Эверделл — это как декоративное мыло: выглядит потрясающе, но зачем? Да, игра безумно красивая: иллюстрации, компоненты — всё радует глаз. А вот за деревце разработчикам отдельный "привет" — это ведь чисто декоративная штука, которая никак не влияет на геймплей. Для сравнения, в том же Белом замке картонные конструкции реально участвуют в процессе игры и делают его интереснее. Даже в Кольт Экспрессе картонный поезд — не просто декор, а полноценный элемент взаимодействия, на котором разворачиваются игровые события. А тут? Только ради вида.
Теперь про геймплей. Отсутствие механики драфта и движения рынка убивает стратегическую глубину. Все просто вытащили себе карты и пошли строить свои "сказочные домики". Никакой возможности поработать с общей колодой, сделать хитрый выбор, подрезать сопернику нужный ресурс. Ты либо надеешься, что нужная карта выпадет, либо просто смиряешься, что комбы не сложились. Из-за этого складывается ощущение, что успех во многом зависит от удачи, а не от твоих решений.
И ещё про цену. Да, компоненты шикарные, но отваливать такие деньги за "внешний вид" и декорацию в виде дерева, которая занимает место на столе, но никак не используется в процессе игры? Это уж слишком. При этом аналогичные игры с глубоким геймплеем и интересными механиками стоят заметно дешевле.
Если вам нужна игра для фото в Instagram — да, Эверделл шикарно зайдёт. Но если хочется стратегического челленджа, интересного взаимодействия и хорошего соотношения цены и качества, лучше присмотреться к чему-то другому. Моя оценка — 4 из 10. За что-то большее одной красоты недостаточно.
Источник https://nastol.io/everdell/reviews/268748
"в том же Белом замке картонные конструкции реально участвуют в процессе игры". Ровно также как дерево в Эверделле))) Но дерево даже полезнее, на нем хотя полезная инфа по сезонам написана, а мосты вовсе не нужны. Достаточно рисунка на поле.
"Отсутствие механики драфта и движения рынка убивает стратегическую глубину." Даже любопытно, насколько автор ошибся в правилах. Почему у него нет движения рынка, когда любой участник может играть карты прямо с рынка, а не с руки. То есть у вас буквально каждый ход выбор из 10+ карт. Недостаточно для стратегий? ну-ну) зависит от удачи, ну-ну)
Сразу видно вы не очень много играли в Эверделл. Конечно игра не супер глубокая, но там точно есть несколько более эффективных тактик, о которых вы даже не подозреваете.
Просто как пример расскажу: игрок в нашей компании победил имея город, достроенный только на 2/3 (около 10 карт было выложено, среди них может быть 1-2 пары), но отрыв в ПО от второго места был почти в 2 раза. А рядом с городом возвышалась большая стопка монеток. Тактика - перегонять ресурсы в ПО при помощи таких карт как монах, резчик, землекоп, дворник и тд. Так же можно играть через темницу+университет, через короля и события, и еще есть некоторые варианты. В общем способов победить в игре (особенно если это голая база) я не скажу что прям сильно много, но они точно есть и куда более интересные, чем полагаться на полный рандом и просто собирать парочки. Базовая коробка, конечно, самодостаточная, но я советую добавить к ней золото долины и фестиваль, эти два допа считаю лучшими, потому что они не смещают игровые акценты базы в свою пользу, но при этом довольно сильно усложняют и оживляют игру, а карты крыс вообще вносят реальную конфликтность и более плотное взаимодействие. Например, становится трудновато держать в голове план на всю игру вперед зная что у другого игрока на руке есть коричневая крыса.
Спасибо! Делать ставку на перегон ресурсов в ПО - очень интересная идея! Обязательно попробую! А Вы этим, случайно, игру не сломали? :)) Что касается темницы и университета, то это, фактически равносильно своеобразной локации, которая приносит ресурсы плюс ПО за выставление рабочего и, опять таки, это пара:) делать ставку на Короля мне кажется такое себе. Так как для получения событий все же нужно строить определенные сеты из карт и все вокруг тоже точат зубы на события. Т.е., если есть король нужно сместить акцент в сторону событий, но строить на этом стратегию, имхо, нельзя. К тому же Король, если память не изменяет, редкая карта и не факт, что попадется в начале игры, а ближе к середине и концу велика вероятность, что короля заберут раньше Вас, видя, что Вы собираете события... Еще раз благодарю за ответ!
Я отнюдь не хочу сказать, что игра плохая. Игра замечательная и у нас всем очень нравится. У нее чудесный арт, она атмосферна (за счет арта как раз). Дерево - спорное решение (недаром, в одном из дополнений добавили возможность играть без дерева) но нам нравится, так как добавляет атмосферы. Играем в нее, когда хочется чего-то уютного, безконфликтного и не мозголомного.
Но стратегичеости в ней не вижу. Вот у меня рука, вот поляна, исходя из этого вычисляем ресурсы, которые нужны, чтобы собрать пары. Так как именно пары обычно больше всего очков приносят. Краем глаза подглядываем на события, плюс помним о том, что определенные пары приносят дополнительные очки в конце игры. Можно играть, забирая карты, нужные другим, но это менее выгодно, как по мне, да и конфликтность добавляет, что этой игре совсем не идет)
По мне, субъективно, было бы здорово, если бы карты влияли бы друг на друга, чтобы можно было строить комбинации, которые дают гораздо больший синергетический эффект, чем карты по отдельности. Но здесь, в основном, из карт можно составлять только независимые пары.
В дополнении "Лесной экспресс" с этим моментом все становится лучше. В ванильном Эверделле, навскидку, многое комбится с "Университетом" (та же "Башня", к концу перестающая быть полезной, "Развалины" или одноразовый по сути "Следопыт"); "Дворник" иногда хорошо работает со "Складом"; "Суд" позволяет "бесплатно" ставить "Кран", а затем и вовсе заработать на постройке за сброс Крана и т.д. Но да, здесь не столько "стратегия", сколько надежда вытащить нужные карты и необходимость искать способы прокрутить колоду)
Вы правы... Но это скорее исключение. Т.е., некоторые карты просто более полезные, чем другие, типа крана (вообще, читерская, по моему) ф. И если их вытащишь, то да, хорошо, не вытащишь - не повезло... Т.е. нет таких явных стратегий построения своей колоды, когда получаешь синергию от взаимодействия карт... В Лесной экспресс играл всего один раз, не успел оценить... Мне пока кажется самым полезным допом Фестиваль
Для чистки поляны, если там выпало совсем не то, могу предложить хоумрул - при выкладывании на поляну дубля карты (которая там уже есть), этот дубль замешивается обратно в колоду и выкладывается новая карта, если за это единогласно проголосовали все игроки.
Решил еще раз прокомментировать данный отзыв, потому что встречал много отзывов этого автора на другие игры. Человек явно опытный игрок и большой авторитет в настолках (без сарказма), но такое впечатление что попал под влияние своих же собственных стереотипов. Если что, я не какой-то там фанбой эверделла, это далеко не моя любимая игра, но в данном случае мне просто стало за нее обидно. Я все понимаю, каждый имеет право на свое субъективное мнение, но тут явно слишком поверхностные суждения и просто объективно не правда.
Вероятно, обозревать такое количество игр сложно (а в них же еще надо поиграть и разобраться!), что вынуждает автора «прыгать по верхам» и делать поспешные выводы, как здесь. Без обид, но если увижу отзыв этого человека на какую-то интересующую меня игру, десять раз подумаю прежде чем ему верить.
Возникли вопросы по Эверделл. Как происходит смена сезона? Один игрок заканчивает весну, берет нового работника, собирает урожай. Другой игрок делает ход и не заканчивает сезон. Игрок который до этого сделал подготовку к лету, делает ход или ждёт когда весну завершит соперник?
Следопыт. Перемещает размещенного работника на новую локацию. На новой локации тут же собираются ресурсы?
Все карты событий проверяются в конце игры, когда происходит подсчёт очков.
Награда за выполнение События "Послабление налогов" - 3 ПО + соберите урожай с зелёных карт. Внимание знатоки! Собираем ресурсы с зелёных карт в конце партии? или собираем ресурсы сразу же ?
Вроде бы логично, что собрать ресурсы нужно сразу, ведь в остальном это прям очень не эффективно(А ведь карта не такая уж простенькая, требует Королеву и Судью) но в чём проблема была указать это на карте? "Сразу же соберите урожай". Либо она действительно работает как все остальные события, и её единственное назначение — получить Смолу/Камень в конце игры, чтобы за счёт Архитектора получить дополнительные победные очки.
Эта игра - претендент на самый душевный и не душный еврогейм для посиделок. Прекрасные арты, простейшие правила, внезапно существующий лор у игры и атмосфера каких-то старых добрых лесных братсв в духе Редволла. У всей игры ровно один, но существенный минус - цена. База свои деньги отобьет сразу же, она стоит каждой копейки. А с дополнениями (которые вообще не обязательны, но приятно добавляют атмосферы) ценник растет уж слишком существенно. Если ищете подарок кому-то, любящему такой добрый зверушечный вайб или себе любимому(-ой), то берите не задумываясь! А вот сбор полного комплекта дополнений - это вопрос кошелька и почки...
Источник https://nastol.io/everdell/reviews/260497
На мой взгляд, игра добрая, не конфликтная. Оформление милое, но чересчур реалистичное, привлекательное скорее для детей, хотя это вопрос вкуса, наверное. Сыграла пару раз, но честно говоря, чисто для меня азарта маловато, так что больше и не хочется.
Врать не стану, я несколько предвзят в отношении этой игры. Считаю ее недооцененной с точки зрения глубины, но не могу не признать очевидных минусов. Но обо всем по порядку
Непросто развивать свой город в лесном царстве, но мы справляемся. Разыгрываем карточки, строим здания, заселяем туда жильцов. Построили 15 карточек - игра для Вас окончена. Но путь к этой цифре тернист и полон непростых решений. Не сразу понятно, но в игре есть несколько разных стратегий, которые очень органично между собой переплетены и создают паралич анализа. Разыгрывать фиолетовые карточки, понасоздавав себе челленджей, или построить лишь зеленые карты, собирая плоды каждую смену сезона? А нужны мне эти ресурсы позже или лучше сейчас построить карту с руки? Вдруг пригодится осенью. Ты не знаешь что выбрать, карт много, возможностей полно (хотя действий всего три), конкуренция за локации - в этой игре есть все базовые приколюхи евро-игр. И даже кое-что особенное и вместе с тем по-настоящему сомнительное
Это смена сезона. По лору игры мы все готовимся к зиме, строя свой городок. Но одно из базовых действий называется "смена сезона" и оно гласит, что именно Вы как игрок ныряете из весны в лето или из лета в осень. Это приносит Вам плоды с некоторых Ваших карт и добавляет рабочих. Но вместе с тем - сильно рушит темп и пропадает ощущение синхронности происходящего - несмотря на конкуренцию за карточки на поляне или взаимодействие на разыгранных картах, мы как бы ковыряемся в своем огороде и это довольно странно осознавать. Особенно учитывая то, что ни зимних, ни осенних оттенков в игре нигде не присутствует
Далее - поверхностность игрового процесса. К сожалению, Эверделл из тех игр, где без дополнений база надоест за 5-7 партий. Вы плюс-минус будете знать стратегии и выберете неплохой для развития путь. Это скорее минус для тех, кто хочет домой приятной семейки на долгий срок. Мы, прожженные картонофилы, сразу закладываем бюджет на допы, поэтому у игры и оценки выше, как мне кажется
Но если я перечислил довольно жирные минусы (как механические, так и по ощущениям), то почему ценю игру так высоко? Почему не продаю ее, наигравшись очевидно в более сильные вещи, по типу Острова кошек? Все просто - игра пришла в нужное время и расцветает с допами
Эверделл была моей первой карточной евро-ласточкой с полем и продакшеном. В ней очень простые правила и она восхитительно, обескураживающе, завораживающе выглядит. С первой партии игра окутывает как теплое одеяло и не отпускает до конца. Ты буквально видишь эту поляну, эти здания, этих животных всех мастей, что стараются построить свои дома и жить в них, работать, развиваться, проводить мероприятия и страдать от катаклизмов. Вайб у игры уникальный, после партии ты и правда жил в этом лесном царстве и грустно его покидать
А если добавить к игре дополнения, то ситуация меняется. У меня лишь два их: "Острые хребты" и "Лесной экспресс", и боже, как же Эверделл похорошел! "Хребты" делают игру гораздо кризиснее, голова скрипит от анализа ситуации, ведь в конце партии Вам нужно спонсировать экспедицию и она требует ресурсов. А где их взять? А город как строить? А целей добиваться? Жесть! А туристы на "Экспрессе" приехали, как им угодить? Да, стало чуть проще, карту можно забронировать, но смогу ли я ее реализовать? А почти 60 новых карточек жильцов и зданий, что имеют синергию между собой? Ужас просто! С дополнениями Эверделл становится кризисным евро с комбо и еще более серьезным параличом анализа
В итоге я получил глубокую, серьезную игру, но за большие деньги. Не всегда за нее сажусь, много играю в другое. Зачем она мне? А затем, что это изумительная, простая и легкая семейка, как и воздух в Эверделле, где живут Ваши 15 карточек, откуда не хочется уходить и всегда радостно вернуться. Стоят ли прорезиненные ягодки-ресурсы и шикарный арт своих денег? Не мне решать. Но я точно знаю - впечатления не связаны с ценой. Потому снова и снова прихожу в Эверделл
Красивое оформление и приятный сеттинг, в целом очень классный продакшен (порой бессмысленный и беспощадный, ярчайшим признаком чего стало бесполезное дерево), но достаточно пресный игровой процесс на мой вкус. Эффекты карточек порой попадаются интересные, но это еле еле оттеняет однообразность геймплея. Предпочту почти всегда другие игры, хоть она и довольно неплоха в своей нише.
Источник https://nastol.io/everdell/reviews/235020
При розыгрыше Почтальона следует взять две карты и разыграть одну из них бесплатно. Срабатывает ли при этом свойство разыгрываемой бесплатно карты? У нас получилась следующая ситуация: игрок разыграл Почтальона, одна из двух последующих карт также оказалась Почтальоном. Игрок снова разыгрывает Почтальона и пользуется его свойством. В двух следующих картах снова Почтальон (!). Снова играет его, пользуется его свойством и тянет еще две карты и играет еще одну карту. В итоге разыграно 3 карты Почтальона + еще одна карта.
Свойство карты разыгрывается по обычным правилам. Так что в примере все сделано законно, но, если не ошибаюсь, почтальон не приносит очков, зачем три драгоценные ячейки города на это тратить
Вопрос....карта темницы. Как ей правильно пользоваться? Можно подробнее чем в правилах написано объяснить? Получается, что ей можно воспользоваться только дважды, если ещё и следопыта к ней привинтить, или в паре с ним она даёт скидку в два раза больше и её можно использовать хоть сколько раз?
Можно воспользоваться только дважды, в темнице 2 камеры, одна доступна сразу, другая становится доступна, когда в вашем городе появляется Следопыт. Следопыта при этом нельзя посадить во вторую камеру. Темница - довольно сильная постройка и в таком виде. Скидка от нее - это приятный бонус к тому, что она позволяет дважды убрать жителя (=освободить слот в городе), чтобы потом заново взять/найти такого же и прокрутить его бонусы повторно. Безлимитное использование поломает игру.
Смотря на нынешние цены допов, боюсь никакие. Если хотели бы какой то один то или острые хребты или лесной экспресс Хребты дают игре кризисность и начинают играться по другому Экспресс улучшает возможность взаимодействия с картами с поляны, а также добавляет кучу новых карт, а также 2 новых основных события и два модуля с резервированием карты с поляны в каждом сезоне и покупкой ее со скидкой в ресурс, а также билеты на поезд, которые позволят два раза за игру переместить своего работника из одной локации в другую
Из фестиваля нужны только ассиметричные лидеры. Надо ли ради этого покупать его, вопрос хороший. Лучше напечатать их
Ручей - просто немного расширяет игру. Добавляет карты в основную колоду. С Экспрессом эти карты совсем теряются. Чудеса - вообще отстой, превращают игру из строительства города в гонку за жемчужинами.
Хребты - увеличивают кризисность, порой игра превращается в головоломку, как выкрутиться при тотальном дефиците ресурсов. С другой стороны существенно помогают новые карты путешествий, а зайцы приносят солидный вклад в очки, приходится больше рассчитывать трату ресурсов.
Фестиваль - нужен только ради рынка. Но мы его просто распечатали на отдельном вкладыше. Ассиметрия допа на любителя, нам не зашла (да и их тоже легче распечатать)
Экспресс - добавляет просто кучу карт в основную колоду, помогает чаще прокручивать карты на поляне (часто это было проблемой). Как раз уменьшает кризисность доступом к дополнительным ресурсам, в итоге игра идет немного по другому, думаешь уже на какую комбо потратить ресурсы. С ним кстати можно вводить и Чудеса из Ручья, т.к. тупой гонки уже не будет (но и карт Ручья теперь фиг дождешься). Модули типа билетика и печати - мелочь и ничего особенного. Ну и со всеми примочками тут стало труднее отслеживать соперников, насколько они опережают
Золото долины - прикольно расширяют игру особо ничего не меняя (мы эти карты просто напечатали)
Короче, если 1 доп, то я бы брал Экспресс, Но веселее будет Экспресс+Хребты
Всем привет) Возник вопрос. В подготовке к игре указано: 3) Перемешайте карты леса и выложите их на лесные поляны. Выложите 3 карты для игры вдвоем и 4 карты для игры втроем или вчетвером. Оставшиеся карты уберите в коробку.
Далее есть пояснение:
КАРТЫ ЛЕСНЫХ ЛОКАЦИЙ Локации с этим символом (4) используются только в игре вчетвером. Нельзя размещать сразу двух своих работников на основных* и лесных сдвоенных локациях .
В комплекте все карты леса с символом (4) Как же тогда быть при игре вдвоём? Или это для допов указано?
Символ 4 на лесных локациях означает что ВТОРОЙ СЛОТ(помеченный этим символом) на этой локации работает только в игре на 4 игроков. Т.е. при игре втроем вы выкладываете 4 карты, но на каждой такой карте может быть максимум один рабочий, второе место не работает.
В раздел Файлы и ссылки выложил памятку, возможно, кому-нибудь пригодится: "Собрал в единую памятку информацию по подготовке к игре и действиям игрока с учетом дополнений (ручей, хребты, фестиваль, экспресс, делюкс). Делал как напоминалочку для себя, чтобы в процессе игры не лазить по правилам"
Видел где то вариант, который предлагал ополовинить количество обычных карт существ и зданий и оставить только по 1 карте уникального строения/существа Как играется без понятия,да и где этот вариант видел тоже не помню В дуэли ещё отмечают "статичность поляны", в связи с чем есть разные хоумрулы, призывающие это поправить. Но тут, если честно, на память вспомнить не могу ничего интересного.
Наиграно больше 100 партий вдвоём, тоже задались данным вопросом.
Прочитав кучу постов на bgg пришли к этому:
-1 копия каждой уникальной карты, которой обычно бывает 2 -2 копии каждой уникальной карты, которой обычно 3 -2 копии каждой обычной карты -4 фермы (из 8) -6 особых событий вместо 4
И все, игра становится очень бодрой и напряженной для двоих.
Приветствую всех! Я знаю, что Фестиваль расширяет кол-во игроков до 6. А можно ли играть вшестером следующим набором: База + Фестиваль + Острые хребты?
We don't recommend that you combine Pearlbrook with Spirecrest. It is possible, though, and you certainly could do so, even with 6 players. It's your game now, do watcha want.
Вам никто не может запретить сыграть хоть всеми дополнениями сразу )
Был опыт игры База+Жемчужный ручей+Фестиваль+Острые хребты. Играли 3 часа. Из сложного - появляется много нюансов, за которыми приходилось следить. Но партия была очень интересная и насыщенная!
По ходу моей 2-й партии возникло несколько вопросов: 1. Карточна "Жена" при делении ячейки с мужем приносит 5 очков (2 указано на карте + 3 по свойству карты), но мои сопартийцы сказали, что карта приносит не 5, а 3 очка, типа 3 не прибавляется к 2-м, а заменяет значение карты. По моему, они не правы, как вы считаете? 2. Можно ли следопыта посадить вторым местом в тюрьму? Вот по этому вопросу у меня своего мнения нет, заранее спасибо всем ответившим.
1. Жена приносит 5 очков, если делит ячейку с мужем. 2. Исходя из ответа на бгг, следопыта нельзя посадить вторым местом в тюрьму. На бгг составлен FAQ, там собраны ответы на некоторые спорные моменты.
Вот что пишут в факе, что выложен на сайте 1) Q: If someone has a Husband/Wife pair, is the Wife card worth 3 points or 5 points (base 2 + bonus 3)? A (https://boardgamegeek.com/article/29586324#29586324 & rule book, page 10, under Card Types): 5 points. All purple cards are worth their base points and their end game bonus points.
То есть да, вы получаете за жену 5 очков суммарно
2)Q: Can the Ranger go in the second space of the Dungeon? A (https://boardgamegeek.com/article/29624971#29624971)
You are not allowed to put the Ranger in the second cell.
То есть нет, нельзя сажать следопыта во вторую ячейку тюрьмы
Добрый день! Есть особое событие "Задержание расхитителей желудей" с правилом "Приняв участие, возьмите 2 или меньше существ из вашего города и положите их взакрытую под эту карту". В награду по 3 ПО за каждое существо под этой картой. Вопросы: 1) если я кладу существ из своего города под эту карту, у меня освобождаются в этот момент ячейки в городе (от этих существ)? И соответственно, я не могу больше пользоваться их свойствами? Или они (существа) продолжают занимать эти ячейки, хоть и находятся под картой особого события? 2) в момент подсчета очков в конце игры за самих этих существ я получаю очки, обозначенные на их карте? Или только вот эти 3 ПО из карты события? 3) Зачем карты существ класть взакрытую? я ведь беру их из города, их все видели. Спасибо!
Полагаю, вопрос из п. 3 отвечает на первые два: взакрытую кладутся, т.к. ни очки с их карт в конце не начисляются, ни свойствами воспользоваться нельзя, ни ячеек не занимают. Вы, как бы, поймали и задержали преступников - расхитителей желудей.
Спасибо! Я правильно понимаю, что имеет смысл пользоваться этим событием, только если собственная стоимость этих "задержанных" существ строго меньше 3? Иначе никаких очков это заработанное событие и не приносит...
Событие ситуативно, но скорее полезно. Не так уж и много существ, имеющих стоимость 3 и более, а при задержании за каждого из них получаете по 3 очка, плюс освобождаются ячейки в городе, которые можно использовать повторно с получением дополнительных плюшек
Эверделл — это как декоративное мыло: выглядит потрясающе, но зачем? Да, игра безумно красивая: иллюстрации, компоненты — всё радует глаз. А вот за деревце разработчикам отдельный "привет" — это ведь чисто декоративная штука, которая никак не влияет на геймплей. Для сравнения, в том же Белом замке картонные конструкции реально участвуют в процессе игры и делают его интереснее. Даже в Кольт Экспрессе картонный поезд — не просто декор, а полноценный элемент взаимодействия, на котором разворачиваются игровые события. А тут? Только ради вида.
Теперь про геймплей. Отсутствие механики драфта и движения рынка убивает стратегическую глубину. Все просто вытащили себе карты и пошли строить свои "сказочные домики". Никакой возможности поработать с общей колодой, сделать хитрый выбор, подрезать сопернику нужный ресурс. Ты либо надеешься, что нужная карта выпадет, либо просто смиряешься, что комбы не сложились. Из-за этого складывается ощущение, что успех во многом зависит от удачи, а не от твоих решений.
И ещё про цену. Да, компоненты шикарные, но отваливать такие деньги за "внешний вид" и декорацию в виде дерева, которая занимает место на столе, но никак не используется в процессе игры? Это уж слишком. При этом аналогичные игры с глубоким геймплеем и интересными механиками стоят заметно дешевле.
Если вам нужна игра для фото в Instagram — да, Эверделл шикарно зайдёт. Но если хочется стратегического челленджа, интересного взаимодействия и хорошего соотношения цены и качества, лучше присмотреться к чему-то другому. Моя оценка — 4 из 10. За что-то большее одной красоты недостаточно.
Источник https://nastol.io/everdell/reviews/268748
Ууу.... Интересный случай...
"в том же Белом замке картонные конструкции реально участвуют в процессе игры". Ровно также как дерево в Эверделле))) Но дерево даже полезнее, на нем хотя полезная инфа по сезонам написана, а мосты вовсе не нужны. Достаточно рисунка на поле.
"Отсутствие механики драфта и движения рынка убивает стратегическую глубину." Даже любопытно, насколько автор ошибся в правилах. Почему у него нет движения рынка, когда любой участник может играть карты прямо с рынка, а не с руки. То есть у вас буквально каждый ход выбор из 10+ карт. Недостаточно для стратегий? ну-ну) зависит от удачи, ну-ну)
Вот согласен, громоздкая хрень, но в Белом замке мосты даже не собирал, аналогично в коробку сложно убрать.
>Убивает стратегическую глубину...
Как можно убить то, чего нет)
По хорошему, все карточные комбы там упираются в "собери пару"...
Сразу видно вы не очень много играли в Эверделл. Конечно игра не супер глубокая, но там точно есть несколько более эффективных тактик, о которых вы даже не подозреваете.
Ну, партий 10 отыграл. Не знаю, насколько это много или мало)....
А что за тактики?
Просто как пример расскажу: игрок в нашей компании победил имея город, достроенный только на 2/3 (около 10 карт было выложено, среди них может быть 1-2 пары), но отрыв в ПО от второго места был почти в 2 раза. А рядом с городом возвышалась большая стопка монеток. Тактика - перегонять ресурсы в ПО при помощи таких карт как монах, резчик, землекоп, дворник и тд. Так же можно играть через темницу+университет, через короля и события, и еще есть некоторые варианты. В общем способов победить в игре (особенно если это голая база) я не скажу что прям сильно много, но они точно есть и куда более интересные, чем полагаться на полный рандом и просто собирать парочки. Базовая коробка, конечно, самодостаточная, но я советую добавить к ней золото долины и фестиваль, эти два допа считаю лучшими, потому что они не смещают игровые акценты базы в свою пользу, но при этом довольно сильно усложняют и оживляют игру, а карты крыс вообще вносят реальную конфликтность и более плотное взаимодействие. Например, становится трудновато держать в голове план на всю игру вперед зная что у другого игрока на руке есть коричневая крыса.
Спасибо! Делать ставку на перегон ресурсов в ПО - очень интересная идея! Обязательно попробую! А Вы этим, случайно, игру не сломали? :))
Что касается темницы и университета, то это, фактически равносильно своеобразной локации, которая приносит ресурсы плюс ПО за выставление рабочего и, опять таки, это пара:) делать ставку на Короля мне кажется такое себе. Так как для получения событий все же нужно строить определенные сеты из карт и все вокруг тоже точат зубы на события. Т.е., если есть король нужно сместить акцент в сторону событий, но строить на этом стратегию, имхо, нельзя. К тому же Король, если память не изменяет, редкая карта и не факт, что попадется в начале игры, а ближе к середине и концу велика вероятность, что короля заберут раньше Вас, видя, что Вы собираете события... Еще раз благодарю за ответ!
Я отнюдь не хочу сказать, что игра плохая. Игра замечательная и у нас всем очень нравится. У нее чудесный арт, она атмосферна (за счет арта как раз). Дерево - спорное решение (недаром, в одном из дополнений добавили возможность играть без дерева) но нам нравится, так как добавляет атмосферы. Играем в нее, когда хочется чего-то уютного, безконфликтного и не мозголомного.
Но стратегичеости в ней не вижу. Вот у меня рука, вот поляна, исходя из этого вычисляем ресурсы, которые нужны, чтобы собрать пары. Так как именно пары обычно больше всего очков приносят. Краем глаза подглядываем на события, плюс помним о том, что определенные пары приносят дополнительные очки в конце игры. Можно играть, забирая карты, нужные другим, но это менее выгодно, как по мне, да и конфликтность добавляет, что этой игре совсем не идет)
По мне, субъективно, было бы здорово, если бы карты влияли бы друг на друга, чтобы можно было строить комбинации, которые дают гораздо больший синергетический эффект, чем карты по отдельности. Но здесь, в основном, из карт можно составлять только независимые пары.
В дополнении "Лесной экспресс" с этим моментом все становится лучше. В ванильном Эверделле, навскидку, многое комбится с "Университетом" (та же "Башня", к концу перестающая быть полезной, "Развалины" или одноразовый по сути "Следопыт"); "Дворник" иногда хорошо работает со "Складом"; "Суд" позволяет "бесплатно" ставить "Кран", а затем и вовсе заработать на постройке за сброс Крана и т.д. Но да, здесь не столько "стратегия", сколько надежда вытащить нужные карты и необходимость искать способы прокрутить колоду)
Вы правы... Но это скорее исключение. Т.е., некоторые карты просто более полезные, чем другие, типа крана (вообще, читерская, по моему) ф. И если их вытащишь, то да, хорошо, не вытащишь - не повезло... Т.е. нет таких явных стратегий построения своей колоды, когда получаешь синергию от взаимодействия карт...
В Лесной экспресс играл всего один раз, не успел оценить... Мне пока кажется самым полезным допом Фестиваль
Для чистки поляны, если там выпало совсем не то, могу предложить хоумрул - при выкладывании на поляну дубля карты (которая там уже есть), этот дубль замешивается обратно в колоду и выкладывается новая карта, если за это единогласно проголосовали все игроки.
Спасибо! Попробуем
Странно. Когда играю, игроки только и занимаются проматыванием колоды и подрезанием ресурсов и карт. Что-то мы явно делаем не так.
Очень странный отзыв. Этот человек точно играл в тот же самый эверделл что и все остальные?
Отличный обзор.
Решил еще раз прокомментировать данный отзыв, потому что встречал много отзывов этого автора на другие игры. Человек явно опытный игрок и большой авторитет в настолках (без сарказма), но такое впечатление что попал под влияние своих же собственных стереотипов. Если что, я не какой-то там фанбой эверделла, это далеко не моя любимая игра, но в данном случае мне просто стало за нее обидно. Я все понимаю, каждый имеет право на свое субъективное мнение, но тут явно слишком поверхностные суждения и просто объективно не правда.
Вероятно, обозревать такое количество игр сложно (а в них же еще надо поиграть и разобраться!), что вынуждает автора «прыгать по верхам» и делать поспешные выводы, как здесь. Без обид, но если увижу отзыв этого человека на какую-то интересующую меня игру, десять раз подумаю прежде чем ему верить.
это душный обзор)
Возникли вопросы по Эверделл. Как происходит смена сезона? Один игрок заканчивает весну, берет нового работника, собирает урожай. Другой игрок делает ход и не заканчивает сезон. Игрок который до этого сделал подготовку к лету, делает ход или ждёт когда весну завершит соперник?
Следопыт. Перемещает размещенного работника на новую локацию. На новой локации тут же собираются ресурсы?
1) первый играет дальше в следующем сезоне, никого ждать не нужно
2) да, сразу срабатывает эффект локации
Спасибо!
Все карты событий проверяются в конце игры, когда происходит подсчёт очков.
Награда за выполнение События "Послабление налогов" - 3 ПО + соберите урожай с зелёных карт.
Внимание знатоки! Собираем ресурсы с зелёных карт в конце партии? или собираем ресурсы сразу же ?
Вроде бы логично, что собрать ресурсы нужно сразу, ведь в остальном это прям очень не эффективно(А ведь карта не такая уж простенькая, требует Королеву и Судью) но в чём проблема была указать это на карте? "Сразу же соберите урожай".
Либо она действительно работает как все остальные события, и её единственное назначение — получить Смолу/Камень в конце игры, чтобы за счёт Архитектора получить дополнительные победные очки.
Победные очки в конце игры, а все прочие эффекты применяются сразу же, иначе это было бы бессмысленно
Эта игра - претендент на самый душевный и не душный еврогейм для посиделок. Прекрасные арты, простейшие правила, внезапно существующий лор у игры и атмосфера каких-то старых добрых лесных братсв в духе Редволла. У всей игры ровно один, но существенный минус - цена. База свои деньги отобьет сразу же, она стоит каждой копейки. А с дополнениями (которые вообще не обязательны, но приятно добавляют атмосферы) ценник растет уж слишком существенно. Если ищете подарок кому-то, любящему такой добрый зверушечный вайб или себе любимому(-ой), то берите не задумываясь! А вот сбор полного комплекта дополнений - это вопрос кошелька и почки...
Источник https://nastol.io/everdell/reviews/260497
На мой взгляд, игра добрая, не конфликтная. Оформление милое, но чересчур реалистичное, привлекательное скорее для детей, хотя это вопрос вкуса, наверное. Сыграла пару раз, но честно говоря, чисто для меня азарта маловато, так что больше и не хочется.
Врать не стану, я несколько предвзят в отношении этой игры. Считаю ее недооцененной с точки зрения глубины, но не могу не признать очевидных минусов. Но обо всем по порядку
Непросто развивать свой город в лесном царстве, но мы справляемся. Разыгрываем карточки, строим здания, заселяем туда жильцов. Построили 15 карточек - игра для Вас окончена. Но путь к этой цифре тернист и полон непростых решений. Не сразу понятно, но в игре есть несколько разных стратегий, которые очень органично между собой переплетены и создают паралич анализа. Разыгрывать фиолетовые карточки, понасоздавав себе челленджей, или построить лишь зеленые карты, собирая плоды каждую смену сезона? А нужны мне эти ресурсы позже или лучше сейчас построить карту с руки? Вдруг пригодится осенью. Ты не знаешь что выбрать, карт много, возможностей полно (хотя действий всего три), конкуренция за локации - в этой игре есть все базовые приколюхи евро-игр. И даже кое-что особенное и вместе с тем по-настоящему сомнительное
Это смена сезона. По лору игры мы все готовимся к зиме, строя свой городок. Но одно из базовых действий называется "смена сезона" и оно гласит, что именно Вы как игрок ныряете из весны в лето или из лета в осень. Это приносит Вам плоды с некоторых Ваших карт и добавляет рабочих. Но вместе с тем - сильно рушит темп и пропадает ощущение синхронности происходящего - несмотря на конкуренцию за карточки на поляне или взаимодействие на разыгранных картах, мы как бы ковыряемся в своем огороде и это довольно странно осознавать. Особенно учитывая то, что ни зимних, ни осенних оттенков в игре нигде не присутствует
Далее - поверхностность игрового процесса. К сожалению, Эверделл из тех игр, где без дополнений база надоест за 5-7 партий. Вы плюс-минус будете знать стратегии и выберете неплохой для развития путь. Это скорее минус для тех, кто хочет домой приятной семейки на долгий срок. Мы, прожженные картонофилы, сразу закладываем бюджет на допы, поэтому у игры и оценки выше, как мне кажется
Но если я перечислил довольно жирные минусы (как механические, так и по ощущениям), то почему ценю игру так высоко? Почему не продаю ее, наигравшись очевидно в более сильные вещи, по типу Острова кошек? Все просто - игра пришла в нужное время и расцветает с допами
Эверделл была моей первой карточной евро-ласточкой с полем и продакшеном. В ней очень простые правила и она восхитительно, обескураживающе, завораживающе выглядит. С первой партии игра окутывает как теплое одеяло и не отпускает до конца. Ты буквально видишь эту поляну, эти здания, этих животных всех мастей, что стараются построить свои дома и жить в них, работать, развиваться, проводить мероприятия и страдать от катаклизмов. Вайб у игры уникальный, после партии ты и правда жил в этом лесном царстве и грустно его покидать
А если добавить к игре дополнения, то ситуация меняется. У меня лишь два их: "Острые хребты" и "Лесной экспресс", и боже, как же Эверделл похорошел! "Хребты" делают игру гораздо кризиснее, голова скрипит от анализа ситуации, ведь в конце партии Вам нужно спонсировать экспедицию и она требует ресурсов. А где их взять? А город как строить? А целей добиваться? Жесть! А туристы на "Экспрессе" приехали, как им угодить? Да, стало чуть проще, карту можно забронировать, но смогу ли я ее реализовать? А почти 60 новых карточек жильцов и зданий, что имеют синергию между собой? Ужас просто! С дополнениями Эверделл становится кризисным евро с комбо и еще более серьезным параличом анализа
В итоге я получил глубокую, серьезную игру, но за большие деньги. Не всегда за нее сажусь, много играю в другое. Зачем она мне? А затем, что это изумительная, простая и легкая семейка, как и воздух в Эверделле, где живут Ваши 15 карточек, откуда не хочется уходить и всегда радостно вернуться. Стоят ли прорезиненные ягодки-ресурсы и шикарный арт своих денег? Не мне решать. Но я точно знаю - впечатления не связаны с ценой. Потому снова и снова прихожу в Эверделл
Красивое оформление и приятный сеттинг, в целом очень классный продакшен (порой бессмысленный и беспощадный, ярчайшим признаком чего стало бесполезное дерево), но достаточно пресный игровой процесс на мой вкус. Эффекты карточек порой попадаются интересные, но это еле еле оттеняет однообразность геймплея. Предпочту почти всегда другие игры, хоть она и довольно неплоха в своей нише.
Источник https://nastol.io/everdell/reviews/235020
При розыгрыше Почтальона следует взять две карты и разыграть одну из них бесплатно. Срабатывает ли при этом свойство разыгрываемой бесплатно карты? У нас получилась следующая ситуация: игрок разыграл Почтальона, одна из двух последующих карт также оказалась Почтальоном. Игрок снова разыгрывает Почтальона и пользуется его свойством. В двух следующих картах снова Почтальон (!). Снова играет его, пользуется его свойством и тянет еще две карты и играет еще одну карту. В итоге разыграно 3 карты Почтальона + еще одна карта.
Свойство карты разыгрывается по обычным правилам. Так что в примере все сделано законно, но, если не ошибаюсь, почтальон не приносит очков, зачем три драгоценные ячейки города на это тратить
Ровно за тем же, зачем и одну ячейку на него тратят. Спасибо.
Одной ячейкой можно пожертвовать, чтобы разыграть карту с 3 очками, но еще две не за чем)
Спасибо
Вопрос....карта темницы. Как ей правильно пользоваться? Можно подробнее чем в правилах написано объяснить? Получается, что ей можно воспользоваться только дважды, если ещё и следопыта к ней привинтить, или в паре с ним она даёт скидку в два раза больше и её можно использовать хоть сколько раз?
Можно воспользоваться только дважды, в темнице 2 камеры, одна доступна сразу, другая становится доступна, когда в вашем городе появляется Следопыт.
Следопыта при этом нельзя посадить во вторую камеру.
Темница - довольно сильная постройка и в таком виде. Скидка от нее - это приятный бонус к тому, что она позволяет дважды убрать жителя (=освободить слот в городе), чтобы потом заново взять/найти такого же и прокрутить его бонусы повторно. Безлимитное использование поломает игру.
Спасибо!
Очень классная игра. Мне она напоминает Путешествие марко поло
Эверделл и Марко Поло..
Чем первая может напоминать вторую?
Тем что так же быстро заканчивается, а игра только начинает набирать обороьты как и в Марко поло!!!
Какие допы к данной игре считаются MUST HAVE?
Смотря на нынешние цены допов, боюсь никакие.
Если хотели бы какой то один то или острые хребты или лесной экспресс
Хребты дают игре кризисность и начинают играться по другому
Экспресс улучшает возможность взаимодействия с картами с поляны, а также добавляет кучу новых карт, а также 2 новых основных события и два модуля с резервированием карты с поляны в каждом сезоне и покупкой ее со скидкой в ресурс, а также билеты на поезд, которые позволят два раза за игру переместить своего работника из одной локации в другую
Из фестиваля нужны только ассиметричные лидеры. Надо ли ради этого покупать его, вопрос хороший. Лучше напечатать их
В Фестивале очень хорош рынок.
Золото долины, Фестиваль, Лесной Экспресс.
Золото долины-то с чего вдруг мастхэвным стало?
никакие. но если сыграли много партий в базу, то берите Лесной Экспресс - хватит наиграться вдоволь:-)
Ручей - просто немного расширяет игру. Добавляет карты в основную колоду. С Экспрессом эти карты совсем теряются. Чудеса - вообще отстой, превращают игру из строительства города в гонку за жемчужинами.
Хребты - увеличивают кризисность, порой игра превращается в головоломку, как выкрутиться при тотальном дефиците ресурсов. С другой стороны существенно помогают новые карты путешествий, а зайцы приносят солидный вклад в очки, приходится больше рассчитывать трату ресурсов.
Фестиваль - нужен только ради рынка. Но мы его просто распечатали на отдельном вкладыше. Ассиметрия допа на любителя, нам не зашла (да и их тоже легче распечатать)
Экспресс - добавляет просто кучу карт в основную колоду, помогает чаще прокручивать карты на поляне (часто это было проблемой). Как раз уменьшает кризисность доступом к дополнительным ресурсам, в итоге игра идет немного по другому, думаешь уже на какую комбо потратить ресурсы. С ним кстати можно вводить и Чудеса из Ручья, т.к. тупой гонки уже не будет (но и карт Ручья теперь фиг дождешься). Модули типа билетика и печати - мелочь и ничего особенного. Ну и со всеми примочками тут стало труднее отслеживать соперников, насколько они опережают
Золото долины - прикольно расширяют игру особо ничего не меняя (мы эти карты просто напечатали)
Короче, если 1 доп, то я бы брал Экспресс, Но веселее будет Экспресс+Хребты
Всем привет)
Возник вопрос.
В подготовке к игре указано:
3) Перемешайте карты леса и
выложите их на лесные поляны.
Выложите 3 карты для игры вдвоем и
4 карты для игры втроем или вчетвером.
Оставшиеся карты уберите в коробку.
Далее есть пояснение:
КАРТЫ ЛЕСНЫХ ЛОКАЦИЙ
Локации с этим символом (4)
используются только в игре вчетвером.
Нельзя размещать сразу двух своих
работников на основных* и лесных
сдвоенных локациях .
В комплекте все карты леса с символом (4)
Как же тогда быть при игре вдвоём?
Или это для допов указано?
Символ 4 на лесных локациях означает что ВТОРОЙ СЛОТ(помеченный этим символом) на этой локации работает только в игре на 4 игроков. Т.е. при игре втроем вы выкладываете 4 карты, но на каждой такой карте может быть максимум один рабочий, второе место не работает.
Большое спасибо за помощь)
В раздел Файлы и ссылки выложил памятку, возможно, кому-нибудь пригодится:
"Собрал в единую памятку информацию по подготовке к игре и действиям игрока с учетом дополнений (ручей, хребты, фестиваль, экспресс, делюкс).
Делал как напоминалочку для себя, чтобы в процессе игры не лазить по правилам"
Если не наступить на склад и не забрать с него ресурсы, то они пропадут в следующий сбор урожая или продолжат накапливаться?
Остаются. Копятся до тех пор пока не отправишь туда работника. Нигде не сказано, что ресурсы пропадают. На то он и склад, чтобы копить.
Подскажите, а фиолетовые карты (например вечное древо) дают очки за самих себя при финвльном подсчете
Да
Доброго времени суток.
Подскажите, вдвоем играете полным набором карт или убираете какие-то? если убираете, то по какому принципу.
Видел где то вариант, который предлагал ополовинить количество обычных карт существ и зданий и оставить только по 1 карте уникального строения/существа
Как играется без понятия,да и где этот вариант видел тоже не помню
В дуэли ещё отмечают "статичность поляны", в связи с чем есть разные хоумрулы, призывающие это поправить. Но тут, если честно, на память вспомнить не могу ничего интересного.
Нормально играем полным набором.Лучше добавить дополнения Хребты и Фестиваль, там поляна ловче прокручивается. Доп с экспрессом пока не пробовали.
Наиграно больше 100 партий вдвоём, тоже задались данным вопросом.
Прочитав кучу постов на bgg пришли к этому:
-1 копия каждой уникальной карты, которой обычно бывает 2
-2 копии каждой уникальной карты, которой обычно 3
-2 копии каждой обычной карты
-4 фермы (из 8)
-6 особых событий вместо 4
И все, игра становится очень бодрой и напряженной для двоих.
Приветствую всех!
Я знаю, что Фестиваль расширяет кол-во игроков до 6. А можно ли играть вшестером следующим набором: База + Фестиваль + Острые хребты?
James Wilson, Designer
Mar 6, 2020
We don't recommend that you combine Pearlbrook with Spirecrest. It is possible, though, and you certainly could do so, even with 6 players. It's your game now, do watcha want.
https://boardgamegeek.com/thread/2382652/article/34214071#34214071
Спасибо!
Вам никто не может запретить сыграть хоть всеми дополнениями сразу )
Был опыт игры База+Жемчужный ручей+Фестиваль+Острые хребты. Играли 3 часа. Из сложного - появляется много нюансов, за которыми приходилось следить. Но партия была очень интересная и насыщенная!
По ходу моей 2-й партии возникло несколько вопросов:
1. Карточна "Жена" при делении ячейки с мужем приносит 5 очков (2 указано на карте + 3 по свойству карты), но мои сопартийцы сказали, что карта приносит не 5, а 3 очка, типа 3 не прибавляется к 2-м, а заменяет значение карты. По моему, они не правы, как вы считаете?
2. Можно ли следопыта посадить вторым местом в тюрьму? Вот по этому вопросу у меня своего мнения нет, заранее спасибо всем ответившим.
1. Жена приносит 5 очков, если делит ячейку с мужем.
2. Исходя из ответа на бгг, следопыта нельзя посадить вторым местом в тюрьму. На бгг составлен FAQ, там собраны ответы на некоторые спорные моменты.
Вот что пишут в факе, что выложен на сайте
1) Q: If someone has a Husband/Wife pair, is the Wife card worth 3 points or 5 points (base 2 +
bonus 3)?
A (https://boardgamegeek.com/article/29586324#29586324 & rule book, page 10, under Card
Types):
5 points. All purple cards are worth their base points and their end game bonus points.
То есть да, вы получаете за жену 5 очков суммарно
2)Q: Can the Ranger go in the second space of the Dungeon?
A (https://boardgamegeek.com/article/29624971#29624971)
You are not allowed to put the Ranger in the second cell.
То есть нет, нельзя сажать следопыта во вторую ячейку тюрьмы
В русских правилах на 18 странице есть справочник по картам, в нем были учтены многие неоднозначные моменты.
Например, ответ на вопрос по следопыту там есть.
Обратите внимание на этот справочник, отпадут многие вопросы )
Добрый день! Есть особое событие "Задержание расхитителей желудей" с правилом "Приняв участие, возьмите 2 или меньше существ из вашего города и положите их взакрытую под эту карту". В награду по 3 ПО за каждое существо под этой картой.
Вопросы:
1) если я кладу существ из своего города под эту карту, у меня освобождаются в этот момент ячейки в городе (от этих существ)? И соответственно, я не могу больше пользоваться их свойствами? Или они (существа) продолжают занимать эти ячейки, хоть и находятся под картой особого события?
2) в момент подсчета очков в конце игры за самих этих существ я получаю очки, обозначенные на их карте? Или только вот эти 3 ПО из карты события?
3) Зачем карты существ класть взакрытую? я ведь беру их из города, их все видели.
Спасибо!
Полагаю, вопрос из п. 3 отвечает на первые два: взакрытую кладутся, т.к. ни очки с их карт в конце не начисляются, ни свойствами воспользоваться нельзя, ни ячеек не занимают.
Вы, как бы, поймали и задержали преступников - расхитителей желудей.
Спасибо! Я правильно понимаю, что имеет смысл пользоваться этим событием, только если собственная стоимость этих "задержанных" существ строго меньше 3? Иначе никаких очков это заработанное событие и не приносит...
Ну да. А еще шута так можно скинуть, например.
Событие ситуативно, но скорее полезно. Не так уж и много существ, имеющих стоимость 3 и более, а при задержании за каждого из них получаете по 3 очка, плюс освобождаются ячейки в городе, которые можно использовать повторно с получением дополнительных плюшек