| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
| игры |
Кровь и ярость
|
| компании |
Crowd Games
|
| Дата: | 14 марта 2017 |
| Источник: | boardgamersanonymous |
![]() |
| 6.5889 |
![]() |
- |
Как вы знаете, сейчас на сайте www.crowdgames.ru идет сбор предзаказов на игру Blood Rage (на русском языке игра выйдет под названием «Кровь и Ярость»). Игра приедет в Россию уже в июне 2017 г.

Небо вдали пылает огнём. От криков неземных созданий шевелятся волосы на затылке. Настаёт Рагнарёк! От него вскипает кровь, а топор с завидной ритмичностью бьёт по щиту, пока вы ждёте приказа на разграбление. И вот вы бежите в неистовстве мимо шеренг мужчин и женщин, сражаясь во имя славы и только славы.
Если я когда-то и сомневался насчёт того, что настольная игра может заставить меня испытывать трепет от кровожадных орд воинов-разрушителей, то теперь от сомнений не осталось и следа. А всё потому, что «Кровь и ярость» — это отличный пример того, как тематика и механики сочетаются воедино, образуя цельный сплав из прекрасного дизайна, увлекательных решений и захватывающих битв, от которых содрогается стол.

«Кровь и ярость» — одна из очень немногих настольных игр, близких к идеалу, и она служит прекрасной иллюстрацией уникальной способности Эрика Лэнга сочетать тематику и игровой процесс.
«Кровь и ярость» — яркий пример того, что являют собой современные тенденции в развитии настольных игр: делать то, что уже было сделано, но делать это лучше.
Эрик Лэнг переосмыслил и перекроил многое из того, что делало «Хаос в Старом мире» (Chaos in the Old World) хорошей игрой в плотно набитой и привлекательной упаковке. Результатом этого стала игра «Кровь и ярость» производства компании Cool Mini or Not, выпущенная в конце 2015 – начале 2016 (в зависимости от партии, поступившей в ближайший к вам магазин настольных игр).
В самом общем виде эта игра — комбинация из фигурок на карте и драфта карт. Вроде бы знакомые механики. Знакомым образом внедрённые в игру…

Однако в чём «Кровь и ярость» делает шаг в сторону от уже знакомого и работает совершенно по-новому, так это в связывании воедино всей тематики и создании ровно того ощущения, которое должна создавать игра под таким названием.
Игра длится 3 эпохи, в каждой из них 6 фаз. В начале игры на поле, состоящее из 11 провинций, выкладываются жетоны Рагнарёка, количество которых зависит от числа игроков: при игре вчетвером в начале уничтожается одна провинция, при игре втроём — две, и так далее. В конце каждой из 3 игровых эпох уничтожается ещё одна провинция, и в итоге больше половины игрового поля оказывается разрушено.
Звучит не очень, да? Но не так быстро. Рагнарёк жесток, и он может смести добрую порцию ваших фигурок с поля, но игра делает нечто потрясающее: она вознаграждает вас за эту потерю!
Одно из моих самых нелюбимых мест в настольных играх — это долгие ходы, перечёркиваемые в один момент броском кубика или переворотом жетона. Вот почему я чаще всего ненавижу игры со взятками и почему игры с контролем территорий меня раздражают. Вы тратите кучу времени, развиваясь и отстраиваясь, пока кто-нибудь не надерёт вам задницу, отбросив вас в каменный век и отняв час времени. Так неинтересно.
В «Крови и ярости» такого не происходит (чаще всего). Погибая в этой игре, вы частенько получаете вознаграждение. После поражения в битве вам разрешается забрать обратно свои ценные карты. Вы получаете очки за Рагнарёк. А если вы достаточно смекалисты, чтобы разыгрывать нужные карты или ввести улучшения от Локи, то будете получать очки просто за гибель своих фигурок.

Это великолепная механика, благодаря которой практически ни один раунд не проходит без получения наград.
После подготовки к игре участники проводят драфт карт, сданных им из колоды соответствующей эпохи. Каждому сдаётся по 8 карт, и в ходе драфта он оставляет себе 6. Эта часть игры уже сама по себе захватывает, потому что вы снова и снова видите, как вам приходят мощные карты, но себе каждый раз оставляете только одну из них, памятуя о том, что остальные могут достаться соперникам.
Карты могут различаться по силе, но большинство из них представляют определённый интерес, и уж точно все они полезны. Вы можете встать на сторону хитреца Локи и одурачить своих соперников, которые будут приносить вам очки, уничтожая ваши войска. Вы можете привлекать на свою сторону мифических чудовищ и валькирий. Можете улучшать войска, дабы превратиться в неудержимую машину смерти. Наконец, вы можете выполнять волю богов, желающих, чтобы вы доминировали в провинциях оставшегося мира.
Сам выбор действий в игре проходит быстро. Каждый игрок начинает с 6 ярости, причём ярость играет роль очков действия. При достижении 0 ярости вы не можете ничего делать, даже бесплатные действия. Поэтому за яростью нужно внимательно следить и быть уверенным в том, что получили всё, что хотели.

Во время этой фазы вы будете перемещать фигурки, призывать на свою сторону чудовищ, пользоваться картами улучшений и, самое важное, заниматься разграблением деревень.
Самое интересное в «Крови и ярости» — это то, что в игре никогда не случается прямой стычки между игроками. Нельзя просто ткнуть пальцем в соперника и сказать: «Я тебя атакую!». Это та самая составляющая, благодаря которой игры, похожие на эту, живут вечно.
Вместо всего этого вы грабите. Разграбление проводится в любой провинции, которая ещё не была успешно разграблена. Вы отличите их по жетонам с наградой, лежащим лицом вверх. Что действительно заставляет игру работать, так это то, что, когда вы занимаетесь разграблением, другие соперники тоже могут присоединиться к веселью.
Если в разграбляемой провинции есть фигурки других игроков, они автоматически участвуют в битве. Но если в провинции есть свободные клетки, то другие игроки из соседних провинций могут их занять. Поэтому в процессе игры приходится следить за различными параметрами и характеристиками, попутно пытаясь вспомнить, боевые карты какой силы участвовали в драфте.

Когда началось разграбление, каждый участвующий в нём игрок выбирает по одной карте с руки (необязательно боевой) и выкладывает её лицом вниз. Затем все игроки одновременно переворачивают выбранные карты, и сила этих карт добавляется к силе их фигурок. Победитель получает славу, но только тот игрок, который пытался разграбить провинцию, может рассчитывать на получение награды. Если в битве побеждает не тот игрок, который начал разграбление, провинция на время остаётся в целости, но впоследствии снова может быть разграблена.
И всё это происходит быстро, весело и ни на йоту не разочаровывает, в отличие от других игр с контролем территорий, когда 2 часа созидания можно разрушить за 5 минут, если соперник вас переманеврировал.
В отличие от большинства евроигр, «Кровь и ярость» — нечто большее, нежели просто крепкая механика. В действительности игра настолько красива и эффектна, что я проигнорировал её в тот момент, когда она впервые выстрелила на «Кикстартере». Слишком уж много игр скрывают за высокой ценой производства и великолепными миниатюрами сомнительный процесс. Увы, я не прочитал вовремя достаточно отзывов и не ознакомился с послужным списком Эрика Лэнга, чтобы сразу понять, чем эта игра является в действительности.
К счастью, много других людей сделали это, и игра легко набрала необходимую сумму. Мой приятель Дэниэл вложился в неё, и к тому времени, как проходил Gen Con, я немного поиграл в неё, а затем мне всё же удалось просочиться в ряд последних бэкеров в надежде получить игру в сентябре (в России вы получите игру в июне — прим. переводчика).

И что ни говори, она потрясающа! Десятки миниатюр, начиная с разных фигурок для каждого клана и заканчивая великолепными массивными чудовищами и валькириями, которых вы будете призывать в битву, — каждый кусочек игры выглядит фантастически!
Качество миниатюр на высоте, как обычно у Cool Mini or Not. Отлично детализированные лица, впечатляющий масштаб самых больших чудовищ и прекрасная вместимость их на игровом поле, даже при сосредоточении максимально возможного числа фигурок в провинции. Карты небольшого размера (думаю, как в Ticket to Ride или как у FFG), но они и должны быть такими, чтобы умещаться на планшетах игроков и общих границах поля.

Единственный прокол, который приходит на ум, — это планшеты игроков. Они слишком тонкие, их легко согнуть и затереть об стол. Это было ожидаемо, но при наличии ламинатора я бы посоветовал защитить их, как и карты.
Что делает «Кровь и ярость» действительно уникальной игрой, так это полуторачасовой опыт совместного просиживания за столом с 1–3 другими игроками и постоянного объявления друг другу войны. Другие игры на контроль территорий или даже варгеймы с миниатюрами, в которых вам приходится атаковать своих соседей, могут быть безжалостны к проигравшим в битвах, но «Кровь и ярость» вознаграждает вас вне зависимости от того, что вы делаете: выигрываете ли битвы или проигрываете, полностью сторонитесь их или пытаетесь быть сильнейшим игроком в каждой битве.

Вы можете одержать победу, делая упор на любой из вышеперечисленных стратегий, и пережитый вами опыт вы не переживёте ни в какой другой игре подобного жанра.
Впрочем, из всего того, что я нарассказывал, понятно, что эта игра не относится к какому-то одному жанру. Больше всего она похожа на евроигру, в которой вы управляете ресурсами и положением дел на поле, разумно тратите очки и строите движок, который бы работал с учётом полученных вами карт. Но также это и америтреш, в котором вам надо атаковать друг друга. Каждая пропущенная атака — это упущенная возможность нарастить своё влияние, получить славу и улучшить характеристики клана.
Не совсем. Я обожаю «Кровь и ярость». Она с лёгкостью вошла в мой личный топ-3 игр в 2015 году, и только в самом конце года её сместили несколько очень сильных игр с хорошей привязкой сюжета к механике (а ещё ранее, в течение года, это сделала одна из моих любимых евроигр всех времён — «Путешествия Марко Поло»).
Но несмотря на такую любовь, у «Крови и ярости» есть несколько минусов. Начнём с самой очевидной части, касающейся воли случая, — драфта карт. В каждом из 3 раундов вы получаете драфтом на руку 6 карт, которые во многом определят ваши дальнейшие возможности. От этих карт зависит ваша способность к атаке, улучшениям, а также то, к каким фигуркам вы получите доступ. И более того, от них зависит то, как вы будете атаковать (причём не важно, хотите вы одержать победу или проиграть в этих битвах) и как должны будут обходиться с вами соперники.

Поэтому когда к карте Локи, пришедшей в первом раунде, так до конца игры и не пришла ни одна другая карта Локи, а соперники тянут их в драфте одну за одной, это, естественно, разочаровывает. Конечно, есть способы эффективно потратить доставшиеся карты (примерно как в «7 чудесах», когда игрок слева или справа от вас решает уйти в науку).
Карты сбалансированы таким образом, что практически всегда ими можно усилить свою стратегию, но если кому-то везёт и он вытягивает определённые карты, необходимые для стратегии выигрыша на Локи, или если он вытягивает наиболее мощные улучшения и тем самым снижает цену и увеличивает силу атаки с помощью Тора, то противостоять силам такого игрока, подобным вихрю, практически нереально.
Есть, однако, несколько способов смягчить это: не атакуйте Локи, занимайте важные ячейки, выстраивайте собственную стратегию. Есть и будут игры, в которых просто ничего нельзя сделать с зашедшими сопернику картами.
Что можно противопоставить этому? Игра коротка. Было бы особенно обидно, если бы 3–4-часовое евро на контроль территорий зависело от драфта карт, так сильно влияющих на стратегию и результат. В 60–90-минутной партии в «Кровь и ярость» эта несправедливость хорошо смягчается. И даже если вы не можете ничего поделать с чьими-то хорошо зашедшими картами или если вас бьют ими в самый неподходящий момент (и вам даже удаётся вывести одну из этих карт из игры), всё равно игра доставит вам удовольствие.
«Кровь и ярость» — великолепная игра на все времена, которая на долгие годы задержится в моей коллекции. Она быстра, безжалостна и в то же время увлекательна для всех, даже тех, кому обычно не нравятся игры с конфронтацией.
Благодаря лучшим компонентам среди настольных игр 2015 года и сочетанию великолепного оформления и тематики это первый настоящий хит без участия зомби для Cool Mini or Not (и не только из-за миниатюр), а лично для меня — лучшее творение Эрика Лэнга на сегодняшний день (что уже говорит о многом).
10,0
Покупать!
Если вы ещё не играли в эту игру, найдите и сыграйте. Если уже играли, то купите себе, потому что её определённо стоит иметь в коллекции, чтобы иметь возможность играть время от времени. Эта стоящая покупка, и она достойна того, чтобы находиться в коллекции любого настольщика, будь то еврогеймер или америтрешер.

Энтони
Энтони живёт и играет в настольные игры в Питтсбурге. Он любит комплексные стратегические игры, варгеймы для двух игроков и игры с контролем территорий.