![]() |
С миру по нитке [27.05.2022] |
Порция новостей из мира настольных игр. Я пока не оклемался, так что сегодняшний... | |
![]() |
Goboards — запуск сервиса для поиска компании на настолки |
Не знаете, с кем играть в настольные игры? Команда друзей-энтузиастов сделал... | |
![]() |
«Descent: Сказания тьмы» и «Непостижимое» |
Предзаказ на новинки от FFG. | |
![]() |
Новый портал в мир приключений |
Ролевые игры в России на неделе пробуждения вампиров. Как хорошо, что вы заг... | |
![]() |
«Настольные миры», #1 |
Представляем вам пилотный выпуск сборника настольных инди-игр «Настольные миры».... |
Первый закон. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
Люди-то все вымерли по сюжету игры, так что с этим всё нормально!
Второй закон. Робот обязан подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону.
Поэтому роботы могут творить всякую фигню, поскольку люди вымерли,
но продолжают сражаться на арене в местном варианте миксфайта,
поскольку таковы последние полученные приказы.
Третий закон. Робот должен заботиться о собственной безопасности, если это не противоречит первому и второму закону.
Поэтому после выхода на арену
обвешаться энергетическими щитами со всех сторон —
это не трусость, а разумная осторожность!
Речь пойдёт, как вы уже поняли, об игре «Стальная арена: бои роботов по пятницам», автором которой является Юрий Ямщиков. И это эпик вин, ребята! Дальше можно не читать, поскольку там будет обычная последовательность из краткого объяснения правил, впечатлений и прочей ерунды. Главное-то вы уже узнали: автору обзора игра показалась просто отменной! Ну, или будем читать?
После прочтения правил я готовился к первой партии с некоторой настороженностью. Уж больно они мне напомнили «Лабиринт зеркал». Игра как абстракт была очень даже неплоха, но, увы, лично у меня не задержалась на столе надолго.
От «Стальной арены» также на милю несло абстракщиной. Однако, однако, однако… однако перед нами, возможно, первый в истории атмосферный абстракт.
![]() |
![]() |
Мне как фанату первого сезона сериала «Спартак: кровь и песок» надпись «Kill them all» на промке очень даже понравилась. Надо было попросить ещё на коробке написать «There is but one path...», чтобы сложилась полная цитата!
Правила таковы: есть поле из гексов. Каждый гекс — это модуль, который робот может присобачить к себе (вот эта здоровая фигня в центре на фотографии ниже — это центральный модуль, который тоже считается модулем).
Если робот завершает ход в точке, где лежит гекс, и этот гекс не является местностью, то он забирает модуль к себе и со следующего хода модуль активен.
Модули бывают нескольких типов: движения (в том числе местные «Матёрые волки» могут шагать «крабиком» и прыгать аки Сергей Бубка под амфетаминами), поворота, защиты и атаки (много разной атаки!).
Три мушкетёра и одна зелёная Миледи — вот они, наши бойцы не то что не «невидимого», а очень даже издалека заметного фронта.
Каждый ход игрок может сделать «или-или». Или активировать n скоростных модулей + 1 обычный модуль (ну, или просто сразу 1 обычный модуль), или охладить все ранее использованные модули. После использования на модуль кладётся жетон нагрева и он деактивируется до тех пор, пока не будет охлаждён. Кроме стандартного icebucketchallenge, охлаждающего сразу все модули, есть ещё возможность принять ванну при помощи соответствующего тайла местности. Ну и на фестивале киберспорта и косплея Game Planet, где Юрий проводил первый турнир по «Стальной арене», мне досталась промо-карта и тайл с криогенератором, который позволяет охладить 1 любой другой модуль.
Если у робота становится менее 5 тайлов (включая центральный), то он переходит в усиленный режим — переворачивается на сторону с назойливо-тревожной оранжевой лампой, получает круговую защиту, а также бОльшие возможности движения и поворота.
Так и живём: собираем своего лего-бионикла, обвешиваемся модулями, кружим вокруг друг друга, ловим соперника на ошибке ииии… пиу-пиу, бдыщь-бдыщь, вжжжжжжжжжж!!! (Ибо в игре есть такая милая штука, как сдвоенная циркулярная пила «Дружба».)
А вот это вообще смертоубийство. Попал под выстрел — считай, игра окончена. Нееееет, выкрутиться, конечно, можно, но, но, но...
Игра поставляется в большой плоской коробке, внутри которой… ооооочень странный органайзер. Лично мне он был неудобен.
Зато качество самих компонентов заслуживает похвалы — толстые и крупные тайлы, огромные центральные тайлы роботов.
Увы, но питерская и уральская погода за время небольшого путешествия по добыче обзорного экземпляра и возвращения домой сделала своё дело — тайлы роботов загнулись. Поэтому не спешите укорять издателя — дело в приморском и резко (на самом деле — мерзко) континентальном климате. Есть подозрение, что толстенные жетоны роботов, которые используются на поле, могут начать со временем слоиться, но пока всё хорошо.
![]() |
![]() |
Слева органайзер, справа — пострадавшая от погоды Тильда. Радует одно — толщина картона более чем достойная!
Арт. Арт. Арт! Чёрт возьми, роботы хороши. Оружие — иногда забавно, иногда выглядит несколько стереотипно, но оно в тему. Наверное, невозможно, чтобы из-за изображения штуки-дрюки для выпиливания человеков выглядывала улыбка Мона Лизы. Иконографика прямо-таки заслуживает похвалы. В общем, мои реверансы художнику и дизайнеру проекта!
Правила двух последних доставшихся мне игр «ГаГи» сделаны с душой, размахом и без экономии страниц рулбука — поэтому всё крупно, чётко, много иллюстраций.
Сразу скажу, что впечатления от партии к партии могут разниться. Если один из соперников навесит на себя поболе щитов, то всё превращается в мозголомные позиционные шахматы. Собственно, при игре вдвоём игра вообще склонна к большей стратегичности — соперники отчаянно маневрируют, подбирают модули и всё пытаются зайти с наименее защищённой стороны. При этом резко поменять ситуацию может (кому-то это может и не понравиться) не только ошибка, допущенная самим игроком, но и найденный на поле модуль, который остается «непрозрачным» для соперника до того самого хода, когда он, возможно, сработает.
Если играть с тайлами, лежащими открыто, то эта проблема решается, но возникает другая: игроки, склонные к параличу анализа, впадают в гипогликемическую кому, потому что мозг отсасывает из крови все доступные углеводы в отчаянных попытках набрать нужную тактовую частоту.
![]() |
![]() |
Игроки реагируют на вызовы «Стальной арены» по-разному: кто-то кулаками по столу стучит и чай литрами хлещет; кто-то переходит на жидкие батарейки...
Игра втроём и вчетвером превращается в весёлый хаос, когда гурьба роботов мутузит друг дружку. Она не становится глупее, но определённо протекает более интенсивно (если нет паралитика или игрока, для которого победа его кибермена важнее чувства дружеского состязания).
Недостатки? Определённо присутствуют:
Игра в обычном режиме довольно сильно зависима от случайности — от того, какие тайлы выйдут на поле, какие будут подобраны игроком. Местность временами подбешивает. Я слил одну из партий просто потому, что в начале игры напоролся на ловушку (да-да, нефиг было соваться).
Если играть с тайлами, выложенными в открытую, то фактор случайности уменьшается, но не исчезает в принципе (расстановка-то ведь случайна), а вот мозг от избытка информации может и поплавиться.
В игре возможно провисание. Например, как описывалось выше, один из игроков обвешался щитами, а у второго нет возможности их пробить «агрессивной игрой на пятачке». Вот и начинается вальсирующее (если бы!) кружение. Или в одной из партий втроём 2 автобота сматывались от 1 десиптикона (а без вариантов было), а он шёл за ними и подбирал вкусные тройки. В силу специфики вышедших тайлов прекратить эту «ходьбу гуськом» было просто невозможно. Так и шло: первый огребал от второго и отгребал в сторону в отчаянной попытке изменить ситуацию; второй огребал от третьего и отгребал в ту же сторону, что и первый, чтобы подобрать тайл-тройку, третий просто грёб за ними всеми и подбирал тройки, оставшиеся от второго. Когда круг замкнулся — было уже поздно.
![]() |
![]() |
Кто-то пытается оторваться, а кто-то неровно дышит в спину.
Увы, от описанных выше кейсов на уровне механики, кажется, не избавиться. Но, судя по сыгранным партиям, они встречаются не так чтобы часто.
Теперь о главном. Я не могу чётко сформулировать эту мысль, но по моим ощущениям игра действительно довольно абстрактна по механике... и благодаря этой же механике она довольно атмосферна.
Управлять роботами весело. Если в начале вы делаете 2 робких действия (глупо не пользоваться центральным модулем, коль скоро он скоростной и с автоохлаждением), то впоследствии продумываете цепочки действий, начинаете прогнозировать как минимум следующий ход оппонента и свой, целенаправленно планировать, когда замереть и охладиться. Т.е. игра не просто хороша механически, она развивается внутренне — и это оооооочень важная черта. В отличие от «Лабиринта зеркал», пятничный робофайт даже не пытается выглядеть семейной игрой, это игра от гика и для гиков. Это игра про боевых роботов. Это игра, в которой шахматный просчёт сочетается с неожиданным фаном выпускания перфокарт из железного чрева оппонента. В её ходе периодически так и хочется закричать что-нибудь из серии: «Exterminate! Exterminate!», «You’ve been targed for termination», «Kill all humans!» и т.д. Поэтому, предвидя вопрос публики: да, я уверен, что эта игра задержится на моём столе надолго (как задержались в качестве «филлеров» лютой азартности «Экслибриум» того же автора и «Артифициум» Тимофея Шаргородского).
Между тем игра может напомнить математическую головоломку, если смотреть со стороны.
Хотя игра самодостаточна и отлично сбалансирована, она вызывает странное для меня потребительское желание «Дайте мне побольше! Мне всего побольше! Дайте мне того, того, того и этого мне тоже!» (© «Кирпичи»). Причём это именно что пожелания для выпуска дополнения, поскольку сейчас я спокойно могу объяснить правила людям, которые не готовы к медленному раскуриванию сорокостраничного рулбука, а с введением этих «плюшек» правила могут и разрастись как раз до этих размеров.
Апгрейженный царь персов из очень художественного фильма «300» вместо пирсинга весь обвешался модулями. Но ни вертлявость, ни прыгучесть, ни неплохое в общем-то вооружение ему уже не помогли — «пиль, куриль, не успель», как в том анекдоте.
Что в итоге? Отличная игра про бои роботов — умная, стильная, по-своему атмосферная. Я бы сказал, 8 из 10!
Уходящий 2016 год стал лично для меня каким-то прорывом в российском игростроении — не только потому, что разработчики-соотечественники достигли общемирового уровня, но и потому что российские издатели обрели некоторую здоровую амбициозность в издании хардкорных проектов местной выделки.
Мне срочно надо поиграть во что-нибудь отвратительно-примитивное, чтобы не слишком уж очаровываться российским настольным игропромом.
Благодарю GaGa Games и лично Антона Сковородина и Татьяну Храброву за предоставленный обзорный экземпляр! Спасибо автору — Юрию Ямщикову — за игру, автографы, прочую помощь и просто так тоже спасибо! =)
Купить игру можно на официальном сайте издательства.
P.S. Ну и просто немного фото напоследок!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |