![]() |
С миру по нитке [14.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... | |
![]() |
Geek Media Awards 2025 |
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [09.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Интересные ано... | |
![]() |
С миру по нитке [05.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов... |
![]() |
9.502 |
![]() |
- |
Примерно за год (ну как год? не 2025-ый, а в период с прошлого лета до этого включительно) поиграл в некоторое количество настольных игр в жанре детектив. Специфическом жанре для настолок надо заметить. И вот почему.
Во-первых, игры данной категории трудно сравнивать с другими настолками. Они как бы из другой сферы: совместные головоломки, кроссворды, квесты, эскейп-румы ближе к настольному детективу, чем скажем Войны Ктулху, Семь чудес или даже Тайное Послание… 😊 И к «мафиозным» играм, включая и многочисленные вариации Мафии и игры с мафиозной механикой, начиная с Тайной Цирцеи (😉) и кончая Словами Волка, Письмами Призрака, Призрачными же Чернилами и пр., настольные детективы сложно отнести из-за длительности и относительной сложности… «Не-пати-геймности» позволю себе такое выражение.
Во-вторых, писать о детективных играх дело не благодарное, ибо… ну, да, те самые спойлеры. Некоторые люди даже описание применяемой в игре механике считают спойлером, чего уж говорить про намеки на сюжетную загадку, заложенную как правило в сценарии таких игр. Картинки разложенной игры – упаси боже: спойлер! Но писать «огонь-очень-понравилось» или «намудрили-мы-не-прошли», избегая спойлеров, смысла не вижу. Поэтому хочу предупредить, что спойлеры первого типа будут! Сразу закрывайте данный дневник, если не хотите, например, узнать на какой механике работает «Бюро расследований» или настолько ли страшен «Ужастик» или кто подставил Кролика Роджера… (последнее я написал чисто для проверки, все ли, кто не хочет спойлеров уже закрыли страничку 😊). Но по сюжетам и головоломкам будут только самые общие слова.
Изначально хотел написать только про детективы, которые поиграл в указанный годичный период. Но понял, что буду ссылаться на механики других, пройденных ранее игр, поэтому напишу «буквально пару слов» о большей части «пощупанных» когда-либо детективов. На самом деле эти пару слов превратились в первую, ретроспективную, часть данного дневника. Но сразу скажу, что общее количество «тайтлов» будет небольшим: я не фанат жанра, а скорее люблю атмосферные игры, которые в нем (жанре) зачастую встречаются.
В этой части я расставляю игры последовательно и исключительно по своему личному предпочтению.
Любимая на сегодняшний день игра детективного жанра. Подробно описывать ее механику не вижу смысла, ведь большинство читающих этот текст представляют процесс игры 1981 года «Шерлок Холмс, детектив-консультант». Справочник, карта, общий расклад дела-сценария, решение какой адрес посетить и чтение литературного текста по этому адресу… в конце ответы на вопросы, которые показывают разгадали ли вы основные загадки сюжета за отведенное число посещенных адресов. ТА просто копирует механику с небольшими вариациями. Многие упрекают игру в меньшей логичности по сравнению с Холмсом. Но именно перестроение мышления игроков на мистическую, менее логическую, но интуитивную основу является основной изюминкой игры. Думай как Лавкрафт! Таков посыл игры. Действительно, многие вполне себе писатели пытались думать как Г.-Ф.Л., раз уж его творческие эксперименты на ненадежной литературной основе положили начало целому жанру в литературе. На мой вкус, и создателям настольной игры это во многом удалось. Кто-то может воспринять тексты как лавкрафтовские клише, но наша группа любителей ГФЛ прониклись к ним добрыми чувствами. Ибо они отражали глубокое понимание авторов атмосферы произведений праотца всего неописуемого, более древнего чем звезды, излучающего свет, не встречающийся в земном спектре, сливающегося воедино в колышущуюся массу первобытного неименуемого ужаса...
Атмосфера в ТА чувствуется получше, чем во многих амери-играх по мотивам Г.-Ф.Л. (как, например, в бездушном кубомете «Ктулху: Смерть может померЭть» ;). Некоторые дела ТА, такие как дело с Шогготом, дело с Ведьминым домом, не уходят из памяти, оставив очень яркое впечатление.
Не могу не отметить очень хорошую локализацию от - внезапно - HW. Низкие оценки игры на BGG частично связаны с авторскими ошибками, которые при локализации (!) как раз были исправлены. Более того, HW вроде даже создали дополнительный контент в виде проиллюстрированных карточек ключевых предметов. Такие локализации нужны!
Может я слукавил, и вот эта любимая серия игр в жанре? А может быть просто не уверен стоит ли ее относить к детективным играм. Все элементы детектива в серии присутствуют. Вроде бы. И тайна, которую «вроде бы» надо разгадать (а может и не надо...), и различные головоломки и даже квестовые элементы, распиханные по различным коробкам.. Все в наличии. Да, и открываем на Тесере список «похожие игры» что видим? «Шерлок Холмс, детектив-консультант», «Квест-коллекция», «Exit-квест...». Но в то же время здесь же «Плюшевые сказки», «Особняки безумия». Хм. Ну да, Особняки тоже представляют кооперативную загадку в духе Лавкрафта, очень мне они нравятся во второй редакции, но их уже точно к списку не стоит притягивать. Как и другие хорошие игры с мистико-детективной составляющей, но ориентированные в основном на атмосферу и генерацию случайных чисел/событий. Лично я Агентство «ВРЕМЯ» с ее разношерстными (по механикам и ощущениям) коробками и боями на кубиках, а также ролевым элементом считаю особенной игрой. Есть в ней и бриллианты, начиная с Лечебницы и включая Пророчество о Драконах или Береговое братство …
… и проходные вещи (как дело Марси), и занудно-неудачные (Под Маской)… Ну и, конечно (спойлер), похоронившая всю серию, все надежды поклонников на связный сквозной сюжет и вообще продолжение серии невеликая, но ужасная Мадам.
Хотел бы сыграть еще во-что похожее на T.I.M.E Stories. Недаром все время тикает навязчивая мысль: а не переиграть ли в другой компании, вдруг все подзабылось 😊… более того, знаю человека, который так и сделал и вроде остался доволен.
Когда вышла локализация, Гости попали в мой личный топ года. Был сыгран ни один десяток партий на разной сложности. Но сейчас игра как-то позаброшена. Привожу ее здесь, чтобы расставить все точки над Ё для определения границ жанра. На мой взгляд «детективной» игра ОГ.КумУ не является! И это несмотря на то, что среди механик указана «дедукция». Вот такая, казалось бы, реникса. В моем понимании игры чистокровного детективного жанра основываются на том, что вы должны понять логику автора и логику сюжета, а вовсе не решить математическую головоломку! Да, в детективной игре порой приходится решать головоломки. Но это точно не основное! Гости же используют чисто математический аппарат, аналогичный другим представителям поджанра: Клюэдо, В поисках планеты X, Криптид. Вы должны на основе получаемой и обновляемой информации исключить неподходящие варианты и либо составив математически полную картину, либо, желая опередить соперников, выбрать одно из нескольких не отброшенных предположений. Игры подобного жанра отличаются между собой тем, как именно вы получаете новую информацию. В ОГ.КумУ карты с информацией вам дают соперники, борясь с внутренним желанием не дать ничего и необходимостью делиться знаниями, чтобы самому получать новые. Такая вот интересная социальная дилемма. Считаю ОГ.КумУ хорошим представителем данного типа игр, с интересным взаимодействием, но при этом зависящем от того насколько удачно переданная вам информация будет сочетаться с уже имеющейся (это немного походе на приход удачных и неудачных вопросов под конкретное слово в «Призрачных чернилах»).
О других представителях данной жанровой ниши не буду писать, выбрав самую удачную на свой вкус.
Хотя проходил только базовую игру, включая основную арку и несколько дополнительных дел, игра оставила неплохое впечатление. Сыграл бы еще какую-нибудь коробку этой серии, где бы немного разнообразили механики.
Игра с приложением в телефоне, включающем сканер QR кодов и … еще кое-что*. Принцип таков: сканируем карту места, определив свое местоположение (куда поехали, потратив время), сканируем карту персонажа, определив своего собеседника, далее сканируем карты других персонажей и предметов, тем самым задавая вопросы о людях и уликах, соответственно… Звучит вроде несколько рутинно? В общем то так и есть. Игра дает возможность отсканировать всех и спросить обо всем, что превращает игру в рутину сканирования и чтения формальных реплик, в надежде найти неординарную зацепку. Это если не смотреть на время, которое ограничено. А каждый переезд или заданный вопрос его отнимает. Поэтому – и вот тут как раз игра является, в отличие от Опасных гостей, типичным представителем жанра настольных детективов – мы должны догадаться о логике построения сюжета (т.е. логике автора), чтобы спросить конкретного человека о конкретном персонаже/предмете и получить не банальный ответ, а тот который продвинет сюжет и поможет расследованию. Иными словами, чтобы получить удовольствие и сэкономить время, не надо его тратить на перемалывание (сканирование) всего и вся. Если вы проведете правильное соответствие персоны и вопроса, то добьетесь эффективного результата.
При этом в игре не очень понравилось, что повышенный уровень сложности сценария на деле означает только то, что вы должны задать «неожиданный» вопрос «вроде бы не связанному с этим» персонажу. Это возвращает к рутине сканирования, ведь лучше спросить о ерунде, чем что-то упустить в разговоре.
К плюсам отнесу очки (не ПО и не VP, а очки - оптический прибор для коррекции зрения), прицепляемые к телефону (то самое *кое-что), позволяющие увидеть трехмерное изображение Места Преступления (внезапно) и пособирать улики (карточки с QR-кодами) путем перечисления всего увиденного.
В нашей группе абсолютно все участники рассматривают место преступление через эти очки, хотя – по опыту – даже третий рассматривающий почти ничего нового к пользе дела добавить не может. Плевать на время, зато прикольно!
Играл только в первую коробку данной серии, но могу сказать, что понравилось. Чтобы полностью представить процесс игры достаточно сказать, что это просто эскейп-рум. Но, пожалуй, самый интересный представитель эскейп-румов на столе. Если вдруг нравятся EXIT-квесты, то это вот рекомендую, гораздо лучше. Хотя в карточке игры несколько лет назад велась дискуссия поэтому вопросу 😊.
Играл в Заброшенный дом и Затерянный остров. Первый понравился чуть больше, чем второй. Но не суть. Что тут сказать. Вот тот самый эскейп рум на столе, где вы крутите вертите, складываете и режете картон и бумагу (и даже – мини спойлер – сворачиваете ее трубочкой), чтобы полностью уничтожить игру, но получить удовлетворение как некий экспериментатор в бумажной вселенной.
Особо развитые формы жизни могут делать все эти процедуры мысленно (!), в том числе силой мысли складывать оригами. Такой теоретический подход к игре дает возможность впоследствии перепродать «почти новую» коробку рублей этак за 200 😊.
В этой серии кажется неважным с какой игры начать: мне кажется больше одного-двух раз в любом случае повторять не захочется. Сюжет же в этих играх формально условный.
Играл только в «Смерть археолога» (Sherlock: Tomb of the Archaeologist, 2018). Вообще занятно, когда игру более громоздкого жанра упаковывают в филлер и делают это хорошо (например, гробы 4х стратегий превращается в великолепный Nexus Ops, а детализированные цивилизации в изящный Age of Civilization). В данном случае имеем детектив на небольшой карточной колоде. Вроде все есть – сужение информации типа как в Опасных Гостях, ответы на вопросы в конце… Но повторить данный опыт целенаправленно не захотелось. При случае кто-нибудь бы предложил, наверное, сыграл бы: филлер же…
Да. Поставил очень низко. Но не потому, что игра плохая. А потому, что лично мне «с порога» не зашло. Литературная часть, которая должна была «погрузить» вызвала скорее ощущения «кринжа».
Конан Дойл, был скорее бульварным писателем, а в наши дни его произведения можно отнести к детской или подростковой развлекательной литературе. Представьте себе современный литературный кружок, где идет групповое чтение, скажем «Союза Рыжих», среди четверых взрослых людей 😊. А в данном случае — это ведь даже не Конан Дойль, а стилизация, причем не слишком удачная (как раз в отличие от Тайн Аркхэма). Некая «шаблонизация». Похожие ощущения я испытал - тут больше аналогий Богу Аналогий – при игре «Приключения Робина Гуда» от Михаэля Менцеля, автора любимого мной Андора. Ладонь постоянно прикрывала мое лицо при чтении наивно детских текстов про отважных пареньков в зеленых трико.
Но я сильно отвлекся. Подведу итог по ШХДК: чтобы погрузится в детективные расследования мне нужно подавить испанский стыд или найти компанию любителей викторианской Англии.
Отечественная попытка и в фэнтэзи и в детектив. Пока самые невнятные впечатления, которые, возможно, улучшаться если заставить себя пойти дальше одного сценария… Но стимул найти сложновато, так как ни одна из сторон: механики, сюжет, загадка – не дала сходу повода для этого. Разбор делать не будем, просто обозначим игру в данном списке. Скажу только, что ту самую логику сценария/авторов, о которой я писал в разделе I.3, мне уловить пока не удалось.
На этом заканчиваю с ретроспективной частью. Далее не только про самые свежие впечатления, но и про более новые детективы, ибо все нижеследующие игры изданы в 20х годах.
Здесь уже игры идут не по рейтингу, а просто в удобном для описания и сравнения порядке.
Данная серия представляет из себя занятную смесь ролевой и стандартной сценарной детективной игры. Игроки (для максимального удовольствия лучше играть полным составом в 7 человек! Но формально можно и от 5) получают роль одного из персонажей истории, проникаются особенностями его характера (прочитав индивидуальный буклет) и в ходе обсуждения «дня преступления» отыгрывают своего «перса» и восстанавливают мозаику событий. Играется примерно так: а).Вы прочли завязку, прочли особенности персонажа, представились. б). читаем первые несколько часов дня преступления, как их видел ваш персонаж, и начинаем в ходе недлительного (или длительного – кто как хочет) общения реконструкцию событий начала дня. в). второй раунд (еще несколько часов событий по той же схеме) и г). наконец, финальная часть в тако же стиле. Т.е. информация подается порциями, не перегружает, рассчитано совсем на широкий круг участников (недаром на BGG – сложность 1!). По сути первые два раунда обсуждений – своеобразная разминка и тест ролевого отыгрыша. В последнем же раунде задача установить персонажа, у которого картина последних часов дня (в момент убийства) не складывается так хорошо как у всех. Речь идет не только банально об алиби, но и правдоподобности описываемых персонажем событий, если алиби у него нет.
Первое из указанных дел (A Recipe For Death) меня вообще очень сильно порадовало. Сложились хорошие внешние обстоятельства (приятный день на дачной веранде), участники прониклись своими ролями и хорошо отыгрывали (например, двое участников до конца держали в тайне информацию личного характера, которая не имело отношения к преступлению, так как по логике им незачем было делится ей с другими). Да и сама история оказалась и занятной, и логичной.
С выявлением преступника – тут спойлер – сама игра немного помогла, но оно и к лучшему, не распутанное дело, боюсь, не оставило бы такого приятного впечатления.
Вторая коробочка, где от ресторанных интриг мы переходим к непростой жизни археологов, "Последняя Экспедиция" оказалась заметно послабее. Было разочарование именно с точки зрения логики загадки. Хотя роли участников были уместны и понятны, поэтому процесс игры сложился хорошо, но от результата остался осадочек. И хотя мы и проголосовали за верный вариант на самом деле вывод был не столь очевиден.
Приступал к коробке с опаской. Я уже получил информацию, что там будут сложены в кучу сразу все материалы дела, в котором и надо будет разобраться (а также получил крошечную подсказку, чтобы сразу «не поплыть»). В отличие от Culinario Mortale, в который рекомендую играть максимальным составов, тут лучше выбрать 1-2 сопартийцев, чтобы не создавать хауса в разглядывании и перекладывании этого самого материала (мы играли втроем). После прочтения, обязательной исторической вводной (довольно занятной надо сказать, ибо тут мы, обращаемся к древнему инциденту в истории Китая, которое, по-видимому, не было правильно растолковано современниками и требует переосмысления на основе современных данных) глаза начинают разбегаться, а руки не знают за что взяться. Кажется, что ты в офисе, разгребаешь работу, которую не доделал уволенный сотрудник. Но, минуты грусти проходят, как только начинает виться логическая ниточка следа… След этот петляет, уводит к нескольким вариантам, которые мы критично прорабатываем, и…вуаля… распутываем неподъемное, казалось бы, дело 😊. Удовлетворение весьма ощутимо.
В карточке игры на Тесере есть претензии: «непонятно, что именно вписывать в форму ответа в некоторых вопросах» / «нам так окончательно и не стало понятно, что игра хотела, чтобы мы вбили в главную улику». Так вот … это действительно так. Мы тоже совершили несколько подходов, перед тем как поняли четкий ответ. Но поскольку сама разгадка уже была ясна, то комплексовать на эту тему не стали.
В плюс отмечу некоторые довольно занятные улики, кроме писем и простых бумаг. Это не спойлер, ибо, открыв коробку, вы сразу получите доступ ко всем вложенным материалам, и все их увидите. Смартфоны тоже задействованы по делу.
После партии захотелось поиграть еще во что-нибудь из Detective Stories (в Роковую Антарктику, например). Однако это уже частично удалось... правда не совсем тогда, когда я ожидал… Но об этом уже в следующем блоке…
Были отзывы (в том числе на Тесере) с описанием впечатлений и оценок по каждому конкретному делу. В данном тексте будет несколько иное мнение. Меня лично игра заинтересовала в контексте «улучшенные Тайны Аркхэма!».
Прошел все пять дел. Могу сказать, что надежды на улучшенную версию моей любимой детективной настолки оправдались на… 40% 😊. Причем это точное значение, так как только два дела из пяти выполнены на, действительно, улучшенной механике ТА (которая, как уже упоминал, в свою очередь копирует ее из «Шерлок Холмс, детектив-консультант»). Вот подробности каждого дела (пройдена вся коробка), которые могут для кого-то включать небольшие спойлеры:
Первое и второе дело мысленно объединяю, так как именно благодаря им и получили основное удовольствие (помним про 40%)! Действительно, механика ТА была очень приятно улучшена. Решение с двумя видами действий для сбора зацепок Наблюдение или Допрос – очень логичные и разница между просто зачитыванием текста по адресу и принятием решения о типе действия ощущается «в плюс». Бриллиантом является финальное распутывание дела в форме трех вмешательств по предполагаемым местам преступления. Вместо нудных вопросов с домысленными ответами четкие точечные действия, которые и показывают, насколько вы разобрались в деле. Прекрасно! Итог расследования подводится в баллах: 1-3 бала – «слышал звон, да не знаю где он»; от 4-х – можно считать, что дело раскрыто, по крайней мере преступления пресечены; 7 баллов – полное осознание происходящего.
Первое дело очень хорошо построено: вы вполне можете решить его на 4-ку (что мы и сделали), разобравшись только в вопросах криминального характера. Но вот проникновение в мистическую составляющую требует некоторой смелости в принятии решения об одном из трех действий вмешательств. Мы обсуждали нужный адрес, но в итоге пошли по более «логическому» пути, что и дало нам итоговую 4-ку (возможно, потому что дело было первым и мы еще не прониклись авторским мировоззрением). Сюжетно получилось типичная аркхэмская история, но послабее лучших сценариев ТА.
Второе дело. На мой вкус это лучшее дело в коробке. Построено по тем же, понравившимся мне лекалам, как и первое. Причем дело максимально логичное даже в своей мистической составлявшей. Фишка сценария в том, что и динамика событий и частично результат будут зависеть от самих детективов. Дело было пройдено на 7 баллов из 7, и ожидание от оставшихся брошюр, лежащих в коробке, были самые высокие…
… но, как оказалось… завышенные.
Третье дело. Полностью отказывается от механик, которые я сейчас так воспевал. Перед нами оказывается странный гибрид из Time Stories и Особняков Безумия, причем последние лишены кубиковых боев и, само собой, электронного приложения. которое заменено механикой рисования на вложенном плане «особняка (безумия😊)».
История и процесс (по началу) не лишены занятности и обаяния, хотя не так уж все просто и логично. Самая большая наша (?) ошибка состояла в том, чтобы сесть за этот сценарий сразу после фееричного второго. А может это ошибка авторов, которым бы не помешало указать на брошюре с делом, что оно занимает значительно больше времени чем остальные. Лучше выделить свободный день и играть отдохнувшими, не торопиться и делать чайные паузы, когда войдете в очередное смешении пространственно-временных континуумов. Все потому, что получилось несколько затянуто с количеством этих «перемещений». В итоге, осознав как все здесь работает, перестаешь действовать формально и считать отведенное тебе время. Как не вспомнить злосчастный сценарий Мадам из T.I.M.E Stories: зачем в пятый раз раскладывать карты уровня, если мы собираемся сделать одно действие и двигаться дальше… (Это не спойлер к третьему делу, а аналогия, если что). Как итог, противоречивые чувства: и понравилось и разошлось с ожиданиями, и интересная история и сильно затянутая.
Четвертое дело. Посмотрев отзывы, увидел, что это дело считают лучшим в коробке, необычным. Но… На самом деле это Детективные истории… Да, да, смотрите мой предыдущий отзыв на «Тигр и Дракон». Папка с полным набором материалов дела, в которых мы должны полностью разобраться, перекладывая и читая их практически в любом порядке. Дело просчитываемое (мы его разгадали, хоть и не быстро), логичное, не лишённое и литературной составляющей (скопированной из произведений Г.Ф.Л., в основном Тени над Инстмутом).
Раскрыв загадку, вы, конечно, получите удовольствие от сценария. Но, тут есть «но», о котором вы возможно догадались. Да! Я хотел еще поиграть в серию Детективных историй, но в другой раз, специально для этого настроившись! А зачем мы играем в БР? За улучшенными Тайнами Аркхэма, черт побери!
Дополнительно, как претензию в сравнении с Detective Stories, могу выдвинуть бедность компонент: в основном это письма, допросы, протоколы. Короче, нет ни одной интересной улики, как это было в Тигре и драконе. Неизобретательно, товарисчи!
Пятое дело. Краем глаза увидев, что к брошюре дела прилагается разлинованная на клеточки карта местности, понял, что в сценарии будет очередной эксперимент над детективами… А даже и не детективами… А... мелькает белая птица перед глазами… А… тут я похоже начинаю излагать мысли как в этом … погрузившись в череду мистических образов, я потерял нить обзора, прошел точку невозврата и только оттолкнувшись ногой от неведомого солнца смог подняться на 10 000 ступеней и вернуться …
Возможно в исследованной человеком части вселенной есть разумное существо, способное решить данную загадку, но нашим уделом оказалось чтение странных художественных зарисовок. Ну не только. До основного принципа мы «дотумкали», но вот найти правильную… короче… заканчиваю на этом спойлерить.
Если бы все пять сценариев (а лучше 8 или 10) в данной коробке были бы основаны на механике ТА с указанными очень хорошими улучшениями, то БР мог бы сделаться любимым детективом. Впрочем, игра, представляющая целый набор разношерстных механик в одной коробке, все равно стала интересным событием года, давшим набор местами ярких, а местами противоречивых, впечатлений.
Об этой игре говорят только шёпотом. Ходит слух, что любое слово, сказанное об игре, кроме ее названия, может стать чудовищным спойлером к процессу. Есть мнение, что игра уникальна и ничего подобного вы больше не встретите на рынке настолок. Поэтому коробка продается на вторичном рынке за баснословные 6000+ рублей (а ведь там только один сценарий! Ой, а не было ли это же спойлером?). Что же для самых смелых я произнесу несколько слов, не намекающих на сценарий, но приоткрывающих завесу над таинственной сущностью сутью …
На самом деле… тадаааам… игра представляет собой …. обычный сюжетный квест. НЕ (!) эскейп-рум, перенесенный на стол, как EXIT-серия или Квес-коллекция, а сюжетный мистическо-детективный квест, который вы можете поиграть дома, а не отправившись на локацию в какую-нибудь пост-советскую заброшку. Что можно сказать? Если вы вдруг по квестам ходили мало, особенно на квесты перфоманс, то, опыт может быть интересным. Если были, знаете, то… удивить коробка вас вряд ли сможет. Только тем, что вы все делаете сами и почти без инвентаря. Лично я ожидал, что у игры будет интересная (ну или просто оригинальная) «настольная» механика. И вначале показалось, что «таки да»! Механика есть, мы ее поняли и следовали ее логике. Каково же было разочарование - тут главный спойлер - когда механическая часть оказалась …не имеющей значение, все свелось исключительно к перфомансу. Обидно. Потенциал был. Впрочем, под пивко (винцо) потусить игра сойдет.
Как и первую часть завершаю этот обзорчик отечественным детективом. Коробочка подает себя как некий уникальный опыт игры с электронным помощником, Алисой. Где реплики озвучены профессиональными актерами, не надо ничего читать, а только думать и наслаждаться. В игре предлагается принять участие какому-то невероятному числу игроков, поэтому мы и сели вшестером. Но …не надо так. Стоит ограничится 3-4 участниками. Так как механика тут не оригинальная, а скопирована из Места Преступления. В которое нормально играть вчетвером. Сделаю копи-паст из раздела 4 первой части: «сканируем карту места, определив свое местоположение (куда поехали, потратив время), сканируем карту персонажа, определив своего собеседника, далее сканируем карты других персонажей и предметов, тем самым задавая вопросы о людях и уликах…». Разница только в том, что вместо сканирования QR-кодов вы отдаете команды голосом и не читаете на телефоне текст, полученный в результате сканирования, а слушаете аудио запись, озвученную актером. Звучит интереснее, не правда ли? В итоге … скорее наоборот. Вот представьте: в МП вы «беседуете» с NPC, сканируете ему карточку скажем Джима Джонсона, на экран выводится мнение NPC об этом Джиме, и допустим он ничего о нем не знает. Ну вы и читаете своей честной компании текст: «ничего не знаю о нем». Теперь аналогичная ситуация в БС.ЦД: беседуем с NPC и восклицаем «спросить о Джиме Джонсоне». Что произойдет? (сразу предполагаем, что вас все-таки сидит за столом не пятнадцать, рекомендованных автором к игре человек, и ситуация не сложилась таким образом, что один крикнул «спросить о Джиме Джонсоне», а другой «спросить о Джоне Джеймсоне», иначе будет сложнее…) А вот что произойдет. Запустится запись голоса NPC, неспешно так …с паузой секунд этак … в пять… в шесть…, возможно перс художественно (!) прочистит горло «хм…кхм…» ведь профессиональный актер же (!) и… вы чувствуете к чему я веду? И… скажет: «я ничего о нем не знаю». Ну, собственно картинку нарисовал, судите сами, какой стиль получения информации предпочтительней для вас.
Еще парочка минусов.
Во-первых, игра потеряла один очень занятный атрибут МП, а именно трехмерную картинку места преступления, которую я так хвалил в соответствующем разделе. Не считаю замену ее на профессиональную озвучку, сиииильно растяяяягивающую довольно понятный процесс, равноценной. Да, сэкономили знатно на компонентах, но нам-то, игрокам, дешевле не стало.
Во-вторых, в качестве сценария (пусть и с большими оговорками) взят довольно узнаваемый (по книге и знаменитому фильму) сюжет. (Картинки-спойлера на этот сюжет не будет!!!) Поэтому разгадка не приносит такого удовлетворения, как в более оригинальных детективных историях. А ведь мы прошли на ранг «настоящий детектив», не прибегая к доп. времени, и не потратив даже все отведенное.
В-третьих, нам повезло, что Алиса отработала стабильно во время игры, ибо этим летом в Ленобласти были проблемы со связью, а вот когда, завершив историю, мы хотели исполнить опцию «прослушать всю историю», просто для фана, … связь подвела и пятикратные перезапросы не привели к желаемому воспроизведению.
В общем я бы предпочел сыграть на этой механике в какие-нибудь новые Места Преступления (может в комментариях посоветуют наиболее интересное дополнение в серии?), а не в другой Цифровой детектив. Но, опыт игры был, скажем так, запоминающимся.
На этом все, спасибо прочитавшим. Простите, если засмущал, несвязанными с обозреваемыми играми картинками (все совпадения на них случайны!), накидал спойлерных спойлеров (но ведь предупредил же сразу) или высказал неправильное мнение о той или иной коробке (специфику своего восприятия детективов я, впрочем, указал).