Обзорная башня [19.03.2024] | |
В этом выпуске: обзоры игр «Виконты Западного королевства» и Altar Quest, а такж... | |
С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... |
Базовая версия Cyclades довольно интересна, но я всегда считал их игрой на любителя, не на массовую аудиторию. Точнее, смотрится коробка отлично, так и хочется в неё зарубиться, но нередко ожидания игроков бывают обмануты ложными надеждами, навеваемыми эпически-боевыми сценами с обложки. Раскладывая подобную настолку, все ждут какой-то беспрерывной рубки и активных военных действий или чего-то приближённого к этим стандартам. И оно-таки присутствует в игре, однако не в столь желаемом количестве, как хотелось бы некоторым.
Одни мирятся с положением вещей, принимая механики игры, и продолжают играть в хорошую настолку, другие рассказывают, что она не очень и не стоит тратить на неё время/деньги. Лично я завис где-то посередине, так как с большим удовольствием в своей компании играл в коробку в начале бородатых 2010-х, да и несколько лет спустя игра доставалась, тем более, что у нас тогда появилось дополнение (2013–2014 гг., свои последние сохранившиеся отчёты по игре нашёл). Называлось оно Cyclades: Hades. База приобреталась ради рубилова древних греков, но только доп смог развить тему настолько, что в игру стало приятно возвращаться гораздо чаще.
Уж не знаю, кому чего хочется от «Киклад», но когда в наших партиях победителем становился человек, не проведший ни одного боя — и это не сказать, что экстраординарный случай, — остальным, зубами старавшимся вырвать победу, было… обидно что ли. Да, всё честно, и механика предполагает и допускает подобные стили/способы ведения войны, но. Это, как понимаете, смазывало впечатления.
А дело всё в том, что механика игры сама усложняет и ставит препоны на пути желающих сражаться. В принципе, Cyclades не полностью про драчки, как какой-нибудь Nexus Ops, а и про экономику, однако фокус на битвах довольно существенный, особенно если учесть всякие бонусы, бусты и персонажей, заточенных на войну.
Борьба в Эгейском море сложна из-за двухэтапной механики атаки: сначала нужно построить корабли и отправить их ко вражеским берегам (это как минимум один раунд), и лишь затем можно отдавать приказ сухопутным войскам переправляться через море и нападать на оппонента (это ещё один раунд). Итого мы тратим весьма немалое время партии на подготовку и переброску войск, что, как бы, и не плохо, но многим игрокам хотелось бы «поживее» всё это проворачивать и начинать замесы. Есть несколько исключений из этой схемы, но их всего парочка (мифические существа) — и это именно что исключения в общей размеренной канве неспешной Кикладской войны.
Как часто замечали игроки, нередки ситуации, когда кто-то отстраивает тихонько метрополис (условие победы) на краю карты, а остальные неспособны ему помешать, так как физически не успевают добраться из-за механики игры. С этим были эффективные способы бороться и успешно применялись опытными игроками, но подобная ситуация часто не устраивала новичков в игре, которые сели поиграть в военную стратегию, а получили от Cyclades стратегическую задачу про логистику и в меньшей степени про войну.
В общем, к чему я это всё: если вам всегда не хватало в «Кикладах» активного взаимодействия на карте и рубилова, то Cyclades: Hades это вам даст. Мне не хватало, и в нашей игровой группе доп зашёл когда-то на ура. Ниже перечислю, чего этот самый «Аид» даёт игре, и почему она становится мясистее.
Доп по факту состоит из четырёх модулей, подключаемых по желанию в любом сочетании к базе. Правила расширения всего на двух листиках умещаются и, я бы сказал, по факту являются больше апгрейдом и исправлением базовой версии, так что вряд ли кто-то не станет подключать все эти новые четыре модули-правила. По крайней мере, я такого никогда не слышал / не читал, что кто-то не использует всё содержимое коробки-дополнения. Итак, новые правила.
А) Расстановка стартовых сил. Вроде бы самое незначительное изменение, но оно очень сильно повлияло на игру. В базе Cyclades у всех фиксированное стартовое положение на карте. Два острова условно разнесены по разным концам карты. Что это значит? Это означает, что сделать какую-никакую массированную атаку в начале партии невозможно. Это значит, что, потеряв один остров, вы почти стопроцентно больше никогда его не увидите в своих владениях. Это значит меньше разнообразия, наконец.
В Cyclades: Hades перед партией проходит раунд торгов, чтобы определить, кто первым будет расставлять войска на карте. Допустимо выбирать какие угодно земли, даже смежные, создав таким образом более «укреплённую» позицию, если можно так сказать. Вы расставляете войска как хотите, корабли как хотите, а ещё в зависимости от бога, которому принесли подношение (торги проходят по стандартной схеме, с выставлением своих столбиков на выпавших на трек богов), дополнительный стартовый бонус: Арес даёт доп. воина, Посейдон — корабль, Афина — философа, Зевс — жреца, Аполлон — рог изобилия.
Можно забиться в угол и отсиживаться там, стараясь победить экономически, заняв торговые пути кораблями. Можно занять центр и выбрать себе максимально выгодных жертв для атаки. В общем, стратегического планирования появилось гораздо больше уже на этапе расстановки.
Б) Новые мифические существа и герои. С первыми всё понятно, они просто разбавляют колоду, предоставляя игрокам дополнительные возможности. А вот вторые, эти парни тоже замешиваются в ту же колоду, но действуют по-другому. Их можно нанять и потом, выплачивая им зарплату в два золотых каждый ход, пользоваться их преимуществами и способностями. Мало того, что они подраться могут как обыкновенные бойцы (ещё одно усиление военного аспекта игры), так ещё и плюхи дают. А ещё у каждого есть героическая одноразовая способность, применив которую, персонаж уходит в сброс — отличный способ отправить героя на пенсию, дабы не выплачивать зарплату.
Этот модуль — эдакое расширение пантеона доступных существ и возможности приобретения дополнительных уникальных долгоиграющих способностей для каждого игрока. Очень приятный бонус и разнообразие для партий. И хотя герои дороги (платить по два золота каждому — нехилая статья расходов), но их существование могут поддерживать персонажи из следующего модуля.
В) Благословления богов. Сюда входит сразу три пункта. Новые расходные персонажи жрицы (наряду с философами и жрецами) — тратятся на «поддержку» героев. Сброс жрицы заменяет собой оплату в 2 золотые монеты во время выдачи зарплат героям. Приятно, чё. А ещё их можно расходовать, чтобы удержать на поле мифическое существо, которое обычно сразу сваливает с карты после того, как наделает шороху. Это круто — два раунда владеть мощной тварюгой, Цербером или Медузой какой-нибудь.
Второе — магические предметы. Такие финтифлюшки, которые приобретаются бесплатным нижеуказанным способом и применяются один раз. Являются ещё одной возможностью разнообразить партию и преподнести неожиданные сюрпризы противникам.
И самое главное третье — благословления мелких богов. В игре появились ещё 8 богов, но они как бы из мелкого пантеона и во многих раундах будут появляться в качестве дополнения на самом нижнем делении торгов за богов нормальных (не считая донного Аполлона, к которому отправляют самого неудачника среди игроков, чтоб вставить рог изобилия). Мелкие божества дают, помимо жрицы (или магических предметов), ещё и какой-либо бонус, так что торги за самый нижний трек порой будут не менее жаркими, чем за верхний.
Например, пьянчужка Дионис, который любил поразвлекаться в театрах, открывает возможность строить эти самые театры — здания-джокеры, способные очень ловко создать вам вторую метрополию и победить в игре. Остальные боги тоже имеют весьма уникальные фишки, действительно стоящие того, чтобы за них бороться.
Г) И последнее, и самое важное, встречайте — Аид! Новый бог, мужик что надо. Именно благодаря ему дополнение Cyclades: Hades делает игру более мясистой. Всё потому, что этот мужчина позволяет нанимать/перемещать войска/корабли. И делает оба эти действия одновременно, в отличие от Посейдона и Ареса. Что тут сказать — имбовый парень, устраивающий кровавую вакханалию на поле. Однако всё имеет цену: во-первых, все нанятые им войска являются мертвецами (специальные фигурки в комплекте) и в конце раунда уйдут обратно в земли мёртвых, во-вторых, Аид попадает на торги от случая к случаю, в зависимости от выпавших кубов. Его появление можно прогнозировать, но рандом до конца не предсказать.
Постройка Аида — некрополь. Всего один жетон в комплекте, занимает слот метрополии и разрушает все построенные до него здания. Здание офигенное, подталкивает к ещё большим зарубам, так как каждая умершая тушка живого воина (не мертвеца аидовского) отправляется в некрополь в виде монетки, и тот, кто контролирует постройку, получает всё это золото в виде дохода. Разве, взяв Аида и возведя некрополь, вы не начнёте уничтожать всё на своём пути? Шикарная красная тряпка. Относительно мирная игра превратилась во вполне себе боевую.
Возможно, это лучшее дополнение к игре, так как превращает «голую» базу в нечто насыщенное: активными торгами, существами, героями, сражениями (!), возможностями. Это расширение, которое не просто добавляет что-то в игру, оно решает проблемы базовой коробки. Количество боёв увеличивается до приемлемого уровня благодаря Аиду и предустановке стартовых сил. Некоторые из мощных монстров теперь тусуются на поле дольше за счёт жриц (признайтесь, вы же тоже этого хотели, это желание каждого, кто играл в Cyclades). Добавленный контент лихо разнообразит порой прямолинейные партии.
Очень несложно осознать, насколько важно дополнение Cyclades: Hades, но лишь после того, как вы попробуете несколько раз базовую версию игры, а затем подключите модули из допа. Вот тогда поймёте, чего не хватало всё это время. Я бы сказал, что база — это скелет, на который в итоге нарастили мясо под названием Hades. Во времена, когда выходила коробка (2009), ещё не было в моде пилить игру на много-много допов, чтобы срубить денежек, но в случае с «Кикладами» считаю, что без «Аида» играть в настолку не стоит. Это, конечно, личное мнение, игроков-любителей классической версии немало.