| Готовится к выходу настольная игра «Послезавтра» | |
| Российская разработка с нарративной кампанией, построением табло и созданием соб... | |
| Идут сборы на Dragon Eclipse: The Grand Quest | |
| Кооперативная кампания в духе Покемона, с дополнительными режимами пвп и рогалик... | |
| Идут сборы на Hands in the Sea | |
| Колодостроительный дуэльный варгейм по Первой Пунической войне. | |
| Идут сборы на Suriya: The Last Horizon | |
| Асимметричный колодостроительный варгейм в далеком будущем. | |
| Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями | |
| Погрузитесь в мрачный мир заброшенной подводной станции, где даже самый рационал... | |

Что вам рассказать про Глен-Мор? Глен-Мор — это в Шотландии! Всё…
Ан нет! Как подсказывает Google, в этой долине расположено знаменитое озеро Лох-Несс, в котором водится знаменитый динозавр… Или не динозавр… А может, и не водится вовсе… В общем, ответ на этот вопрос оставлю на личное усмотрение читателей, а сам расскажу немного об игре.
На самом деле о ней я узнал пару месяцев назад, но рассказы очевидцев были столь красочны и интересны, что я тут же захотел взять коробочку и себе. Заказал игру… И буквально через полторы недели «Лавка игр» анонсировала её локализацию… С одной стороны, обидно — буквально чуть-чуть не дождался локализации, но с другой — я имею возможность поиграть в «Глен-Мор» раньше многих и успеть поделиться своими впечатлениями до того, как это станет мейнстримом :)
Одним из самых важных элементов игры является рондель — большой планшет, на котором будут храниться стопки тайлов, производиться нехитрые операции купли-продажи ресурсов и определяться очерёдность хода игроков.
Дело в том, что в игре нет фиксированной очерёдности хода. Вместо этого на ронделе располагается с десяток тайлов и по 1 человечку каждого игрока. Ещё там может находиться кубик, если играют только двое или трое участников.

В начале партии все человечки выстроены в ряд друг за другом, перед человечками кладётся кубик, если нужно, а дальше доступные для взятия тайлы. Сразу за последним шотланцем остаётся пустая ячейка, чтобы было понятно, чей сейчас ход.
Ходит всегда тот игрок, шотландец которого продвинулся по ронделю меньше всех. И именно этот игрок имеет право взять любой доступный тайл из уже выложенных. Если возьмём тайл, который все почему-то пропустили и останемся позади остальных шотланцев и кубика — мы будем гарантированно делать два, а то и три, и даже больше ходов подряд. Если же мы решим взять один из только что выложенных тайлов и пробежать за раз по ронделю почти целый круг, то мы будем ждать несколько ходов, пока нас, наконец, обгонят соперники.
После того, как игрок выбрал тайл и разыграл его, рондель пополняется. Пополняется он из стопок, лежащих тут же, рядышком, в порядке их букв. Сначала используем стопку «A», потом «B», «C»… А вот в стопке «D» есть один особый тайл, из-за которого игра может закончится до того, как из неё уйдут все тайлики.

Если все решили пропустить какой-нибудь тайл — он сбрасывается. Но перед ходом любого участника на ронделе должна быть всегда только 1 свободная ячейка, поэтому порой на рондель приходится выкладывать не один, а два и даже больше тайлов! Всё зависит от стратегии игроков.
Если в игре используется кубик, то он бросается в момент, когда все шотландцы продвинулись за него, продвигается на то число тайлов, которое на нём выпало, и тот тайл,на котором он остановился, удаляется из игры.
Из двух абзацев предыстории в правилах мы узнаём, что рулить нам предстоит кланом шотландцев, причём не какие-то там 50 лет, а ни много ни мало, от раннего средневековья и вплоть до XIX века. За это время нам предстоит расширить владения нашего клана, построить несколько деревень, парочку замков, освоить близлежащие озёра и произвести знаменитый шотландский виски! Куда же без этого?
И делать мы это будем, выкладывая тайлы! Каждый игрок начинает партию с начальной территорией клана, состоящей из деревни, в которой живёт 1 шотландец, и родового замка. Каждый свой ход нам предстоит расширять, углублять, заселять и прочие -ять свои владения.
Каждый тайл в игре имеет своё название, стоимость покупки, мгновенные эффекты и эффекты при активации.

Тайлы пристраиваются к уже имеющимся. Причём все они делятся на те, по которым протекает река, и те, которые руслом реки обделили. Как нетрудно догадаться, сухопутные тайлы, во избежание наводнения, реку перекрывать не могут. А по закону сохранения массы вода из неоткуда появиться не может, поэтому речные тайлы должны продолжать нашу реку.
Звучит знакомо, не находите? Всё правильно! В соавторах игры указан Клаус Юрген-Вреде — знаменитый автор «Каркассона». Но в отличие от последнего с географией в «Глен-Море» всё не так сложно. По сути, деление на речные и сухопутные тайлы — это единственное ограничение со стороны этой науки.
Но географическое ограничение у нас не единственное. Есть ещё ограничение… назовём его социальным. Тайлы можно выкладывать только там, где неподалёку бродит наш соклановец. Т. е. расширять территорию мы можем в соседней по вертикали, горизонтали или хотя бы диагонали клеточке от одного из наших носителей килта.

К востоку от Donan Castle сейчас строить нельзя!
Когда тайл выкладывается, мы обязаны заплатить его стоимость и сыграть мгновенные эффекты. Мы можем получить нового представителя нашего клана, несколько бочек виски, ценный ресурс и даже карточку территории, которая мало того, что учитывается при подсчёте очков, так ещё и может дать нового представителя нашего клана, несколько бочек виски, ну, в общем, вы поняли…

И наконец, после отыгрыша всех мгновенных эффектов мы переходим к самому интересному — к активации только что выложенного тайла и всех соседних с ним. Да-да! Каждый новый тайл, появляясь на поле, заставляет работать все соседние объекты. И если появление новой деревни рядом с лесопилкой или каменоломней вполне объясняет возобновление добычи ресурсов, то вот почему какая-нибудь овечья ферма, построенная рядом с замком, заставляет наших подданных перемещаться в пространстве, уже не очень понятно…
Эффекты активации тут самые разные — некоторые просто позволяют взять из запаса один или несколько ресурсов. Есть тайлы, которые позволяют несколько ресурсов с первых тайлов преобразовать в победные очки. Винокурни превращают наш солод в виски, а некоторые постройки так и вовсе просто и незатейливо дают победные очки.
Но больше всего на этих тайлах значков, которые позволяют двигать наших шотланцев по нашим землям. Вы же не забыли про социальный принцип размещения тайлов? Не будь возможности перемещать наших соклановцев, мы бы очень быстро столкнулись с тем, что тайл попусту некуда поставить, так как все наши человечки уже застроены со всех сторон.

А ещё на ронделе встречаются тайлы с изображением разных исторических личностей. С их помощью мы можем завоёвать расположение соседей. Как это работает, я ума не приложу, но стоит взять тайлик одного из персонажей к себе в запас, как тут же мы получаем возможность сгонять к соседнему клану, перетереть за жизнь и получить от него в знак уважения что-нибудь полезное в хозяйстве.

В самом начале партии мы всегда начинаем наш путь с зелёного значка долины и едем по дорогам — пунктирным линиям. Причём за проезд по некоторым дорогам приходится платить монеты. Сколько монет мы пересекаем при движении из пункта А в пункт Б — столько надо уплатить в банк… Шотландцы… Изобрели «Платон» ещё в средневековье…
Но проделанный путь того стоит! Ближайшие кланы выдадут нам монетки, виски и прочие полезные ресурсы. А вот те, кто расположен вдалеке от Глен-Мора, знают секреты получения победных очков за деревни, монеты и даже неиспользуемые очки перемещения! Причём расскажут они этот секрет только первому, кто к ним приедет! Как видите, награды стоят того, чтобы потратить несколько монет на дорогу.
Кстати, помните про дороги и монетки? Если поле кланов уже прилично освоено, то началом путешествия можно считать не только начальную область, но и деревни кланов, в которых побывали мы или наши соперники.
Хоть в игре и нет фиксированного порядка хода, и все игроки ходят согласно положению на ронделе, но раунды в игре таки есть! Всего их 4. Концом раунда считается момент, когда после выкладывания очередного тайла на рондель истощается одна из стопок.
В этот момент игра останавливается, и все начинают судорожно считать количество шотландцев, которые не бродят где-то по окрестностям и работают в поте лица, ибо ну кому интересны эти неудачники? Мы считаем только тех, кто расслабляется и пьёт виски в нашем родовом замке.
Не менее судорожно мы производим подсчёт количества бочек виски в запасе, карт территории и тайлов наших персонажей. Причём нам важно знать не абсолютное их количество, а разницу с тем, у кого в этих четырёх зачётах набрано наименьшее количество из всех игроков. За эту разницу мы и получаем очки согласно табличке.

Если с нами приключился конец света, а именно все игроки шагнули на или за тайлик конца игры, мы начинаем финальный подсчёт очков. Проходит он как обычно, но в конце мы к набранным очкам прибавляем по одному очку за каждую монету в нашем запасе и-и-и-и… ТЕРЯЕМ по 3 очка за каждый тайл, на который наша территория больше, чем территория самого компактно проживающего клана! И затем поздравляем победителя!
Отыграно уже партий… в общем, много — и нам по-прежнему хочется продолжать!
За счёт четырёх разных зачётов, в которых выгоднее быть сильно лучшим в чём-то одном, чем в паре-тройке по чуть-чуть, есть стимул всё время пробовать новые стратегии.
Экспериментально установлено, что вполне возможно выиграть и при интенсивном хозяйстве, и при экстенсивном. Можно играть от хитрой застройки и обмена ресурсов на победные очки. Вполне рабочая стратегия стремится сделать свой погреб самым большим и хранить там много-много бочек виски.
Нельзя забывать и о картах территории. Они сами по себе учитываются при подсчёте очков, но ещё более приятно то, что они дают в качестве эффектов. Удачно и вовремя сыграв такую карту, можно вполне себе конкурировать с теми, кто вложился в торговлю или винокурение.
А уж тайлы персонажей и поле кланов — так это и вовсе игра в игре; очков с него можно получить просто вагон и маленькую тележку! А если учесть, что беря персонажа, мы не увеличиваем свою территорию и в перспективе отнимаем у соперников 3 очка…
В общем, стратегий и их сочетаний тут масса! А если ещё играть с кубиком, который будет удалять случайные тайлы, вынуждая игроков не играть по одной выбранной раз и навсегда стратегии, а всё время подстраиваться под новые обстоятельства… Реиграбельность тут высочайшая!
И это мы говорим исключительно про базу, а ведь есть ещё хроники!
Хрониками тут называются дополнительные модули. Т. е. по сути эта немаленькая коробка содержит в себе не только добротную и весьма реиграбельную игру, но и набор из 8 (!!!) дополнений к ней.
Гонки на лодках по рекам на своей территории и на территории соперника, игра с горой, на которую все либо кладут ресурсы, либо забирают. Винные, а точнее височные погреба, которые делают производство виски в разы интереснее. Нейтральный мипл англичанина, которого можно двигать по треку и получать возможность отменять активацию некоторых тайлов.
В общем, добавление любой хроники в игру добавляет процессу новые грани и новые стратегии. Причём, есть хроники совсем простые с минимумом дополнительных правил, а есть и те, в которых ещё нужно подразобраться. Пока что мы сыграли только в самую первую хронику, но и этого хватило, чтобы понять, насколько сильно добавление буквально 3 тайлов и четырёх лодок влияет на всю партию.
Иными словами, мы получаем не одну игру, а сразу 9! Причём авторы не рекомендуют смешивать больше 2–3 хроник за раз, но ведь советы на то и советы, чтобы им не следовать! Поэтому, если будет такое желание, можно собрать нечто монструозное, в котором сам чёрт ногу словит, но это будет весело… По крайней мере я так думаю :)

Перед нами весьма добротное евро. Причём с весьма простой как в объяснении, так и в понимании механикой. А это значит, в неё можно попробовать сыграть как с теми, кто играет в настолки не первый год, так и с теми, кто только начинает знакомиться с нашим хобби.
Если в вашей игровой ячейке любят посоревноваться в наборе победных очков, то у «Глен-Мора» есть отличные шансы завоевать ваш стол на добрые несколько десятков партий.
Ну, а мы уже успели отыграть несколько партий в базу и записали летсплей — приятного просмотра!
Пойдём что ли ещё парочку хроник освоим…