-AdRiver-
ForLorn написал полчаса назад к статье Дополнения к Clank!: # Год поправьте в 4ом абзаце, а то поверю, что статья точно из будущего,...
Gorthauers написал 2 часа назад к статье Дополнения к Clank!: # Хм, когда я изучал вопрос с допами, то картина вышла обратной: первые ...
myerto написал 4 часа назад к игре Корпорация Смартфон: # Большое спасибо)
Artishok написал 5 часов назад к игре Gùgōng: # Здравия желаю) Планируете делать верску оригинального буклет на русско...
Desert_witch написал 6 часов назад к игре Ganz schön clever: # Я понимат. Спасибо. =3 И должен заметить, что никакого привета почти н...
«Подлодка». Предзаказ
Пожалуй, самая инновационная игра этого года!
С миру по нитке [14.12.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» выпустил...
«Особняки безумия» на CrowdRepublic
Предзаказ второй редакции игры на CrowdRepublic.
Портал в мир приключений [13.12.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: П...
Голосуем кошельком [12.12.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

igelkott

Past, Perfect: 2002 год

24 августа 2016

Информация

добавить
проекты Past, Perfect
Дата: 24 августа 2016
Оценка пользователей
9.1052
-

Вступление

 

Те, кто пропустил начало цикла, могут прочитать его предысторию и концепцию в первой статье, а здесь лишь напомню об авторах и сразу переходим к играм.

 


Авторы статей в основном известны по своим статьям на «Тесере» и «Настолкомании» — Андрей Аганов (Aganov), Алексей Пивоваров (Ksedih), Павел Медведев (Slim_Slam_Snaga) — и как авторы блогов «Настольные игры в Беларуси» (Александр Шерстук / Scafandr) и  «Блог жёлтого мипла» (Алексей Тихонов / Alt).

 

 

2002 год в «официальных» цифрах и именах

 

А начнем мы, как всегда, с топ-10 этого года по данным BGG.

 

№1. Пуэрто-Рико (8.0, #6, Andreas Seyfarth) — игра не менее знаковая, чем Каркассон и Катан. Сам же Сейфарт - один из геймдизанеров, про которого ходят слухи, что его не существует. В любом случае это самый крупный его успех, до этого аж 8 лет назад он сделал Manhattan и несколько совсем проходных игр, после - Сан Хуан в 2004, Турн-и-Таксис (Королевская почта) в 2006 и Airships в 2007 и, собственно, всё.

 

 

№2. Age of Steam (7.5, #79, Martin Wallace) — первая паровозная игра Уоллеса, позже нашедшая свое развитие в его же Railways of the World (и ее первая версия Railroad Tycoon) и Steam: железнодорожный магнат. Надо сказать, в топе BGG все три игры идут рядом - #79, #72 и #76 соответственно.

 

№3. Hammer of the Scots (7.1, #209, Tom Dalgliesh & Jerry Taylor) —классический блочный варгейм от Columbia. Сам Дэлглиш не только геймдизайнер, но и собственно, хозяин Columbia Games и, кстати, шотландец. Разработкой игр занимается с 1972, но это не только варгеймы, разнообразие его ранних не-варгеймов на лицо: UFO: Game of Close Encounter, Supermoney, Smokers Wild, Lovers Wild, Slapshot. Впрочем, затем он стал заниматься исключительно варгеймами и интерес к НЛО и борьбе с курением как-то поутих.

 

 

№4. Wallenstein (7.1, #221, Dirk Henn) — сама по себе эта игра у нас не очень известна, а вот ее вариация в дальневосточном сеттинге вполне на слуху, это Shogun 2006 года выпуска.

 

№5. Lord of the Rings: The Confrontation (7.0, #318, Reiner Knizia) считается одной из лучших игр Книциа, и что несвойственно для автора, она асимметрична. Тремя годами позже выйдет переиздание, над которым поработали Эрик Ланг и Кристиан Петерсен.

 

№6. Каркассон: охотники и собиратели (7.0, #321, Klaus-JürgenWrede) - что тут скажешь, когда-то это не вызывало реакции "О ужас, еще один Каркассон".

 

 

№7. Mexica (7.0, #505, Michael Kiesling & Wolfgang Kramer). Вольфганг Крамер уже ветеран геймдизайна, к 2002 году он уже 30 лет разрабатывал настольные игры. В статье, посвященной 2000 мы уже встречались с его Princes of Florence и вспоминали о его главном успехе - El Grande. Но большую часть игр с конца 90-х и по сей день он создавал и создает вместе с Кислингом. Михаэль Кислинг занялся геймдизайном на 20 лет позже Крамера,  и кроме Vikings все свои лучшие игры сделал в соавторстве с ним, это и Tikal (и вся "трилогия масок"), и Maharaja, и Torres, и The Palaces of Carrara, и Coal Baron, и Asara, их же игра Pueblo в 2002 году заняла почетное 11 место.

 

№8. Keythedral (7.0, #515, Richard Breese) входит в серию key-игр Ричарда Бриза, с 1995 года по настоящее время было создано 6 игр в этой серии, Keythedral - четвертая из них, и оставалась лучшей в серии, пока в 2012 году не вышла шестая игра - Keyflower. Впрочем, у Бриза есть и другие игры, не входящие в key-серию.

 

 

№9. Himalaya (7.0, #687, Regisv Bonnessee) - эта игра позже нашла свое развитие в Lords of Xidit, автор же знаменит в первую очередь игрой 2012 года Seasons, еще из заметных его игр - Fabula 2010-го.

 

№10. Star Wars: Epic Duels (7.0, #722,Rob Daviau & Craig Van Ness) - еще одна игра по франшизе Star Wars и снова (как и в 2000) в деле Роб Давио, соавтор нынешней BGG#1, и Крейг Ван Несс.

 


Если же посмотреть, какие игры этого года являются самыми играемыми (точнее, получившими самое большое количество оценок), получается такой список: Puerto Rico, BANG!, Carcassonne: Hunters and Gatherers, Pirate's Cove, Age of Steam, Lord of the Rings: The Confrontation, Killer Bunnies and the Quest for the Magic Carrot, Clans, Star Munchkin, Hammer of the Scots.


Кроме игр, попавших в десятку BGG этот год богат на известные у нас и локализованные игры, в этом году вышли классические уже патигеймы Бэнг! и За бортом (Lifeboat), Королевские врата и Цари Скарабеев Книции, Каменный Век (The Settlers of the Stone Age, очень хорошая разработка идей Катана, играющаяся заметно лучше, чем стандартная база; при этом игре очень не повезло, как минимум у нас, она осталась в тени своей тески Stone Age, вышедшей в 2008 году),  Гипер-6 и Финикийцы, Цивилизация Сида Мейера (первая версия за авторством Гленна Дровера, с картой мира, красивая, но абсолютно неиграбельная по мнению большого числа игравших), Катамино и, наконец, недавно переизданная и приобретшая популярность среди наших настольщиков, Odin's Ravens.

 




2002 год, как видим его мы

 

 

 

Алексей Пивоваров:

 

Постепенно мы подбираемся к началу золотой эпохи настольных игр. Чем дальше от начала двухтысячных, тем всё больше появляется прекрасных и хорошо известных современным настольщикам игрушек. Так что дальнейшие топы в этой серии статей, сдаётся мне, скоро превратятся в подобие личных. Но пока очередной, довольно пустой проходной год, примечательный разве что игрой про негров на плантациях, ставшей мегапопулярной.


            №1. На первое место топа, без сомнений, стоит поставить Puerto Rico, игрушку автора, который впоследствии не создал ничего столь же значимого для настольного сообщества. Хотя надо признать, что совершить подобный подвиг мало кому под силу – коробка уже давным-давно стала классикой евро-жанра и почитается сообществом как символ. 

 

            До сих пор интересная механика выбора ролей, застройки своей плантации и сбора-отгрузки товаров привлекает как старых, так и новых игроков. Самое приятное, что Puerto Rico, как и любая достойная игра, спустя почти 15 лет после своего издания, остаётся оригинальной и привлекательной для настольщика. Подтверждением этому служит народная любовь и переиздания коробки. А ещё в неё интересно играть. Серьёзно, попробуйте. Может, вы и не полюбите игру, будучи пресыщенными сегодняшним изобилием, но оценить её точно сумеете в позитивном ключе.  

 

            №2. Второе место придётся отдавать до сих пор актуальному BANG! (6.6, #839, Emiliano Sciarra) – очередному патигейму, но, благо, с оригинальностью у которого всё в порядке. Что про него сказать? Азартно, быстро, необычно в отличии от остального подобного. А ещё тут есть роли, и вообще тема раскрыта, так сказать, ощущается дуэль на револьверах. К тому же всё не так примитивно механически, как можно представить, воображая себе «эталонным» пати-геймом «Мафию». 

 

            В принципе, что ещё нужно от пати-гейма? Стоит вспомнить новомодные сейчас Codenames и Imagine, как станет понятно, что да – популярность подобных игр заслуживается благодаря немного другим критериям, чем для больших игр. И всем им соответствует BANG! 

 


            №3? 
На третье место поставить мне нечего, поэтому вспомню пару игр, который остались примечательными лично для меня или русскоязычного сообщества.

 

            Во-первых, это всякие коробочки, издаваемые молодыми нашими компаниями на заре становления. Книциевская King's Gate – приятная фирменная сухая математика, но требовательная к количеству игроков. Lifeboat – пати, дико выбешивающая меня (и не только меня) своей адской конфликтностью, вообще считаю её одним из воплощений худшего, что только может быть в пати (провоцируемый в игре конфликт между участниками очень ярко выражен и постоянно воспринимается как личная обида, так как каких-то игромеханических предпосылок к нему фактически нет, выглядит всё на уровне
"Вася, я бью тебя, просто потому что ты мне не нравишься. Получай!"
). Ещё у нас издавалась Warp 6 – набор кубов с куском ткани. Выбор для издания странный, но пути российских настольных компаний неисповедимы.

 

            Во-вторых, в этом 2002-ом году затерялась настолка одного из моих любимых авторов, Владимира Хватила – Prophecy. Приключения с хождением по карте, бросками кубиков и прокачкой персонажей. Этакий вариант Talisman для продвинутых, менее примитивный, но, тем не менее, не дотягивающий до звания хорошей игры. Привлекает прежде всего своим очарованием сказочностью, которую, очень механистичный Хватил, как ни странно, умеет привносить и показывать игрокам, когда хочет. А ещё игра была популярна на наших настольных ресурсах – прежде всего у Юры Тапилина на сайте – её распечатывали и играли в те годы, когда доставка из-за морей ещё не была освоена достаточно хорошо нашим сообществом.

 

            И напоследок упомяну про игру из ТОП-100 BGG - Age of Steam. Ещё одно экономическое евро, с кучей приятных компонентов, включая прикольные паровозики, которое почему-то совершенно неизвестно у нас. Прокладка железнодорожных путей по карте, расчерченной на гексы, настройка экономики, покупка поездов и их прокачка – элементы дотянувшие Age of Steam до 80-го места рейтинга. Однако, в нашем сообществе о ней никто ничего, можно сказать, не слышал, мало о ней говорят. Остаётся надеяться, что хотя бы такое упоминание вскользь кого-то заинтересует и сподвигнет на исследование этой хорошей игрушки.

 


 

 

Павел Медведев:

 

2002 год -- однозначно год Пуэрто-Рико. Тут даже обсуждать нечего. Великая игра, оказавшая существенное влияние на всю индустрию. Веха, легенда и просто зубр. Первое место без вопросов.

 

Вместе с тем, в этот год выходило немало иных отличных игр, некоторые из которых были локализованы («За бортом», «Каменный век», «Волки и овцы», «Бэнг!», «Финикийцы»), часть была переиздана с другим названием и с измененными правилами:

- Валленштайн превратился в Сёгуна;

- Гималаи превратились в Лорды Ксидита;

- Джонка трансформировалась в Рынки Лондона… 

Безусловно стоит отметить Age of Steam Мартина Уоллеса, Hammer of Scots Джерри Тэейлора, Keythedral Ричарда Бриза, Scarab Lords от Райнера Книции и его же LotR: Confrontation.

 

 

Во втором эшелоне у нас будут не менее вкусные WildLife Вольфганга Крамера (надеюсь на переиздание), Pirate's Cove от Days of Wonder, Hellas от автора Манилы и переиздание игры начала 90-х Santa Fe - Clipper. Не забудем и про странную Sunda to Sahul!

Очередной урожайный год и, за исключением первого места, достаточно сложно выбрать призеров. Однако выбора нет, начнем!

 

            №3. Третье место я отдаю игре Лео Коловини Clans (6.6, #971). В 2010 году её переделали в Aztlan, но, как я понял, реинкарнация получилась хуже оригинала. По сути - традиционно для Лео достаточно абстрактная настольная игра про ареа-контроль в доисторическом мире (как оказалось, я люблю такие игры). 4 страницы правил и высокая реиграбельность. Старая школе во всей красе.

 

            №2. Второе место без зазрения совести будет отдано игре Вольфганга Крамера и Михаэля Кислинга Mexica (в этом же году у них еще вышла и Pueblo - еще один абстракт с неплохой оценкой в 6.9. на БГГ). В 2015 году вышло более красочное переиздание от IELLO Games. Бэкграунд игры вполне понятен по названию - 1325 год, озеро Тескоко, где по указанию Уицилопочтли ацтеки начинают строить Теночтитлан. Процесс как бы тоже незатейлив, - возводим здания в различных районах столицы ацтеков, роем каналы, перебрасываем через них мосты. Все просто, но сделано очень хорошо и выглядит игра весьма здоровски. Номинант и победитель нескольких премий, в том числе Tric Trac, оценка на БГГ - 7.1. В связи с переизданием игру найти достаточно просто, обратите внимание и не проходите мимо.

 

            №1. Пуэрто-Рико. См. выше.

 

 

 

Алексей Тихонов:

 

2002-ой оказался неплохим годом: есть из чего выбирать и я до сих пор сомневаюсь в вопросе, что же мне поставить на третье и второе места. С первым-то все понятно, не правда ли? В общем, за бортом (каламбурчик!) окажутся и Age of Steam Уолласа, и охотничий Каркассон, и очень приятная, но провисающая к финишу Himalaya, известная ныне под названием Lords of Xidit. А на пьедестале окажутся... 



            №3. За бортом! (Lifeboat, 6.4, #1538, Jeff Siadek).


            Я вообще спокойный человек. И Lifeboat - единственная игра за всю историю, которая пробудила во мне желание дать в морду оппоненту. Оппонент был случайный и больше я с ним не играл и не видел его. Я и лица-то его уж не помню, и как его звали - тоже, но кипучую ярость свою помню очень хорошо. Если геймплей ТАК влияет на человека, то не упомянуть эту игру я просто не могу.

 

            Самое смешное, что "Мосигра", локализовавшая этот тайтл, характеризует его как "семейную игру". Муахахаха! А суть проста - спасшиеся после кораблекрушения аватары сидят в шлюпке рядком. Могут меняться местами добровольно или в результате драки. Сидящий на носу вылавливает из воды всякие вещи, забирает себе что-нибудь, остальное передает дальше. Чем ближе к носу сидишь, тем больший ассортимент из вещей на выбор. А там и оружие встречается, и аптечки, и ценные предметы, которые дают очки, если выживешь... Кто на корме, то правит шлюпкой и в силах решать, куда ее занесет, приближать или оттягивать момент финала. Персонажи все уникальные, со спецсвойствами и характеристиками силы и очков жизни. Золотое правило игры: первым "мочить" ребенка, который умеет безнаказанно красть вещи у других игроков. В общем, все очень няшно и по-доброму! :) 

 

             №2. Pirate's Cove (6.6, #861, Paul Randles & Daniel Stahl)


            Тоже очень няшная и добрая игра про пиратов. В ней каждый игрок качает и тюнингует свой корабль (прокачиваются паруса, пушки, размер команды и трюма) и куролесит между семью островами, каждый из которых уникален в смысле возможностей прокачки. Каждый раунд каждый игрок отмечает на секретном диске с помощью стрелки свой следующий пункт назначения. Все диски вскрываются одновременно и, если к одному и тому же острову пристало больше одного корабля, начинается бой. Бой идет с помощью дайсов, карт и указания части корабля противника, в которую целит игрок. По морю также ходят NPC в виде легендарных кораблей или призраков и на них можно нападать. Цель игры - награбить и закопать на острове сокровищ клад пожирнее.

            Игра сильно проще, чем какие-нибудь Merchants & Marauders, но играется в отличии от вышеуказанного америтрэша весело и азартно, да и нарисована приятно. 

 

 

             №1. Ну, тут уж все совершенно понятно, Puerto Rico.


            Живая классика! Идеально выверенная игра на выбор роли. Родоначальница механики "активный игрок выбирает, делает, остальные тоже делают за ним". Игра получала награды до 2010 года, такого не бывает!.. Я очень доволен, что у меня есть локализованная коробка с этой игрой и рад, что арт в локализации тот, что в Annivesary edition, а не другой, унылый, из базовых ранних редакций. 

 

            С помощью выбора плашки роли и выполнения связанных с ней действий, активный игрок строит плантации для производства сырья, перерабатывающие заводы и прочие здания, нанимает на работу темно-коричневых гастарбайтеров, собирает и перерабатывает урожай и отгружает его на экспорт ради победных очков. На экспорт идут табак, алкоголь, синяя краска и прочие вредные для здоровья вещи. Нюанс в том, что после того, как активный игрок завершит действие, остальным игрокам дается право выполнить то же самое действие, но в слегка ослабленном варианте. Это игра тайминга и поиска прибыльной ниши.

 

            В меру тяжелая, относящаяся скорее к группе игр для гиков, она все же проста для понимания и логична. Устарела ли эта игра? Не думаю, она отлично играется и сейчас. Только долгий сетап немного напрягает. "Отсчитайте 75 колонистов и жетонов ПО на 100 очков"... Да вы издеваетесь?! Нельзя было часть колонистов (и жетонов) в разные оттенки покрасить?! Впрочем, я просто придираюсь.

 

 

 

 

Александр Шерстук:

 

Не знаю, как у других друзей по колонке с выбором номинантов, но меня 2002 год ввел в легкий ступор. Мне даже в 2001 году было легче копаться, чем в 2002. Известных игр в этот период вышло довольно много, и можно привести целый перечень тайтлов, в которые вполне занятно сыграть и в 2016 году. Но все же основной посыл наших статей заключается в том, что мы делимся своими советами об актуальных играх. Не просто говорим о хитах, не просто перечисляем все известные игры, в которые нам удалось сыграть когда-то (а может быть мы в это играем даже до сих пор) – нет, мы говорим о чем-то большем, о чем-то сокровенном, что будоражит нас до сих пор. Т.е. эти игры должны нас волновать в какой-то мере и сейчас. Поэтому мне сложно написать о Пуэрто-Рико, в которую я когда-то сыграл один раз и не соблазнился на покупку. Да, классика. Да, в этой игре можно найти много эталонов жанра. И об этой игре напишут другие ребята. А я не буду. За одну игру из своего списка я уверен на все 100%, а две другие – это скорее легкий мимолетный флирт, о котором иногда приятно вспоминать.

 

            №3. Hammer of Scots


            Когда-то я очень впечатлился простым блочным варгеймом Sekigahara (до сих пор обожаю эту игру), и мне захотелось познакомиться с чем-то похожим. Мне посоветовали Hammer of Scots, которая оказалась древней игрой, но один раз мне удалось в нее сыграть. Это блочный варгейм на двоих игроков. Один игрок рубится за англичан, второй за скоттов. В игру встроен карточный механизм, который подразумевает наличие двух типов карт – передвижения и события. После одновременного вскрытия карты, игроки применяют их действия, после чего происходят битвы в тех областях, в которых есть юниты обеих сторон. Битвы происходят стандартно – с помощью кубиков. На игровом поле есть территории с дворянами, за влияние на которых борются игроки. За определенный период игрового времени нужно завладеть как можно большим количеством территорий со значком дворян.

 

            Игра относится к сегменту легких и легко-средних варгеймов, которые вполне неплохо воспринимаются теми настольщиками, которые больше любят играть в обычные настолки, чем в варгеймы. Если выбирать между Секигахарой и этой игрой, то я бы выбрал первую, потому что мне больше по духу японская тематика. Но при этом Hammer of Scots выглядит вполне достойно. В этой игре есть место и блефу, и стратегии, и случайности. Ее бы переиздать в более красивом виде и вполне можно было бы ставить на полки магазинов. С такими играми и историю учить веселее.

 

           №2. Lord of the Rings: the Confrontation

 

            Пришло время откровений – я даже не играл в эту игру. Когда-то HW выпустили кооператвную игру Властелин Колец Райнера Книции. Эта игрушка добралась до меня, я оценил ее абстрактность, показал своим друзьям, любителям ВК, и те поплевались, так как не почувствовали в настолке атмосферу любимого произведения. Ради интереса я полез на БГГ и нашел там продолжения игровой серии ВК за авторством все того же Книции. Оказалось, что самой успешной игрой является Конфронтация, которая, если не ошибаюсь, вышла третьей в серии. Я внимательно перечитал все обзоры этой игры, просмотрел лучшие видеоролики, после чего обратился с вопросом к HW – а нет ли в планах продолжения линейки ВК? Оказалось, что первый опыт с Кольцом Книции был не очень оптимистичным, поэтому про Конфронтацию говорить даже и не стоит.

 

            Сама Confrontation, на удивление, является стратегической игрой, и ее даже трудно назвать абстрактной, хоть и Книция детектед. Игра строго на двоих. Один игрок играет за силы добра, которые несут кольцо в Мордор, другой игрок играет за силы зла, которые ищут Фродо с кольцом. Игровое поле разбито на 16 регионов, 6 из которых отданы добру, а 6 злу. 4 региона посередине нейтральные. Игроки расставляют в регионы силы зла и добра, которые представлены в виде карточек на подставках. Вы видите свои войска, а противник не видит – все как в блочном варгейме. В свой ход вы перемещаете подставку в соседний регион, и если оказываетесь вместе с врагом, то тут же происходит битва. Битва зависит от цифры на карте и от ее свойства. Некоторые свойства позволяют автоматически убить противника. Если такого свойства нету, то игроки играют с руки по одной секретной карте и добавляют ее значение к значению на карте с подставкой. Слабак выбывает из игры. Как только срабатывает одно из условий победы, игра заканчивается. 

            Это очень простая игра, филлер, но очень азартный. Как мне кажется, такие игры вполне хорошо идут в массы в настоящее время. Блеф есть, стратегия есть, простота есть. Думаю, и стоила бы такая игра не шибко много. Но у Книции была одна попытка обосноваться с ВК в наших пенатах, и он ее провалил, к сожалению.

 


           №1. A Game of Thrones Collectible Card Game (6.9, #1782, Eric M. Lang & Christian T. Petersen)


            14 лет назад вышла игра, которая жива до сих пор. Она, правда, теперь несколько по-другому выглядит, у нее чуть изменились правила, но жива курилка. Именно эту игру через 6 лет сделают первой ЖКИшкой. И правильно сделают, между прочим. Кто сейчас любит ковыряться в бустерах да стартерах? 

 

            О самой игре ничего писать не хочется (везде написано предостаточно). Мне кажется, время само расставило точки над i. Хотя, в случае с этой игрой нельзя сказать, что она выжила за счет инновационного геймплея. Понимаете… понимаете, это же Мартин, это Игра Престолов. Разве что нужны какие-то еще объяснения этому феномену?

 

            Совсем другое дело 2006-ой год, когда к нам в гости приехали ребята из России. Они привезли с собой новую игру, которую планировали развивать параллельно с другой ККИ – Легендой Пяти Колец. В то время я находился в восторге от Легенды и мне непонятно было, зачем мне еще одна странная ККИ про… Слушайте, а про что эта игра? Про какие-то дома, про распри между ними. Есть великие семьи, которые что-то не поделили и хотят придти к единоличной власти. Да, в 2006 году Джордж Мартин гораздо меньше вспоминался в интернете, а уж любители сериалов так и вовсе не знали, кто это такой (образно говоря). Я же в те годы книжную фантастику нормально практически не воспринимал (как меня изменило время, просто не передать словами, ибо сейчас ситуация повернулась на 180 градусов), поэтому словосочетание Игра Престолов для меня было пустым. В Москве же читали цикл Мартина, делились впечатлениями, на настольном форуме обсуждали Ланнистеров и Старков…

 

            В 2008 году игра выходит в новом формате ЖКИ. Переиздаются некоторые старые карты, печатаются новые. Игроки, которые не хотели тратить деньги на коллекционную игру, радостно тратят их на «живую» игру. Интернет пестрит обзорами этой версии, вы легко найдете ресурсы, где можно почитать о том, как выиграть Таргариенами у Баратеонов. Я к этим обзорам ничего не смогу добавить.

 

            В 2015 году выходит вторая редакция ЖКИ по Престолам. Война продолжается. Улучшается арт, шлифуются правила, добавляются новые дома. Красота. Игра живет. Кинушка снимается. А книга не пишется… 

 

 

 

 

Андрей Аганов:

 

2002 год был годом великих культурных потрясений. Рассорилась группа "Ария": Кипа, Теря и Маня свалили к Мавру (чтобы следующие три года исполнять только "Я свободен"), а Холст с Дубом пригласили Беркута с уникальными натужно-вокальными данными. В кинематографе Мэгги Гилленхаал с Джеймсом Спейдером популяризовали БДСМ в "Секретарше", а Чарли Кауфман совершил невозможное в "Адаптации", превратив книгу о романтическом ботанике в эпический постмодернистский неонуар о саморефлексии. В индустрии видеоигр творилось невообразимое: в 2002 году вышли (внимание) TES3: Morrowind, WarCraft 3 и Mafia - главные игры поколения, на их фоне кажутся незаметными даже Jedi Knight 2: Jedi Outcast и консольные релизы Virtua Fighter 4 и Gitaroo Man. Настолки не отставали: после кажущегося затишья-2001 хиты посыпались один за другим. "Пуэрто Рико" - быдыдыщ! Age of Steam - бабах! Heroclix - тыдымс! И выбрать три самых актуальных на сегодня игры оказалось задачей непростой.

 

                №3. Battletech Introductory Box Set (7.6, #938, L. Ross Babcock III & Sam Lewis & Jordan Weisman)


            Многие из нынешних настольщиков так или иначе сталкивались с Battletech: кто-то читал переведенные романы Майкла Стэкпола, кто-то играл в видеоигры - Mech Commander и MechWarrior (хотя бы в Mechwarrior 3050 на Genesis или SNES), кто-то, возможно, даже знает одноименную РПГ.


            Технически, Battletech Introductory Box Set это не столько самостоятельная игра, сколько стартер для знакомства с настольной вселенной Battletech. Два десятка миниатюр, несколько полей, упрощенные правила для зеленых новичков и продвинутые для реальных пацанов. Плюс хроника сюжетных событий мира Battletech, постер с картой галактики и руководство по покраске. Всего за 40 долларов. И этого добра вполне достаточно чтобы не знать горя и играть в свое удовольствие. Поэтому давайте считать, что это "практически" полноценная настольная игра.

 

            Почему игра актуальна: на сегодня это основной способ приобщиться к Battletech. Хотя игра не может сравниться по популярности с Warhammer 40k или Warmachine, но тех, кто решит обратить на нее внимание, ожидает много приятных открытий. Во-первых, это один из немногих доступных "чистых" научно-фантастических сеттингов в мире победившего паро/дизель/аи-82 -панка, да еще и с примесью рыцарской романтики. Во-вторых, у нее пусть и относительно немногочисленное, но крепкое и дружелюбное комьюнити со своими кэмпами - обязательно почитайте блог Дяди Леши. В-третьих, модульная структура правил позволяет выбирать комфортный уровень комплексности: от "мы так, чисто кубы покидать", до кастомизации мехов под конкретную игровую эпоху и управления вспомогательными наземными войсками. 

 

            Вообще, Battletech создана для любителей "закопаться" в какой-то одной теме, и среднестатистическому современному настольщику с концентрацией внимания как у мухи-дрозофилы ("отыграли партию - давай следующую новинку!") этот олдскул может показаться слишком требовательным. Но для того типа людей, что способны днями не вылезать из мастерской и изучать вопрос от корки до корки, это настоящий подарок. 

 

P.S. Кстати, сейчас в разработке находится новая "нормальная" видеоигра по Battletech - от создателей недавней Shadowrun Return.

 

                №2. Lord of the Rings: the Confrontation


            Я неравнодушен к творчеству Райнера Книции. Да, это, кажется, самый плодовитый современный дизайнер, и в комьюнити его многие считают ремесленником, а не "творцом" (на самом деле это высшая похвала для профессионала, творцы все на кикстартере). Но я люблю его за то, что если у него выходит *хорошая* игра, то это действительно такая игра, в которую хочется играть раз за разом, открывая в ней все время что-то новое - в отличие от многих других *хороших* игр, которые вызывают восхищение в первой партии и отправляются на полку собирать пыль.

 

            Lord of the Rings: the Confrontation вышла в год кинопремьеры "Двух крепостей" и вполне могла бы оказаться посредственной игрой-по-мотивам, но в результате она выдержала проверку временем и несколько переизданий, включая делюксовое. Быстрая игра, основанная на доработанной механике Stratego: два игрока получают по девять карт и расставляют на поле по девять персонажей взакрытую, задача одного из игроков - провести Фродо в Мордор на другом конце игрового поля, задача другого игрока - уничтожить наглого хоббита или провести трех злодеев в Шир. Когда в одной клетке сходятся два персонажа, происходит нехитрый бой с использованием их способностей и розыгрышем карт. Всё.


            Почему игра актуальна: LotR: the Confrontation заслужила удивительную любовь игроков. В нее играют по несколько партий кряду, в обзорах и обсуждениях люди восхищаются тематичностью игры и тонкими дизайнерскими находками. Книция прекрасен в мелочах: из казалось бы абстрактных механик рождается едва ли не самая близкая по духу к книжной трилогии игра про отчаянное самопожертвование. В ней нет десятка колод карт с художественным текстом, полусотни жетонов и эффектных миниатюр, но в ней что-то ёкает в груди от волнения, когда хоббит проникает в Мордор через тайный проход в горах. Да, и еще один важный момент: последнее переиздание игры с дополнениями от FFG стоило всего 20 - 30 долларов (правда, уже закончилось в магазинах). И партия в нее занимает всего ничего. Короче, это практически War of the Ring для работающих людей.

 


                №1...


1.1 Hammer of the Scotts


1.1.1 Я слабо себе представляю, как существовали варгеймеры до выхода "Молота шотландцев". Сегодня игра входит во все мыслимые и немыслимые варгеймерские топы, гики вклеивают ее фотографии в свои детские альбомы с припиской "мой первый варгейм", а в ГосДуму, говорят, уже внесен законопроект, запрещающий ношение бороды хотя бы без одной зарегистрированной партии в Hammer of the Scotts. 

 

1.1.2 Несложный (для людей, готовых тратить недели на партию в игру о событиях 22 часов 34 минут 19 августа 1765 года) но зато настоящий варгейм о событиях шотландской войны за независимость (нет, не референдума после Брексита, а войны, исковерканной австралийцем Мелом Гибсоном в "Храбром сердце"). Игроки поочередно двигают по полю деревянные плашки, иногда кидают кубики, много думают.

 

1.2 Почему игра актуальна:

 

1.2.1 Hammer of the Scotts пусть не универсальный, но очень хороший проводник в страшный мир варгеймов. Игра наглядно демонстрирует все особенности жанра.

 

1.2.1.1 "Живые правила". Да, авторы игры проделали огромную работу с историческим материалом, прежде чем выпустить игру. Нет, на работу над правилами и тестирование времени не хватило, зато у нас очень достоверная симуляция процессов. Для избалованных еврогеймеров, привыкших, что с купленной коробкой можно уезжать на необитаемый остров, так как внутри все уже готово, может оказаться травмоопасной нормальная для варгеймов концепция "живых" правил, когда после поступления игры в продажу авторы вместе с активной частью комьюнити начинают "патчить и апдейтить" рулбук, иногда переворачивая целые механики с ног на голову. Разжились коробкой "Молота"? Прекрасно, а теперь бегом в интернет, проверять, какая версия правил сейчас в моде. Когда я в последний раз смотрел, актуальной была третья (!) редакция правил, но отдельные знатоки воротили от нее нос, утверждая, что 2.5 значительно лучше, а кто-то, кажется, предпочитал не то 2.6, не то 2.7.

 

1.2.1.2 Минималистичное оформление. Тут уже стремительно плохеет америтрэшерам: Hammer of the Scotts состоит из бумажного поля и пригоршни деревянных плашек - "блоков", на которые нужно наклеить страшненькие наклейки с нарисованными в "пейнте" флажками и гербами. Блочные варгеймы считаются еще красивыми на фоне классических игр с малюсенькими жетончиками из тонкого картона, но для людей, пришедших в хобби через "Зомбицид" и Descent, осознание того, что можно играть в ТАКОЕ - это eye opening experience.

 

1.2.1.3 Структура правил. Как человек, по работе периодически сталкивающийся с культурой ГОСТов и нормоконтроля, не могу не восхищаться тем, как упорно авторы варгеймов переносят эту техническую романтику на страницы рулбуков. Привыкли к разжевыванию нюансов в правилах от FFG? Тут все гораздо проще и удобнее, просто нужно ненадолго проникнуться мироощущением автора игры и принять как данность, что упомянутое вскользь в пункте 2.1.3 действие будет подробно расписано в разделе 4.2 с отсылками к параграфу 7 и пунктам 5.6.1 и 5.7.2.

 

1.2.1.4 Учим историю заново. А вот это - ключевой момент. Хотя в рулбуке есть краткое изложение событий, вы неминуемо полезете как минимум в Википедию, чтобы узнать побольше о Шотландии, Эдуардах и причем тут вообще молотки. И тут-то и раскроется страшная правда (нет, не только, что Мел Гибсон наврал): настоящая история куда как интереснее выдуманных "Игр престолов" и "Звездных войн", и самое главное в варгеймах это не модные механики или роскошные миниатюры, а "подлинность", сочетание сложной, бесконечно разнообразной жизни, превосходящей в изощренности любой фикшн, и возможности воспроизвести события, реконструировать их, собрав из абстрактных механик и нюансов как домик из кубиков LEGO. И именно ради этого люди учат неудобные правила и раскладывают некрасивые жетоны. Потому что вместе с варгеймом ты получаешь кусочек истории.

 

            Почему в списке нет..

 
            .."Пуэрто Рико" - во-первых, ее и так назовут все, а во-вторых, я считаю, что она состарилась не так красиво как многие другие игры тех лет. Отсчитай жетонов на столько-то очков, отсчитай -дцать фишек. Но отличная игра.

 
            ..Age of Steam - Уоллес периодически проводит ревизию своего творчества: кажется, добрая половина его послужного списка это в той или иной степени авторимейки. Age of Steam находится в близких родственных связях со Steam и Railways of the World (и Via Nebula - но об этом тс-с-с!), обстоятельные сравнения игр делали Алексей Тихонов и Юрий Тапилин, рекомендую почитать - но достать "Эпоху пара" сейчас очень трудно, тогда как Steam была локализована и более чем доступна. О ней поговорим в обсуждении другого года.

 
            ..Wallenstein - а черт его знает. Но игры нет в продаже, зато ее переделку Shogun найти можно. А еще про "Сегуна" сделали отличное видео Shut Up & Sit Down.

 
            ..Prophecy - да, это был почти первый успех несравненного Влади Хватила (или Влаады - так олдскульнее и зловеще), после "Пророчества" он будет издаваться практически каждый год, раз за разом выдавая что-нибудь этакое. Про Хватила, полагаю, все еще наговорятся, а что до Prophecy - вам нужен еще один "Талисман", когда и первый прекрасно работает?


В качестве заключения

 


  BGG Алексей Пивоваров Павел Медведев Алексей Тихонов Александр Шерстук Андрей Аганов
      №1               Puerto Rico Puerto Rico Puerto Rico Puerto Rico A Game of Thrones CCG Hammer of the Scotts
      №2               Age of Steam Bang! Mexica Pirate's Cove Lord of the Rings: the Confrontation Lord of the Rings: the Confrontation
      №3               Hammer of Scots *Prophecy Clans Lifeboat Hammer of Scots Battletech Introductory Box Set

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
ThunderWolf написал 2 года назад: # скрыть ответы

Мосигра регулярно выбирает для локализации класснные игры: FlashPoint, GalaxyTrucker, SpaceAlert. И регулярно убивает их паршивым качеством. И тряпочка с кубиками - Warp-6 - именно одна из них. Шикарный абстракт.

На моей памяти в хорошем качестве локализованными они выпустили только SteamTorpedo и Hive - еще 2 шикарные игры. Поправьте меня если я не прав.

Так что выбор локализации вовсе не странный, а вот реализация хромает на все 4 с половиной ноги :(

Journeyman написал 2 года назад: # скрыть ответы

Не очень понял причем тут Мосигра и ее выбор локализаций в этой теме?

Ogro написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ну, дело в том что популяция уссурийских тигров в заповеднике панамы резко сократилась.

Journeyman написал 2 года назад: # скрыть ответы

А что угандийские гвозди совсем вымерли уже? ;)

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: #

По реке плывёт бревно...

ThunderWolf написал 2 года назад: # скрыть ответы

В статье Алексей Пивоваров писал:

"Ещё у нас издавалась Warp 6 – набор кубов с куском ткани. Выбор для издания странный, но пути российских настольных компаний неисповедимы."

Это ответ именно на данные пол-абзаца.

И да "мы говорим Партия - подразумеваем Ленин". В смысле Мосигра = Магеллану в данном контексте

Journeyman написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ну так Кседих, думаю, имел ввиду что именно "Гипер 6" довольно странный выбор для локализации, а не весь ассортимент "Мосигры".

ThunderWolf написал 2 года назад: #

На что я и ответил, что при нормальном качестве - это было бы отличным выбором.

Оригинальный абстракт, с необычной комплектацией и увлекательным игровым процессом + на западе давно уже out of print + локализовывать почти нечего, дайсы только оптом закупи и фасуй + что редкость для абстрактов, хорошо играется и на троих. Что еще надо для успешных продаж? ...Тряпочку не запороть...

bobrik написала 2 года назад: # скрыть ответы

Вопрос от девочки: а где же варгеймы?

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ответ для девочки: а Пуэрто Рико?

bobrik написала 2 года назад: #

Ответ не мальчика, но мужа)

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ну, все-таки Молот вполне подходит:) А Дмитрий еще вернется!

bobrik написала 2 года назад: #

Очень на это надеюсь. С удовольствием читала его

ZavKaf написал 2 года назад: # скрыть ответы

Почему battletech в 2002?
На фоточке стартер из 10-х годов

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ну этот репринт именно такой сейчач есть в продаже, так что вполне сойдет за "актуальную игру"

ZavKaf написал 2 года назад: # скрыть ответы

Я из текста не понял какая такая веха для battletech произошла в 2002 году. Стартеры (в том числе и с миниатюрами) были и раньше. Самой игре в 2002 исполнилось 15 лет.

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

То, что новая редакция не была вехой для BT, еще не значит, что она не была вехой для 2002 года:)))

igelkott написал 2 года назад: #

Т.е. не редакция, а стартер.

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Где про вехи хоть слово? В 2002 вышел последний, кажется, полноценный стартер, который уже много лет переиздают. Ожидается, вроде, аналог по облегченной версии правил (альфа страйк?), но пока никак не разродятся. Introductory Box Set интересный релиз 2002-го года, и на мой взгляд его стоит упомянуть, раз уж мертвые TCG комильфо вспоминать.

ZavKaf написал 2 года назад: # скрыть ответы

Тот стартер, что ты описываешь вышел в 2007 году от Catalyst и это действительно было событие (правда в 2007).

В 2002 WizKids сделали ребрэндинг Battletech в Classic Battletech (чтобы избежать конфликта с серией миниатюр MechWarrior). По сути Intoductory Box Set 2002 года мало чем отличался от бокса 4-го издания Battletech.

вот издание 2002 года:
https://boardgamegeek.com/image/1339953/battletech-introductory-box-set

Aganov написал 2 года назад: #

Спасибо, я просто поверил BGG, где все версии объединены. Издание 2011 классное.

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

Косяки с фото – это мои косяки. Про какие-то игры у меня удается вычислить (и найти), какая обложка тру, а про какие-то — нет. Я вот еще с Мексикой очень сомневаюсь.

Aganov написал 2 года назад: #

На BGG сейчас вынесли в отдельную вкладку Versions, там можно увидеть обложки разных изданий

Leks написал 2 года назад: # скрыть ответы

А с фига ли Кседих не считает Професи хорошей игрой? Вполне себе хорошая игра, за неспешным вечерком с друзьями.

Ksedih написал 2 года назад: #

Считает. И даже в табличке она на третьем месте, с оговоркой. Но, руководствуясь определениями "актуальность"+"важность", никак не получается её полноценно вознести на пьедестал.

MakVlad написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо, интересно! Скажите, а Дмитрий Клюйков в этот раз сам отказался или вы решили его не привлекать?

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

Дмитрий решил устроить себе каникулы на два "года", к 2004 году собирается вернуться. Кстати, другие авторы об этом не знали и интерес к шотландскому молоту является совпадением:)

Journeyman написал 2 года назад: # скрыть ответы

Видимо именно эти два года он плохо учился, вот и решил прогулять. ;)

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Проще: считаем, что в эти два года варгеймов не было

igelkott написал 2 года назад: #

Кроме тех, в которые готовы играть еврогеймеры:)

MakVlad написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ну да, не было! В 2002 вышли Наполеоновские войны, "Вторая мировая" с карточным движком от Теда Рейсера, и первый том из "мушкетопики", посвящённый гражданской войне в Англии.

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Добро пожаловать в проект!

igelkott написал 2 года назад: #

Два варгеймера в проекте? Люди же тогда откажутся играть в евро!?

Хотя я не против, конечно.
И по-любому призываю оставлять свои топы в комментариях.

igelkott написал 2 года назад: #

Это каникулы, а не прогул:)))

Возможно, правда, матерые варгеймеры знают какие-нибудь дополнительные причины;)

igelkott написал 2 года назад: #

Согласно концепции цикла я надеюсь дойти до 2015 полным составом экспедиции, так что о том, чтобы кого-то привлекать, а кого-то нет, речи не идет.

Скорее мы готовы "взять с собой" кого-нибудь из тех, кто отказался на этапе подготовки, но никак не наоборот:)))