c0wthulhu написал 5 минут назад к игре Ну что ж, нравится! 😏 Конец – это только начало 🔥: # Ничё такая, лучше To Many Bones это точно
Sloboda написал 13 минут назад к игре Осквернённый Грааль. Падение Авалона: # Где я сказал лучше? Легче. Если игроки не могут понять как играть в и...
minitj написал 24 минуты назад к статье Лучшие первые настольные игры по опыту Board game community: # BrutalBaron, Ты просто дай понять, что ты подразумеваешь под "показать...
Ksedih написал 26 минут назад к игре Ну что ж, нравится! 😏 Конец – это только начало 🔥: # A'sE хороша. Для любителей боли. А с допами (коих кучи) вообще хорошо ...
Frostislav написал 28 минут назад к статье Лучшие первые настольные игры по опыту Board game community: # Эм, только вот среди книг, музыки, фильмов есть рекомендации для людей...
Идут сборы на Rise of Myths: Cthulhu
Колодостроительный рогалик с Лавкрафтианскими монстрами.
Идут сборы на Biathlon Blast
Соревновательная настольная гонка-биатлон.
Golden Geek Awards: лучшие игры 2024 года
Лучшие игры 2024 года по версии Boardgamegeek.
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Монументальность. Дуэль»
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Монументальность. Дуэль»   Комболот «Монумен...
Идут сборы на Valheim: The Board Game
Сбор ресурсов, крафт экипировки и бои с монстрами и боссами в Вальхейме.

Siar

«Осквернённый Грааль»: плюсы и минусы

05 февраля 2024

Информация

добавить
игры Осквернённый Грааль. Падение Авалона
компании Crowd Games
Awaken Realms
Дата: 05 февраля 2024
Источник: Nastolio
Оценка пользователей
5.7730
-

Обзор от Cheshire_Cat

Фото с BoardGameCommunity

 

 

Начну с плюсов и минусов.

 

 

 

+ Очень сильный нарратив. Тексты в игре интересные, что постигается при этом без особо большого количества самого текста. Сам сюжет хотя в первой главе и не замысловат, но всё же интересен, как интересно и исследовать маленький мир вокруг последних якорей стабильности — Древних Менгиров. Причём мир раскрывается перед игроками постепенно именно через исследование разных местностей, и иногда даже сам факт наблюдения за этим миром его меняет.

 

 

 

+ Вариативность. В целом исследование мира происходит на принципе книги-игры, где каждая локация — это, по сути, своеобразная книга с эпизодами, по которым вы скачете в зависимости от выбора или наличия/отсутствия определённых кодовых слов в вашем дневнике. Это позволяет как минимум посетить одну локацию 3–4 раза без — при этом — повторения в ней одного и того же события. Игра через кодовые слова учитывает, что вы там уже были и совершали определённые действия, и если в первый раз старый шахтёр расскажет вам старинную легенду, то во второй раз просто кивнёт вам дружески и пройдёт мимо. В этом плане «Грааль» на миллионы световых лет обошёл крайне скучную и постоянно повторяющуюся историю в «Седьмом континенте». События, случающиеся с вами в одной локации, будут различаться в зависимости от ваших предыдущих выборов (не только в этой локации), ваших параметров, ваших ресурсов и иногда даже личности вашего героя. Так что хоть мы и вертелись всю первую главу вокруг одного Менгира на 9 карточках локации, нам всегда было что ещё исследовать в каждой одной из них — и многие их тайны мы так и не разгадали. Более того, даже путь к выполнению основного задания имеет несколько вариаций (например, нужный вам предмет можно найти в нескольких локациях).

 

 

 

+ Простая, но интересная система боевых и дипломатических схваток. Она реализована через построение цепочки карт, в которой вы пытаетесь соединить символы новой карты с символами предыдущей и в конечном счёте нанести достаточный урон противнику раньше, чем придёт время для его контрудара. Но кроме этого карты имеют не только разнообразный набор символов, но и специальные качества. При положении, что у каждого игрока своя начальная колода из 15 карт и ещё 25 в запасе для изучения, а в одной битве вы будете в среднем использовать всего 3–5 карточек, то разнообразие тут гарантировано. По сути это своеобразная головоломка, в которой вам необходимо наиболее эффективно использовать три карточки, случайно вышедшие из вашей колоды, чтобы создать цепочку, ведущую к победе.

 

 

 

+ Лёгкая система характеристик персонажей. Всё очень быстро становится ясно — и не приходится постоянно сверяться с правилами. Иконография хорошо имплементирована во все элементы игры, и она не такая уж и разнообразная, что даёт возможность ещё легче её запомнить и привыкнуть к ней.

 

+ Лёгкие правила. У игроков не так уж много действий на выбор, по сути, их четыре: перемещение, исследование, управление Менгирами и пас. Всё остальное — действия локаций, предметов и т. д. отпечатано на карточках в самой игре или в книге с эпизодами. По сути, все правила, включая боёвку, можно объяснить за 15 минут — и достаточно одного игрока, знающего правила в нюансах, чтобы игра шла гладко и без проблем. Остальным игрокам достаточно знать, что они могут передвигаться, исследовать и управлять Менгирами.

 

+ Лёгкая система сохранения игры, позволяющая вам с минимальными усилиями отметить свой прогресс в любой один момент партии (кроме середины битвы) и потом с лёгкостью восстановить партию на том моменте, где вы остановились.

 

− В игре огромное количество компонентов, которые являются нарративной составляющей. Это неминуемо ведёт к адски долгому раскладыванию и сборке игры после партии.

 

 

 

Так как в свой ход игрок производит все свои действия, которые позволяет ему количество его очков энергии, а зачастую его действия связаны с нарративом, огромный даунтайм просто неизбежен. Единственное, что успокаивает, — нарратив одного игрока интересен всем. Также серьёзное количество времени занимает битва или дипломатия, особенно если карты не идут.

 

Отсюда негатив по битвам — очень всё зависит от рандома. И если вам не идут карточки с уроном, то битва может очень затянуться. А это весьма вероятно, так как хоть вы и можете реконструировать свою колоду, включив в неё более мощные карты, в ней всё равно останутся карты без урона, а снизить количество карт в колоде ниже 15 нельзя. Так что приходится рассчитывать на удачу — и лучше, если не повезло с начальной рукой, сразу бежать из битвы.

 

 

 

− Кодовые слова. Это, с одной стороны, очень удобно, но с другой, реализовано, по-моему, не очень хорошо. В своей предыдущей игре «Это моя война!» издатель сделал героев безликими управителями группы людей, что, по сути, лишало каждого персонажа индивидуальности, так как каждый раз другой игрок решал, как поступит персонаж. Тут они вернулись к более классической схеме и каждый игрок полностью свободен управлять своим конкретным персонажем, как ему хочется. Даже не обязательно персонажам гулять вместе. Но при этом неприятный отголосок коллективности всё же остался. Все кодовые слова являются общими для группы. Так, например, если мой персонаж разговаривал уже с шахтёром и подружился с ним, получив код «Друг шахтёра», то при встрече с другим персонажем шахтёр будет вести себя с ним как со старым другом, хотя этот персонаж вообще в этих местах впервые. С одной стороны, это не даёт повторения одного и того же нарратива, который так или иначе вся группа уже слышала, но с другой, появляется некий тематический диссонанс.

 

 

 

− Правила написаны через одно место. Они простые, когда их поймёшь, но пока их не прокрутишь на практике, некоторые моменты вообще трудно понять, как точно работают. И сама книга правил составлена не очень удобно для поиска нужной информации.

 

Что же в итоге? Я лично доволен игрой на фоне «7 континента» и «Это моя война!», с которыми просто нельзя её не сравнивать: «Грааль» — огромный прорыв вперёд. Переигрываемость игры хоть и не большая, но как минимум игроки спокойно могут пройти компанию из 15 глав хотя бы дважды, а первую главу мы играли где-то около 3 часа. История интересная, как минимум по первой главе, а это всё-таки только вступление. Мы 3 часа провели на территории в 9 карт локаций, а в игре их 63. И предполагаю, что дальше история будет только развиваться и заплетаться всё больше и больше.

 

Конечно, это игра не для всех, ибо это очень времеёмкая игра. Если вы хотите часок погулять, конечно, для вас есть хорошая система сохранения, но даже при опытной набитой руке паковщика у вас по 30 минут уйдёт на то, чтобы разложить игру и собрать её обратно в коробку, а за час вы едва ли продвинетесь много по игровому сюжету.

 

Стоит ли игра своих денег? По содержанию коробки — определённо стоит. Но стоит ли вам брать эту игру — зависит от личных предпочтений. Если вам нравится игра, в которой сюжет и исследование мира являются основной движущей силой и продолжительность партии вас не пугает — вы не останетесь разочарованными. Эта составляющая в «Граале» на очень высоком уровне. Если же вам интересен сюжет, но всё же предпочитаете партейки на час-полтора, лучше пройти мимо.

 

Что касается меня лично, то я обожаю игры с сильной тематикой и очень сожалею, что не взял игру на «Кикстартере» (меня отпугнула предыдущая сюжетная игра издательства — «Это моя война!», которую я искренне ненавижу). Но будь я резидентом России, я бы не раздумывая заказал себе русскую версию игры. Да и если бы она сейчас была в продаже, возможно, купил бы во время своего посещения «Игрокона» (если от этой поездки я не разорюсь окончательно, хи-хи). Я хоть и вполне себе понимаю английский, но всё же переводить художественный текст на болгарский мне легче было бы с русского (ну и мог бы играть с русскоязычными коллегами).

 

 

 

Покупать или нет — решать вам. Я всего лишь даю информацию, которая, надеюсь, позволит вам сделать правильный выбор для себя. Я определённо хочу продолжить кампанию в этой игре и, вероятнее всего, сделаю это.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
light21 написал год назад: # скрыть ответы

Интересный ли это опыт? Неплохо.

Хорошая ли это игра? Определённо нет. Игра не плохая, она ужасна. Всё упирается в море багов (удивительно вообще говорить такое о настолке).

Она не тестировалась. Многие квесты могут провалиться просто потому что. Спасаешь ребёнка из плена, а тут выясняется, что он голодал. Нужна еда, у тебя её нет. Майнквест провален. Можно ли было подготовится? Ни разу.

Много гринда. Нет, не так. МНОГО ГРИНДА, и это при условном ограничении времени.

Единственный шанс получить реальное удовольствие - случайно пройти её так, как задумывалы разработчики. Любое отклонение приводит к жопоболе.

Несмотря на то, что перед нами якобы песочница, на деле от рельс отклонятся не просто не желательно, а вообще нельзя.

Первую треть игры я получал удовольствие от игры, но когда начали всплывать все косяки, а сюжет оказался банальным пшиком, стало больно. В целом впечатления неплохие, но советовать никому бы не стал. Особенно за эти деньги

evilpiton написал год назад: # скрыть ответы

Добрый день. Интересное мнение. Подскажите, Вам какие игры подобного плана зашли больше? Спасибо.

light21 написал год назад: # скрыть ответы

Подобный жанр - это какой? В данном случае это странный мутант, где игра кажется вообще лишней.

Так-то любая визуальная новелла на ПК или интерактивная книга ИРЛ выигрывает почти по всем параметрам.

Milok написал год назад: # скрыть ответы

Ох уж эти неженки. Как вы любите всегда бросать «шестерки» и выигрывать каждую проверку. Ну горит у вас задница, не можете играть в кризис, выбросьте предрассудки, что «мужики играют на хадкоре», вас никто не осудит и играйте в сюжетный режим, для Вас же сделали…зачем вы страдаете?
И что не так с ценой на Грааль у Вас поясните пожалуйста? Ну напишите схожей комплектации игру по «хорошей» цене.
Вас спросили про похожую игру с хорошим сюжетом, а вы съехали на компьютер. Напишите про хорошую сюжетную игру! Грааль в своё время был одной из лучших сюжетных игр (ИМХО).
З.Ы. У игры конечно есть проблемы, и она не должна заходить всем, но считать ее ужасной и плохим сюжетом это верх цинизма.

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Причём тут выигрышь проверки? Тут речь про БАЛАНС, что ты не скорее проигрываешь, чем выигрываешь, чем вы читаете вообще? И даже если проигрываешь проверки - это не должно сращу приводить к смерти персонажа, это кривой геймдизайн.

И глупо говрить "а вот среди сюжетных тут лучшая" - ну так накрути такой сюжет на любые другие механики и будете так же защищать. Механика Грааля - говно)

Milok написал год назад: # скрыть ответы

Ну вы не смогли осилить вот беситесь, а мы пролетели залпом всё 2 раза (умерли один раз вначале во 2й главе, но не заплакали и переиграли). Не понимаю про какой баланс Вы говорите, мы не в евро играем тут, а проходиться тут всё нормально, боевка оригинальная (кому-то нравится, кому-то нет). У игры есть другие проблемы, которые много раз озвучивались - гринд, если заплутали (одну главу мы 5 часов играли, не зная куда идти), не равномерность прокачки (в первых 3х главах тяжеловато в боях, зато потом все умирают в 1-2 раунда) и т.д. Но повторюсь: не получается - не страдайте, не включайте истеричку, а включите сюжетный режим, хоумрулы и т.д. и попробуйте насладиться миром игры.

BrutalBaron написал год назад: #

Истеришь тут только ты в жалких потугах защитить эту неумелую книжку, мимикрирующую под игру) Разговор окончен.

ZXCVB1234 написал год назад: #

Ну хз, прошёл все три кампании первой трилогии - бывает и проигрываешь, особенно в Падении Авалона, которая самая хардкорная из тройки, но в целом всё более чем проходимо.
И даже не в стиле бомжа с избеганием боёв и тд, а встречая всё лицом к лицу.

marom написал год назад: # скрыть ответы

какие-то сопли развели. в Граале на первых четырех главах дважды герои помирали. начали с начала в третий и прошли норм, уже осознавая сложности и нюансы игры.
если не можете в кризисность, всегда остаются те же беззубые Спящие боги, например.

bg01cc написал год назад: #

Имею противоположный опыт игры в Спящих Богов - у меня большая часть команды после каждого боя была одной ногой в могиле.
Возможно, конечно, это я по таким локациям лазил, с очень сильными монстрами, но тут уж куда повел мой "сюжетный" выбор.
Тем не менее, это стало основной причиной, почему, дав игре еще пару шансов, в итоге я ее невзлюбил и продал.

ZXCVB1234 написал год назад: #

Вы точно в Богов по правилам играли?)

light21 написал год назад: # скрыть ответы

Я спросил про жанр, услышал только ваш полуосмысленный поток сознания. Какой у Грааля жанр?

Milok написал год назад: # скрыть ответы

Прочитайте хотя бы первый абзац описания к игре и не ёрничайте. У Вас есть свои ощущения, вот их напишите, а желания играть в юриста с вами нет.

light21 написал год назад: #

Выдавать тонны бреда и оскорблений ты можешь, а ответить на вопрос - нет?

ZXCVB1234 написал год назад: # скрыть ответы

И почему пример с ребенком это баг? Как будто история дальше не развивается по-другому просто

light21 написал год назад: # скрыть ответы

Потому что ты ожидаешь одного результата, а получаешь другой, на который реально никак не мог повлиять.

Это как пойти учится на художника, а выйти юристом. Вроде тоже профессия, но...

ZXCVB1234 написал год назад: # скрыть ответы

Крайне странный тейк - вам нужна полная предсказуемость в приключенческой игре с открытым миром?

light21 написал год назад: # скрыть ответы

Вы подменяете понятия

ZXCVB1234 написал год назад: # скрыть ответы

Какие?

light21 написал год назад: # скрыть ответы

Все. Непредсказуемость развития событий не то же самое, что непредсказуемость игровых механик и правил поведения мира

ZXCVB1234 написал год назад: # скрыть ответы

>>>>Непредсказуемость развития событий не то же самое, что непредсказуемость игровых механик и правил поведения мира

Почему?

danceandfight написал год назад: # скрыть ответы

Потому что события развиваются от действий игроков, которые эксплуатируют механики и правила поведения мира. Провал - лучше всего двигает историю вперед, об этом тебе расскажет любая современная ролевая система. NPC может умереть от твоих неправильных действий, может умереть по сюжету, но не должен умирать потому что, так ну вот так вышло, надо было догадаться, что нужна будет еда - это идиотизм и геймдизайн уровня видеоигр 94 года

ZXCVB1234 написал год назад: #

Так он из-за твоих действий и умирает

BrutalBaron написал год назад: #

Ну вообще логично дать возможность так или иначе квест пройти, это вот та самая грань, которая в игре выдержана плохо, между приключением и последствиеями. Типа, дать игрокам возможность решить вопрос за какое-то время а не валить квест стразу было бы верным решением. Потому что это, блин, игра, а не симулятор тёмного фентези.

LenoPolen0 написал год назад: # скрыть ответы

Очень странно, что кто то не смог накормить ребенка, можно использовать еду, можно использовать магию, можно самому не есть а кормить его. Если Вы смогли его выкупить, значит Вы получили такой квест, и знаете куда его вести. Странно если Вы ходите с 0 еды с 0 магии и 1 жизнью.

ZXCVB1234 написал год назад: # скрыть ответы

Больше всего удивляет то, что у авторов комментов клин сошёлся на том, что всё пошло не так, как они запланировали. При этом, за провал квеста никто не заставляет переигрывать всю эту канитель с доставкой (сам по себе квест ужасный, тут спорить не буду) и не пишет "игра окончена".
Интересно, а зайти в Элден ринг в новый данж без эстуса и с 1 хп это геймдизайн какого года?

danceandfight написал год назад: # скрыть ответы

>>>Интересно, а зайти в Элден ринг в новый данж без эстуса и с 1 хп это геймдизайн какого года?

в целом, примерно, 1988

ZXCVB1234 написал год назад: #

Кайф

_laz написал год назад: # скрыть ответы

на вкус и цвет, что называется...

не могу сказать, что это моя прям самая любимая игра, но точно входит в мой личный топ, и однозначно лучшая в своем жанре.

light21 написал год назад: # скрыть ответы

В каком жанре?

_laz написал год назад: # скрыть ответы

хороший вопрос..

жанр приключения с "интерактивной книгой" и картой. Игры типа 7 континента, Sleeping Gods, Hexplore Campaign Book, Isofarian Guard, Lands of Galzyr, и так далее.

light21 написал год назад: # скрыть ответы

Песочницы? Вот только Грааль не песочница. Это исключительно рельсовая игра, которая больно наказывает за то, что сходишь с рельс.

Вероятно, вам просто повезло и ваши игровой опыт совпал с теми рельсами, которые задумывали авторы

ZXCVB1234 написал год назад: #

Это, конечно, не песочница, но и игра не прям рельсовая, во всяком случае именно Падение Авалона - главное соблюсти баланс

seal написал год назад: # скрыть ответы

Все относительно....И в сравнении с другими настолками(свято-истинных настолок нет) Грааль очень даже хорошая игра. И с ценой у нее на сегодняшний день тоже относительно справедливо. На мой взгляд минус у нее один. Это то что играть в нее нужно со своей семьей. Я слабо представляю такую ситуацию, когда на протяжении полгода-год, каждый вечер одна семья ходит к другой поиграть в настолку. Это даже звучит как-то забавно))

goodman написал год назад: # скрыть ответы

Друзья ходят к друзьям бывает, или например на игротеке проходить можно

seal написал год назад: # скрыть ответы

Вряд-ли вы будете на игротеке год с одними и теми-же людьми собираться

goodman написал год назад: #

Есть и такие примеры, почему нет то?

Sergeant82 написал год назад: # скрыть ответы

С декабря 2018 года играем так в две семьи, не каждый вечер, но раз в неделю в сюжетные кампании, благо живем через дом друг от друга) Прошли весь локализованный Глумхевен, 4 кампании ВК.СвС, 2 кампании Грааля, сейчас играем в Багровую чешую - фанатский доп к Глумхевену. Впереди еще две кампании ВК, одна кампания Грааля и анонсы этого года нам уже гарантировали еще минимум пару лет увлекательных совместных приключений))

seal написал год назад: #

Не у всех есть в соседях такие надежные и веселые семьи))) Да и не каждая жена согласится на то что каждый вечер после работы у нее в квартире будут собираться посторонние люди))))

seal написал год назад: #

Кстати еще один минусок припомнился.....Играть все-же нужно часто. Если не играть неделю то забываются мелкие квесты. Да и вообще забывается сама история. Я к концу игры уже вообще забыл очень много из интересного и логическая цепь истории в голове слоилась пунктиром..Кто кого убил? куда делся Ланселот? кто-же такая Моргана и за кого она? кто помер в яме? да и вооще кто-такой Артур и почему все так произошло?)))) все эти вопросы к концу игры покрылись мраком забвения. И это еще при том что дочь много чего записывала в блокнот.

Herbert_West написал год назад: # скрыть ответы

Не вижу в этом проблемы. Мы с женой прошли за двоих персонажей и всё. Игра легко масштабируется под количество игроков.

seal написал год назад: #

Ну я и говорю для одной семь норм. Я с дочкой год проходил ее. Ну и стол нужен свободный, постоянно ее собирать-раскладывать лениво

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Я бы сказал так - игра вообще не френдли, она кривая с точки зрения того, как делают игры. Это какой-то симулятор с чтением книги.

Типа, пошёл не туда, получил по щщам - и дальше тупо рандом, пройдёшь проверку или зафейлишь. Это криво, косо и неправильно, приключения так делать нельзя, когда у тебя нет возможности перезарядиться или что-то в этом роде, это убивает настолку. Перс зашёл не туда, чем-то заболел, попал в тюрьму и всё, сдох.

Это может хорошая книжка-приключение, но как игра, соглашусь - в целом плохая, особенно мне не нравится помимо гринда и невменяемых наказаний за просчёты - игру нельзя пройти ,если двигаться отдельно друг от друга персонажам. Тогда зачем нужны другие игроки, если как только вы разбредаетесь - все проигрывают?)

LenoPolen0 написал год назад: #

Возможно Вы еще не доросли до этой игры

Heretic написал год назад: # скрыть ответы

Из того, что запомнилось: баг с двойной деревней. Если пойти по хорошему пути и объединить две разобщенные деревни в одну, то в конце нет возможности спасти эту объединенную деревню. Причем, если запороть квест на объединение, то все прекрасно спасается. Это, блин, как?
Замедление передвижения в конце (где как раз надо далеко бегать) сильно раздражает.
В последних главах начинают встречаться выборы однозначно заканчивающие игру. Мы отказывались от них, надеясь на какой-то эпичный конец. Но увы, последняя глава просто предложила вернуться к этим выборам и закончить уже игру хоть как-нибудь.

seal написал год назад: #

Ну наверное баг, это громко сказано. Скорее это особенность данной игры, она не обещает, что прохождение будет прогулкой по книжке. Игра не простая и требует бережного и аккуратного прохождения. За ошибки особо не церемонясь карает, это так. В игре множество не удобных для прохождения мест - лабиринт, восстания в деревнях которые хочешь-не хочешь нужно решать итд. Вообще игра хорошая, я ее прошел год-два назад и чувствую, что с удовольствием поиграл бы снова, но зная сколько нужно времени и сил на нее потратить, я ее скорее всего больше не куплю))

svysockih написал год назад: #
Фото

Спасибо, что взяли все фото из моей статьи.
Жалко, что не взяли саму статью.
https://t.me/boardgamecommunity/82

olezhooon написал год назад: # скрыть ответы

Расскажу, как победил минусы - играл в одиночку, а после 8 главы просто перестал считать ресурсы и сражаться со слабыми врагами. Так стало терпимо.

Сюжет все равно показался слабым, искусственно витиеватым. Но среди остальных сюжетных игр типа Улоса и Властелина Колец это шедевр.

BrutalBaron написал год назад: #

Ну то есть чтобы нормально играть в игру - надо просто читать книгу, а не вот эти все механики гринда и менгиров)

Когда игра не играбельная по собственным правилам и нужны на столько крупные костыли - значит это уже вообще другая игра, а изначально она плохая, ибо в итоге ты по сути играешь в нечто придуманное собой (не путать с хоум рулами)

Herbert_West написал год назад: #

Лично для меня эта игра оказалась неплохим опытом знакомства с сюжетными настолками. Зацепила именно сама история и общая атмосфера, так сказать, надвигающегося фентезийного апокалипсиса. Однако сочетание сюжета с механикой игры дико не зашло. Исследовать локации было интересно, но бесконечный гринд, который не столько тяжёлый, сколько просто напрягает своим мучительным унынием, портит всё. Плюс большая проблема игры, которая, как мне кажется, свойственная многим играм с продолжительным сюжетом, включая расхайпленную Миддару, это несоответствие развития механик с продолжительностью сюжета. Механики, как и контент с ними связанный, успевают надоесть раньше, чем сюжет доберётся хотя бы до своей половины. Всё, что может предложить Грааль с точки зрения механик, заканчивается уже на четверти игры, а дальше всё одно и то же. В этом плане баланса ноль. Это касается и баланса сложности. В начале игра довольно лютая. Но уже после экватора становится относительно лёгкой прогулкой. Разработчики это явно понимали, поэтому сделали пару костылей в виде болезненного удара по прокачке персонажей и усиления врагов. То есть новых врагов с интересными механиками не появляется, просто усиливаются старые, а персонажам кастрируют их прогресс. Гениальное решение, которое ничего, кроме фрустрации, не вызывает. В общем, моё мнение, что в виде книги-игры данное творение смотрелось бы куда лучше, чем в виде такого гибрида, который из неё в конце концов получился.