Совсем съел тебя быт и кризис среднего возраста. Что ни статья, то заказуха, да и тех кот наплакал. Где статьи для сердца, для души, для тела, в конце-то концов?!
(Внутренний диалог с потенциальным читателем)
(Главный редактор одной мигрирующей в telegram газеты мотивирует меня писать не по 1-2 статье в год,
а по 1-2 статье в месяц)
Самые чистые, свободные от предвзятости, влияния и заинтересованности третьих лиц статьи - это отчёты. Скупая, как протестант-пуританин, статистика о сыгранных играх. Чёрствость которой немного смягчают лишь короткие комментарии по каждой из сыгранных позиций.
- Краткость вступления - свидетельство настольной зрелости автора.
(Мудрость Тесеры. Том 3, стр. 487)
Золото: 10+ партий за год
- 57 (прописью: пятьдесят семь партий)
Сразу отвечу на вопрос: нет, ни одной соло партии против резиновой аутомы.
Тесеровец, помни: соло-партии - первый шаг по скользкой дорожке всенародно порицаемого образа жизни.
Статистика по числу игроков и личным победам.
Что такое СЕРП (коллекционное издание со всеми промками и ништяками)? Это не только глубокое эстетическое наслаждение. Не только восторг для глаз, кинестетическая эйфория от плавных линий минек, тяжести монеток, и полноте форм премиумных ресурсов. СЕРП (коллекционное... ну вы поняли) - это то ощущение, когда ты думаешь, что понял, как играть, и готов сесть за следующую партию сразу же, подогреваемый мыслями "ну сейчас-то я не налажаю, ну сейчас-то я сделаю тааакую комбу!".
Когда тебе выпало сочетание AGRICULTURAL - CRIMEA.
Но только после нескольких (10?) партий понимаешь, что игра - далеко не только "сыграю адекватно на комбе нация - планшет", но и расстановка игроков. После многих партий (30?) уже понимаешь все дебюты и можешь их сыграть с закрытими глазами, на любое количество игроков... ну а потом выходит второй допчик, и все дебюты перестают работать.
Точная иллюстарция о влиянии расстановки сил при игре в СЕРП на 4-х игроков.
Впрочем, СЕРП заслуживает отдельной статьи. Какой-нибудь красочной, вроде "100 партий в СЕРП: как это было", или "СЕРП: 100 партий, предел или начало?". Пока же это выходит далеко за рамки заметки.
- 34
Ну тут всё понятно. Поехали дальше.
- 24
Идеальная ассимитричная дуэлька. Поставлю, по элегантности, на второе место после 7 Wonders: Duel. Если в последнюю я наигрался в прошлом году, то Раптор появился у меня относительно недавно, поэтому вырвался в тройку лидеров. Плюс, играю в эту игру с дочкой, довольно регулярно.
- 20
Тут есть городская легенда. Автор игры - Юра Ямщиков - человек и гейм-дизайнер - учился в Финляндии. И ходил в настольный клуб, где, согласно легенде, и познакомился с настолочками. И я познакомился с настолочками в этом самом финском клубе, в далёком, 2009-м году. Так вот, я принёс в клуб его игру именно с такой рекламой: ребята, это сделал один из наших. Игра зашла на ура, даже среди тех, кто этот корявый рекламный слоган не услышал.
Допчик сыгран раза 3. Пока дать точную оценку не могу. Вроде и веселее, но дисбаланс, вроде как, усилился. Но это неточно.
И да: я всё ещё безуспешно пытаюсь нарисовать миньки для игры.
Очередной fail моего минькостроительства. Будем пробовать ещё.
- 16
Говорят, игра хорошо зашла в РФ в рамках локализации от Лавки.
ОколоЯпонские Дзен-Игры. Отлично заходят в женской компании или для игры с детьми. Но, при желании, при запоминании карт, может быть жёсткой игрой на "подрежь соседа". Игра красивая, игра приятная, за игрой хорошо поговорить о жизни, посмотреть на цветение сакуры и, если карты в протекторах (а ты их ещё найди - я вот сам из евро-размера вырезал), провести чайную церемонию.
- 15
Не знаешь во что играть - играй в Splendor. К слову, допчик - чума. Кто уже играет на скорость и собирает комбы как кубик Рубика - тотальный must have.
- 13
Меньше, чем в прошлом году. Всё логично: игра на столе появляется уже третий год. Допчик, к слову, до сих пор не куплен. Всё-таки считаю, на данный момент, лучшей дуэлью всех времён и народов.
- 11
Как и упомянутая выше Kanagawa - ОколоЯпонская Дзен-Игра. И любимая игра моей дочери, к тому же она играет в Токайдо наравне со взрослыми, умудрёнными Эклипсом геймерами. Как-то раз мне сказала:
- Папа, давай больше не будем убивать монстров (это она про Mansion of Madness), давай лучше в Токайдо. Там нет монстров, пистолетов и она нестрашная. Просто приходишь в магазин, покупаешь, ешь...
В принципе, я играю в эту и с братанами тоже, ибо игра поддерживает до 5 ронинов.
- 10
Идеальную метафору придумал, вроде, Миша Лойко - "космические семечки". Или что-то вроде того. Играется минут за 15. Конечно, зависит от прихода карт весьма сильно. Доставал, обычно, в глубокой ночи, когда расходиться ещё желания не было, а думать в евро уже не было сил. Как филлер - очень рекомендую.
Серебро: 5+ партий за год
- 9
Mechs vs. Minions для меня стала открытием. LoL и прочие доты для меня - другая планета. Знаком только по интернет-мемам. Но качество компонентов, сам гэймплей, режим кампании (почти что Legacy) - и всё это по адекватной цене. Думаю, эта игра поставила новый стандарт качества. Просто посмотрите на фоточки. Предпокрас героев, проливка 100+ миньёнов, карты, картон с частичкой лакировкой - короче, настоящий шедевр по качеству, в который ещё и положили годный (твёрдая 4- из 5) кооп гэймплей. Вот, неспеша растягиваю кампанию. Думаю, пройдя все миссии, даже не буду торопиться продавать - как-никак самая красивая игра в коллекции.
- 8
Привёз эту игру на кэмп и... играл в итоге только на кэмпах. Поэтому игру продал, так как собрать у себя в деревне 8 человек - это какой-то сюрреализм. А из игр, формата "Нам Бы Поорать!!" - лучшая. Уделывает ту же Panic On Wall Street.
- 8
По игре я нафлудил в карточке на Тесере. Если коротко: больше играть не буду. Полный текст, потому как единственная игра из моего "годового списка", которую я критикую:
***
Игру хвалят оправдано: за многоходовочки, за разные пути к победе, за сложность. Но минусов хватает с лихвой.
Начну с того, что это голая механика, т.е. тематика тут чувствуется как в Splendor, только оформление ещё к тому уже УГ. Т.е. с тем же успехом мы могли бы терраформировать Марс, плавить сталь, разводить бактерии или делать эпиляцию зоны бикини - больная тема для ЕВРО, где тематичность и вообще какие-либо связи по шкале тема-механика это натянутые на глобус совы.
К слову о механике: намешана куча, в которой уживаются и даже где-то перекликаются друг с другом, тут претензий нет. Дорога от Caylus, гонка от 100+ игр с гонкой, сеты из коров с декбилдингом из 1000+ игр на сеты и декбилдинг, ну и ещё парочка по мелочи, a la задания как в Замках Людвига, например.
Всё это довольно долго объясняется и ещё дольше играется (объяснять мне правила начали в 17:00, а встал из-за стола я в 21:00). Ничего интуитивно понятно там нет: сплошные условности и "потому что так решил автор". При этом новичком был я один, остальные играли минимум третий раз (занял не последнее место, а второе с конца). Ну и под конец я немного поплевался, так как игра закончилась как раз тогда, когда я что-то начал делать по набору очков.
Ещё игра зависит от того, что делают остальные. Все погнались за станционными жетонами, и игнорировали постройки. По опыту ЕВРО, я решил, что в постройки-то я заюзаю, ведь стратегии, по ЕВРО логике, должны быть равнополезны для победы, и если одну из стратегий ВСЕ игнорируют, то уж без конкуренции пойду в дамки. Оказалось, что не так от слова "совсем": все гребли с каждого станционного по 15-20 очков, я со всех своих построек еле 16 собрал.
Короче, надо плодить коров и гнать на скорость, плюс поезда двигать, чтобы станции занимать. И будет счастье. А постройки для новичков - чтобы они их строили, думая, что "как в Caylus", и погорали на этом.
После 6-ти партий на 4х, примерно одним составом, поняли, что в этой игре стратегия всего ОДНА. Пытались лечить строителей разными путями - не вариант - 1-2 постройки за игру хватает с лихвой. Остановить связку ковбои+инженеры нельзя никак - не выйдет. Даже с взятием 0-ой станции ДВАЖДЫ (!), ковбои + инженеры (или инженеры+ковбои) берут 100+ очков легко и непринуждённо: 20+ка на коровах, 20+ка на миссиях (потому как имеет смысл выполнять только миссии за карточки коров, остальные - мусор), 30+ка - за станции и доставку + по мелочи за disater и последних мужиков в ряду. Полная синергия и красота, всё остальное демонстрирует полную несостоятельность, можно выдавить из себя 60-70 очков, но 100-льник виден как горизонт.
Контрить это можно только сообща, только, отличаясь от множества других хороших игр, в это игре делать что-то ЧТОБЫ НАВРЕДИТЬ ЛИДЕРУ почти гарантировано записывает тебя в лузеры. Т.е. не дать победить "тому парню" можно только накидав строений радостно втроём... да и то, скорее всего все трое отстанут от лидера на 40 очков.
Короче, играйте в Caylus - баланса и вариативности там больше, возможности влиять на игру шире. Да и интуитивно игра проще.
/
/
- 7
Или, как я называю, мой любимый ЕвроТриатлон: Istanbul, Concordia, Deus. Замечательные игры во всех отношениях. Особенно Конкордия. Адекватны по времени, приятное послевкусие. Допчик получил, пока, только Deus - собственно 5 партий в этом году были именно с допчиком. На очереди первый допчик к Istandul.
/
- 6
И выживание, будучи песчинкой в красных дюнах; и покорение этих самых красных дюн, с последующим озеленением, - вот это всё мне очень понравилось. Про эти две игры я написал отдельную статью. Приведу тут вывод:
***
Лично мне, да и людям за столом, было интересно играть в обе игры. Но потенциала намного больше у TM (Terraforming Mars). Соревновательные игры для меня, да и для большинства моих товарищей по столу, намного интереснее и ценнее, чем кооперативные, даже с legacy, кампаниями и прочими ништяками. TM не ставил эксперименты на людях, не вызывал разочарования, восторга или желания его срочно бежать покупать/продавать. Это хорошая игра, и, если я увижу на ней адекватный ценник, скажем 30-35 евро за б/у, то обязательно куплю себе в коллекцию. К тому же подняв баблишко, шведские братаны начали пилить допчики как к этому вашему Доминиону.
FM (First Martians) же получила дерьмовый старт, хреновую pre-order кампанию с сомнительными плюшками (по сравнению с предыдущей темой с pre-order 51 State Master Set даже близко не лежало), но сейчас игра уверенно поднимается с колен и ретейл версия за 50$ может быть вполне употребимой в семейном кругу, где на позитиве можно хорошо сыграть (минимум на medium уровне, чтобы не было потом "А вот в Робинзоне-то! А! Сложнее было, вызов был!"), пошутить про картошку в 100500 раз, и облегчённо выдохнуть, когда на последнем броске последнего действия выпадает заветный .
- 6
Прошли кампанию Return to Hoth (2015) причём я пропустил 2 партии. Ощущения смешанные: с одной стороны, мы неплохо сыгрались и прокачались, - но отсюда и минус - мы разнесли империю просто в пух и прах. Проблемы у игры всё те же - как я описал в отдельной статье.
Возможно, впишусь в Bespin Gambit, но, признаться, немного поднадоела эта игра на второй кампании. Ну, хоть я не overlord - и на том спасибо.
- 6
Как я и опасался, купив эту игру, я навёл на себя проклятье Overlord'a - ни одной партии приключенцем я так и не был. Уже отыграл почти всю базовую книгу сценариев (остался 9-ый и 10-ый), поэтому, в этом году, подозреваю себя в покупке допчика. И очень уж охота побыть обычным, смертным, лупером - водилы, хватит отлынивать от кэмпов!
На самом деле, игра - красота. Не сложная, но глубокая. Не долгая, но даёт приятную эмоциональную и интеллектуальную усталость. Приятно быть овером, приятно играть против овера. Если нашли единомышленников, то 10 приятнейших партий гарантированы.
Приятные игры, которые играю из года в год. Поэтому что о них писать, их и так все знают:
7-5 партий в:
Hanabi, The Resistance, Love Letter Premium, Palastgeflüster, Puerto Rico: Limited Anniversary Edition, Eclipse, The Grizzled, Hero Realms
- по понятным причинам, в Unlock сыграл только 3 партии. Обызательно буду играть в следующие коробки.
- Времечко, по тем же причинам, играется редко, но метко. Огромное удовольствие получил от Expedition – Endurance, так как играл сразу после прочтения книги Дэн Симмонса "ТЕРРОР". Чего и вам советую, чтобы проникнуться атмосферой сценария.
Из планов:
Завершая: играйте в игры всегда, играйте в игры везде.
Чувствую, это такая тенденция - делать евро с 1,5 стратегиями (ГВТ хвалили, про Орлеан взахлёб)
"Буду строить, раз за станциями не успел" - это не стратегия.
Да и странно ожидать от игры про скотоводов, что в ней может победить плотник, вам не кажется?
В очередной раз напоминаю, что у нас есть общая знакомая, которая успешно разбивает эти 1,5 стратегии в ГВТ и строителями, и машинистами.
Насчет ГВТ спорить не буду - я морально не готов сесть за игру трёх клонов :)
На самом деле все не так. По опыту скажу, что в "Западном Пути" побеждает тот, у кого больше денег. Устойчивый доход это первое и самое важное условие в игре. А плотники или ковбои это уже не так важно.
Да про GWT я вбросил просто. А то как так: моя статья и без единого вброса?
Сравнивать строительство зданий в GWT и Caylus нельзя, в последней - это основа развития, в первой - одно из направлений
тенденция вбросить не играв.
Вообще не пойму, почему эта игра популярна. Ну разве что, имя автора ее вытягивает. Все. Больше ничего хорошего в ней не вижу.
Она скучная, дисбалансная, в ней много всего намешано и в конце вас ждет эпический Point Salad, после которого вообще ничего не хочется.
До сиж пор не решился продать. Все еще верю, что когда-то "зайдет".
> Она скучная,
Нет.
> дисбалансная,
Нет.
> в ней много всего намешано
Не очень много.
> и в конце вас ждет эпический Point Salad, после которого вообще ничего не хочется.
Тоже мимо. Point salad -- это когда любое действие приносит очки, поэтому можно не париться и просто иметь фан. "Западный путь" играется ровно наоборот.
Смотри-ка чего ткачев дело говорит))
> Нет.
> Нет.
> Не очень много.
Ну все! Мне просто нечего ответить!
Каков вопрос, таков и ответ!
Мой вариант:
>она скучная
Да
>она дисбалансная
не очень
>в ней много всего намешано
Да
Подозрения насчёт GWT подтвердились... А ведь чуть три месяца назад не купил!
Я бы не основывался на мнениях других людей, а попробовал сам и потом делал выводы. Мне лично игра понравилась. Больше, чем расхваленный Серп :)
да что то серп совсем не тогой по сравнению с гвт, единственно красивый разве что
Тут уже ИМХО. У меня есть обе игры.
В Серп сыграл 50+ партий, в GWT - 5 партий и жалею о потраченом времени.
В Серп могу сыграть в любую погоду и при любом настроении, а в GWT - только, если увижу огонь в глазах тех, кто еще в нее не играл, т.е. не успел разочароваться.
Купил GWT не пожалел, очень понравилась, часто её раскладываем, поэтому попробуйте её перед покупкой.
А хде бронза?! Или последние 2 - и есть бронза "по понятным причинам"?
Интересно было почитать - возьму за пример в этом году)
На бронзу уже лень. Я не могу писать опять про Eclipse или Puerto Rico. Поэтому отметил только две "новых" игры.
в нормальные игры то хоть играл, или тебе за них стыдно?)))
СЕРП всему голова.