-AdRiver-
Desert_witch написал 2 минуты назад к мысли на тему Lords of Hellas. Первые впечатления: # *Шепотом, перед этим оглядевшись по сторонам* Я понятия не имею. :| Во...
Desert_witch написал 5 минут назад к мысли на тему Обзор Unlock!, Exit: the Game, Deckscape и переводы Пафа.: # Уоп. Если успеете - подредактируйте цитату, я очень не хочу чтобы по в...
slflycat написал 9 минут назад к мысли на тему Lords of Hellas. Первые впечатления: # Что-то я не очень понял - а зачем цветные миниатюры сначала закрашиват...
Skivbard написал 10 минут назад к мысли на тему Обзор Unlock!, Exit: the Game, Deckscape и переводы Пафа.: # >>И, если честно, второй подход мне нравится гораздо больше. Сюжет - э...
catch_22 написал полчаса назад к новости Может ли смерть умереть?: # Судя по фотке, это самка ктулхи.
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...
Предзаказ на дополнения к «Кромешной тьме»
Ещё 4 дополнения для поклонников игры «Кромешная тьма». 
С миру по нитке [13.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпус...

Ymir

Стоит ли играть в ролевые игры?

26 августа 2011

Информация

добавить
игры Ужас Аркхэма
Dungeons & Dragons
Дневник авантюриста
Дата: 26 августа 2011
Оценка пользователей
9.5169
-

Хочу сразу попросить прощения у тех читателей, которым все нижеследующее известно и кажется малоинтересным. Так же прошу прощения у всех, кому приведенные тезисы покажутся сомнительными, ультимативными и не берущими в расчет изрядную долю мнений. Я старался уловить суть, отбросив все, что может вызвать новые вопросы, вместо решения текущих.

В последнее время в энциклопедии Тесеры все чаще стали появляться настольные игры, относящиеся к стилю ролевых, или близкие к ним по геймплею. Для многих опытных игроков, настольные ролевые игры представляются очень затратным по времени хобби, которое с трудом вкладывается в современные рамки, и не может конкурировать с простыми, красочными и увлекательными настолками. Но так ли это?

 



За последние несколько лет, на интернет-ресурсах рунета, посвященных этому виду игр, можно наблюдать заметный прогресс в количестве новых игроков и качестве подхода к самой игре. То, что раньше немногочисленные любители скачивали из пиратских архивов и печатали на домашних принтерах, современный игрок предпочитает иметь в оригинальном виде, или по крайней мере в удобном электронном формате. Возможно немалую роль в этом сыграл тот факт, что поколение познакомившееся с ролевыми играми в начале двухтысячных годов, стало полностью платежеспособным. Возможно дело в доступности электронных средств международной торговли, или даже в простом желании не уступать западным коллегам. Наконец сами игры постепенно перешли в формат, который не ограничивается только текстовой частью. Что можно сказать уверенно: поменялись и игры и игроки.

Каков ролевик текущего поколения? Сравнив статистику активных пользователей главных интернет-ресурсов, легко выясняется его средний возраст - двадцать пять лет. Вопреки стереотипам он не кучкуется по половому признаку, и не ищет возможности почувствовать себя дивным эльфом. Он не выносит штампов, не разделяет любви к плохим переводам фантастической литературы, которые наполняли изголодавшуюся Россию в девяностые годы, и не сентиментален в отношении теплых ламповых игр тех лет. Он просто хочет играть в свое удовольствие, и старается по возможности выбирать лучшее.

А еще, немало людей заинтересовалось этим хобби после знакомства с популярными ныне настольными играми: ведь многим было интересно откуда растут щупальца Arkham Horror, что находится за пределами подземелий Descent: Journeys in the Dark, и наконец, почему в Манчкине такие странные приколы? А так как в ленте комментариев Тесеры тоже начали возникать подобные вопросы, я вижу необходимым рассказать о своем любимом хобби тем языком, который, надеюсь, будет понятен нашему сообществу:

Что же такое настольные ролевые игры, и с чем их принято есть?


 

Итак, в далеком 1973 году... Нет. Об этом вы сами прочитаете в компьютерных журналах и исторических обзорах. Я попробую пользоваться человеческой терминологией, и не буду вешать вам на уши восторженную чепуху. Все просто.


Что такое настольные ролевые игры? Это кооперативные настольные игры, в которых вы выбираете себе персонажа и действуете им в рамках правил. В отличие от простых кооперативных игр, вы не только используете возможности персонажа, прописанные на его карточке, но и стараетесь соблюдать поведение своего героя. А главное: вы должны описывать его действия и говорить от его имени с другими игроками! И они соответственно тоже.

Игра проходит в рамках сюжета, в котором герои постоянно сталкиваются с трудностями, которые должны решать. Это могут быть сражения или другие задачи: кража письма из сейфа лорда, починка космического корабля, переход по шаткому мосту над лавой и так далее. При этом правила позволяют регулировать любые спорные моменты.

Перед игрой, один из игроков не выбирает себе персонажа, а становится ведущим. Ведущий создает остальным проблемы, управляет противниками в сражениях и описывает все, что герои видят и слышат в процессе сюжета. При этом ведущий может как использовать покупной сюжетный модуль, так и придумать свой собственный, пользуясь специальными правилами.

Сражения разыгрываются на столе, обычно с помощью поля и миниатюрок. По масштабности многие из них можно приравнять к партии в полноценную настольную игру: например недавняя оборона дома от двух десятков оживших мертвецов заняла у нашей партии около трех часов. Разные правила предлагают разные способы кровопролитий. Так Savage Worlds позволяет быстро и элегантно обыгрывать ковбойскую перестрелку и сражения римских легионов, а Dungeons & Dragons вынуждает продумывать каждый шаг и хранить в голове огромное количество важной информации.

 


Многих, кто собирается познакомится с настольными ролевыми играми может отпугнуть объем правил. Самая популярная в мире игра этого вида - Dungeons & Dragons, включает три базовых книги с правилами (каждая на 300+ стр.) и десятки дополнительных изданий. На самом деле пугаться не стоит. Для полноценной игры в D&D вам потребуется прочитать пару десятков страниц из Книги Игрока (Player`s Handook), или приобрести стартовый набор. Все содержащиеся в книгах правила могут входить в игру при необходимости, а некоторые не пригодятся вам никогда. Например игроку не обязательно знать правила по падению с высоты, пока его персонаж не будет лететь из окна на встречу асфальту - тогда он просто найдет нужную формулу в оглавлении, и узнает какой кубик кинуть, чтоб помочь герою отделаться переломом. Кроме того, основной объем книг занимает информация для ведущего игрока, которую остальным знать не обязательно: например характеристики противников.

 



В последнее время наблюдается постепенное уменьшение объема правил, и возвращение настольных ролевых игр в область классических настолок. В текущей, четвертой редакции Dungeons & Dragons уже широко используются карточки и жетоны - играть без них просто неудобно. Игра активно поддерживает специальный электронный редактор, который позволяет за считанные минуты создать героя и распечатать его характеристики в виде карт, которые также можно приобрести отдельно в заводском качестве. Конечно, консервативные игроки сетуют на превращение любимой системы в CCG, но здесь имеет место не только незнание терминологии, но и страх перемен. D&D интегрированная в классическую настолку - это не только удобно, но и красиво, так что многие питают надежды на дальнейшие преобразования в будущих редакциях игры, которые позволят сократить объем книг, и увеличить скорость сражений.

Зачем в это играть? Дело в том, что настольные ролевые игры включают в себя сразу несколько хорошо знакомых читателям жанров, между которыми в любой момент можно переключаться в рамках одного сюжета. Они вмещают исследовательский азарт, красочные бои, решение загадок и совместное придумывание истории.

 


Например, чрезвычайно популярный сейчас Arkham Horror, впервые увидевший свет в 1987 году, выйдя из подвалов Chaosium Inc. - заимствовал показатели жизни и здравомыслия, характеристики, навыки и многое другое из классической ролевой игры тех же издателей - Call of Cthulhu. Большинство историй описанных на картах контактов пришли в игру не из произведений Лавкрафта, Чемберса, Дерлета, а из модулей ролевой игры. Но в отличие от Ужаса Аркхема, Call of Cthulhu позволяет разыгрывать сюжеты, не касающиеся закрытия врат, древних, города Аркхем и его окрестностей. Она дает возможность окунуться в безумный мир Мифов Ктулху, не ограничивая себя никакими рамками. Разные дополнения к правилам, позволяют играть как по эпохе бутлегеров, так и по современности, средневековью и даже мрачному будущему. А занятие можно найти где угодно: и в тайных нацистских лабораториях и в неведомом Кадате. Подземелья мифического Кремля скрывают не меньше ужасов, чем Университет Мискатоник. Кроме того, существует несколько современных игр, которые полностью соответствуют классике, предлагая при этом современную механику и увлекательный геймплей: Trail of Cthulhu, Realms of Cthulhu и проч.

Правила таких игр как Descent: Journeys in the Dark, Dungeonquest или Claustrophobia строятся именно на механике ролевых игр, но в ограниченном виде. Представьте, что вы сможете не только выбраться из подземелья, но и пойти куда глаза глядят в поисках приключений.

Наконец ни одна творческая storytelling-игра не способна предоставить такого масштаба и разнообразия. Жанров и разновидностей ролевых игр множество: от сюрреализма до космической одиссеи. Многие сеттинги знакомы любителям видеоигр: например World of Darkness (VtM: Bloodlines) или Forgotten Realms (Baldur's Gate, Neverwinter Nights).

Стоит сказать, что разные компании игроков обычно выбирают свой собственный стиль. Часто выделяют две крайности: 


Первая - когда игроки стараются максимально вжиться в роли своих героев и увлекаются созданием истории на столько, что ставят на второй план правила и характеристики. Бои могут разыгрываться не на столе, а в воображении, показатели игнорироваться или искажаться в угоду сюжету.

Вторая - когда игроки наоборот стараются успешно проходить задания, уделяя больше внимания сражениям, и почти игнорируя исполнение роли.

 

Обе позиции имеют право на существование, но большинство игроков стремится к золотой середине. И вопреки распространенному заблуждению, манчкины встречаются в любых компаниях.

 

Манчкинство (иногда манчкинизм или манчкиния) — это стремление игрока выиграть в ролевой игре. В зависимости от типа игры, это может включать в себя такие цели, как «стать самым главным», «убить всех монстров» или «стать самым сильным». Происхождение слова — от английского «Munchkin» — народ в сказках Фрэнка Баума о Стране Оз, у нас известный как «жевуны». RPG Wikia

Так вкратце можно изложить главное о настольных ролевых играх. Я намеренно умолчал про нарративные системы, не требующие ведущего и про соло-игры - это могло окончательно запутать читателя. Но каждый день появляются новые интересные варианты ролевых игр и жанр постоянно развивается. Хочется надеяться, что он получит развитие и в русскоязычном сообществе.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Dagger написал 6 лет назад: # скрыть ответы
Хэлп

Ребят, может посоветуете что нибудь типа "Dungeon dwellers", сам пока в неё не играл, но собираюсь) может есть что получше про подземелья и драконов) но не такое "объёмное" как DnD???

Anisplan написал год назад: #

Думаю, уже нашли. Например Dungeon World вполне хорош! )

Bleizilla написал 5 лет назад: # скрыть ответы

поздно прочитал.
отличная статься, думаю, будет весьма полезна для желающих приобщиться

AlexFang написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Некропостинг=)
Спасибо что поднял статью, интересная.

Bleizilla написал 5 лет назад: #

я периодически врубаю поиск по интересующей тематике.

тем более, что компания к моей несказанной радости вновь вернулась к истокам (настольные РПГ), ура

NiL написал 5 лет назад: #

Очень интересная статья!

NoiseGate написал 6 лет назад: #

Спасибо за статью, было очень интересно почитать.

И, может быть, вы все же как-нибудь расскажете про "нарративные системы и про соло-игры"? Очень уж заинтересовало)))

Cerne13 написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Как-то однобоко. После статьи такое ощущение, что судествует только попсовая D&D. А где же другие системы?
те же универсальные GURPS и Fuzion? Ars Magica с ее отличной маг. системой?
Кстати, WoD - это не просто сеттинг. Это тоже самостоятельный РПГ-движок.

oranged написал 6 лет назад: #

И тысячи других ролевых игр и систем?

Ymir написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Я предупредил об однобокости в первом абзаце, и попросил за это прощение сразу.

Кроме того, у меня не стояло цели делать обзор ролевых систем. Это можно будет сделать в другой статье, но рассматривать морально устаревшие механики, тем более известные на территории СНГ преимущественно в виде пиратских сканов я не хочу. К сожалению, GURPs, Fuzion и Ars Magica используются сейчас в основном игроками, выпавшими из информационной среды.

Про WoD замечания не понял. Он приведен в пример в качестве сеттинга, а не механики.

Cerne13 написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Просто объяснять суть музыки на примере попсы по-моему не совсем корректно. Некоторые и классику, и Melodic Metal слушают ;)
Про механики - на вкус и цвет. Мне, например, наоборот, классово-уровневое упрощение кажется неестественным. Бесклассовые системы гораздо логичнее. Тем более жалко, что многие системы, оставляющие данжн далеко позади, менее известны (то есть менее навязаны потребителю рекламой).

Да и не все они старые - те же Savage Worlds очень даже молодые и развивающиеся (и кстати, для новичков они подойдут гораздо лучше, чем многотомник данжнов).

Ymir написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Простите, я не угадываю вашей мысли. Причем тут классовые системы? Саваж я по-моему в посте привожу в пример современной системы как раз, в качестве варианта адаптации СоС.

Cerne13 написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Просто статья во-первых, для новичков, а во-вторых как-бы про настольно-ролевые игры в общем. А впечатление от нее остается, что РПГ=ДД, или близкое к этому.
В принципе, хорошо бы к этой статье дополнение про то, какими разными настольные РПГ-системы бывают и в чем же их различие. Тогда бы была полная картина: как раз для новичков.

Ymir написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Читатели Тесеры мне кажутся продвинутыми настольщиками, а не новичками. После новостей об играх, которые презентовались на Ролеконе тут появлялись вопросы: как в это играть и на что похоже. Пост - попытка ответить, используя примеры и терминологию настольщиков. Если надавил вам на больное - прощу прощения. У меня с данженквестом, десцентов и проч. только одна игра ассоциируется. Про различные системы, опять же, посмотрят сами на ролевом зеркале BGG.

Cerne13 написал 6 лет назад: #

Извиняюсь, если манера моих постов где-то была резкой. Просто высказал свое ИМХО, какое есть. :)
Кстати, не факт, что статья будет висеть только на Тесере. В наш век развитого копипаста хорошая статья имеет тенденцию почковаться по нету (а эта статья хорошая - только я этого не говорил).

Cerne13 написал 6 лет назад: #

Просто для новичков в статье о настольных ролевках в целом надо б как-то поширее их самых обозреть, ИМХО. У них-то кругозор в РПГ еще не сформировался - лучше его заранее не заужать.

oranged написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Объяснить, что такое музыка, как раз проще на попсе. (: Поскольку НЕКОТОРЫЕ и классику, и мелодик-дет слушают. (;

В большинстве случаев это правило сохраняется и для других явлений.

Cerne13 написал 6 лет назад: #

Но зачем же их сразу трехтомником бить-то? Можно же сначала какой-нить более простой системой (а лучше несколькими попеременно) :)

Spotty написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А о каких системах идет речь и где с ними познакомиться?

Cerne13 написал 6 лет назад: #

Заранее предупреждаю: вожу ролевки с давних времен, поэтому мои взгляды могут где-то быть весьма старомодными.
1) Fuzion. Да, старая. Да, немодная. Но, блин, хорошая, простая и читать игроку немного (правил страниц 20-30). К тому же универсальная: Хочешь орков бей, хочешь меху пилотируй.
2) GURPS Lite. Создать персонажа новичку будет немного сложно, зато потом все идет хорошо и гладко (весь вес механики ложится именно на генерацию). Опять же, универсальная.
3) Savage Worlds. В темпе, нескучно, мясисто. Из свежих систем вполне себе адекватная, хотя я не фанат.
4) Risus. Из серии: "Как прочитать правила и научиться играть в РПГ всего за шесть страниц". Рассчитана прежде всего на веселый ненапряжный отыгрыш (идеальна под "Плоский мир" сэра Пратчетта).
5) FATE не играл, но судя по правилам, довольно интересно.
Назвал первые, которые пришли в голову. Тут есть небольшой англоязычный список простых до одноклеточности ролевок: http://www.darkshire.net/jhkim/rpg/freerpgs/bykeyword/rules-lite.html

oranged написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А чего ты хочешь от игры? (: Я вот из универсальных жду появления на русском Savage Worlds -- мне хватит. (:

Spotty написал 6 лет назад: #

Откровенно говоря я толком в роллевые игры не играл. когда-то очень давно (середина 90-х) пробовал DnD (но видимо с хоумрулами), в конце 90-х Вампиры маскарад. После этого все забыл. Хочется попробоваьб снова, но боялся, что нужно много времени (о чем в статьях и писалось) + мне казалось время идет, системы меняются и мне уже "не наверстать упущенное". Поэтому спрашиваю чтобы как-то "начать с нуля", но при этом идти в ногу со временем. при этом я понимаю что одно дело система и совсем другое как водит мастер.