Tanais написала 27 минут назад к игре Fromage: # На мой взгляд, совершенно разные игры. никак одна другую не заменит.
MissKate написала полчаса назад к статье Впечатления от «Руин острова Арнак»: # Мне в Арнаке не нравится только очень долгая раскладка/сбор компоненто...
Guautemock написал полчаса назад к статье Колонизаторы/Catan - классика настольных игр: # Плюсую, Катан конечно древний, как динозавр, и часто неоправданно долг...
fox_is_tells написала полтора часа назад к статье «Эксперимент. Домашние лисы»: краткий обзор и личные впечатления: # Да и вообще, явных прям минусов-то и нет, как будто 🤷‍♀️ так, личные п...
fox_is_tells написала полтора часа назад к статье Колонизаторы/Catan - классика настольных игр: # Классика-то это да... Но мне (лично) вообще не зашла, простите пожалуй...
С миру по нитке [27.03.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa продолжае...
Заканчиваются сборы на Avatar: Journey of Aang
Семейный кооператив на основе популярного мультсериала.
Заканчиваются сборы на DANTE: Inferno
Битвы с боссами в мрачном сеттинге "Божественной комедии" Данте.
Предзаказ на Kinfire: Хроники. Беззвёздная Ночь
Кооперативная кампания с элементами РПГ на карточно-жетоновом движке.
Идут сборы на Companion Quest
Миловидное приключение-головоломка про расстановку и манипуляцию кубиками.

Vavilonov

Долой ми-го, давай чертей!

18 февраля 2025

Информация

добавить
игры Чёрная книга
компании Hobby World
Hobby Games
Дата: 18 февраля 2025
Оценка пользователей
7.4842
-

Блог // Playdice

Долой ми-го, давай чертей!

Обзор настольной игры «Черная книга»

 

 

Первой и одной из главных, по крайней мере, лично для меня новинок 2025 года от Hobby World: стала «Черная книга»: настольное воплощение одноименной видеоигры студии Mortreshka. Игроков ожидает кооперативное приключение. в котором им предстоит продолжить историю знатких, чьи судьбы крепко сплетены с проблемами честных людей и нечисти, населяющих Пермскую губернию.

 

 

Ну что, дед. Готов с чертями биться?

 

Немного об оригинале. В видеоигре игрок в роли знаткой (колдуны пользующиеся как нечистой силой, так и молитвами) Василисы путешествует по Пермской губернии пытаясь отыскать способ воскресить своего возлюбленного, попутно решая проблемы местных жителей,  как «доброго люда», так и нечисти, которая в некоторых случаях оказывается «человечнее» людей. История незримого взаимодействия двух миров дополнительно осложняется нашествием «прогресса», что становится еще одной стороной конфликта. По вайбу напоминает Ведьмака: непростые выборы, влекущие за собой неочевидные последствия, славянская мифология, попытки балансировать между светом и тьмой и «не все так однозначно». Основой геймплея «Черной книги» были карточные сражения в духе «Slay the Spire», по ходу которых из «слов» в течении нескольких раундов необходимо было складывать заклинания, наносящие или блокирующие урон, восполняли здоровье и т.д. В целом игра достаточно годная, кор-механика настольная, ознакомиться рекомендую. Я, в свое время, с удовольствием прошел ее на Свитче.

 

 

 

Казалось бы, перенеси игровой процесс в настольный формат и вперед, но авторы сумели изобрести новый продукт с отдельными заимствованиями и множеством отсылок к оригиналу. Настольная версия продолжает историю первоисточника, беря за основу «нейтральную» концовку, отправляя знатких под руководством от 1 до 4 игроков в новое путешествие. Получаем стартовое имущество, включающее три кубика для прохождения проверок, планшет с личной способностью, карты работ для бесов и предметы/деньги, выбираем сценарий и вперед. Также не забудьте получить карты просьб: небольшие квесты, по ходу которых игроку придется отправиться в определенную локацию и выполнить указанное условие.

 

 

По ходу партии игрокам не раз придется решать проблемы местных жителей

 

 

Примечательной механикой являются перекочевавшие из оригинала личные бесы игрока. В начале раунда чертям необходимо назначить работы, закрыв соответствующие ячейки на планшете, оставшиеся будут приносить дебаф на протяжении всего раунда. Казалось бы, в чем проблема, отправил всех работать, еще и выгоду получил, но нет: по возвращению помимо награды за работу бес приносит грехи: чем выгоднее награда, тем больше грех. Для последних предусмотрен особый счетчик. Если игрок оказывается на последнем делении, то становится проклятым: ему закрывается вход в некоторые локации, а сам факт его существования приближает негативный исход партии, двигает счетчик недовольства. Последний, кстати, интересно реализован: заменяя обычный счетчик раундов, двигается не сам по себе, а за невыполненные просьбы или проклятых персонажей, поэтому продолжительность партии, количество раундов во многом зависят от самих игроков.

 

 

Раскладка перед началом партии

 

Пора разобрать непосредственный ход игрока. Начинается он с перемещения персонажа (0-2 клетки), заканчивается взаимодействием с локацией. Причем для взаимодействия можно выбрать как стандартный эффект, так и активировать карту просьбы или сценарий. Традиционно для жанра основой геймплея является прохождение проверок. В «Черной книге» проверяется один из двух навыков (красный атака и синийзащита), для чего используются бросок кубов и эффекты заговора. Первых у каждого игрока три штуки, причем в зависимости от избранного персонажа могут быть либо 2 синих, либо 2 красных куба, что облегчает/усложняет прохождение соответствующих проверок. Карты заговоров расположены ниже планшета персонажа и либо дают постоянную прибавку к навыку (например, по единице защиты за каждую белую карту в заговоре) либо для своей активации требуют выставления на нее одного из кубов, за что могут изменить его значение или изменить цвет для проверки. Итоговое значение сравнивается с заданным и при равенстве или превышении проверка считается пройденной.

 

 

 

По такой же схеме происходят и сражения. Тут игроку предстоит пройти проверку боя и проверку защиты: сначала игрок наносит противнику раны (по количеству красных успехов), если супостат атаку пережил, то уже знаткий получает урон, который не смог заблокировать. И так 3 раунда. Хотя это может звучать трудно и долго, проверки проходят достаточно быстро, а игрок примерно представляет, какое значение навыка ему добавит заговор, остается лишь кубы посчитать. С другой стороны, карты слов в заговоре можно менять перед каждой проверкой и под конец партии, если удается собрать вариантивный набор слов, и можно подстраиваться под различные ситуации.

 

 

Монстров в игре два типа (на фото те что послабее) и внушительное количество видов

 

 

После трех ходов игроков (утро, день, вечер), наступает фаза ночи, в которой поле действует  согласно планшету истории, причем точный эффект зависит от выбранного сценария. Напомню, что стандартного таймера конца игры нет: маркер недовольства двигается в случае невыполнения карт просьб или наличия проклятых персонажей, а не сам по себе. Так что время на решение проблемы во многом зависит от действий игроков. Вот вкратце основа игрового процесса.

 

 

На презентации впечатления вписывались напрямую в "Черную книгу"

 

 

Важный момент: кооперативная составляющая «Черной книги». Сравнивая с «Древним ужасом» или «УА 3-ей редакции», можно сказать, что кооп тут активнее и лежит на поверхности. Во-первых, это выражается в, казалось бы, такой мелочи как обмен предметами между игроками, который можно активировать в любой момент (кроме перемещения), если персонажи встретились в одной локации. Не нужно для этого тратить драгоценное действие: пересеклись пути, меняйтесь. Во-вторых, совместное прохождение проверок. Если в локации находятся сразу два знатких, то кубики и эффекты заговоров активируют оба, может быть единственной возможностью прохождения сложной проверки, а также в решающем столкновении с боссом. Эти аспекты, хоть и не переворачивают игру и тем более совершают «революцию» в жанре, но вносят точечные изменения в знакомый игровой процесс, оживляя его. Если в соседях по жанру я часто ловил себя на том, что каждый игрок сам по себе бегает по карте, приближая общую цель, то в «Черной книге» крепкая рука товарища в конкретном моменте помогает чаще и весомей.

 

 

При игре в соло или вдвоем игрокам будут помогать помощники с мощными, но одноразовыми эффектами

 

Что касается сюжета и наполнения, то в коробке оказались 6 сценариев, объединенных единой кампанией. При этом игроки могут как сложить их в единую историю, так и проходить в любом порядке. На текущий момент мы одолели половину контента и должен отметить (без спойлеров), что сценарии существенно отличаются друг от друга: если первый это более-менее стандартная песочница, то потом и дополнительных механик насыпают и развилок становится больше. Для прокачки персонажей в режиме истории завезли «лист достижений», отметки в котором могут изменить стартовое имущество игрока. Прокачка очень простенькая и зависит либо от количества пройденных сценариев, либо от «грешности» персонажа по итогу партии. Ну и запечатанный конвертик с «легким» легаси тоже имеется. Из минусов стоит отметить провисание похваленной мной «кооперативности» при игре небольшим составом игроков. В партии с двумя знаткими игроки пересекаются реже, приходится рассредотачиваться по разным концам карты, поэтому плотность помощи и взаимодействия существенно снижается. Поэтому рекомендую играть на 3-4 игрока.

 

 

По итогу мы получили отличный кооператив. Как высказался на презентации Зуйков: «Это «Древний ужас», в который хочется играть!».  Для меня «Черная книга» стала глотком чистого воздуха во многом благодаря сеттингу, из-за КУА у меня выработалась стойкая ассоциация: качественный амери-кооператив равно мифы Ктулху, ну или фентези. Тут же у нас оригинальный и близкий по духу сеттинг, где ежедневно нужно решать не судьбы мира, рискующего быть поглощенным очередным злобным злом, а проблемы крестьян, проигравшихся в карты, или домовых, которые никак не хотят переезжать в новую избу.

 

 

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Vidok написал месяц назад: # скрыть ответы

Как высказался на презентации Зуйков: «Это «Древний ужас», в который хочется играть!».

Дешевый хайп.

a7v написал месяц назад: # скрыть ответы

А почему ему не хочется играть в древний ужас?

Exhumanfact написал месяц назад: #

Потому что там Ктулху сильно жирафов нагибает, а это обидно и невыносимо.

Vavilonov написал месяц назад: # скрыть ответы

Предположу, что для него, как и для меня, ДУ сильно устарел и приелся.

Exhumanfact написал месяц назад: # скрыть ответы

А в чëм выражается "сильно устарел"?
Приелся, это понятно, мне он тоже в своё время приелся.

blackbat51 написал месяц назад: # скрыть ответы

Видимо в Черной книге просто "инновационные механики" по сравнению с ДУ. Мне вот наоборот хочется играть в ДУ, чем вот в это. Дело вкуса.

SaschaANK написал месяц назад: #

Механика боёвки и проверок действительно другая за счёт выставления кубов на карты. А так, конечно, кому в какой "вселенной" больше нравиться.

Vavilonov написал месяц назад: # скрыть ответы

Устарел, первое, в плане подачи истории - рандомные события которые не хотят особо складываться в единую историю. Второе, проверки просто выбрасывание 5-6 на кубике, тоже как будто уже не особо. Чисто мое мнение. Не играл очень давно и сейчас бы скорее всего бы не сел.

Лично для меня ДУ исчез сразу после появления КУА, а тут нашлись какие-то вайбы

Exhumanfact написал месяц назад: # скрыть ответы

Кмк, вы сравниваете рогалик ДУ с сюжетными играми, что странно.
Ну, тут уж действительно про вкус фломастеров)

Vavilonov написал месяц назад: #

ДУ вроде как не рогалик, а песочница с полу-сюжетом.

Играл я в него активно, когда он вышел и тогда позиционировался в том числе как сюжетная штука. Еще не избалованы были книгами сценариев.

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Первое - так и должно быть. Может, Fallout, Внешнее кольцо и т.п. песочницы тоже устарели, ведь там единый сюжет не складывается?

Второе - кубики не могут устареть хотя бы потому, что все придуманные им замены (вытягивание карт, вытягивание жетонов из мешочка) по сути то же кидание кубика с дополнительным фиддлингом и иллюзией контроля над рандомом.

Если же сравнивать с сюжетом КУА, то и Черная книга будет смотреться бледно. Хотя вообще это разные жанры.

Razorvi_KapbITo написал месяц назад: # скрыть ответы

"...Второе - кубики не могут устареть хотя бы потому, что все придуманные им замены (вытягивание карт, вытягивание жетонов из мешочка) по сути то же кидание кубика...".

Кидание кубика это +/- всегда один случайный вариант из заданной совокупности вариантов.

Колода карт или мешок это так же один случайный вариант из заданной совокупности вариантов. Но, тут можно совокупность вариантов модифицировать добавлением/убиранием карт/жетонов, что статистически увеличивает вероятность определённого результата (та же прокачка модификаторов в колоде в Мрачной Гавани, к примеру). А так же совокупность вариантов меняется, если карта/жетон после проверки не сразу возвращается в колоду/мешок.

Обе механики имеют схожесть, но и различий хватает.

Siar написал месяц назад: #

Да, немного большая вероятность определенного результата ценой большего фидлинга. Но в целом суть та же.

Vavilonov написал месяц назад: #

Опять таки, я понимаю в чем суть ДУ и не ругаю его. Просто в существующем формате мне он неинтересен и только мне. Много ценителей скажут, что им ДУ хорош и будут правы. В целом мало прямо плохих игр, есть спорные или те, что не нашли своей аудитории. Я последние пару лет в основном играю только в Куа и еверделл с женой, остальное несколько партий на обзор, хотя ЧК, скорей всего допройду. Буду ли я ее перепроходить? Точно нет, просто есть еще 1001 проект в который стоит сыграть хотя бы партейку.


Здесь и сейчас в сравнении с ДУ мне больше привлекает ЧК, больше Филдинга, сеттинг, мелкие решения о которых я пишу в статье. Но как справедливо отметил товарищ с которым я ЧК прохожу: под пивас ДУ уделает книгу и я с ним полностью согласен.

Ifikl написал месяц назад: #

Разница велика, если не возвращать в мешочек/ не тасовать колоду. Почти кардинальна.

Angvat написал месяц назад: # скрыть ответы

Да нет так-то. Карты/жетоны по сравнению с кубами дают куда больше возможностей для исключения случайностей в плане механик. Самый банальный пример. В Рейнджерах проверки на картах. Один из персонажей может смотреть верхнюю карту, т е со 100% вероятностью знать, какой будет результат следующий проверки. Не иллюзия, а самый прямой контроль рандома.
Да и в том же КУА тоже полно манипуляций с жетонами.

Angvat написал месяц назад: # скрыть ответы

Ну и еще мысль по поводу ДУ. Там не только на кубах рандом, а он вообще повсеместен, в том числе и на всяких карточках, что меня в итоге от него и отвратило, ибо параметр удачи у меня весьма низенький. Тот же рандом на кубах тоже можно контролировать, например дать как в КУА вещи, которые позволяют добиться минимального результата не проходя/завалив проверку, или как у каких Сестренок Битвы из 40к накидать кубов отдельно и потом в критические моменты выбирать понравившиеся результаты. Просто в ДУ такого нет, он по мере выхода допов разрастался так сказать в ширь, а не вглубь.
Так что по моему мнению нынче вполне может быть место для его более осовремененной версии. Справилась с этим ЧК или нет вообще не берусь судить, настольного варианта пока никак не касался.

Exhumanfact написал месяц назад: # скрыть ответы

В ДУ вполне себе рандом контролируется, на кубах в т.ч.
Прокачкой статов, покупкой предметов, заклинаниями.
Да и в целом, атмосфера приближающегося конца света и должна быть хаотичной и неконтролируемой, как иначе-то? :)
Другое дело, что не всем заходит такое буйство рандома, это да.

Angvat написал месяц назад: # скрыть ответы

Нет, не особо контролируется. Почти все улучшения увеличивают шанс, но не дают возможности скажем в критической ситуации гарантировано добить босса в 1 хп. Да и сами по себе падают весьма рандомно, особенно магия. Ситуация когда игрок которому просто не везет на кубы кидает ведро в штук 8, тратит все перебросы и не добивается вообще ничего вполне типична. Сам так делал не раз и не два...
Ну и в принципе в ДУ полно малопредсказуемого рандомв, в принципе становится малореально предсказать скажем что тебе там прилетит в колоде миофов например. Свой шарм в таком есть, но я такое не люблю. Поэтому в итоге ушел в КУА, где при наличии денег/времени (т е накупив нужных допов и сколько-то отыграв в них...) можно контролировать почти любой аспект случайности в игре.

Exhumanfact написал месяц назад: #

У вас прям запредельные требования к америтрешу, всегда должен быть шанс критического провала, иначе будет не интересно, имхо.
Просто ДУ или там УА2 и создавались, чтобы сливать большинство партий, как часть гнетущей безысходности, присущей этим играм. В отличие от КУА, где проигрыш это одна из веток сюжета.
Дело вкуса, конечно:)

Siar написал месяц назад: #

"Сбросить Пушкина с корабля современности!"

Kromm_Kruah написал месяц назад: # скрыть ответы

Из плюсов статьи - данный персонаж перестал себя называть в третьем лице. Проблемы с самооценкой? Замена антидепрессантов?
В остальном все то же что и раньше: скучная унылая муть, да Древний Ужас лучше! Хоть я его и терпеть не могу. Что "видеоигра", что это оставляют послевкусие нейросети - мешанина ерунды с псевдо славянизмами. Какие "вайбы" Ведьмака? Ты его хоть читал, Вавилонов? Или все "вайбы" содержатся в обрывках игрульки-дейтинг симулятора для непритязательного к истории пользователя? Зуйкова уже цитируют, я поражен. Хоббигеймс аж кипятком писает как надо продать это за 5.000 рублей. Не стоит оно того, не стоит.

fox_is_tells написала месяц назад: # скрыть ответы

Какой-то новый вид агрессии, переходящей на личности? 🤔 Я читала Ведьмака, играла в ПК, и с уверенностью могу сказать, что вайб Ведьмака в ЧК четко улавливается 🤗

Vavilonov написал месяц назад: # скрыть ответы

Да нет, это стандартный вид агрессии среди местных. Есть тут такие: не играл, но осуждаю. И знают все и про личную жизнь и разработчиков и автора и издателя.

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Почему ж среди местных, в соцсетях то же самое, только еще хуже... в разы токсичнее...

Vavilonov написал месяц назад: # скрыть ответы

И тоже не трут?

Хотя все логично, нужно же человеку куда-то сливать свой негатив, почему бы и не тут?

Siar написал месяц назад: #

Зависит от паблика. Но по любому тем кто успел увидеть токсины от этого не легче

Boaz написал месяц назад: # скрыть ответы

Простите, а что не так с игрой то?

Vavilonov написал месяц назад: #

Да все так вроде, стандартно: народ играет, получает удовольствие, другие пишут гадости.

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы
Спойлеры?

А насколько игра спойлерна, если не играл в компьютерную но собираешься?

fox_is_tells написала месяц назад: #

Извиняюсь, влезу 😅 В книге правил рассказывают концовку ПК игры, я там не знаю, секретная она в ПК или нет, но будешь играть в ПК, по факту зная исход 😁

Vavilonov написал месяц назад: #

О концовке говорят, это ведь продолжение, но в настолке сюжет свой, пока пересечений особо не видел. Плюс в ПК версии несколько концовок, так что можно пройти на другую

Originall написал месяц назад: #

Концовка компьютерной спойлерится, но не совсем. В компьютерной версии три концовки, в настольной используется одна из них за основу, но и то она изменена слегка, чтобы продолжить сюжет в настолке.
Другой момент, что в настолке многое основано на разных деталях из компьютерной. То есть имеется определенный контент, который более приятно воспринимается, если игрок знаком с первоисточником.
В общем, пройти компьютерную до настолки стоит

Originall написал месяц назад: #

Забыл сказать, что биографии всех четырех главных героев настолки содержат существенные спойлеры к видеоигре. С Александром вообще спойлер - само его наличие среди героев

Yuriy написал месяц назад: # скрыть ответы

Уродливое оформление, особенно персонажи(( С "Древним Ужасом" и в подметки не сгодится(( Лучше в "Белую книгу" поиграть))

Vavilonov написал месяц назад: #

Фломастеры на вкус и цвет. Оформление, особенно, персонажей перекочевало из первоисточника. Мне уродливым не показалось.

Что касается ДУ, то уж извините, по количеству контента (особенно в базе) он сильно отстает, да и смена сеттинга для меня порадовала.

Milok написал месяц назад: #

Нормальная самобытная рисовка. Имеет место быть, как тот же Дмитриевский.

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Астрологи обьявили неделю Чёрной книги) Поголовье Василис удвоилось

fox_is_tells написала месяц назад: # скрыть ответы

Вооот... А были бы купленные - появлялись бы периодически 😁

Vavilonov написал месяц назад: # скрыть ответы

Насчет сделки все верно говорите, но мы за 4 партии пока не доходили до 13 грехов) Зато пару персов получили достижение на 0 грехов

fox_is_tells написала месяц назад: #

Да, мы тоже пару раз получали это достижение 🤗

И я бы не сказала, что вдвоём игра вносит меньше кооперативности, чем втроем-четвером, потому как все равно в основном нахождение в одной локации больше двух игроков не принципиально, и пригодится ну может один раз за всю игру 🤷‍♀️

А двух человек вполне достаточно для выполнения основных задач и проверок ✅ найти одного человека для игры проще, чем сразу трех 🤭