| «Сезоны» возвращаются! | |
| Вместе с дополнениями «Заколдованное королевство» и «Дорога судьбы» | |
| Две необычные игры на любой случай | |
| Друзья, а у нас уже вовсю продаются две небольшие и весьма необычные игры | |
| Башня анонсов | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Lord of Loot | |
| Кооперативное семейное приключение с героями, монстрами и магией. | |
| Идут сборы на Threshold | |
| Настольная версия MMORPG. | |
| игры |
Ghost Stories
|
| персоны |
Антуан Боза
|
| компании |
Repos Production
|
| Дата: | 30 июля 2023 |
| Источник: | PRO BOard Games |
![]() |
| 8.5024 |
![]() |
- |

Древний Китай, неизвестно какой год непонятно какой эры, неизвестно какой год правления неизвестно какой династии. События разворачиваются в такой удалённой деревне, что кажется, она расположена на самой границе миров — человеческого и демонического. И неудивительно, что именно с этой деревни решил начать своё вторжение Ву-Фенг, страшный и ужасный повелитель демонов преисподней. Однако на его пути встают четверо странствующих монахов, нанятых старейшиной деревни. Именно им придётся вступить в неравную схватку с воплощениями зла, опираясь на собственный нехитрый скарб (обладающий, однако, некими магическими свойствами) и на скромную поддержку жителей. Примерно так можно описать игру Ghost Stories. Замечательный сюжет, лежащий на стыке «Великолепной семёрки» и «Большого переполоха в Маленьком Китае», заключённый в рамки строгого абстракта и кризис менеджмента — вот что такое «Истории с призраками».

Если посмотреть на рейтинг игр на BoardGameGeek, то игра Ghost Stories занимает место на второй странице рейтингов. Это не так уж плохо, учитывая то, что игра в этом году празднует своё десятилетие. Обзоров и отчётов об этой игре в Интернете написано достаточно много, но за десять лет новинки настольной индустрии отодвинули в сторону коробку «Призраков» в списках игр. За такой долгий срок многие успели приобщиться к игре и составить о ней своё мнение. Однако год за годом игра переиздаётся — и находятся новые покупатели и поклонники (как, впрочем, и противники). Очевидным остаётся одно: как ни странно, игра не оставляет равнодушным никого, кто с ней сталкивался. Давайте попробуем разобраться, как смотрится этот старичок в наше время, после выхода многих, более современных кооперативных игр.
Как и любой другой обзор, этот также стоит начать с обзора компонентов. Несмотря на возраст, разнообразие и качество компонентов игры порадует даже искушённого игрока. Начнём, пожалуй, с фигурок. Конечно, в современных играх миниатюры выполнены гораздо качественнее, и винил, из которого они изготовлены в Ghost Stories, сейчас смотрится несколько архаично, однако фигурки выполняют свою обязанность — передавать атмосферу игры - весьма исправно. Несмотря на отсутствие мелких деталей в скульптуре и утрированность поз — отважные монахи действительно отбивают вторжение ужасных призраков. Примечательно, что ещё одна кооперативная игра со схожей тематикой — Journey: Wrath of Demons — не завоевала сердца поклонников жанра, несмотря на запредельное качество миниатюр в игре. Наверное, это можно назвать ещё одним косвенным доказательством того, что игра — это не только красивые и качественные компоненты, игра — это совокупность всех составляющих, начиная с темы и механик и заканчивая оформлением коробки.
О картоне в игре, наверное, стоит сказать всего несколько слов — достаточно качественный для своего времени. Если создать некую «градацию картона», на вершине которой находится «американский картон» (назовём его так; такой как в «Серпе»), а в нижней графе просто «картон» в кавычках (такой, как, например, в китайской версии «Диксита»), то картон из Ghost Stories окажется где-то в середине списка, ближе к его верхним строчкам. Достаточно толстый, токены легко выщёлкиваются из рамок, планшеты и тайлы деревни напечатаны на достаточно плотном картоне и составляют аккуратное игровое поле. Конечно, в сравнении с элегантным решением игрового поля «Иниша» картон из Ghost Stories выглядит скромно, однако выполненный в соответствии со стилем и темой игры выглядит вполне конкурентоспособно даже сейчас. Отдельно стоит отметить, что от партии к партии у планшетов игроков бывают изъяны — они могут выгибаться.
Карты в игре, к сожалению, не лён, и вполне могут истрепаться от большого количества партий, так что протекторы весьма желательны.
Инфографика в игре — выше всяких похвал. Все значки на тайлах деревни или картах легко читаемы, а если чтение всё-таки вызывает у вас затруднение — всегда можно обратиться к справке в конце книги правил.

Ход игры выглядит несколько необычным для кооперативных игр. В отличие от многих современных игр тут, условно говоря, поменяны местами фазы игры. Сначала совершает свой ход игра (происходит нашествие сил зла), а затем игроки решают получившуюся головоломку. Нет, конечно ничего сверхъестественного в этом нет, игры с такой последовательностью действий встречаются, просто тенденция последнего времени — переставлять эти фазы местами. Иными словами, в большинстве современных игр люди сначала готовятся к наступающему кризису, а затем его решают, а в Ghost Stories людям необходимо успеть решить кризис до наступления следующего. Таким образом, можно с полной уверенностью заявить, что Ghost Stories является классическим кризис-менеджментом, годным, пожалуй, для палаты мер и весов.

Силы зла атакуют деревню, совершая действия в своей фазе хода — развивая атаку уже призванных существ или вызывая новых себе на подмогу. Механика этой фазы основана на розыгрыше карт из перетасованной колоды монстров и выполнении действий, описанных инфографикой на этих картах. Реиграбельность вследствие такой механики у игры примерно равна количеству комбинаций в калейдоскопе, однако эта механика имеет и обратную сторону — зачастую открытая карта из колоды может стать началом замысловатой комбинации действий, которые полностью разрушат все ваши планы на игру (а в эндгейме могут закончить вашу партию буквально за один розыгрыш, лишая любой надежды на победу). Затем наступает фаза игроков — монахи, каждый в свой ход, либо используют накопленные силы для изгнания монстров из деревни, либо готовятся к предстоящим кризисам, расширяя свой инструментарий противодействия силам зла. Примечательно, что и тут присутствует реиграбельность — в начале игры можно выбрать любому из монахов одну из двух доступных уникальных способностей. Что характерно — способности можно назвать равноценными, какую из них выбрать — это скорее вопрос к стилю игры владельца персонажа, нежели к какой-то незаменимости именно этой способности в игре. Вторым интересным аспектом является то, что способности монахов во время своего хода весьма скромны, а вот их применение в совокупности с механиками игры — это и есть как раз та самая головоломка, которую приходиться решать игрокам.
Игра способна вас озадачить даже на самом лёгком уровне, и некоторые ошибки игроков зачастую оказываются фатальными для партии, поэтому данную особенность игры можно сравнить, пожалуй, с классическими абстрактными (например, шахматами) — тебе надо научиться играть, чтобы начать выигрывать. Классическое евро, например, позволяет человеку выбрать стратегию на всю игру, и, строго придерживаясь выбранного стиля, выиграть с помощью подобного анализа новичку — игры такого рода обычно хорошо сбалансированы, уделяют много внимания деталям, фактически «заставляют думать» человека. В Ghost Stories это не так — в создавшемся на столе кризисе победит команда, игроки которой умеют играть в игру. Новичкам будет тяжело и, скорее всего, они проиграют свою первую партию (а если и выиграют — то, скорее всего, они что-то не учли в правилах во время игры), однако большинство это не остановит — Ghost Stories именно такая головоломка, которую хочется решать снова и снова.
Самым проблемным моментом в игре являются правила. Они, конечно, лаконичны и рационально написаны — как впрочем и все правила в играх Антуана Боза, однако именно это и является проблемой. Достаточно часто на столе создаётся ситуация, в которой становится непонятно, как именно разрешать шаги хода. К счастью, на настольных ресурсах достаточно легко найти FAQ, покрывающий если не все, то 75% подобного рода ситуаций, однако согласитесь, было бы гораздо лучше, если бы переиздание игры сразу содержало в себе подобного рода сведения, без необходимости поиска в Интернете.

Оглядываясь сейчас на Ghost Stories, после «Робинзона Крузо», «Пандемии: Наследие», «Ужаса Аркхэма», карточного Pathfinder, «Андора» и многих других кооперативных игр, вышедших после Ghost Stories, можно с уверенностью сказать: этот старичок вполне конкурентоспособен. И если вы ещё не пробовали помочь жителям деревни предотвратить вторжение Ву-Фенга — попробуйте, не лишайте себя такого удовольствия. И, как говорилось в начале обзора, вам либо понравится, либо нет. В любом случае вы не останетесь равнодушными к этой игре.

P. S. На последних двух фотографиях самодельные фанатские версии игрового поля (также включающие в себя два дополнения к игре, которые в этом обзоре не упоминались). Показательно, что Ghost Stories настолько захватывает умы и сердца поклонников, что те готовы приложить столько усилий для изготовления подобного рода вещей.
Игровой процесс: 9/10. Вы получаете ровно то, что хотели, — мощную и трудную кооперативную игру с головоломным кризис-менеджментом. Фатальность ошибок несколько огорчает, но каждая партия — это вызов.
Правила игры: 8/10. Слишком лаконично для такой глубокой игры. Хотя, с другой стороны, правила шахмат тоже не такие уж обширные.
Внешний вид: 6/10. Сделав скидку на возраст издания, мы всё равно получаем хорошо оформленную игру.
Итоговая оценка: 8/10.Классика кооперативных игр, не стареющая со временем.