Обзорная башня [19.03.2024] | |
В этом выпуске: обзоры игр «Виконты Западного королевства» и Altar Quest, а такж... | |
С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... |
8.7735 |
- |
Океан, паруса, пушки — это не только флибустьеры, буканьеры и пираты, но и гардемарины. Это я так, в меру своей ловкости после Вест-Индии пытаюсь перевести разговор на Россию. И её образ в настольных играх.
И начать, разумеется, стоит с самой классической игры — Хнефатафла.
Как я уже рассказывал в выпуске, посвящённом этой игре, правила игры были потеряны. И восстановлены благодаря тому, что игра сохранилась в Лапландии под названием «Московиты и шведы». Московиты выступают в роли агрессора, их больше, и их цель — окружить и уничтожить шведского короля. Которому, чтобы выжить (и победить), надо убежать с доски. Правила записаны Линнеем спустя четверть века после Полтавской битвы. Поэтому, может быть, игра неслучайно напоминает реальные события. Но вот только в игре за скобками остался вопрос, что шведский король делает под Полтавой. Так что причины агрессии московитов никак не объясняются.
А вот английская игра 1853 года «Россия против Турции» — пример пропаганды в настольной игре. Играть может любое чётное число игроков. Через одного игроки играют или за Россию, или за Турцию. Цель —завести свои фишки-корабли из русского порта в турецкий или наоборот. И в правилах прямым текстом говорится «Так как Россия — агрессор, то первый ход делают русские». Игра вышла в 1853 году, и 22 декабря того же года по старому стилю английская эскадра вошла в Чёрное море. А в марте 1954 года Англия объявила войну России. Общественное мнение Англии не очень поняло, зачем стране понадобилась эта война. А игра, как может, объясняет: «Потому что Россия — агрессор».
Другая игра середины 19 века — «Поляки против русских» — лишена предубеждений против русских. Как видно из изображения поля — абсолютно симметричная игра шашечного типа. Фишки-солдаты двигаются на одно поле и бьют вражеских солдат, перепрыгивая их.
В 20 веке ситуация изменилась к лучшему. Если в большой политике по-прежнему раздавался вопль «Они идут!», то в настольных играх о России основной сюжет можно описать словами «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
Несколько неожиданно, но статистика утверждает, что самый популярный русский топоним в настольных играх в настоящий момент на карте России отсутствует. С учётом развернувшегося обсуждения новой игры с тем же топонимом в названии, думаю, все без труда поймут, что речь идёт о «Сталинграде».
Та самая новая игра
Сейчас политики начинают снова обсуждать роль Сталинградской битвы в истории России. Для геймдизайнеров это никогда не было вопросом. Первая игра под названием «Сталинград» появилась ровно 50 лет назад. Выпущенный компанией «Авалон Хилл» вагрейм охватывал, правда, куда как большую часть Второй Мировой войны, чем одна битва за Сталинград. Для победы надо было или разгромить армию противника, или занять его три ключевых города — Москву, Ленинград, Сталинград или Хельсинки, Варшаву и Бухарест. В зале славы варгеймов «Сталинград» заслужил своё место как минимум за нововведение, которое стало со временем стандартом. Это первая игра на гексовом поле, у которой реки текут через гексы, а не через их грани.
Ещё к списку игр про Сталинград можно добавить три игры с ещё одним несуществующим в наши дни топонимом в названии — это игры про оборону Царицына. И ещё одну игру про тот же исторический период, где события происходят в Китае. Строго говоря, до нападения японцев на Перл-Харбор Японо-китайская война не считается частью Второй мировой. Я не знаю, почему инцидент на радиостанции в Глейвице считается отправной точкой войны, а инцидент на мосту Марко Поло — нет. В любом случае, китайские историки предполагают, что тот опыт, который получил в Японо-китайской войне военный советник Чан Кай Ши Чуйков, и позволил ему так блестяще провести Сталинградскую операцию.
«Буря над Тайэрчжуаном: Самурайский Сталинград», как легко догадаться, посвящена битве за Тайэрчжуан. И определённое сходство в двух сражениях есть. Японцы с хода хотели захватить город, но им это не удалось. В результате воюющие стороны на две недели были втянуты в городские бои, в которых потеряли до 70% личного состава. В то же время китайские партизаны разрушали дороги и железнодорожные линии в тылу у выдвинувшихся вперёд войск противника. В результате чего в финальной части сражения японцы были вынуждены сбрасывать продукты и боеприпасы своим войскам с самолётов. Что, вдобавок к городским боям, тоже добавляет сходства этому сражению со Сталинградской битвой.
Вторым городом, чьё название часто фигурирует на коробках настольных игр, предсказуемо является Москва. Все игры про неё я бы условно разбил на четыре группы. Первые две наиболее массовые. И почти полностью состоящие из варгеймов с гексогональными полями. Это битва за Москву 1941 года и битва за Москву 1812 году.
Среди этих игр есть и легендарные игры. Например, «Битва на Москве-реке», изображённая на картинке выше, может похвастаться не только наличием наград за лучший варгейм, но и удивительным долголетием. Первый вариант игры появился в 1975 году, а в 2011 игра была переиздана уже с третьей по счёту редакцией правил.
В третьей группе я бы собрал все другие версии нападения на Москву, не попавшие в первые две группы. Самая известная из них — от польского геймдизайнера Игнация Тшевичека игра «Зомби 2: Атака на Москву».
Это карточная игра для двух игроков, один из которых играет за москвичей, а второй — за зомби. Один защищается, другой нападает.
Среди прочих можно назвать игру 1978 года «Цель Москва: смерть советского коммунизма» с полем размером 170х110 сантиметров. Игра в своё время выдвигалась на звание варгейма года в номинации «Фэнтези/Футуристик». И хочется надеяться, что скорее как фэнтези. Так как в игре предполагается нападение на СССР в конце 20-го века войск НАТО из Западной Европе, китайцев и японцев на Дальнем Востоке и Ирана на Ближнем Востоке.
Ещё один варгейм, достойный упоминания, «200 миль до Москвы». Он посвящён боям гражданской войны в октябре 1919 года. 6 октября деникинцами был взят Воронеж, 13 октября — Орёл, и при определённом стечении обстоятельств до конца года могла бы быть взята и Москва. Но 11 октября Южным фронтом РККА была начата Орловско-Кромская операция, ставившая целью сорвать дальнейшее продвижение Добровольческой армии. Уже в ночь с 13 на 14 октября была предпринята первая, неудачная попытка отбить Орёл. По всей линии фронта завязались тяжёлые позиционные бои. Орёл был оставлен белыми 19 октября. 24 октября в ходе боёв корпусом Будённого был взят Воронеж. Как раз за успешные действия в этих боях корпус и был развёрнут в Первую Конную армию. Игроки же в «200 миль до Москвы» могут попытаться переиграть эти две недели, столь много решившие в судьбе России.
Ну и последняя группа игр — те, в которых название «Москва» используется лишь для «русского» антуража. Про всякие игры типа «Монополия: Москва» рассказывать неинтересно. Поэтому ограничусь лишь одним примером. Абстрактная игра шашечного типа, где надо передвигать свои шашки на противоположный край доски. Но полупрозрачные пластмассовые фишки вызвали какие-то ассоциации у автора игры. И игра называется «Московский Лёд» (Moscow Ice).
Третье место занимает под всеми своими названиями Петербург. Тут тоже большая часть игр посвящена Второй мировой войне и блокаде Ленинграда. Но в то же время Петербург можно назвать лидером по количеству экономических игр. Хотя для этого титула вполне достаточно двух игр. Кроме всем известной и популярной игры «Санкт-Петербург», примером арта которой я решил снабдить этот абзац, есть ещё одна игра. Соседи-финны выпустили игру под названием «Санкт-Петербургский экспресс». Рейтинг на BGG у неё 2,0, т.ч. может и не стоило бы её упоминать. Но не только же про войну писать? В этой игре путём кинь-двинь игроки ездят по железной дороге по Финляндии с возможностью доехать до Выборга и Петербурга. И, остановившись в каком-либо городе, могут покупать или продавать разные товары.
Четвёртое место занимает Курск. Тоже абсолютно понятно, из-за чего. Курская дуга вошла в историю как самое массовое танковое сражение. А вот дальше мой хит-парад заканчивается. Найти город, который можно поставить на чистое пятое место, мне не удалось.
Зато не могу пройти мимо того факта, что в России самые красивые женщины и самые умные люди. Пусть это и не имеет никакого отношения к топонимике. Второе легко доказывается тем, что абстрактным стратегиям модно давать названия с «русским» акцентом. Это не только «Тамск» и «Цаар» из Гипф-проекта. Вот попробуйте прочитать название у следующей игры:
«Check-off» внизу коробки — это в какой-то степени подсказка. Игра называется Chekov. Уж не знаю, имеет ли это название какое-то отношение к Антону Павловичу. Если да — то казачок на коробке смотрится вдвойне забавней.
Ну а если надо приводить факты о красоте наших женщин, то посмотрите на коробку ещё одной абстрактной стратегии. На этот раз игра «Бабушка» от «Равенсбургера». Если так выглядят наши старушки — то что говорить об остальных? :)
А завершая статью, хочется сказать, что отечественные геймдизайнеры неплохо пополняют список игр, посвящённых России. С учётом того, что пока у нас появляется не так уж и много новых настольных игр каждый год. Зато среди них есть и популярная в начале века игра «Господин Великий Новгород», и цикл «Эпоха битв» от «Звезды» с упоминанием мест битв в названиях, и выпущенная авторами игра «Москва снизу-вверх». И заслуживают упоминания игры «Коронация» и «Метро 2033», пусть в их названиях не упоминается Москва, но Москва является неотъемлемой частью игровой механики. Но есть ещё куда расти. Например, пока абсолютно свободны названия «Тагил» для пати-гейма или «Москва-Воронеж» для игры-гонки...