не большая проблема, было бы желание – достаточно съездить на любой настольный кемп в вашем регионе и вот вам куча потенциальных игроков (имеется в виду, что познакомиться с ними там, а потом уже играть дома или в кафе). Но остается еще вопрос времени – ведь на эпичную глобальность нужно найти время не меньше, чем на глобальную эпичность, вечером после работы в такое играть непросто.
Поэтому, друзья, мы предложим вам в кампании еще и «Новую Дюну», еще известная как «Фильмодюна». Причем предложим и комбонабор из оных!
Почему мы предлагаем и ту и ту? И не мешают ли они друг другу? Сыграв в обе, смею утверждать, что они не только не мешают друг другу, а гармонично дополняют.
Ибо «Новая Дюна» играется за час и рассчитана на 2-4 человек. Причем авторы говорят, что она лучше продается в США, а вот в восточной Европе больше берут «Классическую».
Почему рейтинг на БГГ у первой 7.9, а у второй 6.8? Думаю, что причина простая – фанаты кинулись играть в новую, а она всё-таки другая по ощущениям – в ней нет союзов и эпика, что нравится любителям «классики», но зато она быстрая, динамичная и с упором на бои, а не переговоры, хотя они там тоже имеются. Так же плюс «Фильмодюны» - то, что она создает на порядок больше всяких смешных ситуаций – то вам ядерный взрыв, то перебежчики, то вот небольшая армия скуфов-Харконенов сносит этих заносчивых Атрейдесов, то черви со штормами говорят «привет, Андрей!». В общем, более боевитая боевитость делает своё грязное, но веселое дело)
Поэтому беря обе игры вы закроете себе любой состав и временной фактор. А также "Фильмодюна" хороша, что можно начинать с нее и таким образом подсаживать потом народ на "Классику" :)
Вообще не оч честно позиционировать новую Дюну, как урезанную старую. Это просто ареаконтрол по мотивам, ну ни больше-ни меньше, вот и всё. Если с этой призмы смотреть, то и сравнивать надо с другими представителями жанра.
стопроцентов.
как "урезанная" Дюна это никакущая игра.
а как самостоятельная - вполне себе норм.
я её иногда использую чтобы подготовить к заманиванию в классическую ФДюну.
Это Роман писал?
Ну навысасывал, ну навысасывал... из песка.
Добавил обновлённый перевод правил.
- Поправил найденные ошибки.
- Дополнил информацию из FAQ от ноября 2020 года, там, где это имело было логично вставить.
- Исправил неточности перевода (в частности, про условия победы Фрименов).
НАСТАВНИКИ: Куда бы другие игроки не производили
высадку своих отрядов, вы бесплатно можете высадить
1 наставника на ту же территорию (вместо «Полярной
впадины»). [b]При этом можно перевернуть своих
бойцов, находящихся на этой территории, на сторону с
наставниками.[/b]
както плохо написано. может создастся впечатление что если у БГ в области файтеры и туда высаживается кто-то - то можно перевернуть их на наставников и высадить туда наставника
В правилах тем временем наоборот всё написано. в общем ошибок ещё видимо много осталось
ADVISORS: Whenever any other faction ships forces to
Dune from off-planet, you may ship for free one advisor
from your reserves into that same territory (instead of
the Polar Sink). Advisors in this territory CANNOT flip to
fighters during this turn unless no other forces exist in
the territory.
Не согласен, что тут ошибка. Если правильно помню, то тут уточнение из FAQ. Когда соперник вторгается на территорию с бойцами Бене Гессерит, то игрок за них решает, становятся они наставниками или нет. Тут именно этот случай. Если другой игрок высаживается на территорию, на которой есть бойцы Бене Гессерит, игрок за последних может сделать их наставниками, чтобы избежать сражения.
да. но высадить наставника он туда НЕ может - высаживать можно только тех кто там уже в области есть. а там файтеры. и то что при входе другой фракции они перевернутся - ничего не меняет.
вот из последнего FAQa (ноябрь 2020):
What happens if the BG wants to ship advisors or fighters
into a territory where there are the opposite type?
Answer: It can’t be done. The BG forces in a territory
have to be of the same type.
PS. я не знаю когда мне удастся прорваться сквозь ошибку БД и опубликовать коммент но я буду стараться!
Это можно трактовать по разному и зависит от того, как относится к задаче курицы и яйца. Какое свойство применяется вначале: ВТОРЖЕНИЯ (по которому бойцы становятся наставниками) или НАСТАВНИКИ (по которому мы можем высадится с другим игроком). В данном комментарии, скорее всего, идёт речь про их ход в фазу ВЫСАДКА И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, поскольку высаживать бойцов по свойству наставников мы не можем.
И только GF9 могут рассудить, что верно.
Переиздание игры 1979 года, позволяющей пережить события одноименного произведения Френка Герберта. Сам костяк игры не то чтобы сильно изменился, это всё ещё та самая старая игра, возраст которой довольно сильно ощущается, однако это до сих пор очень тематичная штука которая отлично работает если все за столом "в теме".
Основная цель - первым захватить определенное количество городов (в зависимости от выбранного режима игры) В игре есть 6 асимметричных фракций со своими особенностями, некоторые из которых ещё и обладают своими особыми условиями победы. Местную боевку на "боевых дисках" в дальнейшем позаимствовал себе Стегмайер для своего Серпа. Есть возможность заключать альянсы с другими игроками. Довольно необычно здесь реализованы торги за карты, поскольку выкупаются они на аукционе взакрытую, то есть до самого последнего момента ты не знаешь что же тебе достанется (но знает зато одна из фракций, игрок за которую таким образом может разводить остальных на покупку бесполезных карт за дорого, например).
Сыграть удалось всего несколько раз, потому что игра довольно долгая и требует определенную подготовку, не говоря о необходимости собрать 5-6 игроков, но для меня эмоции от партии полностью окупали любые трудности, хотя сама игра в итоге мало кому из моих товарищей зашла.
Источник https://nastol.io/dune_2/reviews/242297
Из игр на контроль территорий мне удалось пробовал только Корни, Кемет и Дюну. Корни оказались слишком сумбурными, а Кемет не понравился из-за сеттинга и отсутствия дипломатии – тупо мочилово, причём побеждает в нём именно тот, кто успеет купить нужные (лучшие) тайлы. В Дюне же есть и дипломатия, и возможность побороться за карты в аукционе (только Атрейдесы будут знать, за что борьба), и не просчитываемые бои, да ещё и без кубов. И всё это приправлено асимметричностью, которая гармонично вплетена в существующий геймплей и не вызывает раздражения.
поиграйте в игру престолов что-ли...
игра престолов поунылее будет
Лавка игр объявила о локализации Дюны причём со всеми дополнениями в 2023 году, наконец-то выйдет Дюна здорового человека в жанре амери
Алилуйя! Лавка Игр на фоне Хобби Геймс выглядит в 2023 году более привлекательно.
Лавка - красавчики, а вот игра - морально устарела. Странный выбор локализации. Ставлю, что возьмут фанаты и будет она пылиться на полке - в лучшем случае. Провальный проект.
Ну учитывайте «неразборчивость лектората» (играть не буду, но всё равно куплю) и подачу материала Романа (аля отечественного Стогмайера, вон как Амулет преподносили - порционные посты про локации!, интригующий лор (на деле абсолютно беспонтовая вещь в игре), но и в пустоте нашли зацепочку (мне конечно «кринжово» такое видеть, но наверно на кого-то оказывает впечатление и желание вписаться в предзаказ). А уж Великие дома Дюны и олдскул - тут безграничный полёт фантизии на мотивирующие к покупке посты.))
PS. Я сам впишусь например.
даже недалекому стоит посмотреть, она в миллион раз лучше новой дюны, асимметрия и вариации всего.
разве не другую дюну перевели, не 2019 же!
Да эту Дюну тоже обещали.
даты есть?
но качество будет уровня тиранов) то бишь уг полное
Джек Рида (Jack Reda) на своём ютуб канале заанонсил новый доп Ecaz and Moritani. Там просто пушка сколько много нового контента.
Домашние планеты, карточки альянсов для тех, кто не в альянсе, 2 новые фракции ассасинов, и прч
Добрый день. Подскажите, правила в электронном виде, которые из ПНП от Тохтамыша, кто нибудь может скинуть и отличаются ли они от базовых
Продам новую, с допом
желательно ещё конечно писать с каким из допов
так он один, который две новые фракции добавляет
Там два допа, каждый добавляет по две фракции.
Всём привет. Подскажите где можно купить качественную пнп версию. Хан тактамыш (по-моему так зовут) заказы не выполняет так как находится на Украине и есть проблемы с ценой, логистикой.
Купите оригинал. Он вполне доступен же
Необходимо чтобы играть была на русском языке, так как ни кто из игроков не знает английского
Сделайте вставки, переводы же есть. Вы хотите, что бы и качество было на высоте и цена была низкой... так не бывает.
а где есть перевод? чтобы ещё он нормальный был а не через промпт98?
В ВК есть группа "Игровой Историк" - он делал, но только базу, может сейчас уже и допы делает
Есть перевод в цифровой версии: https://app.dunecards.com
Продаю коробку, вместе с домом. Карты в протекторах, можете вставить перевод. Если интересно пишите в личку
А там отдельная комната и стол для игры есть?
)))ахах) сначала не поняла, а потом как поняла
Добавил ссылку на скачивание вставок для карт базы + 2-х дополнений. Перевод взят с сайта Dune Cards.
а в rar выкладвать - это такой особый вид извращений?
Обновились памятки фракций на русском языке: теперь в них 6 фракций из базы + по 2 фракции из обоих дополнений (Иксианцы, Тлейлаксу, КООАМ и Ричез): https://tesera.ru/images/items/2139856/Dune%202019%20Faction%20Sheets.pdf
Добавил односторонние памятки фракций для всех вышедших допов.
В памятке Тлейлаксу, кажется, ошибка в стартовом спайсе и "возрождении".
www.dunecards.com - Сайт не работает (((
заработал
Спасибо )))
Добавил первую версию перевода правил на русский язык версии 2019 года. Дизайн постарался оставить тот же, что и в официальной версии.
Переведено всё, кроме синопсиса.
Спасибо! Очень крутой перевод, а главное, что книжку не отличить от оригинала! Отдал в типографию, а то у нас за столом почти никто не читает на английском, а моментов много спорных случается, т.е. всегда нужны правила под рукой...
Всем привет у меня вопрос по правилам. Можно ли высаживать войска в цитадель, которая находится на момент фазы в секторе шторма?
Да
Из правил:
"Exceptions
Storm: No player may ship into a sector in
storm."
Т.е.нельзя высаживаться в сектор с Бурей.
Но это правило не касается Фрименов, которые могут это сделать, потеряв половину отрядов (Продвинутые способности).
Да, если это города Арракин и Карфаг, а карта Атомное орижие не разыграна.
Нет, для остальных цитаделей.
Исключение для высадки Фримена в сиетч Табр, т.к резерв фримена находиться на дюне в пределах 2 территорий, а положение бури не имеет значения для высадки фримена
при этом никаких потерь отрядов нет, т.к цитадель не территория пустыни
1. Откуда взята информация о том, что в Арракин и Карфаг можно высаживаться, когда они находятся по действием бури? Есть упоминания только о Imperial Basin. И то, оно касается только потерь.
2. По поводу Сиетча Табр тоже непонятно. В правилах не нашёл эту информацию. Можешь подсказать?
В правилах GF9 вообще много чего не дописали. Для решения проблем, ответов на которых нет в самих правилах,официальном FAQ я давно использую разъяснения к правилам применяемых на чемпионате. http://www.boardgamers.org/wbc19/previews/dun.html
нельзя. если фриман высаживается в бурю - теряет половину высадки. и это только в продвинутых правилах. в базовых никто не может высаживаться