![]() |
С миру по нитке [17.03.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Пачка анонсов ... | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Assassin's Creed: Brotherhood of Venice - Apocalypse |
Стелс-кооператив по популярной компьютерной игре. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Ion Core |
Постапокалиптическая соревновательная/соло песочница. | |
![]() |
Идут сборы на Zombie Horde |
Кооператив в духе "Зомбицида" с трехмерной местностью. | |
![]() |
Идут сборы на Into the Godsgrave |
Масштабное кооперативное приключение с приложением от Lucky Duck Games. |
игры |
Mr. President: The American Presidency, 2001-2020
|
компании |
GMT Games
|
Дата: | 22 сентября 2024 |
Источник: | Boardgamegeek |
![]() |
8.4035 |
![]() |
- |
Для начала должен сделать оговорку: из всех известных мне настолок Mr. President больше всего походит на интересный челлендж. Освоить правила - челлендж, играть в нее - челлендж, писать про нее - тоже челлендж. Это моя первая игра от издателя стратегий и варгеймов GMT Games, а также первая соло настолка, в которую я играл несколько дней подряд. Обычно я предпочитаю евро, а из опробованного мной ранее ближе всего к этой игре Джон Компани, которая мне очень понравилась и которая является одной из причин покупки Mr. President. Также я играл в игры про исторические конфликты, но сильно непохожие на Mr. President - Cuba Libre и Shogun.
Итак, приступим...
Я привык к тяжеловесным во всех смыслах настолкам. Похоже, создавать битком набитые коробки это современный тренд. К примеру, Horseless Carriage (вот обзор на нее), Now or Never (первые впечатления), Гегемония, а из более старых могу помянуть теплым словом The Colonists. Mr. President попадает как раз в эту категорию: сотни картонных жетонов, два основных и два дополнительных поля, кипа карточек, куча рулбуков и брошюр. Так что вам понадобится свободное место на столе. Очень много свободного места.
Так, чтобы сделать фото выше, мне пришлось разложить обеденный стол до 190х90 см. Причем игра займет стол надолго. Первая раскладка заняла около 2 часов, а сделать один-единственный ход может потребовать несколько часов!
Раскладка такая долгая отчасти из-за 200+ жетонов, которые надо разместить на нескольких полях для сценария-песочницы, а отчасти из-за того, что книга правил описывает раскладку в таком тоне, как будто вы уже знакомы с почти сотней треков на поле и еще большим количеством жетонов. Даже при наличии треев от GMT (к игре не прилагаются), "сбросить настройки", чтобы начать новую партию, заняло у меня минут 30-45! В общем, это игра из тех, которые оставляешь на столе надолго и периодически возвращаещься к ней, когда возникает желание продолжить играть. Лично я, чтобы не лишиться обеденного стола на несколько недель, решил разложить игру частично на столике у дивана (основное поле), частично на полу (поле внутренних дел), частично на диване (поле войны, жетоны, брошюры). То еще вышло зрелище.
В Mr. President игрок берет на себя роль президанта Соединенных Штатов. Это означает, что а) игра сложнее, чем может показаться на первый взгляд б) игра рассматривает мир с американоцентричной точки зрения в) на вас сваливается куча всего. Одно лишь перечисление компонентов займет целую вечность, так что изложу очень вкратце:
На центральном основном поле отображены регионы мира. На большинстве есть треки уровней кризиса, стабильности (это разные параметры), степени лояльности к США, а также эффективности выслеживания всяческих террористических группировок. Еще есть два главных соперника США - Россия и Китай; поле отслеживает их текущее отношение к США и состояние экономики. В еврозоне есть и то и другое, что любопытно.
Многие треки в Mr. President - это так называемые "треки тенденции": их значения, как правило, не повышаются/понижаются на целые деления, а вместо на них кладется жетон улучшения/ухудшения, и трек двигается, только когда улучшение/ухудшение происходит повторно.
Еврозона
В верхней левой части основного поля отображаются особые качества вас как лидера, ключевые члены вашего кабинета, приоритеты вашего кабинета, вашей администрации и общественности (к примеру, законы об оружии или здравоохранение).
Перечислим ключевых членов кабинета: во время раскладки вы выбираете из ограниченного пула вице-президента, начальника штаба армии, госсекретаря и министра обороны. У каждого есть три параметра (навыка внутренней политики, дипломатии, военного дела), которые влияют на их эффективность, и две стороны: на одной новичок, на обороте эксперт. Если повезет, вам достанутся помощники, которые дают дополнительные действия. Если не повезет, вам могут достаться помощники с прекрасными параметрами... но не подходящими для их роли. Разумеется, будут возможности заменить их по ходу партии, но это создает риск политических скандалов.
Кабинет
Что любопытно, в Mr. President не одно основное поле, а два. На втором поле находится куча трек - от гонки ядерных вооружений и интенсивности конфликтов в мире до законодательных процессов и отношения администрации к конгрессу и к СМИ. Видимо, авторы решили выделить под них второе основное поле, потому что следить за всем этим на одном поле было бы перебором. Правда, я нередко жалел, что некоторые элементы второго поля не находятся на первом, и наоборот.
Экономика
Третье поле отслеживает конфликты, которые переросли от стадии конфликта до стадии войны. Войны отображены довольно абстрактно. Возможны ситуации, когда это поле совершенно пусто, потому что на Земле царит мир, или наоборот. На фото ниже также видны разномастные брошюры, посвященные внутренним делам, союзникам, действиям России - одного из главных соперников и т.д.
В большинстве находятся таблицы, инструктирующие игрока, какой кубик когда бросать и какие модификаторы на него влияют. К примеру, игра инструктирует вас, что настало время действий союзников и государств-изгоев, говорит обратиться к такой-то брошюре и действовать по указанной там схеме действий. Или, к примеру, карточка кризиса (подробнее о них позже) говорит, что произошло то-то, и нужно сделать проверку D3: открыть брошюру внутренних дел (Domestic Charts) на таблице 3, и там будет написано, какой кубик как бросать и какие будут последствия.
По ходу партии вы постоянно будете хвататься то за одну, то за другую брошюру, искать нужную схему действий, подсчитывать модификаторы броска, бросать кубики, обрабатывать последствия и снова откладывать брошюру в сторону.
Брошюры
Я не упомянул кучу этапов раскладки - вытягивание определенные карточек, построение колод... но суть вы уловили: тут очень много всего. Есть даже книга сценариев, позволяющая отыграть интересные исторические ситуации. А да - еще вам понадобятся 7-8 стаканчиков или мешочков, из которых будете рандомно вытягивать фишки.
Партия в Mr. President состоит из 4 ходов. Каждый ход занимает несколько часов. Что удобно, порядок хода "вкратце" перечислен в нижнем левом углу центрального основного поля. Вкратце в кавычках, потому что некоторые из 50+ этапов раунда состоят из нескольких подэтапов, и по названию вы не всегда вспомните, что там нужно делать.
К счастью, игра нашла отличное решение этой проблемы: одна из брошюр всецело посвящена порядку хода, и помогает игроку стартовать свой ход, постепенно осваиваясь на ходу. Так что как только он ознакомится с самыми базовыми правилами и закончит раскладку, то сможет сразу же приступить к партии, консультируясь с брошюрой. Никаких "прочтите 45 страниц перед тем как начать играть", что здорово. Хотя даже так игра может ввести в ступор. К примеру, в начале примера хода игра предлагает вам совершить одно действие за президента. А доступных действий аж 33 варианта, перечисленных на 4 двусторонних листах А4... и даже прочитав их, вы лишь узнаете, что можете сделать, а не последствия этих действий. Эту информацию, как правило, можно найти только в соответствующих брошюрах.
Порядок хода
Если упрощенно, то ход Mr. President состоит из стартовой фазы, 4 несколько похожих фаз активации и фазы конца хода. Каждая фаза активации разбита на две части (колоноки на поле): в одной в мире происходят события, а у вас есть возможность немного отреагировать. В другой действуете в основном вы, игра вмешивается только одним кризисом. Кризисы создаются вытягиванием случайного жетона кризиса, который инструктирует игрока, что делать; как правило, вытянуть одну или несколько карточек из колоды кризисов. Эта колода - одна из главных находок игры.
Карточки
В процессе раскладки вы формируете четыре колоды, в которых есть все - от типичного глобального кризиса (голод тут, кибератаки там...) до стихийных бедствий, а порой даже полезных научных/политических прорывов (так что термин "кризис" иногда не совсем уместен). Некоторые карточки после розыгрыша просто удаляются из игры, другие откладываются в сторону и возвращаются в игру на следующий год. Но самая интересная разновидность - это каскадные события. Когда они вытягиваются, как обычно происходят неприятности (скажем, повышение уровня регионального кризиса), но после они снова замешиваются в колоду: это угрозы, кризисы, которые еще не разрешены. Игрок знает о них и может что-то предпринять, чтобы в следующий раз они ударили не так больно (скажем, вовремя принять нужный закон). Хотя эти усилия могут и оказаться напрасны, потому что эта карточка за партию больше не вылезет и вместо нее будут другие кризисы.
Механика каскадных кризисов вкупе с медленным прогрессом игрока и автоматизированной реакцией мира делает Mr. President по ощущениям чем-то похожим на Паднемию на стероидах: вам постоянно не хватает действий, и что-нибудь постоянно выходит из-под контроля.
Согласно правилам, партия Mr. President выигрывается на внутреннем фронте и проигрывается на мировой арене. Тут есть с десяток условий автоматического проигрыша, которые могут окончить партию раньше времени - к примеру, если влияние одного из двух главных соперников слишком разрастется. Если же вы прошли все четыре хода-года, то история оценит вас исходя из накопленных вами за партию (за особо значимые достижения) очков престижа. Набираются очки в основном за что-то полезное для вашего электората (например, принятие важных законопроектов и решение внутренних проблем), а не попытки спасения мира. Если же вы играете в один из исторических сценариев, вас будут оценивать по другим критериям в зависимости от сценария.
Mr. President битком набит всяческими механиками - от войны, противодействия терроризму, торговых соглашений до мировой экономики, саммитов, ядерной гонки... В общем, тут есть все важное (связанное с США), о чем вы только слышали за последние пару десятилетий. Законопроекты о здравоохранении, межпартийное сотрудничество, кризисы беженцев, кибератаки, ООН, НАТО, санкции... можно долго продолжать. Я выделю пару механик, которые мне особенно понравились:
Треки конфликтов
Напряженность
Вообще впечатляет, как много аспектов как внутренней американской, так и мировой политики умудрился втиснуть автор в одну игру. И заставить все это работать - в этом главное достоинство игры. Как я намекал в начале, я не так уж много играл в Mr. President, но пока что мне не попадалось ничего выглядящего ломаным или совершенно неуместным. Вспоминается разве что один случай, когда игра выдала мне бонус за успешную работу АНБ, избавившегося от двух карточек кризиса; то была редкая ситуация с двумя позитивными кризисами, так что все это выглядело нелогично. Ну и еще опечатки. Например, в одном месте модификаторы плюса и минуса к броску были перепутаны. Обязательно держите FAQ под рукой.
Я не проводил крупных военных операций, так что мало что могу сказать о механиках войны и воинских подразделениях. Возможно, это из-за моего стиля игры, или просто повезло предотвратить крупные конфликты. Как бы то ни было, эта часть геймплея меньше всего интересует меня - жаль, что ее не абстрагировали из игры совсем. Политика, борьба за влияние и сотрудничество мне гораздо интереснее.
Что меня смутило - так это мировоззрение игры Mr. President. Хотя она делает такой большой упор на сотрудничество и двухпартийность, что приятно, она рисует совершенно однозначный портрет своих соперников: влияние Китая или России всегда негативно, реакции соперников сводятся к "либо они делают что-то плохое, либо вообще ничего не делают". Возможно, это исторически корректное отображение действительности для президента США в 2001-2020 гг, но мне кажется, что Mr. President мог бы получше проработать этот аспект.
В ряде случаев сопровождающий результаты бросков художественный текст отлично описывает, что произошло (например, саммит прошел не так, как надо), но мне описания зачастую казались слишком простыми/примитивными в плане "почему". Почему они ведут себя именно так, возможно ли альтернативное решение? В этой игре есть так много возможностей повлиять на события, чтобы они развивались иначе, чем на самом деле, что мне хочется, чтобы она ступила еще на один шаг вперед и как минимум рассмотрела вариант, что соперники необязательно всегда плохие, а может просто очень трудные в общении партнеры.
Еще местами игра запутывает игрока, хотя казалось бы игроиндустрия давно уже решила эти "проблемы интерфейса". Так, в ходе раскладки правила упоминают определенные треки и жетоны, но иллюстраций, как они выглядят и где находятся, нету. Лишь по чистой случайности я потом нашел список всех жетонов "спрятанным" в другой брошюре.
Или взять скажем ключевых членов кабинета: когда вы размещаете их на поле, они закрывают ярлычок, поясняющий, кто из них кто, причем ни на карточках ни на поле нет пояснения, какой из трех параметров что отображает. Всегда ли вы вспомните, какая цифра относится к навыку внутренней политики, а какая к дипломатии?
В общем, не буду ходить вокруг да около: я решил перестать исследовать глубины Mr. President и продать свою коробку. На то есть ряд причин, но в целом лично мне просто не зашло. Как я писал в самом начале, для меня Mr. President скорее челлендж, чем игра. Это словно восхождение на гору Эверест: если вам такое по нутру, то замечательно, и мало что способнос вызвать сопоставимый эмоциональный отклик. Но чтобы насладиться этим, необходимо вложить много времени и усилий, и это не каждому интересно. В противном случае вас ждет лишь холодное унылое долгое карабкание к самммиту номер X.
После множества часов проведенных за чтением правил, раскладкой, партиями, чтением тем на BGG и снова партиями я заметил, что постоянно вопрошаю себя "когда же будет фаново?", словно маленький ребенок, постоянно спрашивающий "мы еще не приехали?" во время долгой поездки. Покупая Mr. President, я рассчитывал что мне зайдет следующее: во-первых, генерируемые по ходу партии истории, во-вторых, изучать последствия моих действий на мировой арене.
Первого я так и не встретил. В Mr. President есть два потенциальных генератора историй: карточки кризиса и художественный текст на схемах действий и таблицах. Хотя карточки кризиса добавляли немного истории (правда, художественный текст с описанием, что произошло, есть только внизу карточки), я как правило забывал их почти сразу после прочтения, потому что следующая карточка уже заставляла меня рыться в брошюрах, сверяться с таблицами и подсчитывать модификаторы. Игра выдергивала меня из атмосферы, не давая погрузиться в историю и вынуждая трудиться минуту за минуту, час за часом. Порой я чувствовал себя библиотекарем, который сверяется с одной картотекой, потом с другой, и т.д. Хотя вначале у меня была надежда, что с опытом даунтайма станет меньше, оказалось, что в брошюрах слишком много ключевой информации, чтобы ее можно было запомнить.
Что до второго, трудно понять, каковы будут вероятные последствия ваших действий. Где-то в очередном ряду таблицы, которой вы уже пользовались неоднократно, но ни разу не выбросили 8, могут скрываться ужасающие события. Так что каждый раз когда игра говорила сделать выбор, я руководствовался инстинктом и логикой реального мира (т.е. "если я сделаю то-то, это может скверно отразиться на моей репутации"). Это особенно явственно проявляется в вашей первой партии, когда игра говорит "выберите действие", но не говорит, какое именно.
Стоит ли попытаться снизить уровень регионального кризиса ниже определенной отметки или убрать оппонента из конгресса? Перебросить военное подразделение или заключить торговое соглашение? Кто знает...
В одной из брошюр есть раздел, описывающий несколько примеров, однако очень тяжело достичь такого уровня понимания, чтобы считывать ситуацию на поле и исходя из нее совершать правильные действия. В определенном смысле все происходящее тематично - наверное, примерно так чувствует новоиспеченный президент - но фана в этом не было.
Тут есть два выхода: либо продолжать играть, постепенно все больше осваиваясь с механиками (по мере того как вы натыкаетесь на них, и зачастую страдаете от нежданных последствий, зато по крайней мере узнаете, чего ожидать в следующий раз). Либо относиться к Mr. President как к чистому генератору историй-симуляции и наслаждаться разворачивающимся сюжетом.
Даже в играх Витала Ласерды большинство игроков стартуют с четкой идеей, чего они хотят добиться, и в какой-то момент в первых партиях осознают, где именно все пошло не так, как планировалось. Тут же... скажем так: я никогда прежде не был настолько сбит с толку и ошеломлен изобилием информации, осваиваясь с настолкой. учетом всех часов, потраченных на чтение правил, партии, чтение тем на BGG и снова партии, на вопрос "получил ли я фан?" я вынужден ответить "нет". В Джон Компани я чувствовал, что управляю ситуацией, и даже прикупил пару книжек по описываемой эпохе, потому что хотелось узнать больше о том, что происходит в игре. В случае с Mr. President у меня ощущение, что я дергаю за рычаг огромного непостижимого механизма, чтобы узнать, что он выкинет на этот раз, и в то же время задаюсь вопросом, почему бы не потратить это время на чтение хорошей книжки по геополитике. С каждой партией я узнавал все больше о том, как устроена игра и как можно ею манипулировать, но фана это не доставило.
Для меня Mr. President - словно сериал, который друг порекомендовал со словами "продержись до третьего сезона, тогда станет по-настоящему интересно". Если вы привыкли к играм про эпических масштабов конфликты и/или долгим соло партиям, то большая часть вышеописанной критики для вас, наверное, неатуально. Могу себе представить игроков, которые покупают Mr. President и выделяют для него отдельный стол на пару недель/месяцев, чтобы насладиться игрой. Но можно ли назвать это собственно игрой, если столько времени уходит на механические процедуры?
Невольно возникает вопрос, не смотрелся ли бы Mr. President лучше в формате компьютерной игры, чтобы игрок проводил больше времени за раздумьями о последствиях своих действий, и меньше за обработкой этих действий. Для некоторых людей наблюдение за постоянно меняющейся системой, постоянно порождающей совершенно новые ситуации, станет главным источником фана, а для других это станет главным препятствием к получению фана от Mr. President. Вопрос лишь в том, какого рода вы игрок, и сколько времени готовы потратить на это...