Моё седьмое участие в настолкемпах!
общее фото
Список игр в которые играл:
Терра Мистика + Лёд и пламя + Торговцы морей
Виноделие полное издание + Долина Рейна
Прошло чуть больше года и мы вновь собрались в уютном Новоуральске. Пятый Новоуральский настолкемп проходил с 15 по 17 июля 2022г. при участии 104 человек! Йееессс! И это было круто! Впрочем, как и всегда. А всё благодаря хорошему, позитивному настрою участников и волшебных рук организаторов - Светланы Макуриной, Александра Афонасьева, Дарьи Сёмкиной, Евгения Сёмкина, Игоря Медведева, Ивана Погодина, Олега Осинцева, Насти Лозгачовой, Дарьи Капицкой и Александры Васильевой. Все большие молодцы! Всем большущее спасибо за этот настольно-игровой праздник! Было классно. А теперь, к играм. Как я провёл это лето…ой, не то. Как я покемпил этим летом? Делюсь.
Пока не началось повествование, хочу предупредить. С фотографиями в этот раз совсем беда. Я был настолько погружён в игровой процесс, что просто забывал фоткать игры. Да и качество тех что есть, не очень. Не обессудьте друзья. Спасибо за понимание.
Не собирался везти эту игру, но попросили и привёз. Ха! Звучит так, как будто на силу заставили. На самом деле я очень рад, что кому-то захотелось в неё поиграть. Желающих как правило немного на эту хорошенькую труднопроизносишку. Поэтому с удовольствием с неё и начал кемп.
Играли полным составом. Я, Марина и Саша с Ульяной Курасовыми. Все кроме меня, новички в данную игру. Подробно рассказал правила и мы окунулись в мезоамериканское житьё-бытьё племени инков.
А начал я вообще не так как планировал. Собирался первым делом построить статую и отложил под неё три карты с одинаковым символом, но вместо статуи построил лестницу и вообще, всё пошло совершенно по другому сценарию. Сделал в итоге ставку на производственные здания и не прогадал. Цепочка из пяти зданий приносила сразу 7 ПО, 3 золота и немного еды. Я хоть и не часто бегал жрецом на производственное действие, но благодаря остальным игрокам, которые туда захаживали, пользовался этим действием итак. Ещё мне повезло с лестницами. Я их построил всего две, но их часто использовали оппоненты. Этакий пассивный доход в копилку моих очков.
те самые две лестницы, которые неплохо приносили мне очки
Но были и провисания. Удивительно, но в храме я за всю игру так и не продвинулся ни на одну ступеньку. Да и гобелены практически не шил. По завоеваниям было ещё более менее. За счёт зданий и победил. Но очень с большой натяжкой. С Ульяной у нас оказалось поровну очков. Только благодаря тому, что у меня оказалось больше ресурсов, я вскарабкался на первое место.
У Ульяны всё было хорошо благодаря шитью гобеленов. Правда у неё были с этим постоянные проблемы. Не везло на разные узоры. Постоянно выпадали одинаковые. Из-за чего приходилось собирать несколько сетов из жетонов узоров. Ещё Ульяна неплохо прокачалась в храме и в остальном понемногу - завоевания, статуи, лестницы. Заслуженное второе место.
так это всё выглядело со стороны
Марина главную ставку сделала на прокачку храма и по возможности строила статуи. Кстати, под конец игры многие (кроме меня) занимались этими изваяниями. Они и бонусы с карт дают и сами по себе очки приносят.
У Александра стратегия была универсальная - всё и сразу. Немного статуй, немного лестниц и зданий, немного узоров в гобелене, но всё-таки чуть большее внимание было сосредоточено на завоеваниях. Этакий Александр Македонский перуанского разлива. Но разнообразие и завоевания ему не помогли. Увы, последнее место.
Партия была интересной, динамичной и насыщенной по разнообразию действий и стратегий. Все игроки были на равных и это круто. Мне очень понравилось.
не хватает ещё свисающей сосулькой слюны из уголка рта ;-)
по итогам: Сергей Сухарев (чёрный) - 97 очков - 1 место
Ульяна Курасова (красный) - 97 очков - 2 место
Марина Ланских (фуксия) - 95 очков - 3 место
Александр Курасов (бело-голубой) - 89 очков - 4 место
мой верховный жрец доволен
впечатления и мысли вслух: после интересной партии, у меня в голове укрепилась мысль о том, что игра всё-таки отличная. Такой крепкий среднячок. Стратегий немного, но всё хорошо сочетается и взаимодействует. Взаимодействие между игроками тоже присутствует.
Интересная механика выставления рабочих. Не менее интересное второстепенное действие выполняемое верховными жрецами. Здесь и кроется взаимодействие между игроками.
Из минусов, и то не явных, можно отметить сухость игрового процесса и блёклое оформление.
Достойный представитель Т-серии. Конечно не Цолькин с Теотиуаканом, но как по мне - не хуже Техену.
Уже за полночь разложили этого евромонстра, обвешанного двумя дополнениями. Половина участников (Я и Марина) - опытные игроки, а другая половина (Настя и Денис) - первый раз за Терра Мистикой. Вновь объяснение правил, вновь уверенность в опытности, а следовательно в победе.
Новичкам раздавали расы по принципу: “ешь что дают”. Денису достались Кочевники, а Насте выдали Ведьм. Они не против и хорошо. Я и Марина стали тянуть случайные жетоны рас с мешочка. Первая тянула Марина. Пока она доставала жетон, я рефлексировал по поводу того, что очень бы не хотелось, чтобы мне достались Оборотни. После того как ей достались Ледяные девы, я засунул руку в мешок и постоянно повторял вслух умоляя небеса: “хоть бы не Оборотни, хоть бы не Оборотни”. А знаете, всё-таки правильно говорят, что мысль материальна. Я вытащил именно Оборотней. Докаркался.
В верхнем левом углу Ледяные девы и справа от них как раз Оборотни
Чем же так плохи Оборотни? Да собственно ни чем. Но они мне не нравятся из-за своей некой замороченности по сравнению с остальными расами в Терра Мистике. К тому же авторы игры от тиража к тиражу корректировали свойства этой расы, что в свою очередь добавило сумятицы.
Я надувал щёки, оттопыривал губёшку и пыхтел, но что поделать. Жребий брошен. Рубикон перейдён, решение принято, мосты сожжены. Пригорюнился, но смирился со столь нежелательным выбором. К слову, Марине Ледяные девы как-то тоже не приглянулись. Получилось у нас из серии - “мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус”.
игровое поле в нашей партии
Но неприятности для нас только начинались. Стартовые домики мы поставили как-то неудачно. Я ещё умудрился один из домов впендюрить далеко от воды. То есть получается, что торговать мне придётся в одной локации. У Марины один из домов не имел соседства с чужими постройками. Ну вот и всё в таком духе. Новички не понимали, а чего мы собственно так сокрушаемся? Но поводы сокрушаться и корить себя были небезосновательны.
Так мы с Мариной и сыграли. Серединка на половинку. Пребывая всю игру на вторых ролях. Вот вам и опыт и уверенность в победе и какава с чаем.
первые крепости
У меня вообще вся партия от начала до конца была какой-то по-детски сумбурной. Примеры? Пожалуйста. По бонусным плашкам на каждый раунд, очки за торговые жетоны давали во втором раунде. Казалось бы. В первом раунде строй Верфь, клепай корабли, жди когда соперники улучшат здания, а уже во втором раунде плыви да торгуй. Ха. Не на того напали. Я всё это провернул уже в первом раунде. И построил и сплавал. Не утерпел. И так вот во всём. Всё куда-то бежал, спешил, толком не подгадывая бонусы. Всё делал непоследовательно. За территориальными бонусами не гнался. В храмах не прокачивался. Играл рефлекторно и даже отрешенно. С самого начала как не задалось, так и пошло всё по “папе сделали ботинки”. Как говорят военные моряки: “выкатился из кильватерной колонны”. Поднял руку вверх и резко опустил, забив морально на партию.
Ещё и в самом конце была отдельная боль, когда мне не хватило силёнок перекопать землю и построить домик, чтобы образовался второй город. Да пошло оно всё. Выручала только бонусная плашка, которая даёт по 5 ПО при пасе за крупные постройки. В течении игры я построил все три и довольно часто брал эту фигульку. Какая-никакая “палочка-выручалочка”. Оказался на предпоследнем месте. Хоть так. При всей дичи что я творил, ожидал оказаться на последнем.
первые торговые жетоны
У Марины дела обстояли получше, но не кардинально. Такие же провисания, отставания. Вот тебе и опытные игроки. Зато играла вовлечённо. По крайней мере так показалось. Торговала мало, строила тоже не особо часто, но в храмах хорошо прокачалась. Да и по территориальным бонусам всё неплохо выходило в финале. Второе место. Поздравляю!
Зато у Насти всё было великолепно. Вся игра шла у неё как по чётко заданному алгоритму. Всё вовремя что-то строилось и перестраивалось. Храмы прокачивались. Бонусы с действиями синергились. Города образовывались. Всё комбилось. Как по учебнику. Аж приторно. Только торговли практически не было, но это не помешало оказаться на первом месте. Мои поздравления! В первой же партии и первое место, да ещё и с отрывом от опытных игроков. Это круто!
Кочевникам важно в первом раунде построить Крепость
Денису же “КАМАЗы с песком” увы, не помогли. По совету бывалых, он в первом же раунде построил крепость и стал ею активно пользоваться. Но тесная близость к соседям постоянно его откатывала по очкам, за счёт кручения-верчения магии силы. Да, были построены три города (или два, уже точно не вспомню), по территориальным бонусам всё неплохо, но по храмам провисания, в торговле вообще никак не проявился. Было как-то с одной стороны густо, а с другой пусто. Всё-таки бонус от постройки чужих зданий сильно откатил по очкам. В итоге четвёртое место. Главное - игра понравилась.
Интересный момент вышел со временем партии. На четверых ушло всего 2.5 часа. На объяснение правил больше ушло (утрирую). Реально, какая-то блиц-партия получилась. Подводя итог и не мудрствуя лукаво сообщу, что именно эта партия лично для меня была ужасной. Я больше скажу - самой отвратительной из всех в эту игру. Сам себе был противен. Сыграл позорно и ужасно, да и вообще…
компоненты из дополнения Торговцы морей
по итогам: Анастасия Первухина (зелёный) - 133 очка - 1 место
Марина Ланских (белый) - 110 очков - 2 место
Сухарев Сергей (чёрный) - 92 очка - 3 место
Денис Мальцев (жёлтый) - 80 очков - 4 место
впечатления и мысли вслух: партия хоть и получилась из рук вон плохо, но впечатление от самой игры как таковой нисколечко не подпортилось. Любовь к Терра Мистике не угасает и врядли вообще угаснет. Обожаю это безрандомное чудо всеми фибрами и фибрульками настолошной души.
Ну сухая, ну абстрактная, ну и что с того? Игра продумана и ладно скроена. Играть увлекательно и это главное. По мне, так потомок в лице Проекта Гайя даже не смог переплюнуть своего прародителя. Объективно конечно переплюнул, но ламповость и теплота улетучились в космос. Ну да ладно. Это уже другая, дискуссионная тема для разговора. Дальше сопли жевать не буду, а просто скажу - Терра Мистика forever!
Вот так и закончился в три часа ночи мой первый день кемпа. Не уставший и очень недовольный (партией в Терра Мистику) я отправился спать.
На субботнее утро у меня вообще-то была сильно заранее запланирована партия в Пути славы. Но мой оппонент Роман ещё не появился и пока его ждал из-за горизонта, я присоединился к ребятам к новой для меня игре.
Правила несложные, геймплей простой. Драфтим карты, выкладываем их, собираем плюхи за метки уже ранее выложенных карт на вновь выложенные карты и те старые, которым ранее не хватило плюх чтобы их разыграть. И так кругами. Процесс незатейливый, но подумать прикинуть есть над чем. Есть и комбушки и синергические цепочки и сбор сетов, но все эти 7 чудесные игры - вообще не моё. Вот и эта смесь 7 чудес с Пряностями никак не зацепила. Мимо.
Играл безалаберно и ни о чем не думал. Ждал Романа. Оказался заслуженно на последнем месте из четырёх. Да и пофигу честно говоря.
внешний вид игры
по итогам: Александр Курасов - 78 очков - 1 место
Илья Демидов - 52 очка - 2 место
Ульяна Курасова - 48 очков - 3 место
Сергей Сухарев - 29 очков - 4 место
Ох и долгий же был путь к Путям славы. Ещё с осени прошлого года, после того как коробки добрались до нас, мы с Романом всё собирались поиграть. И только на этом кемпе звёзды сошлись. Да и то, решили сыграть ознакомительный сценарий. А это ощутимо урезанная версия игры. Как по времени, так и по геймплею. На всё про всё всего три хода. Условия победы - 10 ПО или меньше для союзников, от 11 до 13 ничья и 14 или больше для Центральных держав. Я как раз за них и играл. Роман играл за союзников.
После долгих объяснений и разбора правил мы наконец начали. На старте у меня складывалось всё неплохо. Я разыграл карту “Августовские пушки” и занял Льеж. Начал активничать на Западном фронте. Роман оборонялся, но попутно стягивал войска с юга. Готовился к контратаке. Началась мясорубка и топтание на месте. Мне никак не удавалось пробиться вглубь и захватить Бельгию с Нидерландами. И в какой-то момент, потеряв интерес к Западному фронту, я устремил взор на Восток. На Россию.
На втором ходу я активно начал действовать на Восточном фронте, но без привлечения Австро-Венгерских войск. Эффект внезапности сработал, но ненадолго. Роман начал делать стратегические переброски и вообще, не пренебрегал пополнять войска (в отличии от меня). Пока он занимался маневрированием, мне удалось довольно глубоко вклиниться на Белостокском направлении. У меня вновь был план разрезать вражескую группировку на две части. Казалось что смогу (в отличии от плана по Бельгии), но не тут то было.
начало моей авантюры на Восточном фронте
На третьем ходу, уже когда мои немецкие армии глубоко вклинились и практически приготовились отрезать пути снабжения русским войскам, Роман фланговыми ударами при поддержке вновь прибывших двух армий отрезал мои. Получилось, что окружая войска оппонента я сам оказался отрезанным. Из-за этого я потерял сразу две армии и два корпуса. Рука-лицо. Оставив на острие удара самые боеспособные части, я как следует не побеспокоился о тылах, оставив в хвосте слабые части. За что и поплатился, подставив их под фланговые удары.
Потери были столь внушительными, что мне пришлось с Западного фронта срочно перебрасывать одну из армий, чтобы как-то удержать посыпавшийся фронт. О наступательных операциях я уже вообще перестал думать.
"на Западном фронте без перемен"
Шансы если не на победу, так на ничью ещё были, но на самом последнем ходу, Роману удалось отбить пару городов и тем самым выбить у меня заветные очки. В итоге, немного не дотянув, я проиграл.
по итогам: Роман Шерстобитов - победа
Сергей Сухарев - поражение
полное фиаско
впечатления и мысли вслух: Как я и ожидал, очень глубокая стратегическая игра. И это не смотря на то, что играли весьма поверхностно и многие нюансы ещё не осознавали.
Розыгрыш карт увлекательный. Не хуже чем например в Сумеречной борьбе. Передвижения войск захватывают и поглощают всё внимание. Боёвка по сути стандартная для данного жанра. Тут всё как обычно - броски кубов, таблицы, модификаторы. Погружение в игру глубокое. Геймплей насыщенный.
Миша пришёл консультировать по правилам
Но есть во всей этой бочке мёда, большущая такая ложка дёгтя. Ну как большущая и как ложка. Может лично мне так показалось, может я наивный новичок и чего-то не понял, но я оказался в недоумении когда узнал, что в игре нет так называемого ЗКП (зона контроля противника). То есть, жетоны своих войск можно спокойно перекладывать рядом с жетонами войск оппонента, не обращая на них особого внимания. Вот стоит например твой несчастный корпус рядом с двумя полноценными армиями противника, ты такой берёшь жетончик своего корпуса и спокойно его перемещаешь не обращая внимания на соседство огромной массы вражеских войск. Для меня это показалось странным. Ещё раз. Может я чего-то не понимаю? Что-то не так в правилах поняли или ещё что-то? Спецы в эту игру, укажите в комментариях, что не так.
Ну и ещё один неоднозначный для меня момент. Это войска без снабжения. Как-то я уже привык, что например в Ни шагу назад, если войска без снабжения, то они всё ещё вполне себе боеспособны и не убираются из игры сразу после хода игрока. В Путях славы, если войска остались без снабжения, то это звучит как приговор. Не успел в свой ход их восстановить, всё, помаши ручкой. Жёстка.
Безусловно, у игры есть огромный потенциал и это сразу чувствуется. Масштаб и глубина поражает, но вышеупомянутые неоднозначные моменты вносят смятение в общую положительную оценку. Пока непонятно. Надо играть ещё.
Ближе к вечеру, после варгейма, захотелось сыграть уже во что-нибудь попроще. А тут ребята как раз разложили Виноделие, а правил не знают. Ну и я, как Чип и Дейл, поспешил на помощь. Изначально было нас шестеро, но пока я объяснял правила одного “перевербовали” на другую игру. На мою радость в правила все въехали легко и быстро и мы поехали винодельничать в солнечную Тоскану.
Признаюсь честно. В самом начале я чувствовал себя очень уверенно. Даже самоуверенно. Корчил из себя великого мастера Виноделия и снисходительно смотрел на всех, как гуру на несмышлёных учеников. Выпендривался в общем. Ещё и бахвалился тем, что мол: “ребята спокуха, игра будет недолгой, я вас быстренько обыграю и дальше разбежимся по другим играм”. Забегая сразу к финишу скажу, что мои победные реляции обернулись позорным поражением. Занял последнее место с пятнадцатью очками. Как же так? Рассказываю.
личный планшет игрока
Обычно я как играю? В первом году всегда стараюсь нанять нового работника. С посадкой лозы и сбором винограда не тороплюсь. Набираю карты гостей, выкладываю звезды, нанимаю рабочих. Но в этой партии как-то с самого начала не задалось. Всё пошло боком. Нового работника нанял только во втором году. Шпалеру и систему полива тоже построил далеко не сразу. Как-то всё заторможено шло у меня. Очень уж был расслаблен, за что и поплатился.
В финале ещё меня сильно обломали. Так как Виноделие - это игра-гонка, нужно аккуратно подгадывать свои действия. Особенно это касается выполнения контрактов. В конце был момент когда я прикинул, что впереди будет ещё год. Я стал готовиться к финальному прыжку. Сосредоточился не на выполнении контрактов, а на сбор винограда и производстве вина. Там после выдержки к следующему году у меня как раз получилось бы выполнить три контракта (в том числе зимним гостем). На деле же вышло так, что Алёна выполнила два дорогих контракта на игристом вине, к тому же получив бонусное ПО с ячейки действия. Оказалась в аккурат на 25 очках внезапно завершив игру. Для меня это был тотальный провал к которому я совершенно не был готов. Вот так самонадеянность и бравада может привести к позору.
партия в разгаре
Были и другие тактические ошибки и просчеты. Несколько раз не на ту клетку пробуждения вставал. Не очень эффективно карты гостей играл. Звёзды не очень удачно выкладывал. Хватало минусов в планировании ходов и их осуществлении.
Заслуженное последнее место. И поделом. Но за внезапное окончание игры всё равно обидненько.
карты гостей из дополнения
по итогам: Алёна Аристова (фиолетовый) - 28 очков - 1 место
Ярослав Григорьев (синий) - 19 очков - 2 место
Всеволод Суздалов (зелёный) - 19 очков - 3 место
Алексей Нечеухин (жёлтый) - 18 очков - 4 место
Сергей Сухарев (белый) - 15 очков - 5 место
звёзд мы не жалели
впечатления и мысли вслух: ну да, сыграл позорно. Есть параллели с недавней партией в Терра Мистику. Но также как и с Терра Мистикой, сама игра хуже для меня ни капельки не стала. Всё также нравится, как и раньше. Несмотря на объективные минусы, коих в Виноделии хватает, мне нравится играть в это творение Стегмайера. Каждая партия получается лёгкой, весёлой и на приятном расслабоне. Самое то разгрузить мозг и получить удовольствие от игрового процесса. С этим Виноделие справляется, а больше от неё ничего и не нужно. Отличная игра. Не без косяков, но отличная. Кто бы что ни говорил.
И только в последний вечер кемпа наконец добрался до игры-хедлайнера. Почему именно Мерв хедлайнер? Часто на слуху и как минимум несколько знакомых просили её привести. Что я с удовольствием и сделал. Игра сейчас действительно популярна. Настолько, что успел её разложить на кемпе два раза. Но, обо всём по порядку.
первая партия
В этой партии у меня как-то получилось всё шиворот навыворот. То есть, сначала накидал миплов во дворец, а потом уже пытался собирать под них ресурсы и прочие шпульки. Хотя логичнее было бы что-то фармить и уже под это выставлять миплов в нужные ячейки во дворце. Из-за этого стратегического дисбаланса я хоть и старался напрягать мозг, но получалось не очень. Всё как-то не по людски выходило. Стены почти не строил, а карты специй вообще не брал.
На картах специй я не зря акцентирую внимание. Ксения на них так налегала (в отличие от других игроков), что набрала неприлично много очков и к всеобщим неодобрительным воплям одержала убедительную победу перевалив за 100 очков.
У Юли тоже всё неплохо. Она полностью пробежала по мечети и оказалась на самой вершине, собрав все бонусы и получая промежуточные очки, но беда была в том, что не было миплов в нужных ячейках дворца. Вместо ячейки дающей очки за продвижение в мечети, двое миплов стояли в ячейке отвечающей за карты специй. Но тем не менее, второе место.
У Ирины тоже получилось практически до конца продвинуться по мечети, но миплы во дворце тоже были выставлены в другую ячейку, приносящую очки за свитки.
Так и играли.
в процессе
Неопытность сказывалась и поэтому стратегически выходило немного сумбурненько. Ещё мы в этой партии чересчур рьяно возводили стены от монголов. Не знаю. Наверное на этапе объяснения правил я так сильно всех напугал этими самыми набегами монголов, что сработал инстинкт самосохранения. Строили мы усердно. Про воинов тоже не забывали. Трек влияния у всех прокачивался как мышцы на стероидах.
Отличная партия, но несколько витиевато бестолковая получилась. Весьма осознанно (с каким и положено для подобных игр стратегическим планированием) получилось сыграть у Ксении. У остальных получилась “проба пера”. Зато всем игра понравилась и это здорово!
финал первой партии
по итогам: Ксения Булатова (красный) - 107 очков - 1 место
Юлия Середа (жёлтый) - 96 очков - 2 место
Сергей Сухарев (чёрный) - 88 очков - 3 место
Ирина Опарина (голубой) - 62 очка - 4 место
вторая партия
Уже на следующее утро последнего дня кемпа так получилось, что игру разложили ещё раз. При этом половина состава была прежним - это я и Ксения. Юлю и Ирину заменили Саша и Миша.
Вновь объяснение правил. Вновь пугалочки про набеги нехороших монголов и мы вновь погрузились в пески истории древнего среднеазиатского города.
Миша спрашивает: "что даёт этот жетон?" Ксения обдумывает ход
В этот раз я играл уже более осмысленно. Решил полностью прокачать мечеть, что с успехом уже к середине игры и сделал. Попутно собирал очки и бонусы. Занял все три места в ячейке во дворце дающей очки за продвижение мечети, но забегая вперед сообщу, что случился эпик-фейл. В конце игры я банально забыл продвинуться по шкале расположения во дворце. Моя фишка лежала на первом делении. Из-за этого очки засчитывались лишь за один мипл, а не за три. Вместо 30 очков, отсыпали только 10. Но даже при таком раскладе, я уверенно побеждал далеко отрываясь ото всех. Миша даже подозрительно на меня косился, мол, а не жульничал ли я? Нет, не жульничал. Я честный мальчик.
Ещё у меня хорошо всё складывалось по жетонам свитков. Благодаря быстрому их сбору я насобирал нужные мне жетоны открытий. В частности взял жетон на 8 ПО. Вот так в этот раз у меня всё хорошо закомбулилось и с детерминировалось. Моя душенька была довольна.
красота
Кстати. Миша тоже собирал жетоны свитков и в основном акцентировал своё внимание именно на действии “библиотека”. Забавно, но за всю игру он ни разу не продвинулся по мечети. И вообще, концентрация только на одной стратегии (свитки) не дала ему выдающихся результатов. По итогу он занял третье место.
Ксения перед началом этой партии загадочно заявила, что в этот раз у неё будет другая стратегия и я этим был заинтригован. По ходу игры оказалось, что она сосредоточилась на постройке стен и ворот, что давала ей кучу влияния и дополнительные ПэОшки за метафорическое “вываливание” за край шкалы влияния. В этот раз с контрактами у неё не очень задалось и в мечети анау-мынау. Но в любом случае после финального подсчёта очков вышла на второе место.
"сердце" игры - город
Саша сосредоточилась на торговле и картах специй, что позволяло ей выполнять контракты, но во дворце была чехарда и миплы “не на своих местах” (повторение предыдущей партии) и в итоге четвёртое место. Но для первой партии сыграла хорошо. Чётко следовала заранее выработанной стратегии. А во дворце итак все поначалу путаются как там чего. Ничего страшного.
Игра при обновленном составе вновь всем понравилась и я укрепился во мнении, что её определённо стоит оставить в коллекции. Но о впечатлениях ниже.
по итогам: Сергей Сухарев (чёрный) - 104 очка - 1 место
Ксения Булатова (голубой) - 85 очков - 2 место
Михаил Талапов (красный) - 74 очка - 3 место
Александра Васильева (жёлтый) - 66 очков - 4 место
Саше тоже игра понравилась
впечатления и мысли вслух: ну что ж. За плечами уже три партии, две из которых случились на этом кемпе. Можно сделать кое-какие выводы и поделиться впечатлениями. Буду рад, если они кому-то будут полезными. Итак.
Оформление. Вот именно то, благодаря чему я и приобрел Мерв. Ещё на стадии рассматривания фоточек и видяшек в интернете запал на эту красоту. Художественное оформление действительно яркое, сочное и красивое. И при этом не вырвиглазное. Пресловутые “цыгане” обошли стороной Мерв и направились в сторону Раджей Ганга.
Сама тема интересна. Конечно она условна, всё-таки еврогейм. Но сеттинг подкупает. Да, снова средние века. Да, снова про город. Но на этот раз не европейский с интересной геймплейной структурой.
Правила не сказать что отлично изложены, но куча рисунков и примеров нивелируют шероховатости и непонятки в тексте.
Сама игра средней тяжести, на уровне крепкого семейного евро. Въехать полностью можно уже на втором-третьем ходу.
действие "библиотека"
Центральная механика выставления рабочих немного незаурядная. Этакий рондельный worker-placment, да ещё со взаимодействием между игроками (использование чужих построек). Ну и все эти прокачки треков, сбор сетов, плашки с модификаторами и прочие бонусы. Здесь всё как обычно, но что понравилось? Как-то всё это выглядит ненавязчиво, даже лаконично. Нет дикой мешанины из кучи локаций, которые за каждый пук дают очки. Всё дозировано в нужной пропорции. Это лично меня и зацепило. Ты играешь и видишь всю картину целиком. Точно знаешь заранее, куда идти и что делать. Лишь в самом начале, на первом ходу бывает ступор, когда не можешь определиться, куда ставить первую постройку и размечать в голове будущий вектор развития.
Отсюда же и хорошая комбинаторика между локациями. Локаций немного, действий мало, а ходов и того 12 на игрока за всю игру. Но зато игрок чётко видит все возможности и ему приятно просчитывать эффективный ход так, чтобы его максимально закомбить. Он не теряется в многослойности действий. Он визуально отображает происходящее и чётко может планировать будущие ходы. Не отвлекается на нюансы в правилах и прочие условности и хитросплетения. Это приятный момент. Таким образом получается, что я играю в игру и получаю от процесса удовольствие, а не работу работаю. Как например это бывает в сложных комплексных играх. Ваш кэп.
карты специй
Про взаимодействие. На самом деле его немного, но это не вызывает ощущение обособленности от других и ковыряния в своей песочнице. Своей песочницы здесь априори нет. Личные планшеты отсутствуют и все основные манипуляции происходят в самом городе. Взаимодействие заключается в том, что можно использовать действия с чужими постройками (за это хозяин постройки получает ресурс), а ещё можно занимать своим миплом действий такой ряд/столбец, который очень нужен оппоненту. Обламывать в игре можно, но это не критично на самом деле.
Также я считаю не критично ходить последним. Конечно, первым ходить это круто, как и в большинстве игр, но я бы не сказал что в Мерве это прям большое преимущество. Обычно рядов/столбцов с результативными действиями хватает всем игрокам.
Кризисности я тоже не ощутил. Для многих игроков, особенно из семейного сегмента - это плюс. Бывает конечно, что, то свитка не хватает контракт выполнить, то ресурса для продвижения в мечети, но это всё текущие тактические задачи. Здесь всё как обычно в подобных играх. Нет как в Агриколе, где крутишься на зажатом пятачке и из зёрнышка пытаешься целую стратегию наворотить. попутно кормя прожорливых родичей.
ворота с постройками крупным планом
Структура ходов мне понравилась. Три раунда и в каждом по 4 хода. После каждого раунда подсчет очков. После второго и третьего раунда набег монголов, которые разрушают постройки игроков; если те не были защищены стенами, воинами и…взяткой. Всё чётко структурировано и заранее предопределено. Игра не превращается в гонку, хотя кому-то это и в минус. Но мне лучше так, чем неожиданная концовка, как например в Виноделии.
Про масштабируемость ничего пока не скажу. Все три партии играл полным составом. Как оно там на двоих-троих мне неведомо.
Ну и главное. Геймплей. Он приятный в своей простоте. Играть не сложно, побеждать тяжело. Сам процесс экзальтированный. Глубина в просчётах действий есть. Разнообразия по действиям не много, но зато и не распыляешься. Чётко следуешь своему плану и получаешь кайф, если успеваешь сделать то что планировал. 12 ходов кажется что это мало, но зато они концентрированы и это плюс игре.
торговля
А теперь о минусах и прочих отрицательных моментах. Для меня их особо нет. Ну разве что игра по сути абстрактна. Даже ресурсы никак в правилах не отмечаются по лору. Просто разноцветные ресурсы и всё. А что они там олицетворяют? Да пофигу. Если кому-то не заходят “сухие” игры, то Мерв может не зацепить. Игра реально сухая по геймплею. Но лично для меня это не минус. Мне такое наоборот нравится. В таких играх и раскрывается изящество математической модели сконструированной автором игры. Ну да ладно. Что-то понесло меня в размышления. Ну и ещё есть подозрение, что с реиграбельностью у игры не всё гладко. Но это всего лишь личные домыслы. Время покажет, подтвердятся они или нет. Пока всё устраивает.
В итоге после многих букв сделаю короткое заключение. Игра хороша. Не сказал бы, что прям шедевр и всё такое, но играть приятно и легко. Рекомендую всем любителям еврушек.
Ну и по традиции. Каждый год, 31 декабря мы с друзьями идём в баню…ой не так. Каждый Новоуральский кемп мы перед отъездом играем в Билет на поезд Европа. Вот и в этот раз не стали нарушать традицию и сыграли буквально перед самым закрытием.
Играли как всегда полным составом, но в этот раз я заметно нервничал. Постоянно всех торопил и подгонял. На подсознательном уровне переживал, что не успею на Ласточку. Дурачок-с. Сработал синдром белого кролика. Если кто из сопартийцев сейчас читает эту запись, пользуясь случаем прошу меня извинить за моё нервное поведение. Вот так из-за меня, игра протекала слишком быстро, рвано и нервно. Не велите казнить, велите слово молвить.
Да что там молвить. Сыграл я ужасно. Впрочем как и в большинство игр на этом кемпе. Главное. Оставил все маршруты и сижу смотрю на три мелких, а тот большой маршрут (синенький) вообще проигнорировал почему-то. Ну спешил же. Хотя все здоровые на голову игроки стараются выполнить именно большой маршрут, а остальные уже по пути или остаточному принципу. Более того, я его так и не выполнил. Это фиаско братан. Естественно оказался на последнем месте.
есть только такой мутный снимок. Финал партии
Что делали остальные? В отличии от меня играли в игру и наверное про себя матюкались на моё дёрганье за их нервы. И у них неплохо получалось. Нет, не матюкаться. Хотя…
Всё прошло быстро и хаотично. Как при первом … (дальше сами подставьте, что вам ближе). Только ещё не запомнилось ничего. Вот такое смазанное завершение кемпа.
по итогам: Александра Васильева - 115 очков - 1 место
Михаил Талапов - 111 очков - 2 место
Ксения Булатова - 110 очков - 3 место
Юлия Савина - 89 очков - 4 место
Сергей Сухарев - 72 очка - 5 место
любишь играть - люби и собирать
впечатления и мысли вслух: Гадостные. И виной тому - я сам. Лишний раз убедился, что спешить надо медленно. Если чувствуется цейтнот по времени, лучше вообще не садиться за игру, чем мучить себя и остальных. В этой партии так и получилось.
А по самой игре добавить нечего. Билет на поезд уже всем знакомая неустаревающая классика. Играть всё также приятно и быстро. Этакая упаковка “Бабкины семечки” из мира настольных игр. Мне кажется, даже спустя 20 лет попросят сыграть, я с удовольствием сыграю.
На том и завершаю свой сказ. Всем спасибо кто прочитал и большое спасибо кто прочитал до конца. Пока-пока. До следующей записи.
Вот и завершился очередной Новоуральский настолкемп. И хочется подвести некий короткий итог. Так сказать: “впечатления и мысли вслух по самому кемпу”.
Этот кемп у меня ассоциируется с пролетающим метеором. Также быстро промелькнул, но успел оставить яркий след в памяти. И этот след я буду также бережно хранить как и предыдущие с прошедших кемпов. Но этот был реально какой-то прям мгновенный. Короткая вспышка и всё. Или я отвык от коротких кемпов (после длинных УИКов), или то что я в этот раз не ночевал на территории самого кемпа и у меня ощущение быстротечности именно этого кемпа. Я не знаю. Но я знаю точно, что он не хуже и не тусклее чем предыдущие. И это здорово!
Ну да, можно поныть над тем, каким неудачным он для меня был. Даже местами позорным. Но зачем? Когда тебя переполняют только позитивные эмоции, вообще всё равно с каким результатом закончились сыгранные партии.
Я отлично провёл время в кругу единомышленников. Поиграл во всё что хотел. Пообщался с друзьями. Душа пребывала в сладкой неге, а сердце томилось в уютном комфорте. А больше ничего и не нужно от кемпа. Он с лихвой итак всё мне предоставил, что я хотел. За это ещё раз выражаю всем организаторам и участникам благодарность. Спасибо вам! От души.
P.S. Несколько слов про текстовые вставки выделенные курсивом. Не раз в личку про них мне писали, спрашивали, а зачем и почему они? Отвечаю. Так как формат записей дневниковый, то позволяю себе такую роскошную вольность, как делать некие личные пометки на полях. Как бы для себя, но может кому ещё будет интересно читануть их. Поэтому я всегда эти вставки оставляю здесь, в публикуемых материалах, но отмечаю курсивом. Это сделано на тот случай, если кому-то они неинтересны. Таким образом можно пропускать ненужные художественные, личные или иные не относящиеся непосредственно к настольным играм вставки. Всем спасибо за отклик и понимание.
P. S. S. И немного фоточек с кемпа ;-)
основной зал
кемп в разгаре
лучшее фото кемпа
традиционная прогулка по городу
хардкорщики
викторины
патигеймеры
Еще один отличный отчет, хотя и немного более скупой на этот раз. Всегда приятно почитать!
Спасибо за отчёт, почитал.
По поводу Путей Славы, согласен, после НШН приходится заново учиться снабжению армий. В Путях Славы она способна вызвать приступ острого негодования, ярости и желания просто рукой смахнуть всю настолку, когда твой тщательно разработанный план летит в топку, а столь ценные дивизии - в органайзер.
Игра не прощает просчётов и жёстко наказывает за малейший авантюризм. Резкие блицкриги - это не про ПМВ.
Зато какое непередаваемое ощущение, когда ты видишь, как твой оппонент лезет в ловушку и затем с ошарашенным видом смотрит на оголённый участок фронта. За это и стоит играть в Пути Славы.
Зона контроля здесь условная из-за того, что предполагается, что боевые действия не слишком манёвренные, и у соединений нет особых возможностей противостоять ротации войск. До ковровых бомбардировок и танковых рейдов ещё 30 лет.
Добавлю своих 5 копеек по Путям славы:
1. Зоны контроля. Действительно, они тут как класс отсутствуют. Тут, как я полагаю две причины. Первая - масштаб карты значительно больше по сравнению с НШН. Второе - это система point-to-point в отличие от гексов в НШН. В противном случае можно было бы одним корпусом пол ТВД удерживать. Исторически действительно перебрасывались корпуса с правого фланга одной армии на левый другой и таким образом создавали опасности фланговых атак.
2. Статус "без снабжения". Тут небольшое уточнение - подразделение уходит в топку не после чьего-то хода (он называется раундом фазы действия), а в фазу общей проверки снабжения в конце текущего хода. Так в ПМВ в порядке вещей было в течении одного дня сходить в атаку и привести 3-6 тыс пленных, если повезет. Соглашусь, что таких прорывов окружений, как в ВОВ, практически не было. (Дополнительная информация - в Иллюзиях Славы, ремейк ПС на тему восточного (русского) фронта, при потере снабжения подразделение "тает" не в конце текущего хода, а в конце следующего хода, и может даже биться, но ослабленной стороной. Но здесь уровень не армий, а корпусов).
P.S. На фото "полное фиаско", мне кажется, перемещение 4-й армии из Перемышля в Люблин деблокирует немцев и, наоборот, в окружении окажутся войска Ивангорода, Варшавы и Ломжи....
Хороший отчёт, как и предыдущий.
Он наглядно показывает, что евроигры людям радости не приносят. Уже второй кемп, а Серëжа очень грустный - то тут партия не задалась, то там. А вот если бы ты нормально в атаке накидал критов по оппоненту, то и настроение было бы получше.
То-то еврофилрв гораздо больше чем америтрешеров)
Да не грустный. Если партия не задалась, то это не повод грустить
Кто в Феод не играл, красоты не видал...
В Феоде оно как? Жизнь висит на нитке, а думаешь о прибытке:)
Спасибо за отличный отчёт!
Считаю тауантинсуйу весьма недооценённой игрой которая просто "утонула" перед другими евро. Увы, но сейчас многим важно оформление, хотя Тау вполне яркая штука. И геймплей очень интересный. Из минусов отмечу что игра может быть максимально быстрой, но это зависит от игроков.
Я играл только в Техену. Было бы интересно почитать сравнение всех игр Т-серии
В предыдущих записях я делал краткие сравнения игр Т-серии, так как вся серия в коллекции
Так до сих пор и не могу до них добраться, но после прочтения надо ....