С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
Настало время поговорить об одной из самых известных и популярных семейных игр — об игре «7 чудес».
Каждый из нас, настольщиков, когда-то давно, в начале своего увлечения, заходил в магазин настольных игр и просил продавца посоветовать что-нибудь не сильно сложное для игры с семьёй или друзьями. И, думаю, почти каждому в качестве одного из вариантов советовали «7 чудес». И скорее всего, почти любой настольщик хотя бы раз, но таки выбирал между тем, чтобы разыграть нужную ему карту, или тем, чтобы сбросить нужную карту для соседа :)
Но обо всём по порядку.
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознёсший до туч,
Всё остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.
Это стихотворение Антипатра из Сидона считают первым упоминанием 7 чудес света. Позже стены Вавилона заменил Александрийский маяк, и в таком виде этот список дошёл до наших дней. И именно эти чудеса света будут строить игроки.
Но нельзя просто так взять и построить чудо в чистом поле! Те, кто играл во всякие экономические стратегии или градостроительные симуляторы, не дадут соврать. Чтобы успешно реализовать столь масштабный проект, нужна соответствующая инфраструктура: производства строительных и ремесленных ресурсов, чтобы было из чего строить, торговые здания, чтобы продавать излишки всего этого соседям и покупать недостающие товары у них же, военные здания, чтобы отбиваться от соседей с колюще-режущими предметами, научные здания для продвижения науки и культуры, ну, и разные общественные здания, без которых не может обойтись ни один город. И именно этим в основном мы и будем заниматься, играя в «7 чудес»…
В начале игры мы формируем 3 колоды эпох. В каждой из них должно быть ровно по 7 карт на игрока. Причём в колодах I и II эпох есть производственные здания, но нет карт гильдий. В колоде III эпохи всё с точностью до наоборот. Причём количество гильдий тоже зависит от числа игроков.
После того, как колоды сформированы, каждый игрок либо по выбору, либо случайным образом получает в пользование планшет чуда света и 3 монеты из банка. Внимательно изучает его и выбирает сторону, на которой он будет играть. На стороне «А» все чудеса почти симметричны — все состоят из 3 этапов, которые при полной отстройке дадут 10 победных очков и бонус, специфичный для данного чуда света. Сторона «В» вносит в игру большее разнообразие — на ней все чудеса света могут состоять из разного числа этапов постройки и давать разное количество победных очков. Но самое главное, этапы теперь в основном дают не ПО, а разнообразные бонусы! Соответственно, и стратегии игры за каждое чудо света будут отличаться: что хорошо для игрока играющего за одно чудо света, будет малополезно для другого и вредно третьему!
После того, как все получили начальные капиталы и свои планшеты и выбрали сторону, на которой будут играть, всем раздаётся по 7 карт первой эпохи и игра начинается.
Начальная раскладка — проще некуда.
В основе игры лежит механика, очень похожая на драфт. Получил n карт, выбрал одну, которую будешь разыгрывать, отложил, остальные карты передал соседу. И так по кругу, пока не надоест не будет сыграно 6 карт из 7 розданных в начале.
Карты все выбирают и передают одновременно, причём взакрытую. После того, как все сделают это, каждый игрок разыгрывает выбранную карту. Вариантов розыгрыша три: сбросить и получить 3 монетки, сыграть лицом вверх или подложить рубашкой вверх под недостроенное чудо.
Если игрок решает сбросить карту, то он, не показывая остальным, кладет её в колоду сброса и получает свои законные 3 монетки. Эта карта никому не будет доступна до конца игры, кроме редкого случая постройки Галикарнаса.
Но нужно помнить, что «7 чудес» — это отчасти стратегическая игра, и работа на перспективу в большинстве случаев выгоднее, чем сиюминутная прибыль в 3 монетки. Бывают, конечно, ситуации, когда деньги прям вот позарез нужны, а взять неоткуда, тогда — да. Но лучше этим всё же не увлекаться.
Но куда чаще бывает второй вариант. Эта конкретная карта не может быть разыграна в твоём поселении, но придётся чересчур кстати твоему соседу, которому нужно передать колоду. Тут уж или рисковать и надеяться, что он не сумеет ей воспользоваться в полной мере, или скрипя зубами, с криком: «Не доставайся же ты никому!» — отправлять её в сброс. Замедляешь и своё развитие, и соседское…
Ну, разве можно оставлять соседу военную карту?
Второй вариант розыгрыша — сыграть карту лицом вверх. Этот вариант выбирают чаще всего.
Чтобы сыграть карту таким образом, прежде всего нужно убедиться, что в нашем поселении нет точно такой же карты — нельзя сотворить здесь два одинаковых здания!
После того, как все убедились, что здание не будет дубликатом, можно приступать к строительству. Смотрим в левый верхний угол, где указана стоимость строительства. В игре нет жетонов непосредственно ресурсов, только их производство, которое даёт планшет и производственные карты. Чтобы иметь возможность построить здание, нужно, чтобы в твоем поселении производилось нужное количество ресурсов. Не хватает? Тогда можно глянуть на производства соседей — если там есть нужные метки, то отдаём по 2 монеты за каждую недостающую метку тому, с кем как бы торгуем.
Почему как бы? Потому что торговля в игре происходит весьма странным образом. Сосед не может отказаться продать тебе запрашиваемые товары. Но при этом может получить по две монетки за одно и то же производство от обоих соседей и сам воспользоваться им! Значит, наш каменный карьер поставляет для внутреннего пользователя 1 камень, даже если нам очень нужно 3 для строительства пирамиды Хуфу (ну, или Хеопса на греческий манер), но готов поставить соседям ещё 2 камня! В общем, логистика античности — вещь загадочная…
Доказав всем, что средства для строительства у нас имеются, можно наконец воздвигнуть сие здание. Для этого кладём его рядом со своим планшетом так, чтобы все видели его эффект, и применяем этот эффект! В зависимости от типа здания (цвета карты) эффекты могут быть самые разные.
Коричневые и серые карты — производство строительных материалов и ремесленных изделий. В следующем раунде эту метку мы сможем использовать наравне с остальными. Важно помнить, что встречаются они только в I и II эпохах.
Жёлтые карты — здания торговли. Единовременно дают монеты или же снижают тарифы на торговлю с соседями. А в III эпохе ещё и победные очки можно подзаработать за карту определённого вида. Кстати, если на жёлтом здании указаны ресурсы, то считается, что эти ресурсы не могут быть проданы соседям. Ресурсы торгового здания не продаются соседям… Логистика античности — вещь загадочная…
Красные карты — военные объекты. Они не приносят каких-то ценных ресурсов или победных очков сами по себе. Но увеличивают силу армии. На каждой такой карте нарисованы от одного до трёх щитов с мечами. Общее количество таких меток и будет силой нашей армии. А меряемся мы ей в конце каждой эпохи и тогда же получаем победные очки за военные действия.
Синие карты — общественные здания. Уплатил стоимость строительства, положил карту рядом с планшетом, в конце игры получил столько ПО, сколько указано на карте. Всё просто — идём дальше :)
Зелёные карты — научные здания. А вот тут как раз нужно хорошо посчитать. На каждой такой карте может быть одна из трёх меток — шестерёнка (а в античности вообще знали, что это такое?), циркуль и линейка (вопрос тот же) и глиняные таблички. Набор одинаковых символов дает n² победных очков, где n — число символов. А набор трёх разных символов даёт 7 очков. Причём каждая метка может участвовать в обоих этих наборах. Кто навскидку посчитает, какой символ лучше взять и увеличить набор одинаковых символов или же составить сет трёх разных меток?
Ну, и наконец фиолетовые карты — карты гильдий. Дают победные очки в зависимости от условий, указанных на картах. Всего их десять штук, но в игре может участвовать не больше девяти за раз. А уж как они по рукам игроков разложатся… В общем, вариантов, как их играть, масса!
И последнее, что следует помнить, ведя строительство: в игре существуют цепочки зданий. Построив одно звено цепи, можно выстроить последующие совершенно бесплатно :) Чтобы легче было ориентироваться, в правом нижнем углу карты указаны здания, которые можно строить бесплатно, построив первое. Ну, и рядом с ценой строительства информация тоже продублирована.
А потом вообще обсерваторию и осадную мастерскую оборудуем. И всё бесплатно!
Третий способ разыграть карту — подложить её под один из этапов чуда света. Это будет символизировать именно то, ради чего мы собственно и собрались — один из этапов постройки чуда света. Ресурсы, указанные на планшете, проверяем, недостающие докупаем. Этап готов и принесёт либо ПО в конце игры, либо некий бонус в момент строительства.
Крупнейший порт с маяком снабжает владельца ресурсами и ПО.
Когда каждый сыграет по шесть карт в эпохе, эта эпоха заканчивается. Все (за редким исключением) сбрасывают оставшуюся на руках седьмую карту.
Но как говаривал почтальон Печкин: «Подождите целоваться! Надо сперва конфликт разобрать!» Все считают количество меток войны на своих картах и сравнивают это количество со своими соседями (с теми, кто сидит слева и справа от нас). У кого меток больше — тот побеждает в конфликте. Победа в конфликте в первой эпохе даёт 1 победное очко, во второй уже 3, а в третьей целых 5! Ну, а проигравший получает одно штрафное очко поражения.
После того, как конфликты разрешены, всем сдаётся новых семь карт следующей эпохи и игра продолжается! В конце же третьей эпохи карт, которых не раздали, не остаётся. Поэтому после разрешения последних конфликтов все приступают к финальному подсчёту очков и чествованию победителя.
А казалось бы, строили какие то 4 из 7 чудес света…
«7 чудес» — одна из первых настолок, в которую мне удалось поиграть. Появившись в самом начале настольной эпохи, эта игра поначалу была заиграна чуть ли не до дыр. И даже сейчас, когда мы перешли в эпоху игр с первых мест рейтинга BGG и игр со временем партии от двух часов, мы нет-нет да и разложим партейку в «7 чудес».
Но эта игра имеет несколько, я бы сказал, странностей. Прежде всего это уже упомянутая торговля. Понятно, что это сделано для баланса, но как быть с логикой?
Второе, что хотелось бы отметить, это подсчёт очков в этой игре. Играя за одно и то же чудо света в нескольких партиях и придерживаясь одной и той же стратегии, каждый раз набираешь разное количество очков. Но это ещё полбеды, а вот главная непонятность во всём этом, так это вопрос: почему в прошлый раз я умудрился набрать 60 очков и проиграл, а сейчас 45 — и этого оказалось достаточно для победы?
Многое в этой игре зависит и от рассадки игроков. Если за столом два опытных игрока играют с новичками и сидят они не рядом друг с другом, то они почти не могут влиять на результаты тех, кто сидит от них через одного и тем более два человека. И это, я считаю, минус. Их положение в итоговой табели о рангах в большинстве случаев будет зависеть от удачи, а не от опыта.
Стратегичность этой игры обратно пропорциональна числу игроков. На семерых это практически полный рандом. А вот на троих и тем более на двоих игра уже хорошая стратегия, где многое можно просчитать и эффективно на это отреагировать.
Только начинаете знакомство с настольными играми? Консультант в магазине не врёт! «7 чудес» — одна из лучших игр, чтобы познакомиться с современными настолками. Для гиков, конечно, она покажется чересчур простой, но ведь и у них есть друзья, которые не знакомы с их увлечением, но в гости захаживают. Вот для таких случаев «7 чудес» и нужно иметь в своей коллекции :)
Ну, а мы, поддавшись ностальгии, сыграли партейку в «7 чудес» вчетвером! И даже записали это на камеру:)
Приятного просмотра!