Я виноват, виноват, ведь я сам подбираю себе людей. Вот хотя бы вы, Арамис: зачем вы выпросили у меня мушкетерский камзол, когда вам так к лицу была сутана?
А. Дюма "Три мушкетера".
В тексте НЕ будет Серпа, Раптора, призывов накатить за галактику и глубоких рассуждений о стратегии. Текст будет касаться тем, которые в сообществе гиков и к ним стремящихся непопулярны, а именно - игр с детьми и отечественных настольных игр. Текст будет субъективным и практически без картинок. Я предупредил, потому соизмеряйте силы.
Будь вино плохое, начальник стражи, быть может, усомнился бы в искренности д’Артаньяна, но вино было хорошее, и он поверил.
Так сложилось, что я однажды уже публиковал заметку про игру "д'Артаньян и три мушкетера". В тот момент "накипело", хотелось дать форму мыслям, и я был реально не готов к налетевшим на реактивной тяге хейтерам. Поэтому предыдущая заметка была уничтожена вместе с шабашем, творившимся в комментариях. С тех пор утекло немало воды, утверждение о том, что игра редко достается с полки, перестало соответствовать действительности, на данный момент отыграно немало партий, а в карточке игры стали появляться интересные и развернутые комментарии. Сразу оговорюсь, что изначально игра покупалась, как интерактивная история для сына и меня (в роли Dungeon Master’а) после многократного просмотра известного советского музыкального фильма и пары недель фехтовальны экзерсисов. Соответственно, подавляющее большинство партий игралось вдвоем с ребенком, патовые ситуации обходили — шоу должно продолжаться. Поначалу «Мушкетеры» существенно проигрывали по популярности «О мышах и тайнах», «01: Большой пожар», даже Книциевскому «Хоббиту». Нет, миниатюры исправно сражались друг с другом, карточки персонажей и глобальная карта были досконально изучены, куб исправно предсказывал силу гвардейцев и прочих бандитов, но... как в известном анекдоте про фальшивые елочные игрушки. И вот однажды я снова достал "Мушкетеров", чтобы попытаться понять, что «не так» с игрой. Было сыгранно несколько партий, после которых сын настолько «втянулся», что мыши с их тайнами были надолго забыты, а я ловил себя на мыслях о «демьяновой ухе» и «горшочек, не вари». Сейчас ажиотаж несколько спал благодаря «Поморской лоции», «Стамбулу» и «Путешествию к центру земли», и появилось время обобщить разрозненные впечатления.
Ветеранам путешествия в город Кале и обратно посвящается. Спасибо мсье Дюма за любезно предоставленный литературный материал, домашним — за поддержку, а хейтерам — за отсутствие нерелевантного бурления в комментах на этот раз (мы же договорились, правда?).
<...>четыре товарища пустились в путь: Атос на лошади, которой он был обязан своей жене, Арамис — любовнице, Портос — прокурорше, а д’Артаньян — своей удаче, лучшей из всех любовниц.
Пересказ правил и копание в нюансах механики оставлю профессиональным блоггерам, иначе их совсем перестанут покупать. Отмечу только интересную особенность игрового процесса - клинки рассыпаются в руках после первой же стычки с противником, ружейные стволы не выдерживают и пары выстрелов, кони падут, успев довести всадников лишь до первой встреченной деревни. Даже денег хватит, в лучшем случае, только до первого крупного города. Как ни странно, такое положение вещей подтверждается первоисточником:
— Так вы богаты? — удивился Арамис.
— Богат, богат, как Крез, дорогой мой! — И д’Артаньян забренчал в кармане остатками своих пистолей.
Продравшись сквозь все канцеляризмы правил, начинаешь понимать, что распорядок дня звена королевских мушкетеров весьма прост:
- утренний завтрак для поддержания сил телесных, именуемых здесь "выносливостью", совмещенный с наблюдением за растущей угрозой со стороны гвардейцев,
- скачка в соседний город, если боец имеет достаточно сил или живого коня,
- попытка выпутаться из сложившейся ситуации, обычно - очередной драки,
- вечернее посещение конюшни и рынка, если у бойца еще остались монеты, а также получение помощи от тайного доброжелателя, при условии первого посещения того города и правильного опознания личности,
- повторять до очередного поражения.
Все достаточно просто и логично, путь до Англии кажется вариацией на тему "Токайдо", если, конечно, из колоды событий не начнут выскакивать элитные убийцы и другие милашки. Можно провести параллель с порядком хода в «Талисмане»: переместились, вскрыли карту колоды событий, подрались/сделали выбор. К слову, сражений 22 штуки из возможных 52 событий, практически половина. На мой взгляд, «синдром лидера» выражен не так ярко, как, например, в «Мышах и тайнах» или «Запретном острове», потому что глобальная стратегия о порядке прохождения городов уже выработана в начале игры, а тактические решения обычно ситуативны и не вызывают серьезных споров несмотря на высокий уровень взаимодействия игроков между собой. На картинке ниже прибытие героев в Кале встречается криками "ура" из-за полупостроенного за время последних ходов Версаля (Бастилии?) из кубиков, который уже отбит русскими гренадерами (зеленые) у французкой пехоты времен Наполеона (синие).
Но как только кавалерийское звено разворачивает только что добытых белоснежных скакунов в сторону Парижа, открывается око ужаса и мушкетеры начинают превозмогать. Оказывается, что монет на покупку предусмотрительно оставленных лошадей не хватает, передвижение одним персонажем крайне небезопасно, гвардейцы, по заветам Кутузова, перекрывают не разоренную еще Калужскую дорогу… Для справки: из всего многообразия предоставленных возможностей только 5 жетонов Атоса и некоторые исходы 9 из 52 возможных событий (карт) позволяют задержать продвижение маркера по шкале кардинала, из них большая часть требует для активации трех золотых, что по меркам игры на среднем и завершающем этапе - целое состояние. В нескольких случаях, используя хоумрулы, о которых я расскажу после, удавалось добраться до подступов к Парижу (обычно уже соло, без сына, поскольку хардкор), однако каждый раз вмешивалась непреодолимая сила злого рандома. На картинке ниже запечатлен один из таких моментов, когда до Парижа буквально один шаг, на фоне разоренных четырьмя беспокойными дворянами французских провинций.
А на следующей картинке — фото беспощадного рандома, не давшего в ту эпичную партию совершить последний шаг. Выпавшая карта события заставила пропустить следующую фазу движения, и гвардеец на шкале кардинала пересек 18-ое деление. C'est La Vie.
- Не всякий бой можно выиграть. Великий Помпей проиграл Фарсальскую битву, а король Франциск Первый, который, как я слышал, кое-чего стоил, — бой при Павии.
Если абстрагироваться от случайности и представить, что выпало другое, нейтральное событие, запинали ли бы мы мсье Рошфора в том конкретном случае? Давайте посчитаем. Тем, кому надоело, можно пропустить пару абзацев, а тем, кто захочет проследить за ходом расчетов, сообщаю, что на планшете Портоса маркер выносливости лежал на цифре «4», а в зоне предметов — последний кремневый пистолет с поражающей способностью «2». Двое слуг при расчетах не учитывались, поскольку это единственный зафиксированный мною случай, когда они доехали до предместий Парижа со своими хозяевами, в то время как распределение остальных характеристик бойцов весьма типично.
Сила Рошфора без добавления приспешников варьируется от 22 до 28 единиц. Суммарная сила мушкетеров без учета оружия - 15 единиц. Суммарная сила холодного оружия 5 единиц. Сила огнестрела - 2 единицы. Съеденная рыба добавит еще 3 единицы выносливости и 3 единицы одному из бойцов сэкономит последний оставшийся в живых коняга бурой масти.
Таким образом, лучшим сценарием станет выпадение кубика на "3": звено должно потерять по единице выносливости, однако поездка на ослике подорвала уверенность в себе до нуля, и теряет одну единицу только позавтракавший рыбой + скакавший на коне счастливчик. Суммарная атака бойцов станет равна 27 единиц, что дает вероятность победы более 97% (с учетом распределения чисел по граням кастомного кубика) - отличные шансы. Потеря огнестрела снижает шанс победы до 86%, потеря холодного оружия- до призрачных 13,8%, а потеря одного предмета для каждого бойца делает победу абсолютно невозможной. Средний шанс по больнице будет около 49%, то есть опять возвращаемся к основной концепции америтреша - "push your luck".
Как Вы уже поняли, механизмов уменьшения рандома в игре крайне мало. Они есть, но большую часть партии они недоступны. Подробную статистику я не вел, и не все партии продолжались после достижения Кале, однако могу оценить процент партий, в котором персонажам удавалось преодолеть половину пути из Кале в Париж за разумное «время», как 15-20%. И это без учета того, удастся ли собрать/сохранить ресурсы для боя с Рошфором. Возможно, для америтреша это нормальное соотношение, ведь иногда там и персонажа могут полностью выпилить по броску кубика (привет, «Мертвый Сезон»). Однако лично у меня сложилось впечатление, что именно эндшпиль в данной игре не дотестирован и оставлен на откуп слепого случая без заметных средств для его уменьшения.
— Я, ваша светлость, — сказал Атос, — даже и не прикоснулся к шпаге — я просто взял своего противника в охапку и вышвырнул его в окно… Кажется, при падении, — продолжал Атос с некоторым колебанием, — он сломал себе ногу.
Отписавшиеся в карточке игры пользователи уже предложили свои наборы хоумрулов. Действительно, нелинейно-резкое усложнение игры после убытия персонажей из Кале так и просит достать напильник для правил. Очередной набор by catch_22, минимально модифицирующий официальные правила:
1) Сетап по правилам игры ни разу не занимал у меня меньше 15 минут. Извлечение, поворот рубашкой вверх и расстановка более 80 жетонов - занятие не для слабонервных взрослых, а для ребенка, ожидающего начала "настольной сказочки", вообще непереносимо. К этому добавляются манипуляции по переворачиванию в процессе игры, часто приводящие к смещениям компонентов и дополнительной трате времени на наведение порядка. Кое-что удалось оптимизировать и проверить на практике, потому мои советы по ускорению:
- завести дополнительный непрозрачный пакет/мешок для коней;
- коней с предметами на начальном этапе не выставлять, выставлять только жетоны городов;
- кони и предметы достаются только после первого прибытия персонажей в город в фазу покупки и раскладываются на места сразу рубашкой вниз;
- различать города по наличию жетона города: есть жетон города - не посещено, есть вещи/кони - посещено, нет ничего - посещено и разграблено.
Таким образом все сводится к расстановке 26 жетонов (тут бы пригодился и третий мешок) + 4 коня в Лондоне. Итого - меньше 5 минут. Если бы так задумывалось сначала, все жетоны можно было сделать с одинаковыми картинками и покрупнее. Со "Звезды" за рацпредложение - набор жетонов с одинаковой картинкой на обеих сторонах и два мешка!
2) Считаем, что количество предметов не ограничено - использованные предметы возвращаются в мешок. Особенно помогает на втором этапе игры, и добавляет каплю атмосферности - лут с убитых врагов продолжает выпадать до конца партии.
3) Опционально - жетон города можно "отправлять со слугой" нужному бойцу. Так немного компенсируется неудачная раскладка жетонов города, а в особенности - облегчается добыча критичных для игры жетонов Атоса, позволяющих приостановить рост угрозы.
Дополнительно облегчить расчет результатов боя позволила бы отдельная зона/планшет, на треках которой можно было бы фиксировать базовую силу противника, результат бросков кубика и «подкрепление» с трека кардинала, а также суммарную силу участвующего в бою мушкетера — иногда за обсуждением возможностей усиления сила противника просто забывается. Да, согласен, это не НРИ с портянкой параметров, однако отключающийся после работы мозг скажет «спасибо» за такую подсказку. Если коробка продолжит доставаться с полки хотя бы раз в месяц, решил для себя, что сяду за графический редактор рисовать такую карточку боя.
- Эх, господа, надо принимать во внимание все случайности! Жизнь — это чётки, составленные из мелких невзгод, и философ, смеясь, перебирает их.
Кратко о том, что понравилось:
- Сеттинг и оформление в целом. Лично я устал от магии, ктулхов и зомбей, потому Франция эпохи Ренессанса пришлась весьма кстати. Дополнительный плюс — познавательный элемент при игре с детьми.
- Кооператив без сильного перекоса в сторону «синдрома лидера», однако с высоким взаимодействием.
- Простой порядок хода.
- Цена существенно ниже базы «Талисмана» при похожем общем впечатлении.
- Вдвоем играется неплохо, возможно, даже лучше, чем «О мышах и тайнах», например. При сохранении основных элементов отыгрыша персонажа, ход короче и держать в голове информацию о нескольких бойцах проще.
- Путешествие «туда» без «обратно» оставляет исключительно приятные впечатления. Не хотите хардкора — не продолжайте.
Минусов тоже хватает, из них основные:
- Фиддлинг при сетапе по официальным правилам, небольшие косяки эргономики самого процесса игры. Дополнительные мешки и кубики улучшили бы ситуацию.
- Резкий рост сложности последней четверти маршрута (если еще сумеете туда добраться). Практически не остается возможностей подавлять рандом.
- Продолжения/исправления практически точно не будет. Это буквально написано между строчек вежливых и обтекаемых фраз представителя «Звезды». В провале почему-то обвиняют отсутствие в оформлении фоточек из советского фильма вместо того, чтобы объяснить, кого именно они выбрали в качестве целевой аудитории для этой игры. Лично у меня сложилось впечатление, что между новичками-патигеймерами и гиками, судя по теперешнему состоянию сообщества, нет промежуточных эволюционных звеньев, и следующей игрой после каркасонно-катанного гейтвея становится агрикола, ДУ или УА.
- Я хочу сказать, что любовь — это лотерея, в которой выигравшему достается смерть! Поверьте мне, любезный д’Артаньян, вам очень повезло, что вы проиграли! Проигрывайте всегда — таков мой совет.
Я до сих пор окончательно не определился, как мне самому относиться к этой игре. Забавно, но к самой книге-первоисточнику у меня тоже двойственное отношение: восхищение эпичностью повествования и увлекательным описанием исторических реалий сменяется глухим раздражением от осознания суетности вещей, послуживших причиной событий. В игре происходит похожее: удовлетворение от несложного и размеренного развития сюжета сменяется раздражением от резкого неконтролируемого роста рандома. С другой стороны - картон, который не достается с полки - мертвый картон. И как бы я ни хотел высказать мнение об игре sine ira et studio, факт того, что «Мушкетеры» по количеству отыгранных партий и полученных положительных эмоций вышли на первые позиции среди имеющихся дома кооперативов, гасит раздражение от недостатков. По словам д'Артаньяна:
- Ничего не поделаешь! За неимением шампанского и шамбертена, придется вам удовольствоваться анжуйским.
Кого может заинтересовать игра (естественно, только после подробного изучения правил и, если поможет, просмотра летсплеев)?
- любителей тестировать предрелизные образцы и придумывать хоумрулы (привет, ЯЭ);
- безнадежных кооперативофилов и америтрешеров, готовых «употреблять продукт» любого качества;
- готовых играть с детьми в режиме Dungeon Master’а и пытающихся показать им, что мир не ограничивается ктулхами, зомби, колдунами и другими персонажами бесконечных мультсериалов (но не верьте Мосигре, что игра добрая и семейная с правилами из коробки!);
- представителей мифической mid-core части сообщества, а также желающих проиграть в кооперативке раза в три быстрее, чем, например, в УА и ДУ.
Остальным, случайно усаженным за «Мушкетеров», настоятельно советую требовать завершить партию прибытием к Ла-Маншу и готовиться к превратностям судьбы.
Спасибо дочитавшим за терпение!
Купил эту настролку. Столкнулся с известной проблемой, что обратно в Париж не получалось доехать. Начал тестить. И скажу я вам, что бага нет. Мозги включать надо. Не только жетон Атоса откатывает гвардейца на шкале. Есть такой бонус победы и на картах событий. Из Кале нужно всем вместе выходить - это факт. И оставлять тропу до Парижа с нетронутыми городами (по возможности). Нужно через ход/два отдыхать. Не ходить. Карта событий всё-равно играется. А там сражение и победные плюшки. Еда, оружие, деньги (которые в конце вообще не на что тратить). И бонусы в виде отката гвардейца на шкале. И Рошфора просто на "easy" побить удалось. Общая прокачка героев:14. Пистолеты на 10, Шпаги/ножи 10. Что-то из них на Рошфора не сыграет (скорее всего). Берём :24 И запас сил у каждого ещё на 5 единиц у каждого. Так что Рошфора, у которого было 34, с запасом в 10 очков уложили. Нужно очень скурпулезно просчитывать стратегию. И никаких хоумрулов не надо выдумывать. Авторы нормально протестили игру. Не спорю, это жёсткая настолка.
>>запас сил у каждого ещё на 5 единиц у каждого.
>>>деньги (которые в конце вообще не на что тратить
Теперь попробуйте сыграть по правилам, у вас всё получится рано или поздно.
У вас всего 40 монет на игру, закупить всем лошадей на ход = 6 монет, то есть, при трате только на лошадей, меньше 7 ходов из ~25. И тут, внезапно, в конце все персонажи с ровно 5 здоровьем, даже не с 4, как после свиньи и езде на осле. Темп в 1 день отдыха после езды не всегда можно и в первой половине выдержать, что говорить о 2 части, когда все едут вместе, и 2-3 персонажа на ослах. Можно и дальше считать, что не сходится, предоставлю это вам, раз считаете, что у вас мозги включены))
Ну откуда столько пессимизма?))) Да, на выходе из Кале денег нет, и по 1 лошади. Но впереди тропа по нижним городам в Париж. И все они целы по припасам, кроме 2 ближних к Парижу. Сила всех мушкетёров = 11, и победить любую толпу уже не проблема. А бонусы с карт нормальные иду: монета + плюшка, ещё Портосу на выбор плюшка, со шкалы кардинала : монета и плюшка. Если письмо в город есть: +5 монет будут. Лошадей не хватает, поэтому кушаем и на ослах скачем, затем отдыхаем. Если колода событий совсем,уж, самая бесплодная пойдет, тогда "се ля ви", а так вполне хватало тайминга до ПарижУ добраться. В двух последних городах пусто было, т.к. в них в начале пути заходили, поэтому купить там нечего, а бонусы за события копились, вот так и деньги набрались, которые никуда не потратить. Мушкетёры ещё и качались жетонами городов по дороге. Ну не знаю, как можно издохнуть на обратном пути, если у тебя есть понимание, опыт и грамотное распределение ресурсами, сударь!!!
>>> : монета + плюшка, ещё Портосу на выбор плюшка, со шкалы кардинала : монета и плюшка. Если письмо в город есть: +5 монет будут.
Может, я вас неправильно понял, но у меня такое впечатление, что вы игнорируете п.2 в разделе примечаний. Да, с событий и боев монетки должны идти, но во второй половине игры они обычно уже использованы и удалены, и монет по событиям не получаете. Соответственно, даже в "целых" городах что-то из еды и коней получить можно только бесплатно по редким событиям, которые работают с предметами города, потому что предметы в мешке тоже заканчиваются на 2-5 городе после Кале.
Так, похоже, ошибался я. Монеты уходят обратно в банк, а не сбрасываются, как жетоны.
Значит, я играл на уровне сложности "impossible", и даже 2 партии, помню, удалось выиграть. Можете использовать, как челлендж))
С "ванильными" правилами, судя по всему, персонажи будут доезжать до Рошфора в 60% случаев. Если добавить "бесконечный" мешок предметов (режим "просто"), доезжать будут почти всегда, и винрейт Рошфора будет где-то 40% (на выборке в 40-45 партий).
Хуже, это уже survival))) И как сказал Атос в игре:"Мы не настолько богаты, чтобы покупать плохих лошадей!" Не стоит тратить даже монету на дохлую клячу с "4". Это не выгодно вообще никак, только когда деньги тратить не на что на подходе к Парижу. Ну и окорок (+4) или жареный кабанчик (+5), делитесь такой едой с друзьями, если вы в одном городе! Раз мушкетёры могут меняться , как хотят и кошелек общий, и оружие суммируется, то и поесть на двоих тоже можно! Логично? Хотя в правилах об этом ни слова.
Отличная статья, большое спасибо! Очень хорошо разобрали игру. Действительно, пока многие отечественные игры страдают от детских болезней. Видимо, авторы и издатели, стараясь создать что-то совсем оригинальное, не учитывают накопленный опыт мировой игровой индустрии и ходят по тем же граблям.
Отдельное спасибо за цитаты из романа, захотелось перечитать!
Отличная статья, большое спасибо! Очень хорошо разобрали игру. Действительно, пока многие отечественные игры страдают от детских болезней. Видимо, авторы и издатели, стараясь создать что-то совсем оригинальное, не учитывают накопленный опыт мировой игровой индустрии и ходят по тем же граблям.
Отдельное спасибо за цитаты из романа, захотелось перечитать!
Спасибо за подробный разбор игры! Прочёл всё и с интересом. На удивление захотелось поиграть ещё больше! К тому же вы сказали, что победить всё-таки реально :)
Как раз недавно узнал про игру и заинтересовался на правах "безнадежного кооперативофила" :)
Но, боюсь, трудно будет усадить друзей за мушкетёров, и во-вторых (куда более важная причина) максимум игроков 4 - слишком мало для нашей игровой ячейки.
Ещё и масштабирование в виде "Игрокам придётся управлять двумя персонажами" на самом деле является отсутствием масштабирования.
Интересно, кто-нибудь может отрапортовать, что победил по базовым правилам?
Еще раз уточню на всякий случай, если в тексте выразился туманно: учитыаайте, что "почти выигрывал" я с хоумрулом "бесконечного мешка" предметов. Концепция "выжженной земли" на обратном пути забавна, но мешка с предметами по обычным правилам хватало обычно только на 3/4 дистанции. Тупить и копить предметы нельзя - таймер практически не остановить. А когда предметы перестают давать даже события, можно закругляться и складывать все в коробку. Кстати, колода событий тоже ни разу не прокручивалась до конца - партия может идти максимум 32 хода.
По поводу масштабируемости - Вы правы, но я и не говорил, что она есть. Просто играть за нескольких показалось легче, чем в тех же "Мышах".
И если соберетесь-таки играть, еще раз почитайте правила/обзоры/летсплеи. Ведь люди реально страдают: ожидают слегка усложненную кинь-двиньку, а получают ангст. Пример: http://www.labirint.ru/reviews/show/1370526/
В том числе поэтому и выложил поток сознания: игра продается и позиционируется как семейная и добрая, люди ведутся и покупают.
Годная статья, спасибо! Отдельное спасибо, что не стали пересказывать правила. По поводу хейтеров: проблема в вас - слишком сильно на них возбуждаетесь. Просто не реагируйте.
+
Спасибо за диагноз, док, но проблема известная. Уже создается общество анонимных хейтеров хейтеров для преодоления хейтозависимости.
На самом деле в начале текста была проверка гипотезы, выдвинутой после прочтения новейшего из сочинений уважаемого Desert_witch - попробовать избежать хейта, если просто об этом ПОПРОСИТЬ в начале текста. Видно, вышло довольно жалко и беспомощно, буду работать над формулировками.
В предыдущей статье я обратил внимание на комменты поздно, когда там уже перешли на личности и карали банхаммером. Мне их стало жалко, я удалил повод для ярости. Теперь вот пытаюсь не подставлять под предупреждения и баны, как бы я к ним не относился.