-AdRiver-
Zarathustra написал минуту назад к игре Root: # Маркиза - единственная фракция которую можно полностью выпилить. Если ...
MiltoLab написал полторы минуты назад к игре Гонконг во тьме: # Свежелокализованная игра Александра Пфистера, с механиками от его же М...
tolya21 написал 2 минуты назад к игре Star Wars: Outer Rim: # Ты забыл про дорогущую лицензию. Не будет она 2,5к стоит. Вангую, 4к.
fonfrost написал час назад к игре Time of Legends: Joan of Arc: # Получил в итоге свои 4 коробки 1 волны (базу, реликварий, супер эксклю...
Alxndr1978 написал час назад к игре Сумеречная борьба: # Любая. Не влияет
Открыт предзаказ на игру «Ла-Гранха»!
Нашумевший еврогейм об испанских фермерах уже на Crowd Games.
С миру по нитке [13.09.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В продажу поступи...
Голосуем кошельком [12.09.2019]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
Постапокалиптические пейзажи Эллады
Настало время приоткрыть завесу тайны над ещё большим количеством подробностей к...
Обзорная башня [10.09.2019]
В этом выпуске: обзор игры Rise of the Necromancers, обзор нескольких книг из се...

Ksedih

Обзор Arkham Horror Novellas

06 сентября 2019

Информация

добавить
игры Ужас Аркхэма: Карточная игра
компании Fantasy Flight Games
Дата: 06 сентября 2019
Оценка пользователей
8.1850
-

Сегодня немного необычный обзор — не настольной игры, а книг по настолке, если это можно так назвать. Это даже не обзор, а впечатления от продукта. Я уже когда-то затрагивал тему с книгами от FFG, которые они печатают в нагрузку к своим коробкам, для развития мира, так сказать. В частности по вселенной Netrunner-а. До сих пор для меня остаётся загадкой, почему не было художественной литературы по собственным мирам FFG — «Сумеречной Империи» и «Рунным войнам»; тема чрезвычайно благодатная. Видимо, просто стараются ехать на самом популярном в данный момент. Но да ладно, мы сегодня смотрим на книги Arkham Horror, так как они вышли на русском языке и ознакомиться с ними теперь может каждый.

 

Наверное, стоит рассказать, что это такое, для тех, кто не в курсе. Компания FFG — негласный лидер в издании качественного америтреша, создатели LCG-жанра — в бородатом уже году начала печатать художественную литературу в виде небольших книг-повестей для поклонников определённых серий игр. По какому принципу они выбирались, непонятно, но маркетологам виднее, что народ купит. Ничего особенного, обыкновенное бульварное чтиво, но вполне годное. И вот HW провела в прошлом что ли году сборы на русскоязычное издание книг по карточному «Аркхэму», ими же локализуемому. Так как в игру поигрываю, удалось приобщиться и к данным литературным произведениям, о чём сегодня и хотелось бы рассказать.

 

 

Вообще сподвигло на написание этого обзора меня прочтение самой первой книги серии — «Битва с чёрным ветром», — по причине, которая будет раскрыта далее. Но перед тем как перейти собственно к книгам, стоит рассказать об их плюсах для игрока в карточный «Аркхэм». Он ровно один и является таковым, скорее, только для упорных фанатов, которым подавай всё и в трёх экземплярах, но всё же — к каждой книжке прилагается несколько карточек какого-нибудь сыщика, о котором рассказывается в повести. С помощью них можно проходить игру уникальным персонажам, которого не было в коробках с игрой. Вернее, персонажи эти уже были в игре, но помимо того, что новые карточки обладают изменёнными иллюстрациями, некоторые их них ещё и полностью отличаются от… базовых.

 

То есть купили вы когда-то базовую коробку настолки и мирно себе играли Роландом Бэнксом, теперь же вы, помимо прочтения истории из его жизни на сто страниц, сможете поиграть обновлённой версией ФБРовца. С новым артом и новыми картами активов и слабостей. Это всё тот же Бэнкс, но слабость у него другая, как и предмет в кармане превратится из револьвера в газету с уликами. Причём можно как поменять обе карты на новые (и предмет, и слабость), так и просто добавить новые в колоду. Второй вариант такой себе, так как увеличивать колоду в 99 % случаев нафиг никому не надо. Но разнообразие такое приятно, ничего не скажешь. Свойство сыщика остаётся прежним.

 

 

Эта схема действует на всех сыщиков и, если вы прикупили себе все вышедшие на данный момент лоты, то будете иметь в распоряжении почти что 5 новых персонажей для прохождения игры. Удовольствие это, прежде всего, для фанатов, повторюсь, но если вы из таких, то новые варианты вас порадуют. Я же сегодня хотел рассмотреть этот продукт именно с литературной стороны, не претендуя на критику, а просто с позиции «понравилось — не понравилось».

 

***

 

Но вернёмся к книгам. После прочтения «Битвы с чёрным ветром» я подумал: «Ну-у, это совсем не то, что я хотел прочитать в книге про Ктулху». Почему? Да потому, что мне впарили какую-то историю про Нарнию, а не мрачные рассказы в духе Лавкрафта. История про женщину-психотерапевта начиналась занимательно, но антураж в ней после определённого момента перестал быть таинственно-мрачным, потому сразу же после первой трети книги решил поделиться этим с общественностью, сделав закладку в уме.

 

 

Я так ждал чего-то наподобие лавкрафтовских страшных историй, гнетущих и безысходных, что «Ветер» к последней своей странице окончательно разочаровал. Неоправданность ожиданий на лицо, так как история-то вполне себе на уровне того самого условного бульварного чтива и вполне тематична. Однако это совсем другой… жанр, практически. Да, древние боги, да, иные измерения, да, таинственные знаки. Но это не ужасно-страшно, это просто фантастично. Как будто героиня не столкнулась с мрачной изнанкой мира, а залезла в тот самый шкаф, где всё по-детски, включая зло.

 

Вторая повесть называлась «Час охотницы» — и вот тут стало повеселее. Нагнетания всё так же не ощущалось, но история захватывала куда больше, чем первая, так как, несмотря на отсутствие всё той же лавкравтовщины, она более динамичная и безбашенная — под стать характеру главной героини. Интересно следить за тем, как Дженни ищет свою сестру, и её поиски действительно приводят к необычным итогам (не для Аркхэма, конечно, но всё же).

 

 

Однако и тут всё очень камерно и клипово, но захватывает за счёт персонажа и всей этой беспрестанной беготни. Очень по-игровому. На самом деле очень заметно, что книги писались именно на основе настолки, будто авторов сначала заставили пройти несколько сценариев, чтобы проникнуться, так сказать, а потом написать повесть. Опять-таки, если вы ищите от этих произведений тех же ощущений, что были с вами при прочтении Лавкрафта, то я вас разочарую — у них совсем иной посыл.

 

Третья книжка «Плач по рассудку» оказалась самой лавкравтовской. Роланд Бэнкс — тот самый чувак из базовой коробки, этакий нуарный коп — бродит по неприветливому городу, лезет в грязную подноготную странных персонажей, и всё это на фоне нагнетания за счёт… таинственных происшествий, назовём это так, чтобы не раскрывать сюжет.

 

Тягучее монотонное расследования (то, что мы ищем) приводит к закономерным (тем, которым ожидалось) последствиям и итогам. Финал годный, плач по рассудку удался, определённо. У Бэнкса явно накопилось синих жетончиков больше его показателя разума и он получил ментальную травму на следующий сценарий. Именно эта повесть показалась мне наиболее адаптированной пусть не под стиль, но под атмосферу лавкрафтовщины. И если выбирать, какую книжку прочитать из трёх, я бы посоветовал именно эту.

 

 

Самое удивительное, что первая повесть старается косить под родоначальника жанра, баловаться с разумом читателя, погружая в иной мир в прямом смысле, а две другие просто «игровые», но именно у последних получилось добиться большей атмосферности, чем у подражателя. Ну, реально «Битва с чёрным ветром» настолько нелепой показалась и невписанной в мир Ктулху, что сподвигла на написание данного текста.

 

Целевая аудитория очень точечно выбрана FFG — игроки и фанаты, которым нужны красивые книжки на полке. Повести реально адаптированы под игру. Я всё время не мог отделаться от ощущения, что это именно те самые персонажи, которыми я проходил сценарии карточного «Аркхэма». Вот револьвер Роланда, вот та самая крутая карточка, тьфу… крутой персонаж-союзник Лео де Лука. Очень приятно встречаться с ними на страницах произведения и прокручивать в голове: «А я его знаю! Я им проходил первую кампанию».

 

 

Адаптивность под игроков очень высока, и авторам удалось подстроиться и дать то, чего хочет аудитория, чтобы почувствовать себя сопричастной. Именно поэтому тексты получились такими… игровыми, как уже писал выше. Словно ты продолжаешь играть и участвовать в приключениях. Вот сюда пошёл персонаж, теперь в эту локацию, а потом обратно, чтобы собрать жетончики улик. Именно так воспринимались многие моменты в книгах.

 

В отрыве же от настолки произведения нельзя сказать что плохие, ведь чего стоят только имена авторов, получивших не одну литературную премию (некоторые) — такие люди вряд ли могли сделать плохо. Так что они вполне годные и интересные. Но. Лично для меня, ожидавшего Лавкрафта и безысходной циклопической глобальности, это оказалось разочарованием в плане жанра. Книги от FFG — это приключения индиан джонсов с налётом Ктулху. Для геймеров вполне сойдёт, да и оформлено хорошо, однако атмосфера совсем не та.

 

 

Да, насчёт оформления стоит сказать отдельно. Заявленные полноцветные страницы с так называемой информацией, доступной сыщику в процессе его приключения, оказались действительно цветными, глянцевыми и красивыми. Вот только информация, данная там, — как бы это сказать — бесполезна. Вырезки из газет, письма, адресованные персонажам и прочая не сильно интересная фигня. Я ожидал чего-то более интерактивного. Такого, что позволит следит за ходом приключения. Пусть не книги-игры, но хотя бы того, что действительно позволит… поразгадывать тайну вместе с сыщиком что ли.

 

На деле же оказалось, что это просто картиночки и левая информация. Возможно, кому-то и интересно, что там написала сестра Дженни ей, когда та ещё не была в центре истории, однако, так как главная героиня появляется на первой странице, читателю просто некогда исследовать, что там на последних страничках книги. Потом, уже после прочтения, вы смотрите, что же это за цветные странички — и оказывается, что они вам не очень-то нужны и интересны. Конечно, это субъективное восприятие, но мне почему-то кажется, что многие даже не стали читать эти «вырезки из газет».

 

 

В целом идея интересная и качественно исполненная, как всегда у FFG — и обложка, и закладка, и качество бумаги, и всё-всё-всё. Но я бы ко всем плюсам добавил бы интерактивности цветным вставкам, что подняло бы уровень всей этой затеи гораздо выше. Насчёт самого текста уже сказал, он для игравших в настолку, а не для поклонников Лавкрафта.

 

Даже интересно стало, а что там в иных циклах книг от FFG по «Аркхэму». Ведь этот проект — Arkham Horror Novellas — в своём роде уникальный для компании: когда они издают произведения в твёрдой обложке, с красивой удобной закладкой, да ещё с карточками для игры. Обычно это выглядит как стандартные книжки на 300+ страниц в мягкой обложке. Вот и интересно, насколько в них выдержана атмосфера и является ли текст точно таким же «адаптированным» под игроков. Если вы их читали, поделитесь информацией, стоит ли читать на английском.

 

 

Если же отбросить ожидания и относиться к циклу, как к продукту, не привязанному к Лавкрафту — что странно, но всё же, — то он хорош. Именно тем, что ближе знакомит игроков с их альтер эго и куда больше задействует воображение, чем настолка. Реально забавно встречать персов из игры, но ещё прикольнее, когда после прочтения вы берёте карточки, приложенные к книжке, и у вас в руках оказываются те самые предметы и страхи (в виде слабости), которые сопровождали героя в только что прочитанной истории.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Ben написал 5 дней назад: #

Блин, да нормальные книги. Чего вы привязались.
Да, не Лавкрафт, не Чемберс, но вполне себе годно. Кому надо, сделал epub, на форуме имеются в соответствующей теме. Еще 2 заказал, скоро приехать должны, тоже выложу)

ZhiganovAlexander написал 9 дней назад: # скрыть ответы

Не могу сказать, насколько это связано с переводом, но текст просто ужасен. Особенно грустно сравнивать с громоздким, но богатым языком Лавкрафта: эти новеллы выглядят как школьное эссе, настолько простые конструкции. С литературной точки зрения - очень слабые книги.
Сюжет тоже подкачал - если взять любой из изданных в России сборников рассказов последователей Лавкрафта, то там истории будут намного интерснее

Harbard написал 9 дней назад: # скрыть ответы

Вы знаете что такое новеллы?
И цель выпуска этих книг?
Это, своего рода, комикс. Тут и не предполагалось посягать на литературные критерии, присущие крупным произведениям.
Палп фикшн чистой воды, для развлечения.

Galahed написал 9 дней назад: #

я знаю что такое новеллы
но все равно хотелось бы чтобы они посягали

ZhiganovAlexander написал 9 дней назад: #

Советую все же узнать, что такое новелла. Ну и про комиксы почитать.
И то, и то - форма, а не показатель качества. Есть немало примеров очень хороших с литературной точки зрения новелл и комиксов. Жалко, что это не тот случай

Desert_witch написал 9 дней назад: # скрыть ответы

>Это, своего рода, комикс.
То есть комикс - это по умолчанию что-то плохое? =ъ

vsevoloch написал 9 дней назад: # скрыть ответы

https://www.gazeta.ru/culture/2019/09/04/a_12626245.shtml
=)

Desert_witch написал 9 дней назад: #

А. Ну раз Мединский так решил, то да, точно что-то плохое. :|

Azrail написал 9 дней назад: #

Актуально подцепил :D

igelkott написал 8 дней назад: #

Хороший вопрос, показывающий, что сам спрашивающий не знает, что такое "новелла".

sputnik1818 написал 7 дней назад: # скрыть ответы

"сравнивать с громоздким, но богатым языком Лавкрафта"
ахахахахах
Где вы увидели богатство языка Лавкрафта? Его книги скорее на графоманию смахивают... Читаю очень много - у Лавкрафта очень бедный язык...
Насчет новелл, они мне тоже нафиг не сдались - но от промо-карт бы не отказался... Жаль, что отдельно их не получить

Makushin написал 7 дней назад: # скрыть ответы

Вы же читаете в оригинале, верно?
Богатство языка и графомания - это отнюдь не противоположности. Графомания - это про малую глубину сюжета и смысла, а богатство языка - это про сложность и разнообразие словесных конструкций. Вполне возможно писать полнейший бред очень богатым языком.
Лавкрафт - это как раз пример простых с точки зрения сюжета текстов, но написанных очень богатым языком. Речь про оригинал, при переводе вся красота конструкций часто оказывается потеряна.

Slim_Slam_Snaga написал 7 дней назад: #

Бедняга Говард, за 100 лет не нашёлся ни один нормальный переводчик

Cexmet42 написала 8 дней назад: #

"Да, древние боги, да, иные измерения, да, таинственные знаки. Но это не ужасно-страшно, это просто фантастично"

не то, чтоб я рвалась защищать книгу, которую даже не читала, но это описание отлично подходит к сновидческому циклу самого Лавкрафта ¯\_(ツ)_/¯

Slim_T написал 9 дней назад: # скрыть ответы

"...как всегда у FFG – и обложка, и закладка, и качество бумаги, и всё-всё-всё."
Вы не забыли что книги печатал всеми ненавидимый, за ужасное качество, Мир Хобби? А закладка и выборочный лак обложки вообще в американском тираже отсутствуют.

Ksedih написал 9 дней назад: # скрыть ответы

Ненавидимый кем? Уже немало лет у них отличное качество. А придирки... посмотрите на зарубежные фирмы, там точно такие же косяки. Просто фирмы зарубежные, значит, по умолчанию хорошие. Наверное, так работает фантазия борцов за справедливость, если вы о них.

Desert_witch написал 9 дней назад: # скрыть ответы

*С некоторой тоской смотрит на развалившуюся книгу по Pathfinder, начавшую разваливаться книгу по Starfinder, вспоминает просто невероятно идиотские косяки в переводах и качество всякого "французского льна"*
А в Америке негров линчуют.
В некоторых случаях качество правда ужасное. С книгами - обычно так и вовсе все очень плохо, из того что я видел.

Ksedih написал 9 дней назад: #

Так ок, настолки-то хорошие. Из книг НЕ на картинке я только вот эти три в руках держал. На неискушённых взгляд качество прекрасное.

Mae написал 9 дней назад: # скрыть ответы

Большинство настольных игр можно принять как механику с накрученным на нее сеттингом. Если играть много и часто в одну игру, то, как бы она ни нравилась, она может приесться и захочется сделать перерыв.

Одно из главных преимуществ таких книг - это возможность игроку жить в сеттинге любимой игры вне этой игры. Изучать сеттинг и погружаться в него не играя. Из-за чего захочется в игру по данному сеттингу разложить вновь.

И на этот раз это будут не просто картонные персонажи, а реальные, живые, знакомые, понятные. Будет понимание почему у нее есть такая странная способность, а у него улика или собака. А некоторые ситуации в игре станут ощущаться, как "та сцена из книги".

В общем, это хороший способ окунуться в любимую вселенную для игрока и хороший способ для компании, выпускающей игры вызвать желание у своего потребителя играть в игру и возвращаться к ней.

Книжки читаются легко, что для меня плюс, Лавкрафт все же потяжелее будет и явно не всем заходит. Книжки эти написаны в разных стилях и это тоже плюс. Как у DC и Марвел - фильмы про разных персов снятs в разных тональностях: про Бэтмена мрачно, про Аквамена весело и тупо; это отражает образы героев и не мешает им сосуществовать вместе. Так и здесь. Говорят про знакомые места, но под разными углами.

Что касается художественной ценности в этих трех книжках, то да, ее маловато. Могли бы и более именитых авторов нанять, но, что есть то есть. Да и потом, кто хочет более высокого качества - можно почитать последователей Лавкрафта. Там даже Нил Гейман руку приложил.

А вот что не ясно мне, то почему такой подход ФФГ не использует для развития своей же вселенной Терринота? Закрывают одну за другой известные игры по своему сеттингу, а заставить людей полюбить этот мир книгами и комиксами что-то не торопятся. Хотя уже давно известно, что большие деньги приносят не просто удачные проекты, а вселенные. Что сейчас такое Терринот? Просто еще один фентрезийный сеттинг. А могли бы влюбить людей в персонажей, создать запоминающиеся истории... Вон, GW давно фишку прочухали, навыпускали сотню книг, комиксов, мульты наделали по вахе, а Терринот тем временем загибается.

Ksedih написал 9 дней назад: #

Тот же вопрос - почему не Терринот или Сумеречная Империя? Скорее всего, потому что покупатель голосует кошельком за другое. Да и два этих мира являются детищем самих родоначальников FFG, которых выгнали поганой метлой прикупившие компанию бизнесмены. Петерсен и до этого не упирал на развитие своих миров, но теперь его практически точно не будет, сдается мне.