Подскажите, если я трачу ОЗ во время войны на форт или рынок - распространяются ли правила связи на эти завоевания? Или я могу вообще любой форт завоевать, даже если рядом ничего моего нет?
По опциональному правилу (12.3) к форту должен вести военный маршрут от занятой ячейки, аналогично захвату территории. Мы всегда играем с этим правилом, кажется тематичнее
Подскажите, если форт поврежден, продолжает ли он защищать экономические локации? Понятно, что при подсчете театра войны он не учитывается, а это как? Заранее благодарю за помощь!
Нет, даже наоборот) Пока статистики маловато, но у нас все партии за Англией были. Впрочем, на мой взгляд там даже по логике если посмотреть, не может быть ощутимого перекоса. Раскладка? - +/-равная Война и условия? - тут надо посмотреть, конечно, но тоже не вызывало возмущения Карты? - совсем не согласен, в них всё ок, многие просто как часто в таких играх, - ситуативны. Порядок хода? - тоже относительно всегда. В общем, не вижу в чем быть дисбалансу. Но не спец, не утверждаю
За Францию проще начало/середина: кардиналы-министры в первую эпоху позволяют набрать жетонов преимуществ в Европе, которые потом активируют Помпадур и дю Барри во вторую – очень сильная комбинация, против которой надо что-то придумывать. Но если Британия выживает, в последней эпохе преимущество уже у нее. В целом похоже на баланс СССР и США в Сумеречной борьбе
Если игрок за Британию позволил сопернику использовать на полную кардиналов, набрать жетонов преимуществ в Европе и получать бонусы Помпадур, то он имеет все шансы не дожить до последней эпохи =) У меня из примерно 14-ти партий ни одна не дошла до шестого раунда, чаще всего заканчивалась после 3-го или 4-го победой по очкам.
Скорее да, чем нет. 7 игр за плечами за разные стороны, с некоторыми игроками не по разу. 100% побед Франции.
Некоторые моменты зависят от безжалостного рандома. Не раз Британия выкидывала Францию из Индии, после чего жетоны хлопка и специй переставали выходить)
У Франции потенциально больше возможности получить выгоду от карт министерств в начале игры (кардиналы-министры и Джон Ло), но бонусы у них зависят от положения на карте, и опытный оппонент не позволит разгуляться. Поэтому в игре двух новичков я бы поставил на француза, а при некотором опыте всё решает навык.
Подскажите, жетон преимущества, который дает -1 на отнятие рынка (например ткани или шелк) и аналогичные например, влияние Италии), позволяет в ход отнять со скидкой один рынок/альянс (или сколько угодно, на сколько ОД хватает)?
Сыграл в один день сначала в Сумеречную борьбу, а потом сразу в Борьбу империй. Они во многом схожи, но, на мой взгляд, в БИ меньше рандома и больше возможностей выправить партию в свою пользу. Но в любом случае обе игры достаточно требовательны к наигрышу. Потому что нужно хорошо знать карты и события и знать когда какие играть, а когда придержать. Ну и в БИ понравилась механика борьбы за рынки сбыта, которые меняются каждый раунд, и механика войн, к которым нужно готовится заранее. В целом обе игры - твердая девятка по десятибалльной шкале.
Играл давно, но несколько помню, не было никаких ограничений на число используемых жетонов преимуществ в ход. Хоть вообще все собери и разом используй.
если еще актуально – думаю, это относится чисто к событию "Фамильный пакт", которое за ФР позволяет снять маркер истощения с преимущества. то есть, например, если таким образом дважды использовать "Балтийскую торговлю", то ОС получишь только за первый из них
Помогите, пожалуйста, разобраться, что значит вот эта фраза из правил: "Эскадру можно разместить в любую морскую ячейку (соединение не нужно). Каждую эскадру можно разместить только один раз за ход."
Что значит один раз за ход? Если у меня 2 эскадры на поле в резерве флота, то могу ли я за один ход выставить сразу 2 в разные ячейки?
Имеется в виду, что одну конкретную эскадру можно двигать один раз за ход. Две эскадры можно выставлять в разные ячейки без проблем
Там по-английски понятнее написано: "A given Squadron can only deploy once per Action Round" - A given подчеркивает что, один раз за ход - это ограничение для каждой конкретной эскадры
Не могу молчать. Для меня БИ лучше СБ практически во всём, кроме сложности и кол-ва нюансов в правилах. На мой взгляд это лучший представитель игр за авторством Джейсона и Ананда.
Об этой игре хочется говорить как о вине. Сочная и полнотелая с нотками доминации и неотвратимого давления. Приправленая бравыми маневрами флота и матом при спорах о деталях правил, которые вдруг стали особенно важными вот в этой ситауации. И теми острыми чувствами когда третий раз подряд выпадает подсчет очков на ресурсах, которые выгодны противнику, но ты всё равно превозмогаешь на волоске от поражения.
Игра, максимально похожая на продолжение «Сумеречной Борьбы» в сеттинге борьбы Франции и Англии в 18 веке. Однако со своими нюансами и иным подходом к игромеханике.
Тут нету такого количества карт, а движок игры построен на драфте жетонов действий. Чуть больше вариантов размещения влияния на поле и чуть больше времени уделено войне. «Империи» более комплексны, но при этом играются довольно бодро; оставляют после партии только положительные эмоции.
Плюс есть элементы блефа и менеджмента ресурсов. А карта у вас изначально поделена на 4 региона и каждый из них может принести вам ПО за доминацию в нём.
Источник https://vk.com/@lets_talk_about_games-nastolnye-ocharovaniya-2022
Верно ли, что выполняя дополнительное экономическое/дипломатическоe действие и меняя при этом регион, мы также уплачиваем дополнительное очко действия?
P. s. Помните о том, что пункт 5.3.4 переведен неверно.
Тоже очень интересует этот вопрос! Можно ли основное и второстепенное действие делать в разных регионах без доплаты.... Если Вы нашли ответ, напишите пжл.
Дополнительное действие распространяется на что-то одно. Один жетон военный, одна ячейка эконом действия или дипломатии. При этом нельзя снимать чужой флаг (без маркера конфликта). При этом вообще нет ограничений по регионам. То есть основное можно выполнить в одном, а дополнительное в другом. Они не привязаны
Как действует жетон преимущества "Торговля мехами"? Взаимодействует ли этот жетон с защитными бонусами от крепостей/флотов или позволяет отнять рынок за 1 монету, независимо от защитных бонусов?
5.4.2 Apply cost reductions, including those from Advantages, before cost increases (so a Protected Market with a Conflict marker will cost 2 ). The cost to shift a Market can never be less than 1 Это cost reduction, сначала снижаем до 1,потом увеличиваем опять за разные модификаторы На бгг автор подтверждал
Я совсем недавно увлекся дуэлями ввиду резкого уменьшения игровой ячейки, так что в моем списке пока только ВК, ЗВВ и шахматы. Поэтому, когда анонсировали локализацию Борьбы империй, я решил, что хочу попробовать "более евровую" дуэль. В Сумеречную борьбу я не играл и проводить параллели тут не буду.
О чем игра?
О противостоянии Британии и Франции в 17-18 веках и их пути к мировому господству. Игровое поле поделено на четыре части: Европа, Индия, Карибы и Северная Америка. На них то вы и будете бороться за влияние, захватывая и отнимая друг у друга разные точки.
Игровой процесс, правила и трудности перевода
Игра разделена на 6 мирных и 4 военных раунда. В военные раунды вы подсчитываете силу, которую накопили на театрах военных действий во время мирных раундов. Награды за победу в войне разнятся в зависимости от того, с каким отрывом в силе вы победили. Достаточно честно и реалистично. В мирные раунды вы по очереди выполняете действия. Действия бывают трех типов: военные, экономические и политические. Эти действия позволяют влиять на военные, экономические и политические ячейки, соответственно. Базовые механики и правила игры просты, но дьявол в деталях. В игре очень много нюансов, которые нужно держать в голове. Их действительно много, а удобных памяток нет, это напрягает. Плюс ко всему, в русской локализации выбраны странные термины, например термин "Отнять" означает "Убрать флаг соперника из ячейки", хотя, вроде бы, смысл слова "Отнять" подразумевает, что ты должен забрать контроль у соперника над этой ячейкой. Это путает тебя в первой игре, когда голова и так заполнена кучей информации.
Впечатления
Первая партия длилась 5 часов, мы постоянно смотрели в правила, а еще за несколько дней до этого мы сыграли пробные пару раундов, чтобы было легче вкатиться в игру. И...мы все равно накосячили в нескольких местах. Однако, проба пера пошла на пользу и в первой полноценной игре я хотя бы смог обратить внимание на игровой процесс. Борьба империй мне понравилась. Она представляет собой комплексную задачу по оптимизации своих действий, где тебе хочется успеть всё и везде, но это, во-первых, непосильная задача, а во-вторых, противник не дремлет и все время норовит сунуть тебе палки в колеса. Мне очень зашло поле с отдельными игровыми областями. Создается впечатление, что играешь в одну игру на четырех разных картах с разными целями и планами на каждой из них. Голова кипит в попытках уследить за всем. Это здорово.
Это евро? Это амери? Это гибрид?
Не раз я слышал в настольных чатиках фразы про Борьбу империй: "а, это евро-дуэль", "слишком сухо", "игра на просчет". Мне кажется, эти люди не играли в эту игру. Да, при прочтении правил и кратком обзоре может показаться, что в игре совсем нет случайности, но на самом деле это не совсем так. Во-первых, каждый мирный раунд вы берете по три карты событий. Кажется, что это не много, а колода маленькая и при должном опыте вы сможете прогнозировать, что есть в руке у оппонента, но это всегда фактор неожиданности и случайности, который может и будет вести каждую игру в уникальном русле. Во-вторых, жетоны наград и глобального спроса будут кардинальным образом менять ваши партии. Опять же, при прочтении правил кажется, что лишь "очередные жетоны целей раунда из очередного евро", но тут это чувствуется иначе. Выпавшие жетоны наград за регионы и товары глобального спроса будут заставлять вас играть в других регионах, подстраиваться под ситуацию и менять свои планы. Ну и, в-третьих, жетоны, которые вы наудачу накидываете в войну, скрыты от глаз соперника и совсем не добавляют просчета в игровой процесс.
Однако, конечно, просчет в этой игре присутствует и он касается ситуации на поле. Вы в любой момент можете остановиться, подсчитать, например, сколько у вас и у вашего соперника флагов на Карибах, чтобы понимать, кто получит награду за этот регион и есть ли шансы у вашего визави помешать вам. Сухо ли этого? Для меня - нет. Эта игра не отдает типичным евро, в котором вы крутите производственные цепочки.
Эта игра похожа на перетягивание каната. Такую характеристику про Борьбу империй я тоже слышал и она больше похожа на правду. Но дело в том, что канат тут не один, а несколько и уж какие то вы в свою сторону точно да затянете.
Атмосфера и асимметрия
Я не зря поставил эти две вещи в один заголовок. Дело в том, что асимметрия игровых сторон еще больше погружает тебя в игру. К примеру, у Британии мощный флот, а у Франции сильная позиция в Европе. И эта асимметрия достигается очень элегантно, буквально несколькими картами в игре, но она так сильно ощущается, что переворачивает ощущение игры за разные стороны конфликта. Я не ожидал этого от игры. Однозначный плюс.
Итог
Большая комплексная вдумчивая дуэль без кубиков. Очень крутая игра за свою не очень то большую цену. Мне понравилось, хочу сыграть еще.
Ну, по борьбе не читал еще, а по другим варгеймам там попадаются странные идеологизированные выпады. Вот будет если выложена справка к борьбе империй - думаю, обязательно забавный пример найду такого рода.
Потому что Гага упорно дает их писать всяким людям, не умеющим в объективность. Давать писать историческую справку про Гражданскую войну откровенному леваку и коммунисту Назаренко... Такое. Почему не попросить об этом например В.Ж Цветкова, который и как специалист по эпохе на голову выше Назаренко, и который всех своих известных симпатиях умеет быть объективным? Про Первую мировую емнп справку вообще какой-то шизик-марксист без исторического образования писал. Типа "под редакцией" Назаренко. Скажи мне кто твой друг... Это я про Гагу и ее руководителя, если что. Хотя в случае с "Борьбой империй" Назаренко вообще даже близко не специалист. Ну, ничего, Википедию покопипастил, гонорар получил.
Недавно была обнаружена очередная ошибка перевода. Теперь это Правила. п.5.3.4 "Совершение действий в нескольких регионах". Формулировка в Правилах и примеры в Справочнике допускают, и более того (причина, почему я решил написать об этом), подталкивают в своем прочтении к пониманию правила увеличения стоимости действИЯ в разных регионах - для отдельного основного Действия. Таким образом, вроде бы, выполнение нескольких основных ДействИЙ, которые могут возникать по картам Событий, МОЖНО и хочется понимать освобожденными от увеличения стоимости. Такое понимание Правила НЕВЕРНО. Этот пункт имеет другую формулировку в английских Правилах, говорящую о том, что выполнение действИЙ, политических или экономических, в более чем одном регионе требует дополнительной оплаты, по единице за последующие регионы. Таким образом, начав выполнять действия одного типа, переключение на другое основное действие того же типа в другом регионе (которое становится доступно по картам событий) потребует дополнительной оплаты.
На самом деле, разница в понимании есть, и значительная:
Ошибка рождается из неправильного перевода пунктов 5.2.3 и 5.3.4. В русских правилах в первом написано, что бонусные ОД с карт можно использовать как отдельное основное ДЕЙСТВИЕ, во втором, что для совершения ДЕЙСТВИЯ (политического или экономического) в нескольких регионах, надо тратить очки за смену региона.
В моём первоначальном понимании, если Вы получаете, к примеру, политические очки за жетон и политические очки с карты, то можете воспринять их как два отдельных действия и потратить их в разных регионах, не уплачивая штраф за смену региона.
В английских правилах пункт 5.3.4 написано несколько иначе: Если игрок решит совершить приобретение более чем в одном регионе ... в рамках одного хода, одно дополнительное очко действий соответствующего типа должно быть уплачено за каждый регион, помимо первого (If a player chooses to make purchases in more than one Region (not sub-Region) with [перо] or [монета] in a single Action Round, 1 additional Action Point of the appropriate type must be paid for each Region beyond the first.) Тут еще и уточнение, что платим мы не за смену региона, а за каждый регион, помимо первого, который затрагиваем.
Иными словами, все основные очки одного типа тратятся как бы из одного пула, и нет смысла разделять их на несколько действий.
Правило предельно ясно. Вы почему-то обращаете внимание на то, что основных действий может быть несколько - отдельно по карте, отдельно по жетону. Правило об этом ничего не говорит, потому что это абсолютно неважно. Важен только тип - дипломатическое или экономическое. Неважно на сколько отдельных действий Вы раздробите свою дипломатию - главное то, что если Вы начали тратить свою дипломатию в одном регионе, а потом переходите в другой, то платите 1 действие. Вот и всё.
Правила говорят о разделении действий. См. 5.2, пп. 3. Не хочу дискутировать, - все сведётся к обсуждению внимательного чтения Правил и буквальной трактовке Правил. Есть такие игры, которые прививают буквальное чтение Правил, вплоть до отдельных букв. Если в одной версии Правил трактовка текста оставляет вопросы, которые снимаются другой версией Правил, я в праве называть это ошибкой перевода.
Учитываются ли американские флаги для определения награды за регион, НЕ при финальном подсчëте? Может ли Франция проводить рыночное соединение к американской территории?
1) это разные ситуации в одном вопросе. От ищолированного рынка можно строить флот - просто нет таких ограничений для форта. Рынок ещё и перестанет быть изолированным. 5.6.3 - нужен только контроль рынка и все. Что касается конфликта то конфликт отменяет связи для рынков 3.8 это можно по-разному интерпретировать но на бгг ответили официально типа нельзя флот захватывать, связь с рынком пропадает из-за конфликта на нем. 2) нет 3.2.8
П. 7.6, второй абзац: "Если следующая война - это Семилетняя война, в начале своего первого хода в мирном раунде игрок берёт столько бонусных военных жетонов, сколько бонусных жетонов было у него в Войне за австрийское наследство (но не больше 3)."
Что делать с этими жетонами, правила не разжевывают. Выложить их на планшет Семилетней Войны по своему усмотрению? Могу ли я изучить взятые жетоны, прежде чем выложить?
Ответ найден на листе Войны за австрийское наследство. Жетоны выкладываются игроками в начале хода. Вероятно, по правилам 5.6.1, т.е., жетон изучается и выкладывается на желаемый ТВД.
Сколько размещать флагов США/Канады в случае победы Франции в войне за независимость в Северной Америке? В правилах указано "флаги", но не упоминается конкретное количество?
Всем привет. Во время первой партии возник вопрос следующего характера. Чтобы получить преимущество, нужно контролировать все связанные области. Жетон конфликта не лишает тебя контроля над областью, но не дает использовать преимущество. На карте есть области, которые содержат несколько полит.ячеек (например, Испания). Правильно ли я пониманию, что 1. Чтобы контролировать область (Испании, например) нужно контролировать больше полит.ячеек в ней, чем соперник (не все ячейки и не большинство, а именно больше чем соперник)? 2. Если на одну полит.ячейку в такой области кладется жетон конфликта, то это не влияет на вопрос контроля (у меня все еще больше ячеек, чем у соперника и контроль над областью мой), но в любом случае не дает использовать преимущество (даже если я контролирую все ячейки в Испании, а жетон конфликта лежит только на одной из ячеек, то жетон преимущества в любом случае заблокирован)? Буду благодарен если ответ сопроводите ссылкой на правила или коммент издателя (на БГГ, например) чтобы было что предъявить дотошным соперникам) Спасибо
На тайлы преимуществ влияет только контроль над конкретными территориями (space в правилах) - соответственно, происходящее в других spaces в той же зоне (например, в зоне Испании) никак не влияет на тайл преимущества. Соответственно: 1) Вопрос не имеет практического значения 2) Важно только, что происходит с одной конкретной ячейкой - к которой идет линия от тайла преимущество
"Чтобы получить преимущество, нужно контролировать все связанные области" - тут и содержится ответ. Связанной в случае с Испанией является конкретная ячейка. И неспроста самая дорогая из областей престижа.
Странный перевод очень выложен у Гаги, надеюсь, это ранняя версия какая-то, переделают. Но в Сумеречной Борьбе были такие же приколы, так что надежд на изменения немного.
Например Turn = Раунд Round = Ход
Зачем? Это очень мешает когда, например, пытаешься прочитать что-то на BGG.
Еще на мой взгляд неудачное Conquest Lines = Военные маршруты Spaces = Ячейки Flag = Занять Unflag = Отнять Shift = Повлиять Take Control = Захватить и т.д. В переводе слова какие-то случайные, а в оригинале они четко связаны с механиками и внешним видом Ну например: мы получаем Conquest Points и используем из для захвата территорий, двигаясь по Conquest Lines В переводе это Очки завоеваний и Военные маршруты - и связь сразу распадается
Еще например такое Naval Space = Морская Ячейка Navy Box = Ячейка Флота
Более того далее вообще все хуже: Space = Ячейка Box = Ячейка
Это уже не субъективная особенность перевода, а просто ошибка. В оригинале это разные вещи и выглядят они и используются по-разному. В пространства мы ставим флаги и флоты. В боксы - разные маркеры. Они специально разделены, а тут их слили в одну кучу.
А Гаге как обычно положить на комьюнити, которое ей указывает на ошибки в переводе, ответ в лучшем случае будет мол в следующем тираже исправим может быть. С более популярной ВК история именно такая.
На счёт turn/round, я бы выступил в защиту перевода. Для русского языка плохо укладывается, что ход состоит из раундов, а не наоборот. Я даже больше скажу: в "Сумеречной борьбе" много раз слышал, как англоговорящие сами путаются и называют action round'ы turn'ами. И если быть в курсе про такой перевод (что даже в правилах описано), то не понятно, как это может очень мешать чтению на BGG. На счёт остальных терминов в конкретно этой игре пока ещё ничего не могу сказать, пока сам не разберусь и не поиграю.
Ну и что, сидеть помалкивать? Никто не умаляет достижений гаги. Наоборот уникальный издатель, который возит игры GMT и не только, никого подобного нет в РФ - тут здорово все. Но странности перевода вещь объективная, непонятно, почему не хотят улучшать качество. Справка смешная и дикая - но это опция, для игры не нужна, так что пофиг.
Сыграл и показалось, что проблем по сути и нет. От ошибок в переводе правила перестают работать как надо. А здесь вроде все отлично, неверных интерпретаций не возникает. Раунды называют раундами, ходы ходами. Если в оригинале было наоборот, то это очень странно. На крайняк, все термины вынесены в отдельный пункт правил, всегда можно свериться, если есть вопросы. Большинство претензий именно эстетические и могут по какой-то причине задеть тех, кто играл в оригинал (читал оригинальные правила). Единственное, что "Отнять" интуитивно воспринимается как "убрать чужой флаг и поставить свой", а на деле это значит убрать чужой флаг.
Вот эти "Гаге положить на комьюнити", "проклясть переводчика на 3 поколения" вообще непонятны. Отличная игра и прекрасная локализация.
Сыграли с супругой 2 партии - тоже не увидел проблем. Да, в отрыве от остальных терминов и исходя из нашего жизненно-бытового опыта, мы склонны понимать, что "отняв что-то, мы приобретем что-то". Но так как игра не про наш жизненный опыт и тем более, когда есть термин "захватить", то на отнятие уже смотришь по-другому. Мне помогло понимание, что занять/отнять - это простые, одиночные действия (как допы на жетонах), а повлиять/захватить - составные (состоят из занять и/или отнять):
Повлиять, считаю, удачным переводом, потому что "изменить/заменить/перевернуть/сдвинуть" и прочие синонимы ну никак не вписываются в дух игры. Флаги держав отображают их влияние в ячейках, соответственно, Вы либо усиливаете свое влияние, либо ослабляете влияние соперника, поэтому "повлиять" отлично передает суть действия. У некоторых людей просто сложилась какая-то своя несменяемая настольная парадигма о том как всё должно быть и всё, что ей не соответствует, объявляется непрофессиональным и несусветным бредом вместо того, чтобы попытаться понять и принять логику игры. Игра великолепно скроена и переведена. Ошибки первой партии были лишь по нашей невнимательности - забыли, что награды за глобальный спрос меняются в зависимости от эпохи :)
Подскажите, если я трачу ОЗ во время войны на форт или рынок - распространяются ли правила связи на эти завоевания? Или я могу вообще любой форт завоевать, даже если рядом ничего моего нет?
Просто захватываете форт или рынок, тратя ОЗ, требование только одно - нахождение в регионе, где находится ТВД, на котором очки получены.
По опциональному правилу (12.3) к форту должен вести военный маршрут от занятой ячейки, аналогично захвату территории. Мы всегда играем с этим правилом, кажется тематичнее
Подскажите, если форт поврежден, продолжает ли он защищать экономические локации?
Понятно, что при подсчете театра войны он не учитывается, а это как?
Заранее благодарю за помощь!
Защищенная ячейка – только рядом с неповрежденным фортом (П. 3.2.8 правил).
Многие говорят что в игре дисбаланс в пользу Франции. Интересно, не замечали такое?
Нет, даже наоборот) Пока статистики маловато, но у нас все партии за Англией были. Впрочем, на мой взгляд там даже по логике если посмотреть, не может быть ощутимого перекоса.
Раскладка? - +/-равная
Война и условия? - тут надо посмотреть, конечно, но тоже не вызывало возмущения
Карты? - совсем не согласен, в них всё ок, многие просто как часто в таких играх, - ситуативны.
Порядок хода? - тоже относительно всегда.
В общем, не вижу в чем быть дисбалансу. Но не спец, не утверждаю
За Францию проще начало/середина: кардиналы-министры в первую эпоху позволяют набрать жетонов преимуществ в Европе, которые потом активируют Помпадур и дю Барри во вторую – очень сильная комбинация, против которой надо что-то придумывать. Но если Британия выживает, в последней эпохе преимущество уже у нее. В целом похоже на баланс СССР и США в Сумеречной борьбе
Если игрок за Британию позволил сопернику использовать на полную кардиналов, набрать жетонов преимуществ в Европе и получать бонусы Помпадур, то он имеет все шансы не дожить до последней эпохи =)
У меня из примерно 14-ти партий ни одна не дошла до шестого раунда, чаще всего заканчивалась после 3-го или 4-го победой по очкам.
интересно. все были победами Франции или Британии тоже удавалось досрочно победить?
Буквально позавчера Британия победила перед самым началом семилетней войны)
Скорее да, чем нет. 7 игр за плечами за разные стороны, с некоторыми игроками не по разу. 100% побед Франции.
Некоторые моменты зависят от безжалостного рандома. Не раз Британия выкидывала Францию из Индии, после чего жетоны хлопка и специй переставали выходить)
У Франции потенциально больше возможности получить выгоду от карт министерств в начале игры (кардиналы-министры и Джон Ло), но бонусы у них зависят от положения на карте, и опытный оппонент не позволит разгуляться. Поэтому в игре двух новичков я бы поставил на француза, а при некотором опыте всё решает навык.
Сыграл парочку партий с опытным игроком, он меня и в хвост и в гриву за Британию раскатывает.
Подскажите, жетон преимущества, который дает -1 на отнятие рынка (например ткани или шелк) и аналогичные например, влияние Италии), позволяет в ход отнять со скидкой один рынок/альянс (или сколько угодно, на сколько ОД хватает)?
Только на одно отнятие, конечно.
Большое спасибо
Сыграл в один день сначала в Сумеречную борьбу, а потом сразу в Борьбу империй. Они во многом схожи, но, на мой взгляд, в БИ меньше рандома и больше возможностей выправить партию в свою пользу. Но в любом случае обе игры достаточно требовательны к наигрышу. Потому что нужно хорошо знать карты и события и знать когда какие играть, а когда придержать. Ну и в БИ понравилась механика борьбы за рынки сбыта, которые меняются каждый раунд, и механика войн, к которым нужно готовится заранее. В целом обе игры - твердая девятка по десятибалльной шкале.
Описание карты: "Каждый ход В ПЕРВЫЙ РАЗ, когда вы используете преимущество в Европе, получайте 1 ОС."
Значит ли это "в первый раз", что в некоторых ситуациях можно использовать два жетона преимуществ в Европе? Или это нечто другое?
Играл давно, но несколько помню, не было никаких ограничений на число используемых жетонов преимуществ в ход. Хоть вообще все собери и разом используй.
[8.2]: "Игрок может использовать максимум два жетона преимуществ в ход, причем их нпльзя использовать в одном и том же регионе".
если еще актуально – думаю, это относится чисто к событию "Фамильный пакт", которое за ФР позволяет снять маркер истощения с преимущества. то есть, например, если таким образом дважды использовать "Балтийскую торговлю", то ОС получишь только за первый из них
Помогите, пожалуйста, разобраться, что значит вот эта фраза из правил: "Эскадру можно разместить в любую морскую ячейку (соединение не нужно). Каждую эскадру можно разместить только один раз за ход."
Что значит один раз за ход? Если у меня 2 эскадры на поле в резерве флота, то могу ли я за один ход выставить сразу 2 в разные ячейки?
Можно рамещать несколько эскадр в разные ячейки, но нельзя последовательно ставить одну эскадру в несколько ячеек в рамках одного хода.
Имеется в виду, что одну конкретную эскадру можно двигать один раз за ход. Две эскадры можно выставлять в разные ячейки без проблем
Там по-английски понятнее написано:
"A given Squadron can only deploy once per Action Round" - A given подчеркивает что, один раз за ход - это ограничение для каждой конкретной эскадры
Спасибо!
Не могу молчать. Для меня БИ лучше СБ практически во всём, кроме сложности и кол-ва нюансов в правилах. На мой взгляд это лучший представитель игр за авторством Джейсона и Ананда.
Об этой игре хочется говорить как о вине. Сочная и полнотелая с нотками доминации и неотвратимого давления. Приправленая бравыми маневрами флота и матом при спорах о деталях правил, которые вдруг стали особенно важными вот в этой ситауации. И теми острыми чувствами когда третий раз подряд выпадает подсчет очков на ресурсах, которые выгодны противнику, но ты всё равно превозмогаешь на волоске от поражения.
Игра, максимально похожая на продолжение «Сумеречной Борьбы» в сеттинге борьбы Франции и Англии в 18 веке. Однако со своими нюансами и иным подходом к игромеханике.
Тут нету такого количества карт, а движок игры построен на драфте жетонов действий. Чуть больше вариантов размещения влияния на поле и чуть больше времени уделено войне. «Империи» более комплексны, но при этом играются довольно бодро; оставляют после партии только положительные эмоции.
Плюс есть элементы блефа и менеджмента ресурсов. А карта у вас изначально поделена на 4 региона и каждый из них может принести вам ПО за доминацию в нём.
Источник https://vk.com/@lets_talk_about_games-nastolnye-ocharovaniya-2022
Верно ли, что выполняя дополнительное экономическое/дипломатическоe действие и меняя при этом регион, мы также уплачиваем дополнительное очко действия?
P. s. Помните о том, что пункт 5.3.4 переведен неверно.
Тоже очень интересует этот вопрос! Можно ли основное и второстепенное действие делать в разных регионах без доплаты.... Если Вы нашли ответ, напишите пжл.
спасибо !
доплата не нужна, см. пример на с. 8–9 справочника (экономическое действие в Индии, дипломатическое в Европе)
Дополнительное действие распространяется на что-то одно. Один жетон военный, одна ячейка эконом действия или дипломатии. При этом нельзя снимать чужой флаг (без маркера конфликта). При этом вообще нет ограничений по регионам. То есть основное можно выполнить в одном, а дополнительное в другом. Они не привязаны
Как действует жетон преимущества "Торговля мехами"? Взаимодействует ли этот жетон с защитными бонусами от крепостей/флотов или позволяет отнять рынок за 1 монету, независимо от защитных бонусов?
5.4.2
Apply cost reductions, including those from Advantages, before
cost increases (so a Protected Market with a Conflict marker will
cost 2 ). The cost to shift a Market can never be less than 1
Это cost reduction, сначала снижаем до 1,потом увеличиваем опять за разные модификаторы
На бгг автор подтверждал
Я совсем недавно увлекся дуэлями ввиду резкого уменьшения игровой ячейки, так что в моем списке пока только ВК, ЗВВ и шахматы. Поэтому, когда анонсировали локализацию Борьбы империй, я решил, что хочу попробовать "более евровую" дуэль. В Сумеречную борьбу я не играл и проводить параллели тут не буду.
О чем игра?
О противостоянии Британии и Франции в 17-18 веках и их пути к мировому господству. Игровое поле поделено на четыре части: Европа, Индия, Карибы и Северная Америка. На них то вы и будете бороться за влияние, захватывая и отнимая друг у друга разные точки.
Игровой процесс, правила и трудности перевода
Игра разделена на 6 мирных и 4 военных раунда. В военные раунды вы подсчитываете силу, которую накопили на театрах военных действий во время мирных раундов. Награды за победу в войне разнятся в зависимости от того, с каким отрывом в силе вы победили. Достаточно честно и реалистично. В мирные раунды вы по очереди выполняете действия. Действия бывают трех типов: военные, экономические и политические. Эти действия позволяют влиять на военные, экономические и политические ячейки, соответственно. Базовые механики и правила игры просты, но дьявол в деталях. В игре очень много нюансов, которые нужно держать в голове. Их действительно много, а удобных памяток нет, это напрягает. Плюс ко всему, в русской локализации выбраны странные термины, например термин "Отнять" означает "Убрать флаг соперника из ячейки", хотя, вроде бы, смысл слова "Отнять" подразумевает, что ты должен забрать контроль у соперника над этой ячейкой. Это путает тебя в первой игре, когда голова и так заполнена кучей информации.
Впечатления
Первая партия длилась 5 часов, мы постоянно смотрели в правила, а еще за несколько дней до этого мы сыграли пробные пару раундов, чтобы было легче вкатиться в игру. И...мы все равно накосячили в нескольких местах. Однако, проба пера пошла на пользу и в первой полноценной игре я хотя бы смог обратить внимание на игровой процесс. Борьба империй мне понравилась. Она представляет собой комплексную задачу по оптимизации своих действий, где тебе хочется успеть всё и везде, но это, во-первых, непосильная задача, а во-вторых, противник не дремлет и все время норовит сунуть тебе палки в колеса. Мне очень зашло поле с отдельными игровыми областями. Создается впечатление, что играешь в одну игру на четырех разных картах с разными целями и планами на каждой из них. Голова кипит в попытках уследить за всем. Это здорово.
Это евро? Это амери? Это гибрид?
Не раз я слышал в настольных чатиках фразы про Борьбу империй: "а, это евро-дуэль", "слишком сухо", "игра на просчет". Мне кажется, эти люди не играли в эту игру. Да, при прочтении правил и кратком обзоре может показаться, что в игре совсем нет случайности, но на самом деле это не совсем так. Во-первых, каждый мирный раунд вы берете по три карты событий. Кажется, что это не много, а колода маленькая и при должном опыте вы сможете прогнозировать, что есть в руке у оппонента, но это всегда фактор неожиданности и случайности, который может и будет вести каждую игру в уникальном русле. Во-вторых, жетоны наград и глобального спроса будут кардинальным образом менять ваши партии. Опять же, при прочтении правил кажется, что лишь "очередные жетоны целей раунда из очередного евро", но тут это чувствуется иначе. Выпавшие жетоны наград за регионы и товары глобального спроса будут заставлять вас играть в других регионах, подстраиваться под ситуацию и менять свои планы. Ну и, в-третьих, жетоны, которые вы наудачу накидываете в войну, скрыты от глаз соперника и совсем не добавляют просчета в игровой процесс.
Однако, конечно, просчет в этой игре присутствует и он касается ситуации на поле. Вы в любой момент можете остановиться, подсчитать, например, сколько у вас и у вашего соперника флагов на Карибах, чтобы понимать, кто получит награду за этот регион и есть ли шансы у вашего визави помешать вам. Сухо ли этого? Для меня - нет. Эта игра не отдает типичным евро, в котором вы крутите производственные цепочки.
Эта игра похожа на перетягивание каната. Такую характеристику про Борьбу империй я тоже слышал и она больше похожа на правду. Но дело в том, что канат тут не один, а несколько и уж какие то вы в свою сторону точно да затянете.
Атмосфера и асимметрия
Я не зря поставил эти две вещи в один заголовок. Дело в том, что асимметрия игровых сторон еще больше погружает тебя в игру. К примеру, у Британии мощный флот, а у Франции сильная позиция в Европе. И эта асимметрия достигается очень элегантно, буквально несколькими картами в игре, но она так сильно ощущается, что переворачивает ощущение игры за разные стороны конфликта. Я не ожидал этого от игры. Однозначный плюс.
Итог
Большая комплексная вдумчивая дуэль без кубиков. Очень крутая игра за свою не очень то большую цену. Мне понравилось, хочу сыграть еще.
Другие обзоры и мысли: https://t.me/bg_spot
а может кто прикрепить файлик с правилами от Гаги? а то уже с их сайта скачать нельзя)
Добавил офф. правила и справочник от Гаги
А они не выкладывали свою историческую справку? Хочется оценить эту дичь...
Почему дичь?
Ну, по борьбе не читал еще, а по другим варгеймам там попадаются странные идеологизированные выпады. Вот будет если выложена справка к борьбе империй - думаю, обязательно забавный пример найду такого рода.
Потому что Гага упорно дает их писать всяким людям, не умеющим в объективность. Давать писать историческую справку про Гражданскую войну откровенному леваку и коммунисту Назаренко... Такое. Почему не попросить об этом например В.Ж Цветкова, который и как специалист по эпохе на голову выше Назаренко, и который всех своих известных симпатиях умеет быть объективным? Про Первую мировую емнп справку вообще какой-то шизик-марксист без исторического образования писал. Типа "под редакцией" Назаренко. Скажи мне кто твой друг... Это я про Гагу и ее руководителя, если что. Хотя в случае с "Борьбой империй" Назаренко вообще даже близко не специалист. Ну, ничего, Википедию покопипастил, гонорар получил.
При том, что у всех игр GMT и так есть встроенная историческая справка... Зачем к ней добавлять этот краткий курс ВКП(б) - неясно
Интересно можно примеры дичи? В карточках игр справок нет.
Нет, только правила и справочник, они к слову есть на сайте магазина, но не издательства
Недавно была обнаружена очередная ошибка перевода. Теперь это Правила.
п.5.3.4 "Совершение действий в нескольких регионах".
Формулировка в Правилах и примеры в Справочнике допускают, и более того (причина, почему я решил написать об этом), подталкивают в своем прочтении к пониманию правила увеличения стоимости действИЯ в разных регионах - для отдельного основного Действия. Таким образом, вроде бы, выполнение нескольких основных ДействИЙ, которые могут возникать по картам Событий, МОЖНО и хочется понимать освобожденными от увеличения стоимости.
Такое понимание Правила НЕВЕРНО.
Этот пункт имеет другую формулировку в английских Правилах, говорящую о том, что выполнение действИЙ, политических или экономических, в более чем одном регионе требует дополнительной оплаты, по единице за последующие регионы.
Таким образом, начав выполнять действия одного типа, переключение на другое основное действие того же типа в другом регионе (которое становится доступно по картам событий) потребует дополнительной оплаты.
Так там всё так и указано. В правилах Гаги нет ничего об "освобождении". Посмотрел и правило, и справочник - корректно, соответствует английским
не буду убеждать в обратном, - если Вы играли правильно, - это не требуется.
На самом деле, разница в понимании есть, и значительная:
Ошибка рождается из неправильного перевода пунктов 5.2.3 и 5.3.4. В русских правилах в первом написано, что бонусные ОД с карт можно использовать как отдельное основное ДЕЙСТВИЕ, во втором, что для совершения ДЕЙСТВИЯ (политического или экономического) в нескольких регионах, надо тратить очки за смену региона.
В моём первоначальном понимании, если Вы получаете, к примеру, политические очки за жетон и политические очки с карты, то можете воспринять их как два отдельных действия и потратить их в разных регионах, не уплачивая штраф за смену региона.
В английских правилах пункт 5.3.4 написано несколько иначе: Если игрок решит совершить приобретение более чем в одном регионе ... в рамках одного хода, одно дополнительное очко действий соответствующего типа должно быть уплачено за каждый регион, помимо первого (If a player chooses to make purchases in more than one Region (not sub-Region) with [перо] or [монета] in a single Action Round, 1 additional Action Point of the appropriate type must be paid for each Region beyond the first.) Тут еще и уточнение, что платим мы не за смену региона, а за каждый регион, помимо первого, который затрагиваем.
Иными словами, все основные очки одного типа тратятся как бы из одного пула, и нет смысла разделять их на несколько действий.
Ключевое здесь - совершить ПРИОБРЕТЕНИЕ, а не ДЕЙСТВИЕ.
Правило предельно ясно. Вы почему-то обращаете внимание на то, что основных действий может быть несколько - отдельно по карте, отдельно по жетону. Правило об этом ничего не говорит, потому что это абсолютно неважно. Важен только тип - дипломатическое или экономическое. Неважно на сколько отдельных действий Вы раздробите свою дипломатию - главное то, что если Вы начали тратить свою дипломатию в одном регионе, а потом переходите в другой, то платите 1 действие. Вот и всё.
Правила говорят о разделении действий. См. 5.2, пп. 3.
Не хочу дискутировать, - все сведётся к обсуждению внимательного чтения Правил и буквальной трактовке Правил.
Есть такие игры, которые прививают буквальное чтение Правил, вплоть до отдельных букв. Если в одной версии Правил трактовка текста оставляет вопросы, которые снимаются другой версией Правил, я в праве называть это ошибкой перевода.
Учитываются ли американские флаги для определения награды за регион, НЕ при финальном подсчëте? Может ли Франция проводить рыночное соединение к американской территории?
Вообще ни для чего не годны кроме финального подсчёта
Добрый день. Верно ли, что:
1. Форт можно построить/захватить от изолированного/конфликтного рынка.
2. Повреждëнный форт продолжает защищать рынки.
1) это разные ситуации в одном вопросе. От ищолированного рынка можно строить флот - просто нет таких ограничений для форта. Рынок ещё и перестанет быть изолированным. 5.6.3 - нужен только контроль рынка и все. Что касается конфликта то конфликт отменяет связи для рынков 3.8 это можно по-разному интерпретировать но на бгг ответили официально типа нельзя флот захватывать, связь с рынком пропадает из-за конфликта на нем.
2) нет 3.2.8
До этого момента я думал, что "рыночное соединение" это соединение между двумя рынками.
Вас не затруднит дать ссылку на соответствующее обсуждение на BGG?
https://boardgamegeek.com/thread/2655372/article/37663451#37663451
П. 7.6, второй абзац: "Если следующая война - это Семилетняя война, в начале своего первого хода в мирном раунде игрок берёт столько бонусных военных жетонов, сколько бонусных жетонов было у него в Войне за австрийское наследство (но не больше 3)."
Что делать с этими жетонами, правила не разжевывают. Выложить их на планшет Семилетней Войны по своему усмотрению? Могу ли я изучить взятые жетоны, прежде чем выложить?
Ответ найден на листе Войны за австрийское наследство. Жетоны выкладываются игроками в начале хода. Вероятно, по правилам 5.6.1, т.е., жетон изучается и выкладывается на желаемый ТВД.
Сколько размещать флагов США/Канады в случае победы Франции в войне за независимость в Северной Америке? В правилах указано "флаги", но не упоминается конкретное количество?
Там в 7.3 перечислены территории ж, куда можно ставить американские флаги
Всем привет.
Во время первой партии возник вопрос следующего характера.
Чтобы получить преимущество, нужно контролировать все связанные области. Жетон конфликта не лишает тебя контроля над областью, но не дает использовать преимущество.
На карте есть области, которые содержат несколько полит.ячеек (например, Испания). Правильно ли я пониманию, что
1. Чтобы контролировать область (Испании, например) нужно контролировать больше полит.ячеек в ней, чем соперник (не все ячейки и не большинство, а именно больше чем соперник)?
2. Если на одну полит.ячейку в такой области кладется жетон конфликта, то это не влияет на вопрос контроля (у меня все еще больше ячеек, чем у соперника и контроль над областью мой), но в любом случае не дает использовать преимущество (даже если я контролирую все ячейки в Испании, а жетон конфликта лежит только на одной из ячеек, то жетон преимущества в любом случае заблокирован)?
Буду благодарен если ответ сопроводите ссылкой на правила или коммент издателя (на БГГ, например) чтобы было что предъявить дотошным соперникам)
Спасибо
На тайлы преимуществ влияет только контроль над конкретными территориями (space в правилах) - соответственно, происходящее в других spaces в той же зоне (например, в зоне Испании) никак не влияет на тайл преимущества. Соответственно:
1) Вопрос не имеет практического значения
2) Важно только, что происходит с одной конкретной ячейкой - к которой идет линия от тайла преимущество
"Чтобы получить преимущество, нужно контролировать все связанные области" - тут и содержится ответ. Связанной в случае с Испанией является конкретная ячейка. И неспроста самая дорогая из областей престижа.
Спасибо за комментарии, признаться даже не заметил, что линия к конкретной ячейке ведет)
Странный перевод очень выложен у Гаги, надеюсь, это ранняя версия какая-то, переделают. Но в Сумеречной Борьбе были такие же приколы, так что надежд на изменения немного.
Например
Turn = Раунд
Round = Ход
Зачем? Это очень мешает когда, например, пытаешься прочитать что-то на BGG.
Еще на мой взгляд неудачное
Conquest Lines = Военные маршруты
Spaces = Ячейки
Flag = Занять
Unflag = Отнять
Shift = Повлиять
Take Control = Захватить
и т.д.
В переводе слова какие-то случайные, а в оригинале они четко связаны с механиками и внешним видом
Ну например: мы получаем Conquest Points и используем из для захвата территорий, двигаясь по Conquest Lines
В переводе это Очки завоеваний и Военные маршруты - и связь сразу распадается
Военные маршруты меня не сильно напрягают (завоевания-военные связь все-таки есть), но вот раунд-ход - это провалище.
Еще например такое
Naval Space = Морская Ячейка
Navy Box = Ячейка Флота
Более того далее вообще все хуже:
Space = Ячейка
Box = Ячейка
Это уже не субъективная особенность перевода, а просто ошибка. В оригинале это разные вещи и выглядят они и используются по-разному. В пространства мы ставим флаги и флоты. В боксы - разные маркеры. Они специально разделены, а тут их слили в одну кучу.
А Гаге как обычно положить на комьюнити, которое ей указывает на ошибки в переводе, ответ в лучшем случае будет мол в следующем тираже исправим может быть. С более популярной ВК история именно такая.
На счёт turn/round, я бы выступил в защиту перевода. Для русского языка плохо укладывается, что ход состоит из раундов, а не наоборот. Я даже больше скажу: в "Сумеречной борьбе" много раз слышал, как англоговорящие сами путаются и называют action round'ы turn'ами. И если быть в курсе про такой перевод (что даже в правилах описано), то не понятно, как это может очень мешать чтению на BGG.
На счёт остальных терминов в конкретно этой игре пока ещё ничего не могу сказать, пока сам не разберусь и не поиграю.
Какой же предзаказ варгейма от Гаги без хейта от экспертов. То от справки горит, то четыре никса, то ещё что-нибудь.
Ну и что, сидеть помалкивать?
Никто не умаляет достижений гаги. Наоборот уникальный издатель, который возит игры GMT и не только, никого подобного нет в РФ - тут здорово все.
Но странности перевода вещь объективная, непонятно, почему не хотят улучшать качество. Справка смешная и дикая - но это опция, для игры не нужна, так что пофиг.
За замену Shift на "Повлиять" на картах событий переводчика надо проклясть на 3 поколения, считаю.
Сыграл и показалось, что проблем по сути и нет. От ошибок в переводе правила перестают работать как надо. А здесь вроде все отлично, неверных интерпретаций не возникает. Раунды называют раундами, ходы ходами. Если в оригинале было наоборот, то это очень странно.
На крайняк, все термины вынесены в отдельный пункт правил, всегда можно свериться, если есть вопросы.
Большинство претензий именно эстетические и могут по какой-то причине задеть тех, кто играл в оригинал (читал оригинальные правила).
Единственное, что "Отнять" интуитивно воспринимается как "убрать чужой флаг и поставить свой", а на деле это значит убрать чужой флаг.
Вот эти "Гаге положить на комьюнити", "проклясть переводчика на 3 поколения" вообще непонятны. Отличная игра и прекрасная локализация.
Да переводчик не при чем, просто работа редактора не делается
Сыграли с супругой 2 партии - тоже не увидел проблем. Да, в отрыве от остальных терминов и исходя из нашего жизненно-бытового опыта, мы склонны понимать, что "отняв что-то, мы приобретем что-то". Но так как игра не про наш жизненный опыт и тем более, когда есть термин "захватить", то на отнятие уже смотришь по-другому.
Мне помогло понимание, что занять/отнять - это простые, одиночные действия (как допы на жетонах), а повлиять/захватить - составные (состоят из занять и/или отнять):
Повлиять, считаю, удачным переводом, потому что "изменить/заменить/перевернуть/сдвинуть" и прочие синонимы ну никак не вписываются в дух игры. Флаги держав отображают их влияние в ячейках, соответственно, Вы либо усиливаете свое влияние, либо ослабляете влияние соперника, поэтому "повлиять" отлично передает суть действия.
У некоторых людей просто сложилась какая-то своя несменяемая настольная парадигма о том как всё должно быть и всё, что ей не соответствует, объявляется непрофессиональным и несусветным бредом вместо того, чтобы попытаться понять и принять логику игры.
Игра великолепно скроена и переведена. Ошибки первой партии были лишь по нашей невнимательности - забыли, что награды за глобальный спрос меняются в зависимости от эпохи :)