![]() |
Заканчиваются сборы на HEXplore It: The Mountains of Godai |
Новая часть HexploreIt - башенная защита в мезоамериканской стилистике. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Catacombs Fortress of Nazemoor |
Щелчковый данжен кроулер на ловкость. | |
![]() |
Предзаказ на «Тайну пещеры Толка» |
Подземелья для детей, с монстрами и сокровищами. | |
![]() |
С миру по нитке [14.02.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Опечатки на ко... | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Sentinels of the Multiverse: Definitive Edition |
Карточный супергеройский босс баттлер с модулируемыми колодами. |
игры |
Ведьмак: Скеллиге
Ведьмак: по Следу Монстра Ведьмак: Старый мир |
компании |
GaGa Games
Go On Board |
Дата: | 06 июня 2023 |
Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
8.5836 |
![]() |
- |
Перевод обзора с BGG. Фото с BGG
У «Ведьмака» есть все атрибуты замечательной приключенческой игры... но не идеальной.
Мы сыграли партию на двоих — база плюс несколько интересных фич из дополнений, таких как новые механики ослабления, мутагена и бомбы из «По следу монстра». Ранее я также сыграл ознакомительную соло-партию без всего этого, так что могу более-менее судить, насколько эти нововведения меняют геймплей.
Прежде всего хочу отметить, что игра очень нагруженная. Мне очень нравится поле — и иллюстрации, и стиль, и большие габариты (хотя их можно отнести и к минусам). Без вышеупомянутых дополнений на поле много всего, но не чрезмерно много. С дополнениями же игра становится перегруженной и пожирает всё свободное пространство на столе. Правда, при всём при этом я буду играть дальше с дополнениями, потому как, на мой взгляд, они улучшают геймплей.
Без допов игра по сути очень простая. За счёт розыгрыша карточек вы перемещаетесь по локациям и совершаете там действия (напоминает размещение рабочих). Так просто, что почти скучно. Для победы нужно первым собрать 4 трофея, для чего нужно убивать монстров, сражаться с другими ведьмаками или медитировать. Но в основном именно убивать монстров, поскольку вы не можете медитировать, пока не выкрутили на максимум один из 4 своих параметров (для чего нужно качать уровни), а сразиться с каждым другим ведьмаком можно только по разу. В партии на двоих вы можете добыть лишь 1 трофей за счёт битв с конкурентами, а медитировать получится лишь на позднем этапе игры, так что вначале выбора нет: только монстры. Однако для победы в бою нужно сначала немного забафаться: побродить по полю, совершая в локациях действия поиска «следов монстра» (что позволит атаковать первым), и прокачать параметры (что даст больше силы/защиты в бою). Каждый раунд вы получаете 1 новую карточку для вашей колоды/запаса HP, так что на старте развиваетесь довольно медленно. А при получении нового уровня вы просто берёте ещё 1 карточку из колоды (*зевок*).
Итак, в первую фазу хода вы просто передвигаетесь и совершаете в локациях довольно скучные действия. Вторая же фаза хода — моя любимая. Читать карточки приключений очень увлекательно. Это напоминает мне контакты в «Ужасе Аркхэма» третьей редакции — мой любимый элемент игры. Художественные описания отличные, мини-истории фановые. К тому же карточек очень много, так что скорее всего вам ни разу не попадётся одна и та же. Мне не слишком нравится наличие двух колод — городской и глуши, — из которых можно свободно выбирать. Лучше бы поделили локации на «городские» и «глушь». Впрочем я отвлёкся от объяснения, почему первая фаза мне в целом не очень нравится. Каждая локация — это город, так что карточки приключений в глуши тут смотрятся совершенно нелогично, да и выбор между ними по сути иллюзия: от тебя всё равно ничего не зависит, так что ты просто решаешь, хочется ли в этот ход поприключаться в глуши или в городе.
В третью фазу хода игроки добирают карточки, чтобы в руке их было не менее 3, и выбирают ещё одну с рынка и добавляют себе в руку — это и есть элемент декбилдинга. По идее эту фазу можно легко разыграть, пока следующий игрок уже начинает свой ход, но мы постоянно мешаем другу другу. Я пытаюсь просмотреть лежащие на поле карточки, а второй игрок уже перемещает своего персонажа... в общем, получается неразбериха. Однако третья фаза очень важна, потому что вам просто необходима эта дополнительная карточка: она не только увеличит ваш запас HP, но и даст вам новые, более мощные способности. Однако, повторюсь, вы получаете всего 1 карточку в ход, так что вам предстоит несколько утомительно долгих ходов блуждания по полю и скучных дел, прежде чем вы накопите сил и сможете бросить вызов монстру.
С вышеупомянутыми дополнениями игра становится перегруженной (поле сильно загромождается), но в то же время и более интересной. Первая фаза игры практически не меняется, только теперь вы можете собирать жетоны слабостей монстров (доп «По следу монстра»). Они разбросаны по разным локациям, и если вы соберёте один или несколько, то получите какой-то приятный баф в бою с соответствующим монстром. Это поощряет ходить в разные локации, а не только туда, где можно обычно собирать следы монстра. Действиям в локациях вы теперь уделяете меньше внимания: просто планируете оптимальный маршрут к жетону слабости и по пути совершаете действия в попавшихся локациях. Они по-прежнему скучные, но необходимые.
Новые карточки монстров почти вдвое больше оригинальных. Из-за этого они мешаются на поле; в инструкции даже специально сказано положить их рядом с полем. В принципе, их можно уместить на поле, однако сверху будут лежать дополнительные карточки приключений из допа «Набор приключений», и их не будет видно — во всяком случае если играть вдвоём и сидеть рядом друг с другом. Я обожаю дополнительные карточки приключений, потому что они делают колоду вдвое толще — теперь почти все приключения будут уникальными. Но они занимают столько места на поле... На мой взгляд, под эти большие колоды нужно отдельное место на столе. Словом, хоть мне и нравится дизайн поля, как минимум правую половину следовало бы переделать для большей эргономичности.
Нововведение в виде получаемых при наборе уровня карточек мутагена тоже радует. Обычно при получении нового уровня вы просто берёте в руку новую карточку, что очень уныло. Теперь вместо этого вы тянете 3 карточки мутагена, выбираете одну и кладёте рядом со своим планшетом. Эти карточки дают полезные в бою способности, причём они весьма разнообразны. Ещё одно нововведение — карточки бомб, которые при желании можно взять каждый раз, когда вы тянете карточку зелья, однако после этого придётся либо сбросить зелье, либо заплатить за него золотом. И это здорово, потому что добавляет в игру интересных решений. Всего у вас может быть до 4 зелий и 4 бомб.
Правда, все эти дополнения делают игру немного легче, поскольку в бою вам помогают и слабости монстров, и бомбы, и мутагены. К тому же на рынке доступны новые, более мощные карточки, которыми можно ещё больше усилить свою колоду. Тем не менее нововведения делают игру интереснее, так что я всегда буду использовать их. Однако, как уже говорилось, они значительно захламляют стол; колоды, лежащие на столе и рядом столом, становятся намного толще/больше. Да и каждому игроку теперь требуется больше свободного пространства.
Ещё должен отметить, что «Ведьмак» съедает много времени. Эта игра явно расчитана на 1–2 человека, я вряд ли рискну разложить её хотя бы втроём. В партии на двоих ходы протекали довольно гладко, поскольку второй игрок зачитывает вам варианты действий на карточке приключений, а вы делаете выбор. В боях же второй игрок управляет колодой монстров и решает за монстра, будет ли он использовать наскок или укус... правда, тут тоже лишь иллюзия выбора, так как результат всецело зависит от рандома. Бои ведьмаков в партиях на двоих редкость, поскольку вы сможете выбить из соперника лишь 1 трофей, остальные надо добывать в основном из монстров.
Если же игроков больше 2, то партия сильно затянется из-за даунтайма в вышеперечисленных фазах игры, а также из-за того, что ходы тут довольно длинные — остальным остаётся только скучать. Поэтому лично я рекомендую играть составом не больше, чем 2 игрока, чтобы не портить фан от карточек приключений и от боёв. Соло «Ведьмак» тоже неплох, поскольку вы можете сами управлять колодой монстра; фан не теряется. Быть может, я рискну сыграть втроём, но лишь в том случае, если наберу группу, у которой нет никаких проблем с параличом анализа. А уж играть на 4 или 5 человек точно никогда не стану.
Может показаться, что игра плохая, потому что у меня к ней много претензий, но это вовсе не так. Я критично разбираю «Ведьмака» именно потому, что он мне очень зашёл. Это одна из тех игр, каждый элемент которых хочется улучшить и отполировать. Сейчас я активно охочусь за допами, которые не взял на «Кикстартере». Да, «Ведьмаку» не помешает переработка дизайна поля и локаций, а также более интересные действия в локациях. Но зато карточки мини-историй и битвы с монстрами потрясающие. Составлять цепочку из карточек и проворачивать комбо очень фаново. Я поставлю оценку 9 баллов, поскольку я обожаю геймплей, но отниму 1 балл за вышеперечисленные недочёты.
+ Шикарные и не повторяющиеся карточки мини-историй/квестов.
+ Очень фановые бои с монстрами (если использовать слабости монстров).
+ Отличный ораганайзер.
+ Много ведьмаков на выбор, у каждого своя уникальная способность.
* Компоненты в целом замечательные, но мне не понравились жетоны денег.
− Унылые действия в локациях.
− «Выборы» на карточках приключений и при управлении колодой монстра — чистый рандом, непонятно почему.
− Покер на костях скучный.
− Загромождённое поле.
Мы заказали полный фарш-делюкс и всю неделю играли в «Ведьмака» втроём. Обзор базируется на полупартии в базу и трёх партиях со всеми допами (в стандартном соревновательном режиме, не кооперативе).
Первым делом в глаза бросилось, сколько времени занимает раскладка игры. Чтобы оно стало более-менее приемлемым, необходимо рассортировать все карточки и прочие компоненты. Желательно разложить относящиеся к каждому персонажу компоненты (жетоны, кубы, стартовые карточки) в отдельные мешочки. Когда вы освоитесь с базой, можно замешать в неё все дополнения, поскольку их карточки не сильно меняют базовый геймплей.
Допов тут довольно много. Большинство просто вводят в игру новых персонажей (маги, Цири, ведьмак школы Мантикоры), но некоторые также существенно влияют на геймплей. Так, бомбы и мутагены исправляют слабые стороны базы (зелий мало и они скучные, а получение нового уровня мало чего даёт). Лично я считаю обязательным доп «По следу монстра», так как он даёт монстрам больше индивидуальности, а также поощряет исследование карты (даёт жетоны слабости). Доп «Конь» не более чем приятная мелочь. Дополнительные карточки контактов и рынка из допов также добавляют разнообразия. Главный вопрос: брать или не брать «Скеллиге». Его я обсужу ниже.
+ В «Ведьмаке» есть много способов достичь намеченной цели (есть даже варианты с кооперативом). За три полноценные партии мы увидели меньше половины контента игры. Арт тут потрясающий, миниатюры очень качественные. Если брать полный фарш, вы увидите, как каждое дополнение ещё больше улучшает и без того прекрасный внешний вид игры. А ещё тут шикарный органайзер, очень удобно сортирующий компоненты. Коврик тоже удобный, отлично экономит место на столе.
+ «Ведьмак» очень тематичен. Не припомню другой настолки, в которой все элементы игры (арт, механики, внешний вид, баланс) настолько тесно связаны с сеттингом. Это главный плюс «Ведьмака». Если вам хотя бы немного нравятся книги/сериал, то игра вам явно зайдёт.
+ Что ещё важнее, играть в «Ведьмака» интересно. Карточные бои с элементом декбилдинга увлекательнее, чем просто броски кубика, а разные способности и колоды у каждого персонажа делают их уникальными, но в то же время не настолько, чтобы возник дисбаланс или чтобы освоение нового персонажа представляло проблему. Правила простые и понятные. Это игра из тех, в которых после первой пары ходов всё стаёт более-менее интуитивно понятно. Можно даже планировать ходы наперёд, что смягчает даунтайм. Благодаря продуманным механикам тут нет пустых ходов, в которые игрок ничего не добился. Партия заметно ускоряется на более поздних этапах игры, когда у игроков уже есть полноценные колоды и начинается гонка, кто первым доберёт трофеи.
* Ведьмаку очень не помешала бы дополнительная книга правил в духе «Войн Ктулху», где перечислены все правила из допов. Рыться в 8 книжках каждый раз очень неприятно и резко тормозит игру. Собственно, в книгах правил всё прописано чётко и понятно, однако информация слишком разбросана по разным книжкам.
* Партии долгие. Некоторые допы ещё больше затягивают их, но ненамного. Проблема в базовых механиках и победном условии — из-за этого партии гарантированно затягиваются. Даже при том, что у нас группа очень опытных игроков, которые могут сыграть в сложную настолку вроде Pipeline менее чем за 2 часа, «Ведьмак» отнимает у нас больше 3 часов при игре на троих, даже спустя несколько партий, когда мы уже освоились. Думаю, этот недостаток не получится исправить, не разрушив атмосферу или баланс. Остаётся только привыкать планировать ходы наперёд и не попадать под паралич анализа. Если же ваши игроки отвлекаются на посторонние вещи, то партия вообще зависнет.
* «Ведьмак» занимает очень много места на столе. Для одних только персонажей требуется больше места, чем для большинства настольных игр, а ещё надо место под почти дюжину колод и груды жетонов. Плюс множество минек монстров, которые должны находиться в пределах досягаемости, запас монет и кубики... Игра занимает не меньше места, чем «Возвращение в Тёмную башню», «Сумерки империи» и Heroes of Land, Air and Sea. Органайзер заметно помогает, но всё равно неопытным настольщикам придётся тяжко.
* В «Ведьмаке» есть проблема убегающего лидера. Тот, кто первым завалил второго монстра, как правило становится достаточно силён, чтобы сразу пуститься в погоню за последним (или последними) трофеями. И другие игроки мало чем могут ему помешать — только надеяться, что ему не повезёт и у них будет время догнать его. Проблема в том, что когда вы побеждаете монстра 2 уровня, ваши характеристики, скорее всего, уже выкручиваются на максимум. Вы можете уверенно бросать вызов большинству монстров 3 уровня и легко выносить любых оставшихся на поле монстров уровнем ниже. Вы также в состоянии отбиться от нападения другого ведьмака (не то чтобы это сильно важно — последствия проигрыша в бою с конкурентом мизерные). Поэтому финал игры, как правило, сводится к безнадёжному соревнованию с лидером, который скорее всего не даст себя догнать. Вдобавок этот дисбалансный момент тесно связан с ещё парой дисбалансных моментов — подробнее о них ниже.
− Баланс по большей части неплох, но есть несколько важных недочетов. Самый очевидный — это огромный общий пул предназначенных для декбилдинга карточек рынка, что подталкивает игроков следовать одной базовой стратегии — массированного первого удара. То есть за счёт зелья взять дополнительные карты, вытерпеть удар монстра в первый раунд, а потом накидать как можно больше урона как можно быстрее. Размер руки слишком мал, а щиты (как для магов, так и ведьмаков) попадаются не слишком часто, так что стратегия медленного резания монстра по кусочкам малоэффективна. Оптимальнее быстро выдать кучу урона, а не осторожно балансировать между прокачкой щитов, урона и вытягивания карточек. К тому же всегда полезно иметь в руке как можно больше карточек — тогда потерять несколько при получении урона или от спецспособностей монстров не так страшно. Да и длинные цепочки-комбинации проворачивать с маленькой рукой не выйдет. В общем, на первый взгляд механики боя в «Ведьмаке» глубокие и кажутся фановыми, но на практике всё сводится к накапливанию как можно большего количества красных карточек на 3–4 урона и надежде, что монстру не попадутся карточки на 5 урона (особенно в первый раунд).
− Также есть дисбаланс между персонажами. Стартовые колоды довольно сбалансированны, хотя вы будете стараться как можно быстрее заменить их на карточки с общего рынка. Проблема заключается в спецспособностях персонажей. Большая часть сбалансированны, но есть парочка, которые явно лучше остальных, и одна-две совершенно ломаных. Так, способность ведьмака школы Змеи (особенно после поднятия уровня) превращает бои с большинством врагов (как монстров, так и ведьмаков) в лёгкую прогулку. Способность Цири сверхмощная на всех уровнях, особенно в лейте, когда в вашей колоде много урона. Эти недочёты баланса ещё больше усугубляют проблему лидера.
− Также стоит отметить огромную разницу в доступных игрокам стартовых ресурсах в зависимости от порядка хода. Первому игроку доступно до абсурда мало ресурсов (и это при том, что ходить первым — очень слабый бонус), третий же буквально купается в изобилии стартового золота и карточек. Нам пришлось захоумрулить, что у всех по 4 карточки на старте, у ходящего первым игрока 3 золота, а у каждого последующего на 1 больше — так намного сбалансированнее. За три наши партии первый игрок ни разу не победил и отставал от остальных.
− Последний дисбалансный момент связан с дополнением.
В этом дополнении есть много хорошего. Новые задачи и возможности для игроков, а также события с уникальными механиками. В этом плане «Скеллиге» — отличное дополнение и отличный способ разнообразить прокачку, когда доступные на основном поле опции надоедают. Также можно прокачаться за счёт битвы с новым врагом Дагоном. В целом нашей группе нравится играть с этими дополнением: оно добавляет в игру много интересных возможностей. Однако...
Оно резко ускоряет прокачку игроков — особенно доступный на острове Ард Скеллиг апгрейд на выбор, а также перебор карточек трофеев (чтобы получить трофей получше) на одном из других остров. Открывающиеся через события острова тоже крайне полезны по сравнению с континентом. И хотя путешествие на острова сопряжено с риском, он не так уж велик по сравнению с наградой. Кроме того, на всех островах кроме Дагона одновременно может присутствовать только один игрок, так что игрок на острове может вновь и вновь атаковать одного и того же монстра без страха, что другие игроки его перехватят. Это существенно облегчает прохождение монстров 3 уровня.
С другой стороны, Дагон — неоднозначный бонус: он не считается за трофей, и бой с ним зачастую не стоит потраченного времени. Также на островах спавнятся квесты на поиск следов монстров и жетоны слабостей — особенно на старте, когда попасть туда заметно труднее. Ещё одна неприятность — ограниченное количество доступных лодок: если будет много желающих попасть на острова, то возникнет пробка.
В целом дополнение очень на любителя. Оно ускоряет игру, однако вам, возможно, потребуются хоумрулы во избежание монополизации островов. И награду за Дагона стоило бы сделать привлекательнее. Тем не менее Скеллиге фаново, и мы будем и дальше играть с ним — возможно, с некоторыми хоумрулами.
Из вышеперечисленного может показаться, что нашей группе не слишком понравился «Ведьмак», но это не так. Он очень зашёл нам и не уйдёт со стола в ближайшее время. Несмотря на некоторые недостатки (неизбежные для столь масштабной игры), база фановая и является одной из самых тематичных настолок, которые я пробовал. Я бы назвал «Ведьмак» улучшенной версией Runebound — тоже приключенческой игры с открытым миром. На партию в «Ведьмака», скорее всего, уйдёт весь вечер выходного дня, но он того стоит: одна из лучших игр в своём жанре. Дополнения к игре тоже отличные — добавляют разнообразия, не делая правила или механики чрезмерно громоздким.
Если вы фанат приключенческих игр, то «Ведьмак» — мастхэв. В противном случае (с точки зрения среднестатистического настольщика) я бы поставил ему 9 из 10 баллов.