| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
      | игры | 
  
    Столкновение цивилизаций. Монументальное издание
     | 
          
| компании | 
  
    Лавка игр
     WizKids  | 
          
| Дата: | 24 апреля 2025 | 
| Источник: | Настольные игры в<br>Симферополе | 
![]()  | 
	  
| 7.4829 | 
![]()  | 
            - | 
Обзор от Настольных игр в Симферополе
Недавно игра вышла на русском языке под названием «Столкновение цивилизаций», это издание включает и дополнение. Но мне привычнее оперировать тем названием, которое я вижу у меня на полке, поэтому речь будет идти именно о «Clash of cultures», дополнение к которой вышло отдельно и правила которой кое в чём отличаются от новой версии (впрочем, не очень существенно: теперь мы получаем ПО за побеждённого лидера соперника, чудеса приносят 4 ПО вместо 5, а захваченное чудо даёт ПО и бывшему владельцу и новому, событие разыгрывается после каждых трёх технологий, изученных игроком, неважно каких именно; основные изменения коснулись компонентов, которые, несомненно, теперь гораздо лучшего качества, да ещё добавили, по-моему, одну цивилизацию).

Игра вышла в далёком 2012 году. Её автор К. Маркуссен до этого успел выпустить свой шедевр «Merchants & Marauders» (а это была его первая игра!), которая до сих пор остаётся одной из лучших песочниц, лучшей игрой про пиратский быт и образцом америтреша.
И буквально спустя пару лет он же сделал ещё одну эпичную настолку: «Clash of cultures», которая тоже является одной из лучших стратегий. И очень важно, что эта стратегия включает в себя не только военную составляющую, но и экономическую и технологическую. Собственно, изучение технологий и их комбинирование – это ключ к победе. Кроме того, что технологии дают дополнительные возможности, усиливая действия или добавляя новые действия, они также позволяют получать ресурсы без активации городов, увеличить количество свершаемых действий в ход, строить новые здания. Так что, несмотря на то что в названии игры присутствует слово «столкновение», это не означает, что речь идёт исключительно о войнах, это и столкновение интересов при изучении технологий, и культурное влияние одной цивилизации на другую, и достижение своих целей (постройка чуда, например). При этом любое направление развития потребует значительных усилий и ресурсов.

Дополнение вносит в игру некоторые изменения, но они не настолько значительны, чтобы играть без конкретных цивилизаций. Собственно, добавляются: особый планшет с персональными технологиями, которые изучаются автоматически при изучении соответствующих технологий на основном планшете, лидеры, которые добавляют особе абилки отрадам или городам, новые строения и типы отрядов (кавалерия и слоны), и пираты. Всё это делает игру довольно асимметричной, хотя даже с одинаковыми стартовыми условиями цивилизации игроков быстро станут непохожими друг на друга, если, конечно, не будут изучать технологии, копируя друг друга.
В «Clash of cultures» есть как довольно стандартные механики, так и очень интересные компоненты. Например, боёвка здесь вполне традиционная, на кубах (кидаем кубы по количеству отрядов в армии и делим на пять, чтобы определить урон), передвижение и основание городов также знакомы по другим играм. А вот развитие технологий, которые связаны между собой определенным образом, то есть для открытия некоторых технологий потребуется провести дополнительные «исследования», приводит к тому, что приходится поломать голову над оптимизацией последовательности научных открытий. Впрочем, и такая механика отчасти известна тем, кто знаком с играми-цивилизациями. А вот строения в «Clash of cultures» представляют собой одну из ключевых механик.
Во-первых, город и все его «части» (академия, храм, порт, рынок, аптека, монумент, крепость) представлены в виде отдельных миниатюр, которые присоединяются друг к другу по ходу развития нации, так что мы буквально воочию можем наблюдать рост наших поселений.
Во-вторых, в каждом городе может быть только четыре пристройки, а размер города зависит от количества городов, которыми игрок управляет, так что для максимальной застройки потребуется иметь не менее пяти городов.
В-третьих, размер города влияет на его возможности (количество «частей» равно количеству ресурсов, которые можно собрать за одну активацию, или количеству юнитов, которые можно создать за одну активацию. Кроме того, именно на города соперники могут оказывать культурное влияние, что приводит к интересным последствиям: фишка в городе владельца заменяется на фишку цвета соперника, который оказал культурное влияние, при этом строение работает по-прежнему, но ПО за него в конце партии получит соперник (можно попытаться провести обратное влияние).

Путей к победе зависят от того, какие цели будут выпадать игроку. Они очень разнообразны: и военные победы, и захват городов, и сделать города счастливыми/несчастливыми, и иметь большее количество каких-либо построек… Каждая цель даёт 2 ПО, и если они достаточно успешно будут скомбинированы между собой, то это даст хорошее преимущество игроку. Кроме того, постройка чудес света приносит ощутимое количество ПО, но вряд ли их можно построить за партию больше двух, очень уж дорогие. Третьим источником ПО является количество городов и строений в них.
Естественно, по ходу игры нельзя пренебрегать ни одним из этих путей зарабатывания ПО, искусно сочетая их между собой. А вот идти воевать с соперниками, чтобы уничтожить кого-то полностью, вряд ли будет отличным решением, поскольку, во-первых, остальные игроки в это время могут прийти в «гости» к победителю», во-вторых, одновременно на клетке может находиться только четыре воина, в-третьих, соперник вряд ли отдаст города безропотно, а затяжная война потребует существенных усилий и ресурсов. Совершать подобные акции выгодно, только если есть карта с соответствующей целью. Так что во время партии гораздо важнее соблюдать баланс между научным, культурным, экономическим и военным путями развития.

В заключение могу сказать только одно: жаль, что К. Маркуссен так редко выпускает настолки! В небольшом интервью, которое есть в сети, он говорит о том, что работает ещё над двумя играми в сеттинге постапокалипсиса, возможно, они будут такими же успешными и захватывающими, как два его предыдущие шедевра.
Автор статьи: Дорофеев «Diamond76» Юрий, из цикла статей «Дневник Одержимого».
Телеграмканал автора @kin_ili_dvin. Добро пожаловать, если интересно.
С уважением и хорошим настроением, ваш Настольный город.