В очередной раз убеждаюсь в том что если торкает тема (в данном случае 1812), то даже средняя игра (да простит меня товарищ Борг), не предназначенная для соло игры влетит в дофаминный топ-3 соло-гейминга.))
Шиши дело наживное) А брать - по моему сейчас все что гага локализовала в проджае имеется. Вон те же красные за 3500 на озоне. Более чем демократические шиши. А вот забугорные вещи, да, тут по разному.
"Это кольцо 1600 года второй эпохи. 3000 лет по свету гуляло. И сейчас попало сюда. У неё лишь надпись на мордорском. Тебе надо только выбрать - читать или не читать"
Вы только держите в уме, что 1853 это не 1812 и уж тем более не 1750-1800, если говорить о Суворове. Целорунго конечно хорош тем что обрабатывает первичку, но качество самой первички - это то, что можно обсуждать очень долго. 1. Не фиксировались отличия пули ружья от пули картечи. Т.е. ранен пулей - это и пуля и картечь. Отдельно могли записать картечь если могли идентифицировать по калибру (т.н тяжелая, пули в ней крупнее). Но в целом уже на этом этапе все разговоры о разграничении эффективности теряют базу. Кроме того, ранения ядром случались, конечно, но как вы понимаете ядро - это то что в основном убивает. Соответствеенно, нельщя по статистике раненых выводить реальное соотношение. Кстати, штык тоже. А вот если брать кавалерию там доля ранений выше.
2. Точность учета потерь в рапортах. Я желаю удачи тем уверенным в том что все подсчитано ребятам. Их ждет много грустных разочарований.
Например, по Ватерлоо опубликовано (для сравнения) уже 15 томов рапортов, писем и т.д.
Поинтересуйтесь сколько доков есть по Фридланду, Прейсиш Эйлау и т.п.
Французской первички по Бородино хотя бы вполовину такой полной как по русской армии (а там разброс такой что позволяет считать в диапозоне от 38 аж до 60 т.) просто нет.
А то что есть... ну вот я прямо сейчас передо мной прямиком из Венсеннского архива Копия рапорта 4 корпуса Богарне после Бородина. Так цифры там такие, как буто корпус до сих пор в Италии) Бони видите ли интересно поставил дело отчетности, с расчетом того что докупенты могут попасть не в те руки. И если б цифры хоть немного соотносились с реальными, то все бы с этим рапортом уже бегали и доказывали, что великая армия потерь при Бородино не понесла.
Ну и 3 чтоб два раза не вставать. Тр же примерчик, 27 дивизия Неверовского. На примерно одни и ие же даты есть скажем 5 документов с численностью дивизии. Ну вот кто сможет их соотнести, тот видно нобелевку получит. Я утрирую, но думаю вывод ясен: при ближайшем рассмотрении многие вещи совсем не так безапеляционно ясны специалистам, как некоторым обывателям у которых "есть статистика"
В целом, "Наука побеждать" - носит прежде всего мотивационно воспитательный характер, настраивая вчерашнего крепостного на то, что он буквально "чудо-богатырь".
"Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля — дура, а штык — молодец!"
Это буквально "агитплакат" просто и доходчиво внушающий солдату уверенность в себе.
Как всегда, вырванная из контекста и возведенная в абсолют фраза со временем превратилась в массовом сознании в некий штамп.
На самом деле реального соотношения потерь от холодного и огнестрельного оружия в тот период никто не знает. Все суждения базируются на отрывочных непроверяемых цифрах, личных суждениях и могут оспариваться до посинения.
Но Суворов действительно учил войска так чтобы они были готовы в любом случае доводить дело до штыка.
Аа, дошло.Был долгий день, не въехал, да. Не удивлюсь ечли под сагой вы имеете в виду эссе "Человек и его монстр" . Мне нравится. Раз в год-два с удовольствием вощвращаюсь к нему)
Почему? Есть. Только это уже мини-монстры или просто монстры.
Скриптовость - огромный вопрос на самом деле. Есть целые линейки игр плстроенные на ней, есть дающие известную свободу, как пример из статьи. И вроде каждый выбирает по себе, все при деле, и т.д.
Но что мы выбираем, что первично для нас? Радость узнавания (я ж про это читал!!) или жажлы изменить/переиграть реальность (Бони лох, Ватерлоо можно было затащить)...
Мне порой кажется что это краеугольный вопрос геймдизайна серьезного варгейма. Сколько свободы.
Рискну посоветовать в таком формате серп с дополнением восхождение фенрис. Во сяком случае, почитайте про него, может это ближе к тому что вы ищете и при этом доступно
К сожалению не подходит. Оно развивает сюжетную ветку базовой игры, а кроме того отличается повышенной сложностью, рассчитанной на опытных, прошедших основную кампанию игроков.
Поясню. Поскольку каждый играет в игру как считает нужным, мы решили что надо отыгрывать диванных стратегов надо по полной программе. Так что месяц примерно ушёл на читки соответствующей литературы, для того чтобы лучше на игру реально был план, по крайней мере у немцев.
Интересно, что Симонич резко сократил немцам возможности "обрезав карту" справа и исключив возможность взятия Льежа в клещи, что реальный немецкий план предусматривал.
Для меня как для игрока за союзников главной проблемой стало сопоставление брианской (Монтгомери и др) и американской (Эйзенхауэр, Бредли и др) версии событий, потому как ряд моментов подчиненности соединений оспаривается, а это прямо влияло на их возможность участия.
Симонич сильно и справедливо обрезает немецкие возможности в артиллерии и снабжении, но в отношении союзников он списывает трудности коалиционного взаимодействия, а без этого игроку за союзников слишком легко.
Если от Compass Games - я согласен) GMT у Гаги хорошо полоучается издавать, боюсь хоббики качество не потянут: знаменитый французский картон, знаете ли))
- и это кстати, один из моментов, который мне не понятен в МГ. Даже шмота такого нет. И во фросте тоже. Вотпрям нет и всё. И из потерь карты достаются, и дуюлирцются как хочешь у некторых персов, а предел руки - нет.
Но здесь и обратный эффект: вряд ли ты окажешься припёртым к стене коробкой FS на спонтанной игротеке, а вот с монополией на тебя могут наброситься даже соседи по даче! Из-за угла!)
Если уж в качестве гейтвея в варгеймы советуют Уотергейт, то Неустрашимые тем более нужно и должно советовать.
Определение варгейма не менее резиновое чем евро - при большом желании туда поместятся и Война Кольца, и Корни, и Натиск! и бог весть что ещё.
Как говорится, была бы игра, а варгеймом мы её как нибудь определим)
Я вообще зарёкся спорить об определениях. Если мне скажут что Пути Славы - абстракт или ареаконтроль или евро на размещение рабочих с колодостроем, так тому и быть. )
Сам с нетерпением жду Неустрашимые:Сталинград именно как гейтвея в мир варгеймов для зазевавшихся настольщиков)
Было дело, играл и много, правда давненько уже. Ну что сказать, варгеймы с миниатюрами в целом, и баттллор в частности - особь статья. Проблема таких игр в том что разнообразие достигается за счёт разных отрядов которые обязательны к покупке, в базе в таких случаях минимум миниморум. А игра уже закрыта, если не ошибаюсь, да и отрядов к ней успело выйти не много.
В целом эта Борговская система "Команды и знамёна" - это как говорится "у кого то щёлкает, а у кого-то не щёлкает. У меня вот - не щёлкает."
Если вам вдруг бесплатно достался полный набор игры с допами, я за вас порадуюсь.
Но вот в 2025 году начать с ноля её собирать...ну, такое.
Зайдите в карточку игры, там похожие битвы вестероса, это буквально та же игра (в известном смвсле), да и вообще варгеймов с миньками здесь и сейчас с дюжину, там по крайней мере можно надеяться на выход новых отрядов.
А так вполне себе игрушка, ни хуже, ни лучше аналогов.
С жанром варгейм лучше всего знакомиться на той теме, которая вам близка и интересна. Варгеймы это класс игр, где наличие правил,исключений и нюансов обусловлено желанием автора передать тему (как он ее понимает, конечно). Со стороны в это въехать не просто и подчас довольно утомительно. Ни шагу назад в качестве первого подхода к снаряду я вам не рекомендую в любом случае.
Если хотите именно познакомиться с жанром, но геймплей вам важен и первичен - то рекомендую Сэкигехару. Там правила 8 страниц всего, игра отлично играется, достаточно easy to learn, и не так уж чтобы очень hard to master.
Красные - для фанатов темы, готовых к тому что стороны будут ОЧЕНЬ не равны (белым придется страдать и превозмогать)
Ни шагу назад - ужасающе плохо написаны правила скрывающие за собой довольно пресный геймплей. Нет сли тема ВОВ ваше всё, то конечно...но если б все варгеймы были как этот, жанр был бы мертв.
Пути Славы - отличная игра, но есть шанс что вы не разыграете полную игру примерно никогда. Либо убьёте на это весь день. Прям вееесь.
По комплексности, глубине и вариативности он самый серьёзный из представленных, строго говоря это не гейтвей, это нормальный варгейм (при этом в нем правилатвсе еще лучше чем в НШН). Если хоть немного тащитесь по теме ПМВ - выбор очевиден)
Деталь - у Красных и Путей Славы один автор Тед Рейсер. Если вам зайдет 1, то с высокой вероятностью зайдет и другая, они серьёзно различаются но авторство чувствуется.
Сумеречная борьба - игра была топ 1 на бгг, этим многое сказано.
Если б Секигехары не было - я бы сказал берите ее без вариантов. Строго говоря это не совсем варгейм (об этом можно порассуждать и поспорить), но как игра на карточном движке вполне себе хорошая.
Риискну предположить что заняты продажей нам других игр. ) им же не нужно продавать нам всё и сразу - зе кеш маст флоу. Дойдёт и до этой игры. Может быть.
Хм. Мнения под обзором разделились и я согласен с теми, кто обращал внимание на то что в знаительной степени он посвящен внутриигровой динамике, неприемлемой для некоторых игроков.
Я так же отказался от покупки арки, держа в уме и этот, не для всех важный аспект - "хрупкость" игр Верля.
Мне нравится игры этого автора, в самом деле. Но обет, арка, джон компани - игры о которых я с интересом послушаю, но в коллекцию уже не возьму.
В очередной раз убеждаюсь в том что если торкает тема (в данном случае 1812), то даже средняя игра (да простит меня товарищ Борг), не предназначенная для соло игры влетит в дофаминный топ-3 соло-гейминга.))
Сам такой же - FAB Golan 73 так курочу🫡
"А их нет, капрал!")))
Шиши дело наживное)
А брать - по моему сейчас все что гага локализовала в проджае имеется.
Вон те же красные за 3500 на озоне. Более чем демократические шиши.
А вот забугорные вещи, да, тут по разному.
Про варгеймеров не надо) у нас эко-френдли и глютен фри атмосфера)))
-Мы всегда рады новым костям.
-вы хотели сказать гостям?
-Кхм. В общем да.
По американской гражданке в магазине неигры (не реклама!) В вк есть несколько игр от gmt и compass.
"Это кольцо 1600 года второй эпохи. 3000 лет по свету гуляло. И сейчас попало сюда. У неё лишь надпись на мордорском. Тебе надо только выбрать - читать или не читать"
Согласно документам, как только Суворов стал полковником Суздальского мушкетерского полка, резко выросло производство и расход патронов на стрельбы.
Потому что мотивация мотивацией, а стрелять уметь надо)
Вы только держите в уме, что 1853 это не 1812 и уж тем более не 1750-1800, если говорить о Суворове.
Целорунго конечно хорош тем что обрабатывает первичку, но качество самой первички - это то, что можно обсуждать очень долго.
1. Не фиксировались отличия пули ружья от пули картечи. Т.е. ранен пулей - это и пуля и картечь. Отдельно могли записать картечь если могли идентифицировать по калибру (т.н тяжелая, пули в ней крупнее).
Но в целом уже на этом этапе все разговоры о разграничении эффективности теряют базу.
Кроме того, ранения ядром случались, конечно, но как вы понимаете ядро - это то что в основном убивает. Соответствеенно, нельщя по статистике раненых выводить реальное соотношение. Кстати, штык тоже. А вот если брать кавалерию там доля ранений выше.
2. Точность учета потерь в рапортах.
Я желаю удачи тем уверенным в том что все подсчитано ребятам. Их ждет много грустных разочарований.
Например, по Ватерлоо опубликовано (для сравнения) уже 15 томов рапортов, писем и т.д.
Поинтересуйтесь сколько доков есть по Фридланду, Прейсиш Эйлау и т.п.
Французской первички по Бородино хотя бы вполовину такой полной как по русской армии (а там разброс такой что позволяет считать в диапозоне от 38 аж до 60 т.) просто нет.
А то что есть... ну вот я прямо сейчас передо мной прямиком из Венсеннского архива
Копия рапорта 4 корпуса Богарне после Бородина.
Так цифры там такие, как буто корпус до сих пор в Италии)
Бони видите ли интересно поставил дело отчетности, с расчетом того что докупенты могут попасть не в те руки.
И если б цифры хоть немного соотносились с реальными, то все бы с этим рапортом уже бегали и доказывали, что великая армия потерь при Бородино не понесла.
Ну и 3 чтоб два раза не вставать. Тр же примерчик, 27 дивизия Неверовского.
На примерно одни и ие же даты есть скажем 5 документов с численностью дивизии.
Ну вот кто сможет их соотнести, тот видно нобелевку получит.
Я утрирую, но думаю вывод ясен: при ближайшем рассмотрении многие вещи совсем не так безапеляционно ясны специалистам, как некоторым обывателям у которых "есть статистика"
Занятно, что DEI с латыни "бог".
Напр. Opus dei ("Дело господне").
В целом, "Наука побеждать" - носит прежде всего мотивационно воспитательный характер, настраивая вчерашнего крепостного на то, что он буквально "чудо-богатырь".
"Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля — дура, а штык — молодец!"
Это буквально "агитплакат" просто и доходчиво внушающий солдату уверенность в себе.
Как всегда, вырванная из контекста и возведенная в абсолют фраза со временем превратилась в массовом сознании в некий штамп.
На самом деле реального соотношения потерь от холодного и огнестрельного оружия в тот период никто не знает. Все суждения базируются на отрывочных непроверяемых цифрах, личных суждениях и могут оспариваться до посинения.
Но Суворов действительно учил войска так чтобы они были готовы в любом случае доводить дело до штыка.
https://tesera.ru/user/Guautemock/journal/2478787/
В этом отчете подробно расписано)
Кстати, что фридриха что марию можно купить сейчас за приемлемые деньги на озоне.
Стоит помнить что фридрих игра для 3 или 4 человек. Вдвоем или соло не вариант.
Аа, дошло.Был долгий день, не въехал, да.
Не удивлюсь ечли под сагой вы имеете в виду эссе "Человек и его монстр" . Мне нравится. Раз в год-два с удовольствием вощвращаюсь к нему)
Почему? Есть. Только это уже мини-монстры или просто монстры.
Скриптовость - огромный вопрос на самом деле. Есть целые линейки игр плстроенные на ней, есть дающие известную свободу, как пример из статьи. И вроде каждый выбирает по себе, все при деле, и т.д.
Но что мы выбираем, что первично для нас? Радость узнавания (я ж про это читал!!) или жажлы изменить/переиграть реальность (Бони лох, Ватерлоо можно было затащить)...
Мне порой кажется что это краеугольный вопрос геймдизайна серьезного варгейма. Сколько свободы.
Сорри за офтоп.
Я был на этом сайте, Гэндальф. 3000 лет назад.
Да от души) классное интервью с классным человеком, мимо отсылки к Елизарову пройти не смог))
Да, жизнь на планете земля была на грани катастрофы, но вам удалось вовремя вмешаться и предотвратить непоправимое.
Рискну посоветовать в таком формате серп с дополнением восхождение фенрис.
Во сяком случае, почитайте про него, может это ближе к тому что вы ищете и при этом доступно
Ему б на настолкемп уйти, а он потянул и...
Это был очень лёгкий варгейм))
Сотни фишек, а вовсе не тыщица,
"По истории пять?
Нужно в это играть!"
Так в обзоре с тесеры напишется.
Это был охеренный варгейм
Про фашистов и наших как бьются,
Был положен внутри
Модуль соло-игры...
Интересно , сейчас разложуся!...
Я на карте две армии свёл
Разыграть я попробовал бой
По спецправилу блиц
Но инфаркт от таблиц
Получил, ведь играл сам с собой.
Вижу что то случилось не так
Я с вопросом к Суровому кинулся
Он ответил мне в чат,
Что на сам результат навернуть надо плюсы и минусы....
Сам Суровый - был умный и злой,
Все варгеймеры - умные/ злые
Он на grognar-rewiew
После дал интревью
Что игрушка - практически филлер...
Я сидел проклиная судьбу,
Соло-молуль и гада Сурового
Я закрылся в дому,
И сидел как в гробу
Разыграться пытаясь по новому...
...Я варгеймов теперь не ищу,
Я закрыл эту темную дверочку.
Только только про настолки
Рас в полгода хожу на тесерочку...
А ВЕДЬ БЫЛ ОЧЕНЬ ЛЁГКИЙ ВАРГЕЙМ.
Солидарен
Возможно ему негде было сделать переворот в ключевой стране. Такое редко но бывает.
Не могу молчать.
Игра Ганнибал основана на одном единственном компилятивном сочинениии Тита Ливия, а ещё точнее на нескольких разделах из него.
По уровню достоверности это такое же "забористое" фентези, ни чем не лучше условного Толкина.
Это такой Дюма, Пикуль и юности честное зерцало для римских зумеров в одном флаконе.
Считать это историей можно, кто ж запретит, другой то нет, но превозносить над фентези, только потому что это "ИСТОРИЯ"...я б не стал.
Фентези честнее, ей богу. Оно не пытается присесть тебе на уши с темой " ща всю правду расскажу".
Желаю успеха в приобретении и жду игровых отчётов)
Про Афганистан есть несколько игр, разной степени сложности и масштаба, например:
https://boardgamegeek.com/boardgame/349127/save-afghanistan-comrade
https://boardgamegeek.com/boardgame/349691/bear-trap-the-soviet-afghan-war-1979-1989
https://boardgamegeek.com/boardgame/188759/invasion-afghanistan-the-soviet-afghan-war-1979-19
Все 3 относительно свежие и с хорошими отзывами и оценками, при этом на разных движках
К сожалению не подходит.
Оно развивает сюжетную ветку базовой игры, а кроме того отличается повышенной сложностью, рассчитанной на опытных, прошедших основную кампанию игроков.
Поясню. Поскольку каждый играет в игру как считает нужным, мы решили что надо отыгрывать диванных стратегов надо по полной программе. Так что месяц примерно ушёл на читки соответствующей литературы, для того чтобы лучше на игру реально был план, по крайней мере у немцев.
Интересно, что Симонич резко сократил немцам возможности "обрезав карту" справа и исключив возможность взятия Льежа в клещи, что реальный немецкий план предусматривал.
Для меня как для игрока за союзников главной проблемой стало сопоставление брианской (Монтгомери и др) и американской (Эйзенхауэр, Бредли и др) версии событий, потому как ряд моментов подчиненности соединений оспаривается, а это прямо влияло на их возможность участия.
Симонич сильно и справедливо обрезает немецкие возможности в артиллерии и снабжении, но в отношении союзников он списывает трудности коалиционного взаимодействия, а без этого игроку за союзников слишком легко.
42 хода в Dark Valley - спасибо ковиду за 2 месяца отыграно)
И Арденны 44 - тоже интересный опыт был, 22 хода, 3 месяца (там еще подготовка долгая была)))
Если от Compass Games - я согласен)
GMT у Гаги хорошо полоучается издавать, боюсь хоббики качество не потянут: знаменитый французский картон, знаете ли))
Да
"Не увеличивается"
- и это кстати, один из моментов, который мне не понятен в МГ. Даже шмота такого нет. И во фросте тоже.
Вотпрям нет и всё. И из потерь карты достаются, и дуюлирцются как хочешь у некторых персов, а предел руки - нет.
Не щнаю, может во 2 редакции МГ есть изменения.
Но здесь и обратный эффект: вряд ли ты окажешься припёртым к стене коробкой FS на спонтанной игротеке, а вот с монополией на тебя могут наброситься даже соседи по даче!
Из-за угла!)
В свете существования "содержательной" дискуссии о климате и сносом целой новости об игре про французское Сопротивление, ваш совет просто смешной.
😅 как сказал классик: "Миш, мне по..., я так чувствую"
Если уж в качестве гейтвея в варгеймы советуют Уотергейт, то Неустрашимые тем более нужно и должно советовать.
Определение варгейма не менее резиновое чем евро - при большом желании туда поместятся и Война Кольца, и Корни, и Натиск! и бог весть что ещё.
Как говорится, была бы игра, а варгеймом мы её как нибудь определим)
Я вообще зарёкся спорить об определениях.
Если мне скажут что Пути Славы - абстракт или ареаконтроль или евро на размещение рабочих с колодостроем, так тому и быть. )
Сам с нетерпением жду Неустрашимые:Сталинград именно как гейтвея в мир варгеймов для зазевавшихся настольщиков)
Там ещё довольно интересные обзоры игр и дискуссии по ним, а не просто "ррряяя игра века!" и унылые "дурак- сам дурак".
Всегда рад помочь.
Было дело, играл и много, правда давненько уже.
Ну что сказать, варгеймы с миниатюрами в целом, и баттллор в частности - особь статья.
Проблема таких игр в том что разнообразие достигается за счёт разных отрядов которые обязательны к покупке, в базе в таких случаях минимум миниморум. А игра уже закрыта, если не ошибаюсь, да и отрядов к ней успело выйти не много.
В целом эта Борговская система "Команды и знамёна" - это как говорится "у кого то щёлкает, а у кого-то не щёлкает. У меня вот - не щёлкает."
Если вам вдруг бесплатно достался полный набор игры с допами, я за вас порадуюсь.
Но вот в 2025 году начать с ноля её собирать...ну, такое.
Зайдите в карточку игры, там похожие битвы вестероса, это буквально та же игра (в известном смвсле), да и вообще варгеймов с миньками здесь и сейчас с дюжину, там по крайней мере можно надеяться на выход новых отрядов.
А так вполне себе игрушка, ни хуже, ни лучше аналогов.
С жанром варгейм лучше всего знакомиться на той теме, которая вам близка и интересна.
Варгеймы это класс игр, где наличие правил,исключений и нюансов обусловлено желанием автора передать тему (как он ее понимает, конечно).
Со стороны в это въехать не просто и подчас довольно утомительно. Ни шагу назад в качестве первого подхода к снаряду я вам не рекомендую в любом случае.
Если хотите именно познакомиться с жанром, но геймплей вам важен и первичен - то рекомендую Сэкигехару.
Там правила 8 страниц всего, игра отлично играется, достаточно easy to learn, и не так уж чтобы очень hard to master.
Красные - для фанатов темы, готовых к тому что стороны будут ОЧЕНЬ не равны (белым придется страдать и превозмогать)
Ни шагу назад - ужасающе плохо написаны правила скрывающие за собой довольно пресный геймплей. Нет сли тема ВОВ ваше всё, то конечно...но если б все варгеймы были как этот, жанр был бы мертв.
Пути Славы - отличная игра, но есть шанс что вы не разыграете полную игру примерно никогда. Либо убьёте на это весь день. Прям вееесь.
По комплексности, глубине и вариативности он самый серьёзный из представленных, строго говоря это не гейтвей, это нормальный варгейм (при этом в нем правилатвсе еще лучше чем в НШН). Если хоть немного тащитесь по теме ПМВ - выбор очевиден)
Деталь - у Красных и Путей Славы один автор Тед Рейсер. Если вам зайдет 1, то с высокой вероятностью зайдет и другая, они серьёзно различаются но авторство чувствуется.
Сумеречная борьба - игра была топ 1 на бгг, этим многое сказано.
Если б Секигехары не было - я бы сказал берите ее без вариантов. Строго говоря это не совсем варгейм (об этом можно порассуждать и поспорить), но как игра на карточном движке вполне себе хорошая.
Риискну предположить что заняты продажей нам других игр. ) им же не нужно продавать нам всё и сразу - зе кеш маст флоу. Дойдёт и до этой игры. Может быть.
Хм. Мнения под обзором разделились и я согласен с теми, кто обращал внимание на то что в знаительной степени он посвящен внутриигровой динамике, неприемлемой для некоторых игроков.
Я так же отказался от покупки арки, держа в уме и этот, не для всех важный аспект - "хрупкость" игр Верля.
Мне нравится игры этого автора, в самом деле. Но обет, арка, джон компани - игры о которых я с интересом послушаю, но в коллекцию уже не возьму.