Нужно честно сказать, что для основного большинства граждан дюна это прежде всего сегавская дюна 2 битва за аракис. Фильм Линча объективно убог и отвратителен.
Сама по себе вселенная Дюны уже ни кому не нужна, мас культура уже все что могла из нее взяла, поэтому все фильмы будут проваливаться, так как есть куда более интересные идеи. В том числе и настольные.
Да именно не книга - книга это нишевый продукт, а вот компьютерная игра на популярнейшей консоли того времени, сделали дюне мощнейшую рекламу, да и популярностью игра была обязана не "вселенной и сетингу", а прорывным и революционным геймплейным возможностям, и да там можно было давить юнитов танками и устраивать зерг раш!!!
Ну а дальше были уже C&C, Ваха и много всего. Повторюсь, сама история и царские интриги были ни кому не интересны. Помню будучи ребенком посмотрел фильм, ничего не понял, увидел кучу уродов каких то, карлсона без мотора. Самое удивительное, что недавно пересмотрел фильм линча заново, ну думал может просто в силу незрелости, сей фильм просто был непонятен, ан нет, мнение о фильме наоборот еще больше ухудшилось. Сама вселенная как я и сказал утратила свою актуальность и не интересна, идеи были развиты в других франшизах
Книга была далеко не нишевым продуктом для любителей фантастики, мне казалось что среди игроков в настольные игры не мало людей в возрасте 40+ успевших застать Дюну первоочерёдно именно в виде книги. Люди помоложе возможно выросли уже не в читающей среде, но мне сложно об этом судить. В последствии тот же 40К, и не только, перенял многие идеи. Интересно, будет ли Гиперион, как книга более подходящая к этому поколению по году написания, тоже восприниматься как мёртвая франшиза. Мир ускоряется, возможно и вправду мы вошли во времена, когда выдаюшиеся книги не переживают и одного поколения.
Пожалуй бессмертно только то, что по-настоящему гениально и актуально во все времена, например властелин колец ))))
Что касается спейсфантастики, то тут будет сложность, так как человечество каждый год узнает что то новое, а автор уже в произведение заложил свое виденье, когда оно уже устарело на стадии черновика. Зрителю/читателю сложно будет воспринимать информацию, постоянно боротся с тем что он знает что такого не бывает. Ну а когда речь идет о эльфах и гномах, то разум почему то так не напрягается.
Дюна точно такая же НФ, как и Ваха 40к и Звездные войны. Т.е. от НФ там только космос. Это фентезя в космосе, даже автор сам признавался в этом. По этому франшиза вполне себе может процветать при должном усилии, ибо люди любят фентезю и хорроры в космосе, о чем свидетельствует бешенная популярность той же вселенной Вахи, ЗВ и Чужого.
ЗВ - мы в настоящее время наблюдаем агонию франшизы и ее падение после тех выс...в, которые были. Ну а ваха очень много взяла из дюны, собственно дюне респект, я ж об этом и написал, что она была в то время актуально, из нее все что могли забрали и развили, именно поэтому она сейчас не актуальна.
Но ДЮНА не процветает, сколько было попыток? Много, поэтому плебс говорит что это нам не интересно!!!
Суть в том, что хардкорные настолки это нишевое хобби, а в нишевом хобби полно гиков, угорающих по той или иной вселенной. Настолка словила небывалый хайп и весит в хотнес БГГ уже не одну неделю, как итог запредельная оценка в 8,5 и в рейтинге тематических игр она уже на 31 месте.
а я при всей своей привязанности к книге, и старой настольной игре, никак не могу понять суеты вокруг этой новинки. Ничем не притягивает интерес, хотя конечно же постараюсь сыграть в неё, чтобы получить более непосредственное представление...
С тем же успехом можно задаваться вопросом о значении лауреатов Оскара для массовой культуры, круг любителей кинематографа конечно несравненно больше, чем круг любителей фантастики, но равнозначность в этих кругах схожа. Успех и популярность Гипериона приходятся как раз на размытую во времени границу, за которой фантастика превратилась в ширпотреб, и качество стало сложно замечать под бешенным наплывом количества произведений. Но саму книгу выбрал произвольно, как популярную на рубеже 80ых-90ых фантастическую книгу.
Да не так уж и грешновато обойти стороной роман 1965 года который сейчас смотрится замшелым анахронизмом. Единственное что его вытягивает это хорошо и с любовью прописанный мир и преданность престарелых фанатов.
В принципе можно обойти стороной вообще все что выходит за рамки "хавчик-тусняк-моргенштерн-пивасик". Практика показывает что и с таким набором, так сказать, культурного наполнения можно вполне сносно болтаться аки кусок экскремента в проруби современного социума и не тонуть. Большому кораблю, как говорится.
Едва прочитав коммент, сразу вспомнил эту цитату и пошел искать видос, а тут меня Лондо давно опередил, оказывается... Энивей: https://youtu.be/KTITw8X2368
Этот ваш Колумб просто дурак, не знал что приплыл в Америку. А этот Эдисон? Бездарь, который нахер со своими лампами не нужен. Читал Пушкина так и не понял почему Онегина за мокруху менты не приняли. Короче посредственность и неактуальность.
Еще раз говорю, я критикую вселенную с той позиции, что сегодня она уже не актуальна, в прочем как уже не актуальны все произведения 18-19 веков из школьной программы. Вся эта тягомотина и белеберда. Кому надо, тот пускай читает, А у плебса сейчас есть ДОМ 2 / ой забыл, его уже нет.
Да, в безумстве мне не откажешь :-D
Так и не понял, причем тут Колумб и Эдисон с лампами? Ну не годится автор Дюны на первооткрывателя, все таки это немного разные вещи.
Вы слишком смело выдаёте своё личное мнение за объективную истину. Во-первых, вы путаете популярность с актуальностью. Классические произведения 18-19 века актуальны до сих пор, потому что в них затрагиваются спорные, диалектичные вопросы, касающиеся морали, нравственности, психологических дилемм, поиска смысла жизни, человеческих пороках и добродетелях. Все эти вопросы до сих пор являются актуальными, так как они не нашли ещё однозначного решения, поэтому и произведения о них тоже являются актуальными, вне зависимости от времени и места описанных событий. Если вы этого не понимаете, то вы просто недостаточно психологически зрелый человек. Не хочу переходить на личности, но по-другому я не могу себе объяснить подобного отношения к классической литературе. Во-вторых, хотелось бы тогда уже детально узнать, почему Дюна потеряла свою актуальность? Как минимум там демонстрируется опасность искусственного интеллекта, альтернативный вариант развития технологий без использования вычислительной техники, и вариант развития мыслительных способностей человека. Это если рассматривать НФ часть произведения. Из общих вопросов: о силе человеческой воли, о значении идеологии в процессах управления массами людей, о силе этой самой идеологии, и т.д. Что тут не актуально?
Отвечу по простому: 1. Смысл жизни человека по моему мнению сугубо, это удовольствие, гедонизм если хотите, все остальное социальные надстройки. А человек это обычное животное, млекопитающее если хотите и разум это его проклятие, который мешает ему жить, вот он и придумывает себе всякие там философские споры и дилеммы, причем зачастую этим занимаются сытые не работающие люди, а те кто занят, не занимаются словоблудием, их разум занят. 2. Что касается актуальности: да, на то время может быть это и было актуально, однако после терминаторов, киборгов и кучи других произведений современного мира, идея опасности ИИ в дюне смотрится устаревшей и блеклой - поэтому это уже не актуально. Ну а про силу воли - этого добра демонстрируется много везде. Развитие без электроники - ну этого добра навалом - дизель панк так вообще целиком и полностью про это.
Поймите, я же не говорю что дюна плоха, я говорю что она уже не актуальна.
В моем представлении, "неактуально" - это сейчас читать "Самоучитель по Windows 3.11".
Ваше сравнение, мне кажется, очень странное. Так можно вывести, что К.Дойл и А.Кристи уже не актуальны - про убийства уже сколько детективов написали, А.Пушкин тоже устарел - ни царской России не осталось, да и про любовь с природой сотни стихов издали.
Суть в том, что если у И.Ефремова и Стругацких звездолеты летают на перфокартах, это не значит, что их произведения неактуальны и устарели. Они вовсе не о методах хранения информации, а о людях.
к слову, вчера на этом переломном моменте беседы бросил взгляд на подписку Ефремова, стоящую на полке рядом с Библиотекой приключений, блистая тиснёной позолотой, и подумал "как может это устареть?" :)
Комментарии о неактуальности чего-то там в прошлом уже давно неактуальны. А уж пассажи про "разум, который проклятие человека" уже были неактуальны во времена написания неактуальной Дюны.
Вся эта ветка про неактуальную неактуальность является неактуальным неактуализмом неактуалоидной эпохи.
Будь неактуальнее неактуального! - вот наш неактуальный девиз. Вступайте в неактуальные ряды деактуальных неактуалистов! Мы покажим этим трижды неактуальным гедонистам, что их млекопитающие замашки стали неактуальны ещё до появления оных!
Реально бред сумасшедшего. Ну да, была стратегия, но в нее все стали рубится уже после просмотра шедеврального фильма Линча. Как ни как видио салоны были везде и по 1 руб., так что с фильмом большинство ознакомилось до выхода игры, а компы были у небольшой прослойки людей.
Далее собирал я давеча людей на на настолку Дюна (которая старая, а не эта), так вот из 6 человек, 4 были в возрасте около 20 - 25 лет и о РТС Дюна вообще и слыхом не слыхивали (РТС на данный момент в полной опе по популярности как жанр...), а вот книгу читали и фильм с сериалом смотрели и именно из-за книги вписались играть.
Услышьте меня, пусть я для вас буду сумасшедшим, но вы критически подумайте и оцените произведение. Да вышел фильм как много фильмов выходило, после этого начали выходить игры по фильмам, но как правило это был шлак, а вот Дюна 2 оказалась не такой из за своего геймплея и разнесла всем тем знание о себе, кто не был ознакомлен с книгой, а это намного больше людей чем почитывающих пыльные бумажки. К тому же я бы тоже сел бы и поиграл бы, но не из за книги, а из за игры.
Отдельно по фильму Линча - в чем шедевр? Актерская игра у большинства героев отвратительная, глазам смотреть больно, и кстати только у Маклахлена карьера пошла в гору, остальные сгинули. Грим и костюмы откровенная халтура, я уж не говорю про компьютерную графику, хотя тогда были возможности да и при таком бюджете.
Фильм был стильный с крутой с точки зрения артов картинкой, плюс там была куча запоминающихся героев и каноничных сцен. Один мерзкий барон или его безумный племянник чего стоили, уж не говоря о мелкой сестре Пола.
Фильм не идёт ни в какое сравнение по значимости с игрой. Фильм был одним из многих, а игра -- настоящий прорыв, который породил целое больше и значимое направление в видеоиграх (real-time strategy). Саму книгу не читал, поэтому судить о ней не могу, кино ну так, а вот игра -- да, это самая важная игра моего детства. До сих пор интересно в неё играть, было бы круто, чтобы сделали по ней настолку.
Фильм был снят на волне популярности серии книг аж в 1984 году. Дюна II появилась же вроде в 1993 году. Это аж 9 лет прошло. Причем я играл еще в 1 часть Дюны под ДОС, которая была на порядок глубже 2 части и разнообразнее, так как в себе сочетала и приключенческую часть и стратегическую, но к сожалению казуалы правили и в древние 90 годы, так что раскрутилась именно 2 часть, которая РТС. Саму Дюну 2 я уже в 96 проходил, а к тому времени уже вышел Варкрафт 2 и Ред Алерт, которые просто уничтожали старушку прародительницу жанра, так что к сожалению восторгов и воспоминаний от нее не испытываю. Теперь же про Дюну 2 вспоминают только олдфаги, а с книгой и фильмом знакомится молодежь. Причем новая видиоигра по Дюне будет не РТС, а модный выживач.
фильм мне в середине 80ых показался очень даже не плохим, правда запомнился скорее тем, что соседи капнули в органы по поводу просмотра видеофильмов и пришлось на вызове в КГБ отчитываться, почему же тлетворное влияние запада показалось столь интересным, правда разочарование было, что подборка просмотренного оказалась фантастической и монументально-исторической, а не постельно-акробатической. Пожурили, посоветовали пересмотреть "Через тернии к звёздам", отпустили :)
Фильм Линча был откровенно неудачным, но если одному из немногих ныне живущих гениев не удалось сделать из "Дюны" хорошее кино, это больше говорит об исходном материале, нежели о гении. Есть большие сомнения, что у Вильнёва, который уже загадил продолжение одного культового фильма, получится снять свою версию хотя бы так же плохо, как получилось у Линча.
Но это всё лирика, вкусовщина и разговоры в пользу нищих духом. По настолке-то есть что сказать? Кто-нибудь успел пощупать и получить собственные впечатления?
Десатура, штурмовики, офицерский состав. Хз, какие там карты еще есть с сардаукарами. А на этой карте обычные пехотинцы. Кавалерии вроде не было. Но были прирученные львы с Салусы Секндус. Правда уже у сына в книгах.
1. В фильме Ходоровски должны были звучать не только Пинк Флойд. Гениальный мегаломан планировал каждой планете дать свое звуковое "лицо", привязав к ней определенного исполнителя и его специфический музыкальный стиль и манеру.
2. Насчет самой известной фразы я бы поспорил. Гугл по запросу "I must not fear, fear is the mind-killer" выдает 35 млн. результатов, а на запрос "the spice must flow" - 15 млн.
И еще вопрос: а откуда инфа, что Ф. Дик пытался избить Ридли Скотта? Просто я читал прямо противоположное, что Дик, который был мягко говоря не самым эмоционально теплым и открытым человеком, неожиданно легко шел на контакт, в том числе - по вопросам изменений сценария. Это не претензия, просто интересно разобраться.
Не знаю, я встречал статьи с противоположным мнением, что во время закрытого показа бегущий по лезвию ему очень понравился.
А про избить вспоминается только случай с сыном Херба Джаффе. Даже вот цитату нашёл после прочтения Диком сценария: «мне побить тебя в аэропорту или в квартире?»
> Оружие во Вселенной «Дюны» – холодное. Кинетическое и лучевое неэффективны, потому как каждый оснащён энергетическим полем
> лучевое неэффективны, потому как каждый оснащён энергетическим полем
Я бы сказал, что лучевое таки очень даже эффективно - ажно небольшой ядерный взрыв от эффекта Хольцмана. Просто не всем нравится взрываться самим, не говоря про такие бабахи на корабле в космосе.
В остальном годная статья. Как фанат вселенной прочитал запоем.
з.ы. Перевод, имхо, самый лаконично красивый, лингвистически разобранный - от Павла Вязникова. Вот ссылка на его заметки к переводу: https://thedune.ru/stati/mneniya-o-dyune/ego-zvali-paul-zametki-perevodchika/
Соглашусь, для меня и моего поколения Дюна это в первую очередь древняя стратегия на первых домашних ПК в 90е, где червь сжирал все что долго не на камушке стоит. Книгу первую прочел, вроде и не плохо, но по сравнению с современными писателями кажется устаревшей, на вторую перед прочтением на книгосайтах нашел много плохих отзывов, но все равно начал читать, и действительно, быстро бросил, уже совсем муть пошла.
Ну, spice must flow в книге было, просто в фильме поставлено в другую форму.
When they permitted you to mount your father’s throne, it was only on the assurance that you’d keep the spice flowing.
Т.е. в фильме взята сцена как её представители гильдии говорили императору, а тот передавал дальше.
Про спящего я плохо помню, как было в фильме (смотрел его лет 15 назад), хотя сразу что-то знакомое вспоминается, когда прочитал эту фразу в статье. В книге тоже есть, но как-то вскользь.
“But not the training,” he said. “Not the things that… awakened … the sleeper.”
“Sleeper?”
“It’s here.” He put a hand to his head and then to his breast. “In me. It goes on and on and on and or. and—”
“Paul!”
Я так понимаю, Пол говорит про Квисатц Хадераха спящего внутри него - в диалоге, что на Дюне сам воздух пропитан ядом по имени Пряность.
Но в чистом виде фраз, в книге конечно, нет, но в других формах они обе есть. Однако, Линч их усилил, сделал заклинанием.
Нужно честно сказать, что для основного большинства граждан дюна это прежде всего сегавская дюна 2 битва за аракис. Фильм Линча объективно убог и отвратителен.
Сама по себе вселенная Дюны уже ни кому не нужна, мас культура уже все что могла из нее взяла, поэтому все фильмы будут проваливаться, так как есть куда более интересные идеи. В том числе и настольные.
Аминь.
немного удивился, что всё же не книга, особенно в бывшей самой читающей стране :)
Да именно не книга - книга это нишевый продукт, а вот компьютерная игра на популярнейшей консоли того времени, сделали дюне мощнейшую рекламу, да и популярностью игра была обязана не "вселенной и сетингу", а прорывным и революционным геймплейным возможностям, и да там можно было давить юнитов танками и устраивать зерг раш!!!
Ну а дальше были уже C&C, Ваха и много всего.
Повторюсь, сама история и царские интриги были ни кому не интересны. Помню будучи ребенком посмотрел фильм, ничего не понял, увидел кучу уродов каких то, карлсона без мотора. Самое удивительное, что недавно пересмотрел фильм линча заново, ну думал может просто в силу незрелости, сей фильм просто был непонятен, ан нет, мнение о фильме наоборот еще больше ухудшилось. Сама вселенная как я и сказал утратила свою актуальность и не интересна, идеи были развиты в других франшизах
Вы сейчас о каком периоде времени? На дворе 2021 и выросло поколение что только читало об этой игре
Боюсь, что выросло поколение, которое даже об этой игре не читало )))
Книга была далеко не нишевым продуктом для любителей фантастики, мне казалось что среди игроков в настольные игры не мало людей в возрасте 40+ успевших застать Дюну первоочерёдно именно в виде книги. Люди помоложе возможно выросли уже не в читающей среде, но мне сложно об этом судить. В последствии тот же 40К, и не только, перенял многие идеи. Интересно, будет ли Гиперион, как книга более подходящая к этому поколению по году написания, тоже восприниматься как мёртвая франшиза. Мир ускоряется, возможно и вправду мы вошли во времена, когда выдаюшиеся книги не переживают и одного поколения.
Пожалуй бессмертно только то, что по-настоящему гениально и актуально во все времена, например властелин колец ))))
Что касается спейсфантастики, то тут будет сложность, так как человечество каждый год узнает что то новое, а автор уже в произведение заложил свое виденье, когда оно уже устарело на стадии черновика. Зрителю/читателю сложно будет воспринимать информацию, постоянно боротся с тем что он знает что такого не бывает. Ну а когда речь идет о эльфах и гномах, то разум почему то так не напрягается.
Дюна точно такая же НФ, как и Ваха 40к и Звездные войны. Т.е. от НФ там только космос. Это фентезя в космосе, даже автор сам признавался в этом. По этому франшиза вполне себе может процветать при должном усилии, ибо люди любят фентезю и хорроры в космосе, о чем свидетельствует бешенная популярность той же вселенной Вахи, ЗВ и Чужого.
ЗВ - мы в настоящее время наблюдаем агонию франшизы и ее падение после тех выс...в, которые были. Ну а ваха очень много взяла из дюны, собственно дюне респект, я ж об этом и написал, что она была в то время актуально, из нее все что могли забрали и развили, именно поэтому она сейчас не актуальна.
Но ДЮНА не процветает, сколько было попыток? Много, поэтому плебс говорит что это нам не интересно!!!
Суть в том, что хардкорные настолки это нишевое хобби, а в нишевом хобби полно гиков, угорающих по той или иной вселенной. Настолка словила небывалый хайп и весит в хотнес БГГ уже не одну неделю, как итог запредельная оценка в 8,5 и в рейтинге тематических игр она уже на 31 месте.
а я при всей своей привязанности к книге, и старой настольной игре, никак не могу понять суеты вокруг этой новинки. Ничем не притягивает интерес, хотя конечно же постараюсь сыграть в неё, чтобы получить более непосредственное представление...
У нас ребята из Питера и Сочи отыграли в ТТС несколько партий и сразу побежали заказывать игру, пишут, что она отличная именно по гемплею.
ЗВ сейчас возрождается за счет сериалов. С переменным, но успехом. Это никак не агония)
Я бы читанул, где это Херберт такое сказал...
А что дал Гиперион массовой культуре? Кажется, что нишевое произведение, которое нужно читать строго в определённом возрасте
С тем же успехом можно задаваться вопросом о значении лауреатов Оскара для массовой культуры, круг любителей кинематографа конечно несравненно больше, чем круг любителей фантастики, но равнозначность в этих кругах схожа. Успех и популярность Гипериона приходятся как раз на размытую во времени границу, за которой фантастика превратилась в ширпотреб, и качество стало сложно замечать под бешенным наплывом количества произведений. Но саму книгу выбрал произвольно, как популярную на рубеже 80ых-90ых фантастическую книгу.
Гиперион нишевое произведение как раз в силу того, что оно несколько сложнее, чем массовая жвачка.
С тем же успехом можно задаваться вопросами на тему что дал массовой культуре какой нибудь Селлинджер или Хэм.
Рука лицо - оценивать книгу по легкости, с которой ее в состоянии пережевывать ширнармассы.
Да как бы это как махровая беллетристика, мимо которой можно смело идти.
А вот мимо Дюны уже грешновато
Да не так уж и грешновато обойти стороной роман 1965 года который сейчас смотрится замшелым анахронизмом. Единственное что его вытягивает это хорошо и с любовью прописанный мир и преданность престарелых фанатов.
В принципе можно обойти стороной вообще все что выходит за рамки "хавчик-тусняк-моргенштерн-пивасик". Практика показывает что и с таким набором, так сказать, культурного наполнения можно вполне сносно болтаться аки кусок экскремента в проруби современного социума и не тонуть. Большому кораблю, как говорится.
Это один из самых безумно идиостких комментариев, который я когда либо читал. Каждый в этой ветке - отупел..
Что подгорело? Ну так вы конкретизируйте данный сеттинг актуален в наше настоящее время?
Едва прочитав коммент, сразу вспомнил эту цитату и пошел искать видос, а тут меня Лондо давно опередил, оказывается...
Энивей: https://youtu.be/KTITw8X2368
Этот ваш Колумб просто дурак, не знал что приплыл в Америку. А этот Эдисон? Бездарь, который нахер со своими лампами не нужен. Читал Пушкина так и не понял почему Онегина за мокруху менты не приняли. Короче посредственность и неактуальность.
Еще раз говорю, я критикую вселенную с той позиции, что сегодня она уже не актуальна, в прочем как уже не актуальны все произведения 18-19 веков из школьной программы. Вся эта тягомотина и белеберда. Кому надо, тот пускай читает, А у плебса сейчас есть ДОМ 2 / ой забыл, его уже нет.
Да, в безумстве мне не откажешь :-D
Так и не понял, причем тут Колумб и Эдисон с лампами? Ну не годится автор Дюны на первооткрывателя, все таки это немного разные вещи.
Вы слишком смело выдаёте своё личное мнение за объективную истину. Во-первых, вы путаете популярность с актуальностью. Классические произведения 18-19 века актуальны до сих пор, потому что в них затрагиваются спорные, диалектичные вопросы, касающиеся морали, нравственности, психологических дилемм, поиска смысла жизни, человеческих пороках и добродетелях. Все эти вопросы до сих пор являются актуальными, так как они не нашли ещё однозначного решения, поэтому и произведения о них тоже являются актуальными, вне зависимости от времени и места описанных событий. Если вы этого не понимаете, то вы просто недостаточно психологически зрелый человек. Не хочу переходить на личности, но по-другому я не могу себе объяснить подобного отношения к классической литературе.
Во-вторых, хотелось бы тогда уже детально узнать, почему Дюна потеряла свою актуальность? Как минимум там демонстрируется опасность искусственного интеллекта, альтернативный вариант развития технологий без использования вычислительной техники, и вариант развития мыслительных способностей человека. Это если рассматривать НФ часть произведения. Из общих вопросов: о силе человеческой воли, о значении идеологии в процессах управления массами людей, о силе этой самой идеологии, и т.д.
Что тут не актуально?
сдержал порыв ответить в схожем ключе, спасибо
Отвечу по простому:
1. Смысл жизни человека по моему мнению сугубо, это удовольствие, гедонизм если хотите, все остальное социальные надстройки. А человек это обычное животное, млекопитающее если хотите и разум это его проклятие, который мешает ему жить, вот он и придумывает себе всякие там философские споры и дилеммы, причем зачастую этим занимаются сытые не работающие люди, а те кто занят, не занимаются словоблудием, их разум занят.
2. Что касается актуальности: да, на то время может быть это и было актуально, однако после терминаторов, киборгов и кучи других произведений современного мира, идея опасности ИИ в дюне смотрится устаревшей и блеклой - поэтому это уже не актуально. Ну а про силу воли - этого добра демонстрируется много везде. Развитие без электроники - ну этого добра навалом - дизель панк так вообще целиком и полностью про это.
Поймите, я же не говорю что дюна плоха, я говорю что она уже не актуальна.
В моем представлении, "неактуально" - это сейчас читать "Самоучитель по Windows 3.11".
Ваше сравнение, мне кажется, очень странное. Так можно вывести, что К.Дойл и А.Кристи уже не актуальны - про убийства уже сколько детективов написали, А.Пушкин тоже устарел - ни царской России не осталось, да и про любовь с природой сотни стихов издали.
Суть в том, что если у И.Ефремова и Стругацких звездолеты летают на перфокартах, это не значит, что их произведения неактуальны и устарели. Они вовсе не о методах хранения информации, а о людях.
к слову, вчера на этом переломном моменте беседы бросил взгляд на подписку Ефремова, стоящую на полке рядом с Библиотекой приключений, блистая тиснёной позолотой, и подумал "как может это устареть?" :)
Комментарии о неактуальности чего-то там в прошлом уже давно неактуальны.
А уж пассажи про "разум, который проклятие человека" уже были неактуальны во времена написания неактуальной Дюны.
Вся эта ветка про неактуальную неактуальность является неактуальным неактуализмом неактуалоидной эпохи.
Будь неактуальнее неактуального! - вот наш неактуальный девиз. Вступайте в неактуальные ряды деактуальных неактуалистов! Мы покажим этим трижды неактуальным гедонистам, что их млекопитающие замашки стали неактуальны ещё до появления оных!
Реально бред сумасшедшего. Ну да, была стратегия, но в нее все стали рубится уже после просмотра шедеврального фильма Линча.
Как ни как видио салоны были везде и по 1 руб., так что с фильмом большинство ознакомилось до выхода игры, а компы были у небольшой прослойки людей.
Далее собирал я давеча людей на на настолку Дюна (которая старая, а не эта), так вот из 6 человек, 4 были в возрасте около 20 - 25 лет и о РТС Дюна вообще и слыхом не слыхивали (РТС на данный момент в полной опе по популярности как жанр...), а вот книгу читали и фильм с сериалом смотрели и именно из-за книги вписались играть.
Услышьте меня, пусть я для вас буду сумасшедшим, но вы критически подумайте и оцените произведение. Да вышел фильм как много фильмов выходило, после этого начали выходить игры по фильмам, но как правило это был шлак, а вот Дюна 2 оказалась не такой из за своего геймплея и разнесла всем тем знание о себе, кто не был ознакомлен с книгой, а это намного больше людей чем почитывающих пыльные бумажки. К тому же я бы тоже сел бы и поиграл бы, но не из за книги, а из за игры.
Отдельно по фильму Линча - в чем шедевр? Актерская игра у большинства героев отвратительная, глазам смотреть больно, и кстати только у Маклахлена карьера пошла в гору, остальные сгинули. Грим и костюмы откровенная халтура, я уж не говорю про компьютерную графику, хотя тогда были возможности да и при таком бюджете.
Фильм был стильный с крутой с точки зрения артов картинкой, плюс там была куча запоминающихся героев и каноничных сцен. Один мерзкий барон или его безумный племянник чего стоили, уж не говоря о мелкой сестре Пола.
Фильм не идёт ни в какое сравнение по значимости с игрой. Фильм был одним из многих, а игра -- настоящий прорыв, который породил целое больше и значимое направление в видеоиграх (real-time strategy). Саму книгу не читал, поэтому судить о ней не могу, кино ну так, а вот игра -- да, это самая важная игра моего детства. До сих пор интересно в неё играть, было бы круто, чтобы сделали по ней настолку.
Фильм был снят на волне популярности серии книг аж в 1984 году. Дюна II появилась же вроде в 1993 году. Это аж 9 лет прошло. Причем я играл еще в 1 часть Дюны под ДОС, которая была на порядок глубже 2 части и разнообразнее, так как в себе сочетала и приключенческую часть и стратегическую, но к сожалению казуалы правили и в древние 90 годы, так что раскрутилась именно 2 часть, которая РТС. Саму Дюну 2 я уже в 96 проходил, а к тому времени уже вышел Варкрафт 2 и Ред Алерт, которые просто уничтожали старушку прародительницу жанра, так что к сожалению восторгов и воспоминаний от нее не испытываю.
Теперь же про Дюну 2 вспоминают только олдфаги, а с книгой и фильмом знакомится молодежь. Причем новая видиоигра по Дюне будет не РТС, а модный выживач.
фильм мне в середине 80ых показался очень даже не плохим, правда запомнился скорее тем, что соседи капнули в органы по поводу просмотра видеофильмов и пришлось на вызове в КГБ отчитываться, почему же тлетворное влияние запада показалось столь интересным, правда разочарование было, что подборка просмотренного оказалась фантастической и монументально-исторической, а не постельно-акробатической. Пожурили, посоветовали пересмотреть "Через тернии к звёздам", отпустили :)
Фильм Линча был откровенно неудачным, но если одному из немногих ныне живущих гениев не удалось сделать из "Дюны" хорошее кино, это больше говорит об исходном материале, нежели о гении. Есть большие сомнения, что у Вильнёва, который уже загадил продолжение одного культового фильма, получится снять свою версию хотя бы так же плохо, как получилось у Линча.
Но это всё лирика, вкусовщина и разговоры в пользу нищих духом. По настолке-то есть что сказать? Кто-нибудь успел пощупать и получить собственные впечатления?
Вижу пехоту сардаукаров, а у них была конница? Эскадрон сардаукаров летучих?
Десатура, штурмовики, офицерский состав. Хз, какие там карты еще есть с сардаукарами. А на этой карте обычные пехотинцы.
Кавалерии вроде не было. Но были прирученные львы с Салусы Секндус. Правда уже у сына в книгах.
Интересно оригинальное название карты
Sardaukar infantry. Не слишком много вариантов перевода, да?
Я бы ограничился Сардаукарами, если в книге/игре (в оригинале) нет ничего такого, чтобы смазало бы восприятие
Издательство (Direwolf) очень требовало именно максимально близкий перевод. По этой и по десятке ещё карт.
Ммм, "груда камней, служивших домом". Мало кто вспомнит эти холивары про Поля против Пауля :)
Холивар в FIDO....
Предполагаю, что кроме пехоты у них есть, как минимум, артиллерия.
Как обычно: писатель, а не читатель.
"Сам Херберт положительно отзывался"...
Буквально пара уточнений.
1. В фильме Ходоровски должны были звучать не только Пинк Флойд. Гениальный мегаломан планировал каждой планете дать свое звуковое "лицо", привязав к ней определенного исполнителя и его специфический музыкальный стиль и манеру.
2. Насчет самой известной фразы я бы поспорил. Гугл по запросу "I must not fear, fear is the mind-killer" выдает 35 млн. результатов, а на запрос "the spice must flow" - 15 млн.
И еще вопрос: а откуда инфа, что Ф. Дик пытался избить Ридли Скотта? Просто я читал прямо противоположное, что Дик, который был мягко говоря не самым эмоционально теплым и открытым человеком, неожиданно легко шел на контакт, в том числе - по вопросам изменений сценария. Это не претензия, просто интересно разобраться.
Спасибо за статью!
То, что Дику фильм не понравился – довольно известная вещь. Про избить тоже не слышал.
Кстати, интересно, а был ли случай, чтобы автору понравилась экранизация?
Стивен Кинг и "оно" например :P
Не знаю, я встречал статьи с противоположным мнением, что во время закрытого показа бегущий по лезвию ему очень понравился.
А про избить вспоминается только случай с сыном Херба Джаффе. Даже вот цитату нашёл после прочтения Диком сценария: «мне побить тебя в аэропорту или в квартире?»
> И еще вопрос: а откуда инфа, что Ф. Дик пытался избить Ридли Скотта?
Это шутка. Так как Р. Скотт не читал произведения по которому снимал кино.
Линч, вроде бы тоже не прочел Дюну до съемок, если я не ошибаюсь. А вот Ходоровски книгу точно не читал, когда загорелся снимать ее )
Это норма )
> Оружие во Вселенной «Дюны» – холодное. Кинетическое и лучевое неэффективны, потому как каждый оснащён энергетическим полем
> лучевое неэффективны, потому как каждый оснащён энергетическим полем
Я бы сказал, что лучевое таки очень даже эффективно - ажно небольшой ядерный взрыв от эффекта Хольцмана. Просто не всем нравится взрываться самим, не говоря про такие бабахи на корабле в космосе.
В остальном годная статья. Как фанат вселенной прочитал запоем.
з.ы. Перевод, имхо, самый лаконично красивый, лингвистически разобранный - от Павла Вязникова.
Вот ссылка на его заметки к переводу:
https://thedune.ru/stati/mneniya-o-dyune/ego-zvali-paul-zametki-perevodchika/
Соглашусь, для меня и моего поколения Дюна это в первую очередь древняя стратегия на первых домашних ПК в 90е, где червь сжирал все что долго не на камушке стоит. Книгу первую прочел, вроде и не плохо, но по сравнению с современными писателями кажется устаревшей, на вторую перед прочтением на книгосайтах нашел много плохих отзывов, но все равно начал читать, и действительно, быстро бросил, уже совсем муть пошла.
Ну, spice must flow в книге было, просто в фильме поставлено в другую форму.
When they permitted you to mount your father’s throne, it was only on the assurance that you’d keep the spice flowing.
Т.е. в фильме взята сцена как её представители гильдии говорили императору, а тот передавал дальше.
Про спящего я плохо помню, как было в фильме (смотрел его лет 15 назад), хотя сразу что-то знакомое вспоминается, когда прочитал эту фразу в статье. В книге тоже есть, но как-то вскользь.
“But not the training,” he said. “Not the things that… awakened … the sleeper.”
“Sleeper?”
“It’s here.” He put a hand to his head and then to his breast. “In me. It goes on and on and on and or. and—”
“Paul!”
Я так понимаю, Пол говорит про Квисатц Хадераха спящего внутри него - в диалоге, что на Дюне сам воздух пропитан ядом по имени Пряность.
Но в чистом виде фраз, в книге конечно, нет, но в других формах они обе есть. Однако, Линч их усилил, сделал заклинанием.
Лингвистические разногласия с дюнофорумов всегда пахнут корицей.