Обзорная башня [30.10.2024] | |
В этом выпуске: как чей-то батя вкатывается в варгеймы, где взять кучу фанатских... | |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Дюна (2019)», «Дюна. Завоевания и дипломатия» + 3 дополнения | |
Издательство Лавка Игр открыло предзаказ на классику, на русскую версию настольн... | |
С миру по нитке [28.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Лавка игр изда... | |
Предзаказ на BattleCON | |
Настольный файтинг от Level 99 Games. | |
С миру по нитке [24.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы дополне... |
This is not Hollywood, like I understood
The Cranberries
Голливуд — это одна из трёх игр начинающего отечественного автора Николая Пегасова, вышедших за последние несколько месяцев. Две игры, «Запретные слова» и «Заврики», являются простыми филлерами. Первая основывается на механике составления слов из заданного набора букв, а вторая представляет собой слегка изменённую классическую карточную игру «Верю-не-верю» с дополнительными картами (возможно, это попытка повторить успех «Свинтуса»). Впрочем, речь в этом обзоре пойдёт не об этих играх, обзор которых представляет мало интереса для опытных игроков, а об игре «Голливуд», которая хоть и является карточной, но старается выйти за рамки обычного филлера.
Приобрести «Голливуд» и сделать по нему обзор я решил не случайно. Автор игры, Николай Пегасов, известен рядом своих неоднозначных статей про геймдизайн и подходом к отбору игр для издания (желающие могут прочесть эту подборку на «Тесере»). Поэтому и возникло желание ознакомиться с его собственными разработками и проверить, насколько они соответствуют заявленным в статьях требованиям. Если с «Завриками» и «Запретными словами» всё было и так понятно после прочтения правил, то «Голливуд» оказался уже более интересным в плане ознакомления с ним вживую. Тем более что игра уже имеет в своём зачёте награду «Игросферы-2013» «Лучшая семейная игра».
В общем, приступим. В статье будут представлены обзор компонентов и впечатления о самой игре. Описание игрового процесса будет дано лишь местами и вскользь. Кто хочет, может подробно познакомиться с ним, прочитав правила игры.
Коробка у игры небольшого размера, формат как у Race for the Galaxy. Хотя, о чём это я? Игры про космос же не продаются :) Конечно, надо сравнить с чем-то популярным, чтобы все могли оценить. К примеру, размеры у коробки почти такие же, как у игры «Дети Каркассона». Надеюсь, все всё поняли :)
Коробка сделана из крепкого картона с фактурой «лён». С лицевой стороны коробки на нас смотрит такой типичный голливудский режиссёр со своими помощниками. Он ехидно подмигивает, как бы желая сказать: «Ща мы из всего этого что-нибудь эдакое соорудим!»
«Сооружать эдакое», и правда, есть из чего. Внутри коробки находятся 214 карт, картонные жетоны аукциона и денег, деревянные кубы и статуэтки, составное поле подсчёта денег, а также правила игры.
Стоит отметить отличное художественное оформление игры, которое грамотно подобрано в соответствии с тематикой. Известные лица киноиндустрии легко узнаваемы, игровые иконки на картах чётко различимы и на другом конце стола, что способствует комфортной игре.
При рассмотрении компонентов возникают некоторые вопросы. Во-первых, если посмотреть на листы картона с жетонами для аукциона, то можно заметить, что они подписаны как «Блок 1» и «Блок 3». Листа с надписью «Блок 2» в комплекте игры нет, что сразу наводит на мысль о некомплекте (в моём случае эта мысль не подтвердилась — комплект полный).
Во-вторых, деревянные статуэтки. Они очень странные по форме. Первая ассоциация, что фильмы у нас будут награждаться на каком-то кинофестивале культистов или Ку-клукс-клана :) Дело в том, что статуэтки одеты в балахон с высоким капюшоном. То ли это попытка замаскировать Оскара, то ли попытка добавить слегка мистики, остаётся лишь гадать. Золотистая краска со статуэток, кстати, очень любит оставаться на пальцах. Приходится надеяться, что статуэтки не облезут через некоторое количество игр.
В-третьих, если начать рассматривать карты, то можно заметить, что одна из звёздных карт сценариев, а именно сценарий к фильму «Бен Ганн», не имеет игрового текста «Сценарий». Конечно, понятно, что если карта имеет жёлтый цвет и на ней изображена папка со сценарием, то это сценарий. Но всё же не очень приятно получить такой ляп в игре, который легко можно было исправить, тщательно просмотрев материалы перед отправкой в печать.
Впрочем, это всё мелочи. Главное — это то, что общее качество изготовления компонентов находится на хорошем уровне. Вырубка жетонов ровная, они хорошо выдавливаются из рамок, две половинки поля подсчёта денег соединяются ровно, не выгибаются. Карты гладкие, средней толщины, рекомендую использовать протекторы. Ещё одна неприятная мелочь именно моего экземпляра состоит в том, что при транспортировке игры деревянные компоненты были неудачно придавлены к картам ставок. Поэтому на одной из зелёных карт образовалась сильная вмятина, которую можно разглядеть, если постараться, что может негативно сказаться на этапе аукциона. Бумажный органайзер в коробке тонковат, и из-за этого он оказался слегка надорван тяжёлой колодой карт.
Небольшое замечание по эргономичности. Надо сказать, что колода из 126 основных карт уже изначально была не совсем удобна для перемешивания, а уж после того как карты оказались в протекторах, увеличилась настолько, что стала совсем неудобна в обращении.
Самая главная механика игры — драфт. С помощью драфта игроки получают большую часть своих карт (по 7 из 9 каждый игровой год, то есть 21 из 27). Соответственно, мы получаем первую проблему: так как колода для драфта в игре одна, и количество карт в колоде не меняется в зависимости от количества игроков (в отличие от 7 Wonders), то мы получаем довольно существенный разброс вариантов наборов карт в каждом игровом году. Причём, чем меньше игроков, тем хуже ситуация. Вполне вероятно, что в партии на двоих может не быть ни одного режиссёра (что в общем-то не очень страшно, просто год будет потрачен зря) или выйдет только один режиссёр (что практически равнозначно проигрышу того игрока, кому карта режиссёра не досталась). Один раз при игре вдвоём мы получили такую игровую ситуацию с одним режиссёром в первом игровом году. Игрок не получил денег, а затем не смог нормально участвовать в аукционе за карты во втором году. Отставание по итоговому счёту партии было почти двукратным.
Драфт в игре подобен драфту, проводимому в Fairy Tale (то есть игроки сначала набирают карты, а уж потом, в конце раунда, разыгрывают их). Есть одно отличие не в пользу «Голливуда». В Fairy Tale часть карт, набранных в драфте, не разыгрывается, а идёт в сброс. Таким образом нивелируется преимущество игрока, которому просто повезло набрать всю руку полезных для себя карт. В «Голливуде» же можно употребить все полученные карты. Вероятность возникновения разрыва между игроками из-за случайности возрастает.
Одну карту в каждый игровой год можно получить с помощью аукциона. Хоть это всего лишь одна из девяти карт, но эта карта чаще всего имеет высокую ценность для игрока, так как карты звёздной колоды лучше обычных, полученных в ходе драфта. Аукцион устроен таким образом, что игроки обязательно потеряют часть своих денег (единственное исключение в том случае, если у игрока уже не было денег). Количество карт для аукциона фиксировано, также фиксированы варианты ставок. Аукцион тайный, поэтому неизбежны совпадения ставок, при которых игроки теряют деньги и вынуждены продолжать участвовать в аукционе.
Надо сказать, что ситуации с непредвиденными потерями денег не столь часты, как может показаться, но всё же они периодически случаются, и это неприятно для игроков. Аналогичный аукцион используется в начале игры за право выбора карт. Был случай, что два игрока в первом аукционе, поставив несколько раз одну и ту же сумму, потратили полностью все свои деньги, лишившись в итоге возможности получить звёздные карты во втором аукционе.
Способность предугадать ставки соперников очень важна в этом аукционе. Чем больше игроков, тем сложнее определить выигрышную комбинацию ставка/карта. Фактически, с увеличением числа игроков растёт и хаотичность аукциона.
Золотую статуэтку получает игрок, чей фильм имеет наибольшее количество символов статуэток на картах. Учитывая то, что игроки могут менять состав карт в своих фильмах после того как посмотрят, какие фильмы составили соперники, это порождает ещё одну проблему механики, а именно замкнутый цикл производства фильмов. Можно привести такой пример.
Допустим, два игрока, Вася с Петей, борются за обладание золотой статуэткой. У Васи получился фильм с 5 статуэтками, а у Пети с 4. Петя, сдавшись, разбирает свой фильм и делает два других, чтобы получить больше очков. Теперь у Пети есть фильм максимум с 2 статуэтками. Вася, в свою очередь, тоже переделывает свой фильм так, чтобы иметь больше очков, теперь его лучший фильм имеет 3 статуэтки, это больше, чем у Пети. Петя может снова составить фильм с 4 статуэтками, Вася в ответ сделает фильм с 5 и так далее. Получается замкнутый цикл.
Надо ли говорить, что с подобной ситуацией мы столкнулись уже на третью партию в игру. Автор игры предложил решать эту проблему голосованием других игроков, как описано в правилах в той ситуации, когда имеется равное количество статуэток. Но дело в том, что ситуация возникла при игре вдвоём, поэтому мы не могли последовать этому совету. Пришлось использовать второй тайбрейкер из правил, а именно, что статуэтку получает игрок с наименьшим количеством денег, причём количество денег мы смотрели на момент возникновения спора, а не после получения денег от фильмов. Аналогичная ситуация может возникнуть и при игре втроём и более, когда все игроки будут бороться за право получения статуэтки, и голосование не сможет помочь. Очевидно, что такая ситуация была не продумана среди возможных, вероятно, причиной послужило недостаточное количество партий на этапе тестирования игры.
Получение золотой статуэтки даёт игроку право распределять по своему усмотрению звёздные карты в начале следующего игрового года. Это даёт серьёзное преимущество этому игроку в плане возможности получать статуэтки и далее. В некоторых случаях возможен эффект снежного кома, при котором лидер всё дальше отрывается от остальных с помощью накопления статуэток на картах. Впрочем, этот эффект смягчается высоким рандомом колод и тем фактом, что карты без символов статуэток чаще всего приносят больше денег.
Правила игры выглядят слегка сырыми. Приведу список тех недоработок, что были выявлены игроками:
Также есть небольшая проблема с картами «Гримёр», «Монтажёр» и «Рерайтер». Игрок не обязан использовать их дополнительные возможности, это можно узнать из правил, но текст на картах не предоставляет возможности выбора.
Хоть игра и не несёт в себе инновационных механик и местами недостаточно проработана, но надо признать, что в качестве дебютного проекта она выглядит довольно неплохо. Отчасти ситуацию спасает отличное оформление и удачная тематика игры. Как было замечено одним из игроков, в отличие от 7 Wonders, драфт в «Голливуде» вписывается в тему лучше, так как очень хорошо подходит под идею набора персонала для съёмок фильма. Подсчёт очков организован удобнее и не вызывает заметных трудностей. Бонусом идут забавные названия многих сценариев (исключением являются названия игр, выпускаемых «Миром Хобби», которые выглядят совсем не к месту). Партия проходит довольно быстро и без напряжения.
В основном я бы рекомендовал игру для казуальной аудитории в качестве весёлого развлечения с составлением фильмов с известными персонами мира кино. С опытными же игроками эту игру вполне можно использовать в качестве филлера для заполнения промежутков между длительными играми, но только если они готовы смириться с её недостатками.
Плюсы игры:
+ оформление,
+ тема, подходящая под механики,
+ качественные компоненты.
Минусы игры:
- слабая проработка правил, возможно, малый объём тестирования,
- недостаточная вычитка текста,
- высокая доля случайности.