Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... | |
Голосуем кошельком [14.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
Вавилонов М.
Обзор настольной игры «Остров духов»
Анти-Колонизаторы
Седьмой день мы продвигаемся вглубь острова, мучимые жаждой и недоеданием. Несколько моих товарищей пали, став жертвой то ли ночных хищников, то ли неведомых сил. Причём опасения второго исхода были отнюдь не безосновательны. Вчера мы встретились с группой беженцев, поселение которых разрушила ужасающая буря, сметающая дома порывами ветра, словно пыль, и рушащая стены ударами молнии. На лицах людей был отпечаток страха, некоторые что-то бормотали себе под нос об огромной гром-птице.
Утром я заметил странное движение в лесу, как будто кто-то наблюдает за нами и идёт по пятам. Мой товарищ сказал, что тоже их приметил, а ещё ему показалось, будто они вооружены. Фрэнсис, после того как свалился в ту пещеру, стал совсем плох. Сначала рассказывал об ужасных монстрах, тени которых он видел на стене, а теперь совсем сбрендил. Еле тащится, трясётся как от лихорадки и бормочет что-то на непонятном языке. Верно сказала знахарка в городе у реки, этот остров проклят и ничего хорошего в себе не несёт, ничего мы здесь не получим кроме засух, бурь и смерти.
Мои отношения с кооперативными настольными играми начались достаточно давно; одной из первых, по-настоящему понравившихся мне настолок, был сложный, долгий, непонятный, но чарующе прекрасный «Ужас Аркхэма». Несмотря на то, что владелец коробки был напрочь лишён навыка объяснять правила и вдобавок страдал манией дополнять их своими фантазиями прямо по ходу партии, меня моментально захватила мрачная история и безысходность, перебороть которую возможно, только сплотившись против общего противника. Прошли годы и многочисленные партии, сейчас своей любимой игрой я считаю кооператив «Карточный «Ужас Аркхэма», в то время как от некоторых представителей жанра попросту нос ворочу. Однако сегодняшний гость позиционирует себя не иначе как новое слово в жанре и победителя серьёзнейшей проблемы кооперативов — альфа-игрока, на обзоре сегодня: «Остров духов».
Продукт жизнедеятельности колонизаторов и главная опасность для духов — скверна
Прежде чем вгрызаться в зубодробительные правила (слегка утрирую, но простой игру назвать язык не поворачивается), слегка коснёмся истории: каждый из игроков выступает в роли могущественного духа, на чей дом, первозданный остров, нетронутый скверной цивилизации, покусились захватчики, прибывшие из-за океана. Гости ничего о духах не слышали, с местным населением — даханами — ведут себя по-хамски, а интересуют их лишь ресурсы да просторные территории, на которых они незамедлительно возводят свои поселения и города. Подобное поведение незваных гостей вам и товарищам не просто неприятно, но опасно, грозит полным исчезновением, поэтому для спасения собственного острова и его тайн духи вынуждены выступить против общей угрозы.
Духи, коренные обитатели мистического острова, в роли которых предстоит выступить игрокам
Механически «Остров духов» представляет собой кризисное евро, приправленное несколько видоизменённой механикой старой доброй «Пандемии», которая отвечает за управление захватчиками. Каждый игрок выбирает одного из духов, получая на руку четыре стартовые карты. Духи очень сильно отличаются как стилем игры, так и сложностью в освоении, что указано на обратной стороне их планшетов: одни предпочитают яростную атаку на захватчиков, другие — тактику запугивания, а третьи и вовсе воюют в тесном союзе с местными аборигенами. В начале партии ваш дух слаб и неопытен: большая часть планшета закрыта фишками, энергии (необходимый ресурс для розыгрыша карт) почти нет, да и количество разыгрываемых в ход карт строго ограничено, так что придётся расти, в чём и заключается первая и одноимённая фаза игры. Варианты роста для каждого духа указаны в верхней части планшета, среди которых, в различных комбинациях, вы найдёте покупку новых и возврат сброшенных карт, получение энергии, а также распространение своего влияния. Последнее позволяет переместить с планшета на поле одну из фишек вашего цвета, что, во-первых, усиливает духа, открывая закрытые ячейки, а, во-вторых, распространяет ваше влияние по острову, что имеет определяющее значение при розыгрыше карт, т. к. их дальность считается от выложенной на поле фишки. Затем каждый игрок получает энергию и разыгрывает несколько карт с руки, причём их количество, как уже было сказано, зависит от «прокачанности» планшета. Способности карт достаточно разнообразны; тут вам и различные способы нанесения урона, и уничтожение конкретных соперников, перемещение захватчиков и даханов по полю, помощь другим духам, защита и страх. Последний выступает в качестве своеобразного ресурса, копящегося на отдельном поле. При достижении критичного значения игрокам становится доступна верхняя из карт страха, способности которых нехило так могут попортить кровь захватчикам. Более того, по мере опустошения колоды страха меняются и условия победы, становясь более простыми — вплоть до панического бегства иностранцев с острова.
На острове кипит нешуточное противостояние. В середине партии на троих-четверых игроков на поле оказывается столько фишек, маркеров и прочих минек, что непосвящённым становится страшно!
Важнейшей характеристикой разыгрываемых карт является их скорость. Дело в том, что карты в игре делятся на быстрые и медленные, и если эффект первых наступает сразу после розыгрыша, то вторые работают только после фазы захватчиков. На мой взгляд, это одна из лучших находок в игре: медленные карты играть сложно, зачастую их эффект приносит серьёзную выгоду, однако, учитывая высокую кризисность игры, расправиться с противником необходимо здесь и сейчас, иначе он пустит корни и будет плодить новые угрозы — и в таком случае эффект медленной карты будет недостаточен.
«А давай я жахну вон по тому городу медленным цунами, а ты его ускоришь?» — типичная реплика во время партии
К счастью, захватчики подчиняются своим строгим правилам, и при желании их дальнейшие действия можно просчитать. За управление поселенцами отвечает специальная колода, состоящая из карт с определёнными типами местности. При вскрытии первой карты на указанный ландшафт из окрестных поселений и океана отправляются разведчики, вестники цивилизации. В следующем раунде они построят поселения и города, уничтожить которые будет совсем непросто, а затем начнут разрушать остров, уничтожая местное население и распространяя скверну, которая может привести к поражению духов. Несмотря на то, что механика управления захватчиков не отличается особой оригинальностью и несколько напоминает «Пандемию», ей следует отдать должное — противник ведёт себя достаточно естественно: вот приплыли первые колонизаторы, прошло время, они основали первые поселения, затем для отправки новых экспедиций и постройки новых городов им потребовались ресурсы, а где же их взять, как не у матушки природы и диких, но богатых аборигенов? Затем — всё по новой. Кроме того, несмотря на возможность просчитать действия противника, легче от этого, особенно на первых порах, не становится, наоборот, в первых партиях уже на третий-четвёртый ход наш первозданный остров выглядел перенаселённым иностранным пластиком (союзные силы выполнены из благородного дерева, а вот оккупантам достался урбанистический пластик), а просчёт их дальнейших действий повергал в такое уныние, что никакой Азатот с его безысходностью и рядом не стоял.
Поле захватчиков, на котором отображает текущий уровень страха, а также намерения супостата
В общем виде, так и проходит игра: духи растут, расширяя своё влияние и получая новые способности, затем разыгрываются карты, применяя быстрые способности, после чего действуют захватчики, распространяясь по острову и усиливая свои позиции, а в завершение срабатывают медленные способности. Однако меня поразило огромное количество нюансов этой игры, которые и образуют её комплексность: стихии, позволяющие разыгрывать дополнительные способности, удачные и не очень сочетания духов, количество и дальность разыгрываемых карт, и многое другое.
Обратная сторона модульного поля содержит тайлы для сборки более реалистичного и хардкорного острова
Первое знакомство с игрой ошарашивает: достаточно трудно держать в голове множество элементов, составляющих суть геймплея, не то что грамотно управлять духом; каждый пытается что-то сделать, хоть каким-то образом повлиять на захватчиков и остановить их распространение, но спустя пару раундов безуспешных попыток хоть немного затормозить лавину цивилизации духи пали. Во второй партии мы начали понимать, как работает эта игра, но возникла другая проблема: как эффективно противостоять нарастающей угрозе. Оказалось, что тактика ликвидации последствий отнюдь не самая эффективная, и действовать нужно наперёд, а это ой как не просто. Однако уже к третьей партии (к слову, все партии игрались запойно и одна за другой) мы чувствовали себя уверенными властителями острова, не боялись брать не самых простых в освоении духов, которые способны дать отпор незваным гостям.
Дремлющий змей пробудился — и теперь захватчикам не поздоровится!
К достоинствам игры можно отнести очень высокую реиграбельность и вариативность. Во-первых, это абсолютно разные по стилю игры духи. Мне, например, очень понравился «спящий под островом змей», который первую часть партии практически бесполезен и способен лишь немного помогать другим духам, пожирая при этом их фишки распространения, что отнюдь не облегчает жизнь товарищам. Всё это время «змей» спит, однако после пробуждения никто не способен посоревноваться с ним по силе: пробудившийся получает колоссальное количество энергии и способен разыгрывать до пяти карт с руки, а его распространение по острову во время спячки практически снимает ограничение на дальность розыгрыша способностей. Во-вторых, широкие возможности по настройке игры и её уровня сложности. После того, как игроки освоятся, игра рекомендует использовать карты наций, превращающие обезличенных колонизаторов во вполне конкретных, к примеру, англичан, использующих немного другую тактику покорения острова, причём каждая из держав имеет несколько уровней сложности, добавляющих новые способности и трудности игрокам. Помимо наций в игре есть сценарии и карты «осквернённого острова», также вносящие серьёзные коррективы в игру. Что тут говорить, правилами предусмотрена даже специальная таблица, в которой указаны различные сочетания сценариев и наций, и то, насколько трудной будет предстоящая партия.
Сценарии и противники, вносящие ощутимую вариативность в партию
Что до проблемы альфа-игрока, то она решена достаточно оригинально — высокой сложностью игры: вам попросту не до того, чтобы пытаться играть за двоих. В лучшем случае вы можете попросить товарищей о помощи или договориться, как совместными усилиями разгромить «вон ту деревеньку». Что касается полноценного управления чужим духом, то в нашем случае это было лишь на уровне подсказок от игрока, которому уже довелось за него поиграть.
Первый контакт
В итоге «Остров Духов» для меня стал серьёзным вызовом: кооператив, в котором практически отсутствует случайность и каждый из игроков вносит самостоятельный вклад в победу, а не просто выполняет указания товарища. Очень важный аспект этой игры в том, что каждый должен хотя бы в общих чертах понимать, как работает игра, как будет развиваться противник, иначе любой, даже самый сильный, удар не нанесёт необходимого урона — и все усилия пойдут прахом. «Остров духов» жесток к новичкам, однако готов подарить много затягивающих партий тем, кто готов познать его тайны!
Всем удачных партий и успехов на кубах!
Вавилонов М. (Название кликабельно.)