Открылся предзаказ на игру «Речные Драконы» | |
Открылся предзаказ на новое издание красочной и веселой настольной игры Речные Д... | |
С миру по нитке [14.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы BattleC... | |
Готовится к выходу настольная игра «Чёрная книга» | |
Кооперативное приключение в Российской империи конца XIX века со славянской мифо... | |
С миру по нитке [09.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Куча предзаказ... | |
Предзаказ фандопов к Древнему Ужасу | |
Запустил сбор на несколько дополнений к Древнему Ужасу и сейчас о них расскажу. ... |
[Мы побеседовали с Михаилом Акуловым голосом 19 ноября 2015, но обстоятельства сложились таким образом, что перевести аудиозапись в текст я смог только сейчас. Чтобы разбавить текст, решил снабдить его промошотами выпущенных издательством Hobby World в 2015 году игр. Правда, выборочно: оставив за бортом почти все детские и компанейские игры. Приятного чтения!]
Январь
— Давай начнём со взлётов и падений.
— Для начала о наших успехах. Мы произвели более чем миллион игр только для российского рынка. Несмотря на море трудностей, которое сопровождало этот год. Наши тиражи для зарубежных партнёров приблизились к 200 000 игр. Ещё у нас получился год переездов. Мы построили новый офис. Теперь центральный офис — это три этажа плюс мансарда. По сути, четыре этажа. И теперь у нас стало больше места, людям стало просторнее. Ты в новом офисе у нас не был?..
— Пока не был.
— Приедешь в Москву, мы тебя ждём.
— Обязательно.
— Большой светлый офис. Там можно всем комфортно рассесться. Наверно, порядка 600 метров.
Потом мы, опять же в этом году, перевезли склад на новое место. Он тоже стал в полтора раза больше. Также достраивается офис под логистику и розницу.
Так что в этот непростой год мы ещё успели поменять локации.
Очень хорошо себя чувствуют игры по нашим брендам. Рост по октябрь был порядка 98 %. По всему, что мы издаём под брендом Hobby World: это и локализации, и собственные разработки. И это только на территории России.
Хотя год вышел непростым: тут и колебания курсов по нам достаточно сильно ударили, да и этот рост нужно было откуда-то финансировать. А такой рост тяжело финансировать. Но вроде — тьфу-тьфу-тьфу — мы пока справляемся.
К сожалению, нам не удалось получить заказанное нами в прошлом году оборудование. Его производство задержали месяцев на восемь. Но сейчас оно упаковано, и мы ждём, что вот-вот поплывёт к нам. Производителю потребовалось больше времени на его создание.
Мы очень рады большому успеху наших дистрибьюторов, тех, кто распространяет нашу продукцию. И Spyfall, и Viceroy себя очень хорошо чувствуют. Тираж Spyfall превысил 100 000 копий, а Viceroy — 30 000 копий. При этом тиражи для европейского рынка, Бразилии и Японии мы производили в России. И нам очень нравится, как и Mayday, и Cryptozoic подходят к делу.
Также нас радуют наши восточно-европейские партнёры. Вообще, рынок восточной Европы сейчас очень интересный — там сейчас как раз наблюдается рассвет настолок.
Мы начали сотрудничать ещё с одним производителем в Китае.
Сделали и запустили интернет магазин «мерчендайзинга» для Wargaming.net (http://ru.wargaming.net/goods/). Тоже большой успех.
Февраль
— Сувенирка хорошо продаётся?
— В России этот спрос только формируется. Но нам это направление интересно, и мы стараемся в нём участвовать. Даже несмотря на то, что интерес у потребителя пока ниже, чем на Западе. Уже ведём переговоры с Games Workshop и другими компаниями.
Также в этом году мы провели два «Игрокона» — зимой и осенью. И даже зимой фестиваль уже был огромным — где-то 2 000 квадратных метров и 13 000 человек. Сейчас было ещё больше людей, а мы взяли помещение в два раза больше по площади.
«Игрокон» теперь будут проводиться один раз в году — осенью. Мы будем стараться его проводить, несмотря на то, что мы делаем его самостоятельно, затраты огромные — и понятно, что для нас это мероприятие убыточное… Но и дальше будем его развивать, чтобы конвент становился всё больше и больше.
— Так выхлоп-то, может, и есть. Просто его нельзя оценить.
— Да нет, всё просто. Ты участвуешь в выставке — платишь за выставочную площадь определённую сумму; все участвуют, все пропорционально площади платят, и т.д. — тогда в дело вступает маркетинг, и есть выхлоп. Но если ты содержишь это мероприятие, даже если там участвует много других партнёров… Ведь есть авторские игротеки, все технические зоны, контент-мероприятия и много-много других затратных вещей... Мероприятие выходит убыточным, потому что выхлоп не пропорционален занимаемой площади.
— Формат менять не собираетесь?
— А зачем его менять? Формат приближён к эссенскому Spiel. Возможно, в Эссене нет сцены, но зато на различных «Комик-конах» она есть.
— Говорят, в этот раз было специальное место для журналистов.
— Да, это был очень удачный павильон. Мы сделали такую бизнес-зону, где могли присутствовать не только журналисты, но и наши покупатели, блогеры и т.д.
Павильон очень удачный, но, к сожалению, вся его площадь была заполнена, хотя и была в два раза больше, чем зимой. И, к сожалению, в Москве есть большая проблема с выставочными площадями.
Но «Сокольники» нам очень нравятся. Там очень профессиональная команда. Из всех мест, где мы участвовали и сталкивались, будучи и участниками, и организаторами, в «Сокольниках» по-нашему мнению команду сумели настроить именно на сервис. И они готовы предоставлять тебе сервис. Например, в том же ЦДХ нам было крайне тяжело работать. Понятное дело, что при проведении массового мероприятия тебе нужно обеспечить приезд, а ещё лучше — дежурство «Скорой помощи». Так вот сделать это в ЦДХ было практически невозможно. Там чуть ли не потребовали денег за пропуск «Скорой помощи» на территорию, а также понадобилось письменное разрешение на то, чтобы она там дежурила. Также в ЦДХ отключили и больше не включали кондиционирование, потому что включалось оно только из Третьяковской галереи. В «Сокольницах» же персонал действительно заботится — они приходили и говорили: «Ребята, что-то суховато / душновато — давайте включим кондиционирование». Я впервые сталкиваюсь с таким качеством работы — и нам понравилось.
Мы надеемся на продолжение этого сотрудничества, но надо расширять площадь, и не очень понятно, как в имеющихся павильонах это сделать.
Март
— А какая посещаемость была?
— Я так понимаю, более 17 000 человек. Т.е. опять был прирост. И помещение было очень удачным. И кафе, и бургеры. Мне нельзя было есть бургеры, так я приходил и нюхал их. И сцена была удачной: можно было поиграть, а можно было поучаствовать в розыгрышах.
Также был отличный уголок со стимпанком. Мне очень понравилось: я купил себе такие здоровенные мотоциклетные очки — теперь висят на стене.
Мне хочется, чтобы мероприятие с каждым годом было всё более объёмным и объёмным. Нам никак не удаётся затащить туда производителей доспехов. Вроде договариваемся, но каждый раз в последний момент они пропадают. Может быть, не очень организованные товарищи. Или не видят выхлопа от таких мероприятий. Но, например, ребята со стимпанком остались довольны. Но у них и очень зрелищно всё вышло.
Также было много косплееров, что тоже вносит, как мне кажется, отличный элемент шоу.
А ещё мы организовали «Секретный триатлон». А первой игрой были «Черепашьи бега». И люди там пытались продумывать стратегии. Мы им говорили: «Ребята, тут же игра 4+ [лет]». «Нет, мы должны просчитать победные стратегии», — отвечали они.
И мне кажется, получилось очень весело.
— Мне кажется, это была отличная возможность поиграть в игры, в которые ты бы иначе играть не стал.
— Да, никогда б в жизни. (: Но мне вообще-то нравится этот принцип из «Черепашьих бегов».
Апрель
— Как поживает CrowdRepublic? На мой взгляд, был неудачный старт. Затем к проекту присоединился Алексей Imploded Бабайцев — и после этого вроде как всё наладилось.
— Мы делали этот проект в первую очередь для двух вещей. Мы заинтересованы в том, чтобы в России появлялось всё больше гиковских игр. А также нам интересно, чтобы появлялись маленькие издательства. Потому что мы считаем, что новые издательства и новые люди создают дополнительную движуху. И, в отличие от многих наших подросших конкурентов, которые уже не считают себя маленькими издательствами, мы не считаем, что новые люди — это враги. Мы всегда только за, потому что, во-первых, это и нас движет вперёд, а во-вторых, мы за рост пирога.
— Ты всегда это повторяешь. Чем больше пирог, тем больше кусок каждого.
— Поэтому мы хотим, чтобы и другие издательства начали выходить на эту платформу, а мы бы оказывали им услуги по производству, снимали бы с них эту головную боль. При этом, если всё сложится, они и дальше будут работать с нами. Если же не сложится — ну, будут они работать дальше без нас. Я не вижу в этом ничего страшного.
Вторая сторона: мы хотели бы больше гиковских игр. И мы считаем, что наша аудитория уже подрастает, чтобы заказывать себе гиковские игры. Например: «Мы хотим Pathfinder!» Да пожалуйста, давайте соберём денег, и мы сделаем его для вас. Какую-то часть тиража выкупят гики, какую-то часть мы поставим на полки магазинов, так что к игре смогут прикоснуться и другие люди. Вы же [спонсоры] получите этот продукт раньше других и с существенной скидкой, или со спец. плюшками.
Вот эта часть пока и уже работает. Мы, например, сейчас будем выводить RPG. [Уже вывели и отметились громким успехом.] Ситуация с карточной игрой Pathfinder была достаточно интересной. Как и с «Брюгге». Люди хотели эти игры, и они их купили. А вот, например, ситуация с игрой, правами на которую мы владеем уже тысячу лет, — это «Революция» — другая: она спорная, и мы одно время даже не хотели её издавать — и в итоге она и провалилась на CrowdRepublic. А все другие проекты своё собрали.
Май
— Вообще всё сложилось достаточно удачно. Сейчас вроде пять из шести игровых проектов собрали нужную сумму [уже больше].
— Да, так и есть. Но самостоятельно мы не хотим выводить вал продуктов. Для нас этот эксперимент затратный. Мы потратили немало ресурсов для её [платформы] запуска.
— Ну и плюс, сейчас там несколько человек сидят на зарплате.
— Ну да. Но и на разработку движка и прочего было потрачено огромное количество средств.
Второй момент: мы любим читать, и не секрет, что качество книг упало в связи с пиратством. Тиражи начинающих авторов смешные. Как и, соответственно, гонорары. И мы хотели бы, что авторы выводили свои книги самостоятельно. Многие авторы уже прибегали к помощи других платформ, да и собирали средства на своих сайтах. И частные успехи встречаются чаще, чем на площадках. Т.е. нам интересны авторы, целенаправленно собирающие деньги на издание своих книг. И мы хотим, чтобы эта платформа позволила бы… ну, понятное дело, принесла бы нам в будущем много денег… авторам радовать нас своим творчеством и получать за это нормальные деньги.
Мне пока не совсем нравится, как развивается книжное направление. Да, там был яркий успех с «Бессердечной мускулатурой», но всё-таки это, на мой взгляд, не масс-маркет. Мне бы хотелось охватить не только Москву. Мы уже разговаривали с западными издательствами и предлагали достаточно хорошие условия. Но пока в этом направлении не очень получается.
Мы сейчас думаем, как это «переформатировать». К сожалению, я сам не специалист по книжному рынку, и тут мы немножко буксуем. Если с настольными играми всё понятно — как будет развиваться платформа и что она будет делать, — то с книжками пока не очень понятно. Но очень хочется, что запускались книжки, и там была фантастика, и чтобы люди зарабатывали деньги, выпускали электронные книжки и бумажные тиражи... Но пока мы только работаем в данном направлении.
Июнь
— На гиковском краудфандинговом поприще у вас есть такой конкурент, как Crowd Games. Они уже выпустили несколько добротных и заслуживающих внимания игр. Как вы к ним относитесь?
— Да я ко всем конкурентам нормально отношусь. Понятное дело, что если кто-то пытается перехватить у меня лицензию, или, например, если я практически договорился о локализации игры в России, а потом кто-то приходит с «А мы на всё согласны, отдайте нам что угодно и по любой цене, мы хотим зацепиться за этот рынок», это не может нравиться. Нет ничего глупее, чем соревноваться ценой, в итоге покупатели были лишены возможности получить продукт в 1,5 раза дешевле, и соответственно его смогли себе позволить купить ещё меньше людей. Вообще я считаю, что в этом году не время для копринтов. Мы-то для всех своих первых проектов заявляли полностью тираж, без спонсорского участия нашей компании. А вот с «Брюгге» мы уже заявили лишь часть тиража. Ребята вкладываются в копринты, в том числе часть тиража сразу продают другим издательствам... Будут ли у них дальше проекты с партнёрами или им самим придётся вкладывать деньги в копринты?.. У них другая модель бизнеса. Я вкладываюсь в производство в России. Ребята вкладываются только в товар. Мне приходится вкладываться в инфраструктуру, в которую я с удовольствием и не вкладывался бы (всё-таки это другой типа бизнеса). Ребята же говорят: «Ой, у нас уже есть гиковский рынок. Давайте мы им продадим готовый продукт от зарубежного производителя, снимем сливки». Но этот год не для снятия сливок. И я считаю, что часть тиражей у них будет просто лежать.
— Но это время покажет.
— Ну нет. Рано или поздно всё распродаётся. Если ребята готовы работать в долгую, то эта модель неплоха. Но нужно быть готовым к сложным ситуациям. Например, когда задержался выход второго «Старкрафта» — у нас из-за этого зависла дорогая для России лицензия на 100 000 долларов мёртвым грузом. А потом всё было распродано за полгода. Надо быть готовым к игре в долгую. Если у них маржинальность на копринте позволяет играть в долгую — ну, окей. В любом случае я за любой кипиш.
Июль
— Продолжится ли традиция национальных чемпионатов?
— Мы собираемся участвовать в печати EPIC [от создателей Star Realms]. Это будет недешёвый продукт, потому что по требованию правообладателя игру нужно печатать на бумаге со специальной прослойкой. Но они [Роберт Догерти и Дарвин Кастл] собираются замутить мировой чемпионат с призовым фондом 100 000 долларов. И мы очень хотим поддержать его в России.
— 100 000 — это не на уровне чемпионата мира по Hearthstone, конечно, но и не далеко. Особенно, если учесть, что HS — это масс-маркет.
— Да, они собираются в EPIC нормально вложиться. А если ещё и хороший маркетинговый ход сделают, получат достаточно обширную территорию.
В этом мы собираемся участвовать. Плюс, ещё какой-нибудь национальный чемпионат сделаем.
— Мировые чемпионаты по Ticket to Ride, «Колонизаторам» и «Каркассону» проводятся каждый год.
— Слушай, у нас тиражи всё-таки пока не на уровне мировых. Но что-то мы будем делать. Какие-то чемпионаты проведём. В какой форме, пока не знаем. Возможно, что-то приурочим к «Игрокону». Как они делают, например, чемпионат мира по «Каркассону» в Эссене.
Август
— Вы недавно запустили «Берсерк. Герои». Вы же понимаете, что коллекционная карточная игра без турнирной поддержки умирает?..
— У неё стандартная поддержка. Это же классическая ККИ и будет развиваться по классическим методам.
— Вы верите в эту игру?
— Да, иначе бы и не выпускали.
— После запуска полмесяца прошло [уже больше]. Как поживает игра?
— Усё продано. :)
— А что со старым «Берсерком»?
— Он официально закрыт и будет существовать только в формате наборов, как «Буря стихий».
— ЖКИ получается. Будет развиваться наборами с фиксированным составом. И, получается, игра переходит в «кухонный формат».
— Давай будем называть вещи своими именами. Этот продукт достаточно хардкорный. Когда FFG впервые увидела «Берсерк», она сказала: «Это что-то странное: игра с миниатюрами, но без миниатюр».
— Summoner Wars по такой же схеме развивается. И живёт же на Западе.
— Ну, как живёт... Она какое-то время жила, а сейчас доживает свой век.
Мы считаем, что в виде ЖКИ «Берсерк» ещё может существовать, но для ККИ нужен более динамичный продукт.
Сентябрь
— Как поживают другие новинки? Например, продажи «Свинтуса зомби» сопоставимы с продажами классики?
— Хорошо продаётся. Как любой продукт, расширяющий линейку. Не лучше классики, но на достойном уровне. Мне его оформление, кстати, нравится больше, чем у базового «Свинтуса».
— Будет ли дополнение к «Наместнику»? Журавлёв, насколько мне известно, уже работает над ним.
— Да, работает. Посмотрим.
— Насколько я понимаю, в России и первый типаж ещё не распродан.
— Да, в России продажи хуже. В любом случае мы поддержим игру дополнением, если оно выйдет удачным.
Ты знаешь, как ни странно, но и продажи «Находки для шпиона» на Западе выше, чем в России.
— Также все давно ждут «Кеплер».
— «Кеплер» — это наш новый секретный проект. Будет сделан по известной франшизе.
— А будет ли что-нибудь по World of Warships?
— Да, мы ждём, что среди сотрудников компании появится ещё один автор. :) World of Warships — хороший продукт, и мы ждём успеха от игры по нему.
— А где «Ведьмак» Игнация Тшевичека?
— Мы привезём игру на английском языке, но на русском языке выпускать не будем. Как бы сказать, чтобы никого не обидеть: итоговая версия не прошла нашу проверку. Он её переделывал, FFG переделывало, а в итоге получилась всё равно не конфетка.
— Broom Service себя оправдала? (Насколько я понимаю, лицензия на новинку, да ещё и лауреата Spiel des Jahres, не из дешёвых.)
— Там была проблема с браком и перепечатка. И я пока не знаю, во что это вылилось. Там много деревянных компонентов, что сразу же повышает стоимость игры. Но как для дорогого продукта, мы довольны его стартовыми продажами. Сможет ли игра при такой цене попасть на масс-маркет, это вызывает у меня опасения. Я считаю, что для российского потребителя в текущих условиях это дорого.
— Николай Пегасов в интервью про «Бастион» упомянул, что в восторге от новой игры Журавлёва, что вы её выпустите и что она соответствует новому тренду: глубина геймплея при минимальном наборе компонентов.
— Мне понравилась эта игра. Но у нас большая разборка по поводу её названия. Пока что это самое большое кровопролитие, связанное с выбором названия в компании. Выбрали компромисс, поэтому все в итоге остались чуть недовольны. :) Мы готовим игру к изданию, в том числе на Западе. Будем презентовать в Нюрнберге.
— Прототип или готовый продукт? (Нюрнберг-то в конце января вроде будет.)
— Мы её уже рисуем. Пытаемся отправить в печать.
Октябрь
— Опять же Николай Пегасов сказал, что будет очень крутая эксклюзивная версия известной игры по одному из брендов «Диснея».
— Сейчас печатается Love Letter по «Звёздным Войнам». [Игра уже поступила в продажу под именем «Звёздные войны. Тайное вторжение».]
— Т.е. вы купили механику у Alderac Entertainment Group (или напрямую у автора) и...
— У AEG. Но при этом автор игры добавит [ну, уже добавил] для нас эксклюзивную механику, которой ещё не было ни в одной версии Love Letter.
— Раз уж завели речь о сеттинге из одной игры с механикой из другой, как сейчас поживают манчкинские версии Love Letter и Smash Up, «Манчкин в осаде», «Тащи сокровища»?
— Нормально поживают. Наверно, Love Letter хуже всех поживает, что-то показывает средние продажи, что-то средние+.
— Но вы будете и дальше экспериментировать?
— Слушай, весь мир так делает. Почему бы и нет? На самом деле просто новых и очень удачных механик немного. А рынок — тем более западный — всё-таки нацелен на массовую культуру, т.е. на брендированные вещи. Так что этот тренд будет продолжаться, а наиболее удачные его примеры мы будем переносить сюда [в Россию]. Мы, конечно, не будем пытаться издать каждую игру под брендом. Но если нам эта идея покажется удачной... С тем же «Тайным посланием» нам идея очень понравилась. В игре просто гениальная механика. И мне, например, первый сеттинг не нравится. Мне ближе сеттинг какого-нибудь «Тайного наследия». И я с удовольствием поиграю в неё по «Звёздным войнам». Но сеттинг базового «Послания» мне не нравится.
— Проскальзывала информация, что, возможно, будет локализована дуэльная версия игры «Бэнг!».
— Я не могу сейчас этого подтвердить. Но вообще в случае с популярными играми мы стараемся всячески поддерживать бренд. Если игра пройдёт проверку редакции и впишется в наши издательские планы, то она будет издана.
— А планы, как я понимаю, будут верстаться в декабре/январе.
— Они у нас уже свёрстаны наполовину. Сложно попасть в западные издательства, где планы верстаются на три года вперёд. Слава богу, мы пока до такого не дошли и, несмотря на то, что мы уже достаточно крупные, сохраняем мобильность и динамику: если нам хочется что-то выпустить, мы раздвигаем издательские планы и выпускаем этот продукт тогда, когда нам захочется. Издавать понравившуюся мне игру через три года — это внушает в меня ужас. Хотя весь мир так живёт — и ничего.
— В каталоге компании было замечено изображение третьего сезона «Зомбицида»...
— Да, будет. [Уже есть.]
— Несмотря на то, что рубль сейчас слаб?
— Многие вещи производятся очень долго. Соответственно, они заказаны уже давно.
— То есть это по инерции?
— Да, по инерции. И делали, и доставляли очень долго: так, к сожалению, коробки месяц находились в логистике Ludopact — и они нам не могли отдать готовый продукт! Я, например, не очень понимаю, как с собственного склада можно месяц искать и формировать груз.
— Под новостью про Pathfinder кто-то пошутил, мол не дай бог, HW ещё Pathfinder Munchkin выпустит. И буквально через пару дней у вас появился анонс.
— Смотри, «Манчкин» — известный бренд и прекрасно подходит для рекламы Pathfinder. А мы очень хотим продавать в России RPG. Поэтому мы будем это поддерживать. Но комикс по Pathfinder мне, например, не понравился.
Ноябрь
— Перейдём к книжному направлению и комиксам (раз уж зашла о них речь). Вы собираетесь выходить с ними на CrowdRepublic?
— Мы не хотим сами выходить на CrowdRepublic. Мы хотим предоставить сервис авторам, чтобы они смогли заработать с нами денег и дать рынку хороший продукт. Понимаешь, если автор заработает себе достаточный минимум на проживание и издание, ему уже дальше пофиг, кто там и что по интернетам распространяет — он-то себе денег уже заработал. А сейчас, простите, большинство писателей переквалифицировались в сценаристов и пишут ужасные сценарии для телевидения. Они хоть и лучше, чем то, что было у телевизора до этого, но… Я, например, предпочитаю книжки читать, а их всё меньше и меньше.
— Продолжение карточного Pathfinder пока под вопросом?
— Успех был, поэтому, думаю, зимой мы выставим коротенькую кампанию на CR и запустим. Если у нас хорошо пойдёт это направление, то в дальнейшем, возможно, мы многие дополнения будет локализовывать при помощи краудфандинга.
— Действительно, к чему мучиться и гадать, проще спросить напрямую, готов ли потребитель купить дополнение.
— Ну, да. Плюс, есть проблема. Например, когда мы локализовывали дополнения к карточной «Игре престолов», FFG продавала нам их гигантскими пакетами: сразу шесть дополнений, причём гигантскими тиражами...
— Ага, при этом, если я верно помню, вы выпустили вторую сюжетную арку, пропустив первую.
— Нам так рекомендовали в FFG.
— Потому что у них в графике, скорее всего, стояла перепечатка второй арки.
— Возможно.
— Ждут ли нас новые игры родом из Японии?
— Одна точно будет. Про монстров.
— Спасибо за интервью. Будут какие-нибудь пожелания читателям?
— Поздравляю всех с наступающим Новым 2016 годом! Очень хочется пожелать всем коллегам, друзьям, партнёрам новых интересных проектов, перспективных настольных новинок, ещё больше партнёров и единомышленников. Пусть этот год будет насыщен планами, творческими идеями и большими успехами. А также счастья, крепкого здоровья, финансового благополучия и мира во всём мире. :)
Декабрь