-AdRiver-
AlonZo написал полтора часа назад к игре Dwellings of Eldervale: # Скоро кампания закончится и разработчики предложлили интересный вариан...
AlonZo написал полтора часа назад к игре Middara: # Выяснил. Может, кому-нибудь пригодится. 1.Улучшение 1.1 нужно только д...
Miralok написал 3 часа назад к мысли на тему Спасибо, GameFit: # Из Москвы тоже два дня, если отправляют авиа, а не эконом.
latuslex написал 3 часа назад к игре Root: # Благодарю :)
AlonZo написал 3 часа назад к игре Middara: # Кампания подходит к завершению и пока бэкнул 10 баксов. Думаю брать се...
Долгожданный анонс игры «Тайная власть»
Мировые заговоры, секретные агенты, рискованные спецоперации и, конечно же, борь...
Игра «Атлантида» уже в продаже
Магазин настольных игр FunMill.ru и издательство «Нескучные игры» начали розничн...
Crowd Games поделились планами
Компания Crowd Games рассказала про свои планы на ближайшие пару месяцев
Ludonaute трудятся над Yggdrasil Chronicles
Обновленная версия игры Yggdrasil 2011 года планируется к выпуску в 2019
«Речное братство» уже на сайте Crowd Games!
Первое дополнение к настольной игре Root («Корни») на русском языке!

Ksedih

Обзор-впечатления ROOT

04 декабря 2018

Информация

добавить
игры Root
Дата: 04 декабря 2018
Оценка пользователей
8.95112
-

Я очень предвзято отношусь к кикстартерам и прочей buzz-овой движухе, когда все вокруг пихают в уши как же распрекрасна игра, какие там  «инновационные» механики и миниатюры размером с кулак, что «несомненно, повысит качество впечатлений от геймплея». Однако, в последние годы, наконец-то, с площадки, подразумевающей под собой креатив пользователей, стал течь ещё не поток, но уже ручеёк достойных коробочек с настоящим геймплеем. Это радует, но речь сегодня не об этом.

 

Сегодня о том, что когда подобные площадки посещают те, для кого они изначально были созданы, то на свет появляется что-то неимоверно крутое или неимоверно оригинальное. Авторы поистине уникальных экземпляров творчества, в нашем случае настолочек, создают что-то типа нашумевшей ROOT, почти заползшей в топ-100. В чём же её исключительность? Разбираемся.

 

В этом обзоре я постараюсь отойти от своих канонов и не расписывать правила, как это принято, и даже не стану сильно затрагивать какие-то отдельные моменты геймплея. Игра привлекает в первую очередь не ими, а своей… концепцией. Так что сегодня по большей части будут эмоции и впечатления, которыми обильно заряжает игроков настолка, плюсом расскажу о положительных и отрицательных сторонах коробки. К подобному подходу написания подталкивает и сама настолка, созданная по не совсем стандартным правилам.  

 

 

***

 

Начну издалека. На самом крупном, собравшем несколько десятков игроков, российском «Настолкэмпе 2018» в Пошехонье среди гиков ROOT пользовался какой-то нездоровой популярностью. Постоянно раздавались призывы сыграть и происходили поиски «ещё одного на «Рут». Поначалу я как-то не собирался поддаваться ажиотажу и только смотрел вслед проходящим мимо игрокам, обсуждающим только что закончившуюся партию, либо шедшим к столу с разложенной игрушкой, увлекаемым товарищами, которые уже попробовали и теперь затаскивали новых адептов в секту «Рута».

 

Проходя мимо стола, где, в прямом смысле, день за днём играли в — наверное, можно сказать — хит кэмпа, я не видел чего-то сверхпривлекательного. Довольно аскетично оформленное, хоть и стильное игровое поле (нужно, правда, учесть, что то был качественный pnp-экземпляр) да горки кубиков. В общем-то, если бы не шум вокруг «вон той офигенной игры про зверушек», постоянные агитации срочно сесть сыграть в это чудо и вопросы: «А ты уже играл в ROOT?» — то и взор бы не обратил в сторону настолки. Однако сарафанное радио и восхищённые взгляды причастившихся сделали своё дело.           

 

Чем же оказалась ROOT? Хм, как бы так выразиться корректнее, эта игра — варгейм. Наверное, так будет правильнее всего. Необычный, мягко говоря, но всё же. Кошечки, на серьёзных щах воюющие с птицами и ведущие политические переговоры с енотами — это уже само по себе довольно весело. Антураж и обёртка сразу же информируют игрока, что в коробке его ждёт нечто. Нечто такое, чего он совершенно точно не пробовал ранее.     

 

 

Ну, и начнём, пожалуй с оформления. Оно специфическое и очень аскетично-варгеймерское. Это не удивительно, если знать, что автор игры специализируется на создании подобных игр. Ну, знаете, Наполеон, Британия, торговые союзы, передвижение деревянных блоков и кубов по границам стран, серая невзрачная карта в качестве игрового поля — вот это вот всё, что выделяет подобный тип игр в отдельную категорию. Для тех, кто любит историю, так сказать.

 

Как вы поняли, я к таковым не отношусь, но. Но принимать точку зрению другого лагеря тоже полезно. За долгие годы увлечения настолками и знакомств с варгеймерами, я вынес одну полезную мысль: в любом типе игр есть плюсы, которые неплохо бы было перенять и интегрировать в свои любимые коробочки. Именно этим и занялся Коул Верле (Cole Wehrle; автор игры). Вернее, он не то чтобы занялся именно этим, он просто создал ROOT, после знакомства с которой настольщик понимает, чем удобно подобная варгеймам аскетичность.   

 

Миплов на подобной карте легко идентифицировать, как и жетоны, расположение и значения которых чётко и ясно видно при одном только взгляде на карту. То есть приглушённые тона позволяют не перегружать взгляд и концентрироваться исключительно на игровой информации. Чёрт его знает, где та грань, за которой убогость и серость оформления переходит в буйную красочность и аляповатость FFG-стиля, но в «Рут» она, по-моему, неплохо соблюдена. Дело вкуса, конечно, кому-то FFG-оформление по душе (мне), кому-то варгеймерских схем на столе хватает, середина же должна зайти примерно такому же числу людей.

 

 

О геймплее

 

Ладно, перейдём к самому интересному и важному аспекту и впечатлению от ROOT — тому факту, что каждая из 4 фракций (6 с допами) играется совершенно по-разному. Это не просто отличие в возможностях и бонусах/минусах, как в настолках старой школы, это совершенно новое веяние, которое постепенно набирает популярность — игра полностью асимметрична, как какой-нибудь Netrunner, что выделяет её среди тысяч остальных. В общем-то, с каждым годом таких настолок, думаю, будет становиться всё больше, но пока это ещё в диковинку и поэтому чрезвычайно привлекательно.

 

В играх всегда интересно применять какой-то набор уникальных способностей своей расы / своего персонажа, которые позволяют действовать как-то нестандартно, однако в том же Netrunner или в Vast: The Crystal Caverns в зависимости от того, на чьей стороне вы играете, вы действуете по совершенно иным игровым принципам. По факту, чтобы играть за одну сторону, вам необходимо прочитать книгу правил, но чтобы сыграть за вторую, вам придётся прочитать ещё одну. ROOT из этой же категории.

 

Условно ход каждого игрока делится на несколько фаз, но дабы не пересказывать правила, вот вам просто общие положения и действия в игре: игроки набирают армии, передвигают их, строят здания, собирают ресурсы, крафтят карты и получают очки. Стандартная такая стратегия с полем и войной. Ничего необычного, если бы не структура взаимодействия фракций.

 

 

В первой-второй-третьей партии вы в прямом смысле слова станете изучать правила, так как, если играете за разные фракции, то, считайте, осваиваете игру заново, так как это… уже совсем другая игра. Не стоит, конечно, думать, что всё совсем жестоко и плохо (вы же, как и я, разобрались с «Нетраннером» и «Пещерами»?), но с первого захода никому точно не въехать — это как кататься на лыжах и коньках, в обоих случаях ездим по замороженной воде, но принцип отличается. В этом, кстати, одна из фишек настолки. С какой-нибудь очередной партией она раскроется для вас с новой стороны, и вы будете сидеть и осваивать с нуля, как и что происходит в игре, в которую вы уже играли. Довольно странное (для настолок) и приятное ощущение. Наверное, это у меня ещё фактор жадности срабатывает — заплатил за одну коробку, а играешь как бы в несколько.

 

Общую же картину партии, отыгрыш каждой отдельной фракции можно описать словом «головоломка». Игрок, взявший под управление кошечек, действует по каким-то своим, неведомым игроку за бобров законам. Он решает свои проблемы, старается максимизировать победные очки с помощью своих же доступных только ему механик. Немного мудрёно, но в целом ощущения именно такие.

 

В ROOT также важно понимать, кто и что делает. Коробка из тех игр, где постоянная компания игроков будет гораздо сыграннее, а с приобретением опыта партии будут становиться насыщеннее и напряжённее. Это звучит немного странно, так как понимать правильно ситуацию на поле с первой, второй и даже третьей партии не удастся, ведь, как минимум, нужно будет отыграть хотя бы по разу за каждую из фракций, чтобы прочувствовать все возможности и «дыры в обороне» своих подопечных.   

 

 

Показателем того, что настолка безумно увлекает, лично для меня, ещё до того как я попробовал её сам, стали беспрерывные обсуждения всех со всеми на «Настолкэмпе». Честно, они просто задолбали ходить, зазывать сыграть с ними, рассказывать, как оно необычно, и обсуждать что-то непонятное про зверей, про разные стратегии и про то, что птички имба и надо как-то их контрить вместе. Если первый-второй раз такие посвящённые вызывали настороженность — мало ли у какого очередного «хита» «Кикстартера» фанбои объявились, — то после того, как уже мои хорошие знакомые за чашечкой чая невзначай бросали: «Слушай, а ты в ROOT-то уже сыграл за птиц?» — появилось подозрение, что что-то тут не так, и мне срочно нужно сыграть за кто б их знал каких-то там птиц.

 

После партии-другой вы тоже превращаетесь в аколита «Рута» и начинаете ходить и обдумывать вместе со своими сопартийцами, что же делать вон той фракцией и с кем заключить союз в следующий раз, попутно бросая направо и налево фразы: «А ты уже играл в «Рут»? Будешь с нами?» 

 

Настолка заинтересовывает в первую очередь потому, что она нестандартна — и эта уникальность очень привлекательна. Вы не стратегии и тактики обдумываете поначалу, а то, «как же круто автор закрутил возможности и связки механик фракций». Но помимо заманухи в виде необычности, ROOT даёт и стандартный набор настольщику, желающему разложить на столе хорошую игру, где нужно думать и считать наперёд.   

 

 

Ой, вот видите, сам увлёкся в расхваливании — на самом деле именно на эмоциях и первых впечатлениях сотен игроков по всему миру игра выехала так высоко в топы. Так что лучше давайте-ка перейдём к минусам и плюсам более конкретным и понятным, по которым можно выяснить, нужна ли вам подобная коробка и захотите ли вы садиться за партию в неё со своими друзьями.

 

***

 

+ С дополнительным контентом, выпускающимся к игре, возможности системы почти что неограничены (разве только фантазией автора ROOT), ведь каждая дополнительная фракция (их уже как минимум две выпустили, насколько знаю) — это почти что новая игра в игре. Так что не надоест долго. Настолку можно длительное время исследовать по известным схемам, но с новыми дополнительными нюансами, в зависимости от того, что привносит в механику новая фракция.  

 

- Очень сложно объяснять правила, по причине того, что рулбуков у вас фактически несколько и желательно бы новичку их знать все. Понятное дело, что в первой-второй играх в вашей компании никто не знает, что тут происходит, поэтому все действуют наобум и только потом учатся взаимодействовать. Поэтому, играя разным составом игроков, ветераны обречены «вести» новичков и побеждать благодаря лучшему пониманию механики.

 

 

+ ROOT очень похожа на абстракты в том плане, что с каждой дополнительной партией раскрывается с новых сторон, дарит удовольствие и (что важно!) разнообразие каждый раз. К тому же, в отличие от абстрактов, тут несколько стандартных схем действий, они будут зависеть от того, кем вы управляете сегодня. Одним словом, многогранность и глубина. Возможно, достигающаяся за счёт объёма и количества правил-исключений для каждой отдельной фракции, но всё же.

 

- Состав игроков. Здесь важна как разница в опыте участников партии, так и их количество. «Рут» из серии игр, где четверо за столом — почти что обязательный набор. О том, чтобы играть вдвоём, речи нет. Ну, вернее, играть-то можно, но заложенный потенциал летит к чертям, и получается совсем не та игра, которой задумывалась автором. Можно, конечно, говорить, что она становится просто другой, но…  

 

+ ROOT — это та настолка, в которую группа друзей может играть регулярно, каждый раз совершенствуя свою тактику и мастерство в управлении отдельной фракцией. В этом она мне чем-то TI напоминает, где тоже несколько партий нужно въезжать в динамику и принципы. Но даже TI с её 17 разными расами не сравнится с отличающимся геймплеем за каждую фракцию здесь. Игровые ощущения действительно уникальные.

 

 

- Тема может отпугнуть. Со мной было именно так. До сих пор не могу понять, какие фракции есть в игре. :D Птички, кроты какие-то, лисы. Хз в общем. Называть громкими именами, типа «Лесного союза» и прочего, их не получается. Но, с другой стороны, тема уникальна, многих именно она и привлекла.

 

+ Механики. Автор действительно умеет делать игры, что уже не раз доказал, выпустив, помимо нашумевшей ROOT, ещё несколько игрушек, известных в относительно узких кругах, типа John Company и Pax Pamir. В игру просто интересно играть, если вы тащитесь от контроля территорий, менеджмента карт и… в общем, смотря от того за какую фракцию будете играть, от того можно и тащиться.

 

Итог

 

ROOT многогранна. И сейчас я имею в виду не то, что обычно подразумевают под этим словом, типа стратегичная, глубокая, «игру нужно изучать со всех сторон, чтобы стать мастером», и прочее. Я имею в виду, что настолка дарит много разных впечатлений. Чрезвычайно захватывающая, когда вы осваиваете, как работает новая для вас фракция, и открываете для себя «новую игру»; она же дарит свежие ощущения, когда каждый участник партии уже отыграл с десяток партий и начал бороться, договариваться с соседями и абузить возможности своей фракции, то есть начал по-настоящему сражаться, применяя все возможности заложенного в коробку геймплея. Именно геймплея целиком, не бонусами свой фракции (тут их нет как класса), а совокупностью связки механик и ролью своей фракции во всём этом.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Michael написал полгода назад: # скрыть ответы

Вот это обзор Root здорового человека! :)

На кэмпе реально Рут захайпили, вернулся с него с мыслью, что пропустил самую популярную игру.
После единственной партии был сильно раздражен даунтаймом, надеюсь, что с опытными игроками такого не будет. Ну и в первой партии не понятно, что делает половина оппонентов и как их контрить.

Жду #НашРут, хочется поиграть во все фракции.

Journeyman написал полгода назад: #

С опытными игроками даунтайм проходит незаметно. ;)

eatoreded написал полгода назад: # скрыть ответы

Рут хотябы не ломайте)

zlobno написал полгода назад: # скрыть ответы

Уже поздно, птицы полом и имба

Journeyman написал полгода назад: # скрыть ответы

Может Михаилу удастся сломать в обратную сторону и баланс станет норм? ;)

Michael написал полгода назад: #

Ломаю несломанное. Чиню имбы :)

GingerBreadMan написал полгода назад: # скрыть ответы

А поломы есть?

Brahman написал полгода назад: #

"Нет? А если найду?"

westwoodFM написал полгода назад: # скрыть ответы

Были, на разных этапах разработки вплоть до пререлиза. Каждая правка баланса выводила одну из фракций в топвин. Сейчас считается что ящеры довольно сильны, но за них еще надо уметь играть грамотно.
Что приятно, издатели до сих пор играют и вносят небольшие правки по балансу на BGG форумах.

Brahman написал полгода назад: #

Неплохо было бы если бы эти правки дублировались хотя бы в группе CG в ВК в спец теме например.

Green написал полгода назад: # скрыть ответы

Спасибо за хороший обзор! Сделал предзаказ, а ко времени, когда пришлют, пожалуй смогу несколько раз помусолить правила, чтобы быть готовым.

Ksedih написал полгода назад: # скрыть ответы

Вряд ли это поможет, всё же с компонентами на руках нужно сидеть, чтобы въехать. Хотя, может, это я такой непонятливый.

la_venteuse написала полгода назад: # скрыть ответы

Ненене)))
Я тоже не могу понять что к чему, пока не разложу настолку

Nelud написал полгода назад: # скрыть ответы

Всегда разбираюсь в правилах ДО игры. При этом обычно ещё смотрю на фотографи с BGG. Правда, сев играть, выясняется, что уже всё позабыл, и приходится заново лезть в книгу и всё вычитывать )

la_venteuse написала полгода назад: #

))))) ох уж этот склероз! Поэтому проще по ходу разбираться

zlobno написал полгода назад: #

Предлагаю не мусолить правила, а сыграть в ттс и понять что к чему.

lohmaty написал полгода назад: #

Ко времени, когда пришлют можно сделать ПнП и наиграться вдоволь

DmitriyP написал полгода назад: # скрыть ответы

Хорошая статья. Однако Алексей пытается спутать все карты: хотел на Новый год открывать Галлерист, а не Рут:)))

Darenka написала полгода назад: #

а вы откройте и то, и другое))

Ksedih написал полгода назад: # скрыть ответы

Ну, про "Галериста" мне тоже есть что сказать =D Но что одна, что другая на новый год не тянут - оформление обеих какое-то невзрачное. Лучше берите FFG-шные "красочные шарики", у них всегда всё оформлено, как новогодние игрушки.

Darenka написала полгода назад: #

неужели тебе настолько тогда не понравилась партия в него?)) или переосмыслил, и сказать есть что в положительном ключе?)

DmitriyP написал полгода назад: #

Я же не елку собираюсь украшать, а игровой стол! Поэтому нужно что-то по невзрачней!

axci написал полгода назад: # скрыть ответы
птички

Спасибо за супер обзор, всегда с удовольствием читаю Алексея. Ещё больше поиграть захотелось.
Так всё таки, птички имба?

GeniusGray написал полгода назад: #

Если остальные будут сопли жевать, да. Но при этом птицы достаточно легко контрятся, так как сильно завязаны на построенный ими карточный алгоритм, невыполнение которого приводит фракцию к значимому откату.
В принципе, тут так можно сказать про все фракции, мол, затащит в легкую, если не мешать. Но только у птиц последовательность их публичная и всем заранее известная, поэтому можно проще всего просчитать как именно помешать.

likvi139 написал полгода назад: #

Спасибо за обзор, аж поиграть захотелось!