![]() |
Идут сборы на Rise of Myths: Cthulhu |
Колодостроительный рогалик с Лавкрафтианскими монстрами. | |
![]() |
Идут сборы на Biathlon Blast |
Соревновательная настольная гонка-биатлон. | |
![]() |
Golden Geek Awards: лучшие игры 2024 года |
Лучшие игры 2024 года по версии Boardgamegeek. | |
![]() |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Монументальность. Дуэль» |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Монументальность. Дуэль» Комболот «Монумен... | |
![]() |
Идут сборы на Valheim: The Board Game |
Сбор ресурсов, крафт экипировки и бои с монстрами и боссами в Вальхейме. |
игры |
Осквернённый Грааль. Падение Авалона
|
компании |
Crowd Games
Awaken Realms |
Дата: | 05 февраля 2024 |
Источник: | Nastolio |
![]() |
5.7730 |
![]() |
- |
Начну с плюсов и минусов.
+ Очень сильный нарратив. Тексты в игре интересные, что постигается при этом без особо большого количества самого текста. Сам сюжет хотя в первой главе и не замысловат, но всё же интересен, как интересно и исследовать маленький мир вокруг последних якорей стабильности — Древних Менгиров. Причём мир раскрывается перед игроками постепенно именно через исследование разных местностей, и иногда даже сам факт наблюдения за этим миром его меняет.
+ Вариативность. В целом исследование мира происходит на принципе книги-игры, где каждая локация — это, по сути, своеобразная книга с эпизодами, по которым вы скачете в зависимости от выбора или наличия/отсутствия определённых кодовых слов в вашем дневнике. Это позволяет как минимум посетить одну локацию 3–4 раза без — при этом — повторения в ней одного и того же события. Игра через кодовые слова учитывает, что вы там уже были и совершали определённые действия, и если в первый раз старый шахтёр расскажет вам старинную легенду, то во второй раз просто кивнёт вам дружески и пройдёт мимо. В этом плане «Грааль» на миллионы световых лет обошёл крайне скучную и постоянно повторяющуюся историю в «Седьмом континенте». События, случающиеся с вами в одной локации, будут различаться в зависимости от ваших предыдущих выборов (не только в этой локации), ваших параметров, ваших ресурсов и иногда даже личности вашего героя. Так что хоть мы и вертелись всю первую главу вокруг одного Менгира на 9 карточках локации, нам всегда было что ещё исследовать в каждой одной из них — и многие их тайны мы так и не разгадали. Более того, даже путь к выполнению основного задания имеет несколько вариаций (например, нужный вам предмет можно найти в нескольких локациях).
+ Простая, но интересная система боевых и дипломатических схваток. Она реализована через построение цепочки карт, в которой вы пытаетесь соединить символы новой карты с символами предыдущей и в конечном счёте нанести достаточный урон противнику раньше, чем придёт время для его контрудара. Но кроме этого карты имеют не только разнообразный набор символов, но и специальные качества. При положении, что у каждого игрока своя начальная колода из 15 карт и ещё 25 в запасе для изучения, а в одной битве вы будете в среднем использовать всего 3–5 карточек, то разнообразие тут гарантировано. По сути это своеобразная головоломка, в которой вам необходимо наиболее эффективно использовать три карточки, случайно вышедшие из вашей колоды, чтобы создать цепочку, ведущую к победе.
+ Лёгкая система характеристик персонажей. Всё очень быстро становится ясно — и не приходится постоянно сверяться с правилами. Иконография хорошо имплементирована во все элементы игры, и она не такая уж и разнообразная, что даёт возможность ещё легче её запомнить и привыкнуть к ней.
+ Лёгкие правила. У игроков не так уж много действий на выбор, по сути, их четыре: перемещение, исследование, управление Менгирами и пас. Всё остальное — действия локаций, предметов и т. д. отпечатано на карточках в самой игре или в книге с эпизодами. По сути, все правила, включая боёвку, можно объяснить за 15 минут — и достаточно одного игрока, знающего правила в нюансах, чтобы игра шла гладко и без проблем. Остальным игрокам достаточно знать, что они могут передвигаться, исследовать и управлять Менгирами.
+ Лёгкая система сохранения игры, позволяющая вам с минимальными усилиями отметить свой прогресс в любой один момент партии (кроме середины битвы) и потом с лёгкостью восстановить партию на том моменте, где вы остановились.
− В игре огромное количество компонентов, которые являются нарративной составляющей. Это неминуемо ведёт к адски долгому раскладыванию и сборке игры после партии.
− Так как в свой ход игрок производит все свои действия, которые позволяет ему количество его очков энергии, а зачастую его действия связаны с нарративом, огромный даунтайм просто неизбежен. Единственное, что успокаивает, — нарратив одного игрока интересен всем. Также серьёзное количество времени занимает битва или дипломатия, особенно если карты не идут.
− Отсюда негатив по битвам — очень всё зависит от рандома. И если вам не идут карточки с уроном, то битва может очень затянуться. А это весьма вероятно, так как хоть вы и можете реконструировать свою колоду, включив в неё более мощные карты, в ней всё равно останутся карты без урона, а снизить количество карт в колоде ниже 15 нельзя. Так что приходится рассчитывать на удачу — и лучше, если не повезло с начальной рукой, сразу бежать из битвы.
− Кодовые слова. Это, с одной стороны, очень удобно, но с другой, реализовано, по-моему, не очень хорошо. В своей предыдущей игре «Это моя война!» издатель сделал героев безликими управителями группы людей, что, по сути, лишало каждого персонажа индивидуальности, так как каждый раз другой игрок решал, как поступит персонаж. Тут они вернулись к более классической схеме и каждый игрок полностью свободен управлять своим конкретным персонажем, как ему хочется. Даже не обязательно персонажам гулять вместе. Но при этом неприятный отголосок коллективности всё же остался. Все кодовые слова являются общими для группы. Так, например, если мой персонаж разговаривал уже с шахтёром и подружился с ним, получив код «Друг шахтёра», то при встрече с другим персонажем шахтёр будет вести себя с ним как со старым другом, хотя этот персонаж вообще в этих местах впервые. С одной стороны, это не даёт повторения одного и того же нарратива, который так или иначе вся группа уже слышала, но с другой, появляется некий тематический диссонанс.
− Правила написаны через одно место. Они простые, когда их поймёшь, но пока их не прокрутишь на практике, некоторые моменты вообще трудно понять, как точно работают. И сама книга правил составлена не очень удобно для поиска нужной информации.
Что же в итоге? Я лично доволен игрой на фоне «7 континента» и «Это моя война!», с которыми просто нельзя её не сравнивать: «Грааль» — огромный прорыв вперёд. Переигрываемость игры хоть и не большая, но как минимум игроки спокойно могут пройти компанию из 15 глав хотя бы дважды, а первую главу мы играли где-то около 3 часа. История интересная, как минимум по первой главе, а это всё-таки только вступление. Мы 3 часа провели на территории в 9 карт локаций, а в игре их 63. И предполагаю, что дальше история будет только развиваться и заплетаться всё больше и больше.
Конечно, это игра не для всех, ибо это очень времеёмкая игра. Если вы хотите часок погулять, конечно, для вас есть хорошая система сохранения, но даже при опытной набитой руке паковщика у вас по 30 минут уйдёт на то, чтобы разложить игру и собрать её обратно в коробку, а за час вы едва ли продвинетесь много по игровому сюжету.
Стоит ли игра своих денег? По содержанию коробки — определённо стоит. Но стоит ли вам брать эту игру — зависит от личных предпочтений. Если вам нравится игра, в которой сюжет и исследование мира являются основной движущей силой и продолжительность партии вас не пугает — вы не останетесь разочарованными. Эта составляющая в «Граале» на очень высоком уровне. Если же вам интересен сюжет, но всё же предпочитаете партейки на час-полтора, лучше пройти мимо.
Что касается меня лично, то я обожаю игры с сильной тематикой и очень сожалею, что не взял игру на «Кикстартере» (меня отпугнула предыдущая сюжетная игра издательства — «Это моя война!», которую я искренне ненавижу). Но будь я резидентом России, я бы не раздумывая заказал себе русскую версию игры. Да и если бы она сейчас была в продаже, возможно, купил бы во время своего посещения «Игрокона» (если от этой поездки я не разорюсь окончательно, хи-хи). Я хоть и вполне себе понимаю английский, но всё же переводить художественный текст на болгарский мне легче было бы с русского (ну и мог бы играть с русскоязычными коллегами).
Покупать или нет — решать вам. Я всего лишь даю информацию, которая, надеюсь, позволит вам сделать правильный выбор для себя. Я определённо хочу продолжить кампанию в этой игре и, вероятнее всего, сделаю это.